Российско- Китайские отношения в 21 веке.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные отношения
  • 80 80 страниц
  • 82 + 82 источника
  • Добавлена 23.06.2016
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Россия и Китай в мировой политике …………………………… 6
1.1. Место Китая во внешней политике России ……………………. 6
1.2. Место России во внешней политике Китая ……………………. 12
1.3. Россия и Китай в контексте внешнеполитической стратегии США в начале XXI века ……………………………………….
16
Глава 2. Основные направления сотрудничества России и Китая…….. 23
2.1. Эволюция двусторонних отношений в XX веке ……….…….. 23
2.2. Политические контакты в российско-китайских отношениях на современном этапе ………………………………………………. 33
2.3. Экономическое сотрудничество России и Китая …………….. 44
Глава 3. Перспективы развития российско-китайских отношений ….. 48
3.1. Перспективные направления развития российско-китайских отношений в азиатско-тихоокеанском и центрально-азиатском регионе ……………………………………………………….. .

48
3.2. Стратегическое партнерство как основа региональной безопасности ……………………………………………………
52
3.3. Рекомендации по развитию взаимоотношений России и Китая 61
Заключение …………………………………………………………………. 66
Список источников и использованной литературы ……………………… 71


Фрагмент для ознакомления

Недостаточно развитая инфраструктура российско-китайского приграничного сотрудничества, особенно с российской стороны, может стать наиболее серьезным вызовом для его развития. Следует совместными усилиями решать вопросы, связанные с наличием современных пограничных переходов и пропускных пунктов, дорог и мостов в районе границы. Для решения комплекса проблем в сфере российско-китайских торгово- экономических, финансовых и приграничных отношений представляется целесообразным:
- оптимизация структуры российско-китайской торговли за счет повышения доли продукции машиностроения и товаров с более высокой добавленной стоимостью (например, лес-пиловочник вместо леса-кругляка и т.д.).
- поощрение и участие российских предприятий в перестройке старых промышленных баз на северо-востоке КНР и в западных районах, а китайских – в развитии инфраструктуры и реконструкции промышленных предприятий и развитии сельского хозяйства на территории российского Дальнего Востока и Сибири.
- повышение статуса и значения, в том числе за счет участия первых лиц государства, торгово-экономических ярмарок в Харбине и Урумчи (КНР) и развитие аналогичных регулярных торгово-экономических ярмарок в азиатской части РФ (например, в Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке).
- развитие и модернизация трансграничной инфраструктуры, т.е. построить мосты через реки Аргунь, Амур и Уссури, реконструировать существующие и построить новые железнодорожные линии и автомобильные трассы в приграничных районах Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ.
- создание российско-китайских транспортных коридоров: водный путь «река – море» по рекам Амур, Сунгари и Уссури до Хабаровска, железно- дорожный транспортный коридор «Восточный путь» из Китая через Суй-фэньхэ – Гродеково до Уссурийска.
- создание региональных сетей в сфере воздушных перевозок на базе аэродромов Харбина, Чанчуня, Шэньяна, Хух-Хото на территории КНР и Владивостока, Хабаровска, Иркутска, Якутска на территории РФ.
- реконструкция российско-китайских погран.переходов по сухопутной и водной российско-китайской границе.
Для развития российско-китайского приграничного сотрудничества важное значение имеет максимальное подключение Китая к реализации программы развития российского Дальнего Востока, а России – к программам развития северо-востока Китая и западных районов. Для достижения этой цели было бы целесообразным создание постоянной российско-китайской комиссии по координации планов социально-экономического развития между северо-востоком Китая и российским Дальним Востоком и Забайкальем. Целесообразно проводить на Дальнем Востоке России политику «малых шагов», используя опыт КНР 1980–1990-х гг. по осуществлению «открытой внешнеэкономической политики».
Эта политика может быть осуществлена в несколько этапов:
- создание таможенных зон российско-китайской торговли на пограничных переходах Маньчжурия – Забайкальск, Гродеково – Суйфэньхэ, Благовещенск – Хэйхэ и др.
- создание свободных экономических зон в российских городах на границе с Китаем Благовещенск, Хабаровск, Уссурийск.
- разработка и принятие закона о создании совместных предприятий в приграничных районах, в соответствии с которым вновь учрежденным совместным предприятиям предоставляются льготы различного характера. Например, в Китае к таким льготам относятся: уменьшение налоговой базы, сниженные ставки налога на добавленную стоимость, налога на импорт, на землю и недвижимость, частичное возмещение затрат на аренду недвижимости. В дополнение компании, разместившие свои штаб-квартиры в Центральном Китае и купившие, например, недвижимость, могут уменьшить налоговую базу на 40%. В отношении земельных участков, занимаемых такими компаниями, действует упрощенный порядок переоформления.
- разработка и принятие закона о зонах технико-экономического развития на базе академ.городков во Владивостоке, Хабаровске, Иркутске и Новосибирске. В Китае это, как правило, высшие учебные заведения, научно- исследовательские институты, технопарки и внедренческие лаборатории, а также компании, разрабатывающие и выпускающие высокотехнологичную продукцию, расположенные на единой территории. Субъекты таких зон получают государственное финансирование, приоритет отдается важнейшим направлениям современной науки.
Представляется также целесообразным создавать на приграничной с Китаем территории промышленные зоны научно-технического сотрудничества, различные зоны приграничного торгово-экономического сотрудничества, которые могли бы стать своего рода анклавами (кластерами) для отработки новых форм двустороннего торгово-экономического взаимодействия. Впоследствии этот опыт мог бы переноситься на другие регионы Дальнего Востока и Сибири.
Заключение


В период с 2001 по 2016 годы российско-китайские отношения стратегического партнерства и взаимодействия непрерывно углублялись. Усиление взаимодействия России и Китая в области политики, экономики и других сферах двухстороннего сотрудничества дало значительные результаты. Между Россией и Китаем существуют достаточно сложные политические и экономические отношения. Можно выделить ряд важных факторов, негативно влияющих на дальнейшее углубление российско-китайского сотрудничества: несовершенство нормативно-правовой базы, узость товарной структуры торгово-экономического сотрудничества, слабость транспортной инфраструктуры, недостаточные объемы сотрудничества в области высоких технологий, изменение политического климата в мире, опасения некоторых кругов в России, связанные с возможным увеличением числа китайских мигрантов и сотрудничеством Китая со странами Центральной Азии в области энергетики, проблема экспорта некачественных товаров из Китая в Россию. Если обе страны смогут найти взаимовыгодное решение этих проблем, это будет способствовать дальнейшему укреплению торгово-экономических связей между двумя странами.
Россия и Китай должны стремиться к развитию двусторонних экономических отношений, основанных на взаимном политическом доверии. Именно политические отношения, в сочетании с тесным экономическим сотрудничеством, способны заложить прочную материальную основу для развития стратегических партнерских отношений между двумя странами. В будущем отношения между Россией и Китаем могут перейти на новый уровень развития.
При этом, особое место занимает ШОС как уникальный механизм взаимодействия РФ и КНР, который имеет более чем десятилетнюю историю: в условиях сложной международной обстановки после холодной войны от «Пятерки» к «Организации сотрудничества». ШОС играет все более важную роль в обеспечении и укреплении региональной безопасности и стабильности, ускорении развития экономики Центральноазиатского региона.
Помимо сотрудничества в экономике и борьбе с терроризмом не следует забывать еще одну важную функцию ШОС - обеспечение безопасности и высокого уровня доверия на границах. Это направление деятельности не отменяется в связи с переносом акцента на борьбу с терроризмом. Таким образом, ШОС оказывается незаменимой и в этом смысле - ни одна региональная структура в ЦА не обладает подобными функциями.
В перспективе, по мере укрепления Организации и развития диалоговых механизмов на международном уровне, ШОС может стать существенным элементом будущей интеграционной системы и эффективного сотрудничества как регионального, так и общемирового масштаба.
В настоящее время главными функциями ШОС являются обеспечение борьбы с террористической угрозой и развитие экономического сотрудничества. В ее рамках действует шесть соответствующих структурных подразделений - юстиции, исполнения законов, военное, по охране границ, внутренних дел и безопасности. Объединение сил и средств всех стран-участниц позволило сформировать мощное и эффективное орудие борьбы с терроризмом. В области экономики страны ШОС заинтересованы в первую очередь в региональном сотрудничестве. Целью является обеспечение комплексного всестороннего развития всего региона, использование в полной мере взаимодополняемости экономических структур государств-участников, установление более тесных экономических связей, содействие развитию каждой из стран. Долгосрочная перспективная цель состоит в создании региональной свободной торгово-экономической зоны.
ШОС - это международная организация, в рамках которой реализуются уставные цели и задачи, посредством действий системы структурных звеньев - органов ШОС, создаваемых в соответствии с учредительным актом или отдельным решением организации с определением правового статуса каждого органа. Каждый орган ШОС наделен соответствующей компетенцией, полномочиями и функциями, в силу делегирования государствами-участниками, на основе принципа взаимности, части своего государственного суверенитета. В соответствии с Хартией (ст. 4) структура ШОС состоит из следующих органов: Совет глав государств; Совет глав правительств (премьер-министров); Совет министров иностранных дел; Совещания руководителей министерств и/или ведомств; Совет национальных координаторов; Региональная антитеррористическая структура; и Секретариат. Следует отметить, что в случае необходимости Советом глав государств возможно создание новых органов. Постоянно действующими органами ШОС являются: Региональная антитеррористическая структура (РАТС) расположенная в Ташкенте, и Секретариат, расположенный в Пекине. Согласно функциональному принципу, органы ШОС можно разделить на: высшие, исполнительные, вспомогательные, контролирующие и административные. Тем временем, в связи с развитием центрально-азиатской интеграции, можем говорить о наличие в организационной структуре ШОС и наднациональных органов.
В настоящее время приграничное и межрегиональное сотрудничество между Россией и Китаем в целом стабильно развивается. В то же время существует ряд еще не решенных проблем. В частности, необходимо искать новые формы развития приграничного сотрудничества, расширять товарную номенклатуру, повышать привлекательность приграничных районов для предприятий и реализовать в полном объеме «Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы)». Приграничные районы обладают рядом преимуществ, включая высокую ресурсообеспеченность, хорошую деловую среду, тесную кооперацию между торгово-экономическими зонами и удобство географического положения в центре Северо-Восточной Азии. Эти преимущества способствуют появлению в них большого числа предприятий и расширению товарной номенклатуры и тем самым привлекают большие потоки трудовых и природных ресурсов, капиталов и технологий, что, в свою очередь, повышает уровень либерализации торговли в российско-китайских приграничных районах. Несмотря на наличие определенных трудностей в развитии приграничного сотрудничества, обе стороны прикладывают усилия для решения существующих проблем и расширения сферы взаимодействия. Эти усилия будут способствовать развитию приграничных районов, а также развитию экономических и политических отношений двух стран.
Российско-китайское научно-техническое сотрудничество является важной составной частью межрегиональной и приграничной кооперации. В настоящее время существуют разные формы научно-технического сотрудничества между двумя странами, включая торговлю высокотехнологичными товарами, закупки передового технического оборудования и патентованных технологий и т.д. По мере развития экономического, политического и научно-технического сотрудничества между Россией и Китаем создаются совместные научно-технические базы, научно-технические сети и технопарки. Осуществление научно-технического сотрудничества нацелено на активное освоение китайского рынка наукоемкой продукции посредством перехода от отдельных научно-исследовательских разработок к организации современных научно-технических производств в областях, представляющих взаимный интерес. Использование различных форм научно-технического взаимодействия между Россией и Китаем может повысить уровень межрегиональных отношений двух стран, а также способствовать развитию российско-китайского экономического и политического стратегического сотрудничества.
Энергетическое сотрудничество между Россией и Китаем является важной частью развития стратегического партнерства в экономической и политической сфере. Развитие энергетического сотрудничества не только способствует развитию экономики двух стран, но и обеспечивает национальную энергетическую безопасность Китая и уменьшает торговую зависимость России от Европы.
Создание комплексных беспошлинных зон в пяти китайских приграничных городах (Суйфэньхэ, Дyннин, Фуюань, Хэйхэ, Маньчужрия) способствовало бы развитию торговой и инвестиционной политики, что в свою очередь привело бы к улучшению условий приграничной торговли и инвестиционной среды. Об этом свидетельствует успешный опыт функционирования первой беспошлинной зоны в Суйфэньхэ, которая весьма положительно влияет на приграничное сотрудничество. Видя этот опыт, многие провинции и города Китая подали заявление о создании беспошлинных зон, поэтому в будущем, возможно, будет создана вторая комплексная беспошлинная зона на границе России и Китая.
Подобные зоны было бы полезно создавать и на территории России, так как они будут предоставлять больше возможностей для выхода российских предприятий на новые рынки, способствовать развитию приграничных регионов повышению уровня жизни их населения. В результате создания комплексной беспошлинной зоны в приграничных портах России и Китая значительно увеличивается поток товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Комплексная беспошлинная зона на границе России и Китая представляет собой уникальный опыт для развития российско-китайского экономического сотрудничества.




























Список используемых источников


Нормативные правовые акты:
Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма (Заключена в г. Екатеринбурге 16.06.2009) // Бюллетень международных договоров. - 2012. № 10. С. 68 - 82.
Декларация о создании «Шанхайской организации сотрудничества» (Принята в г. Шанхае 15.06.2001)// Дипломатический вестник. 2001. № 7. С. 27 - 29.
Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества. (Шанхай, 15 июня 2006 г.). Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sectsco.org
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс] // Новостной сайт. 16 июля 2001. – URL: http://news.xinhuanet.com/ziliao/2002-08/21/content_532202.htm.
Российско-китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка (Москва, 23.04.1997) // Сборник российско-китайских договоров. 1949 - 1999.- М.: Терра-Спорт, 1999. С. 382 - 384.
Совместная декларация Китайской Народной Республики и Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Китайской народной республики. 22 марта 2006. – URL: http://big5.fmprc.gov.cn/gate/big5/www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t241792.shtml.
Совместное заявление Председателя КНР Ху Цзиньтао и Президента РФ Дмитрия Медведева в связи с 10-летием Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ [Электронный ресурс] // Новостной сайт. 28 сентября 2010. – URL: http://news.xinhuanet.com/politics/.
Совместное заявление участников Алма-Атинской встречи - Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан (Подписано в г. Алма-Ате 03.07.1998)// Сборник российско-китайских договоров. 1949 - 1999.- М.: Терра-Спорт, 1999. С. 446 - 448.
Соглашение между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Заключено в г. Ташкенте 17.06.2004) // Бюллетень международных договоров. – 2008. – № 7. – С. 16 – 22.
Соглашение между Правительством СССР и Правительством Китайской Народной Республики о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы (Заключено в г. Москве 24.04.1990) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI.- М., 1993. С. 39 - 41.
Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы (Вместе с «Основными категориями обмена информацией») (Заключено в г. Шанхае 26.04.1996) // Сборник российско-китайских договоров. 1949 - 1999.- М.: Терра-Спорт, 1999. С. 365 - 373.
Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (Вместе с «Протоколами о географических пределах применения Соглашения, о порядке сокращения, об обмене информацией, о контроле и проверках») (Заключено в г. Москве 24.04.1997)// Собрание законодательства РФ. 8 апреля 2002 г. № 14. Ст. 1230.
Соглашение между СССР и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части (Заключено в г. Москве 16.05.1991) (Документ вступил в силу 16 марта 1992 года. Россия ратифицировала данный документ Постановлением ВС РФ от 13.02.1992 № 2348-1)// Сборник российско-китайских договоров. 1949 - 1999.- М.: Терра-Спорт, 1999. С. 117 – 125.
Соглашение о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (Заключено в г. Екатеринбурге 16.06.2009) // Бюллетень международных договоров. 2012. № 12. С. 5 - 11.
Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (Заключено в г. Шанхае 15.06.2006) // Бюллетень международных договоров. - 2014. № 7. С. 3 - 12.
Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности (Заключено в г. Шанхае 15.06.2006) // Бюллетень международных договоров. - 2011. № 12. С. 5 - 9.
Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью (Заключено в г. Ташкенте 11.06.2010) // Бюллетень международных договоров. - 2013. № 2. С. 17 - 22.
Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. (Заключено в г. Душанбе 28.08.2008) // Бюллетень международных договоров. – 2011. – № 1. – С. 3 – 7.
Соглашение об обеспечении защиты секретной информации в рамках Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (Ташкент, 17 июня 2004 г.). Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] СПС «ГАРАНТ», - Режим доступа: http://base.garant.ru/70103856/#ixzz3JCNToQ4I
«Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия». URL: http://www.news.kremlin.ru/ref_notes/1642.

Специальная и учебная литература:
Абатуров В.К Ташкентскому саммиту Шанхайской организации сотрудничества // Экономическое обозрение. – 2004. – С. 4.
Александров М. Перспективы урегулирования Грузино-Абхазского и Грузино-Осетинского конфликтов // Caucasus without conflicts and terrorism: dialog of civilizations in Caucasian Crossroads, Yerevan 2007. с. 74.
Андреещев Р. ШОС сегодня и завтра. Надежды и заботы стран в членов организации // Азия и Африка сегодня. - 2008. № 1. - С. 10-14.
Арбатов Г.А. Ястребы и голуби холодной войны. - М., Алгоритм.Эксмо., 2009. 224 с.
Барский К.М. Шанхайская организация сотрудничества: новое слово в мировой политике // Стратегия России в Центральной Азии и Шанхайская организация сотрудничества / Под ред. А.В. Лукина. М.: МГИМО-Университет, 2012. - С. 11.
Баталов Э. Я. Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций). – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. – 376 с.
Бейлс А.Дж.К., Барановский В., Дунай П. Региональное сотрудничество в области безопасности на территории бывшего Советского Союза // Ежегодник СИПРИ 2007: вооружения, разоружение и международная безопасность. - М.: ИМЭМО РАН, 2008. - С. 202.
Богатуров А.Д., Дундич А.С., Коргун В.Г. Международные отношения в Центральной Азии: События и документы. М., 2011. с. 154.
Болгова И.В. Политика Европейского Союза в Закавказье и Центральной Азии: 1993–2004. дис. канд. полит. наук: 2005 / МГИМО. – М., 2005.
В Таджикистане прошли совместные антитеррористические учения в рамках ШОС «Мирная миссия-2012» // Шанхайская Организация Сотрудничества [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.sectsco.org/RU/shownews.asp?id=532.
Верещагин Б.Н. В старом и новом Китае. Из воспоминаний дипломата. - М., 1999. - С. 175-176.
Внешняя торговля Российской Федерации // Федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=51&Itemid=1977.
Галушко Г. В условиях, максимально приближенных к боевым // Экспресс К. 14.06.2013.
Данные Министерства коммерции Китайской народной республики [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства коммерции КНР. – URL: http://www.mofcom.gov.cn.
Дугин А. Основы геополитики. – М.: АРКТОГЕЯ-центр, 2000. – 928 с.
Журавель В.П. Некоторые проблемы борьбы с терроризмом на территории Шанхайской организации сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 2. - С. 70– 74;
Иванов В. В. Вооруженный конфликт в странах Индокитая (1945-1975 гг.). Дис. … канд. ист. наук. – Владивосток. 2002.
Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. М., 2008.
Киссинджер Г. Дипломатия / пер. с англ. В. В. Львова. – М.: «Ладомир», 1997. – 847 с.
Клещева Т.А. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) как основной орган борьбы с терроризмом в странах АТР // Политика и право. 2012. № 1.- С. 79–93.
Комиссина И.Н., Куртов А.А.Шанхайская организация сотрудничества // Кокарев К.А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия: сборник статей. – М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2006. – С. 251-316, С. 261.
Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD). URL: http://www.unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdstat38_en.pdf.
Кузьмин В.В. Китай в стратегии американского империализма. – М.: Международные отношения, 1978. – 271 с.
Кузьмина Е.М. Геополитика Центральной Азии. М., 2007. с. 264.
Лавров B.C. ШОС - право и безопасность XXI века // Международная жизнь. 2008, №1-2. - С. 172-184.
Ли Дагуан: Военные учения в рамках ШОС все более приближаются к реальным операциям, которые нацелены на «три силы зла» // Жэньминь Жибао. 16.09.2010.
Лузянин С.Г. Россия и Китай в Евразии. Международно-региональные измерения российско-китайского партнерства. М., 2009. с. 97.
Лукин А. Материализация «Шанхайского духа» и три его элемента // Акирress. – 2007. – №8. – С. 5.
Лукин А. ШОС: проблемы и перспективы // Международная жизнь. -2004. - №3. - С.122.
Малышева Д.Б. Перспективы расширенной ШОС как межрегиональной структуры безопасности в свете новых политических вызовов в Центральной Азии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.analitika.org.
Минобороны КНР: совместные учения в рамках ШОС нацелены на борьбу с терроризмом, а не направлены против третьих сторон // Жэньминь Жибао. 28.04.2011.
Миняйленко Н.Н. Ответственность агрессора за нарушение норм международного права на примере югоосетинского вооруженного конфликта в августе 2008 г. // Военно-юридический журнал. № 6 - М.: Юрист, 2010. - С. 23-25
Московская биржа начала торги фьючерсом на китайский юань // Финам. 2015. 17 марта. URL: http://www.finam. ru/analysis/newsitem/moskovskaya-birzha-nachala-torgi-fyuchersom-na-kitaiyskiiy-yuan-20150317-102719.
Наумкин В. Российская политика на Южном Кавказе // The Quarterly Journal, Vol I, N 3, Июль 2002. с. 67.
Некоторые аспекты китайской действительности // Коммунист. - 1978, № 13,- С. 88-101.
Олкотт М. Политика США на Южном Кавказе // The Quarterly Journal, Vol I, N 3, Июль 2002. с. 46.
Олкотт М.Б. Второй шанс Центральной Азии. М., 2005. с. 89.
Омаров Н.М. Международные отношения в эпоху глобального развития. Бишкек, 2003. с. 213.
От миропорядка империй к имперскому миропорядку / Отв. ред. Ф.Г. Войтоловский, П.А. Гудев, Э.К. Соловьев. – М., 2005.
Панарин И. «Доктрина новой ЕвроАзии (От Парижа до Пекина, от Москвы до Дели и Тегерана) – стабильность Центральной Азии, Мировой Общественный форум, «Диалог цивилизаций» // Вестник, № 1/2006, С. 288-296.
Парамонов В. Формирование геополитической ситуации в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. – 2002. №3(57). – С. 12.
Политов Ю. Товарооборот между РФ и КНР может достичь 200 млрд. долларов // Российская газета. 2014. 13 октября.
Президент Российской Федерации В.В. Путин. «ШОС - новая модель успешного международного сотрудничества» // Российская газета от 14 июня 2006 года.
Прямые инвестиции Китая в Россию превысили 5 млрд долларов // РБК daily. URL: http://цццюrbcdaily.ru/economy/562949989017603.
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // Портал внешнеэкономической информации (Министерство экономического развития РФ). URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade.
Самуйлов С.М. Внешнеполитический механизм США: эволюция, реформирование, проблемы. М, 2009.
Сергейчук С. США и Китай. – М.: Международные отношения, 1973. – 238 с.
Серов С. Война по сценарию: На Дальнем Востоке начались масштабные российско-китайские маневры // Российская газета. 23.07.2009.
Скаков А. Россия и страны Южного Кавказа: 2004 // The Caucasus Yearbook, Yerevan Caucasus // Media Institute 2006. с. 156.
Суюнбаев М. ШОС: пределы роста // Аналитический бюллетень (Ориентир). – №1. – 2007.
Тихонов А. Готовность к «Мирной миссии-2013» // Красная звезда. - 2013. 22 июля.
Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. – М., 2000.
Филатов С. Исторический визит Путина в Китай коронован 51 соглашением // Международная жизнь. 22 мая 2014 г. URL: http://www.interaffairs.ru/read.php?item=11178.
Хомутинкин С. В. Проблема мирового порядка во внешнеполитических взглядах Генри Киссинджера: дисс. ... к.и.н.- Тамбов, 2006.- 197 с.
Чжао Хуашен. Некоторые проблемы развития Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]: Центр изучения России и Центральной Азии, Фуданьский университет, ИА «ИнфоШОС», 02.08.2007. - Режим доступа: http://www.infoshos.ru/ru/-idn=429.
Шаклеина Т. А. Россия и США в новом мировом порядке: Дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991–2000). – М.: Институт США и Канады РАН, 2002. – 445 с.
Commerce of China 2011, Press Office, Ministry of Commerce, People’s Republic of China. P. 24–25.
List of partners markets for a product commercialized by China / Trade Map. URL: http://www.trademap.org
The Asia Times online. – 2004, January, the 1st.
The National Security Strategy of the United States of America. September 2002: http://georgewbush-whitehouse.archives.gov/nsc/nss/2002.
Total Value of Imports and Exports by Country (Region) of Origin/Destination // National Bureau of Statistics of China. URL: http://www.data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=C01.
«Whither China: From Membership to Responsibility?» Robert B. Zoellick, Deputy Secretary of State Remarks to National Committee on U.S.-China Relations. – New York City. –2005, September, the 21st.





См. Болгова И.В. Политика Европейского Союза в Закавказье и Центральной Азии: 1993–2004. дис. канд. полит. наук: 2005 / МГИМО. – М., 2005.
Президент Российской Федерации В.В. Путин. «ШОС - новая модель успешного международного сотрудничества» // Российская газета от 14 июня 2006 года.
Андреещев Р. ШОС сегодня и завтра. Надежды и заботы стран в членов организации // Азия и Африка сегодня. - 2008. № 1. - С. 10-14.
Киссинджер Г. Дипломатия / пер. с англ. В. В. Львова. – М.: «Ладомир», 1997. – 847 с.
Дугин А. Основы геополитики. – М.: АРКТОГЕЯ-центр, 2000. – 928 с.
Хомутинкин С. В. Проблема мирового порядка во внешнеполитических взглядах Генри Киссинджера: дисс. ... к.и.н.- Тамбов, 2006.- 197 с.
Баталов Э. Я. Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций). – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. – 376 с.
Шаклеина Т. А. Россия и США в новом мировом порядке: Дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991–2000). – М.: Институт США и Канады РАН, 2002. – 445 с.
http://www.whitehouse.gov
Арбатов Г.А. Ястребы и голуби холодной войны. - М., Алгоритм.Эксмо., 2009. 224 с.
См.: Олкотт М. Политика США на Южном Кавказе // The Quarterly Journal, Vol I, N 3, Июль 2002.; Скаков А. Россия и страны Южного Кавказа: 2004 // The Caucasus Yearbook, Yerevan Caucasus // Media Institute 2006; Наумкин В. Российская политика на Южном Кавказе // The Quarterly Journal, Vol I, N 3, Июль 2002.; Александров М. Перспективы урегулирования Грузино-Абхазского и Грузино-Осетинского конфликтов // Caucasus without conflicts and terrorism: dialog of civilizations in Caucasian Crossroads, Yerevan 2007.
Панарин И. «Доктрина новой ЕвроАзии (От Парижа до Пекина, от Москвы до Дели и Тегерана) – стабильность Центральной Азии, Мировой Общественный форум, «Диалог цивилизаций» // Вестник, № 1/2006, С. 288-296.
Миняйленко Н.Н. Ответственность агрессора за нарушение норм международного права на примере югоосетинского вооруженного конфликта в августе 2008 г. // Военно-юридический журнал. № 6 - М.: Юрист, 2010. - С. 23-25
http://www.chinadaily.com.cn
От миропорядка империй к имперскому миропорядку / Отв. ред. Ф.Г. Войтоловский, П.А. Гудев, Э.К. Соловьев. – М., 2005.
Самуйлов С.М. Внешнеполитический механизм США: эволюция, реформирование, проблемы. М, 2009.
http://money.cnn.com/magazines/fortune
http://www.clarin.com
Иванов В. В. Вооруженный конфликт в странах Индокитая (1945-1975 гг.). Дис. … канд. ист. наук. – Владивосток. 2002.
Сергейчук С. США и Китай. – М.: Международные отношения, 1973. – 238 с.
Кузьмин В.В. Китай в стратегии американского империализма. – М.: Международные отношения, 1978. – 271 с.
Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. – М., 2000.
The Asia Times online. – 2004, January, the 1st.
Там же.
«Whither China: From Membership to Responsibility?» Robert B. Zoellick, Deputy Secretary of State Remarks to National Committee on U.S.-China Relations. – New York City. –2005, September, the 21st.
The National Security Strategy of the United States of America. September 2002: http://georgewbush-whitehouse.archives.gov/nsc/nss/2002.
Верещагин Б.Н. В старом и новом Китае. Из воспоминаний дипломата. - М., 1999. - С. 175-176.
См., напр., Некоторые аспекты китайской действительности // Коммунист. - 1978, № 13,- С. 88—101.
Соглашение между СССР и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части (Заключено в г. Москве 16.05.1991) (Документ вступил в силу 16 марта 1992 года. Россия ратифицировала данный документ Постановлением ВС РФ от 13.02.1992 № 2348-1)// Сборник российско-китайских договоров. 1949 - 1999.- М.: Терра-Спорт, 1999. С. 117 – 125.
Соглашение между Правительством СССР и Правительством Китайской Народной Республики о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы (Заключено в г. Москве 24.04.1990) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI.- М., 1993. С. 39 - 41.
Суюнбаев М. ШОС: пределы роста // Аналитический бюллетень (Ориентир). – №1. – 2007.
Сборник Российско-Китайских договоров 1949 – 1999 гг. – М., 1999. – С. 132 – 133.
Совместная российско-китайская декларация // Проблемы Дальнего Востока. – 1993. – №1. – С.5
Сборник Российско-Китайских договоров 1949 – 1999 гг. – М., 1999. – С. 312.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая. Сборник Российско-Китайских договоров 1949-1999 гг. – М., 1999. – С. 396; Протокол I заседания Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. Сборник Российско-Китайских договоров 1949-1999 гг. – М., 1999. – С. 399.
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР // Российская газета. – 2001. – 17 июля; Проблемы Дальнего Востока. – 2001. – №5. – С.6-11.
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс] // Новостной сайт. 16 июля 2001. – URL: http://news.xinhuanet.com/ziliao/2002-08/21/content_532202.htm.
Совместное заявление Председателя КНР Ху Цзиньтао и Президента РФ Дмитрия Медведева в связи с 10-летием Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ [Электронный ресурс] // Новостной сайт. 28 сентября 2010. – URL: http://news.xinhuanet.com/politics/.
Совместная декларация Китайской Народной Республики и Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Китайской народной республики. 22 марта 2006. – URL: http://big5.fmprc.gov.cn/gate/big5/www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t241792.shtml.
Данные Министерства коммерции Китайской народной республики [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства коммерции КНР. – URL: http://www.mofcom.gov.cn.
Филатов С. Исторический визит Путина в Китай коронован 51 соглашением // Международная жизнь. 22 мая 2014 г. URL: http://www.interaffairs.ru/read.php?item=11178.
«Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия». URL: http://www.news.kremlin.ru/ref_notes/1642.
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // Портал внешнеэкономической информации (Министерство экономического развития РФ). URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade.
Прямые инвестиции Китая в Россию превысили 5 млрд долларов // РБК daily. URL: http://цццюrbcdaily.ru/economy/562949989017603.
Московская биржа начала торги фьючерсом на китайский юань // Финам. 17 марта 2015 г. URL: http://www.finam. ru/analysis/newsitem/moskovskaya-birzha-nachala-torgi-fyuchersom-na-kitaiyskiiy-yuan-20150317-102719.
List of partners markets for a product commercialized by China / Trade Map. URL: http://www.trademap.org
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // Портал внешнеэкономической информации (Министерство экономического развития РФ). URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade; Внешняя торговля Российской Федерации // Федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=51&Itemid=1977; Total Value of Imports and Exports by Country (Region) of Origin/Destination // National Bureau of Statistics of China. URL: http://www.data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=C01.
Политов Ю. Товарооборот между РФ и КНР может достичь 200 млрд. долларов // Российская газета. 2014. 13 октября.
Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD). URL: http://www.unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdstat38_en.pdf.
Commerce of China 2011, Press Office, Ministry of Commerce, People’s Republic of China. P. 24–25.
Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества. (Шанхай, 15 июня 2006 г.). Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sectsco.org
См., напр.: Парамонов В. Формирование геополитической ситуации в Центральной Азии.// Центральная Азия и Кавказ. – 2002. №3(57). – С. 12.; Лукин А. ШОС: проблемы и перспективы // Международная жизнь. -2004. - №3. - С.122.
Клещева Т.А. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) как основной орган борьбы с терроризмом в странах АТР // Политика и право. 2012. № 1.- С. 79–93.
Комиссина И.Н., Куртов А.А.Шанхайская организация сотрудничества // Кокарев К.А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия: сборник статей. – М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2006. – С. 251-316, С. 261.
См.: Богатуров А.Д., Дундич А.С., Коргун В.Г. Международные отношения в Центральной Азии: События и документы. М., 2011; Олкотт М.Б. Второй шанс Центральной Азии. М., 2005; Кузьмина Е.М. Геополитика Центральной Азии. М., 2007; Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. М., 2008; Омаров Н.М. Международные отношения в эпоху глобального развития. Бишкек, 2003; Лузянин С.Г. Россия и Китай в Евразии. Международно-региональные измерения российско-китайского партнерства. М., 2009.
Барский К.М. Шанхайская организация сотрудничества: новое слово в мировой политике // Стратегия России в Центральной Азии и Шанхайская организация сотрудничества / Под ред. А.В. Лукина. М.: МГИМО-Университет, 2012. - С. 11.
Цит. по: Лавров B.C. ШОС - право и безопасность XXI века // Международная жизнь. 2008, №1-2. - С. 172-184.
Соглашение об обеспечении защиты секретной информации в рамках Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (Ташкент, 17 июня 2004 г.). Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] СПС «ГАРАНТ», - Режим доступа: http://base.garant.ru/70103856/#ixzz3JCNToQ4I
Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (Заключено в г. Шанхае 15.06.2006) // Бюллетень международных договоров. - 2014. № 7. С. 3 - 12.
Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности (Заключено в г. Шанхае 15.06.2006) // Бюллетень международных договоров. - 2011. № 12. С. 5 - 9.
Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма (Заключена в г. Екатеринбурге 16.06.2009) // Бюллетень международных договоров. - 2012. № 10. С. 68 - 82.
Соглашение о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (Заключено в г. Екатеринбурге 16.06.2009) // Бюллетень международных договоров. 2012. № 12. С. 5 - 11.
Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью (Заключено в г. Ташкенте 11.06.2010) // Бюллетень международных договоров. - 2013. № 2. С. 17 - 22.
Бейлс А.Дж.К., Барановский В., Дунай П. Региональное сотрудничество в области безопасности на территории бывшего Советского Союза // Ежегодник СИПРИ 2007: вооружения, разоружение и международная безопасность. - М.: ИМЭМО РАН, 2008. - С. 202.
Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. (Заключено в г. Душанбе 28.08.2008) // Бюллетень международных договоров. – 2011. – № 1. – С. 3 – 7.
Соглашение между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Заключено в г. Ташкенте 17.06.2004) // Бюллетень международных договоров. – 2008. – № 7. – С. 16 – 22.
См.: Журавель В.П. Некоторые проблемы борьбы с терроризмом на территории Шанхайской организации сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 2. - С. 70– 74; Клещева Т.А. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) как основной орган борьбы с терроризмом в странах АТР // Политика и право. 2012. № 1.- С. 79–93.
В Таджикистане прошли совместные антитеррористические учения в рамках ШОС «Мирная миссия-2012» // Шанхайская Организация Сотрудничества [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.sectsco.org/RU/shownews.asp?id=532.
Тихонов А. Готовность к «Мирной миссии-2013» // Красная звезда. - 2013. 22 июля.
Галушко Г. В условиях, максимально приближенных к боевым // Экспресс К. 14.06.2013.
Серов С. Война по сценарию: На Дальнем Востоке начались масштабные российско-китайские маневры // Российская газета. 23.07.2009; Минобороны КНР: совместные учения в рамках ШОС нацелены на борьбу с терроризмом, а не направлены против третьих сторон // Жэньминь Жибао. 28.04.2011.
Ли Дагуан: Военные учения в рамках ШОС все более приближаются к реальным операциям, которые нацелены на «три силы зла» // Жэньминь Жибао. 16.09.2010.
Малышева Д.Б. Перспективы расширенной ШОС как межрегиональной структуры безопасности в свете новых политических вызовов в Центральной Азии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.analitika.org.









75


Нормативные правовые акты:
1. Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма (Заключена в г. Екатеринбурге 16.06.2009) // Бюллетень международных договоров. - 2012. № 10. С. 68 - 82.
2. Декларация о создании «Шанхайской организации сотрудничества» (Принята в г. Шанхае 15.06.2001)// Дипломатический вестник. 2001. № 7. С. 27 - 29.
3. Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества. (Шанхай, 15 июня 2006 г.). Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sectsco.org
4. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс] // Новостной сайт. 16 июля 2001. – URL: http://news.xinhuanet.com/ziliao/2002-08/21/content_532202.htm.
5. Российско-китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка (Москва, 23.04.1997) // Сборник российско-китайских договоров. 1949 - 1999.- М.: Терра-Спорт, 1999. С. 382 - 384.
6. Совместная декларация Китайской Народной Республики и Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Китайской народной республики. 22 марта 2006. – URL: http://big5.fmprc.gov.cn/gate/big5/www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t241792.shtml.
7. Совместное заявление Председателя КНР Ху Цзиньтао и Президента РФ Дмитрия Медведева в связи с 10-летием Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ [Электронный ресурс] // Новостной сайт. 28 сентября 2010. – URL: http://news.xinhuanet.com/politics/.
8. Совместное заявление участников Алма-Атинской встречи - Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан (Подписано в г. Алма-Ате 03.07.1998)// Сборник российско-китайских договоров. 1949 - 1999.- М.: Терра-Спорт, 1999. С. 446 - 448.
9. Соглашение между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Заключено в г. Ташкенте 17.06.2004) // Бюллетень международных договоров. – 2008. – № 7. – С. 16 – 22.
10. Соглашение между Правительством СССР и Правительством Китайской Народной Республики о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы (Заключено в г. Москве 24.04.1990) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI.- М., 1993. С. 39 - 41.
11. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы (Вместе с «Основными категориями обмена информацией») (Заключено в г. Шанхае 26.04.1996) // Сборник российско-китайских договоров. 1949 - 1999.- М.: Терра-Спорт, 1999. С. 365 - 373.
12. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (Вместе с «Протоколами о географических пределах применения Соглашения, о порядке сокращения, об обмене информацией, о контроле и проверках») (Заключено в г. Москве 24.04.1997)// Собрание законодательства РФ. 8 апреля 2002 г. № 14. Ст. 1230.
13. Соглашение между СССР и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части (Заключено в г. Москве 16.05.1991) (Документ вступил в силу 16 марта 1992 года. Россия ратифицировала данный документ Постановлением ВС РФ от 13.02.1992 № 2348-1)// Сборник российско-китайских договоров. 1949 - 1999.- М.: Терра-Спорт, 1999. С. 117 – 125.
14. Соглашение о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (Заключено в г. Екатеринбурге 16.06.2009) // Бюллетень международных договоров. 2012. № 12. С. 5 - 11.
15. Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (Заключено в г. Шанхае 15.06.2006) // Бюллетень международных договоров. - 2014. № 7. С. 3 - 12.
16. Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности (Заключено в г. Шанхае 15.06.2006) // Бюллетень международных договоров. - 2011. № 12. С. 5 - 9.
17. Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью (Заключено в г. Ташкенте 11.06.2010) // Бюллетень международных договоров. - 2013. № 2. С. 17 - 22.
18. Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. (Заключено в г. Душанбе 28.08.2008) // Бюллетень международных договоров. – 2011. – № 1. – С. 3 – 7.
19. Соглашение об обеспечении защиты секретной информации в рамках Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (Ташкент, 17 июня 2004 г.). Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] СПС «ГАРАНТ», - Режим доступа: http://base.garant.ru/70103856/#ixzz3JCNToQ4I
20. «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия». URL: http://www.news.kremlin.ru/ref_notes/1642.

Специальная и учебная литература:
21. Абатуров В.К Ташкентскому саммиту Шанхайской организации сотрудничества // Экономическое обозрение. – 2004. – С. 4.
22. Александров М. Перспективы урегулирования Грузино-Абхазского и Грузино-Осетинского конфликтов // Caucasus without conflicts and terrorism: dialog of civilizations in Caucasian Crossroads, Yerevan 2007. с. 74.
23. Андреещев Р. ШОС сегодня и завтра. Надежды и заботы стран в членов организации // Азия и Африка сегодня. - 2008. № 1. - С. 10-14.
24. Арбатов Г.А. Ястребы и голуби холодной войны. - М., Алгоритм.Эксмо., 2009. 224 с.
25. Барский К.М. Шанхайская организация сотрудничества: новое слово в мировой политике // Стратегия России в Центральной Азии и Шанхайская организация сотрудничества / Под ред. А.В. Лукина. М.: МГИМО-Университет, 2012. - С. 11.
26. Баталов Э. Я. Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций). – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. – 376 с.
27. Бейлс А.Дж.К., Барановский В., Дунай П. Региональное сотрудничество в области безопасности на территории бывшего Советского Союза // Ежегодник СИПРИ 2007: вооружения, разоружение и международная безопасность. - М.: ИМЭМО РАН, 2008. - С. 202.
28. Богатуров А.Д., Дундич А.С., Коргун В.Г. Международные отношения в Центральной Азии: События и документы. М., 2011. с. 154.
29. Болгова И.В. Политика Европейского Союза в Закавказье и Центральной Азии: 1993–2004. дис. канд. полит. наук: 2005 / МГИМО. – М., 2005.
30. В Таджикистане прошли совместные антитеррористические учения в рамках ШОС «Мирная миссия-2012» // Шанхайская Организация Сотрудничества [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.sectsco.org/RU/shownews.asp?id=532.
31. Верещагин Б.Н. В старом и новом Китае. Из воспоминаний дипломата. - М., 1999. - С. 175-176.
32. Внешняя торговля Российской Федерации // Федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=51&Itemid=1977.
33. Галушко Г. В условиях, максимально приближенных к боевым // Экспресс К. 14.06.2013.
34. Данные Министерства коммерции Китайской народной республики [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства коммерции КНР. – URL: http://www.mofcom.gov.cn.
35. Дугин А. Основы геополитики. – М.: АРКТОГЕЯ-центр, 2000. – 928 с.
36. Журавель В.П. Некоторые проблемы борьбы с терроризмом на территории Шанхайской организации сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 2. - С. 70– 74;
37. Иванов В. В. Вооруженный конфликт в странах Индокитая (1945-1975 гг.). Дис. … канд. ист. наук. – Владивосток. 2002.
38. Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. М., 2008.
39. Киссинджер Г. Дипломатия / пер. с англ. В. В. Львова. – М.: «Ладомир», 1997. – 847 с.
40. Клещева Т.А. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) как основной орган борьбы с терроризмом в странах АТР // Политика и право. 2012. № 1.- С. 79–93.
41. Комиссина И.Н., Куртов А.А.Шанхайская организация сотрудничества // Кокарев К.А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия: сборник статей. – М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2006. – С. 251-316, С. 261.
42. Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD). URL: http://www.unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdstat38_en.pdf.
43. Кузьмин В.В. Китай в стратегии американского империализма. – М.: Международные отношения, 1978. – 271 с.
44. Кузьмина Е.М. Геополитика Центральной Азии. М., 2007. с. 264.
45. Лавров B.C. ШОС - право и безопасность XXI века // Международная жизнь. 2008, №1-2. - С. 172-184.
46. Ли Дагуан: Военные учения в рамках ШОС все более приближаются к реальным операциям, которые нацелены на «три силы зла» // Жэньминь Жибао. 16.09.2010.
47. Лузянин С.Г. Россия и Китай в Евразии. Международно-региональные измерения российско-китайского партнерства. М., 2009. с. 97.
48. Лукин А. Материализация «Шанхайского духа» и три его элемента // Акирress. – 2007. – №8. – С. 5.
49. Лукин А. ШОС: проблемы и перспективы // Международная жизнь. -2004. - №3. - С.122.
50. Малышева Д.Б. Перспективы расширенной ШОС как межрегиональной структуры безопасности в свете новых политических вызовов в Центральной Азии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.analitika.org.
51. Минобороны КНР: совместные учения в рамках ШОС нацелены на борьбу с терроризмом, а не направлены против третьих сторон // Жэньминь Жибао. 28.04.2011.
52. Миняйленко Н.Н. Ответственность агрессора за нарушение норм международного права на примере югоосетинского вооруженного конфликта в августе 2008 г. // Военно-юридический журнал. № 6 - М.: Юрист, 2010. - С. 23-25
53. Московская биржа начала торги фьючерсом на китайский юань // Финам. 2015. 17 марта. URL: http://www.finam. ru/analysis/newsitem/moskovskaya-birzha-nachala-torgi-fyuchersom-na-kitaiyskiiy-yuan-20150317-102719.
54. Наумкин В. Российская политика на Южном Кавказе // The Quarterly Journal, Vol I, N 3, Июль 2002. с. 67.
55. Некоторые аспекты китайской действительности // Коммунист. - 1978, № 13,- С. 88-101.
56. Олкотт М. Политика США на Южном Кавказе // The Quarterly Journal, Vol I, N 3, Июль 2002. с. 46.
57. Олкотт М.Б. Второй шанс Центральной Азии. М., 2005. с. 89.
58. Омаров Н.М. Международные отношения в эпоху глобального развития. Бишкек, 2003. с. 213.
59. От миропорядка империй к имперскому миропорядку / Отв. ред. Ф.Г. Войтоловский, П.А. Гудев, Э.К. Соловьев. – М., 2005.
60. Панарин И. «Доктрина новой ЕвроАзии (От Парижа до Пекина, от Москвы до Дели и Тегерана) – стабильность Центральной Азии, Мировой Общественный форум, «Диалог цивилизаций» // Вестник, № 1/2006, С. 288-296.
61. Парамонов В. Формирование геополитической ситуации в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. – 2002. №3(57). – С. 12.
62. Политов Ю. Товарооборот между РФ и КНР может достичь 200 млрд. долларов // Российская газета. 2014. 13 октября.
63. Президент Российской Федерации В.В. Путин. «ШОС - новая модель успешного международного сотрудничества» // Российская газета от 14 июня 2006 года.
64. Прямые инвестиции Китая в Россию превысили 5 млрд долларов // РБК daily. URL: http://цццюrbcdaily.ru/economy/562949989017603.
65. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // Портал внешнеэкономической информации (Министерство экономического развития РФ). URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade.
66. Самуйлов С.М. Внешнеполитический механизм США: эволюция, реформирование, проблемы. М, 2009.
67. Сергейчук С. США и Китай. – М.: Международные отношения, 1973. – 238 с.
68. Серов С. Война по сценарию: На Дальнем Востоке начались масштабные российско-китайские маневры // Российская газета. 23.07.2009.
69. Скаков А. Россия и страны Южного Кавказа: 2004 // The Caucasus Yearbook, Yerevan Caucasus // Media Institute 2006. с. 156.
70. Суюнбаев М. ШОС: пределы роста // Аналитический бюллетень (Ориентир). – №1. – 2007.
71. Тихонов А. Готовность к «Мирной миссии-2013» // Красная звезда. - 2013. 22 июля.
72. Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. – М., 2000.
73. Филатов С. Исторический визит Путина в Китай коронован 51 соглашением // Международная жизнь. 22 мая 2014 г. URL: http://www.interaffairs.ru/read.php?item=11178.
74. Хомутинкин С. В. Проблема мирового порядка во внешнеполитических взглядах Генри Киссинджера: дисс. ... к.и.н.- Тамбов, 2006.- 197 с.
75. Чжао Хуашен. Некоторые проблемы развития Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]: Центр изучения России и Центральной Азии, Фуданьский университет, ИА «ИнфоШОС», 02.08.2007. - Режим доступа: http://www.infoshos.ru/ru/-idn=429.
76. Шаклеина Т. А. Россия и США в новом мировом порядке: Дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991–2000). – М.: Институт США и Канады РАН, 2002. – 445 с.
77. Commerce of China 2011, Press Office, Ministry of Commerce, People’s Republic of China. P. 24–25.
78. List of partners markets for a product commercialized by China / Trade Map. URL: http://www.trademap.org
79. The Asia Times online. – 2004, January, the 1st.
80. The National Security Strategy of the United States of America. September 2002: http://georgewbush-whitehouse.archives.gov/nsc/nss/2002.
81. Total Value of Imports and Exports by Country (Region) of Origin/Destination // National Bureau of Statistics of China. URL: http://www.data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=C01.
82. «Whither China: From Membership to Responsibility?» Robert B. Zoellick, Deputy Secretary of State Remarks to National Committee on U.S.-China Relations. – New York City. –2005, September, the 21st.

Вопрос-ответ:

Какие политические контакты существовали между Россией и Китаем в XX веке?

В XX веке между Россией и Китаем существовали различные политические контакты, включая встречи высокопоставленных представителей обеих стран, обмен дипломатическими нотами, заключение соглашений и договоров. Эти контакты охватывали широкий спектр вопросов, включая политические, экономические, культурные и безопасности.

Какой статус занимает Китай во внешней политике России?

Китай занимает особый статус во внешней политике России. Китай считается одним из важнейших партнеров России, и две страны поддерживают множество сотруднических отношений в различных сферах, включая политику, экономику, культуру и оборону. Россия также признает важность Китая в мировой политике и играет активную роль в поддержке китайских интересов на международной арене.

Какое место занимает Россия во внешней политике Китая?

Россия занимает важное место во внешней политике Китая. Китай рассматривает Россию как своего стратегического партнера и стремится развивать и углублять взаимовыгодное сотрудничество с ней в различных сферах, включая политику, экономику, оборону и культуру. Китай также признает важность России в международной политике и поддерживает российские интересы на мировой арене.

Какова роль России и Китая в контексте внешнеполитической стратегии США в начале XXI века?

В начале XXI века Россия и Китай играли важную роль в контексте внешнеполитической стратегии США. Обе эти страны рассматривались США как потенциальные конкуренты и возможные вызовы для американского лидерства. США стремились контролировать и влиять на действия России и Китая в мировой политике, чтобы обеспечить свои национальные интересы и гегемонию. Россия и Китай, в свою очередь, стремились укрепить свою международную позицию и защитить свои интересы от влияния США.

Какое место занимает Китай во внешней политике России?

Китай занимает особое место во внешней политике России. Отношения между двумя странами являются приоритетными. Россия рассматривает Китай как своего важного стратегического партнера и сторонника на международной арене. Сотрудничество и дружба с Китаем имеют для России стратегическое значение.

Какое место занимает Россия во внешней политике Китая?

Россия играет значительную роль во внешней политике Китая. Отношения между двумя странами являются приоритетными для Китая. Россия является важным политическим и экономическим партнером Китая. Взаимное сотрудничество и дружба с Россией помогают Китаю укреплять свои позиции и интересы на международной арене.

Как Россия и Китай вписываются во внешнеполитическую стратегию США в начале XXI века?

Россия и Китай являются ключевыми фокусными точками во внешнеполитической стратегии США в начале XXI века. США рассматривает как Россию, так и Китай как стратегических конкурентов, поскольку оба этих государства имеют значительное влияние и потенциал на международной арене. Взаимодействие и сотрудничество России и Китая вызывают определенные опасения и вызовы для США, поскольку они могут ослабить доминирующее положение США в мире.

Как развивалось двустороннее сотрудничество России и Китая в XX веке?

Двустороннее сотрудничество России и Китая в XX веке прошло через разные этапы. В начале XX века отношения между двумя странами сложились дружественные и стратегические, особенно в период Советско-китайской военной помощи во время Второй мировой войны и гражданской войны в Китае. Однако впоследствии между Россией и Китаем возникли разногласия и конфликты, включая пограничные споры и идеологические разногласия. В конце XX века отношения между двумя странами снова стали улучшаться, и сейчас сотрудничество между Россией и Китаем находится на высоком уровне.

Какое место занимает Китай во внешней политике России?

Китай занимает важное место во внешней политике России, являясь одним из стратегических партнеров. Сотрудничество с Китаем является приоритетным для России, особенно в контексте изменений в мировой политике и роста китайской экономики.

Какое место занимает Россия во внешней политике Китая?

Россия также занимает важное место во внешней политике Китая. Взаимоотношения между двумя странами характеризуются высоким уровнем доверия и уважения. Россия является одним из основных партнеров Китая в политической, экономической и культурной сферах.

Как Россия и Китай вписываются во внешнеполитическую стратегию США в начале XXI века?

Китай и Россия являются ключевыми акторами во внешнеполитической стратегии США в начале XXI века. США проявляют особый интерес к действиям и влиянию этих двух стран. В свете усиления геополитической конкуренции, США стремятся укрепить свою позицию и партнерства в регионе Азии и Тихого океана.

Какими направлениями сотрудничества могут похвастаться Россия и Китай?

Россия и Китай сотрудничают в различных сферах, включая политику, экономику, культуру, военное сотрудничество, технологии и транспорт. Обе страны активно развивают свои отношения в рамках совместных проектов, взаимных инвестиций и торговли.