М.А.Булгаков

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литературоведение
  • 13 13 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 17.05.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I РЕАЛЬНЫЙ ПЛАСТ РОМАНА «МАСТЕР и МАРГАРИТА» 4
Глава II ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ПЛАСТ РОМАНА «МАСТЕР и МАРГАРИТА» 6
ГЛАВА III ЕРШАЛАИМСКИЙ ПЛАСТ РОМАНА «МАСТЕР и МАРГАРИТА» 8
ГЛАВА IV ПРИНЦИП «ЗЕРКАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ» В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13


Фрагмент для ознакомления

Поднятая в нём дискуссия о добре, зле и смысле жизни остаётся современной и сегодня. ГЛАВАIV ПРИНЦИП «ЗЕРКАЛЬНОГООТРАЖЕНИЯ» ВРОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВАИсследователями было замечено, что линии фабул каждого из выявленных пластов содержат структурные повторы. Так, например, пространства Москва и Ершалаима распределяются «по трём топографическим» уровням. В Москве это три площади (Страстная, Лубянская и Триумфальная), часто встречаемые переулки Арбата и берег реки, на который прилетает Маргарита. В Ершалаимедействие разворачивается в Храме, дворце Ирода, далее в Нижнем Городе, где фигурируют Гефсимания и Кедрон.В булгаковском романе все ситуации, выходящие за рамки здравого смысла, зависят от изменения привычного хода времени. Е.Я. Яблоков пишет: «Принцип уподобления, определяющий взаимоотношения двух фабульных линий, касается и структуры художественного мира, в которой доминирует принцип изохронии (эпохальной, годовой, месячной, суточной)». В свете этого высказывания мы видим, что события, происходящие в Ершалаиме и в Москве, являются тождественными друг другу. Об этом говорит даже даты свершения событий: 1929 и 29 соответственно. Так создаётся впечатление их одновременности. Параллельность прослеживается и на других уровнях: изнуряющая жара в обоих городах, «троичное» изложение фабулы (три дня в Ершалаиме и трёхчастностьпроисшествия в Москве). В результате происходит слияние этих двух хронотопов в одно целое и формирование нового, бескрайнего, под которым подразумевается Вечность. Это финал произведения. То же самое можно сказать о персонажах. «Все в большей или меньшей степени значимые персонажи второго плана структурно, тематически, сюжетно-композиционно привязаны, как правило, к «своим» главным героям и реализуют комплекс тех идей, носителями которых в романе являются Мастер, Маргарита, Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри и Воланд». Действительно, уже стало традиционным сопоставлять Бездомного и Левия Матвея, АлоизияМогарыча и Иуду, подтверждая, таким образом, параллель Москвы и Ершалаима. Исходя из этого, Б.М. Гаспаровнастаивает на существовании в романе лейтмотивного комплекса. Эту мысль подтверждает Т.Б. Васильева-Шальнева:«Важнейшим компонентом сюжетно-композиционного построения последнего романа М.А. Булгакова является наличие в произведении сложной и разветвленной лейтмотивной системы».Итак, можно с уверенностью сказать о структурном подобии двух хронотопов (московского и ершалаимского), их совпадении на фабульном, образном и мотивном уровнях.ЗАКЛЮЧЕНИЕДанная работа была посвящена анализу художественной структуры романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Поставленные задачи позволили сделать соответствующие выводы.Роман имеет сложную художественную структуру, состоящую из трёх основных пластов: реального (московского), ирреального (связанного с Воландом и его свитой) и метатекстуального (связанного с романом Мастера, иначе говоря, ершалаимский текст).Все эти пласты связаны между собой, основаны на структурном подобии и пронизаны целой цепью параллельных мотивов, благодаря чему реализовываются все смысловые аспекты романа: философский, любовный, сатирический, религиозный, исторический.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫБулгаков М.А. Мастер и Маргарита. – СПб.: Азбука-Классика, 2015. – 480 с.Васильева-Шальнева Т.Б. Принципы художественной структуры романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Казань, 2002. – 150 с.Вулис А.З. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: Художественная литература, 1991. – 365 с. Гаджиев М.А. Персонажи второго плана в структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Махачкала, 2007. – 163 с. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита»//Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы ХХ века. – М.: Художественная литература, 1994. – 401 с. Диалло А. Структура художественного конфликта романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – М., 2013. – 17 с. Кураев А. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? – М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. – 160 с. Яблоков Е.Я. Мотивы прозы Михаила Булгакова. – М.: Языки Славянской Культуры, 2001. – 450 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. – СПб.: Азбука-Классика, 2015. – 480 с.
2. Васильева-Шальнева Т.Б. Принципы художественной структуры романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Казань, 2002. – 150 с.
3. Вулис А.З. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: Художественная литература, 1991. – 365 с.
4. Гаджиев М.А. Персонажи второго плана в структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Махачкала, 2007. – 163 с.
5. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита»//Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы ХХ века. – М.: Художественная литература, 1994. – 401 с.
6. Диалло А. Структура художественного конфликта романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – М., 2013. – 17 с.
7. Кураев А. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? – М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. – 160 с.
8. Яблоков Е.Я. Мотивы прозы Михаила Булгакова. – М.: Языки Славянской Культуры, 2001. – 450 с.

Вопрос-ответ:

Какие главы содержит статья о М. А. Булгакове?

Статья о М. А. Булгакове содержит следующие главы: Глава I - РЕАЛЬНЫЙ ПЛАСТ РОМАНА МАСТЕР и МАРГАРИТА, Глава II - ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ПЛАСТ РОМАНА МАСТЕР и МАРГАРИТА, Глава III - ЕРШАЛАИМСКИЙ ПЛАСТ РОМАНА МАСТЕР и МАРГАРИТА, Глава IV - ПРИНЦИП ЗЕРКАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА.

Какие пласты присутствуют в романе Мастер и Маргарита?

В романе Мастер и Маргарита выделяются три основных пласта: реальный пласт, фантастический пласт и Ершалаимский пласт.

Что представляет собой реальный пласт в романе Мастер и Маргарита?

Реальный пласт в романе Мастер и Маргарита описывает реальный мир событий, включая жизнь главных персонажей и их взаимодействия в Москве в 1930-х годах.

Что изображает фантастический пласт в романе Мастер и Маргарита?

Фантастический пласт в романе Мастер и Маргарита представляет собой параллельный мир, включающий сатану, ведьм и другие фантастические элементы, которые проникают в реальность и влияют на судьбы героев.

О чем говорит глава о принципе зеркального отражения в романе М. А. Булгакова?

Глава о принципе зеркального отражения в романе М. А. Булгакова рассматривает тему добра, зла и смысла жизни, а также отражает дискуссию современности на эти темы. Важным аспектом является использование зеркального отражения, позволяющего автору выразить свои мысли и идеи.

Какие главы и секции есть в статье?

Статья включает главы и секции: "Оглавление", "Глава I - РЕАЛЬНЫЙ ПЛАСТ РОМАНА МАСТЕР и МАРГАРИТА", "Глава II - ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ПЛАСТ РОМАНА МАСТЕР и МАРГАРИТА", "Глава III - ЕРШАЛАИМСКИЙ ПЛАСТ РОМАНА МАСТЕР и МАРГАРИТА" и "Глава IV - ПРИНЦИП ЗЕРКАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА".

Сколько страниц в каждой главе?

Статья не указывает количество страниц, но каждая глава содержит определенное количество текста и исследований.

Какие темы обсуждаются в статье?

В статье рассматривается тема "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова, а также разные аспекты романа, включая реальный, фантастический и Ершалаимский пласты. Также обсуждаются вопросы о добре, зле и смысле жизни.

Что такое принцип зеркального отражения в романе?

Принцип зеркального отражения в романе "Мастер и Маргарита" означает использование зеркальных параллелей и отражений событий, персонажей и тем, создавая глубинные и символические значения.

Что еще интересного было отмечено исследователями по поводу романа?

Исследователи отметили, что каждый из выявленных пластов романа имеет свои уникальные фабульные линии и особенности. Также были замечены важные вопросы о добре, зле и смысле жизни, которые остаются актуальными и сегодня.