внешнеторговая политика россии и проблемы ее интеграции в ВТО
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 19.05.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Внешнеторговая политика как часть экономической политики страны 5
1.1 Понятия, основные направления и цели внешнеторговой политики 5
1.2 Инструменты внешнеторговой политики 7
Глава 2. Особенности внешнеторговой политики России 13
2.1 Тенденции и динамика внешнеторговых операций Российской Федерации 13
2.2 Анализ государственного регулирования ВЭД после вступления РФ в ВТО 19
2.3 Проблемы внешнеторговой политики стран в современных условиях 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 30
В частности, в отчете Всемирного банка утверждается, что в зоне риска после вступления в ВТО оказались следующие отрасли: машиностроение, автомобилестроение и сельское хозяйство.
Если рассматривать отрасль машиностроения, то членство России в ВТО повлекло значительное падение доли автотехники национального производства в общем объеме ее реализации на внутреннем рынке – с 65% к началу 2012 года до 40-45% в 2015 году. Импорт машиностроительной продукции вырос на 14,9%.
В аграрно-промышленном секторе по некоторым отраслям уже виден отрицательный результат. Так, в сегменте крупнорогатого скота формируется тенденция сокращения поголовья. В IV квартале 2012, года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, рост импорта свинины составил 26%. Это привело к резкому снижению цен на рынке. Подобные проблемы возникли в молокоемких отраслях – маслоделии, сушке и сыроделии. Но целенаправленная государственная помощь данным отраслям невозможна из-за действующих условий в ВТО. Процесс субсидирования отраслей, ориентированных на экспорт, относят к «желтой корзине». Это приводит к тому, что импорт увеличивается, а отечественное производство сокращается.
Что касается сектора химической промышленности, то после вступления в ВТО позиции иностранных компаний существенно усилились на рынке пластмасс, лакокрасочных материалов, резинотехнических изделий. На внутреннем рынке наиболее перспективные ниши заполняются импортными товарами. Российские химические и нефтехимические предприятия останавливаются на ранних этапах технологического передела, продавая и экспортируя химические полуфабрикаты и теряя при этом значительную добавленную стоимость.
Защита внутреннего рынка страны во многом зависит от умения властей находить баланс между тарифными требованиями со стороны ВТО и использованием нетарифных мер, позволяющих уменьшить дискриминацию российских товаров и учитывать национальные интересы.
В настоящий момент Россией введены в действие следующие меры нетарифного регулирования:
в целях ограничения импорта в автомобильной промышленности Министерство промышленности и торговли страны установило ставки утилизационного сбора;
для защиты аграрного сектора введен запрет на импорт живого крупного и мелкого рогатого скота из Европы. Это позволяет сдерживать рост импорта, несмотря на то, что Евросоюз считает эти действия протекционистскими мерами;
в химической промышленности правительство применяет защитные меры против недобросовестных конкурентов и меры технического регулирования.
Таким образом, вступление в ВТО имеет противоречивые последствия для внешней торговли России. С одной стороны, как показал анализ динамики внешней торговли РФ, вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию кардинальных изменений не принесло. Экспорт в целом остается стабильным, несмотря на некоторое снижение в 2014 году. Что касается импорта, то данный показатель не только резко не увеличился, но еще и сократился в связи с вступлением России в ВТО, особенно в 2014 году вследствие нестабильной экономической и политической ситуации.
2.3 Проблемы внешнеторговой политики стран
в современных условиях
Как показал анализ, проведенный в предыдущих параграфах, на сегодняшний день существуют проблемы во внешней торговле России с промышленно развитыми странами. И эти проблемы связаны, прежде всего, с введением санкций развитых стран против РФ в связи с ситуаций в Украине. В данной главе мы сформулируем эти проблемы и пути их решения.
В сложившихся условиях устойчивый рост невозможен без диверсификации производства и экспорта за счет развития обрабатывающих отраслей экономики. Неслучайно в последние годы государством уделяется все большее внимание вопросам поддержки экспорта, которая фактически является важнейшим направлением внешнеэкономической политики.
Действующая в Российской Федерации система поддержки экспорта и импорта основывается на нормативно-правовой базе, включающей следующие документы: Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации; План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности».
Анализ системных факторов развития экспортного потенциала России позволяет выделить «узкие места» для их учета при формировании политики поддержки экспорта и продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки. На наш взгляд, основными проблемами для российской экспортной политики в настоящее время являются:
неопределенность внешних, в том числе неэкономических факторов влияния;
состояние институтов поддержки экспорта и его инновационной инфраструктуры;
сужение источников финансирования развития экспортной базы.
На смягчение негативного влияния «узких мест» при стимулировании экспорта направлены законодательные, нормативные и программные документы, принятые в последние годы.
В целях обеспечения положительной динамики социально-экономического развития Российской Федерации в настоящее время требуется принятие дополнительных мер по развитию экономического потенциала России, диверсификации ее производственного сектора и экспорта, а также внедрению специальных аналитических инструментов.
Заключение
В заключение необходимо сделать следующие выводы.
1. Многообразные формы современного государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целом отвечают национальным интересам и становятся важным инструментом стабильного увеличения валютных поступлений в страну, а также способствуют утверждению справедливых правил торговли на внешних рынках.
2. С целью совершенствования механизмов нетарифного регулирования в рамках Евразийского экономического союза представляется целесообразным разработать классификационную систему запретов и ограничений, положив в ее основу классификационную систему нетарифных ограничений, разработанную ЮНКТАД.
Наличие такой системы позволит систематизировать информацию по порядку применения запретов и ограничений в Евразийском экономическом союзе, которая будет размещаться в единой базе. Это даст возможность осуществлять анализ применения соответствующих ограничений и их влияния на внешнюю торговлю, что в конечном итоге будет направлено на совершенствование механизмов применения запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности.
3. Подводя итог, отметим, что внешнеторговый оборот РФ начал падать в третьем квартале 2014 г. и до сих пор продолжает свое падение. Торговый оборот со странами-санкционерами также падает, однако не со всеми: значительное падение наблюдается в отношении торговых связей со странами, которые не были инициаторами санкций, но присоединились к ним. Другие государства (США) смогли умело использовать введение санкций для увеличения своего экспорта в Россию.
4. Постепенно Россия находит замену привычным европейским поставщикам товаров. Египет и Бразилия уже активно пользуются этой возможностью. Однако взаимная торговля со странами Таможенного союза не растет такими темпами, как ожидалось, при этом взаимный торговый оборот с Россией сокращается. Российское промышленное производство снижается только в нескольких подотраслях машиностроения и газовой промышленности. Остальные отрасли (производство продовольствия, некоторых непродовольственных товаров) постепенно растут.
5. Сложившимися обстоятельствами на мировой торговой и политической арене необходимо воспользоваться с умом. Анализ статистики внешней торговли показал, что благодаря санкциям «замороженные» долгое время статьи экспорта и импорта РФ начали изменяться, приобретать потенциал. Пока санкции не отменят, у России есть шанс двигаться дальше по пути повышения экспорта обрабатывающей промышленности и развития импортозамещения. Однако для активизации этих процессов необходимо комплексное применение мер поддержки экспорта, предусматривающих использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов. Государство и участники ВЭД должны действовать безотлагательно, чтобы возможности не были упущены.
Список использованной литературы:
Нормативно-законодательные акты
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 259-р «О внесении изменений в план мероприятий («дорожную карту») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1128-р.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 378-р.
Учебная и научная литература
Аналитические материалы научно-практической конференции «Россия в ВТО: финансово-экономические риски». – М., Финуниверситет, 2014; ЦКЬ: http://elib.fa.ru/fbook/krasavina.pdf.
Бартенев С.А. Мировая экономика: модели, динамика. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 192 с.
Васютченко И. К вопросу о формировании внешнеэкономической стратегии России и её регионов в условиях глобализации // Вестник ТИУиЭ. – 2012. - №16.
Гладков И. С., Захарова Е. В. Внешнеторговые связи Европейского союза на современном этапе // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2014. - № 2 (68). – С. 87-98.
Джабиев А.П. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. – М., 2011. – 480 с.
Доклад министра экономического развития Алексея Улюкаева 29 января 2015 г. на Совете Федерации «О приоритетах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1760150.html
Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. – М.: ВАВТ, 2011. – С. 346-347.
Ищенко Е. Г. Системные факторы поддержки экспорта Российской Федерации / Аналитические материалы международной научно-практической конференции «Россия в ВТО: проблемы национальной конкурентоспособности и стимулирования российского экспорта». – М., Финуниверситет, 2014. URL: http://elib.fa.ru/fbook/Russia_ WTO2014.pdf.
Латышов А. В. Перспективы развития экономических союзов на постсоветском пространстве / / Актуальные проблемы налоговой политики: сборник статей участников VI Международной научнопрактической конференции молодых ученых и студентов / сост. М. Р. Пинская. – М.: Финансовый университет, 2014. – С. 54-59.
Международные валютно-кредитные отношения: учебник для вузов / под ред. Красавиной Л. Н. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
О первых шагах по формированию Центра кредитно-страховой поддержки экспорта. Пресс-релиз ЭКСАР от 19.09.2014; URL: http://www.exiar.ru/press/news/1137/
Стрелкова И. А. Экономические санкции против России и роль ВТО / / Академический журнал Западной Сибири. – 2014. – Т. 10. - № 5. – С. 125-127.
ЦБ РФ: Экономика России в этом году вырастет менее чем на 1%. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.rbk.ru/persons/nabiulina
Шаховская Л.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: КноРус, 2013. – 256 с.
Шишкин А. В. Маркетинговая концепция пространственной экономики / / Федерализм. – 2014. - № 4 (76). – С. 75-85.
Школяр Н. А. Корректировка системы поддержки экспорта: принципы и подходы // Российский внешнеэкономический вестник. – 2014. - № 2. – С. 79-86.
Шуйский В. П. Совершенствование системы поддержки экспорта в Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. – 2012. - №9. – С. 35-48.
Classification of non-tariff measures: February 2012 version // United Nations Conference on Trade and Development: [сайт]. [2013]. URL: http://unctad.org/en
International Trade Statistics 2011. WTO
The Doha Mandate // United Nations Conference on Trade and Development: [сайт]. [2012]. URL: http://unctad.org/en
World Development Indicators. World Bank.
Интернет-источники
World Economic Outlook. Database, April 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.imf.org/extemal/pubs/ft/weo/2015/02/weodata/index.aspx
Данные статистических ведомств России и стран СНГ: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.customsru/, http://www.gks.ru, http://www.belstat.gov.by; www.statistica.; www.ukrstat.gov.ua;www.armstat.am; www.stat.gov.az; www.stat.kz; http://e.customs.kz/wps/portal/customs/ , www.stat.kg; www.stat.uz; www.stat.tj; www.stat.gov.tm
Официальный сайт Банка России. – URL: http://www.cbr.ru
Официальный сайт Росстата. – URL: http://www.gks.ru
Официальный сайт ФТС России. – URL: http://www.customs.ru
Ibid.
Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р.
Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1128-р. В редакции 2014 г. утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 259-р «О внесении изменений в план мероприятий («дорожную карту») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1128-р.
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 378-р.
28
Список использованной литературы:
Нормативно-законодательные акты
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 ок-тября 2003 г. № 1493-р.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 фев-раля 2014 г. № 259-р «О внесении изменений в план мероприятий («дорожную карту») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1128-р.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 378-р.
Учебная и научная литература
5. Аналитические материалы научно-практической конференции «Россия в ВТО: финансово-экономические риски». – М., Финуниверситет, 2014; ЦКЬ: http://elib.fa.ru/ fbook/krasavina.pdf.
6. Бартенев С.А. Мировая экономика: модели, динамика. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 192 с.
7. Васютченко И. К вопросу о формировании внешнеэкономиче-ской стратегии России и её регионов в условиях глобализации // Вестник ТИУиЭ. – 2012. - №16.
8. Гладков И. С., Захарова Е. В. Внешнеторговые связи Европейского союза на современном этапе // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2014. - № 2 (68). – С. 87-98.
9. Джабиев А.П. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. – М., 2011. – 480 с.
10. Доклад министра экономического развития Алексея Улюкаева 29 января 2015 г. на Совете Федерации «О приоритетах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1760150.html
11. Ищенко Е. Г. Системные факторы поддержки экспорта Россий-ской Федерации / Аналитические материалы международной научно-практической конференции «Россия в ВТО: проблемы национальной конкурентоспособности и стимулирования российского экспорта». – М., Финуниверситет, 2014. URL: http://elib.fa.ru/fbook/Russia_ WTO2014.pdf.
12. Латышов А. В. Перспективы развития экономических союзов на постсоветском пространстве / / Актуальные проблемы налоговой политики: сборник статей участников VI Международной научнопрактической конференции молодых ученых и студентов / сост. М. Р. Пинская. – М.: Финансовый университет, 2014. – С. 54-59.
13. Международные валютно-кредитные отношения: учебник для вузов / под ред. Красавиной Л. Н. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
14. О первых шагах по формированию Центра кредитно-страховой поддержки экспорта. Пресс-релиз ЭКСАР от 19.09.2014; URL: http://www.exiar.ru/press/news/1137/
15. Стрелкова И. А. Экономические санкции против России и роль ВТО / / Академический журнал Западной Сибири. – 2014. – Т. 10. - № 5. – С. 125-127.
16. ЦБ РФ: Экономика России в этом году вырастет менее чем на 1%. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.rbk.ru/persons/nabiulina
17. Шаховская Л.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: КноРус, 2013. – 256 с.
18. Шишкин А. В. Маркетинговая концепция пространственной экономики / / Федерализм. – 2014. - № 4 (76). – С. 75-85.
19. Школяр Н. А. Корректировка системы поддержки экспорта: принципы и подходы // Российский внешнеэкономический вестник. – 2014. - № 2. – С. 79-86.
20. Шуйский В. П. Совершенствование системы поддержки экспорта в Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. – 2012. - №9. – С. 35-48.
21. International Trade Statistics 2011. WTO
22. World Development Indicators. World Bank.
Интернет-источники
23. World Economic Outlook. Database, April 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.imf.org/extemal/pubs/ft/weo/2015/02/weodata/index.aspx
24. Данные статистических ведомств России и стран СНГ: [Элек-тронный ресурс] Режим доступа: http://www.customsru/, http://www.gks.ru, http://www.belstat.gov.by; www.statistica.; www.ukrstat.gov.ua;www.armstat.am; www.stat.gov.az; www.stat.kz; http://e.customs.kz/wps/portal/customs/ , www.stat.kg; www.stat.uz; www.stat.tj; www.stat.gov.tm
25. Официальный сайт Банка России. – URL: http://www.cbr.ru
26. Официальный сайт Росстата. – URL: http://www.gks.ru
27. Официальный сайт ФТС России. – URL: http://www.customs.ru
Содержание
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что экономический рост и рост населения в разных регионах мира вытекает неравномерно, что определяет необходимость расширения международного обмена, способствуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно - технических, производственных, культурных и других отношений, внешнеэкономических связей.
Развитие внешней политики Российской Федерации со странами и за рубежом, играет решающую роль в процессе модернизации национальной экономики. В условиях мирового финансово-экономического кризиса диверсификация внешних экономических связей Российской Федерации должны способствовать более эффективной интеграции в мировую экономику, полное формирование Единого экономического пространства на территории СНГ, повышения качества и уровня жизни населения.
В исследованиях и публикациях российских ученых, таких как Войтович А. И., Гоголева Т. Н., Гречков В. Ю., Дюмулен I. I., Ivanov I. D., Каменщик, Д. В. Котляров Н. Н., Кочетов Э. Г., Рыбалкин В. Н., Строковский L. E, Сельцовский В. Л., Филькевич И. А., Шишков Ю. В. и других рассматривались различные аспекты внешнеэкономических связей Российской Федерации в условиях глобализации.
Вместе с эти проблем совершенствования внешней политики Российской Федерации в условиях мирового финансово-экономического кризиса до тех пор, исследованы достаточно полно.
Цель диссертационной работы состоит в комплексном изучении особенностей внешней политики Российской Федерации.