Денежно-кредитная политика Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 17.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Денежно-кредитная политика государства: ключевые аспекты 6
1.1. Сущность, методы и инструменты денежно-кредитной политики 6
1.2. Воздействие денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики 12
2. Анализ денежно-кредитной политики на современном этапе 13
2.1. Взаимосвязь денежно-кредитной политики и экономического роста 13
2.2. Эффекты трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики 18
2.3. Денежно-кредитная и валютная политика 24
2.4. Банковское регулирование 28
Заключение 30
Библиографический список 34
Но при этом отметим как положительный факт активизацию деятельности валютных контролеров Банка России с целью предотвращения валютных спекуляций кредитных организаций.
Банк России также периодически продает иностранную валюту с валютных счетов Федерального казначейства (например, 2,3 млрд. долл. США в начале 2015 г.), но подчеркнем, однако, что это не оказывало значительного влияния на курс рубля. Таким образом, Банк России стал применять более гибкие формы регулирования плавающего валютного курса рубля. На наш взгляд, целесообразно восстановление режима регулируемого плавания курса рубля в целях достижения устойчивости национальной валюты. В пользу этого свидетельствует упоминание в ДКП ограниченного применения плавающего валютного курса без уточнения, правда, о каком режиме идет речь: свободном или регулируемом плавании курса рубля.
Наряду с этим для пополнения валютных резервов Банк России периодически покупает иностранную валюту на национальном валютном рынке, например на сумму 10,1 млрд. долл. США в мае-июне 2015 г. с оговоркой о минимальном и опосредованном влиянии этой валютной операции на курс рубля и эмиссию денег. В мае 2015 г. на фоне временной стабилизации валютного рынка Банком России было принято решение о начале проведения операций по покупке иностранной валюты для пополнения международных резервов. На с. 4 ДКП-2016 указано, что «Банк России планирует постепенно увеличить международные резервы до 500 млрд долл. США при условии формирования благоприятной конъюнктуры валютного рынка». Подобного рода заявления Банка России, не имевшие дальнейшей значимой практической реализации, существенно активизировали спекулятивные сделки на валютном рынке, что способствует нестабильности курса.
Задача пополнения сократившихся международных резервов в России в современной экономической и политической ситуации в мире заслуживает серьезного обсуждения, так как пополнение международных резервов связано с приобретением Банком России иностранной валюты на валютном рынке, что может оказывать понижающее воздействие на курс рубля. Даже заявление Банка России об этом намерении сразу оказало негативное влияние на валютный рынок, усилив тенденцию ожидания снижения курса рубля.
Увеличение международных резервов без повышения эффективности валютного регулирования и валютного контроля возможно только при условии возобновления роста цены на нефть, снижения странового риска и оттока капитала из России.
14
Банковское регулирование
Как справедливо отмечается в Документе, «достижению целей по обеспечению устойчивости российского финансового сектора в 2015 году служило также применение антикризисных мер в области банковского регулирования». Между тем детальному анализу влияния применения антикризисных мер на результаты проводимой ДКП должного внимания в Документе не уделено. Из его текста не ясно, какие антикризисные меры в области банковского регулирования останутся в арсенале Банка России после 1 января 2016г. и в предстоящий трехлетний период. Принимая во внимание нестабильное состояние банковской системы, а также тот факт, что снижения санкционного влияния на российскую банковскую систему не ожидается, в ДКП необходимо отразить определенный набор планируемых к применению стабилизационных мер в области банковского регулирования. Однако с 2013г. из числа обязательных разделов исключен план мероприятий Банка России по совершенствованию банковского надзора.
В ДКП-2016 не представлены меры финансового оздоровления, которые получат свое развитие на горизонте рассматриваемых сценариев развития экономики. По мнению автора данной работы, целесообразно усилить разработку в нормативной базе Банка России первых признаков проблем в деятельности кредитных организаций (негативная информация о собственниках и менеджменте в СМИ, снижение рейтинга, смена собственников банка, закрытие филиалов или допофисов, высокие темпы роста активов и др.). Уточнение признаков развития кризиса в деятельности кредитной организации существенно повысило бы эффективность и превентивный характер финансового оздоровления.
Достижение целей ДКП должно быть реализовано не только с помощью применения традиционных инструментов (в т.ч. резервных требований, операций на открытом рынке и др.), но и посредством совершенствования нормативов экономического регулирования, способных оказывать заметное влияние на размер капитала банков, его структуру, ликвидность, доходность и риски банковской деятельности. Регулирование, обращенное главным образом к макроуровню денежно-кредитных отношений, без должного влияния на макроуровень снижает стимулирующее воздействие на денежный оборот. Известно, что операции коммерческих банков несут в себе существенный инфляционный заряд, и их регулирование, бесспорно, усилило бы качество ДКП. Без взаимодействия макро- и микроуровня денежно-кредитного регулирования остается неясным, какие новые акценты получила денежно-кредитная политика в соответствии с требованиями Базельского соглашения (Базель III).
Особого внимания требует, по мнению автора данной работы, развитие регулятивных требований Банка России, направленных на противодействие создания коммерческими банками «дутых» депозитов.
Заключение
В ДКП, определяющей в целом развитие монетарной сферы, должны найти свое отражение и проблема монетизации экономики, а также роль Банка России в повышении уровня монетизации российской экономики. Исследования данной проблемы показывают, что рост монетизации экономики не имеет однозначно инфляционных последствий (при условии действия целого ряда иных факторов экономического роста).
Некоторая часть ДКП представляет собой оценку развития экономики России и ДКП в 2015г. При всей значимости анализа экономической ситуации текущего года, а также макроэкономического подхода к определению основных направлений единой государственной ДКП необходимо обратить внимание на то, что прогнозируемый период — три года, а это требует представления анализа, как минимум, трех предшествующих лет развития для более обстоятельного обоснования уровня и качества прогнозирования. Помимо этого, оценка развития экономики и ДКП достаточно подробно представлена сегодня в публикуемых Банком России ежеквартальных докладах о ДКП.
В ДКП-2016 недостаточно уделено внимания и национальной платежной системе. В нем только подчеркивается, что Банк России продолжит работу по согласованности времени работы платежной системы, финансовых рынков и времени проведения операций Банка России. Между тем на данный момент Банк России организует и обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы и осуществляет за ней наблюдение. Высокий уровень эффективности и бесперебойности платежной системы способствует эффективному использованию инструментов ДКП, в первую очередь применяемых ежедневно и на регулярной основе в отношении денежных средств на счетах кредитных организаций, открытых в Банке России.
Состояние национальной платежной системы оказывает непосредственное влияние на результативность решений Банка России по ДКП. Как показывает анализ механизмов перевода финансовых ресурсов, при реализации инструментов ДКП в РФ, ключевыми инфраструктурами можно назвать платежную систему Банка России, а также системы, поддерживаемые инфраструктурными организациями Московской биржи.
Несмотря на то, что основной целью ДКП, наряду с ценовой стабильностью, является обеспечение стабильного функционирования и развития банковского сектора, в ДКП-2016 не раскрыты в полной мере направления развития и укрепления его финансовой устойчивости, мероприятия по поддержке доверия к денежно-кредитным институтам, что представляется весьма важным на фоне отмечающейся интенсивности отзыва лицензий на банковскую деятельность в 2014–2015гг. Целесообразно информировать общественность о тенденциях и перспективах развития банковского сектора и банковского надзора.
Обеспечение финансовой стабильности через повышения доверия к банковскому сектору затрагивает в том числе и доверие к мегарегулятору. Полагаем, что ДКП была бы завершенной, если бы в ней нашли отражение критерии и показатели эффективности ее проведения, в том числе эффективности денежно-кредитного регулирования.
Автор работы считает целесообразным также обозначить в ДКП возможности применения отдельных мер ДКП в контексте интеграционных процессов, происходящих в рамках ЕАЭС (на примере документов Банка Армении и Национального банка Республики Казахстан, определяющих ДКП данных государств-членов ЕАЭС).
Отношение денежной массы к ВВП в течении нескольких лет должно быть увеличено как минимум вдвое. Евгений Федоров предлагает, чтобы Банк России увеличил объем выдаваемых банкам кредитов, сделав их беспроцентными. Возможна и другая схема - ведь кредиты надо гасить. Минфин выпускает беспроцентные и бессрочные ценные бумаги (консоли), которые покупает Банк России. Средства идут на финансирование роста бюджетных расходов на инфраструктурные проекты, жилищное строительство, развитие сельского хозяйства, системообразующих отраслей, науки, образования и здравоохранения. Расходы бюджета должны из года в год стабильно расти. Ответ – бум в российской промышленности, рост благосостояния населения, спрос на науку и технологии. Следующая фаза - создание конкурентной продукции и внешнеэкономическая экспансия. Делать это сразу в больших объемах категорически нельзя, дефицит бюджета для начала должен быть не более 10% ВВП. Рост эмиссии требует ликвидации казнокрадства и взятие под строжайший контроль личных расходов чиновников при ограниченной конвертируемости рубля. При такой схеме России гарантирован экономический рост с темпами не менее 7 % в течении ближайших 50 лет при умеренном уровне инфляции и четвертое место в мире по объему ВВП в обозримом будущем. По мере развития бюджет будет сбалансирован. Отток капитала связан и с тем, что наш бизнес инвестирует, возможно в покупку важных активов или в производство, например в Китае. Но важно обеспечить баланс между внешними инвестициями и обязательным внутренним развитием. Если внешние инвестиции не принесут пользы России, они не имеют никакого смысла. В полном размере: Ставка рефинансирования и инфляция в России Для минимизации оттока капитала необходимо кардинальное улучшение бизнес климата и отказ от внешнего кредитования. России нужен аналог программы возвращения рабочих мест и реиндустриализации, которая сейчас идет в США. Они делают все, чтобы стать по бизнес климату первыми в мире, снижая издержки отечественных производителей. По сути эта тема прозвучала и в послании Президента. Нам нужно идти по той же дороге, но для этого нужно стряхнуть с тела экономики всех паразитов, урезав аппетиты чиновников и убрать криминал. Это также политический вопрос, непонятно, когда он будет реализован. Но будем реалистами. Большинство элит заинтересовано в свободном валютном рынке. Об оттоке капитала как одной из главных причин торможения экономики говорить не будут, и такие ограничения – не санкционированы. Но когда противоречия не разрешаются, а «верхи не смогут», может наступить системный кризис. Пока нашим элитам было достаточно сырьевого сектора. Пока не грянет новый кризис, или цены не нефть не улетят вниз, кардинальных реформ не будет. Но сейчас экономический пирог тает, отношения с Западом, в который раз испортились, сырьевые ценники пошли вниз. И это ( в очередной раз в истории) дает шанс на постепенное эволюционное внутреннее развитие. Экспертное сообщество уже давно сформулировало рецепты политики роста. Но МинФин, Центробанк, многие экономические вузы представляют собой вотчину либеральной колонны. Никто не заблуждается: проводится именно та политика, последствия которой мы и наблюдаем. Монетизация российской экономики в сравнении Пятая колонна уже в течении нескольких лет четко ведет российскую экономику к коллапсу, подготавливая недовольство населения. Цель американских стратегов вызвать в России новый «евромайдан». И даже такая непонятная вещь, как реформа здравоохранения в чисто либеральном духе, есть небольшое звено в общей цепи. Экономятся копейки, а ущерб власти на миллион. Представляется, что «взятие» партией роста ЦБ и Минфина возможен только в случае полного разлада с Западом. Поэтому процесс делиберализации России займет определенное время. Впрочем, все люди склоны заблуждаться, и многие и из них придут в «партию роста». Хотя значимая часть элит пытается законсервировать систему - ее «перезагрука» исторически неизбежна вне зависимости от чьих либо желаний. И кто первый «перестроится», тот и выиграет.
Библиографический список
Конституция РФ от 25.12.1993г. // РГ. 2009. №4831.
Федеральный Закон РФ от 10.07.2002г. №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Федеральный закон РФ от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»// СЗ РФ. 2010, N 1, ст. 2.
Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П // Вестник Банка России, №28, 07.05.2004.
Положение Банка России от 12.11.2007 № 312-П // Вестник Банка России, №69, 17.12.2007.
Братко А.Г. Центральный банк в банковский системе России. - М.: Сирин, 2016.
Воронин Ю.М., Селезнев А.С., Чередниченко Л.Г. Россия: экономический рост. – М.: Финансовый контроль, 2016.
Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Инфра-М, 2012
Казимагомедов А.А., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регулирования. – М.: Финансы и статистика, 2014.
Кроливецкая В.Э. Деньги как фактор экономического роста: теория и практика. – СПб.: Але- тейя, 2014
Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. – М.: Экономистъ, 2012.
Олейникова И.Н. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Магистр, 2011
Рудько-Силиванов В.В. Организация деятельности центрального банка. – М.: Логос, 2015.
Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит. Ростов н/Д.: Феникс, 2015
Абрамова М. А., Красавина Л. Н., Криворучко С. В., Лаврушин, О. И., Федотова М. А. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики России на ближайшие три года: мнение экспертов // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1.
Адрианов А. Деньги и инфляция. / А. Адрианов. // Общество и экономика. - 2012. - № 1.
Иванченко И.С. Таргетирование экономического роста//Финансы и кредит. – 2013. – № 11(539).
Красавина Л. Н. «Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России». // Деньги и кредит. – 2014. - № 9
Никифоров А.А. Анализ инвестиционных процессов в российской экономике// Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: «Экономика и экологический менеджмент». 2014. № 2.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2016 (2017-2018).
Казимагомедов А.А., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регулирования. – М.: Финансы и статистика, 2014. - С. 142.
Конституция РФ от 25.12.1993г. // РГ. 2009. №4831.
Федеральный Закон РФ от 10.07.2002г. №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Олейникова И.Н. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Магистр, 2011. - С. 413.
Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Инфра-М, 2012. - С. 216.
Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. – М.: Экономистъ, 2012. - С. 173.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2016 (2017-2018), далее - ДКП-2016. – С.5.
Иванченко И.С. Таргетирование экономического роста//Финансы и кредит. – 2013. – № 11(539). – С. 214.
Абрамова М. А., Красавина Л. Н., Криворучко С. В., Лаврушин, О. И., Федотова М. А. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики России на ближайшие три года: мнение экспертов // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. - С. 6.
Красавина Л. Н. «Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России». // Деньги и кредит. – 2014. - № 9. – С.5.
ДКП-2016. – С.3.
Рудько-Силиванов В.В. Организация деятельности центрального банка. – М.: Логос, 2015. – С.159.
Воронин Ю.М., Селезнев А.С., Чередниченко Л.Г. Россия: экономический рост. – М.: Финансовый контроль, 2016. – С.123.
Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – С.186.
ДКП-2016. – С.17-20.
Кроливецкая В.Э. Деньги как фактор экономического роста: теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2014. – С.24.
Никифоров А.А. Анализ инвестиционных процессов в российской экономике// Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: «Экономика и экологический менеджмент». 2014. № 2. - С.2.
Братко А.Г. Центральный банк в банковский системе России. - М.: Сирин, 2016. – С.88.
Положения Банка России: - от 26.03.2004 № 254-П // Вестник Банка России, №28, 07.05.2004; - от 12.11.2007 № 312-П // Вестник Банка России, №69, 17.12.2007.
Адрианов А. Деньги и инфляция. / А. Адрианов. // Общество и экономика. - 2012. - № 1. - С. 10.
Федеральный закон РФ от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»// СЗ РФ. 2010, N 1, ст. 2.
2
2. Федеральный Закон РФ от 10.07.2002г. №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
3. Федеральный закон РФ от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»// СЗ РФ. 2010, N 1, ст. 2.
4. Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П // Вестник Банка России, №28, 07.05.2004.
5. Положение Банка России от 12.11.2007 № 312-П // Вестник Банка России, №69, 17.12.2007.
6. Братко А.Г. Центральный банк в банковский системе России. - М.: Сирин, 2016.
7. Воронин Ю.М., Селезнев А.С., Чередниченко Л.Г. Россия: экономический рост. – М.: Финансовый контроль, 2016.
8. Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Инфра-М, 2012
9. Казимагомедов А.А., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регулирования. – М.: Финансы и статистика, 2014.
10. Кроливецкая В.Э. Деньги как фактор экономического роста: теория и практика. – СПб.: Але- тейя, 2014
11. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. – М.: Экономистъ, 2012.
12. Олейникова И.Н. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Магистр, 2011
13. Рудько-Силиванов В.В. Организация деятельности центрального банка. – М.: Логос, 2015.
14. Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит. Ростов н/Д.: Феникс, 2015
15. Абрамова М. А., Красавина Л. Н., Криворучко С. В., Лаврушин, О. И., Федотова М. А. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики России на ближайшие три года: мнение экспертов // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1.
16. Адрианов А. Деньги и инфляция. / А. Адрианов. // Общество и экономика. - 2012. - № 1.
17. Иванченко И.С. Таргетирование экономического роста//Финансы и кредит. – 2013. – № 11(539).
18. Красавина Л. Н. «Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России». // Деньги и кредит. – 2014. - № 9
19. Никифоров А.А. Анализ инвестиционных процессов в российской экономике// Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: «Экономика и экологический менеджмент». 2014. № 2.
20. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL-адрес: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2016 (2017-2018).
Вопрос-ответ:
Какие ключевые аспекты включает в себя денежно-кредитная политика Российской Федерации?
Ключевые аспекты денежно-кредитной политики Российской Федерации включают определение объема денежной массы, ставок рефинансирования, регулирование курса валюты и другие инструменты, которые оказывают влияние на денежное обращение в стране.
Какими методами и инструментами осуществляется денежно-кредитная политика России?
Денежно-кредитная политика России осуществляется через использование методов и инструментов, таких как изменение ключевой ставки, операции на открытом рынке, резервные требования и прямое регулирование обязательств по долгосрочным кредитам.
Какое воздействие оказывает денежно-кредитная политика на реальный сектор экономики?
Денежно-кредитная политика оказывает воздействие на реальный сектор экономики путем регулирования доступности кредитования, определения ставок по кредитам и различных инструментов, которые влияют на денежные потоки в экономике.
Какова взаимосвязь между денежно-кредитной политикой и экономическим ростом?
Взаимосвязь между денежно-кредитной политикой и экономическим ростом заключается в том, что правильно спланированная и реализованная денежно-кредитная политика способна стимулировать экономический рост путем снижения ставок по кредитам, повышения доступности финансирования и регулирования объема денежной массы.
Какие эффекты трансмиссионного механизма могут возникать в результате денежно-кредитной политики?
В результате денежно-кредитной политики могут возникать эффекты трансмиссионного механизма, такие как изменение спроса и предложения на кредиты, влияние на инвестиционные решения предприятий и граждан, изменение уровня инфляции и ставок по кредитам.
Какова сущность денежно-кредитной политики Российской Федерации?
Сущность денежно-кредитной политики Российской Федерации заключается в регулировании объема денежной массы и ставок процента на финансовом рынке. Она ориентирована на достижение стабильности цен, поддержание финансовой стабильности и обеспечение устойчивого экономического роста.
Какие методы и инструменты используются в денежно-кредитной политике?
В денежно-кредитной политике применяются различные методы и инструменты, такие как изменение процентных ставок, операции на открытом рынке, регулирование резервных требований коммерческих банков и др. Эти инструменты позволяют контролировать денежную массу, ликвидность и стоимость кредитования.
Как денежно-кредитная политика России влияет на реальный сектор экономики?
Денежно-кредитная политика России оказывает значительное влияние на реальный сектор экономики. Изменение процентных ставок и доступность кредитования могут стимулировать или затормозить инвестиции, потребление и производство. Кроме того, денежно-кредитная политика влияет на объем денежной массы, что влияет на уровень инфляции и цен на товары и услуги.
Какая связь существует между денежно-кредитной политикой и экономическим ростом?
Денежно-кредитная политика имеет прямую связь с экономическим ростом. Правильное регулирование денежной массы и процентных ставок способствует созданию благоприятной инвестиционной среды, стимулирует предпринимательскую активность и способствует увеличению производства и занятости. Несбалансированная или неадекватная политика может привести к экономическим кризисам и спаду.