Основные исторические вехи церковного раскола во второй половине XVII в.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Культурология
  • 10 10 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 20.05.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Соловецкий бунт (1668 – 1676)Старообрядцы, объявленные еретиками, бежали из Москвы на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь (где ими впоследствии будут основаны старообрядческие поселения). В числе приверженцев старого обряда были не только представители духовенства, но также горожане, крестьяне, стрельцы. Для многих Раскол становится способом выражения социального протеста (совсем недавно, в 1649 году, было принято Соборное Уложение, завершившее процесс закрепощения крестьян). В столице и на окраинах вспыхивают бунты; самый известный из них — это Соловецкое восстание 1668 – 1676 годов. Соловецкий монастырь, как и многие другие, отказался принять новые книги и обряды. Но, в отличие от остальных, он был не только монастырём, но и важным форпостом в русско-шведской войне, то есть был укреплён и укомплектован провизией на случай длительной осады, а все обитатели монастыря (около 600 человек) владели военными навыками. Поэтому, когда в 1667 году (ещё год ушёл на то, чтобы царские войска добрались до Соловецких островов) правительство распорядилось конфисковать имущество и землю монастыря, монахи приняли решение обороняться, — и осада длилась восемь лет. Первые шесть лет обе стороны ещё надеялись на мирное разрешение конфликта: царские войска не пользовались пушками, а монахи ежедневно молились за Алексея Михайловича. В 1675, впрочем, терпение царя закончилось, войска были удвоены и начали обстрел монастыря. Защитники (переставшие молиться за царя) какое-то время отстреливались, и, возможно, осада продлилась бы дольше, — если бы не перебежчик, указавший царским войскам тайный ход.Зимой 1676 года монастырь был занят, а предводители мятежных монахов казнены.Во время осады гонения на раскольников в остальных частях страны продолжались.В 1671 году одна из самых известных сторонниц старого обряда, боярыня Феодосия Морозова, была заключена в монастырскую тюрьму; в 1674 они году вместе с сестрой, Евдокией Урусовой, были подвергнуты пыткам, но даже на дыбе не согласились принять новый обряд. В конце концов они были брошены в острог, где к 1675 году скончались от голода (а их слуги были сожжены заживо). В период с 1676 по 1685 год в результате самосожжений погибло, по разным данным, до 20 000 человек. Самосожжение старообрядцы называли «огненным крещением», и считали его ответом на приход в мир Антихриста — Никона. Протопоп Аввакум, как уже упоминалось, был сожжён заживо вместе со своими сторонниками в 1682 году. Старообрядчество при царевне Софье: диспут о вере (1682) и «Двенадцать статей» (1685)В 1682 году в Московском Кремле состоялся диспут о вере, организованный совместными усилиями старообрядцев и стрельцов. В диспуте участвовали патриарх Иоаким и епископ Афанасий со стороны официальной Церкви, и Никита Пустосвят со стороны старообрядцев. Диспут вёлся с большим ожесточением, но не привёл ни к какому результату. На следующий день царевна Софья приказала схватить участвовавших в нём раскольников, и Никита был казнён, а его сторонники сосланы в различные монастыри.В 1685 году царевна Софья издаёт «Двенадцать статей» — указ, в котором определяются наказания для старообрядцев: сожжение в срубе для нераскаявшихся, ссылка в монастыри для раскаявшихся, смертная казнь для проповедовавших старообрядческую веру, битье батогами тем, кто крестит в старообрядческой манере детей, и тем, кто укрывает раскольников, и т. д. По мнению некоторых историков, это был один из самых жестоких документов в истории российского уголовного права. «Двенадцать статей» будут официально отменены только в 1716 году. Гонения на раскольников в том виде, в котором они практиковались в конце XVII века, утихнут, но разного рода (в том числе экономические) притеснения будут продолжаться ещё долгое время.При подготовке доклада была использована следующая литература:«Двенадцать статей» царевны Софьи // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук. Т. 4. — СПб., 1836. — С. 419-422. № 284.Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. — М.: Церковь, 1995. — 528 с.История России: учеб. —3-е изд., перераб. и доп. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 528 с.Крамер А. В. Раскол русской Церкви в середине XVII в. — СПб.: Алетейя, 2011. — 368 с.Раскол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890 – 1907.

При подготовке доклада была использована следующая литература:

1. «Двенадцать статей» царевны Софьи // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук. Т. 4. — СПб., 1836. — С. 419-422. № 284.
2. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. — М.: Церковь, 1995. — 528 с.
3. История России: учеб. —3-е изд., перераб. и доп. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 528 с.
4. Крамер А. В. Раскол русской Церкви в середине XVII в. — СПб.: Алетейя, 2011. — 368 с.
5. Раскол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890 – 1907.

Вопрос-ответ:

Что было основной причиной церковного раскола во второй половине XVII века?

Основной причиной церковного раскола был конфликт между церковной реформой, проводимой патриархом Никоном, и сторонниками старого обряда.

Каковы были основные исторические вехи Соловецкого бунта во второй половине XVII века?

Соловецкий бунт начался в 1668 году и продолжался до 1676 года. Ключевыми событиями было восстание старообрядцев на Соловецких островах против принудительной церковной реформы и борьба с властями.

Куда бежали старообрядцы из Москвы после объявления их еретиками?

После объявления старообрядцев еретиками, они бежали из Москвы на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где впоследствии были основаны старообрядческие поселения.

Кто были приверженцами старого обряда во время церковного раскола?

В числе приверженцев старого обряда были не только представители духовенства, но также горожане, крестьяне и стрельцы. Раскол стал способом выражения социального протеста для многих из них.

Когда произошла церковная реформа, которая послужила одной из причин церковного раскола?

Церковная реформа, проведенная патриархом Никоном, произошла совсем недавно, в 1649 году.

Какие были основные исторические вехи церковного раскола во второй половине XVII в?

Основные исторические вехи церковного раскола во второй половине XVII века включают Соловецкий бунт (1668-1676), признание старообрядцев еретиками, их бегство из Москвы на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, и в Сибирь, где были основаны старообрядческие поселения.

Кто бежал из Москвы на Поморский Север, в Заволжье, на Урал и в Сибирь во время церковного раскола?

Во время церковного раскола из Москвы на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, и в Сибирь бежали старообрядцы, которые были объявлены еретиками. Среди них были не только представители духовенства, но также горожане, крестьяне и стрельцы.

Каким образом многие люди выразили социальный протест во время церковного раскола?

Многие люди выразили социальный протест во время церковного раскола, используя его как способ выражения своего недовольства. Для них раскол стал способом протеста и выражения своего несогласия.

Когда произошел Соловецкий бунт и какова его роль в церковном расколе?

Соловецкий бунт произошел в период с 1668 по 1676 год и сыграл важную роль в церковном расколе. В ходе бунта старообрядческие монахи встали против церковной реформы и выразили свой протест. Это было одним из ключевых событий, которые спровоцировали раскол.

Каковы последствия церковного раскола для старообрядцев?

Последствия церковного раскола для старообрядцев были значительными. Они были объявлены еретиками и вынуждены покинуть Москву, уходя на Поморский Север, в Заволжье, на Урал и в Сибирь. Там были основаны старообрядческие поселения, где старообрядцы продолжили свою веру и традиции.