Итальянская музыкальная культура 20 века
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 23.05.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 История становления итальянской музыкальной культуры в XX в. 4
2 Творчество отдельных композиторов и их влияние на итальянскую музыкальную культуру 16
Заключение 28
Список использованных источников 29
Анализируя историко-музыкальный контекст, мы наблюдаем постверистский эклектизм и эпигонство, развивающееся под влиянием декадентских и символистских идей. Однако в плане музыкального языка и драматургических концепций итальянская оперная традиция эволюционирует в направлении вагнерианства (ощутимо также влияние Штрауса.) Культ оперы XIX века был в принципе отвергнут — во имя возрождения старинной итальянской инструментальной и вокальной музыки (вспомним о статье Казеллы 1913 года), а также в связи с необходимостью обновления оперного жанра в целом.
Молодое итальянское музыковедение также отчасти поддерживало эту позицию — неприятие традиционной оперы и возрождение инструментальной музыки. Помимо уже цитированных авторов, Гасперини и Торрефранка, необходимо упомянуть такие фигуры, как Луиджи Торки и Джаннотто Бастианелли.
Несмотря на кризис итальянской оперной модели XIX века, интерес к музыкальному театру как таковому не исчез. Именно закат традиционной оперы способствовал возникновению в Италии нового типа музыкального театра: не являясь оперой в традиционном понимании, эти театральные произведения впитали в себя революционные изменения в искусстве XX века, как в области музыкального языка, так и в сфере музыкальных форм.
В период между 1910 и 1920 годами важную роль в поиске новых путей развития музыкального театра, возникших в связи кризисом оперного жанра в Италии, играло творчество Джан Франческо Малипьеро. Два его театральных сочинения стоят в стороне от развития веристской оперной традиции. О первом сочинении, «Пантеа» (1917), сам композитор говорил: «Я написал эту симфоническую драму из любви к музыкальному театру, и чтобы не писать оперу». О втором же — «Семь канцон» (1919), «семь драматических экспрессий», которые представляют собой серию идущих attaca и не связанных между собой единой драматургической линией эпизодов, своего рода «мозаику»,— Малипьеро писал: «„Семь канцон“ появились на свет как результат борьбы между двумя началами: очарование театром и пресыщение оперой» . Луиджи Даллапиккола не случайно подчеркивал важность и новаторское значение творчества Бузони и Малипьеро. Как и его современник Гоффредо Петрасси, Даллапиккола был полностью согласен с Бузони в том, что необходимо обновление. Вместе с тем он позиционировал себя как наследника той линии новаторства в итальянской музыке, которую начали Казелла, Малипьеро и Пиццетти. В отличие от Петрасси, чья поэтика ориентирована в большей степени на инструментальную музыку, в творчестве Даллапикколы музыкальный театр занимает важное место. Он не только написал три оперных произведения, но и выступил внимательным исследователем итальянской оперы, в особенности творчества Верди.
Даллапиккола внес весомый вклад в возрождение интереса к творчеству Верди, подхватив почин музыковеда Массимо Мила, который после долгих лет критики автора «Риголетто» в 1933 году выпустил исследование под названием «Мелодрама Верди» (Il melodramma di Verdi), давшее новый импульс изучению наследия Верди. «Вердиевский ренессанс» начался в Германии с выходом в свет в Берлине романа Франца Верфеля «Верди. Роман об опере». Он был опубликован в 1924 году, в крайне неблагоприятном климате растущего нацизма Веймарской республики с его вагнерианским культом. Чтобы творчество Верди снова было оценено по достоинству, необходима была смена историко-культурного контекста, в котором декадентский эстетизм даннунцианско-вагнерианского толка, помпезная риторика фашистского национализма и неоклассицистский модернизм уступили бы место новой политической и гражданской этике. Эти условия в Италии сложились благодаря тому, что интеллектуалы и художники постепенно осознавали ту катастрофу, которой стало принятие фашистским режимом антиеврейских законов в 1940 году, ускорившее вовлечение Италии во Вторую мировую войну. Как рассказывает Даллапиккола в своих автобиографических заметках, эти события имели прямое отношение к его жизни: жена композитора Лаура была еврейкой. Опера «Узник», второе сочинение Даллапикколы для театра, поднимала злободневную проблему свободы личности. Композитор начал работу над ней в драматические военные годы и закончил в 1948 году. Не случайно рост исследовательского интереса к фигуре Верди и его творчеству начался именно в годы борьбы итальянского народа за освобождение от фашизма, и послевоенного восстановления страны — то есть в тот период, который получил название Второго Возрождения.
В первой половине ХХ века закат оперного жанра на его родине не означал потери интереса к музыкальному театру в целом. Как и жанры симфонии, сонаты или квартета, опера, которая уже не властвовала над воображением массового потребителя культуры, находилась в социально-историческом, а также культурном и духовном кризисе. ХХ век — пожалуй, самый жестокий в истории человечества — посеял в душах людей неуверенность и боль. Искусство — летопись истории, память о «накопленной и немой боли», по выражению Теодора Адорно, — возвращает нам этот тревожный образ. В этом кроется смысл последнего слова, финального вопроса, которым завершается «Узник» Даллапикколы. «Свобода?» — произносит главный герой оперы с вопросительной интонацией прямо перед закрытием занавеса. Вопрос остается без ответа.
Современная итальянская музыка известна во всем мире, во всех странах, на всех континентах. Благодаря своей мелодичности, певучести и красоте языка, очень многие итальянские эстрадные песни любимы многими миллионами слушателей. Произведения великих итальянских композиторов имеются во многих партитурах всем музыкальных учебных заведений, и исполняются они практически на каждом концерте классической музыки в филармониях и концертных залах всех культурных столиц мира и Москва в этом списке не исключение.
В России итальянские песни стали популярны еще во времена Советского Союза. Такие авторы и исполнители как Тото Кутуньо /Toto Cutugno/, Адриано Челентано /Adriano Celentano/, Пупо /Pupo/, Рафаэлла Карра /Rafaella Cara/, Рикардо Фольи /Riccardo Fogli/ дуэт Альбано и Ромина Пауэр /Albano e Romina/ группа «Рикки э Повери» /Ricchi e Poveri/ и многие другие уже в начале 80-х годов были известными практически всему СССР. На одну из самых знаменитых мелодий Энио Морриконе из кинофильма «Крестный отец» даже было сложено немало дворовых, бардовских и любительских песен на русском языке. А имена великих «классических» итальянских композиторов, таких как Лучио Вивальди /Lucio Vivaldi/, Джоаккино Россини (1792—1868), Винченцо Беллини (1801—1835) многим известно еще с уроков музыки в средней школе.
В наши дня, к сожалению, итальянская эстрада, не так популярна не территории постсоветского пространства. Иногда на афишах ностальгического шоу «Звезды 80-х» можно видеть имена тех, кто блистал тогда, был любим и популярен. И несмотря, что сейчас у многих из этих исполнителей выходят новые диски, рождаются отличные хиты, на таких сборных концертах, отдавая должное той эпохе безграничной любви советских слушателей, зрителей и фанатов, они как правило, исполняют шлягеры именно 80-х.
В действительности, многие из исполнителей, такие как, например, А. Челентано, заслуживают того, чтобы о них была написана, биографическое литературное произведение, как минимум в 100 страниц, каждое из направлений итальянской музыки, и эстрада, и классическая музыка, и музыка к кинофильмам могут составить научные трактаты о таланте итальянских композиторов, не говоря уже о самих итальянцах, которые очень мелодичны, любят и слушать, и петь сами.
Многие искусствоведы, музыкальные критики посвящают десятилетия своей жизни на изучение этих вопросов, они пишут труды, изучают биографии и истории, раскрывающие эту тему.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Высокая итальянская музыка XX века — это многочисленные конкурсы, выдающиеся музыкальные коллективы и персоналии, новые течения и направления. Одним из ведущих итальянских композиторов прошлого столетия является Гоффредо Петрасси - автор опер, балетов, симфонической и камерно-инструментальной музыки, романсов, музыки к кинофильмам. Кстати, она стала такой же неотъемлемой частью музыкальной культуры Италии, как и, к примеру, опера. Нино Рота, Эннио Морриконе, Джорджо Мородер — они создали музыку, которая стала «визитной карточкой» фильмов Феллини, Висконти, Копполы…
Итальянская эстрада в середине XX века завоевала сердца миллионов, отличаясь особой мелодичностью и мягким национальным колоритом. Модуньо, Челентано, Кутуньо, Мина, Робертино Лоретто — эти многие другие исполнители хорошо известны как более старшему поколению, так и любителям итальянской культуры помоложе.
Высочайшая музыкальная культура Италии востребована в XXI веке — это выдающиеся дирижеры, высокая репутация высших учебных музыкальных учреждений, престижные музыкальные фестивали и конкурсы.
Прошли столетия. А итальянская культура все так же полна музыкой, как и некогда многочисленные фестивали на улицах античных городов. Музыка легкая и духовная, профессиональная и любительская, новаторская и консервативная — в Италии она продолжает звучать всюду.
Таким образом, в данной работе было изучено влияние музыки и оперы на современную итальянскую культуру.
Список использованных источников
Богоявленский С. Итальянская музыка первой половины ХХ века: Очерки. – Л.: Музыка, 1986. – 142 с.
Глебов И. Альфредо Казелла: Очерк. – Л.: Тритон, 1927. – 19 с.
Гобби Т. Мир итальянской оперы. – М.: Радуга, 1989. – 319 с.
Друскин М.С. «Эдип» Энеску и проблемы оперы ХХ века // Друскин М.С. Избранное. М.: Сов. композитор, 1981. С. 196–211.
Житомирский Д.В., Леонтьева Т.О., Мяло К.Г. Западный музыкальный авангард после Второй мировой войны. – М.: Музыка, 1989. – 302 с.: нот.
Пуччини Дж. Письма. – Л.: Музыка, 1971. – 366 с.
Кенигсберг А. Старое и новое в оперном творчестве Пуччини // Традиционное и новое в музыке ХХ века: Сб. ст. Кишинев, 1997. С. 28–34.
Лебедь М. Казелла и новая музыка Италии: автореф. дисс. … к. искусствоведения. М., 2012. - 26 с.
Торадзе Г.Р. Леонкавалло и его опера «Паяцы». – М.: Музгиз, 1960. – 48 с.
Шимановский К. Избранные статьи, письма. – Л.: Музгиз, 1963. – 253 с.
Шимановский К. Воспоминания, статьи, публикации / Сост. И. Никольская, Крейнина Ю. – М.: Сов. композитор, 1984. – 296 с.
Busoni F. Scritti e pensieri sulla musica / Luigi Dallapiccola e Guido M. Gatti, con una introduzione di Massimo Bontempelli. Milano: G. Ricordi e C., 1954. 176 p.
Dallapiccola L. Parole e musica. Milano: Il Saggiatore, 1980. 608 p.
Gasperini G. I caratteri peculiari del melodramma italiano nell’opera dei predecessori ed in quella di Verdi. Parma : Regia Deputazione di Storia Patria, 1913. 42 p.
I copialettere di Giuseppe Verdi / Pubblicati e illustrati da Gaetano Cesari e Alessandro Luzio e con prefazione di Michele Scherillo. Milano: Stucchi Ceretti, 1913. XX. 759 p.
Kämper D. Luigi Dallapiccola. La vita e l’opera. Firenze : Sansoni Editore, 1985. 351 p.
Malipiero G.F. L’armonioso labirinto. Teatro da musica (1913–1970) / M. Pieri. Venezia : Marsilio, 1992. 611 p.
Mila M. Il melodramma di Verdi. Bari: Laterza, 1933. 154 p.
Musica italiana del primo Novecento: «La Generazione dell’Ottanta» / F. Nicolodi. L. S. Olschki. Firenze : Leo S. Olschki, 1981. XII. 448 p.
Noske F. The Signifier and the Signified: Studies in the Operas of Mozart and Verdi. Oxford: Oxford University Press, 1990. 430 p.
Petrassi G. Scritti e interviste / Raffaele Pozzi. Milano : Suvini Zerboni, 2008. XXIX, 417 p.
Pozzi R. «Jeunesse et indépendance». Alfredo Casella e la Societé Musicale Indépendante // Musica e Storia. 1996. No IV. P. 325–348.
Pozzi R. L’ideologia neoclassica // Enciclopedia della Musica, Il Novecento / J.-J. Nattiez (ed). Torino: Einaudi, 2001. P. 444–470.
Powers H. S. «La Solita Forma» and «The Uses of Convention» // Acta Musicologica. 1987. No 54, P. 65–90.
Torrefranca F. Giacomo Puccini e l’Opera internazionale. Torino: Fratelli Bocca, 1912. 136 p.
Powers H. S. «La Solita Forma» and «The Uses of Convention» // Acta Musicologica. 1987. No 54, P. 65–90.
Лебедь М. Казелла и новая музыка Италии: автореф. дисс. … к. искусствоведения. М., 2012. - 26 с.
Pozzi R. L’ideologia neoclassica // Enciclopedia della Musica, Il Novecento / J.-J. Nattiez (ed). Torino: Einaudi, 2001. P. 444–470.
Torrefranca F. Giacomo Puccini e l’Opera internazionale. Torino: Fratelli Bocca, 1912. 136 p.
Pozzi R. «Jeunesse et indépendance». Alfredo Casella e la Societé Musicale Indépendante // Musica e Storia. 1996. No IV. P. 325–348.
Noske F. The Signifier and the Signified: Studies in the Operas of Mozart and Verdi. Oxford: Oxford University Press, 1990. 430 p.
Mila M. Il melodramma di Verdi. Bari: Laterza, 1933. 154 p.
Musica italiana del primo Novecento: «La Generazione dell’Ottanta» / F. Nicolodi. L. S. Olschki. Firenze : Leo S. Olschki, 1981. XII. 448 p.
Malipiero G.F. L’armonioso labirinto. Teatro da musica (1913–1970) / M. Pieri. Venezia : Marsilio, 1992. 611 p.
Kämper D. Luigi Dallapiccola. La vita e l’opera. Firenze : Sansoni Editore, 1985. 351 p.
Gasperini G. I caratteri peculiari del melodramma italiano nell’opera dei predecessori ed in quella di Verdi. Parma : Regia Deputazione di Storia Patria, 1913. 42 p.
Глебов И. Альфредо Казелла: Очерк. – Л.: Тритон, 1927. – 19 с.
Шимановский К. Воспоминания, статьи, публикации / Сост. И. Никольская, Крейнина Ю. – М.: Сов. композитор, 1984. – 296 с.
Гобби Т. Мир итальянской оперы. – М.: Радуга, 1989. – 319 с.
Busoni F. Scritti e pensieri sulla musica / Luigi Dallapiccola e Guido M. Gatti, con una introduzione di Massimo Bontempelli. Milano: G. Ricordi e C., 1954. 176 p.
Шимановский К. Избранные статьи, письма. – Л.: Музгиз, 1963. – 253 с.
Житомирский Д.В., Леонтьева Т.О., Мяло К.Г. Западный музыкальный авангард после Второй мировой войны. – М.: Музыка, 1989. – 302 с.: нот.
Богоявленский С. Итальянская музыка первой половины ХХ века: Очерки. – Л.: Музыка, 1986. – 142 с.
Dallapiccola L. Parole e musica. Milano: Il Saggiatore, 1980. 608 p.
Пуччини Дж. Письма. – Л.: Музыка, 1971. – 366 с.
Друскин М.С. «Эдип» Энеску и проблемы оперы ХХ века // Друскин М.С. Избранное. М.: Сов. композитор, 1981. С. 196–211.
Petrassi G. Scritti e interviste / Raffaele Pozzi. Milano : Suvini Zerboni, 2008. XXIX, 417 p.
Торадзе Г.Р. Леонкавалло и его опера «Паяцы». – М.: Музгиз, 1960. – 48 с.
Кенигсберг А. Старое и новое в оперном творчестве Пуччини // Традиционное и новое в музыке ХХ века: Сб. ст. Кишинев, 1997. С. 28–34.
I copialettere di Giuseppe Verdi / Pubblicati e illustrati da Gaetano Cesari e Alessandro Luzio e con prefazione di Michele Scherillo. Milano: Stucchi Ceretti, 1913. XX. 759 p.
2
2
3
2. Глебов И. Альфредо Казелла: Очерк. – Л.: Тритон, 1927. – 19 с.
3. Гобби Т. Мир итальянской оперы. – М.: Радуга, 1989. – 319 с.
4. Друскин М.С. «Эдип» Энеску и проблемы оперы ХХ века // Друскин М.С. Избранное. М.: Сов. композитор, 1981. С. 196–211.
5. Житомирский Д.В., Леонтьева Т.О., Мяло К.Г. Западный музыкальный авангард после Второй мировой войны. – М.: Музыка, 1989. – 302 с.: нот.
6. Пуччини Дж. Письма. – Л.: Музыка, 1971. – 366 с.
7. Кенигсберг А. Старое и новое в оперном творчестве Пуччини // Традиционное и новое в музыке ХХ века: Сб. ст. Кишинев, 1997. С. 28–34.
8. Лебедь М. Казелла и новая музыка Италии: автореф. дисс. … к. искусствоведения. М., 2012. - 26 с.
9. Торадзе Г.Р. Леонкавалло и его опера «Паяцы». – М.: Музгиз, 1960. – 48 с.
10. Шимановский К. Избранные статьи, письма. – Л.: Музгиз, 1963. – 253 с.
11. Шимановский К. Воспоминания, статьи, публикации / Сост. И. Никольская, Крейнина Ю. – М.: Сов. композитор, 1984. – 296 с.
12. Busoni F. Scritti e pensieri sulla musica / Luigi Dallapiccola e Guido M. Gatti, con una introduzione di Massimo Bontempelli. Milano: G. Ricordi e C., 1954. 176 p.
13. Dallapiccola L. Parole e musica. Milano: Il Saggiatore, 1980. 608 p.
14. Gasperini G. I caratteri peculiari del melodramma italiano nell’opera dei predecessori ed in quella di Verdi. Parma : Regia Deputazione di Storia Patria, 1913. 42 p.
15. I copialettere di Giuseppe Verdi / Pubblicati e illustrati da Gaetano Cesari e Alessandro Luzio e con prefazione di Michele Scherillo. Milano: Stucchi Ceretti, 1913. XX. 759 p.
16. Kämper D. Luigi Dallapiccola. La vita e l’opera. Firenze : Sansoni Editore, 1985. 351 p.
17. Malipiero G.F. L’armonioso labirinto. Teatro da musica (1913–1970) / M. Pieri. Venezia : Marsilio, 1992. 611 p.
18. Mila M. Il melodramma di Verdi. Bari: Laterza, 1933. 154 p.
19. Musica italiana del primo Novecento: «La Generazione dell’Ottanta» / F. Nicolodi. L. S. Olschki. Firenze : Leo S. Olschki, 1981. XII. 448 p.
20. Noske F. The Signifier and the Signified: Studies in the Operas of Mozart and Verdi. Oxford: Oxford University Press, 1990. 430 p.
21. Petrassi G. Scritti e interviste / Raffaele Pozzi. Milano : Suvini Zerboni, 2008. XXIX, 417 p.
22. Pozzi R. «Jeunesse et indépendance». Alfredo Casella e la Societé Musicale Indépendante // Musica e Storia. 1996. No IV. P. 325–348.
23. Pozzi R. L’ideologia neoclassica // Enciclopedia della Musica, Il Novecento / J.-J. Nattiez (ed). Torino: Einaudi, 2001. P. 444–470.
24. Powers H. S. «La Solita Forma» and «The Uses of Convention» // Acta Musicologica. 1987. No 54, P. 65–90.
25. Torrefranca F. Giacomo Puccini e l’Opera internazionale. Torino: Fratel
Вопрос-ответ:
Как формировалась итальянская музыкальная культура в XX веке?
Итальянская музыкальная культура XX века формировалась под влиянием декадентских и символистских идей, что привело к постверистскому эклектизму и эпигонству. В то же время, в плане музыкального языка и драматургических концепций итальянская оперная традиция продолжала эволюционировать.
Какое влияние оказали отдельные композиторы на итальянскую музыкальную культуру в XX веке?
Отдельные композиторы, такие как Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини, сыграли важную роль в развитии итальянской музыкальной культуры в XX веке. Их оперные произведения стали классикой жанра и продолжают исполняться и пользоваться популярностью по сей день.
Кто из композиторов оказал наибольшее влияние на итальянскую музыкальную культуру в XX веке?
Среди композиторов, оказавших наибольшее влияние на итальянскую музыкальную культуру в XX веке, стоит выделить Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини. Их оперные произведения стали классикой жанра и оказали значительное влияние на развитие итальянской оперной традиции.
Какие источники использовались для написания статьи об итальянской музыкальной культуре в XX веке?
Для написания статьи об итальянской музыкальной культуре в XX веке были использованы различные источники, включая книги, научные статьи и интернет-ресурсы. Список использованных источников можно найти в конце статьи.
Какие особенности присутствуют в итальянской музыкальной культуре XX века?
В итальянской музыкальной культуре XX века присутствуют особенности постверистского эклектизма и эпигонства, а также влияние декадентских и символистских идей. Однако, в плане музыкального языка и драматургических концепций, итальянская оперная традиция продолжает эволюционировать.
Как развивалась итальянская музыкальная культура в XX веке?
Итальянская музыкальная культура в XX веке прошла через ряд изменений и эволюцию. В начале века она была сильно затронута постверистским эклектизмом и символистскими идеями. Однако с течением времени и развитием новых течений в музыке, итальянские композиторы стали экспериментировать с новыми стилями и жанрами. Это привело к появлению новых направлений в итальянской музыке, таких как неоклассицизм и сериализм. Также стоит отметить, что итальянская оперная традиция продолжала эволюционировать и оставаться одним из важных элементов итальянской музыки в XX веке.
Какие композиторы оказали наибольшее влияние на итальянскую музыкальную культуру в XX веке?
В XX веке несколько композиторов оказали значительное влияние на итальянскую музыкальную культуру. Один из них - Джакомо Пуччини. Его оперы, такие как "Тоска" и "Богема", считаются шедеврами итальянской оперной традиции. Еще одним влиятельным композитором был Джузеппе Верди. Его оперы, такие как "Травиата" и "Аида", стали классикой и источником вдохновения для многих композиторов. Также нельзя забывать о вкладе Серджо Гоффредо Петрасси, одного из величайших итальянских композиторов XX века, в развитие итальянской музыкальной культуры.
Какие направления и стили развивались в итальянской музыке XX века?
В итальянской музыке XX века развивались различные направления и стили. Одним из них был неоклассицизм, который характеризовался возвращением к классическим формам и структурам. Еще одним важным направлением был сериализм, который подразумевал использование серийных и рядовых преобразований в музыке. Также стоит отметить эксперименты с электронной музыкой и использование новых технологий в звукозаписи и передаче звука.
Какая история становления итальянской музыкальной культуры в XX в?
Итальянская музыкальная культура в XX веке имеет очень богатую историю. В начале века она сталкивалась с постверистским эклектизмом и эпигонством, под влиянием декадентских и символистских идей. Однако, в плане музыкального языка и драматургических концепций, итальянская оперная традиция продолжала эволюционировать.