История психодиагностики

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психодиагностика
  • 20 20 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 06.06.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В XIX ВЕКЕ 4
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В XX ВЕКЕ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Приложение 1 19








Фрагмент для ознакомления

Чтобы это наблюдение было подлинно системным и научным необходимо использовать «…всевозможные схемы, программы…, планы исследования детской души» [3, 374];
- экспериментально – психологический метод. Смысл этого метода заключается в том, «что ребенок ставится в специальные условия, в которых ему предлагаются те или иные задачи для оценки отдельных сторон личности» [3, 378]; в качестве примеров этого метода он берет шкалу Бине – Симона и профиль Россолимо;
- естественный эксперимент, который, по словам Льва Семеновича, представляет из себя синтез наблюдения и эксперимента, «для того чтобы избежать отрицательных сторон того и другого и сохранить положительные стороны обоих» [3, 380].
Таким образом, Л. С. Выготским был заложен фундамент дальнейшего развития экспериментальной психологии, методологических основ психодиагностики, форм диагностики в основе которых лежит «характеристика личности ребенка в его взаимодействии со средой» [3, 383].



ПЕРИОД ИСТОРИИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СССР -
1936 – КОНЦ 60-Х ГОДОВ.

И здесь мы вынуждены прервать разговор о личностях, внесших вклад в развитие отечественной психодиагностики [4; 7].
В начале 30-х гг. XX в. началась критика многих положений педологии в рамках которой бурно развивалась психодиагностика. Выступая на I Всесоюзном педологическом съезде (1927), К. Н. Корнилов говорил: «Позвольте вас спросить, для чего применяют тесты? Если все это проводится на Западе, то другое дело все же советская школа, потому что в нашей жизни мы вовсе не ценим фактора интеллекта так высоко, как на Западе. Интеллектуально одаренный человек у нас не значит: пригодный к жизни». Здесь дан, возможно, помимо воли автора, ответ на вопрос, почему тесты стали неугодны» [2, 88]
Все завершилось партийным Постановлением от 4 июля1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Резкая критика педологии сопровождалась отрицанием всего положительного, что было сделано учеными, так или иначе связанными с педологией, в области психологии и психологической диагностики. Постановлением был наложен запрет на применение тестов в школе. По существу этим были прекращены все психодиагностические исследования.
Понадобилось около 40 лет, чтобы это направление исследований было восстановлено в своих правах. Лишь в конце 60-х гг. в нашей стране вновь начинают развиваться работы по психологической диагностике. В марте 1969 года на Центральном совете Общества психологов СССР психодиагностика была признана одной из наименее развитых областей психологического знания, крайне нуждавшейся во внимании со стороны исследователей. И, хотя этому предшествовали публикации ведущих советских ученых, доказывающих принципиальную несостоятельность буржуазных тестов и призывающих разрабатывать диагностические методики на основе марксистских принципов, большинством психологов решение ЦС ОП СССР было воспринято как долгожданное официальное «разрешение на тесты»
С этого времени начинается «новая жизнь» психодиагностики как важной и неотъемлемой отрасли психологической науки. Появляются различные переводные и адаптированные зарубежные тесты и методики, отдельными советскими учеными и коллективами разрабатываются совершенно новые диагностические инструменты.
Вспомним здесь об одной значимой методике, родившейся на отечественной земле.

Личко Андрей Евгеньевич (1926 – 1994). Ленинград [1]
Основные направления научной работы — диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и патохарактеризуемая диагностика.
Вклад в развитие психодиагностики этого ученого состоит в создании «Патохарактерологического диагностического опросника» (ПДО) для подростков и разработке учения об акцентуациях характера.
Учение об «акцентуациях характера» внесло вклад в понимание этиологии неврозов, обосновало концепцию так называемого «места наименьшего сопротивления» (locus resistentiae minoris) в характере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем небольшом экскурсе в историю психодиагностики колоссальный объем информации остался «за бортом». В процессе работы, мы опирались на персоналии и их вклад в инструментальную (и не только) сторону психодиагностики. Мы постарались посмотреть на сущность этой отрасли науки не только как на собрание тестов, предназначенных для той или иной цели, но и через череду научных взглядов, которые легли в основу той или иной методики.
Многие практические психологи, используя в своей работе диагностические методики, часто даже не задумываются об их авторе, его судьбе, истории создания теста (опросника, шкалы и т. д.) и это порой становится причиной поверхностного применения их в реальной жизни, в исследованиях, в осуществлении выводов.
Мы уделили внимание вкладу в развитие психодиагностики Бехтерева В, М. и Лазурского А. Ф., так как зачастую их обходят стороной в этом вопросе.
В конечном итоге, мы стремились внести некую структурированность в знания об истории психодиагностики и выбрали для этого, может быть, не совсем обычное основание.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акцентуации характера [Электронный ресурс]. / - URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/akcentuacii-haraktera.html
2. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов [Текст] / СПб.:Питер,- 2006.— 351 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Лев
Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – 671, [1] c.
4. Забрамная, С. Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. Фак. Педвузов и ун-ов [Текст]. – 2-е изд. /. – М.: Просвещение, 1995. – 112 с.
5. Петровский, А. В. История советской психологии [Текст]/ А. В. Петровский — М.: Просвещение, 1967. — С. 156.
6. Психологическая диагностика: Учебное пособие [Текст] / Под редакцией М. К. Акимовой — СПб.: Питер, 2005. — 304 с: ил.
7. Россолимо, Г. И. [Электронный ресурс] - /. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
8. Словарь Л. С. Выготского [Текст] / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2010. – 119 с.
9. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX В. Учеб. пособие [Текст]./. – М., 1996. – 416 с.








Приложение 1
Задачи, которые собираемся решить:
- познакомить с историей психодиагностики через персоналии и их диагностический инструментарий;
- систематизировать уже имеющиеся знания;
- определить зону «знания» и «незнания» по предмету;
- актуализировать знания по другим дисциплинам.

Вопросы для студентов:
а) Кого из всех перечисленных исследователей можно назвать «естественниками»?
б) Почему необходимо знание о теоретических посылках какой – либо диагностической методики?
в) Какие проективные методики вы знаете из истории психологии?
г) Прочитайте отрывок из статьи Холодной М. А. Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С.66-75
«Об опасности терминологических ловушек
 Термин «психодиагностика» по частоте своего использования среди отечественных психологов, пожалуй, занимает одно из первых мест. Существует множество справочников-руководств, в которых описываются разнообразные психодиагностические методики. Высшие учебные заведения выпускают специалистов, в чьи профессиональные обязанности входит проведение психодиагностических исследований (к их числу относятся школьные психологи, менеджеры по работе с персоналом и другие).
Позволю себе рискованное утверждение: на самом деле психодиагностики как области знания не существует, поскольку современный уровень психологической науки не позволяет на основе индивидуального результата выполнения того или иного психологического теста (психометрического теста интеллекта, личностного опросника, проективной методики и т. д.) перейти к психологическому диагнозу и, тем более, к прогнозу поведения конкретного человека. Правильнее было бы, на мой взгляд, говорить о психометрии, объектом которой являются закономерности разработки и применения средств измерения тех или иных психических свойств (в том числе тестов), а также процедур интерпретации полученных результатов»
Согласны ли вы с точкой зрения автора? Почему?
Сформулируйте свои вопросы к отрывку, опираясь на наш текст в целом.










18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акцентуации характера [Электронный ресурс]. / - URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/akcentuacii-haraktera.html
2. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов [Текст] / СПб.:Питер,- 2006.— 351 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Лев
Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – 671, [1] c.
4. Забрамная, С. Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. Фак. Педвузов и ун-ов [Текст]. – 2-е изд. /. – М.: Просвещение, 1995. – 112 с.
5. Петровский, А. В. История советской психологии [Текст]/ А. В. Петровский — М.: Просвещение, 1967. — С. 156.
6. Психологическая диагностика: Учебное пособие [Текст] / Под редакцией М. К. Акимовой — СПб.: Питер, 2005. — 304 с: ил.
7. Россолимо, Г. И. [Электронный ресурс] - /. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
8. Словарь Л. С. Выготского [Текст] / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2010. – 119 с.
9. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX В. Учеб. пособие [Текст]./. – М., 1996. – 416 с.

Вопрос-ответ:

Как развивалась психодиагностика в XIX веке?

В XIX веке психодиагностика начала развиваться как отдельная научная область. Были созданы различные методы исследования детской души, включая экспериментально-психологический метод. Основная идея этого метода заключается в том, что ребенка ставят в специальные условия и предлагают ему различные задачи для оценки отдельных аспектов его психики.

Какие достижения были в области психодиагностики в XX веке?

В XX веке психодиагностика сделала большой шаг вперед. Были разработаны и усовершенствованы различные психологические тесты и методики, которые стали широко применяться в практике. Были также созданы различные модели и концепции психических процессов и структур, что позволило более точно анализировать и диагностировать психические состояния и особенности личности.

Какие методы психодиагностики были использованы в XIX веке?

В XIX веке был использован экспериментально-психологический метод. Суть этого метода заключается в том, что ребенка ставят в специальные условия и предлагают различные задачи для оценки его психических возможностей. Таким образом, ученые пытались выявить отдельные аспекты детской психики.

Какие новые подходы были разработаны в области психодиагностики в XX веке?

В XX веке были разработаны различные новые подходы в области психодиагностики. Были созданы и усовершенствованы психологические тесты и методики, которые стали широко применяться для выявления и оценки психических состояний и особенностей личности. Кроме того, были разработаны новые модели и концепции психики, что позволило более точно анализировать и диагностировать психические процессы.

Какие принципы исследования детской души были предложены в XIX веке?

В XIX веке были предложены принципы исследования детской души, включающие использование различных программ и планов исследования. Был предложен экспериментально-психологический метод, основная идея которого заключается в том, что ребенка ставят в специальные условия и предлагают ему задачи для оценки отдельных аспектов его психики.

Что такое психодиагностика?

Психодиагностика - это научное направление, изучающее методы и средства измерения психических явлений и процессов у человека.

Какие методы психодиагностики использовались в XIX веке?

В XIX веке использовались такие методы психодиагностики, как анатомические и физиологические исследования, анализ снов, френология и графология.

Какое значение имел экспериментально-психологический метод в исследовании детской души?

Экспериментально-психологический метод заключался в том, что ребенка ставили в специальные условия и предлагали ему задачи для оценки отдельных психических процессов. Этот метод позволял более точно изучать развитие и особенности психики детей.