Развитие речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в игровой деятельности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 95 95 страниц
  • 78 + 78 источников
  • Добавлена 26.05.2016
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения вопроса развития речи детей раннего возраста.
1.1. Этапы и закономерности развития речи ребенка в онтогенезе.
1.1.1 Особенности невербального развития детей раннего возраста.
1.2. Современные научно-методические представления о проблеме задержки речевого развития у детей.
1.2. Особенности формирования лексического строя речи у детей с задержкой речевого развития
Глава 2. Психолого-педагогическое и логопедическое изучение детей раннего возраста с задержкой речевого развития
2.1. Основные требования к обследованию речевого развития детей раннего возраста с ЗРР
2.2. Комплексное изучение речевого развития детей раннего возраста с ЗРР
2.3. Анализ результатов комплексного изучения развития детей с задержкой речевого развития.
Глава 3. Направление коррекционно - развивающей работы по формированию лексики у детей с ЗРР в процессе игровой деятельности
3.1. Основы коррекционной работы. Принципы организации.
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

В данной группе нами были выделены 2 подгруппы детей, отличающиеся уровнем развития неречевых функций. Так, общим для испытуемых обеих подгрупп являлся низкий уровень двигательного развития. Отличие заключалось в том, что для детей одной из подгрупп характерными были средние показатели социального и познавательного развития, а для испытуемых другой подгруппы - низкие показатели социального и преимущественно низкие показатели познавательного развития.При анализе анамнестических данных, нам не удалось выявить существенных отличий в моторном и доречевом развитии, но со второго года жизни в речевом развитии в экспериментальной группе была несущественная задержка на уровне появления первых слов, и серьезная задержка фразовой речи.Сравнительные количественные данные изучения состава групп детей третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии представлена в таблице 13.Представим краткую характеристику особенностей речи и неречевого развития детей выделенных нами групп.Первую группу составили испытуемые с легкой задержкой речевого развития (4 человек), характеризующейся высоким уровнем развития импрессивной и среднем уровнем развития экспрессивной речи. Дети не испытывали трудностей в понимании обращенной к ним речи окружающих, что проявлялось в адекватном реагировании на предъявляемые инструкции, просьбы, указания в экспериментальных, бытовых, игровых ситуациях. Для испытуемых данной группы был характерен высокий уровень развития пассивного словаря. Экспрессивная речь детей данной группы характеризовалась использованием ограниченного набора типов предложений, а также синтаксических связей внутри них. Несмотря на то, что отдельные грамматические конструкции имели правильное оформление, в речи испытуемых встречалось большое количество аграмматизмов. Способность к словоизменению имела избирательный характер. Для испытуемых данной группы был характерен преимущественно средний уровень развития экспрессивного словаря. При проведении обследования для детей с легкой ЗРР были характерны замены, смешения и пропуски звуков позднего, а в некоторых случаях и раннего онтогенеза. Среди особенностей воспроизведения звукослоговой структуры слов были выделены пропуски слогов, а также уподобления звуков и слогов преимущественно в многосложных словах.Данная подгруппа детей показала высокий уровень социального развития. У них преобладал положительный фон настроения. Ребята активно вступали в контакт со взрослыми, проявляли инициативность во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.У всех испытуемых данной группы отмечался высокий уровень двигательного развития по среднему показателю выполнения заданий на исследование общей, ручной и речевой моторики.Особенности выполнения основных движений соответствуют возрастудетей.Особенности выполнения заданий на исследование уровня познавательного развития детьми данной группы свидетельствуют об их способности учитывать свойства и качества предметов при решении практических задач, о готовности к сотрудничеству со взрослым в совместной предметно-практической деятельности, о развитии слухового и зрительного восприятия, а также о достаточной для развития речи слухо- моторной и зрительно-моторной координации.Таким образом, испытуемые данной группы имеют высокий потенциал для компенсации имеющихся у них отклонений в речевом развитии.Для детей второй группы (3 человек) были характерны средний уровень развития импрессивной и экспрессивной речи при дисгармоничном характере развития предпосылок формирования речи.Так, по состоянию понимания обращенной речи у представителей данной группы обнаружилось сходство с испытуемыми предыдущей группы. Собственная же речь детей рассматриваемой группы характеризовалась использованием звукокомплексов, однословных высказываний, а также фраз, состоящих из двух аморфных слов, что, предшествует появлению, первых грамматических форм слов и является закономерностью речевого развития, хотя характеризует состояние речи детей более раннего возраста. Уровень экспрессивного словаря испытуемых также соответствует более раннему этапу развития.В редких случаях дети были способны правильно употреблять падежные формы существительных без предлога, а также формы единственного и множественного числа существительных в однословных высказываниях при проведении специальных заданий. Однако отдельные случаи воспроизведения правильной грамматической формы слова не являются показателем ее усвоения. При воспроизведении звукослоговой структуры слов испытуемые допускали многочисленные и разнообразные ошибки. Примечательно, что преимущественно ошибки отмечались в многосложных словах.Состояние звукопроизношения большинства детей характеризовалось наличием замен, смешений, отсутствий звуков как раннего, так и позднего онтогенеза. В отдельных случаях были отмечены искажения свистящих, шипящих звуков, а также [г], [г']. Следует отметить, что у всех испытуемых данной группы отмечался средний уровень развития артикуляторной моторики что, вероятно, обусловило выраженность нарушений звукопроизношения.В целом, для детей рассматриваемой группы характерной являлась выраженная диспропорция в уровнях развития понимаемой и воспроизводимой речи.Для детей со средней задержкой речевого развития был характерен высокий уровень социального развития. При исследовании двигательного развития дети данной группы показали средние и низкие баллы по показателю выполнения заданий на исследование общей, ручной и речевой моторики, что дает основание говорить о нарушении формирования двигательных предпосылок становления речи испытуемых данной группы.Детей этой группы также были средние результаты по выполнению всех заданий на исследование познавательного развития, что свидетельствует о недостаточном для формирования и полноценного развития речи уровне развития восприятия, мышления, продуктивных видов деятельности.Таким образом, у детей данной группы обнаружены небольшие нарушения познавательной сферы и преимущественные нарушения формирования двигательных предпосылок развития речи.В состав третьей группы (3 человек) вошли испытуемые с выраженной задержкой речевого развития, характеризующейся средним или низким уровнем импрессивной и низким уровнем развития экспрессивной речи.Дети испытывали трудности в понимании инструкций различной степени сложности, что может быть связано как со сниженным объемом кратковременной речеслуховой памяти, с нарушением концентрации и переключения внимания, так и с неточностью понимания значения отдельных слов и грамматических конструкций. При исследовании понимания грамматических форм слов допускались ошибки при дифференциации существительных единственного и множественного числа, а также падежных форм существительных с предлогами и без предлогов. Многочисленными были ошибки, связанные с необходимостью сравнения и различения пространственных отношений, выраженных предлогами.При исследовании импрессивного словаря испытуемых данной группы был выявлен недостаточный объем понимаемых слов-действий и слов-признаков. Учитывая связь речевого и познавательного развития, мы предположили, что ограниченность словаря в данном случае может быть связана с отсутствием соотнесенности слов с их значением вследствие недостаточного ознакомления детей с окружающим миром, малого сенсорного опыта и низкого уровня предметно-практической деятельности.Следует отметить, что в отличие от испытуемых предыдущих групп, у большинства детей с выраженной задержкой речевого развития отмечались трудности дифференциации сходных по звучанию слов. Анализ ошибок, допущенных детьми, позволил констатировать преимущественно отставание, а в некоторых случаях нарушение формирования фонематического восприятия, проявляющееся в избирательности усвоения фонологических противопоставлений звуков. Таким образом, исследование выявило недостаточный для формирования собственной речи уровень развития фонематического восприятия.Характеризуя особенности экспрессивной речи детей данной группы, следует отметить крайне ограниченный набор инициативных высказываний, представляющих собой звукокомплексы, слова и их фрагменты, а также значительное преобладание речи имитативного характера над речью инициативной. В редких случаях дети наряду с однословными высказываниями использовали фразу из двух аморфных слов, фрагментов слов или звукоподражаний. Специально проведенное исследование подтвердило невозможность словоизменения в собственной речи. Отдельные попытки грамматического оформления существительных были неудачными.Анализ результатов изучения экспрессивного словаря детей данной группы позволил выявить значительное преобладание существительных по отношению к глаголам, крайне ограниченное употребление прилагательных, сверхгенерализацию имеющихся слов и звукоподражаний. Характерным было активное употребление звукоподражательных и лепетоподобных слов наряду с нормативными словами. Учитывая возрастные нормативы, следует отметить малый объем словаря. Для большинства детей данной группы были характерны многочисленные и разнообразные искажения звукослоговой структуры простых и сложных по составу слов. Речевая продукция некоторых испытуемых была настолько ограниченной и малопонятной, что это не позволило осуществить ее качественный анализ.При исследовании состояния звукопроизносительной стороны речи были также выявлены многочисленные и разнообразные нарушения звуков как позднего, так и раннего онтогенеза. В отличие от испытуемых предыдущих групп у представителей данной группы в числе прочих нарушений звукопроизношения отмечались искажения. При этом, все дети имели низкий показатель развития артикуляторной моторики и, как уже указывалось, у большинства из них была выявлена недостаточная сформированность, а также нарушение развития фонематического восприятия. Данные факты дают основание рассматривать несовершенство речеслухового и речедвигательного анализаторов в качестве механизмов нарушения звукопроизношения.Таким образом, результаты анализа особенностей развития импрессивной и экспрессивной речи испытуемых данной группы свидетельствуют не только о значительной задержке, но и о нарушении формирования отдельных компонентов речеязыковой системы (фонетического, морфологического, синтаксического).У представителей этой же подгруппы был выявлен низкий уровень познавательного развития. При решении практической задачи дети использовали в основном, метод проб, а не зрительное соотнесение. Характер выполнения заданий свидетельствует о недостаточном уровне обобщения опыта деятельности с предметами.Таким образом, можно предположить, что особенности социального, познавательного развития, а также недостаточная сформированность и нарушение формирования моторной сферы детей данной подгруппы препятствуют полноценному формированию и развитию речи.Подводя итог констатирующего эксперимента, следует заметить, что, опираясь на анализ различных подходов у пониманию проявлений нарушений речевого развития в раннем возрасте, мы считаем возможным соотнести особенности речевого и неречевого развития испытуемых первой группы с возрастной нормой, а по ряду показателей с нормальным развитием детей более младшего возраста. Достаточно высокий уровень развития у детей данной группы предпосылок формирования речи позволяет прогнозировать успешное (возможно, даже самопроизвольное) преодоление имеющейся у них задержки в речевом развитии.Анализ особенностей речевого развития, а также неречевых функций испытуемых второй и третьей групп дает основание говорить о необходимости проведения с ними коррекционной работы, направленной, в первую очередь, на развитие и коррекцию нарушений формирования предпосылок становления речи.В рамках изучаемой нами проблемы интерес представляют испытуемые второй и третьей групп.Специфика речевого и неречевого развития детей указанных групп определяет необходимость дифференцированного подхода к проведению с ними коррекционно-развивающей работы.Глава 3. Направление коррекционно - развивающей работы по формированию лексики у детей с ЗРР в процессе игровой деятельности3.1. Основы коррекционной работы. Принципы организации.Коррекционно – воспитательная работа логопеда с детьми раннего возраста предполагает комплексный подход к изучению и развитию психических функций. Она строится по следующим направлениям: - развитие понимания речи окружающих;- стимуляция потребности в вербальных высказываниях;-формирование лексико–грамматических средств речи и диалогической формы общения;-развитие фонетико-фонематической стороны речи;-формирование речи во взаимосвязи с развитием ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы детей;-развитие моторной сферы. Вышеуказанные направления реализуются в занятиях в рамках одной или нескольких лексических тем. Материал должен выстраиваться с учетом постепенного усложнения. При организации образовательного процесса должен использоваться интегративный подход. Согласно принципу интеграции, познавательное развитие должно осуществляться в процессе различных видов детской деятельности: физкультминутки, пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры. В соответствии с основными направлениями работы в системе работы выделяется шесть блоков. Блок 1. Речь и интерес к общению. Воспитание устойчивого внимания детей, расширение возможностей понимания обращенной речи взрослых и детей (условно: развитие понимания речи).В этот блок мы включаем занятия, которые начинаются с самого простого: с побуждения ребенка поворачивать голову и отыскивать взглядом названный предмет вначале в определенном месте, затем меняя его местоположение. Это делается для того, чтобы установить связь слова не с местом, где находится предмет, а с самим предметом. Сюда включаем занятия по разучиванию простых движений в играх.Постепенно детей переводим к умению обобщать и сравнивать. От игрушки – к картинке, от парных картинок – к сюжетным картинкам, а затем к рассказу без показа. На занятиях мы знакомим детей с различными лексическими темами («Игрушки», «Семья», «Овощи», «Люди», «Звери», «Птицы», «Хорошо и плохо», «Транспорт», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Посуда», «Мебель», «Домашние и дикие животные», «Растения», «Времена года», и т.п.).Блок 2. Речь и потребность в общении. Формирование и развитие вербальных средств общения, использование лексико-грамматического материала (условно: развитие активной речи). В этом блоке первым шагом будет - формирование положительно-эмоционального отношения ребенка к занятиям и активизации его речевой активности. От занятия к занятию, постепенно производим переход от лепета к первым словам, от слов к фразе. При сформированности у ребенка двухсловной фразы, включаем в занятие упражнения по улучшению слоговой структуры и звуконаполняемости слов. Далее формируем навыки, направленные на: грамматически правильное построение предложений из 3-5 слов, первоначальное самостоятельное словообразование некоторых существительных и глаголов, элементарные навыки связной речи.Блок 3. Фонетико-фонематическая сторона речи. Воспитание внимания к речевым и неречевым звукам; развитие фонационного дыхания и голоса детей.Первым шагом в этом блоке мы будем обращать внимание ребёнка на речевые и неречевые звуки. При помощи игр с куклой, приучим ребёнка понимать значение речевых звуков. При помощи звучащих игрушек приучим на слух определять, какая из них звучала. Попросим ребёнка на слух понять и самому повторить то движение, которые сделали сами: топнем ногой, постучим карандашом о стол и т.п.Вторым шагом будет обучение ребёнка правильному речевому выдоху. Как правило, на постановку выдоха уходит одно занятие. Все упражнения по формированию правильного речевого выдоха выполняются по подражанию. Для нормального произношения русскоязычных звуков речевой выдох должен быть «нацелен» к самому выходу изо рта – в зубы или губы, в зависимости от звука. Если воздух «не пройдёт» сквозь точку артикуляции, звук выйдет неполноценным даже при идеальных расположениях речевых органов. При постановке выдоха, у ребёнка не должно быть избыточной мимики – выпученных глаз, натянутой улыбки. Пусть опускает глаза, делает «ленивое» лицо и излишне не старается.Произносить звуки на первых порах следует шепотом. Нужно дать ребёнку способы контроля правильного произнесения. Звуки во рту должны ощущаться как реальные предметы. Давайте образные инструкции: выдуй звук на ладонь; процеди сквозь зубы; звук холодный, на ладони и зубах ощущается холодком. «Выдувается изо рта», «ощущается холодком», разумеется, струя воздуха, а не звук. Но для наглядности отнесем эти качества к самим звукам.Третьим шагом будет постановка голоса, которая включает в себя следующие моменты: понижение высоты голоса; устранение восходящей интонации.Понижение высоты голоса можно производить несколькими приёмами:Постановка голоса по подражанию. Покажем ребёнку его голос – повторим за ним какую-нибудь фразу нарочито высоким голосом. Затем покажем, каким голосом нужно говорить (понизим голос). В дальнейшем пусть ребёнок повторяет небольшие предложения.Постановка голоса через «вживание в образ». Предложим ребёнку образ симпатичного существа с низким голосом, который он мог бы на себя применить и в который смог бы «вжиться».Устранение восходящей интонации. Привычка к восходщей интонации – следствие общего повышения голоса. К концу фразы мышцы напрягаются ещё сильней и голос повышается. Необходимо научить ребёнка повторять за учителем фразы с понижением голоса к концу фразы. Пусть произносить каждое следующее слово в предложении все ниже и ниже – «в пол». Если есть пианино, можно потренировать с ребёнком нисходящую интонацию при произнесении фразы по нотам – сверху вниз.Блок 4. Речь и мимические средства общения. Формирование умения выражать свои чувства и эмоции.Сперва научим ребёнка направлять взгляд в точку интереса другого человека. Пусть кто-то перемещается по комнате, следим за ним, указываем на него ребёнку. Поворачиваем ребёнка к человеку, если он не обращает на него внимания. Затем перемещающийся человек пищит звучащей игрушкой. Задание то же.Вторым этапом этого блока приучим ребёнка повторять выражения лица учителя, глядя на себя в зеркало. Пусть повторяет жесты и позы учителя, глядя в зеркало, а затем – глядя на учителя.Следующим заданием для ребёнка будет научиться показывать жестами игрушкам, что им делать: уходить, приходить, кружиться (сначала покажем ребёнку нужные жесты). Учитель при этом оперирует игрушками. Разыгрываем сцены от лица игрушек. Например: Кукла пришла к мишке в гости. Мишка открывает дверь и жестом зовёт ее войти. Кукла заходит, кивает головой, кланяется. Мишка жестом приглашает ее сесть. Объясняем ребёнку смысл жестов.Возможно строить что-то из кубиков и жестом «спрашивать», куда положить кубик, ребёнок пусть отвечает указательным жестом.По возможности, можно формировать жесты прикосновения, чтобы ребёнок дотрагивался до учителя. Хорошо наладить глазной контакт, выполнять совместные действия – ребёнку нужно отвечать жестами на ваши: протягиваем руку для рукопожатия; обе руки; выставляем ладони, чтобы поиграть «в ладушки»; протягиваем игрушку, чтобы ребёнок взял ее.Блок 5. Речь и моторное развитие. Совершенствование моторной сферы. В этом блоке выполняем с ребёнком действия по подражанию перед зеркалом:Открываем и закрываем ротВысовываем язык изо рта и убираем обратноУлыбаемся и вытягиваем губы в трубочкуПоднимаем язык вверх к зубам и опускаем его внизПросим повторить, не нарушив последовательности, серию из двух-трёх движений: открыть рот, закрыть, улыбнуться.Если ребёнку сложно справляться с вышеперечисленными заданиями, помогаем ему пальцами повторить движения: тянем за подородок, оттягиваем губы в стороны, вытягиваем их в трубочку и т.д. Одним детям это помогает совершить действие, другим – нет.Блок 6. Речь и познавательные процессы. Создание сенсорной базы и формирование полноценного восприятия окружающего мира.Для реализации целей этого блока будем использовать на занятиях различные сенсорные игры и упражнения.Целью сенсорных игр является усвоение ребёнкомновых чувственных ощущений. Это и зрительные (например, созерцание ярких цветов, их смешивание и перетекание друг в друга); и слуховые (давать слушать ребёнку разнообразные звуки и научить их различать) ; и тактильные (что можно ощутить прикоснувшись: отличные по фактуре и размеру материалы); и двигательные (ощущения от движений тела в пространстве); и обонятельные (учим вдыхать и различать запахи); и вкусовые (учим пробовать и различать на вкус продукты). Сенсорными играми могут быть игры с водой, красками, мыльными пузырями, крупами, льдом, свечами, ритмами, звукамии др.Список литературы:1) Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 45 с. – (Библиотека логопеда).2) Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста: Учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015. – 256 с.3) Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. – Москва : Эксмо, 2015. – 320 с. : ил.4) Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М., 2010.5) Розенгард - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.И. Розенгард – Пупко. - М., 1963.6) Глухов В. П. Психолингвистика. Учебник для факультетов специальной педагогики и психологии педагогических и гуманитарных вузов и коррекционных педагогов-практиков. – М.: В. Секачев, 2014. – 344 с.7) Бенилова Светлана Юрьевна, Давидович Людмила Рафаиловна, Микляева Наталья Викторовна. Дошкольная дефектология : ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы)/С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович, Н.В. Микляева. – М. : Издательство «Парадигма», 2012. – 312 с. – (Специальная коррекционная педагогика).8) Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Развиваем речь малыша: Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 80 с.: ил. – (Серия «Первые шаги»).9) Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений). – М.: В. Секачев, 2012 – 200 с.10) Браткова М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым : практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей /М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В. Пронина ; под ред. М.В. Братковой. – М. : ПАРАДИГМА, 2013. – 128 с. – (Специальная коррекционная педагогика).11) Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 304 с. (Кабинет логопеда.)12) Бушинская, Е. А. Задержка речевого развития: новый взгляд на проблему речевого развития малыша / Е. А. Бушинская // Новый университет. – 2014. – №7 – С. 23-30.13) Бушинская, Е. А. Особенности развития фонематического слуха и моторики пальцев рук у детей раннего возраста с нормальным и задержанным речевым развитием /Е. А. Бушинская // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции - ART 64305. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64305.html - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.14) Ветрова, В.В. Во что играть с ребенком до 3 лет / В.В. Ветрова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 176 с.15) Винарская Е.А. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка: книга для логопеда. – М. : Просвещение. – 1987. – 159 с.16) Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 – 3 лет: Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 С. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).17) Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах. Методическое пособие. – М. ТЦ Сфера, 2015. – 128 С. – (Библиотека воспитателя). (10)18) Воробьева Т.А., Воробьева П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014. – 112 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).19) Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2008. - 64 с.20) Гаркуша Юлия Федоровна. Как говорить с малышом? Конспекты для родителей: Пособие для родителей / Ю.Ф. Гаркуша. – М. : Парадигма, 2013. – 80 с. : ил., табл. – (Специальная коррекционная педагогика).21) Гаркуша Юлия Федоровна. Конспекты логопедических занятий с детьми 2-3 лет: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей/ Ю.Ф. Гаркуша. – М.: ПАРАДИГМА, 2013. – 160 С. : ил., табл. – (Специальная коррекционная педагогика).22) Гаркуша Ю.Ф. Конспекты логопедических занятий для детей 3-4 лет: Пособие для логопедов / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: ПАРАДИГМА, 2015. – 136 с.23) Бадалян Л. О. Невропатология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 400с.24) Гладковская Л.М., Преодоление задержки речевого развития у детейраннего возраста// Логопед .-2008, №4с.22-27.25Барсукова О. В. Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста [Текст] / О. В. Барсукова // Молодой ученый. – 2012. - №5 – С. 375-377.26) Гренкова Н.А. Консультирование родителей неговорящих детей раннего возраста: http://www.logoped-sfera.ru/konsultirovanie-roditelej-negovoryashhix-detej-rannego-vozrasta.html [Электронный ресурс]27) О. Е. Грибова. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно. – М.: АРКТИ, 2015. – 40 с. (Коррекционная педагогика)28) Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Журнал «Логопед», 2007 №3 - с.26-3229) Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 176 с. (Серия «Программа развития».)30) Громова, О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей 2-3 лет: разработка анкеты для дифференцированной оценки речи в раннем возрасте [Текст] / О.Е. Громова // Дефектология. – 2009. – № 2.31) Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с. - (логопед в ДОУ)32) Давидович Л.Р. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии : кн. Для педагогов и родителей / Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко, Х.В. Антипова. – М. : НОУ ВПО «МПСУ» ;Воронеж : МОДЭК, 2014. – 216 с.33) Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 112 с. (Практическая логопедия.)34) Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004. - 128 с.35) Диагностика обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб. : КАРО, 2008. – 64 с.36) Жарова Г.В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития у детей раннего возраста.//Актуальные вопросы логопатологии, С-Пб., 2009.37) Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2014. – 288с. : ил.38) Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981, 272 с., ил.39) Закревская, О.В. Развивайся, малыш! : система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О.В. Закревская. – М. : Издательство ГНОМ, 2014. – 88 с.40) Зеленцова-Пешкова Н.В. Игротерапия для дошкольников / Н.В. Зеленцова-Пешкова. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 156, [1] с. : ил. – (Школа развития).41) Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 279 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).42) Ихсанова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковае превращения : пособие для родителей и педагогов / Ихсанова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 45, [1] с. : ил. – (Школа развития).43) Климонтович, Е.Ю. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2, 5-4 лет / Е. Ю. Климонтович. – Изд. 3-е. – М. : Теревинф, 2015. – 88 с. 44) Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 144 с. – (От рождения до трех).45) Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с: ил.46) Косинова Е.М. Уроки логопеда : игры для развития речи / Елена Косинова. – М. : Эксмо : ОЛИСС, 2011. -192с. : ил.47) Крановиц К.С. Разбалансированный ребенок. Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной информации / Кэрол Сток Крановиц; Пер. с англ. – 1-е изд. СПб: Издательство «Редактор», 2012 – 396 с.48) Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2013. – 32 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).49) Н.Г. Куприна Народная педагогика в современном дошкольном воспитании / Н.Г. Куприна: учебное пособие. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 128 с.50) Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с; ил.51) Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.52) Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. - М., 1969.53) Лынская, Марианна Ильинична. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : [пособие для учителя –дефектолога] /М.И.Лынская ; под ред. С.Н. Шаховской. – М.: ПАРАДИГМА, 2015. – 128 с. – (Специальная коррекционная педагогика).54) Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: ЛОГОМАГ, 2015. – С.90 55) Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 462 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).56) Мазанова Е.В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования во 2-й младшей группе ДОУ / Е.В. Мазанова. = М. : Издательство ГНОМ, 2014. – 64 с. : ил. 57) Митрофанова А. Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений [Текст] / А. Е. Митрофанова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 149-150.58) Михеева А.Г. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 2 – 3 года / А.Г. Михеева, Ю.С. Черченко. – СПб. : Речь; М.: Сфера, 2012. – 96 с.59) Никитина А.В. Рисование веревочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с.: ил.60) Ашкинезер, Е. В. Развиваемся играя : практ. пособие для педагогов и родителей для работы с детьми раннего возраста / Е. В. Ашкинезер. – Мозырь : Белый Ветер, 2011. – 67, [1] с. ; 2л. цв. вкл.61) Покровская Ю. А. Дефиниция «задержка речевого развития» в современной логопедии./Специальная педагогика и специальная психология. Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара 08 – 09 апреля 2013 года, ИСОиКР ГБОУ ВПО МГПУ. В 2 – х томах. Том 1. Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. М.: ЛОГОМАГ, 2013 -  284 с.-с.211-218.62) Полякова М.А. Как правильно учить ребенка говорить. Стимулирование развитие речи у детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Постановка речи у неговорящих детей. Издание второе, переработанное и дополненное / Полякова М.А. – М.: Т. Дмитриева, 2014. – 192 с.63) Работникова Т.П. Организация работы логопеда в детской поликлинике. – М.: Творческий центр Сфера, 2008 (Приложение к журналу "Логопед" 2008/6; Библиотека журнала "Логопед").64) Ребёнок третьего года жизни [Текст] : пособие для родителей и педагогов / Н.Н. Авдева, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др. / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 256 с.65) Баенская Е. Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии [Текст] : учеб. пособие / Е. Р. Баенская. – М. : Изд-во УРАО, 2001. – 88 с. 66) Рузская, А.Г. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста / А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова. – М.: Мозайка-Синтез, 2007. – 64 с.67) Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр : пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 256с. : ил. – (Коррекционная педагогика).68) Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет) : Ранняя диагностика умственного развития. М.: Компания «Петит» 1994. – 32 с.: илл.69) Тацюра С.Ю. Вместе с малышом. Игры и упражнения для развития речи детей 2-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 С. (Библиотека Логопеда.) (8)70) Титова Т.А., Елецкая О.В., Матвеева М.В., Куликова Н.С. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие / Т.А. Титова, О.В. Елецкая, М.В. Матвеева, Н.С. Куликова. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. - 192 с. – (Высшее образование. Бакалавриат).71) Тихонова Е.С., Селиванова М.Е. Музыкально-грамматические рифмовки в логопедической практике: Методическое пособие. – М. : Национальный книжный центр, 2016. – 64 с. + CD-диск. (Логопедические технологии.)72) Фомичева М.Ф. Предупреждение нарушений звукопроизношения у детей : пособие для логопеда и воспитателя детского сада / М.Ф. Фомичева. – М. : НОУ ВПО «МПСУ» ; Воронеж : МОДЭК, 2014. – 336 с., цв. ил. – (Серия «Библиотека логопеда»). 73) Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет / Е.Е. Шевцова, Е.В. Воробьева. – Москва: В. Секачев, Творческий центр «Сфера», 2007.74) Шемякина, О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ / О.В. Шемякина. – М. : Издательство ГНОМ, 2014. – 168с.75) Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннеговозраста. — М. Национальный книжный центр, 2012. — 168 с. (Логопедия: от теории к практике).76) Югова О.В. Учим малыша познавать мир. Часть 1. – М.: Русская речь, 2012. – 64 с. (с иллюстрациями).77) Янушко, Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. /Елена Янушко. – Изд. 7-е. – М.: Теревинф, 2010. – 192 с.78) Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64 с.Интернет – ресурсы:http://pedlib.ru/Books/7/0356/7_0356-1.shtmlhttp://pedlib.ru/Books/2/0052/2_0052-2.shtml#book_page_topПриложенияТаблица 1Данные о психолого-педагогическом обследовании детей ЭГ№ п/пИмя ребенкаЗаданиеСумма баллов1234561Анна А.434343212Ксения Б.434343213Елизавета Б.324343194Вячеслав К.323232155Владислав П.423332176Александр П.323332177Сергей С.334342198Алиса С.323232159Георгий С.4344422110Александр У.32324216Максимальное количество баллов по разделу24Таблица 1.1Данные о психолого-педагогическом обследовании детей КГ№ п/пИмя ребенказаданиеСумма баллов1234561Лиза В.444444242Максим Г.434343213Ксения Ж.444443234Артем К.434343215Ксения К.444443236Катя М.444443237Саша П.444443238Ольга Ф.444443239Рита Ф.4444442410Вика Х.44444323Максимальное количество баллов по разделу24Таблица 2группабаллыхарактеристика110-13Дети этой группы не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимают цели задания, действуют неадекватно. В условиях подражания не могут действовать адекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии.214-16Дети этой группы не могли самостоятельно выполнить задание. Они с трудом вступали в контакт со взрослым, действовали без учета свойств предмета. Стремились достигнуть определенного результата, а в дальнейшем отказывались от выполнения задания.В условиях обучения, выполняя задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут. Они безразличны к результату своей деятельности. Для этих детей характерно выраженное снижение познавательной деятельности.317-20Дети, которые заинтересованно сотрудничали со взрослым. Они сразу же принимали задание, понимали его условие и стремились к выполнению. Но, во многих случаях они не могли самостоятельно найти адекватный способ выполнения и часто обращались за помощью к взрослому. После показа способа выполнение задания педагогом многие из них справлялись, проявляя заинтересованность в результате своей деятельности. Для этих детей характерен сниженный уровень сформированности познавательной деятельности.421-24Дети с нормой познавательной деятельности. Они хорошо сотрудничают со взрослым, выполняют задания самостоятельно и без ошибок, проявляя заинтересованность в результате.Таблица 4ЗаданияЧисло детей, находящихся на данном уровне в %высокийсреднийнизкийГГРГГКГходьба по дорожке, очерченной мелом0000--перешагивание через препятствие-0000-бег00000-прыжки на месте00000-прыжки с продвижением000-0-бросание мяча двумя руками000-0-ловля мяча1050305060-состояния ручной и пальцевой моторики-0000-состояния мимической и артикуляторной моторики-0000-Таблица 5Балльная оценкаНомер заданияВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньПонимание речи1.12101.22101.3а9-106-80-51.3.б5-63-40-21.3.в53-40-21.453-40-21.553-40-2Итого I28-3416-270-15Активная речь2.153-40-22.2.а6-74-50-32.2.б15-2010-140-92.2.в11-156-100-52.2.г5-63-40-22.3210Итого II44-5527-380-22Грамматический строй3.14-62-30-13.24-52-30-13.34-53-40-2Итого III11-167-100-4Всего баллов88-10654-740-39Таблица 6Данные об уровне импрессивной речи детей ЭГ№ п/пИмя ребенкаПонимание речиСумма балловКоэф-т р.р., %1.11.21.31.41.5абв1Анна А.2210655434100%2Ксения Б.22965443294%3Елизавета Б.22754442882%4Вячеслав К.10621011132%5Владислав П.21744332471%6Александр П.21754332574%7Сергей С.21753332471%8Алиса С.10652221853%9Георгий С.211064443294%10Александр У.10721111338%Максимальное количество баллов по разделу34100%Таблица 6.1Данные об уровне импрессивной речи детей КГ№ п/пИмя ребенкаПонимание речиСумма балловКоэф-т р.р., %1.11.21.31.41.5абв1Лиза В.22106554341002Максим Г.129655432943Ксения Ж.22106554341004Артем К.119545429855Ксения К.22106554341006Катя М.22106554341007Саша П.1210545431918Ольга Ф.22106554341009Рита Ф.221065543410010Вика Х.2210655434100Максимальное количество баллов по разделу34100% Таблица 7Данные об уровне экспрессивной речи детей ЭГ№ № п/пИмя ребенкаАктивная речьСумма балловКоэф-т р.р., %2.12.22.3абвг1Анна А.261412313873%2Ксения Б.261412313873%3Елизавета Б.261310313567%4Вячеслав К.1484101835%5Владислав П.26129313363%6Александр П.26139413567%7Сергей С.26149313567%8Алиса С.15105102242%9Георгий С.261312313771%10Александр У.14104102038%Максимальное количество баллов52100%Таблица 7.1Данные об уровне экспрессивной речи детей КГ№ п/пИмя ребенкаАктивная речьСумма балловКоэф-т р.р., %2.12.22.3абвг1Лиза В.2719136248922Максим Г.2718124144853Ксения Ж.2720146251984Артем К.2718134145875Ксения К.2719146250966Катя М.2720146251987Саша П.2720146251988Ольга Ф.2719156251989Рита Ф.27201362509610Вика Х.1720156252100Максимальное количество баллов52100%Таблица 8Данные о грамматическом строе речи детей ЭГ№ п/пИмя ребенкаГрамматический строй речиСумма балловКоэф-т р.р., %3.13.23.31Анна А.2541192%2Ксения Б.243975%3Елизавета Б.243975%4Вячеслав К.000005Владислав П.123650%6Александр П.122542%7Сергей С.133758%8Алиса С.012325%9Георгий С.243975%10Александр У.00000Максимальное количество баллов12100%Таблица 8.1Данные о грамматическом строе речи детей КГ№ п/пИмя ребенкаГрамматический строй речиСумма балловКоэф-т р.р., %3.13.23.31Лиза В.255121002Максим Г.25411923Ксения Ж.255121004Артем К.25411925Ксения К.255121006Катя М.255121007Саша П.25411928Ольга Ф.255121009Рита Ф.2551210010Вика Х.25512100Максимальное количество баллов12100%Таблица 9Сводные данные по уровню развития речи ЭГ№ п/пИмя ребенкаПониманиеАктивная речьГрамматический строй речиОбщее развитие речибаллыКр.р., %баллыКр.р., %баллыК р.р., %баллыК р.р., %1Анна А.34100383119283752Ксения Б.3294387397579713Елизавета Б.2882356797572734Вячеслав К.113218350029305Владислав П.247133636063646Александр П.2574356754265667Сергей С.2471356775866678Алиса С.1853224232543449Георгий С.32943771975788010Александр У.13382038003334Максимальное значение34100521001210098100Таблица 9.1 Сводные данные по уровню развития речи№ п/пИмя ребенкаПониманиеАктивная речьГрамматический строй речиОбщее развитие речибаллыК р.р., %баллыК р.р., %баллыК р.р., %баллыК р.р., %1Лиза В. 3410048921210094962Максим Г.32944485119287893Ксения Ж.3410051981210096984Артем К.29854587119285875Ксения К.3410050961210086886Катя М.3410051981210097997Саша П.31915198119293958Ольга Ф.3410051981210097999Рита Ф.34100509612100969810Вика Х.34100521001210098100Максимальное значение34100521001210098100Таблица 10Результаты изучения уровня речи детей ЭГ№ п/пИмя ребенкаИмпрессиваная речьЭкспрессивная речь1Анна А.Высокий уровеньСредний уровень2Ксения Б.Высокий уровеньСредний уровень3Елизавета Б.Высокий уровеньСредний уровень4Вячеслав К.Низкий уровеньНизкий уровень5Владислав П.Средний уровеньСредний уровень6Александр П.Средний уровеньСредний уровень7Сергей С.Средний уровеньСредний уровень8Алиса С.Средний уровеньНизкий уровень9Георгий С.Высокий уровеньСредний уровень10Александр У.Низкий уровеньНизкий уровеньТаблица 10.1Результаты изучения уровня речи детей КГ№ п/пИмя ребенкаИмпрессиваная речьЭкспрессивная речь1Лиза В.Высокий уровеньВысокий уровень2Максим Г.Высокий уровеньВысокий уровень3Ксения Ж.Высокий уровеньВысокий уровень4Артем К.Высокий уровеньВысокий уровень5Ксения К.Высокий уровеньВысокий уровень6Катя М.Высокий уровеньВысокий уровень7Саша П.Высокий уровеньВысокий уровень8Ольга Ф.Высокий уровеньВысокий уровень9Рита Ф.Высокий уровеньВысокий уровень10Вика Х.Высокий уровеньВысокий уровеньТаблица 11Сведения о грамматическом строе речи детей ЭГИмя ребенкаУпотребление предлоговУпотребление мн.ч. существительныхБеседа по картинке1Анна А.ВысокийВысокийВысокий2Ксения Б.ВысокийВысокийСредний3Елизавета Б.ВысокийВысокийСредний4Вячеслав К.НизкийНизкийНизкий5Владислав П.СреднийСреднийСредний6Александр П.СреднийСреднийНизкий7Сергей С.СреднийСреднийСредний8Алиса С.НизкийНизкийНизкий9Георгий С.ВысокийВысокийВысокий10Александр У.НизкийНизкийНизкийТаблица 11.1Сведения о грамматическом строе речи детей КГИмя ребенкаУпотребление предлоговУпотребление мн.ч. существительныхБеседа по картинке1Лиза В.ВысокийВысокийВысокий2Максим Г.ВысокийВысокийВысокий3Ксения Ж.ВысокийВысокийВысокий4Артем К.ВысокийВысокийВысокий5Ксения К.ВысокийВысокийВысокий6Катя М.ВысокийВысокийВысокий7Саша П.ВысокийВысокийВысокий8Ольга Ф.ВысокийВысокийВысокий9Рита Ф.ВысокийВысокийВысокий10Вика Х.ВысокийВысокийВысокийТаблица 12Сводные данные по уровню развития ЭГ№ п/пИмя ребенкаИнтеллектуальное развитиемоторикаречькрупнаяручнаяартикуляционнаяПассивный словарьАктивный словарьГрамматический строй1Анна А.ВВССВСВ2Ксения Б.ВСССВСВ3Елизавета Б.ССССВСВ4Вячеслав К.ННННННН5Владислав П.СННСССС6Александр П.СННСССС7Сергей С.ССНСССС8Алиса С.НННССНН9Георгий С.ВСССВСВ10Александр У.НСНННННТаблица 12.1Сводные данные по уровню развития КГ№ п/пИмя ребенкаИнтеллектуальное развитиемоторикаречькрупнаяручнаяартикуляционнаяПассивный словарьАктивный словарьГрамматический строй1Лиза В.ВВВВВВВ2Максим Г.ВВССВВВ3Ксения Ж.ВСВСВВВ4Артем К.ВВССВВВ5Ксения К.ВВВВВВВ6Катя М.ВВВСВВВ7Саша П.ВВССВВВ8Ольга Ф.ВВВСВВВ9Рита Ф.ВВВСВВВ10Вика Х.ВВВСВВВТаблица 13Сравнительные данные изучения группы детей третьего года жизни с ЗРРХарактер ЗРРОбщее число детей в группеЛегкая ЗРР4Средняя ЗРР3Тяжелая ЗРР3

Список литературы:
1) Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 45 с. – (Библиотека логопеда).
2) Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста: Учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015. – 256 с.
3) Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. – Москва : Эксмо, 2015. – 320 с. : ил.
4) Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М., 2010.
5) Розенгард - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.И. Розенгард – Пупко. - М., 1963.
6) Глухов В. П. Психолингвистика. Учебник для факультетов специальной педагогики и психологии педагогических и гуманитарных вузов и коррекционных педагогов-практиков. – М.: В. Секачев, 2014. – 344 с.
7) Бенилова Светлана Юрьевна, Давидович Людмила Рафаиловна, Микляева Наталья Викторовна. Дошкольная дефектология : ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы)/С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович, Н. В. Микляева. – М. : Издательство «Парадигма», 2012. – 312 с. – (Специальная коррекционная педагогика).
8) Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Развиваем речь малыша: Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 80 с.: ил. – (Серия «Первые шаги»).
9) Н. Ю. Борякова, Т. А. Матросова Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений). – М.: В. Секачев, 2012 – 200 с.
10) Браткова М. В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым : практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей /М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Л. В. Пронина ; под ред. М. В. Братковой. – М. : ПАРАДИГМА, 2013. – 128 с. – (Специальная коррекционная педагогика).
11) Бутусова Н. Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 304 с. (Кабинет логопеда.)
12) Бушинская, Е. А. Задержка речевого развития: новый взгляд на проблему речевого развития малыша / Е. А. Бушинская // Новый университет. – 2014. – №7 – С. 23-30.
13) Бушинская, Е. А. Особенности развития фонематического слуха и моторики пальцев рук у детей раннего возраста с нормальным и задержанным речевым развитием /Е. А. Бушинская // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции - ART 64305. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64305.html - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
14) Ветрова, В. В. Во что играть с ребенком до 3 лет / В. В. Ветрова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 176 с.
15) Винарская Е. А. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка: книга для логопеда. – М. : Просвещение. – 1987. – 159 с.
16) Винникова Г. И. Занятия с детьми 2 – 3 лет: Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 С. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
17) Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах. Методическое пособие. – М. ТЦ Сфера, 2015. – 128 С. – (Библиотека воспитателя). (10)
18) Воробьева Т. А., Воробьева П. А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014. – 112 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
19) Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2008. - 64 с.
20) Гаркуша Юлия Федоровна. Как говорить с малышом? Конспекты для родителей: Пособие для родителей / Ю. Ф. Гаркуша. – М. : Парадигма, 2013. – 80 с. : ил., табл. – (Специальная коррекционная педагогика).
21) Гаркуша Юлия Федоровна. Конспекты логопедических занятий с детьми 2-3 лет: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей/ Ю. Ф. Гаркуша. – М.: ПАРАДИГМА, 2013. – 160 С. : ил., табл. – (Специальная коррекционная педагогика).
22) Гаркуша Ю. Ф. Конспекты логопедических занятий для детей 3-4 лет: Пособие для логопедов / Ю. Ф. Гаркуша. – М.: ПАРАДИГМА, 2015. – 136 с.
23) Бадалян Л. О. Невропатология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 400с.
24) Гладковская Л. М., Преодоление задержки речевого развития у детей
раннего возраста// Логопед .-2008, №4с.22-27.
25 Барсукова О. В. Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста [Текст] / О. В. Барсукова // Молодой ученый. – 2012. - №5 – С. 375-377.
26) Гренкова Н. А. Консультирование родителей неговорящих детей раннего возраста: http://www.logoped-sfera.ru/konsultirovanie-roditelej-negovoryashhix-detej-rannego-vozrasta.html [Электронный ресурс]
27) О. Е. Грибова. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно. – М.: АРКТИ, 2015. – 40 с. (Коррекционная педагогика)
28) Громова О. Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Журнал «Логопед», 2007 №3 - с.26-32
29) Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 176 с. (Серия «Программа развития».)
30) Громова, О. Е. Норма и задержка речевого развития у детей 2-3 лет: разработка анкеты для дифференцированной оценки речи в раннем возрасте [Текст] / О. Е. Громова // Дефектология. – 2009. – № 2.
31) Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с. - (логопед в ДОУ)
32) Давидович Л. Р. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии : кн. Для педагогов и родителей / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко, Х. В. Антипова. – М. : НОУ ВПО «МПСУ» ;Воронеж : МОДЭК, 2014. – 216 с.
33) Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 112 с. (Практическая лого¬педия.)
34) Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004. - 128 с.
35) Диагностика обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб. : КАРО, 2008. – 64 с.
36) Жарова Г. В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития у детей раннего возраста.//Актуальные вопросы логопатологии, С-Пб., 2009.
37) Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2014. – 288с. : ил.
38) Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981, 272 с., ил.
39) Закревская, О. В. Развивайся, малыш! : система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О. В. Закревская. – М. : Издательство ГНОМ, 2014. – 88 с.
40) Зеленцова-Пешкова Н. В. Игротерапия для дошкольников / Н. В. Зеленцова-Пешкова. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 156, [1] с. : ил. – (Школа развития).
41) Иншакова О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 279 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).
42) Ихсанова С. В. Игротерапия в логопедии: пальчиковае превращения : пособие для родителей и педагогов / Ихсанова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 45, [1] с. : ил. – (Школа развития).
43) Климонтович, Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2, 5-4 лет / Е. Ю. Климонтович. – Изд. 3-е. – М. : Теревинф, 2015. – 88 с.
44) Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 144 с. – (От рождения до трех).
45) Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с: ил.
46) Косинова Е. М. Уроки логопеда : игры для развития речи / Елена Косинова. – М. : Эксмо : ОЛИСС, 2011. -192с. : ил.
47) Крановиц К. С. Разбалансированный ребенок. Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной информации / Кэрол Сток Крановиц; Пер. с англ. – 1-е изд. СПб: Издательство «Редактор», 2012 – 396 с.
48) Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2013. – 32 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
49) Н. Г. Куприна Народная педагогика в современном дошкольном воспитании / Н. Г. Куприна: учебное пособие. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 128 с.
50) Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольни¬ков (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с; ил.
51) Леонова О. А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.
52) Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. - М., 1969.
53) Лынская, Марианна Ильинична. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : [пособие для учителя –дефектолога] /М. И.Лынская ; под ред. С. Н. Шаховской. – М.: ПАРАДИГМА, 2015. – 128 с. – (Специальная коррекционная педагогика).
54) Лынская М. И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: ЛОГОМАГ, 2015. – С.90
55) Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 462 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).
56) Мазанова Е. В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования во 2-й младшей группе ДОУ / Е. В. Мазанова. = М. : Издательство ГНОМ, 2014. – 64 с. : ил.
57) Митрофанова А. Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений [Текст] / А. Е. Митрофанова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 149-150.
58) Михеева А. Г. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 2 – 3 года / А. Г. Михеева, Ю. С. Черченко. – СПб. : Речь; М.: Сфера, 2012. – 96 с.
59) Никитина А. В. Рисование веревочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с.: ил.
60) Ашкинезер, Е. В. Развиваемся играя : практ. пособие для педагогов и родителей для работы с детьми раннего возраста / Е. В. Ашкинезер. – Мозырь : Белый Ветер, 2011. – 67, [1] с. ; 2л. цв. вкл.
61) Покровская Ю. А. Дефиниция «задержка речевого развития» в современной логопедии. / Специальная педагогика и специальная психология. Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара 08 – 09 апреля 2013 года, ИСОиКР ГБОУ ВПО МГПУ. В 2 – х томах. Том 1. Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. М.: ЛОГОМАГ, 2013 - 284 с.-с.211-218.
62) Полякова М. А. Как правильно учить ребенка говорить. Стимулирование развитие речи у детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Постановка речи у неговорящих детей. Издание второе, переработанное и дополненное / Полякова М. А. – М.: Т. Дмитриева, 2014. – 192 с.
63) Работникова Т. П. Организация работы логопеда в детской поликлинике. – М.: Творческий центр Сфера, 2008 (Приложение к журналу "Логопед" 2008/6; Библиотека журнала "Логопед").
64) Ребёнок третьего года жизни [Текст] : пособие для родителей и педагогов / Н. Н. Авдева, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. / Под ред. С. Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 256 с.
65) Баенская Е. Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии [Текст] : учеб. пособие / Е. Р. Баенская. – М. : Изд-во УРАО, 2001. – 88 с.
66) Рузская, А. Г. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста / А. Г. Рузская, С. Ю. Мещерякова. – М.: Мозайка-Синтез, 2007. – 64 с.
67) Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр : пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 256с. : ил. – (Коррекционная педагогика).
68) Стребелева Е. А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет) : Ранняя диагностика умственного развития. М.: Компания «Петит» 1994. – 32 с.: илл.
69) Тацюра С. Ю. Вместе с малышом. Игры и упражнения для развития речи детей 2-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 С. (Библиотека Логопеда.) (8)
70) Титова Т. А., Елецкая О. В., Матвеева М. В., Куликова Н. С. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие / Т. А. Титова, О. В. Елецкая, М. В. Матвеева, Н. С. Куликова. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. - 192 с. – (Высшее образование. Бакалавриат).
71) Тихонова Е. С., Селиванова М. Е. Музыкально-грамматические рифмовки в логопедической практике: Методическое пособие. – М. : Национальный книжный центр, 2016. – 64 с. + CD-диск. (Логопедические технологии.)
72) Фомичева М. Ф. Предупреждение нарушений звукопроизношения у детей : пособие для логопеда и воспитателя детского сада / М. Ф. Фомичева. – М. : НОУ ВПО «МПСУ» ; Воронеж : МОДЭК, 2014. – 336 с., цв. ил. – (Серия «Библиотека логопеда»).
73) Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет / Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьева. – Москва: В. Секачев, Творческий центр «Сфера», 2007.
74) Шемякина, О. В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ / О. В. Шемякина. – М. : Издательство ГНОМ, 2014. – 168с.
75) Шереметьева Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. — М. Национальный книжный центр, 2012. — 168 с. (Логопедия: от теории к практике).
76) Югова О. В. Учим малыша познавать мир. Часть 1. – М.: Русская речь, 2012. – 64 с. (с иллюстрациями).
77) Янушко, Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. /Елена Янушко. – Изд. 7-е. – М.: Теревинф, 2010. – 192 с.
78) Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64 с.

Интернет – ресурсы:
1) http://pedlib.ru/Books/7/0356/7_0356-1.shtml
2) http://pedlib.ru/Books/2/0052/2_0052-2.shtml#book_page_top

Вопрос-ответ:

Какие этапы и закономерности развития речи наблюдаются у детей раннего возраста?

У детей раннего возраста можно выделить несколько этапов и закономерностей развития речи. Вначале ребенок учится воспринимать и различать звуки речи, затем начинает произносить первые слова и звуки. Второй этап - это период активного обогащения словарного запаса и формирования грамматических навыков. На последующих этапах ребенок усваивает более сложные языковые структуры и учится использовать речь для коммуникации.

Какие особенности невербального развития наблюдаются у детей раннего возраста?

У детей раннего возраста наблюдаются некоторые особенности невербального развития, такие как развитие двигательных навыков, овладение жестами и мимикой, умение использовать невербальные средства коммуникации для передачи своих потребностей и эмоций. Это важный этап развития, так как невербальные навыки являются основой для последующего формирования речи.

Какие современные научно-методические представления о проблеме задержки речевого развития у детей существуют?

Современные научно-методические представления о проблеме задержки речевого развития у детей основаны на комплексном подходе к диагностике и коррекции речи. Одной из основных концепций является индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого ребенка. Также используются различные методики и техники для диагностики и коррекции речевых нарушений у детей.

Какие особенности формирования лексического строя речи наблюдаются у детей с задержкой речевого развития?

У детей с задержкой речевого развития наблюдаются особенности формирования лексического строя речи. Они могут иметь ограниченный словарный запас и трудности в использовании слов в контексте. Также у них может быть затруднен доступ к абстрактным понятиям и сложным языковым структурам. Для стимуляции развития лексического строя речи применяются различные методики и игровые формы активности.

Какие этапы и закономерности развития речи проходит ребенок в онтогенезе?

Развитие речи у детей проходит через несколько этапов. На первом этапе, до 6 месяцев, ребенок продуцирует примитивные звуки, называемые фонемами. Затем, с 6 до 12 месяцев, он начинает произносить слоги. На третьем этапе, в возрасте от 1 до 2 лет, ребенок формирует первые слова и дальше активно расширяет свой словарный запас. На четвертом этапе, с 2 до 3 лет, у него появляются фразы, и речь становится более связной и сложной. На последнем этапе, после 3 лет, ребенок уже может использовать более сложные предложения, а также умеет использовать грамматические правила.

Какие особенности невербального развития у детей раннего возраста?

Невербальное развитие у детей раннего возраста включает в себя умение понимать и использовать невербальные средства коммуникации, такие как жесты, мимика и интонация. В этом возрасте дети еще не владеют полноценной словесной речью, поэтому невербальные средства играют особенно важную роль в их коммуникации с окружающим миром. Они позволяют ребенку выражать свои желания и эмоции, а также понимать коммуникативные намерения других людей.

Какие современные научно-методические представления о проблеме задержки речевого развития у детей?

Современные исследования показывают, что задержка речевого развития у детей может быть вызвана различными причинами, такими как генетические факторы, преждевременное рождение, недостаток аудиального восприятия и другие. Методы работы с детьми с задержкой речевого развития также значительно изменились. Сегодня активно применяются различные игровые и компьютерные программы, которые помогают стимулировать развитие речи у детей и снижать задержку речевого развития.

Какие этапы и закономерности развития речи существуют у детей раннего возраста?

У детей раннего возраста существует несколько этапов развития речи: предварительный, своеобразный и образный, продуктивный. На каждом этапе происходит постепенное усовершенствование речи, начиная с произнесения отдельных звуков до формирования полноценных предложений.