Принципы разделения властей и его отражение в Конституции РФ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 25 25 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 15.04.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Разделение властей как принцип организации государственной власти
1.1. Генезис и эволюция принципа разделения властей
1.2. Современное состояние теории разделения властей
Глава 2. Реализация принципа разделения властей в современной Российской Федерации
2.1. Законодательная власть
2.2. Исполнительная власть
2.3. Судебная власть
2.4. Проблемы конституционно-правового регулирования принципа разделения властей в современной РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы



Фрагмент для ознакомления

Законодательная власть по конституциям большинства стран мира (исключение составляют только некоторые мусульманские государства) принадлежит парламенту. В России федеральным органом законодательной власти является Федеральное собрание, состоящее из двух палат – Государственной Думы, депутаты которой избираются населением, и Совета Федерации, члены которого назначаются органами законодательной власти субъектов РФ.
В осуществлении законодательной власти в соответствии с теми же конституциями участвует Президент, промульгируя законы, обладая правом вето, пользуясь правом издавать в особых случаях акты, имеющие силу закона. Ярким примером использования нормотворческих полномочий является огромное по объему «указ и ее законодательство» Президента России, отменявшего законы и останавливающего Конституцию (до принятия новой в 1993 г.).
Правительство также издает акты, имеющие силу закона на основании делегации таких полномочий парламентом (делегированное законодательство) или предоставленное ему конституцией права. С другой стороны парламент тоже участвует в исполнительно-распорядительной деятельности, в том числе и в сфере управления государственными делами: решения по отчетам правительств, доклады министров парламенту и т. д. например, отчет руководителей телевидения на заседании Государственной Думы в России в 1996 г.
Судебная власть не только вершит правосудие. Кроме права Конституционного суда признавать законы неконституционными, у судей есть распорядительные, административные полномочия. Следует прямо указать на то, что в России гораздо более значимой должна стать роль правосудия.
Возможны следующие варианты взаимодействия Президента России с федеральным Правительством. Во-первых, глава государства концентрирует свои усилия на выполнение интегрирующих функций, а Правительство выполняет в полном объеме функции исполнительной власти. При таком подходе исключается дублирование в управленческой сфере при реализации социально-экономической политики, ответственность. За нее полностью возлагается на правительство. Как следствие, это приведет к резкому уменьшению (а в будущем – к исключению) нормативных указов Президента по экономическим вопросам, единство действий Президента и Правительства в данной сфере должно достигаться не путем издания указов Президента по прерогативам деятельности правительства, а принятием полноценных постановлений самим правительством, о содержании которых должен быть в курсе глава государства, т.к. он определяет основные направления внутренней и внешней политики. Вследствие этого, необходимо внести некоторые коррективы для обеспечения последовательной реализации конституционных полномочий этих органов.
Представляется, что важным направлением совершенствования правового статуса прокуратуры является уточнение конституционных основ ее деятельности в рамках общей конституционной реформы. Прежде всего, необходимо прояснить ситуацию, касающуюся положения прокуратуры в системе разделения властей: мнение об отношении прокуратуры к судебной власти не поддерживается практически никем из ученых. Единственное «оправдание», котором возможно обосновать нахождение статьи о прокуратуре в рамках главы 7 Конституции РФ, - это то, что прокуратура так же, как и суды, способствует защите нарушенных прав граждан.
Логичным видится на основании статьи 136 Конституции РФ и в порядке, предусмотренном ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ», внести поправку в текст Конституции РФ, которая регламентировала бы выделение положений о прокуратуре в отдельную главу Конституции. Но увеличить количество глав Конституции РФ невозможно, т.к. их перечень содержится в Главе 9, которую невозможно изменить иначе, чем принять новую конституцию. Вследствие этого остается лишь изменить название Главы 7 «Судебная власть» на, например, «Обеспечение законности» и вынесение статуса прокуратуры в отдельный параграф. Это будет отвечать действительному статусу прокуратуры как отдельной от базовых, традиционных, типичных ветвей власти системы органов. Закрепление в тексте Конституции РФ положений о правовом статусе прокуратуры, ее компетенции и полномочиях, принципах деятельности и порядке формирования. Точное определение места и роли прокуратуры в системе государственно-правовых механизмов имеет значение для определения сущности прокуратуры как органа государства.
Принцип разделения властей подразумевает под собой не только разделение властных полномочий и сфер деятельности по горизонтали (законодательная судебная, нетипичные ветви), но и по вертикали (на уровне федеративного государства – между федеральными органами государственной власти и органами субъектов федерации), что, собственно, и закреплено в части 2 ст. 11 Конституции РФ. Данный вопрос заслуживает отдельного исследования, в связи с чем в настоящей работе его освещение затронуто только в сфере обозначения органов субъектов Российской Федерации.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативно-правовые акты
Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // РГ. № 237. 25.12.1993.
ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном суде Российской Федерации» // РГ. № 138-139. 23.07.1994.
ФЗ от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к конституции Российской Федерации» // РГ. № 46. 10.03.1998.
ФЗ от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О мировых судьях в Российской Федерации» // РГ. № 242. 22.12.1998.
ФЗ от 05.08.2000 № 113-ФЗ (в ред. 15.11.2010) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // РГ. № 152. 08.08.2000.
ФЗ от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ (в ред. 23.02.2011) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // РГ. № 108. 24.05.2005.
Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 (ред. от 12.05.2008) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // РГ. № 213. 26.09.2007.
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // РГ. № 147. 08.07.2005.
Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 07.09.2010) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // РГ. № 92-93. 16.05.2000.
Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 (ред. от 10.01.2003) «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.09.1993. № 39. ст. 3597.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // РГ. № 217. 09.11.1995.

2. Специальная литература
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 2. М.: Юристъ, 2005. 749 с.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 7-е изд. М.: Норма, 2007. 790 c.
Бессарабов В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране. // Журнал российского права. 2003. № 9. С. 19-23.
Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации. //Современное право. 2005. № 10. С. 30-34.
Гаганова Н.А. Новые идеи в концепции разделения властей. // Молодежь в юридической науке. Выпуск 3. С. 3-18.
Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М.: ЮКЭА. 2002. 830 с.
Зиновьев А.В. Конституционное право России. СПб.: Питер, 2005. 112 с.
Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть. М.: ОАО Издательский Дом Городец, 2006. 592 с.
Механизм государства: классическая и постклассическая парадигмы: Монография / Под ред. С.А. Сидорова, И.Л. Честнова. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 218 с.
Миронов А.Н. Конституции Российской Федерации 1993 года: смысло-логический анализ. СПб.: Роза мира, 2005. 236 с.
Плясуля Г.И. Взаимодействие законодательной и исполнительной властей в современной России: учебное пособие. Новосибирск : СибАГС, 2005. 150 с.
Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М.: ПРОСПЕКТ, 1999. 504 с.
Разделение властей. /Отв. ред. Марченко М.Н. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, Юрайт-Издат., 2004. 428 с.
Сравнительное конституционное право: Уч. пособие. / отв. Ред. Чиркин В.Е. М.: Международные отношения, 2002. 448 с.
Судебная власть// Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. 720 с.
Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2001. 776 с.
Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. 570 с.
Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2005. 320 с.
Чиркин В.Е. Президентская власть. // Государство и право. 1997. N 5. С. 15-17.
Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М.: Юридическая литература, 1995. 176 с.
Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть. М., 2006. С. 461.
Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2001. С. 102-104.
Чиркин В.Е. Президентская власть. // Государство и право. 1997. № 5. С. 15.
Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995. С. 6.
Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. / Пер. с англ. М., 1993. С. 324-325.
Разделение властей. /Отв. ред. Марченко М.Н. М., 2004. С. 45.
См: Плясуля Г.И. Взаимодействие законодательной и исполнительной властей в современной России. Новосибирск, 2005. С. 42.

См., например: Гаганова Н.А. Новые идеи в концепции разделения властей. // Молодежь в юридической науке. Выпуск 3. С. 3-18.
Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005. С. 238.
Проблемы теории государства и права. М., 1999. С. 222.
Голубева Л.А. Нетипичные ветви государственной власти. // Механизм государства: классическая и постклассическая парадигмы. / Под ред. С.А. Сидорова, И.Л. Честнова. СПб., 2008. С. 75-80.
Ст. 10 Конституции РФ от 12.12.1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
Миронов А.Н. Конституции Российской Федерации 1993 года: смысло-логический анализ. СПб., 2005. С. 39-41.
Сравнительное конституционное право / Отв. ред. Чиркин В.Е. М., 2002. С. 241.
ФЗ от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ (в ред. 23.02.2011) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // РГ. № 108. 24.05.2005.
ФЗ от 05.08.2000 № 113-ФЗ (в ред. 15.11.2010) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // РГ. № 152. 08.08.2000.
Авакьян. С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 2. М., 2005. С. 385-386.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 479.
Зиновьев А.В. Конституционное право России. СПб., 2005. С. 318.
Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 07.09.2010) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // РГ. № 92-93. 16.05.2000.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 482.
Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М., 2002. С.616.
Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 (ред. от 12.05.2008) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // РГ. № 213. 26.09.2007.
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // РГ. № 147. 08.07.2005.
Голубева Л.А. Судебная ветвь государственной власти. // Механизм государства: классическая и постклассическая парадигмы. / Под ред. С.А. Сидорова, И.Л. Честнова. СПб., 2008. С. 59.
ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном суде Российской Федерации» // РГ. № 138 – 139. 23.07.1994.
ФЗ от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О мировых судьях в Российской Федерации» // РГ. № 242. 22.12.1998.
Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003. С. 30.
См., например: Бессарабов В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране. // Журнал российского права. 2003. № 9; Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации. //Современное право. 2005. № 10.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // РГ. № 217. 09.11.1995.
ФЗ от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к конституции Российской Федерации» // РГ. № 46. 10.03.1998.
Чиркин В.Е. Президентская власть. // Государство и право. 1997. N 5. С. 15.
См. Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400. (ред. от 10.01.2003) «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.09.1993. № 39. ст. 3597.












2

1. Нормативно-правовые акты
1.1.Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // РГ. № 237. 25.12.1993.
1.2.ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном суде Российской Федерации» // РГ. № 138-139. 23.07.1994.
1.3.ФЗ от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к конституции Российской Федерации» // РГ. № 46. 10.03.1998.
1.4.ФЗ от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О мировых судьях в Российской Федерации» // РГ. № 242. 22.12.1998.
1.5.ФЗ от 05.08.2000 № 113-ФЗ (в ред. 15.11.2010) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // РГ. № 152. 08.08.2000.
1.6.ФЗ от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ (в ред. 23.02.2011) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // РГ. № 108. 24.05.2005.
1.7.Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 (ред. от 12.05.2008) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // РГ. № 213. 26.09.2007.
1.8.Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // РГ. № 147. 08.07.2005.
1.9.Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 07.09.2010) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // РГ. № 92-93. 16.05.2000.
1.10.Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 (ред. от 10.01.2003) «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.09.1993. № 39. ст. 3597.
1.11.Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // РГ. № 217. 09.11.1995.

2. Специальная литература
2.1.Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 2. М.: Юристъ, 2005. 749 с.
2.2.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 7-е изд. М.: Норма, 2007. 790 c.
2.3.Бессарабов В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране. // Журнал российского права. 2003. № 9. С. 19-23.
2.4.Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации. //Современное право. 2005. № 10. С. 30-34.
2.5.Гаганова Н.А. Новые идеи в концепции разделения властей. // Молодежь в юридической науке. Выпуск 3. С. 3-18.
2.6.Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М.: ЮКЭА. 2002. 830 с.
2.7.Зиновьев А.В. Конституционное право России. СПб.: Питер, 2005. 112 с.
2.8.Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть. М.: ОАО Издательский Дом Городец, 2006. 592 с.
2.9.Механизм государства: классическая и постклассическая парадигмы: Монография / Под ред. С.А. Сидорова, И.Л. Честнова. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 218 с.
2.10.Миронов А.Н. Конституции Российской Федерации 1993 года: смысло-логический анализ. СПб.: Роза мира, 2005. 236 с.
2.11.Плясуля Г.И. Взаимодействие законодательной и исполнительной властей в современной России: учебное пособие. Новосибирск : СибАГС, 2005. 150 с.
2.12.Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М.: ПРОСПЕКТ, 1999. 504 с.
2.13.Разделение властей. /Отв. ред. Марченко М.Н. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, Юрайт-Издат., 2004. 428 с.
2.14.Сравнительное конституционное право: Уч. пособие. / отв. Ред. Чиркин В.Е. М.: Международные отношения, 2002. 448 с.
2.15.Судебная власть// Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. 720 с.
2.16.Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2001. 776 с.
2.17.Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. 570 с.
2.18.Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2005. 320 с.
2.19.Чиркин В.Е. Президентская власть. // Государство и право. 1997. N 5. С. 15-17.
2.20.Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М.: Юридическая литература, 1995. 176 с.

Вопрос-ответ:

Какой генезис принципа разделения властей?

Принцип разделения властей возник в Древней Греции и развивался в течение времени. Впервые о нем упомянул Аристотель, а впоследствии он был разработан Шарлем Монтескье. Этот принцип был впервые закреплен в конституции США в 1787 году и стал основополагающим для многих других государств.

Какие проблемы существуют в конституционно-правовом регулировании принципа разделения властей в современной РФ?

В современной РФ существует ряд проблем в конституционно-правовом регулировании принципа разделения властей. Некоторые эксперты указывают на доминирование исполнительной власти, ослабление независимости судебной власти и неэффективное взаимодействие различных ветвей власти. Также существует вопрос о недостаточной гарантии защиты прав и свобод граждан.

Какие ветви власти существуют в Российской Федерации?

В Российской Федерации существуют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием, исполнительная власть - Президентом и Правительством, а судебная власть - судами различных уровней.

Как принцип разделения властей отражается в Конституции РФ?

Принцип разделения властей отражается в Конституции РФ через главу 1, которая определяет структуру органов государственной власти и их взаимодействие. В этой главе закреплено, как должны функционировать законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, их компетенции и принципы взаимодействия.

Какое место занимает принцип разделения властей в современной Российской Федерации?

Принцип разделения властей занимает центральное место в организации государственной власти Российской Федерации. Он является одним из основных принципов конституционного строя и гарантирует баланс и контроль во всех сферах государственной деятельности.

Что такое принцип разделения властей?

Принцип разделения властей - это один из основных принципов организации государственной власти, который предполагает разделение полномочий и функций между тремя основными ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Это делается для того, чтобы предотвратить концентрацию власти в руках одного органа или лица и обеспечить баланс и контроль между ними.

Какова историческая основа принципа разделения властей?

Принцип разделения властей имеет древнюю историческую основу. Впервые он был сформулирован в древнегреческой полисе Афины, где власть была разделена между племенным собранием (законодательная власть), советом старейшин (исполнительная власть) и народными судами (судебная власть).

Как принцип разделения властей отражен в Конституции РФ?

Принцип разделения властей отражен в Конституции РФ в разделе, посвященном основам конституционного строя. В статье 10 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - демократическое правовое государство, основанное на принципах разделения властей и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Как реализуется принцип разделения властей в современной России?

Принцип разделения властей реализуется в современной России через разделение полномочий и функций между трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием, исполнительная власть - Президентом РФ и Правительством РФ, а судебная власть - судами Российской Федерации.

Какие проблемы существуют в конституционно-правовом регулировании принципа разделения властей в современной РФ?

В современной РФ существуют некоторые проблемы с конституционно-правовым регулированием принципа разделения властей. Одна из них заключается в том, что исполнительная власть в России имеет довольно широкие полномочия и неконтролируемые ресурсы, что может нарушать баланс с другими ветвями власти. Также существуют проблемы с независимостью судебной власти и ее подчиненностью другим ветвям власти.