Осознанные и неосознанные элементы прыжка в прыжках в воду.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 80 80 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 01.06.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЫЖКА В ВОДУ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ 6
I.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЫЖКОВ В ВОДУ 6
I.2. СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ В ВОДУ 8
I.3. РЕГУЛЯЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПРЫЖКАХ В ВОДУ 16
I.3.1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ДВИЖЕНИЙ 17
I.3.2. ВЫСШИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ 19
I.3.3. РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ КОРЫ, БАЗАЛЬНЫХ ГАНГЛИЕВ И ТАЛАМУСА В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ 20
I.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 25
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 27
II.1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 27
II.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 30
II.1. ЭКСПЕРИМЕНТ С БИОМЕХАНИЧЕСКИМ АНАЛИЗОМ И РАСЧЕТОМ ПОЛЕТНОЙ ФАЗЫ ПРЫЖКА 36
II.1.1. МЕТОД СТАБИЛОГРАФИИ 36
II.1.2. МЕТОД ВИДЕОАНАЛИЗА ДВИЖЕНИЙ 38
II.1.3. ТЕНЗОМЕТРИЯ 42
II.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЯ ПРЫГУНА МЕТОДОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 43
II.2.1. ТЕСТ ЛЮШЕРА 45
II.2.2. ТЕППИНГ-ТЕСТ 48
II.3. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 50
ГЛАВА III. ОСОЗНАННЫЕ И НЕОСОЗНАННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЫЖКА В ВОДУ 56
III.1. АНАЛИЗ НЕОСОЗНАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЫГУНОВ В ВОДУ 56
III.2. АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА У НАЧИНАЮЩИХ ПРЫГУНОВ 61
III.3. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОШИБОК ОСОЗНАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА В ВОДУ 68
ВЫВОДЫ 71
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЫЖКА В ВОДУ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ 6
I.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЫЖКОВ В ВОДУ 6
I.2. СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ В ВОДУ 8
I.3. РЕГУЛЯЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПРЫЖКАХ В ВОДУ 16
I.3.1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ДВИЖЕНИЙ 17
I.3.2. ВЫСШИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ 19
I.3.3. РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ КОРЫ, БАЗАЛЬНЫХ ГАНГЛИЕВ И ТАЛАМУСА В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ 20
I.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 25
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 27
II.1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 27
II.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 30
II.1. ЭКСПЕРИМЕНТ С БИОМЕХАНИЧЕСКИМ АНАЛИЗОМ И РАСЧЕТОМ ПОЛЕТНОЙ ФАЗЫ ПРЫЖКА 36
II.1.1. МЕТОД СТАБИЛОГРАФИИ 36
II.1.2. МЕТОД ВИДЕОАНАЛИЗА ДВИЖЕНИЙ 38
II.1.3. ТЕНЗОМЕТРИЯ 42
II.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЯ ПРЫГУНА МЕТОДОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 43
II.2.1. ТЕСТ ЛЮШЕРА 45
II.2.2. ТЕППИНГ-ТЕСТ 48
II.3. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 50
ГЛАВА III. ОСОЗНАННЫЕ И НЕОСОЗНАННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЫЖКА В ВОДУ 56
III.1. АНАЛИЗ НЕОСОЗНАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЫГУНОВ В ВОДУ 56
III.2. АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА У НАЧИНАЮЩИХ ПРЫГУНОВ 61
III.3. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОШИБОК ОСОЗНАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА В ВОДУ 68
ВЫВОДЫ 71
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78

Фрагмент для ознакомления

Статистическим критерием называют случайную величину, относительно которой известен закон распределения. В математической статистике принято различать: параметрические и непараметрические критерии. Основное правило проверки основной гипотезы: если наблюдаемое значение критерия попало в критическую область, то гипотеза отклоняется. Отклонение нулевой гипотезы означает, что сделанное предположение не соответствует экспериментальным данным. Если наблюдаемое значение критерия попало в область принятия гипотезы, то гипотеза принимается. Алгоритм проверки статистической гипотезы: сформулировать основную гипотезу; сформулировать альтернативную гипотезу; указать уровень значимости проверки гипотезы; выбрать критерий для проверки гипотезы; найти наблюдаемое и теоретическое значение критерия; на числовой оси построить критическую область и нанести значения наблюдаемого критерия; сравнить К наблюдаемое и К критическое; сделать выводы о принятии или отклонении гипотезы. Статистические критерии. Это то решающее правило, которое обеспечивает надежное поведение, т. е. принятие истинных и отклонение ложных гипотез с высокой вероятностью. Статистические критерии определяют метод расчета определенного числа, а также само это число. Выделяют параметрические и непараметрические критерии. Параметрические и непараметрические критерии. Критерий называется параметрическим, если для него определен закон распределения (средние и дисперсия). К таким критериям относятся: Т-критерий Стьюдента, критерий Фишера, линейный Пирсона. Критерий называется непараметрическим, если он не основывается на каком-то определенном законе распределения (оперирование частотами или рангами). К таким критериям относятся: критерий Спирмена, критерий Манна-Уитни и др. Уровни статистической значимости. Это вероятность того, что мы сочли различия существенными, а они оказались случайными. Когда мы указываем, что различия достоверны на 5%-ом уровне значимости, или при р≤0,05, то мы имеем в виду, что вероятность того, что они все-таки не достоверны, составляет 0,05. Когда мы указываем, что различия достоверны на 1%-ом уровне значимости, или при р≤0,01, то мы имеем в виду, что вероятность того, что они все-таки не достоверны, составляет 0,01. Выявление различий в уровне исследуемого признака – критерий Манна-Уитни для двух выборок испытуемых; критерий Стьюдента для одной выборки и др.;Оценка сдвига значений исследуемого признака – Т-критерий Вилкоксона и др.;Выявление различий в распределении признака – критерий Пирсона и др.;Выявление степени согласованности изменений – коэффициент ранговой корреляции Спирмена;Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий – однофакторный и двухфакторный дисперсионный анализ Фишера и др.; исследование структуры данных – факторный анализ;Группировка испытуемых – кластерный анализ. Компьютерный анализ результатов эмпирических исследований.ГЛАВА III. ОСОЗНАННЫЕ И НЕОСОЗНАННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЫЖКА В ВОДУIII.1. АНАЛИЗ НЕОСОЗНАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЫГУНОВ В ВОДУПрыжки выполнялись с вышек 3 и 5 метров из передней и задней стоек с вращением тела вперед и назад вокруг поперечной оси, а также с вращением вокруг продольной оси. В ходе анализа видеоматериалов выделено два типа ошибок − технические и фоновые. Технические ошибки непосредственно связаны с техникой выполнения упражнения. Фоновые ошибки − это не входящие в число технических ошибок, но оказывающие существенное влияние на управление движением. К числу подобных ошибок нами отнесены ошибки, происходящие в результате нарушения симметричности выполнения движений. Установлено, что наиболее частой ошибкой при отталкивании от опоры является асимметричная работа стоп. Осуществлялись тензометрические измерения различных вариантов выполнения отталкивания от опоры при исполнении различных модельных упражнений. В качестве модели для изучения особенностей проявления моторной асимметрии были избраны наиболее типичные (базовые) для прыжков в воду упражнения. В частности, из передней стойки руки вверх, прыжок в кувырок вперед; из передней стойки руки вверх, прыжок в падение на спину (стрикосат); из задней стойки руки вверх, прыжок в падение на спину; из задней стойки руки вверх, прыжок в падение на живот (стрикосат). Выбор элементов обусловлен тем, что они являются базовыми в прыжках в воду, качество их освоения обусловливает успешность исполнения более сложных упражнений. В исследованиях приняли участие 10 начинающих юных спортсменов (возраст 6-8 лет). Упражнения выполняли стоя на 2-х тензоплатформах. Целью было установление биомеханических различий в работе опорных звеньев (ног) при выполнении отталкивания по данным тензометрической записи, отдельно для правой и левой ноги. В упражнениях были выделены стадии подготовительных, основных и заключительных действий, подразделявшихся на ряд двигательных фаз, каждая из которых соответствовала возникающей по ходу движений двигательной ситуации.Проводился биомеханический анализ кинематических и динамических характеристик техники выполнения отталкивания в прыжках в воду методом тензометрии. Установлен двигательный состав изучаемых движений. Выявлено наличие индивидуальных отличий исполнения отталкивания в подготовительной, основной и энергообразующей стадиях. Выявлены структурные различия в работе опорной и не опорной ног. Причинами проявления различий в работе нижних конечностей являются различия в направлении развиваемых мышечных усилий каждой ногой и асимметрия распределения масс в теле спортсмена во фронтальной плоскости относительно его продольной оси. Это негативно отражается на эффективности выполнения отталкивания и в целом снижает качество исполнения прыжков в воду. Анализ техники выполнения модельных упражнений и прыжков в воду показал, что существуют отличия исполнения отталкивания в подготовительной, основной и энергообразующей стадиях: незначительная загрузка не опорной ноги; несинхронное начало активных действий опорными звеньями; различия в величине развиваемых усилий.Эффективное формирование навыка выполнения прыжков в воду невозможно без выявления причин возникновения двигательных ошибок. Получение максимальных оценок за качество выполнения прыжков требует повышения точности выполнения всех компонентов прыжкаАнализ тензограмм позволил установить особенности проявления асимметрии в работе нижних конечностей. Характеристика вертикальной составляющей опорной реакции при выполнении 1-го модельного упражнения. Спортсмен имел ведущие левые руку и ногу. В большинстве 3 случаев это типичная для выборки техника выполнения отталкивания от опоры при выполнении прыжков. Приседание лежит в основе начала отталкивания. Оно имеет как самостоятельное значение, так и играет ключевую роль в формировании технического багажа и является разгонным элементом. Представленная тензограмма вертикальной составляющей опорной реакции демонстрирует различия в работе правой и левой ног. В стадии подготовительных действий, в частности фазы разгона и торможения, в работе ног имеются различия. Кинематические и динамические характеристики выполнения опорными звеньями существенно различаются. Наибольшую активность проявляет ведущая левая нога. Она раньше, чем правая, начинает выполнять движение по разгону и последующему торможению для выполнения отталкивания. При этом и развиваемые ею усилия имеют большую величину. Обращает на себя внимание то, что правая нога менее всего загружена. Это позволяет ей раньше приступить к выполнению активной фазы двигательного действия. В целом длительность фазы амортизации составляет для левой ноги 320 миллисекунд, а для правой − 350 мс. При этом вертикальная составляющая для левой ноги (измерено в микровольтах) достигает значения порядка 150 мкв, для правой около 0, в связи с тем, что она выполняет роль пассивной опоры. В фазе отталкивания также более активна ведущая левая нога. На рисунке видно, что правая нога в данном движении выполняет в основном опорную функцию т.к. усилия опорной реакции минимальны. Так, максимальная величина развиваемых левой ногой усилий равна 270 мкв, а правой − 99 мкв. При этом момент отрыва от опоры происходит раньше на 100 мс. После этого наступает фаза полета и спортсмен покидает платформу. Одной из причин таких особенностей отталкивания – асимметрия распределения масс в теле человека во фронтальной плоскости относительно его продольной 4 оси. При вертикальной позе ОЦМ тела спортсмена оказывается несколько смещенным в сторону опорной ноги, в данном случае левой. Нога, соответствующая направлению отталкивания, испытывает большую нагрузку, воспринимая большую часть собственного веса тела. Другая, не опорная нога оказывается в этих условиях менее загруженной, а потому более пассивна в выполнении необходимых технических действий. Установленное явление получило дальнейшее развитие при рассмотрении структуры движения, связанного с более сложными вариантами выполняемых модельных упражнений. Во втором случае все фазы сливаются практически в одну. Левая нога выполняет основную работу, связанную с отталкиванием. При этом она развивает значительные усилия, достигающие значения в 150 мкв. Это подтверждает также наибольшее отклонение тензограммы в фазе отрыва от опоры, связанное с расположением ОЦМ тела в большей степени на левой стопе. Полученные различия в асимметричной работе ног подтверждают и данные выполнения реальных прыжков с 3-метровой вышки. Полученные материалы подтверждают факт установления асимметричной работы опорных звеньев при выполнении прыжков в реальных условиях. Таким образом, полученные на модельных упражнениях данные, связанные отталкиванием от опоры, позволяют утверждать, что в этих движениях проявляется значительная моторная асимметрия в работе опорных звеньев, которая нарушает симметричную работу мышц ног и приводит к значительному смещению ОЦМ тела в сторону ведущей ноги. Полученные нами результаты согласуются с данными о том, что разница в нагрузке на опорную и не опорную ноги при смещении центра тяжести относительно продольной оси на 0,5 см при расстоянии между центрами опоры правой и левой стопы в 30 см составляет 2,3 кг. Это позволяет утверждать, что существующая методика подготовки прыгунов в воду неэффективна, следовательно, приводит к нарушению симметричности выполнения отталкивания от опоры. Данные нарушения, в свою очередь, могут явиться причиной возникновения технических ошибок и снижения качества исполнения прыжков в воду. Установленные различия в работе сформировали такие понятия, как «ведущая – не ведущая конечность». Они отражают асинхронность включения конечностей в произвольное действие и предпочтительность их использования при решении точностных двигательных задач. Кроме того, длительная подобная асимметричная тренировка приводит к закреплению и формированию различий во взаимодействии одноименных мышечных групп опорной и не опорной ноги. Эти особенности движений обусловлены асимметрией суставно-мышечной связи звеньев кинематических цепей, относящихся к разным сторонам тела. Асимметрия напряжения мышц-антагонистов приводит к возникновению в биомеханической структуре движений гибких и жестких цепей. 6 Проведенные исследования указывают на то, что асимметричная работа разных половин тела играет важную роль в динамике движений ног. Проявляясь при выполнении прыжков, асимметрия мышечных связей мышц-антагонистов разных сторон тела существенно дополняет понятие профиля функциональной асимметрии. В подобных действиях двигательная асимметрия отдельных систем – ног, рук и туловища – оказывается связанной в единую динамическую систему, особенности которой определяют индивидуальный характер исполнения двигательных действий. Таким образом, проведенные исследования, во всех рассмотренных случаях, позволили установить наличие асимметричной деятельности в работе опорных звеньев, которые осуществляют основную работу по выполнению прыжков в воду.III.2. АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА У НАЧИНАЮЩИХ ПРЫГУНОВВысокий результат спортсмена может быть обеспечен только при должной направленности его внимания на выполнении технических элементов в соответствии с особенностями движений в каждом виде спорта.«С повышением уровня технического мастерства количество осознанно контролируемых элементов двигательного навыка уменьшается, однако это не приводит к ухудшению качества выполняемых действий, так как спортсмен сконцентрирован на выполнении наиболее важных элементов, имеющих решающее значение для правильного выполнения двигательных навыков» Дьячков, 1958.Из большого арсенала прыжков, которыми владеют прыгуны в воду, для изучения были выбраны прыжки четырех процессов, которые исполнялись спортсменами с трамплина 3 метра.Для решения поставленной задачи на основании изученной литературы по прыжкам в воду и другим видам спорта, такие как фигурное катание на коньках, легкая атлетика и опроса студентов-прыгунов в воду был составлен список элементов прыжков, всего 26 элементов..Элементы самоконтроля описывают все последовательные фазы прыжка:I – подготовительная фаза;II – фаза разбега, наскока;III – фаза отталкивания;IV – фаза полета;V – фаза погружения.Выделенные элементы предлагались прыгунам в воду для того, чтобы они оценили самоконтроль на предложенными элементами прыжков, исполняемых с разбега.Для оценки самоконтроля за элементами прыжков, исполняемых с места, прыжки из задней стойки назад и из задней стойки вперед, был составлен список элементов прыжков, всего 18 элементов, описывающие следующие фазы прыжка:I – подготовительная фаза;II – фаза разбега, наскока;III – фаза отталкивания;IV – фаза полета;V – фаза погружения.За элементы прыжков предлагались спортсменам для самоконтроля по следующей 5-ти бальной системе:5 баллов – элементы, за которыми ведется контроль всегда осознанный;4 балла – элементы, которые иногда контролируются осознанно;3 балла – элементы, которые контролируются осознанно после замечания тренера;2 балла – элементы, которые контролируются автоматически;1 балл – элементы, контроль за которыми несущественен.Спортсменам были предложены анкеты для прыжков, исполняемых с разбега и прыжков, исполняемых с места, где они должны были напротив каждого элемента поставить знак +, в графе, соответствующей баллу осознанности данного элемента.Анализируя полученные результаты, можно легко выделить отдельные элементы, которые большинством опрошенных прыгунов в воду всегда контролируются осознанно.Указанные элементы следует считать ведущими элементами самоконтроля. Анализ этих элементов показывает, что в центре внимания спортсменов должны находиться элементы, отражающие направление, силу, пространственное положение и взаимную координацию отдельных частей тела.В то же время необходима автоматизация других элементов, осознание которых может препятствовать успешному совершенствованию навыков.Выделим следующие элементы, которые автоматизированы у наиболее квалифицированных прыгунов в воду, видимо должны быть автоматизированы в ходе обучения и тренировок у менее квалифицированных прыгунов в воду.Для образования и закрепления автоматизированных двигательных навыков необходимо:Неоднократное, в течение длительного времени, повторение действия.Повторение этого действия в очень разнообразной обстановке, т.к. внезапное появление нового и необычного раздражителя сразу же вызывает замену автоматизма осознанным выполнением действия.Для того, чтобы более точно и тонко дифференцировать элементы прыжков, необходимо тренировать мышечные ощущения по разным параметрам движений.Мы рассмотрим один из них – тонкость самоконтроля по пространственному параметру.Элементы, описывающие все последовательные фазы прыжка.Подготовительная фазаПринятие исходного положенияФаза разбега, наскокаПервый шаг разбегаВторой шаг разбегаТретий шаг разбегаНаскокПоложение толчковой ногиПоложение маховой ногиПоложение рукОпускание маховойОпускание рукПриземлениеФаза отталкиваниеВзмах руками вперед-вверхРаспрямление туловищаОтталкиваниеСоздание направления прыжкаСоздание вращательного движенияФаза полетаПринятие положения / п, с, г /Разведение рук в стороны / раскрытие /Положение головыСведение рук для погружения в водуВытягивание рук в линию с теломСмыкание кистейФаза погруженияФиксация мыщц живота при погруженииФиксация мышц спиныНапряжение ягодицВыпрямление ног в коленных суставах и оттягивание носковСущественной стороной управления движением является самоконтроль на всех этапах двигательного навыка, т.е. способность направлять внимание на отдельные этапы произвольного управления движениями, осмысливать каждое свое действие.Качество самоконтроля определяется его сформированностью, содержанием, оперативностью, устойчивостью, тонкостью.Когда говорят о степени сформированности самоконтроля, то понимают прочность выработанного навыка самоконтроля, то есть стал ли он той умственной деятельностью, при помощи которой систематически управляется вся двигательная деятельность прыгунов в воду на всех ее этапах.Сформированностью самоконтроля определяется умение спортсмена направлять свое внимание на те или иные параметры движения, выделять в них наиболее существенное и важное для данного момента, условий и целей.Содержание самоконтроля – это те параметры движений, на которые спортсмен направляет свое внимание, то есть временные, пространственные и динамические / скорость, усилия / параметры движений.Оперативность – скорость наступления / точнее извлечения / информации, ее переработки и использования в целях управления. Чем быстрее протекают процессы переработки информации, тем эффективней самоконтроль. Этот параметр имеет важное значение для прыжков в воду, где время от толчка до входа в воду ограничено жестким лимитом времени – 1,5-1,7 секунд.Устойчивость самоконтроля прямо связана и надежностью спортивного выступления и соревнованиях, где действуют многочисленные «обвивающие факторы» и общая психическая направленность мешает нормальному протеканию психических и психофизиологических процессов. Устойчивость самоконтроля зависит прежде всего от его пластичности – способности быстро перестраиваться в соответствии с быстроменяющимися условиями деятельности. Так, в соревнованиях содержание самоконтроля не остается таким как в тренировках или в период овладения новым прыжком. Многие из того, что совершенно необходимо на тренировках должно уйти из-под контроля сознания на соревнованиях. Остается только самое главное, самое существенное, без чего невозможно выполнять прыжок вообще. Пластичность самоконтроля вырабатывается в результате опыта участия в соревнованиях.Не менее существенной характеристикой самоконтроля является его тонкость.Тонкость самоконтроля – это способность различать минимальные приращения или уменьшения по любому из параметров движений. Она прямо зависит от различной/дифференциальной/ чувствительности как природной психофизиологической основы различия двух и более градаций зрительных, слуховых, мышечных и других ощущений. Чем выше у спортсменов дифференциальная чувствительность, тем более тонкие градации двигательных ощущений ими воспринимаются. Тонкость ощущений имеет важное значение для управления движениями, а спортсмены с более тонкой различительной чувствительностью имеют преимущество перед другими при овладении сложными и сверхсложными прыжками. Тонкость самоконтроля по пространственному параметру движений изучалась в специальном эксперименте, участниками которого были две группы спортсменов. В первую входили высококвалифицированные спортсмены СССР по прыжкам в воду / 9 мужчин; 11 женщин /, спортивная классификация которых была не ниже мастераспорта. В этой группе исследована тонкость самоконтроля времени. Вторая группа была составлена из мальчиков и девочек 10-12 лет – участников просмотра «Олимпийской надежды» / мальчиков – 21 человек; девочек – 11. В этой группе началась тонкость самоконтроля по двум параметрам: временному и пространственному.Исследователь пришли к следующим результатам. Количество ступеней самоконтроля тесно связано со средней величиной, или иными словами, с тонкостью самоконтроля: чем лучше спортсмены дифференцируют пространственным параметрам движений,тем больше у низ ступеней самоконтроля. Поэтому количество ступеней самоконтроля может быть использовано в практических целях как наиболее простой и надежный показатель тонкости самоконтроля по пространственному параметру движений.Спортсмены обычно применяют две стратегии поведения при выполнении двигательных актов. Одни пренебрегают ошибками, стремятся как можно лучше выполнить основную задачу, действуют рискованно, но используют указания экспериментатора об ошибках в качестве информации для внесения коррекции в управлениях движениями. Их прибавка или уменьшение пространственных характеристик движения минимальны, а общее количество ступеней велико потому, что они действуют все время «на грани» ошибки.Другие действуют более осмотрительно и осторожно, а поэтому стираются не допускать ошибок. Это приводит к резкому увеличению или уменьшению отрезков пространства. При минимальном количестве ошибок они имеют явно недостаточное количество ступеней самоконтроля, т.е. фактически не способны к тонкому самоконтролю.Спортсмены допускающие большое количество ошибок, способны к лучшему управлению движениями, поскольку их ошибки находятся все время на грани между правильным и неверным исполнением, т.е. является следствием высокой дифференциальной чувствительности и эффективного использования этого качества для управления своим движением.Для более эффективного обучения сложным прыжкам необходимо научить спортсменов тонкому самоконтролю параметров движения как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшений, т.е. способности управлять движениями. Можно предложить для этих целей предварительно формировать тонкость самоконтроля по временному, пространственному и динамическому параметрам движений, а затем на этой основе строить весь процесс обучения сложным и сверхсложным прыжкам.Конкретными упражнениями для формирования тонкости самоконтроля могут быть:Подготовительные упражнения, но со специальной целью – выработки тонких ощущений. Для этого при обучении следует заставлять спортсменов увеличивать или уменьшать длительность вращений и других фаз прыжка на минимальное время, минимальное количество градусов, выполнять различные прыжки с минимальными приращениями усилий, скорости и длительности.То же самое делать с минимальным уменьшением, наконец, чередуя приращение и уменьшение. Систематическое применение данных упражнений позволит сформировать пластичность самоконтроля и способность управлять движениями в любых условиях, в том числе в психически напряженных условиях соревнованиях.III.3. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОШИБОК ОСОЗНАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА В ВОДУПо результатам тестирования прыгуны в воду были разделены на три группы с учетом физической подготовленности: с хорошим уровнем подготовленности 37 юношей, что составило – 28% (1 группа), со средним уровнем подготовленности 56 человек – 45% (2 группа) и с плохим уровнем подготовленности 38 прыгунов в воду, соответственно 29% (3 группа). Таким образом, половина тестируемых прыгунов в воду показали средний уровень физической подготовленности. В первой группе прыгунов в воду с хорошим уровнем физической подготовленности ВК составил 1,17, что указывает на оптимальную работоспособность этих прыгунов в воду. Прыгуны в воду данной группы отличались бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Испытываемые ими физические и эмоциональные нагрузки соответствовали их возможностям. Образ жизни позволяет спортсмену данной группы восстанавливать затраченную энергию. Эмоциональная составляющая в первой группе составила 9,33, что указывает на преобладание положительных эмоций. Спортсмены данной группы счастливы, настроены оптимистично. В третьей группе прыгунов в воду, показавших плохой уровень физической подготовленности, ВК составил 0,88, что указывает на компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. Эмоциональная составляющая в третьей группе прыгунов в воду составила 17,19, что указывает на нормальное эмоциональное состояние, особого эмоционального подъема нет. Сердечно-сосудистая система наиболее реактивная и тонкая как на физическую нагрузку, так и на эмоциональное напряжение. В исследования фиксировались показатели ЧСС, АД. В тестировании приняли участие 29 прыгунов в воду (13 юношей и 16 девушек) первого и второго курсов. Из них 11 человек составили группу из выше перечисленных диагнозов. Остальные диагнозы имели разную этиологию – от нарушений опорно-двигательного аппарата до миопии (группа В). В ходе исследования выяснилось: Средние показатели ЧСС и АД в группе А составили 96 уд/мин и 111/63 мм. рт. столба, соответственно. Среднеквадратичное отклонение в этой группе – 16,41 для ЧСС и – 13,46 для верхнего давления и 9,51 для нижнего. Те же показатели в группе В составили 99 уд/мин и 104/60 мм. рт. столба, соответственно. Среднеквадратичное отклонение в этой группе – 16,35 для ЧСС и – 9,99 для верхнего давления и 8.56 для нижнего. Наиболее существенная разница между группами А и В по показателю систолического давления на 7 мм. рт. столба. Анализ цветового теста по группе А показал: на первой позиции основные цвета (красный и жёлтый) в 154 случаях из 458 тестирований (33,6%). В группе В – в 291 случае из 723 тестирований (40,2%). Тот же анализ тех же цветов на последней позиции по группе А составил 65 случаев из 458 тестирований (14,2%), а по группе В составил 63 случая из 723 тестирований (8,7%). В то же время анализ коричневого цвета на первой и последней позиции по группе А показал следующее: 17 и 55 случаев из 458 соответственно (3,7% и 12%). Анализ того же цвета по тем же позициям в группе В показал: 17 и 103 случая из 723 тестирований соответствен& но (2,35% и 14,2%). Исходя из вышеперечисленного можно предположить, что группа В более адекватно и в пределах нормы реагирует на нагрузку и восстанавливается после неё. В то же время группа А более лабильно реагирует на нагрузку и эта реакция зависит от многих других дополнительных факторов (настроения, погоды, физического самочувствия). Дополнительно предполагается связь между реакцией на коричневый цвет и способностью к восстановлению после нагрузки (увеличенный процент систолического давления). Исследование показателей теппинг-теста у студентов спортсменов специальной медицинской группы. На группе студентов 1 и 2 курса (57 человек) на базе кафедры физического воспитания, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группы (СМГ) определяли уровень подвижности нервных процессов (по показателям теппинг-теста в течение 5 сек). Все тестируемые были объединены в группы, в зависимости от патологий. В группе «А» студенты с вегетососудистой дистонией, в группе «Б» с отклонениями опорно-двигательного аппарата (различные степени сколиотической болезни) и в группе «В» – с отклонениями в системе органов пищеварения. Как базовая была взята группа из 22 студентов, отнесенных к основной медицинской группе и не имеющих хронических заболеваний. Нами установлено, что средние показатели теппинг–теста в контрольной группе равняются 34,0. У студентов 1 курса равняются 32,8, а у студентов 2 курса – 34,8. Вместе с тем, установлены определенные различия изучаемого показателя в различных группах патологий. Так, в группе «А» у студентов 1 курса количество замыканий составляет 32,8, а у студентов 2 курса 35,3. Наиболее высокие показатели отмечаются в группах «А» и «В» – соответственно 35,3 и 35,4, а в группе «Б» – этот показатель равняется 32,4. Таким образом, нами установлено, что уровень подвижности нервных процессов (по данным теппинг–теста) у студентов различных курсов неодинаков и эти различия зависят от характера нозологий. Наибольший показатель зафиксирован в группе с заболеваниями органов пищеварения, что этиологически соответствует самому характеру заболевания. То есть, лучший результат тэйпинг-теста отмечен благодаря повышенной лабильности нервных процессов изучаемых. ВЫВОДЫУ прыгунов в воду основные двигательные навыки формируются при непосредственном участии безусловно-рефлекторной деятельности всех составляющих элементов прыжка, а именно: на стадии отработки различных элементов отмечается превалирование каждого из осознанных элементов выполняемого действия на ранних этапах формирования спортсмена с юного возраста, при этом качество выполнения напрямую зависит от кратности выполнения упражнения, а также эффективной педагогической деятельности наставника. В то же время по мере накопления опыта и переход спортсмена из категории «любители» в профессиональный спорт, а также многократные участия в спортивных соревнованиях, создают комплекс психоэмоциональной стабильности, при котором с каждым последующим выступлением выполнение простых элементов переходит из разряда сознательных на уровень бессознательных, что говорит о стойком закреплении на подкорковом уровне основных составляющих прыжка. Таким образом, с приобретением квалификации и разносторонним повышением ее уровня (физического, психо-эмоционального и др.) количество безусловно выполняемых элементов прыжка прогрессивно увеличивается. Однако, выполнение всех элементов прыжка не всегда идеально выполнимо даже на самом высоком уровне (Чемпионаты, мира, Олимпийские игры), что в большей степени связано не столько с уровнем физической и методологической подготовкой спортсмена, а сколько с эмоциональным состоянием спортсмена. Поэтому внимание тренера профессиональных спортсменов в первую очередь должно быть сосредоточено на подготовке и стабилизации именно этой части прыгуна в воду. Отсутствие психологического барьера снимает корковую деятельность головного мозга и выполнение основных фаз прыжка (полет и погружение в воду) проходит на подкорковом или бессознательном уровне.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИКомплексное и всестороннее обследование, а именно тензометрия, стабилография, метод видеоанализа движений, должно быть включено в обязательную программу подготовки прыгунов в воду не только «Школы высшего спортивного мастерства» и более высокого уровня, но и в детских спортивных школах, как крайняя необходимость ранней корректировки технических ошибок юного спортсмена для скорейшего эффективного доведения основных элементов прыжка в воду до совершенства, то есть осуществить переход выполняемых движений в категорию неосознанных. Анализируя полученные результаты можно рекомендовать анкетирование во всех возрастных спортивных группах прыгунов в воду как способ субъективной оценки осознанности выполнения каждого из элементов прыжка.Цветовой тест Люшера является качественным показателем психо-эмоционального состояния спортсмена в фиксированную единицу времени и может эффективно использоваться как в ежедневной подготовке спортсмена, так и на соревнованиях различного уровня.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАнцыперов, В. В. О роли двигательной асимметрии в прыжках в воду/ В. В. Анцыперов, О. И. Иванов //Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 290.Бегидова., Т. П. Об истории, перспективах и психологической подготовке олимпийского резерва в прыжках в воду / Т. П. Бегидова, Н. В. Замятина, С. В. Фролова //Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 2. - С. 76-78.Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. – Москва : Медицина, 1966.Васин, В. А. Подготовка прыгуна в воду / В. А. Васин, Л. З. Гороховский. – Москва : Олимпийская энциклопедия, 1980. Гороховский, Л. З. Биомеханические основы техники создания вращений и управление ими в сложнокоординационных видах спорта / Л. З. Гороховский - Москва : Прометей, 1992. - 122 с. Гороховский, Л. З. Отбор спортсменов для специализации в прыжках в воду: Методические рекомендации для преподавателей и тренеров / Л. З. Гороховский, Е. А. Распопова. - Москва: РИО ГЦОЛИФК. - 1980. - 27 с.Дрожжин, Н. В. Воронежская областная СДЮСШ по прыжкам в воду имени Д. Саутина / Н. В. Дрожжин //Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 6. - С. 75-76.Иванов, О. И. Влияние тренировки на формирование двигательных асимметрий у юных прыгунов в воду/ О. И. Иванов, Е. В. Ракова, Н. Н. Сентябрев, В. В. Анцыперов// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 603.Иванов, О. И. Особенности проявления двигательной асимметрии в технике выполнения прыжков в воду / О. И. Иванов, В. В. Анцыперов, Н. Н. Сентябрев //Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 239.Колосова, Е. В. Динамика электронейромиографических параметров высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в прыжках в воду / Е. В. Колосова, Т. А. Халявка // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI олимпийских игр в Рио-де-Жанейро // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. - 2015. - С. 57-59.Ливицкий, А. Н. О физиологических реакциях в процессе формирования двигательных навыков при прыжках в воду :автореф. дис. … канд. биол. наук : Ливицкий А. Н. – Ташкент, 1969. - 28 с.Макаров, Н. В. Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) : автореф. дис. … канд. мед. наук : 13.00.04 / Макаров Николай Викторович. - Ленинград, 1982. - 17 с.Наявко, И. И. Критерии определения спортивно-технической подготовленности юных прыгунов в воду/ И. И.Наявко// Слобожанськийнауково-спортивнийвісник. - 2014. - № 2 (40). - С. 99-103.Панасюк, Т. В. Особенности развития опорно-двигательного аппарата при занятиях прыжками в воду/ Т. В. Панасюк, Е. А. Распопова //Ученые записки СПБГМУ им. Акад. И. П. Павлова. - 2011. - Т. XVIII. - № 2. - С. 108-109.Распопова, Е. А. Гетерохрония биологического созревания организма человека в норме и экстремальных условиях спортивной деятельности (прыжки в воду)/ Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк // В сборнике: проблемы современной морфологии человека материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора Б. А. Никитюка. - 2013. - С. 189.Распопова, Е. А. Морфофункциональный мониторинг спортсменов как критерий оптимизации тренировочного процесса в прыжках в воду / Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк, Н. Е. Шовгеня // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка - Москва, 2005. - С. 36-38.Распопова, Е. А. Научно-методические основы многолетней подготовки прыгунов в воду: автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04 / Распопова Евгения Андреевна. - Москва, 2000. - 77 с. Распопова, Е. А. Причины кризиса подготовки высококвалифицированных спортсменок в прыжках в воду с вышки и пути его преодоления / Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк, Н. Е. Шовгеня //Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 12. - С. 64-66.Распопова, Е. А. Проблемы начального отбора юных прыгунов в воду/ Распопова Е. А. //Вестник московского городского педагогического университета. Серия: естественные науки. – 2015 - № 3 (19). - С. 62-67.Распопова, Е. А. Прыжки в воду : учебник для вузов физической культуры / Е. А. Распопова. - Москва : Физкультура, образование, наука, 2000. - 301 с. Распопова, Е. А. Особенности динамики спортивных достижений прыгуний в воду, специализирующихся в прыжках с трамплина и вышки: сб. научных трудов ученых РГУФК // Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк, Н. Е. Шовгеня. - Москва., 2004. - С. 64-67. Распопова, Е.А. Современное состояние, проблемы и пути развития российских прыжков в воду // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 6. – С. 57-60. 9.Тихонов, В. Н. Техническая подготовка (на примере прыжков в воду): Учебное пособие / В. Н. Тихонов. – Москва :Малаховка, 2001. – 120 с.Тихонов, В. Н. Высота прыжка с места вверх и критерий эффективности ее реализации в прыжках в воду с трамплина / В. Н. Тихонов // Теория и методика спорта высших достижений. - С. 32-39.Тихонов, В. Н. Геометрия масс тела спортсмена и оптимизация его технической подготовки (прыжки в воду, гимнастика). – Москва : ФИС, 2001. – 268 с.Тихонов, В. Н. Определение индивидуальных биомеханических характеристик техники прыжков в воду // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 9. – С. 57-60.Трошихин, В.А. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор / В. А. Трошихин, С. И. Молдавская, Н. В. Кольченко. – Киев: Наукова думка, 1978. – 158 с. Черемушникова, И. И. Психофизиологическое тестирование как способ оценки эффективности учебной деятельности студентов / И. И. Черемушникова [и др.] // Вестник ОГУ. – 2011. – № 12 (131). – С. 313–314.Чернавский, А. Ф. Связь параметров страха с социально-психологическими и личностными характеристиками спортсменов / А. Ф. Чернавский, Ф.А. Пушкарь // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 3. - С. 23 -27.Шовгеня, Н. Е. Динамика физического развития и технической подготовленности сильнейших прыгунов в воду : дис. … кандпед. наук :13.00.04 / Шовгеня Наталия Евгеньевна. – Москва, 2004. – 122 с. ПРИЛОЖЕНИЕАнкета 1ФИОГод рождения№ п/пЭлементы прыжка101 п с трамплина 3 м.Принятие исходного положенияПервый шаг разбегаВторой шаг разбегаТретий шаг разбегаНаскокПоложение толчковойПоложение маховойПоложение рукОпускание маховойОпускание рукПриземлениеВзмах руками вперед-вверхРаспрямление туловищаОтталкиваниеСоздание направления вперед-вверхСоздание вращательного движенияПринятие положения п, с, гРазведение рук в стороныПоложение головыСведение рук для погружения в водуВытягивание рук в линию с теломСмыкание кистейФиксация мышц животаФиксация мышц спиныНапряжение ягодицВыпрямление ног в коленных суставах и оттягивание носковАнкета 2ФИОГод рождения№ п/пЭлементы прыжка с трамплина 3 мСпортивный разряд1Принятие исходного положения2Поднятие рук3Опускание рук, приседание4Вымах руками назад-вверх5Распрямление туловища6Отталкивание7Создание направления назад-вверх8Создание вращательного движения9Принятие положения п, с,г10Раскрытие11Положение головы12Сведение рук для погружения в воду13Вытягивание рук в линию с телом14Смыкание кистей15Фиксация мышц живота16Фиксация мышц спины17Напряжение ягодиц18Выпрямление ног в коленных суставах и оттягивание носков

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцыперов, В. В. О роли двигательной асимметрии в прыжках в воду
/ В. В. Анцыперов, О. И. Иванов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 290.
2. Бегидова., Т. П. Об истории, перспективах и психологической подготовке олимпийского резерва в прыжках в воду / Т. П. Бегидова, Н. В. Замятина, С. В. Фролова // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 2. - С. 76-78.
3. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. – Москва : Медицина, 1966.
4. Булгакова, Н. Ж. Водные виды спорта / Н. Ж. Булгакова, М. Н. Максимова, М. Н. Маринич - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
5. Васин, В. А. Подготовка прыгуна в воду / В. А. Васин, Л. З. Гороховский. – Москва : Олимпийская энциклопедия, 1980.
6. Величковский, Б. М. Современная когнитивная психология / Б. М. Величковский – Москва : Издательство МГУ, 1982.
7. Гороховский, Л. З. Биомеханические основы техники создания вращений и управление ими в сложнокоординационных видах спорта / Л. З. Гороховский - Москва : Прометей, 1992. - 122 с.
8. Гороховский, Л. З. Отбор спортсменов для специализации в прыжках в воду: Методические рекомендации для преподавателей и тренеров / Л. З. Гороховский, Е. А. Распопова. - Москва: РИО ГЦОЛИФК. - 1980. - 27 с.
9. Данилов, К. Ю. Основы тренировки прыгунов в воду / К. Ю. Данилов, Г. П. Кузнецова, В. С. Фарфель. – Москва : Физкультура и спорт, 1969.
10. Дрожжин, Н. В. Воронежская областная СДЮСШ по прыжкам в воду имени Д. Саутина / Н. В. Дрожжин // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 6. - С. 75-76.
11. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец - Москва : Издательство АН РСФСР,1960.
12. Иванов, О. И. Влияние тренировки на формирование двигательных асимметрий у юных прыгунов в воду / О. И. Иванов, Е. В. Ракова, Н. Н. Сентябрев, В. В. Анцыперов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 603.
13. Иванов, О. И. Особенности проявления двигательной асимметрии в тех-нике выполнения прыжков в воду / О. И. Иванов, В. В. Анцыперов, Н. Н. Сентябрев // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 239.
14. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
15. Колосова, Е. В. Динамика электронейромиографических параметров высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в прыжках в воду / Е. В. Колосова, Т. А. Халявка // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI олимпийских игр в Рио-де-Жанейро // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. - 2015. - С. 57-59.
16. Коренберг, В.Б. Основы качественного биомеханического анализа / В. Б. Коренберг. - Москва : Физкультура и спорт, 1979. − 208 с.
17. Ливицкий, А. Н. О физиологических реакциях в процессе формирования двигательных навыков при прыжках в воду : автореф. дис. … канд. биол. наук : Ливицкий А. Н. – Ташкент, 1969. - 28 с.
18. Макаров, Н. В. Биомеханические закономерности формирования меха-низма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) : автореф. дис. … канд. мед. наук : 13.00.04 / Макаров Николай Викторович. - Ленинград, 1982. - 17 с.
19. Мантрова, И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. – Иваново: ООО «Нейрософт», 2007. – 216 с.
20. Мухни, В. Г. Дмитрий Саутин: на вершине олимпа / В. Г. Мухин. - Ря-зань, 2009.
21. Наявко, И. И. Критерии определения спортивно-технической подготов-ленности юных прыгунов в воду / И. И. Наявко // Слобожанський науково-спортивний вісник. - 2014. - № 2 (40). - С. 99-103.
22. Панасюк, Т. В. Особенности развития опорно-двигательного аппарата при занятиях прыжками в воду / Т. В. Панасюк, Е. А. Распопова //
Ученые записки СПБГМУ им. Акад. И. П. Павлова. - 2011. - Т. XVIII. - № 2. - С. 108-109.
23. Распопова, Е. А. Гетерохрония биологического созревания организма человека в норме и экстремальных условиях спортивной деятельности (прыжки в воду) / Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк // В сборнике: проблемы современной морфологии человека материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора Б. А. Никитюка. - 2013. - С. 189.
24. Распопова, Е. А. Морфофункциональный мониторинг спортсменов как критерий оптимизации тренировочного процесса в прыжках в воду / Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк, Н. Е. Шовгеня // Физическая культура: воспита-ние, образование, тренировка - Москва, 2005. - С. 36-38.
25. Распопова, Е. А. Научно-методические основы многолетней подготовки прыгунов в воду: автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04 / Распопова Евгения Андреевна. - Москва, 2000. - 77 с.
26. Распопова, Е. А. Причины кризиса подготовки высококвалифицированных спортсменок в прыжках в воду с вышки и пути его преодоления / Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк, Н. Е. Шовгеня // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 12. - С. 64-66.
27. Распопова, Е. А. Проблемы начального отбора юных прыгунов в воду
/ Распопова Е. А. // Вестник московского городского педагогического уни-верситета. Серия: естественные науки. – 2015 - № 3 (19). - С. 62-67.
28. Распопова, Е. А. Прыжки в воду : учебник для вузов физической культуры / Е. А. Распопова. - Москва : Физкультура, образование, наука, 2000. - 301 с.
29. Распопова, Е. А. Особенности динамики спортивных достижений прыгуний в воду, специализирующихся в прыжках с трамплина и вышки: сб. научных трудов ученых РГУФК // Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк, Н. Е. Шовгеня. - Москва., 2004. - С. 64-67.
30. Распопова, Е.А. Современное состояние, проблемы и пути развития российских прыжков в воду // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 6. – С. 57-60. 9.
31. Тихонов, В. Н. Техническая подготовка (на примере прыжков в воду): Учебное пособие / В. Н. Тихонов. – Москва : Малаховка, 2001. – 120 с.
32. Тихонов, В. Н. Высота прыжка с места вверх и критерий эффективности ее реализации в прыжках в воду с трамплина / В. Н. Тихонов // Теория и методика спорта высших достижений. - С. 32-39.
33. Тихонов, В. Н. Геометрия масс тела спортсмена и оптимизация его тех-нической подготовки (прыжки в воду, гимнастика). – Москва : ФИС, 2001. – 268 с.
34. Тихонов, В. Н. Определение индивидуальных биомеханических характеристик техники прыжков в воду // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 9. – С. 57-60.
35. Трошихин, В.А. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор / В. А. Трошихин, С. И. Молдавская, Н. В. Коль-ченко. – Киев: Наукова думка, 1978. – 158 с.
36. Черемушникова, И. И. Психофизиологическое тестирование как способ оценки эффективности учебной деятельности студентов / И. И. Черемушни-кова [и др.] // Вестник ОГУ. – 2011. – № 12 (131). – С. 313–314.
37. Чернавский, А. Ф. Связь параметров страха с социально-психологическими и личностными характеристиками спортсменов / А. Ф. Чернавский, Ф.А. Пушкарь // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 3. - С. 23 -27.
38. Шовгеня, Н. Е. Динамика физического развития и технической подготовленности сильнейших прыгунов в воду : дис. … канд пед. наук : 13.00.04 / Шовгеня Наталия Евгеньевна. – Москва, 2004. – 122 с.
39. Янкаускас, Й. М. Зависимость максимальной частоты элементарных движений от пола, возраста и занятий спортом // Теория и практи- ка физической культуры. – 1972. – № 8. – С. 39–42.
40. Mikitchik, O. S. Informing indexes of process of preparation of jumpers in water of 1st teaching of stage O. S. Mikitchik // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 2. - С. 100-104.

Вопрос-ответ:

Какие основные элементы прыжка в воду различаются способами выполнения?

Основные элементы прыжка в воду различаются способами выполнения, такие как прыжки враспор, в группе, вравнение и другие.

Какие центральные механизмы регулируют движения при прыжках в воду?

Центральные механизмы регулируют движения при прыжках в воду включают центры в головном и спинном мозге, которые координируют выполнение движений и поддерживают равновесие.

Какие психологические аспекты влияют на прыжки в воду?

Психологические аспекты, такие как концентрация, координация и предсказуемость, играют важную роль в прыжках в воду, помогая спортсменам справиться с физическими и эмоциональными вызовами этого виды спорта.

Как развивались прыжки в воду на протяжении истории?

Прыжки в воду развивались на протяжении истории, начиная с древних времен, когда они использовались в качестве религиозных и обрядовых практик, и продолжая развиваться через различные спортивные и акробатические формы.

Какие методы были использованы в исследовании прыжков в воду?

В исследовании прыжков в воду были использованы различные методы, включая наблюдение и анализ выполнения прыжков спортсменами, измерение физических параметров движений и обработка данных, полученных с помощью специализированной аппаратуры.

Как развивались прыжки в воду?

История развития прыжков в воду описывается в первой главе статьи. Начиная с простых прыжков с мелкого бортика, спортсмены постепенно начали выполнять все более сложные элементы, включая кувырки и вращения в воздухе.

Какие способы прыжков в воду существуют?

Во второй главе статьи описываются различные способы прыжков в воду. В зависимости от технического исполнения и требуемой сложности, можно выделить такие виды прыжков, как прямой прыжок, кувырок вперед, кувырок назад, сальто вперед, сальто назад и другие.

Какие психологические аспекты связаны с прыжками в воду?

В четвертой главе статьи рассказывается о психологических аспектах прыжков в воду. Одним из важных факторов является контроль над страхом и тревогой, а также концентрация внимания на точности выполнения движений. Также рассматривается влияние мотивации и самооценки на успех прыжка.