Правовой статус следователя

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 28 28 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 21.05.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и полномочия следователя в уголовном судопроизводстве 5
1.1. Понятие, функции и особенности процессуального положения следователя 5
1.2. Полномочия следователя и его процессуальная самостоятельность 9
2. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя 16
2.2. Прокурорский надзор за деятельностью следователя 18
2.3. Судебный контроль за деятельностью следователя 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Фрагмент для ознакомления

На сегодняшний день российское общество можно характеризовать как активно пытающееся посредством государства и его специально уполномоченных органов утвердить новые социальные ценности, сделать приоритетными международно-правовые стандарты в области прав человека.
Это находит свое отражение в том, что принимается довольно большое количество законов, постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, решения судов общей юрисдикции.
Например, в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации подчеркивается, что граждане, конституционные права которых нарушены в ходе предварительного расследования, имеют возможность обжаловать в суд действия и решения органа дознания, следователя или прокурора.
В частности, к таким решениям и действиям отнесены те, которые связаны: с задержанием, арестом, содержанием под стражей и продлением срока содержания под стражей; с отказом в возбуждении уголовного дела; с прекращением производства по делу; с обыском; с наложением ареста на имущество; с приостановлением производства по делу; с продлением срока предварительного расследования.
Исходя их этого, можно сказать, что перечень довольно велик. Если в последующем произойдет расширение данного перечня, тогда может появиться опасность то, что суд будет выступать в качестве активного субъекта предварительного расследования. Его решения о законности либо незаконности следственных действий могут негативно сказаться, в частности, на процессуальной самостоятельности следователя в ходе расследования преступных деяний.
В научной литературе имеет место точка зрения, согласно которой в силу объективных причин не представляется возможным осуществить своевременный и качественный судебный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса. К тому же преждевременное усиление контроля за следствием, повышение требований к его результатам без модернизации и укрепления следственного аппарата и правоохранительных органов не будут способствовать выполнению задач уголовного судопроизводства, приведут к утрате многих доказательств обвинения из-за формального подхода к нарушениям прав и свобод граждан при их сборе.
В тоже время, следует отметить, что распространение контроля на досудебные стадии уголовного процесса - не чья-либо прихоть, а объективная необходимость. Если будет иметь место низкий уровень ведомственного и прокурорского контроля, то будут постоянно появляться и судебные ошибки, будет происходить нарушение конституционных прав и свобод лиц в росийском государстве.
Действительно, из-за осуществления контрольных функций на досудебных стадиях сужается число судей, которые имеют право на рассмотрение уголовных дел после направления их в суд.
Иными словами, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что вопрос о расширении судебного контроля за деятельностью следователя и эффективной защите конституционных прав и интересов человека и гражданина носит довольно актуальный характер, в связи с этим он подлежит дальнейшей разработке и исследованию.
Таким образом, рассмотрев и исследовав контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя, можно сказать, что в настоящее время следователь имеет определенные полномочия и обладает процессуальной самостоятельностью. В тоже время, за его деятельность осуществляется контроль и надзор.
Контроль делится на два вида: ведомственный и судебный. Ведомственный контроль осуществляется, как правило, руководителем следственного органа. Данный участник уголовного судопроизводства наделен соответствующими полномочиями, дающими ему возможность контролировать деятельность следователя.
Судебный контроль получает свое широкое распространение в последнее время в российском государстве. Он необходим с целью для своевременного устранения возникающих нарушений, в частности, прав и свобод личности в ходе осуществления предварительного следствия.
На сегодняшний день происходит постепенное формирование данного вида контроля в российском государстве из-за того, что имеет место довольно большое количество нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации.
Надзор же осуществляется прокурорскими работниками. Именно прокурор обладает довольно широкими полномочиями, которые позволяют ему своевременно не допускать нарушения действующего российского законодательства при раскрытии и расследовании преступных деяний со стороны следователей.
Прокурорский надзор является одним из действенных в российском государстве. Именно поэтому прокурор имеет широкие полномочия.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотрев и исследовав правовой статус следователя, можно подвести итоги и сделать определенные выводы.
Следует отметить, что цели и задачи данной курсовой работы были достигнуты и выполнены.
В процессе написания данной курсовой работы было установлено, что в качестве следователя выступает должностное лицо, которое осуществляет предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные действующим российским уголовно-процессуальным законодательством.
Следователь является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, выступает в качестве одной из ключевых фигур, так как он осуществляет всестороннее раскрытие и расследование преступных деяний в росийском государстве. Следователь выполняет определенные функции, которые закреплены за ним действующим российским законодательством (например, функция обвинения, функция разрешения уголовного дела).
Действующим законодательством Российской Федерации следователь наделен определенными полномочиями и процессуальной самостоятельностью. В частности, он имеет возможность возбуждать уголовное дело, самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и других процессуальных действий и имеет другие полномочия.
Кроме того при написании данной курсовой работы были исследованы контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя. Так, контроль делится на два вида: ведомственный и судебный. Ведомственный контроль осуществляется, как правило, руководителем следственного органа. Данный участник уголовного судопроизводства наделен соответствующими полномочиями, дающими ему возможность контролировать деятельность следователя.
Судебный контроль получает свое широкое распространение в последнее время в российском государстве. Он необходим с целью для своевременного устранения возникающих нарушений, в частности, прав и свобод личности в ходе осуществления предварительного следствия.
Надзор же осуществляется работниками органов прокуратуры. Именно за прокурором закреплен довольно значительный объем полномочий, что дает ему возможность своевременно не допускать нарушения действующего российского законодательства при раскрытии и расследовании преступных деяний со стороны следователей.
























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30. – Ст. 4202.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 30.03.2016 № 78-ФЗ) // Российская газета. – 1996. – № 113; // Российская газета. – 2016. – № 69.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года № 174-ФЗ (в ред. от 30.03.2016 № 78-ФЗ) // Российская газета. – 2001. – № 249; // Российская газета. – 2016. – № 69.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015 № 354-ФЗ) // Российская газета. – 1995. – № 229; // Российская газета. – 2015. – № 270.
5. Федеральный закон от 03.04.1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 30.12.2015 № 468-ФЗ) // Российская газета. – 1995. – № 72; // Российская газета. – 2016. – № 1.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 13.07.2015 с изм. от 14.12.2015 № 248 - ФЗ) // Российская газета. – 2011. – № 25; // Российская газета. – 2015. – № 154.
7. Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // СЗ РФ. – 2016. – № 15. – Ст. 2071.
8. Приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. – 2011. – № 11.

Монографии, комментарии, учебные пособия, учебники

1. Качалов В.И. Уголовно-процессуальное право России: учебник. – М.: Норма, 2013. - 496 с.
2. Кириллова Н.П. Прокурорский надзор Российской Федерации: учебник - М.: Норма, 2015. - 447 с.
3. Манова Н.С. Уголовный процесс Российской Федерации: учебник. - М.: Норма, 2015. - 531 с.
4. Мельник В.В. Уголовно-процессуальное право России: учебник. - М.: Норма, 2014. - 465 с.
5. Некрасов С.В. Уголовно-процессуальное право России: учебное пособие. – М.: Норма, 2014. - 593 с.
6. Радько Т.Н. Уголовный процесс Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2015. - 557 с.
7. Рыжаков А.П. Уголовный процесс Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Проспект, 2014. - 421 с.
8. Томин В.Т. Уголовный процесс Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2015. - 586 с.

Научные статьи и публикации

1. Абдул-кадыров Ш.М. Прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль на предварительном следствии // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 4. - С. 152-154.
2. Вздорова Л.П. Процессуальная самостоятельность следователя // Terra Economicus. - 2011. - № 1. - С. 166-168.
3. Игнатов С.Д. Требования, предъявляемые к личности следователя // Вестник Удмуртского университета. - 2014. - № 2. - С. 133-141.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30. – Ст. 4202.
Мельник В.В. Уголовно-процессуальное право России: учебник. - М.: Норма, 2014. - С. 91.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года № 174-ФЗ (в ред. от 30.03.2016 № 78-ФЗ) // Российская газета. – 2001. – № 249; // Российская газета. – 2016. – № 69.
Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 13.07.2015 с изм. от 14.12.2015 № 248 - ФЗ) // Российская газета. – 2011. – № 25; // Российская газета. – 2015. – № 154.
Радько Т.Н. Уголовный процесс Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2015. - С. 83.
Игнатов С.Д. Требования, предъявляемые к личности следователя // Вестник Удмуртского университета. - 2014. - № 2. - С. 133.
Радько Т.Н. Указ. Соч. С. 84.
Томин В.Т. Уголовный процесс Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2015. - С. 124.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года № 174-ФЗ (в ред. от 30.03.2016 № 78-ФЗ) // Российская газета. – 2001. – № 249; // Российская газета. – 2016. – № 69.
Качалов В.И. Уголовно-процессуальное право России: учебник. – М.: Норма, 2013. - С. 75.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 30.03.2016 № 78-ФЗ) // Российская газета. – 1996. – № 113; // Российская газета. – 2016. – № 69.
Томин В.Т. Указ. Соч. С. 126.
Радько Т.Н. Указ. Соч. С. 86.
Вздорова Л.П. Процессуальная самостоятельность следователя // Terra Economicus. - 2011. - № 1. - С. 167.
Федеральный закон от 03.04.1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 30.12.2015 № 468-ФЗ) // Российская газета. – 1995. – № 72; // Российская газета. – 2016. – № 1.
Манова Н.С. Уголовный процесс Российской Федерации: учебник. - М.: Норма, 2015. - С. 122.
Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // СЗ РФ. – 2016. – № 15. – Ст. 2071.
Некрасов С.В. Уголовно-процессуальное право России: учебное пособие. – М.: Норма, 2014. - С. 107.
Рыжаков А.П. Уголовный процесс Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Проспект, 2014. - С. 133.
Томин В.Т. Указ. Соч. С. 129.
Федеральный закон от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015 № 354 - ФЗ) // Российская газета. – 1995. – № 229; // Российская газета. – 2015. – № 270.
Приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. – 2011. – № 11.
Абдул-кадыров Ш.М. Прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль на предварительном следствии // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 4. - С. 153.
Кириллова Н.П. Прокурорский надзор: учебник - М.: Норма, 2015. - С. 257.
Абдул-кадыров Ш.М. Указ. Соч. С. 154.
Некрасов С.В. Указ. Соч. С. 113.
Рыжаков А.П. Указ. Соч. С. 137.
Некрасов С.В. Указ. Соч. С. 115.












2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30. – Ст. 4202.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 30.03.2016 № 78-ФЗ) // Российская газета. – 1996. – № 113; // Российская газета. – 2016. – № 69.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года № 174-ФЗ (в ред. от 30.03.2016 № 78-ФЗ) // Российская газета. – 2001. – № 249; // Российская газета. – 2016. – № 69.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015 № 354-ФЗ) // Российская газета. – 1995. – № 229; // Российская газета. – 2015. – № 270.
5. Федеральный закон от 03.04.1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 30.12.2015 № 468-ФЗ) // Российская газета. – 1995. – № 72; // Российская газета. – 2016. – № 1.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 13.07.2015 с изм. от 14.12.2015 № 248 - ФЗ) // Российская газета. – 2011. – № 25; // Российская газета. – 2015. – № 154.
7. Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // СЗ РФ. – 2016. – № 15. – Ст. 2071.
8. Приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. – 2011. – № 11.

Вопрос-ответ:

Какие полномочия имеет следователь в уголовном судопроизводстве?

Следователь в уголовном судопроизводстве имеет широкий спектр полномочий. Он осуществляет различные процессуальные действия, такие как допрос свидетелей и подозреваемых, осмотр места происшествия, взыскание доказательств, принятие процессуальных решений и т.д. Он также имеет право проводить оперативно-розыскные мероприятия и участвовать в судебных заседаниях. Полномочия следователя ограничены законом и подлежат контролю со стороны прокурора и суда.

Какие особенности процессуального положения следователя?

Процессуальное положение следователя имеет свои особенности. Во-первых, следователь является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения и осуществляет доказывающую функцию. Во-вторых, следователь обладает определенными привилегиями и иммунитетом, которые обеспечивают ему независимость и неприкосновенность. В-третьих, следователь может самостоятельно принимать процессуальные решения, но его действия подлежат правовому контролю со стороны других участников процесса.

Что означает прокурорский надзор за деятельностью следователя?

Прокурорский надзор - это систематический контроль прокурора за деятельностью следователя в целях обеспечения законности и правопорядка. Прокурор вправе проверять процессуальные действия следователя, а также их законность и обоснованность. Он может обжаловать процессуальные решения следователя в суд и принимать меры по предотвращению и пресечению нарушений прав и законных интересов граждан.

Какой судебный контроль существует за деятельностью следователя?

Судебный контроль над деятельностью следователя осуществляется судом. Суд может проверять законность и обоснованность действий следователя, оспаривать его процессуальные решения и осуществлять надзор за его деятельностью. Суд также может принимать меры по защите прав и законных интересов сторон процесса и пресечению нарушений закона со стороны следователя.

Какое понятие и полномочия имеет следователь в уголовном судопроизводстве?

Следователь в уголовном судопроизводстве - основное звено, осуществляющее дознание и предварительное расследование преступлений. Он имеет широкие полномочия, включающие в себя осуществление оперативно-розыскной деятельности, прием документов и объявление обвинения, а также принятие решений о прекращении или передаче дела в суд.

В чем заключается функция и особенности процессуального положения следователя?

Основная функция следователя в уголовном судопроизводстве - выявление и расследование преступлений. Он имеет высокую самостоятельность и независимость в своей работе. Особенностью его процессуального положения является возможность применять принудительные меры воздействия, такие как арест и обыск, а также общаться с задержанными или обвиняемыми лицами без свидетелей.

Какие полномочия имеет следователь и какова его процессуальная самостоятельность?

Следователь имеет право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, назначать экспертизу и производить обыски и аресты. Он также имеет право принимать решения о принудительных мерах и даче согласия на заключение сделки о сотрудничестве с обвиняемым. Процессуальная самостоятельность следователя заключается в его независимости от других органов и должностных лиц, а также в возможности принятия решений в рамках своих полномочий.

Как осуществляется контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя?

Контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя осуществляется прокурором и судом. Прокурорский надзор включает в себя проверку законности и обоснованности принятых решений следователем, а также возможность отмены или изменения этих решений. Судебный контроль осуществляется судом при рассмотрении дела в судебном заседании, где судья может проверять законность и обоснованность действий следователя.

Какие полномочия имеет следователь в уголовном судопроизводстве?

Следователь имеет широкие полномочия в уголовном судопроизводстве. Он осуществляет процессуальные действия, такие как допросы свидетелей и подозреваемых, обыски, осмотр места происшествия и т.д. Он также имеет право выдвигать обвинение, принимать предварительные меры пресечения, подавать ходатайства в суд и выполнять другие действия, необходимые для разрешения уголовного дела.

Каким образом осуществляется контроль над деятельностью следователя?

Деятельность следователя контролируется как внутренними, так и внешними органами. Внутренний контроль осуществляется прокурором, который имеет право надзора за следствием. Прокурор может проверять документы, давать указания и указывать на недостатки в работе следователя. Внешний контроль осуществляется судом, который может анализировать деятельность следователя при рассмотрении уголовного дела. Если суд признает действия следователя незаконными или необоснованными, он может отклонить его ходатайства или даже аннулировать решение следователя.