Система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Трудовое право
  • 21 21 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 20.05.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика надзора и контроля в сфере трудового законодательства 5
1.1. Понятие надзора и контроля в сфере трудовых отношений 5
1.2. Общая характеристика органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства 9
Глава 2. Функции и полномочия органов государственного контроля и надзора в сфере трудового законодательства 11
2.1 Система органов государственного контроля и надзора 11
2.2 Федеральная инспекция труда и ее полномочия 12
2.3. Прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства 16
Заключение 19
Список литературы 21

Фрагмент для ознакомления

Обязанности нашли закрепление в норме ст.358 Трудового кодекса РФ. К ним относится соблюдение Конституции РФ и действующего законодательства; хранение тайны охраняемой законом (государственной, служебной, коммерческой и иной) и т.п.Проводимые государственной инспекцией труда проверки работодателей, являются одной из форм федерального надзора государства за соблюдением законодательства в трудовой сфере. Нормой ст.360 Трудового кодекса РФ установлено, что порядокпроведения проверок определяется ратифицированными Россией конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.Нормы международных документов нашли отражение в положениях ст.360 Трудового кодекса РФ, которой, собственно, устанавливаются основные элементы процедуры проверок. Данной статьей государственные инспектора труда наделены полномочиями по инспектированию любой организации на всей территории России вне зависимости от формы собственности и ее организационно-правовой формы.Требования по организации и проведению проверок, помимо названной статьи, также закреплены и нормами Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».Проверки могут носить плановый и внеплановый характер. При этом плановые проверки не могут проводиться чаще одного раза в три года, на основе ежегодного плана и распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю. Основаниями внеплановой проверки определены законодательством, и часть из них закреплены в норме ч.7 ст.360 Трудового кодекса1.2.3. Прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательстваГенеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры наделены полномочиями по надзору за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Специфическими чертами прокурорского надзора в этой сфере являются:- независимость прокуратуры как от местных органов, так и вертикали подчиненности поднадзорного субъекта;- значительный, в сравнении с другими надзорными органами, объем функций1.Осуществляя надзор за исполнением законов, органы прокуратуры осуществляют надзор и за сферой соблюдения трудового законодательства, во всех министерствах, комитетах, службах и иных федеральных органах исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.Органы прокуратуры, в соответствии с действующим процессуальным законодательством, осуществляют надзор за законностью решений, которые выносятся судами общей юрисдикции по трудовым делам1. Проведение проверок прокурором, наряду с непосредственными обращениями с заявлениями в суд граждан, являются источником выявления нарушений законодательства о труде.Сам порядок проведения подобного рода проверок регламентирован действующим законодательством, и в частности, Законом о прокуратуре, где определены как порядок осуществления надзора, так и меры прокурорского реагирования.В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор наделен полномочиями выступать в суде в защиту неопределенного круга работников путем предъявления требований о признании нормативно-правовых актов. В то же время, в соответствии со ст.ст.3, 39 Гражданско-процессуального кодекса РФ в защиту прав и свобод конкретного гражданина прокурор может вступать только при наличии от такого гражданина заявления.Вместе с тем, у прокурора отсутствуют властные полномочия, которые могли бы воздействовать на того работодателя, которым было допущено нарушение трудовых прав гражданина.При этом, само такое обращение, на основании ч.1 ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, может состояться в тех случаях, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно защитить свои права1.ЗаключениеИтак, изложенный материал позволяет сделать ряд выводов относительно темы заявленного исследования.Надзор и контроль относятся к той категории средств реагирования государства, которые направлены на обеспечение выполнения законодательных предписаний, выполнение закрепленных прав и свобод личности в той или мной сфере, и трудового законодательства, в частности. Можно с полной уверенностью говорить о том, что главная задача государственного надзора в сфере трудового законодательства состоит в обеспечении защиты трудовых прав работников. Это гарантируемая государственная защита прав и свобод в сфере труда работников, направленная на предотвращение нарушений таких прав, а при их нарушении – незамедлительное восстановление.Государственный контроль и надзор осуществляется посредством проверок, обследований должностными лицами органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля в установленной сфере, проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности и т.д.Общие принципы осуществления государственного контроля и надзора в сфере трудового законодательства получили закрепление в нормах статей гл.57 Трудового кодекса РФ. Такой контроль и надзор осуществляется: во всех организациях расположенных на территории Российской Федерации- федеральной инспекцией труда; в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности - специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности (наряду с федеральной инспекцией труда). За точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный надзор осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры.Список литературыНормативно-правовая литература1. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2011г. № 197-ФЗ с изм. 2016 г.2. Федеральный закон от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. 2016г).5. Федеральный закон от 18.07.2011г. №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».Учебная литература6. Буянова М.О. Трудовое право России. – М.: «Проспект», 2009 г. - 167с.7. Защита трудовых прав граждан. Андрияхина А.М, Гущина К.О. - М.: Дашков и К0, 2008. – 216с.Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Извлечения: научно-практический комментарий (постатейный) / М.А. Архимандритова, А.К. Гаврилина, Т.Ю. Коршунова и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: КОНТРАКТ, 2012. - 526 с.9. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. Т. 2. Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право. – М.: Статут, 2009. – 1151 с.10. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. 502 актуальных вопроса по Трудовому кодексу Российской Федерации: комментарии и разъяснения. Практич. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. – «Издательство Юрайт», 2010 г.11. Сомов А. Вас проверяет ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ (Последние изменения по проверкам трудинспекции) // Российская правовая газета "эж-Юрист" г. Москва, 2011г.12. Трудовое право России. Практикум: Учеб. пособ. / Отв. ред. И.К. Дмитриева, А.М. Куренной. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Юстицинформ; Издательский дом «Правоведение», 2011. - 792 с.13. Трудовое право России: учебник / Д.Л. Кузнецов, А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. - 3-е изд. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2011. - 648 с.14. Чикирева И.П., Хильчук Е.Л. Трудовое право Российской Федерации: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 624 с.15. Чижов Б.А. Особенности применения трудового законодательства для отдельных категорий граждан. - М.: Юстицинформ, 2010. - 152 с.

Список литературы

Нормативно-правовая литература
1. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2011г. № 197-ФЗ с изм. 2016 г.
2. Федеральный закон от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. 2016г).
5. Федеральный закон от 18.07.2011г. №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Учебная литература
6. Буянова М.О. Трудовое право России. – М.: «Проспект», 2009 г. - 167с.
7. Защита трудовых прав граждан. Андрияхина А.М, Гущина К.О. - М.: Дашков и К0, 2008. – 216 с.
8. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Извлечения: научно-практический комментарий (постатейный) / М.А. Архимандритова, А.К. Гаврилина, Т.Ю. Коршунова и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: КОНТРАКТ, 2012. - 526 с.
9. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. Т. 2. Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право. – М.: Статут, 2009. – 1151 с.
10. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. 502 актуальных вопроса по Трудовому кодексу Российской Федерации: комментарии и разъяснения. Практич. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. – «Издательство Юрайт», 2010 г.
11. Сомов А. Вас проверяет ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ (Последние изменения по проверкам трудинспекции) // Российская правовая газета "эж-Юрист" г. Москва, 2011г.
12. Трудовое право России. Практикум: Учеб. пособ. / Отв. ред. И.К. Дмитриева, А.М. Куренной. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Юстицинформ; Издательский дом «Правоведение», 2011. - 792 с.
13. Трудовое право России: учебник / Д.Л. Кузнецов, А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. - 3-е изд. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2011. - 648 с.
14. Чикирева И.П., Хильчук Е.Л. Трудовое право Российской Федерации: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 624 с.
15. Чижов Б.А. Особенности применения трудового законодательства для отдельных категорий граждан. - М.: Юстицинформ, 2010. - 152 с.


Вопрос-ответ:

Какова роль органов государственного контроля и надзора в сфере трудового законодательства?

Органы государственного контроля и надзора выполняют роль контроля за соблюдением трудового законодательства, защиту прав работников и предотвращение нарушений в сфере трудовых отношений. Они осуществляют надзор за соблюдением норм трудового законодательства, проверяют соблюдение правил охраны труда, рассматривают жалобы и заявления работников, проводят проверки организаций на предмет соблюдения закона.

Какие функции выполняют органы государственного контроля и надзора в сфере трудового законодательства?

Органы государственного контроля и надзора выполняют функции проверки соблюдения трудового законодательства, рассмотрения жалоб и заявлений работников, проведения контрольных мероприятий, предотвращения нарушений в сфере трудовых отношений, привлечения к ответственности организаций и должностных лиц за нарушения трудового законодательства.

Какие органы осуществляют государственный контроль и надзор в сфере трудового законодательства?

Основные органы государственного контроля и надзора в сфере трудового законодательства включают: Роструд (Федеральная служба по труду и занятости), прокуратуру, инспекции труда, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и другие государственные органы.

Какие полномочия имеют органы государственного контроля и надзора в сфере трудового законодательства?

Органы государственного контроля и надзора имеют полномочия проводить проверки организаций на предмет соблюдения трудового законодательства, принимать меры по предотвращению нарушений, направлять предписание о устранении выявленных нарушений, привлекать к ответственности организации и должностных лиц за нарушения закона, а также рассматривать жалобы и заявления работников.

Какое понятие имеет надзор и контроль в сфере трудовых отношений?

Надзор и контроль в сфере трудовых отношений являются механизмами государственного регулирования трудовых отношений и представляют собой систему мер, направленных на проверку соблюдения трудового законодательства, защиту прав работников и предотвращение нарушений в сфере труда.

Какие органы государственного контроля ответственны за соблюдение трудового законодательства?

Органы государственного контроля, ответственные за соблюдение трудового законодательства, включают в себя Государственную инспекцию труда, Федеральную службу по надзору в сфере труда и Главное управление по вопросам труда и занятости.

Что такое надзор и контроль в сфере трудовых отношений?

Надзор и контроль в сфере трудовых отношений - это система мер, принимаемых государственными органами для обеспечения соблюдения трудового законодательства. Она включает в себя проверку работодателей, выявление нарушений трудовых прав работников, принятие соответствующих мер по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Какие полномочия имеют органы государственного контроля в сфере труда?

Органы государственного контроля в сфере труда имеют широкий спектр полномочий. Они могут проводить плановые и внеплановые проверки работодателей, требовать предоставления информации, выносить предписания по устранению нарушений трудового законодательства, предъявлять административные и материальные санкции, а также передавать материалы о нарушениях в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел.

Какие функции выполняют Государственная инспекция труда и Федеральная служба по надзору в сфере труда?

Государственная инспекция труда осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства в организациях, которые не являются государственными. Федеральная служба по надзору в сфере труда, в свою очередь, осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства в государственных организациях.

Какие меры могут быть применены в отношении лиц, нарушающих трудовое законодательство?

В отношении лиц, нарушающих трудовое законодательство, могут быть применены различные меры. Это может быть административное наказание в виде штрафа или отстранения от занимаемой должности, а также уголовное преследование в случае совершения тяжких нарушений, таких как вынуждение к труду или насильственное использование труда.