теологическая теория происхождения государства

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Правоведение
  • 25 25 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 17.05.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ГОСУДАРСТВО И ТЕОРИИ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 6
1.1. Понятие государства и власти, как элементов теологической теории 6
1.2. Теологическая теория в системе теорий происхождения государства 9
Глава II. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ О ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 14
2.1. Черты и особенности теологической теории 14
2.2. Теологическое направление в учении о происхождении государства 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Фрагмент для ознакомления

Они отличаются готовностью к самопожертвованию, тяготам, любят Бога больше, нежели себя. «Град земной» - это светское государство, где людьми правят корысть, любовь к себе, пренебрежение божественным. По мнению философа, целью государства является служение церкви, которая помогает направлять человека, осуществляет духовную власть над мирской.
К XIIв. сформировалась система схоластики – теологии католицизма. Систематизировал учение Фома Аквинский (Томас Аквинат) (1225-07.03.1274гг.) – итальянский теолог и философ, член доминиканского ордена, основатель томизма. Полагаем, на деятельности Фомы Аквинского, как творца основных постулатов теологической теории, следует остановиться более подробно.
Известными произведениями Фомы Аквинского являются: посвященная законам «Сумма Теологий», политическим взглядам – «О правлении властителей». В них Фома Аквинский обосновал теологическую теорию происхождения государства.
В XIII-XIVвв. глобальным процессом в Европе стала централизация власти, идеологически обеспечить его могла только церковь, поскольку обладала непререкаемым авторитетом и немалой степенью власти. Поэтому теологическая теория возникновения государства Фомы Аквинского стала универсальной доктриной, правовой основой для теократического способа правления. Фома Аквинский — «образцовый христианский философ и теолог, вполне отдающий себе отчет в своей интеллектуальной зависимости от религиозной доктрины».
Дух закона, служившего инструментом обеспечения моральных устоев общества, должен соответствовать устоям, провозглашенным Библией. Стабильность государства, общества в нем, обусловлена религиозной доктриной существования власти.
С 1259г. Фома Аквинский преподавал в Риме теологию, одновременно изучая труды Аристотеля. В последствии суть трудов Фомы Аквинского стала состоять в переработке мыслей Аристотеля с учетом позиции католической церкви. Учение Фомы Аквинского обосновало природу власти в феодальном государстве. Им была принята мысль Аристотеля о том, что государство возникает по причине стремления людей к объединению. Фома Аквинский берет от Аристотеля учение о подчинении низших форм высшим. Этим обосновываются справедливые (монархия, аристократия) и несправедливые (тирания, демократия) формы правления в государстве.
По мнению Фомы Аквинского, законов существует несколько, они связаны между собой, связь обусловлена субординацией. Главным законом является вечный закон, управляющий вселенной, он заключен в Боге. Один из видов закона – установленный Библией божественный закон, библия помогает достичь людям единого представления о правде и устранить пробелы и недостатки человеческого закона. Цель вечного закона в соединении разума человека и воли Бога, получение результатом естественного закона.
Естественный закон отражает божественный закон в человеческом разуме, конкретизируется естественный закон человеческим (позитивным) законом. Естественный закон не зависит от воли, власти и человека, он основан на принципе уважения людей, отказа от зла в поступках и мыслях человека. Формирование в обществе государства подобно сотворению Богом мира, правитель сначала организует государство, а затем начинает им управлять.
В основе пирамиды законов стоит позитивный (человеческий) закон. Предназначение человеческого закона видится в конкретизации закона естественного и принуждении людей стремиться к добродетели. Законодательные акты светской власти должны не противоречить естественному закону. Нужно отметить, что Фома Аквинский в позитивном законе видел угрозу для стабильности и гармонии общества через нарушение основных понятий вечного закона.
В XXв. одним из продолжателей теории Фомы Аквинского стал Жак Маритен (18.11.1982-28.04.1973гг.) – французский философ, основатель неотомизма. В книге «Человек и государство», основанной на шести прочитанных им лекциях, он стремится применить принципы томизма к обществу после Второй мировой войны. Жак Маритен преподносит концепцию, итогом которой становится идея о необходимости регулировать отношения между людьми с помощью лишь церкви и религии, развивает теорию естественного права.
Среди других последователей Фомы Аквинского называют Дезире Жозеф Мерсье (21.11.1851-23.01.1926). Дезире Жозеф Мерсье – бельгийский кардинал, представитель направления неотомизма, основатель европейской школы неосхоластики. Основное сочинение Дезире Жозефа Мерсье – «Всеобщая критериология», в котором он пытался обновить томизм реальными современными фактами.
В выводах к главе мы, таким образом, совершенно уверенно можем сказать, что теологическая теория происхождения государства, среди остальных, имеет, если не самую большую историческую практику, то одну из богатейших, интереснейших и многообразных. Долгое время она объективно существовавшей реальностью. Общепризнанным среди ученых считается факт многовекового существования теократических государств, правление которых было основано на религии, теологическая теория, таким образом, имела статус официальной.
Закономерность появления теологической теории обусловлена предпосылками, вызванными развитием общества, становлением феодализма в Европе, появлением церкви и усилении власти духовенства с течением времени. Необходимость поддержки власти церковью, стремлений Европы к централизации, обусловило становление теологической теории, как официальной религиозной доктрины целой эпохи.
Установление христианства оказало огромное влияние на историческое развитие в будущем, обновило мировоззрение в целом. Сущность государства по теологической теории свелась, по сути, к содействию одной религии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог работе, полагаем, что выполнена ее цель и поставленные задачи.
Появление государство является закономерным следствием развития общества, появления в нем слоев и классов. Мы определили, что государство – это политический институт, обладающий суверенитетом, основанный на публичной власти, обеспеченной правом через принуждение и специализированный аппарат управления, финансируемый казной.
Тема возникновения государства за многие годы исследований и в совокупности созданных учеными трудов, стала почвой для размышлений о его образовании. Этим обусловлено формирование ряда теорий о возникновении государства, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Безусловно, определенная трудность восприятия и трактовки происхождения государства связана со сложность противоречивого процесса его образования. Но теологическая теория, не будучи научной, воплотила в себе некоторые реальные обстоятельства, существовавшие в теократических государствах.
Особенностью теории возникновения государства является ее длительное существование, обусловленность постулатов теории практическим применением в теократических государствах.
Основной фигурой в становлении теологической теории стал Фома Аквинский, выдвинувший и доктринально обосновавший основные положения теории. На появление доктрины повлияло развитие христианского общества и церкви, необходимость обоснования церковного влияния на власть в государстве и на народ, общество в целом.
Теологическое учение о государстве дошло и до наших дней, трансформировалось с учетом положительных и отрицательных современных тенденций. Представляется, что на сегодняшний день следует учесть опыт теологической теории для поддержания духовности, человечности, принципов справедливости и равноправия.
Не смотря на отличие и некую обособленность теологической теории происхождения государства в виду отсутствия научной обоснованности, нельзя отрицать ее пользу. Необходимо учесть позитивный опыт, который позволил на протяжении столь обширного периода существования теологической теории, как основной в государстве, для осмысления существа веры без какого бы то ни было материального научного подкрепления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М.М. Рассолов, В.П. Малахов, А.А. Иванов. - 2-е изд. перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 447 с.
Баев В.Г., Мещерякова С.В. Светскость государства как категория конституционного права: понятие и принципы // История государства и права. - 2015. - № 8. - С. 46 - 51.
Исаев И.А. Государственный интерес и государственное управление // История государства и права. - 2014. - № 9. - С. 41 - 50.
Кашанина Т.В., Происхождение государства и права: учеб. пособие / Т.В. Кашанина. – М.: Высшее образование. – 2008. – 358 с.
Кецба Б.И. Влияние христианства на законодательство Византийской империи // История государства и права. - 2015. - № 15. - С. 3 - 9.
Левчук С.В. Современная интерпретация теологической теории образования государства и права с позиций философии права и современных христианско-демократических идей эволюции государства // История государства и права. - 2013. - № 20. - С. 10 - 15.
Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // Доступ из СПС КонсультантПлюс. – 2009.
Стамп Э. Аквинат / Стамп Э. - М.: Языки славянской культуры, 2013.— 352 c.
Теория государства и права: учебник / Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.
Теория государства и права: учебное пособие / Солдатов А.П., Новоставский И.Н., Шапиро Е.А. - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2008.— 111 c.
Чепурнова Н.М. Теория государства и права: учебное пособие / Чепурнова Н.М., Серегин А.В. - М.: Евразийский открытый институт, 2007.— 465 c.
Библиотека Гумер / (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mariten/_Index.php)



Чашин А.Н. Теория государства и права: учебник/ Чашин А.Н. - М.: Дело и сервис (ДиС), 2008.— 591 c.
Левчук С.В. Современная интерпретация теологической теории образования государства и права с позиций философии права и современных христианско-демократических идей эволюции государства // История государства и права. - 2013. - № 20. - С. 10 - 15.
Кецба Б.И. Влияние христианства на законодательство Византийской империи // История государства и права. - 2015. - N 15. - С. 3 - 9.
Стамп Э. Аквинат / Стамп Э. - М.: Языки славянской культуры, 2013.— С. 3.









24


1) Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М.М. Рассолов, В.П. Малахов, А.А. Иванов. - 2-е изд. перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 447 с.
2) Баев В.Г., Мещерякова С.В. Светскость государства как категория конституционного права: понятие и принципы // История государства и права. - 2015. - № 8. - С. 46 - 51.
3) Исаев И.А. Государственный интерес и государственное управление // История государства и права. - 2014. - № 9. - С. 41 - 50.
4) Кашанина Т.В., Происхождение государства и права: учеб. пособие / Т.В. Кашанина. – М.: Высшее образование. – 2008. – 358 с.
5) Кецба Б.И. Влияние христианства на законодательство Византийской империи // История государства и права. - 2015. - № 15. - С. 3 - 9.
6) Левчук С.В. Современная интерпретация теологической теории образования государства и права с позиций философии права и современных христианско-демократических идей эволюции государства // История государства и права. - 2013. - № 20. - С. 10 - 15.
7) Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // Доступ из СПС КонсультантПлюс. – 2009.
8) Стамп Э. Аквинат / Стамп Э. - М.: Языки славянской культуры, 2013.— 352 c.
9) Теория государства и права: учебник / Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.
10) Теория государства и права: учебное пособие / Солдатов А.П., Новоставский И.Н., Шапиро Е.А. - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2008.— 111 c.
11) Чепурнова Н.М. Теория государства и права: учебное пособие / Чепурнова Н.М., Серегин А.В. - М.: Евразийский открытый институт, 2007.— 465 c.
12) Библиотека Гумер / (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mariten/_Index.php)

Основные теории о происхождении государства и права

Содержание

Введение...................................................................................3

Глава 1. Исторические предпосылки происхождения государства и права.5

Глава 2 Основные теории происхождения государства и права

2.1. Многочисленность теорий происхождения государства и права......18

2.2. Материалистическая теория происхождения государства и права.....21

2.3.Естественно-правовая теория...................................................................23

2.4.Теория насилия....................................................................26

Вывод..............................................................................30

Список литературы..............................................33

Введение

Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссии. Во-первых, в основе этой новой проблемы разные идеологические, философские воззрения и течения. (Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовать вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет.) Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Вопрос о возникновении государства и прав волнует умы многих ученых, политиков, юристов, историков, этнографов. A. b. Венгеров в немалоизвестном учебнике по теории государства и права очень четко определил роль последних в установлении причин возникновения и функционирования такого института общества, как государство. Многолетние труды археологов являются отправной точкой к познанию этой проблемы и определить несколько моделей, связанных с ним. Венгеров, как, впрочем, и другие ученые, утверждает, что государство не могло бы возникнуть, как вспышка, резкий на определенном этапе развития общества. Он твердо убежден в том, медленного внедрения этого института в обществе.

Но, как известно, сколько людей, столько и мнений. В нашем случае - сколько ученых, столько и мнений (а именно — теорий возникновения государства и права). И не удивительно то, что все ругаются, каждый ставит "точки" зрения выше всех остальных, доказывая свою правоту.

очень много времени Публий Сир сказал: "В споре всегда теряется истина". Но, в конце концов, любой политолог, историк или любой другой человек, доказывая свою точку зрения, всегда заведомо уверен в том, что его точка зрения есть истина в последней инстанции.

Любой беспристрастный человек (не пытается представить свою точку зрения), уловив весь спектр чужих мнений, на основе логического мышления мог бы определить, по крайней мере для меня, что ему кажется наиболее достоверным, а что, собственно говоря, "притянуто за уши". В свою очередь, этот "беспристрастный" человек, уяснив раз и навсегда для себя "истину", далее будет вступать в нескончаемый спор о возникновении государства.