Отношения Церкви и государства в 2-5 веках.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 17 17 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 11.05.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (II – IV ВЕКА) 4
2. ХРИСТИАНСТВО КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (IV – V ВЕКА) 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Фрагмент для ознакомления

е. догмы, утверждённые Никейским собором) в качестве государственной религии.Двумя годами позже правитель Западной части империи, Грациан, официально отменил традиционную часть императорского титула —pontifexmaximus («великий понтифик», т. е. верховный жрец). За этим последовали эдикты обоих императоров, лишающие язычников гражданских прав. II Вселенский Собор, созванный императором Феодосием в Константинополе, среди прочего установил высокое положение константинопольской кафедры: отныне она считалась второй после Рима. Многие более древние церкви остались этим недовольны, поскольку Константинопольская церковь, в отличие от них, не могла похвастаться апостольским происхождением, — но, несмотря на это, столичный статус способствовал её возвышению.В 390 году епископ Медиоланы Амвросий наложил на императора временное отлучение от церкви (за слишком жестокое подавление волнений). Чуть раньше он же «отказал императору (...) в требовании передать одну из городских базилик арианинуАвксентию и ясно дал понять, что император не имеет права судить епископов и вмешиваться в вопросы веры». Из этого видно, что Церковь стала получать всё больший суверенитет.В V веке, несмотря на некоторое омрачение отношений между государством и Церковью из-за изгнания Иоанна Златоуста (результат интриг императрицы Евдоксии), обе части окончательно разделённой на Западную и Восточную части империи продолжили борьбу как с язычеством, так и с ересями. Сословие языческих жрецов лишилось последних привилегий, сохранившиеся на окраинах империи — в Африке и Египте — храмы были уничтожены. Император Гонорий(395 – 423) издал эдикт, согласно которому при его дворе могли находиться только христиане. Прошло несколько Вселенских Соборов, на которых представителю императора отдельно было запрещено участвовать в обсуждениях: «не принадлежащему к числу святейших епископов не подобает вмешиваться в дела церковные». Впрочем, на Эфесском соборе 449 г., названном «разбойничьим» собором, Феодосий II (408 – 450) по некоторым свидетельствам снова превысил императорские полномочия, введя в собрание стражников, следивших за тем, чтобы неугодные ему епископы молчали. Позже, впрочем, решения этого собора были отменены.В 438 г. был издан Кодекс Феодосия – собрание законов, систематизировавшее императорские указы начиная с константиновской эпохи. Одна из книг кодекса (XVI) была посвящена Церкви, которая, таким образом, впервые получила правовой статус в Римском праве.Император Лев (457 – 474) был первым, кого при вступлении на престол короновал представитель Церкви. Символизм коронации свидетельствовал об окончательном становлении Римской империи как христианского государства, в котором светская и духовная власть действуют в согласии одна с другой. В 476 году пала Западная Римская империя, — но на христианстве, почти полностью сосредоточенном в Константинополе, это почти не отразилось. В 493 году папа Геласий в письме к императору сформулировал «теорию двух сил», подводящую итог формировавшемуся два века союзу государства и Церкви: «существуют две [силы], о август, которыми управляется мир, — а именно сакральная власть священнослужителей (auctoritassacrata) и царская власть (regalispotestas) (...) Достойно повелевай народом, но в небесных вопросах склонись с почтением перед епископами и руководствуйся их указаниями, чтобы достигнуть спасения».ЗАКЛЮЧЕНИЕПоскольку религия в Римской империи была органичной составляющей государственной идеологии, а жречество и бюрократический аппарат были неразрывны, отказ от соблюдения обрядов римской религии приравнивался к преступлению против государства, что привело к двум векам жестоких притеснений христиан. Тем не менее, после двух веков ужесточения государственной политики Церковь не ослабла, а, наоборот, закалилась, и, кроме этого, приобрела как мученический ореол, так и поддержку народа: «многие язычники, видя мужество и веру казнимых христиан, сами обратились к Христу». Бессмысленность политики гонений стала очевидна в начале IV века, и с приходом императора Константина религиозная политика в отношении христианства делает резкий поворот. Несмотря на популярный образ Константина как глубоко духовного человека, логично предположить, что в христианстве как в монотеистической религии (и в Церкви как многократно доказавшей свою стойкость организации) он увидел скорее способ сплотить находящееся в глубоком кризисе государство, чем средство спасения души. Таким образом, с IV века Церковь постепенно приобретала всё больший вес, постепенно становясь весомой политической силой. Период IV – V веков, впрочем, был очень напряжён и наполнен конфликтами, в которых светская и церковная власть выясняли границы своих полномочий. Тем не менее, несмотря на множество разногласий между Императором и епископами (а позже — папами) тандем двух сил — светской и духовной — ко времени падения Римской империи сложился примерно в том виде, в котором и просуществовал на протяжении всего Средневековья.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАпофеоз / Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.Афанасий Великий. История ариан / Творенiя иже во святыхъ отца нашего АфанасiяВеликаго, АрхiепископаАлександрiйскаго. Ч. 2. — Сергиев Посад: Свято-Троицкой Сергиевой Лавры собственная типография, 1902. — 495 с.Виппер Р. Ю. Рим и раннее христианство. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — 267 с.Максимович К. А. История Древней Церкви: Часть I. 33—843 гг. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. — 592 с.Письма Плиния Младшего: Кн. I—Х / Изд. подгот. Сергеенко М. Е., Доватур А. И. — 2-е изд. — М.: Наука, 1982. — 407 с.Поснов М.Э. История Христианской Церкви. — Брюссель: Издательство «Жизнь с богом», 1964. — 615 с.Рудоквас А. Д. Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого [кандидатская диссертация] // Электронная публикация: Центр Антиковедения СПбГУ. URL: http://centant.spbu.ru/aristeas/monogr/rudokvas/rud010.htm (дата обращения: 10.04.2016).Тоттон М. История Церкви. Часть 1. — М.: Колледж католической теологии им. Фомы Аквинского, 1995. — 51 с.Федосик В. А. Церковь и государство: критика богословских концепций. — Минск: Наука и техника, 1988. — 209 с.Ritter A. M. ChurchandStateupto c. 300 CE // TheCambridgeHistoryofChristianity. Vol. 1. OriginsToConstantine / Ed. byMitchell M. M., Young F. M. — Cambridge: CambridgeUniversityPress, 2008. — 682 c.TheLettersofGelasius I (492–496): pastorandmicro-manageroftheChurchofRome / introd.,transl. andnotesby B. Neil, P. Allen. — Turnhout: Brepols, 2014. XIV + 252 p.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апофеоз / Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.
2. Афанасий Великий. История ариан / Творенiя иже во святыхъ отца нашего АфанасiяВеликаго, АрхiепископаАлександрiйскаго. Ч. 2. — Сергиев Посад: Свято-Троицкой Сергиевой Лавры собственная типография, 1902. — 495 с.
3. Виппер Р. Ю. Рим и раннее христианство. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — 267 с.
4. Максимович К. А. История Древней Церкви: Часть I. 33—843 гг. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. — 592 с.
5. Письма Плиния Младшего: Кн. I—Х / Изд. подгот. Сергеенко М. Е., Доватур А. И. — 2-е изд. — М.: Наука, 1982. — 407 с.
6. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. — Брюссель: Издательство «Жизнь с богом», 1964. — 615 с.
7. Рудоквас А. Д. Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого [кандидатская диссертация] // Электронная публикация: Центр Антиковедения СПбГУ. URL: http://centant.spbu.ru/aristeas/monogr/rudokvas/rud010.htm (дата обращения: 10.04.2016).
8. Тоттон М. История Церкви. Часть 1. — М.: Колледж католической теологии им. Фомы Аквинского, 1995. — 51 с.
9. Федосик В. А. Церковь и государство: критика богословских концепций. — Минск: Наука и техника, 1988. — 209 с.
10. Ritter A. M. ChurchandStateupto c. 300 CE // TheCambridgeHistoryofChristianity. Vol. 1. OriginsToConstantine / Ed. byMitchell M. M., Young F. M. — Cambridge: CambridgeUniversityPress, 2008. — 682 c.
11. TheLettersofGelasius I (492–496): pastorandmicro-manageroftheChurchofRome / introd.,transl. andnotesby B. Neil, P. Allen. — Turnhout: Brepols, 2014. XIV + 252 p.

Вопрос-ответ:

Какие отношения существовали между Церковью и государством в 2-5 веках?

В 2-5 веках отношения между Церковью и государством были сложными. Христианство в то время являлось непризнанной религией, и христиане часто подвергались гонениям со стороны римских властей. Однако, с течением времени, христианство начало приобретать все большую популярность, и Церковь стала играть важную роль в общественной жизни.

Какие гонения на христиан происходили в Римской империи II-IV века?

В Римской империи II-IV века происходили серьезные гонения на христиан. Римские власти видели в христианстве религиозное течение, угрожающее традиционным римским богам и имперской власти. Христианам запрещалось проводить богослужения, их преследовали, а некоторых даже казнили. Тем не менее, гонения не смогли полностью уничтожить христианскую веру, а, наоборот, она стала все популярнее.

Как христианство стало государственной религией Римской империи IV-V века?

Христианство стало государственной религией Римской империи IV-V века после Никейского собора, где были утверждены основные догмы христианства. В 380 году император Феодосий I объявил христианство единственно приемлемой религией в империи. Это стало поворотным моментом в отношениях Церкви и государства, с тех пор христианство получило официальное признание и поддержку со стороны империи.

Какие изменения произошли в государственной политике в отношении христианства в IV-V веках?

В IV-V веках произошли значительные изменения в государственной политике в отношении христианства. После объявления христианства государственной религией в 380 году императором Феодосием I, христианство получило официальное признание и поддержку со стороны империи. Храмы и священные места поганского культа были закрыты, христианское богослужение стало проводиться на государственном уровне, а Церковь получила значительные привилегии и свободы.

Какие были отношения Церкви и государства в 2-5 веках?

В 2-5 веках Церковь и государство взаимодействовали в условиях разных отношений: от гонений на христиан в Римской империи до того, как христианство стало государственной религией.

Какие были гонения на христиан в Римской империи в II-IV веках?

В II-IV веках христиане подвергались гонениям со стороны римских властей. Они были преследованы за свою религию и отношение к императору, который считал себя божественным правителем.

Как христианство стало государственной религией Римской империи в IV-V веках?

В IV-V веках христианство стало государственной религией Римской империи. Это произошло после утверждения догм, принятых Никейским собором, и отмены традиционной части императорского титула, связанной с верховным жрецом.

Какие эдикты последовали за отменой титула верховного жреца в Римской империи?

После отмены титула верховного жреца в Римской империи были изданы различные эдикты, которые устанавливали христианство как государственную религию. Это было сделано с целью укрепления власти и единства империи.

Какие догмы были утверждены Никейским собором?

Никейский собор утвердил ряд догм, которые впоследствии стали частью христианской веры. Одной из ключевых догм было признание Иисуса Христа равным Богу Отцу по своей сущности.

Какие были отношения Церкви и государства в первых веках христианства?

В первых веках христианства Церковь находилась под преследованиями и гностическими ересями, поэтому отношения с государством были напряженными.

Каковы важнейшие события в отношениях государства и Церкви в 4-5 веках?

Важным событием было утверждение Никейского собора, которое сделало христианство государственной религией Римской империи. Позднее Грациан отменил императорский титул "понтексмаксимус", что также повлияло на отношения.

Какие последствия были у отмены императорского титула "понтексмаксимус"?

Отмена императорского титула "понтексмаксимус" была важным шагом в отделении государства от религии. Это стало одним из этапов секуляризации государства и разделения церковной и государственной власти.