Формирование счетных операций у младших школьников с нарушением интеллекта
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 46 + 46 источников
- Добавлена 01.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования счетных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта 6
1.1. Счетные навыки. Формирование счетных навыков у младших школьников 6
1.2. Особенности усвоения счетных навыков младшими школьниками с нарушением интеллекта 16
1.3. Подходы к формированию счетных навыков у младших школьников с умственной отсталостью 33
Вывод по главе 1 39
Глава 2. Исследование особенностей формирования счетных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта 40
2.1. Организация эксперимента 40
2.2. Анализ результатов эксперимента по выявлению особенностей сформированности счетных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта 46
2.3. Методические рекомендации по формированию счетных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта 53
Вывод по главе 2 55
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 63
Базой исследованияявляется Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы №. В исследовании приняли участие 20 детей: экспериментальная группа – младшие школьники снарушением интеллекта, 10 человек, 9-10 лет, 2 девочки и 8 мальчиков. Группа норма – младшие школьники, обучающиеся в общеобразовательной школе, 10 человек, 9-10 лет, 2 девочки и 8 мальчиков (норма). Исследование проводилось в 2015-2016 учебном году на базе школы № для детей снарушением интеллекта, р-на, города и средней общеобразовательной школы №, р-на, города.Список детей№п/пФИО ученикаДата рожденияЗаключение ПМПК3 класс1Владимир Б.14.07.2006Статус УООбучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью2Николай З.24.09.2006Статус УООбучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью3Александр К.07.02.2006Статус УООбучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью4Иван К.30.07.2006Статус УООбучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью5Егор О.05.06.2005Статус УООбучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью6Олег П17.03.2006Статус УООбучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью7Александр А.25.09.2006Статус УООбучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью8Борис Г.28.10.2006Статус УООбучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью9Михаил И. 03.05.2005Статус УООбучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью10Роман К.15.08.2005Статус УООбучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостьюМетоды исследования.Методика констатирующего эксперимента. Выявлялись следующие показатели сформированности вычислительных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта:1. Уровень обученности учащегося:Высокий – преобладают оценки «5» и «4»Средний – преобладают оценки «4» и «3»Низкий – преобладают оценки «3» и «2»2. Уровень владения темой «Нумерация»1 Серия:Задания1. Записать числа под диктовку и прочитать их13 12 182. Восстановить порядковый счет8, 9, 10, ………, 15, ……., 213. Разложить на сумму разрядных слагаемыхА) 16=11=14=Б) Найди ошибки18=10+8+117=10+6+213=10+8+24. Классно-разрядный состав числаА) Выдели в числах классы5 12 17Б) Запиши числа, в которых 1 десятков, 1 единица; 1 десятка, 8 единицУровни владения темой:Высокий – нет ошибок или 1 ошибкаСредний – общее количество ошибок 2-4Низкий – общее количество ошибок 5-72 серия:3. Уровень владения темой «Арифметические действия с неотрицательными целыми числами»1) Вычисли устно:10+10 10+212+3 13+32) Вычисли14+6 11+414+1 11+23) Вычисли1кг. + 4 кг.1 дм + 2 смДействие вычитание1) Вычисли устно:16-2 12-215-2 13-32) Вычисли14-6 16-1014-5 11-103) Вычисли10т. - 8 т.1 дм 3 см - 2 смДействие умножение1) Вычисли устно:1*6 2*210*2 4-22) Вычисли4*6 8*64*10 5*103) Вычисли1т. * 21 м * 3Действие деление1) Вычисли устно:6:2 7:712:2 14:72) Вычисли16:2 12:614:2 9:33) Вычисли10 ц /1020 см /2Уровни владения темой:Высокий – нет ошибок или 1 ошибкаСредний – общее количество ошибок 2-4Низкий – общее количество ошибок 5-7Для математического анализа и интерпретации данных использовалась первичная статистика: мера центральной тенденции, среднее, стандартное отклонение, асимметрия, эксцесс.Сравнительный анализ данных проводился с помощью критерия Стьюдента. Формула для расчета критерия Стьюдента следующая:где и - средние арифметические двух сравниваемых выборок, а m1 иm2 - их среднестатистические ошибки.Обработка данных была произведена в программе STATISTICA 6.0 forWind.2.2. Анализ результатов эксперимента по выявлению особенностей сформированности счетных навыков у младших школьников с нарушением интеллектаСравнительный анализ показателей констатирующего экспериментаСтатистический анализ данных произведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении.Таблица 1. Результаты анализа усвоения нумерации целых чисел НУМЕРАЦИЯ запись чисел под диктовкупорядковый счетразложение чисел по составуклассно-разрядный состав числа записали %прочитали %прямой счет %обратный счет %разложили %нашли ошибки %выделили классы %записали классовый состав числа %записали классно-разрядный состав числа %классколичество учащихсясправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьНАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА30304624433720433720305020275320334720404023305020305020НОРМА3093609730973093709010093709730907387103Как видно из таблицы 1 показатели усвоения темы нумерация у младших школьников с нарушением интеллектаи нормы распределились следующим образом. При записи чисел под диктовку справились 30% учащихся с нарушением интеллектаи 93% учащихся класса нормы, справились с помощью 30% учащихся с нарушением интеллектаи 6% учащихся класса нормы, не справились с заданием 24% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справившихся учащихся нет.При записи чисел под диктовку (прочитали) справились 24% учащихся с нарушением интеллектаи 97% учащихся класса нормы, справились с помощью 43% учащихся с нарушением интеллектаи 3% учащихся класса нормы, не справились с заданием 37% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справившихся учащихся нет.При проверке навыков порядкового счета (прямой счет) справились 43% учащихся с нарушением интеллектаи 97% учащихся класса нормы, справились с помощью 37% учащихся с нарушением интеллектаи 3% учащихся класса нормы, не справились с заданием 20% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справившихся учащихся нет.При проверке навыков порядкового счета (обратный счет) справились 30% учащихся с нарушением интеллектаи 93% учащихся класса нормы, справились с помощью 50% учащихся с нарушением интеллектаи 7% учащихся класса нормы, не справились с заданием 20% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справившихся учащихся нет.При проверке навыков разложения чисел по составу (разложили) справились 27% учащихся с нарушением интеллектаи 90% учащихся класса нормы, справились с помощью 53% учащихся с нарушением интеллектаи 10% учащихся класса нормы, не справились с заданием 20% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справившихся учащихся нет.При проверке навыков разложения чисел по составу (нашли ошибки) справились 33% учащихся с нарушением интеллектаи 93% учащихся класса нормы, справились с помощью 27% учащихся с нарушением интеллектаи 7% учащихся класса нормы, не справились с заданием 20% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справившихся учащихся нет.При проверке усвоения классно-разрядного состава числа (выделили классы) справились 40% учащихся с нарушением интеллектаи 97% учащихся класса нормы, справились с помощью 40% учащихся с нарушением интеллектаи 3% учащихся класса нормы, не справились с заданием 23% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справившихся учащихся нет.При проверке усвоения классно-разрядного состава числа (записали классовый состав числа) справились 30% учащихся с нарушением интеллектаи 90% учащихся класса нормы, справились с помощью 50% учащихся с нарушением интеллектаи 7% учащихся класса нормы, не справились с заданием 20% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы 3%.При проверке усвоения классно-разрядного состава числа (записали классно-разрядный состав числа) справились 30% учащихся с нарушением интеллектаи 87% учащихся класса нормы, справились с помощью 50% учащихся с нарушением интеллектаи 10% учащихся класса нормы, не справились с заданием 20% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы 3%.Таким образом, наибольшее количество ошибок при усвоении темы нумерации у учащихся с нарушением интеллектавыявлено при записи чисел под диктовку (54%), при чтении чисел, записанных под диктовку (77%), при прямом счете (57%), при обратном счете (70%), при разложении чисел по составу (83%), при записи классно-разрядного состава числа (70%), не записали классно-разрядный состав числа (70%). У учащихся класса нормы наибольшее количество ошибок выявлено при усвоении темы классно-разрядного состава числа (13%).Таблица 2. Результаты анализа действий сложения и вычитания СЛОЖЕНИЕ %ВЫЧИТАНИЕ %классустное вычислениеписьменное сложениесложение чисел, полученных при измеренииустное вычислениеписьменное вычислениевычитание чисел, полученных при измерении справилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьНАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (10)404020434314204733434314404020275023НОРМА (10)831708313467276831348317070273Как видно из таблицы 2 показатели усвоения темы сложение и вычитание у младших школьников с нарушением интеллектаи нормы распределились следующим образом. При выполнении действия сложение (устное вычисление) справились 40% учащихся с нарушением интеллектаи 83% учащихся класса нормы, справились с помощью 40% учащихся с нарушением интеллектаи 17% учащихся класса нормы, не справились с заданием 20% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справившихся учащихся нет.При выполнении действия сложение (письменное вычисление) справились 43% учащихся с нарушением интеллектаи 83% учащихся класса нормы, справились с помощью 43% учащихся с нарушением интеллектаи 13% учащихся класса нормы, не справились с заданием 14% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справилось 3% учащихся.При выполнении действия сложение (сложение чисел, полученных при измерении) справились 20% учащихся с нарушением интеллектаи 67% учащихся класса нормы, справились с помощью 47% учащихся с нарушением интеллектаи 26% учащихся класса нормы, не справились с заданием 33% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справилось 7% учащихся.При выполнении действия вычитание (устное вычисление) справились 43% учащихся с нарушением интеллектаи 83% учащихся класса нормы, справились с помощью 43% учащихся с нарушением интеллектаи 13% учащихся класса нормы, не справились с заданием 14% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справились 4% учащихся.При выполнении действия вычитание (письменное вычисление) справились 40% учащихся с нарушением интеллектаи 83% учащихся класса нормы, справились с помощью 40% учащихся с нарушением интеллектаи 17% учащихся класса нормы, не справились с заданием 20% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справившихся учащихся нет.При выполнении действия вычитание (вычитание чисел, полученных при измерении) справились 27% учащихся с нарушением интеллектаи 70% учащихся класса нормы, справились с помощью 50% учащихся с нарушением интеллектаи 27% учащихся класса нормы, не справились с заданием 23% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справилось 3% учащихся.Таким образом, наибольшее количество ошибок при усвоении темы сложение и вычитание у учащихся с нарушением интеллектавыявлено при устном сложении (60%), при сложении чисел полученных при измерении (80%), при письменном вычитании (60%), при вычитании чисел, полученных при измерении (73%). Наибольшее количество ошибок при усвоении темы сложение и вычитание у учащихся класса нормы выявлено при сложении чисел полученных при измерении (33%), при вычитании чисел, полученных при измерении (30%).Таблица 3. Результаты анализа действий умножения и деления УМНОЖЕНИЕ %ДЕЛЕНИЕ %классустное вычислениеписьменное вычислениеумножение чисел, полученных при измеренииустное вычислениеписьменное вычислениеделение чисел, полученных при измерении справилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьсправилисьсправились с помощьюне справилисьНАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (10)205327305020275023305020374320175726НОРМА (10)732078313477203831348713070237Как видно из таблицы 3 показатели усвоения темы умножение и деление у младших школьников с нарушением интеллектаи нормы распределились следующим образом. При выполнении действия умножение (устное вычисление) справились 20% учащихся с нарушением интеллектаи 73% учащихся класса нормы, справились с помощью 53% учащихся с нарушением интеллектаи 20% учащихся класса нормы, не справились с заданием 27% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справилось 7% учащихся.При выполнении действия умножение (письменное вычисление) справились 30% учащихся с нарушением интеллектаи 83% учащихся класса нормы, справились с помощью 50% учащихся с нарушением интеллектаи 13% учащихся класса нормы, не справились с заданием 20% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справилось 4% учащихся.При выполнении действия умножение (умножение чисел, полученных при измерении) справились 27% учащихся с нарушением интеллектаи 77% учащихся класса нормы, справились с помощью 50% учащихся с нарушением интеллектаи 20% учащихся класса нормы, не справились с заданием 33% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справилось 3% учащихся.При выполнении действия деление (устное вычисление) справились 30% учащихся с нарушением интеллектаи 83% учащихся класса нормы, справились с помощью 50% учащихся с нарушением интеллектаи 13% учащихся класса нормы, не справились с заданием 20% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справились 4% учащихся.При выполнении действия деление (письменное вычисление) справились 37% учащихся с нарушением интеллектаи 87% учащихся класса нормы, справились с помощью 43% учащихся с нарушением интеллектаи 13% учащихся класса нормы, не справились с заданием 20% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справившихся учащихся нет.При выполнении действия деление (деление чисел, полученных при измерении) справились 17% учащихся с нарушением интеллектаи 70% учащихся класса нормы, справились с помощью 57% учащихся с нарушением интеллектаи 23% учащихся класса нормы, не справились с заданием 26% учащихся снарушением интеллекта, в классе нормы не справилось 7% учащихся.Таким образом, наибольшее количество ошибок при усвоении темы умножение и деление у учащихся с нарушением интеллектавыявлено при устном и письменном умножении (80% и 70%), при умножении чисел полученных при измерении (83%), при устном и письменном делении (70% и 63%), при делении чисел, полученных при измерении (83%). Наибольшее количество ошибок при усвоении темы умножение и деление у учащихся класса нормы выявлено при умножении чисел полученных при измерении (30%), при делении чисел, полученных при измерении (30%).2.3. Методические рекомендации по формированию счетных навыков у младших школьников с нарушением интеллектаКаждый урок — это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тем или иным понятием, умением, навыком. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, существенно зависит достижение целей урока, а также степень активности и. самостоятельности учащихся в процессе познания.Учебные задания конкретизируют методы обучения, используемые учителем на уроке, определяют структуру и внутреннюю логику урока, характер познавательной деятельности учащихся.Младшие школьники с нарушением интеллектаусваивают учебный материал с большим количеством повторений, поэтому для них необходимы условия дробления заданий на более мелкие и повторение изученного материала перед изучением нового. Прежде всего необходимо, чтобы процесс выполнения заданий не сводился только к воспроизведению, а дополнялся наблюдением, анализом, сравнением. Задания должны вызывать обдумывание, рассуждение. Это достигается путем использования различных инструкций. Последовательность заданий на уроке должна быть выстроена таким образом, чтобы предыдущее задание подготавливало ученика к выполнению следующего. Это обеспечивается органическим включением ранее усвоенных знаний в процесс овладения новым. Задания должны постепенно усложняться, т. е. предъявлять все более высокие требования к умственной деятельности школьников. Это обеспечивается все большим проникновением в суть вопроса, установлением все новых связей и зависимостей, применением знаний в новых ситуациях.Школьникам с нарушением интеллектасложно понять новый материал. Учитывая, что учащиеся школы VIII вида склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, следует производить постоянное закрепление и повторение изученного материала. Причем повторение предполагает постепенное расширение, а, главное углубление ранее изученных знаний.Таким образом, при подготовке к изучению на уроке нового материала необходимо стремиться к рассмотрению его в тесной взаимосвязи с другими вопросами курса, органически включать их в познание нового и видеть перспективу дальнейшего развития данного вопроса.Вывод по главе 2наибольшее количество ошибок при усвоении темы нумерации у учащихся с нарушением интеллекта выявлено при записи чисел под диктовку (54%), при чтении чисел, записанных под диктовку (77%), при прямом счете (57%), при обратном счете (70%), при разложении чисел по составу (83%), при записи классно-разрядного состава числа (70%), не записали классно-разрядный состав числа (70%). У учащихся класса нормы наибольшее количество ошибок выявлено при усвоении темы классно-разрядного состава числа (13%).наибольшее количество ошибок при усвоении темы сложение и вычитание у учащихся с нарушением интеллекта выявлено при устном сложении (60%), при сложении чисел полученных при измерении (80%), при письменном вычитании (60%), при вычитании чисел, полученных при измерении (73%). Наибольшее количество ошибок при усвоении темы сложение и вычитание у учащихся класса нормы выявлено при сложении чисел полученных при измерении (33%), при вычитании чисел, полученных при измерении (30%).наибольшее количество ошибок при усвоении темы умножение и деление у учащихся с нарушением интеллекта выявлено при устном и письменном умножении (80% и 70%), при умножении чисел полученных при измерении (83%), при устном и письменном делении (70% и 63%), при делении чисел, полученных при измерении (83%). Наибольшее количество ошибок при усвоении темы умножение и деление у учащихся класса нормы выявлено при умножении чисел полученных при измерении (30%), при делении чисел, полученных при измерении (30%).Таким образом, гипотезу нашего исследования о том, что уровень (степень) сформированности счетных навыков у детей, обучающихся в школе VIII вида, отличается от вычислительных навыков у учащихся массовых школ и имеют некоторые особенности, можно считать доказанной.ЗаключениеЦели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, чтоуровень (степень) сформированности счетных навыков у детей, обучающихся в школе VIII вида, отличается от вычислительных навыков у учащихся массовых школ и имеют некоторые особенности, подтвердилась.Рассмотрев особенности усвоения знаний, умений и навыков у нормально развивающихся детей и детей с нарушением интеллекта, мы убедились насколько сложно детям с нарушением интеллекта овладеть самыми элементарными математическими знаниями:Исследования многих психологов, дидактов, методистов, учителей показывает, что формирование вычислительных умений и навыков- сложный длительный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, уровня его подготовки и способов организации вычислительной деятельности. Программа обучения младших школьников с нарушением интеллекта счетным навыкам нацеливает учителя на широкое использование наглядности, дидактического материала, учитывая, что отвлеченное, абстрактное мышление школьников с интеллектуальной недостаточностью развито слабо. Поэтому в программе большое место отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.В ходе констатирующего исследования обнаружены значительные различия в уровне сформированности счетных навыков у детей, обучающихся в общеобразовательной школе и у детей с нарушением интеллекта.Список литературыАндрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения – М.: Просвещение - Вопросы психологии.- 2003. - №1. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспо-могательных школах. - М.: «Просвещение», 1981. Веккер Л.М., Психические процессы.- М., 2010.- 224 с.Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка, М., 2005 – 438 с.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии - М.: Просвещение, 1973. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред. В.В. Воронковой - М.: Просвещение, 1994. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, том 5. Москва, 2013. Гаврилушкина О.П., Соколова И.Д. Восприятие и обучение умственно отсталых дошкольников, М., Просвещение, 2005 – 72 с.Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения. М: Просвещение, 1968. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.Дидактические игры на уроках математики – В. Г. Коваленков – М.: Просвещение, 2010. Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей. Дефектология, 2008. - №4. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. - М: Просвещение, 1989. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М: Просвещение, 2005. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика, М., 2008 – 207 с.Коррекционная педагогика/Под ред. В.С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». – Ростов-н/Д: Издательский центр «Март», 2002. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2012.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно – практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образова-тельных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд – во «Учитель», 2004. Маклаков А.Г., Общая психология, СПб., 2005., 684 с.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, СПб, 2003, 314 c.Мастюкова Е.М. Подготовка детей к обучению с проблемами в развитии. М., 2003Молчанова Я.В. Математическая обработка данных в социально-психологическом исследовании: ключевые моменты и «подводные камни». М.: МАКС Пресс, 2002. 40 с.Мотивация и мотивы. /Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.Мудрик А.В. Социализация и воспитание. Изд-во Сентябрь, -М., 2007. 96с.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 456 с.Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2004. – 392с.Настольная книга педагога – дефектолога/Т.Б. Епифанцева. – Изд. 2-е – Ростов- н/Д: Феникс, 2006.– (Сердце отдаю детям) Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразо-вательных учреждениях VIII вида: Новые учеб. программы и метод. материалы. – Кн. 2/Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2002. Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности М., 1985 г.Педагогическая коррекция/Под ред. В. П. Кащенко - М.: Просвещение, 2008. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (кор-рекционной) школе VIII вида: Учебник для студентов дефектологиче-ского факультета педвузов. 4-е изд., переработанное – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Практикум по возрастной психологии. Под.ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, СПбГУ, 2007.Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежде-ний VIII вида 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010г. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 2006. - 440 с.Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.Психология математических способностей школьников. – В. А. Кру-тецкий - М.: Просвещение, 2008. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение разви-тия ребенка: Пособие для учителя – дефектолога/Под ред. Л.М. Шипи-цыной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– (Коррекционная педагогика). Радугин А.А., Психология.- 2012.- 154 с.Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии.- 2010.- 349 с.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 2009 - 216 с.Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью. /Науч. ред. М. Пишчек. СПб. 2006. 276с.Увлечь школьников математикой - Б. А. Кордемский - М.: Просвеще-ние, 2011. УленковаУ.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Альянс, 2003. – 178 с.Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. – М., 2006. – 264 с.Шэффер Дэвид Дети и подростки, Психология развития, СПб, 2003, 828 c.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна, - М. – Воронеж, 2005. – 416 с. ПриложениеМетодика констатирующего эксперимента. Выявлялись следующие показатели сформированности вычислительных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта:1. Уровень обученности учащегося:Высокий – преобладают оценки «5» и «4»Средний – преобладают оценки «4» и «3»Низкий – преобладают оценки «3» и «2»2. Уровень владения темой «Нумерация»1 Серия:Задания1. Записать числа под диктовку и прочитать их13 12 182. Восстановить порядковый счет8, 9, 10, ………, 15, ……., 213. Разложить на сумму разрядных слагаемыхА) 16=11=14=Б) Найди ошибки18=10+8+117=10+6+213=10+8+24. Классно-разрядный состав числаА) Выдели в числах классы5 12 17Б) Запиши числа, в которых 1 десятков, 1 единица; 1 десятка, 8 единицУровни владения темой:Высокий – нет ошибок или 1 ошибкаСредний – общее количество ошибок 2-4Низкий – общее количество ошибок 5-72 серия:3. Уровень владения темой «Арифметические действия с неотрицательными целыми числами»1) Вычисли устно:10+10 10+212+3 13+32) Вычисли14+6 11+414+1 11+23) Вычисли1кг. + 4 кг.1 дм + 2 смДействие вычитание1) Вычисли устно:16-2 12-215-2 13-32) Вычисли14-6 16-1014-5 11-103) Вычисли10т. - 8 т.1 дм 3 см - 2 смДействие умножение1) Вычисли устно:1*6 2*210*2 4-22) Вычисли4*6 8*64*10 5*103) Вычисли1т. * 21 м * 3Действие деление1) Вычисли устно:6:2 7:712:2 14:72) Вычисли16:2 12:614:2 9:33) Вычисли10 ц /1020 см /2Уровни владения темой:Высокий – нет ошибок или 1 ошибкаСредний – общее количество ошибок 2-4Низкий – общее количество ошибок 5-7
1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения – М.: Просвещение - Вопросы психологии.- 2003. - №1.
2. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспо-могательных школах. - М.: «Просвещение», 1981.
3. Веккер Л.М., Психические процессы.- М., 2010.- 224 с.
4. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка, М., 2005 – 438 с.
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии - М.: Просвещение, 1973.
6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред. В.В. Воронковой - М.: Просвещение, 1994.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, том 5. Москва, 2013.
8. Гаврилушкина О.П., Соколова И.Д. Восприятие и обучение умственно отсталых дошкольников, М., Просвещение, 2005 – 72 с.
9. Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения. М: Просвещение, 1968.
10. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
11. Дидактические игры на уроках математики – В. Г. Коваленков – М.: Просвещение, 2010.
12. Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей. Дефектология, 2008. - №4.
13. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. - М: Просвещение, 1989.
14. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М: Просвещение, 2005.
15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика, М., 2008 – 207 с.
16. Коррекционная педагогика/Под ред. В.С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». – Ростов-н/Д: Издательский центр «Март», 2002.
17. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2012.
18. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно – практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образова-тельных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд – во «Учитель», 2004.
19. Маклаков А.Г., Общая психология, СПб., 2005., 684 с.
20. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, СПб, 2003, 314 c.
21. Мастюкова Е.М. Подготовка детей к обучению с проблемами в развитии. М., 2003
22. Молчанова Я.В. Математическая обработка данных в социально-психологическом исследовании: ключевые моменты и «подводные камни». М.: МАКС Пресс, 2002. 40 с.
23. Мотивация и мотивы. /Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
24. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. Изд-во Сентябрь, -М., 2007. 96с.
25. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 456 с.
26. Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2004. – 392с.
27. Настольная книга педагога – дефектолога/Т.Б. Епифанцева. – Изд. 2-е – Ростов- н/Д: Феникс, 2006.– (Сердце отдаю детям)
28. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразо-вательных учреждениях VIII вида: Новые учеб. программы и метод. материалы. – Кн. 2/Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2002.
29. Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности М., 1985 г.
30. Педагогическая коррекция/Под ред. В. П. Кащенко - М.: Просвещение, 2008.
31. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (кор-рекционной) школе VIII вида: Учебник для студентов дефектологиче-ского факультета педвузов. 4-е изд., переработанное – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
32. Практикум по возрастной психологии. Под.ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, СПбГУ, 2007.
33. Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежде-ний VIII вида 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010г.
34. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 2006. - 440 с.
35. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
36. Психология математических способностей школьников. – В. А. Кру-тецкий - М.: Просвещение, 2008.
37. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение разви-тия ребенка: Пособие для учителя – дефектолога/Под ред. Л.М. Шипи-цыной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– (Коррекционная педагогика).
38. Радугин А.А., Психология.- 2012.- 154 с.
39. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии.- 2010.- 349 с.
40. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 2009 - 216 с.
41. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью. /Науч. ред. М. Пишчек. СПб. 2006. 276с.
42. Увлечь школьников математикой - Б. А. Кордемский - М.: Просвеще-ние, 2011.
43. Уленкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Альянс, 2003. – 178 с.
44. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. – М., 2006. – 264 с.
45. Шэффер Дэвид Дети и подростки, Психология развития, СПб, 2003, 828 c.
46. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна, - М. – Воронеж, 2005. – 416 с.
Вопрос-ответ:
Какие навыки счета формируются у младших школьников с нарушением интеллекта?
У младших школьников с нарушением интеллекта формируются основные навыки счета, такие как сопоставление количества предметов и цифр, умение считать до определенного числа, понимание понятий "больше", "меньше" и "равно", а также умение решать простые задачи на сложение и вычитание.
Какие особенности усвоения счетных навыков младшими школьниками с нарушением интеллекта?
У младших школьников с нарушением интеллекта наблюдаются особенности в усвоении счетных навыков, такие как более медленная скорость усвоения материала, необходимость в более частом и повторяющемся обучении, трудности в абстрактном мышлении, ограничение в запоминании и восприятии информации, а также затруднения в применении счетных навыков в реальной жизни.
Какие подходы используются при формировании счетных навыков у младших школьников с умственной отсталостью?
При формировании счетных навыков у младших школьников с умственной отсталостью используются различные подходы, такие как использование наглядных материалов и игрушек, проведение игровых и практических занятий, разбиение материала на более мелкие и понятные части, постепенное увеличение сложности заданий, индивидуальный подход к каждому ребенку и использование разнообразных методик и техник обучения.
Какие результаты были получены в ходе исследования о формировании счетных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта?
В ходе исследования были получены следующие результаты: успешное формирование счетных навыков у младших школьников, улучшение понимания математических понятий, повышение уровня академической успеваемости и развитие математического мышления, а также улучшение самооценки и самостоятельности у детей с нарушением интеллекта.
Какие навыки формируются у младших школьников с нарушением интеллекта?
У младших школьников с нарушением интеллекта формируются счетные навыки.
Какие особенности усвоения счетных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта?
У младших школьников с нарушением интеллекта есть особенности в усвоении счетных навыков, которые могут затруднять процесс обучения.
Какие подходы применяются для формирования счетных навыков у младших школьников с умственной отсталостью?
Для формирования счетных навыков у младших школьников с умственной отсталостью применяются различные подходы.
В какой главе статьи рассматривается формирование счетных операций?
Формирование счетных операций рассматривается в 3 главе статьи.
Какие выводы можно сделать по главе 1 статьи?
Выводы по главе 1 статьи заключаются в том, что формирование счетных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта является сложным процессом, требующим особого подхода.
Какие навыки формируются у младших школьников с нарушением интеллекта?
У младших школьников с нарушением интеллекта формируются счетные навыки, которые включают понимание чисел, умение считать, умение проводить счетные операции и использовать математические символы.