Государственное регулирование экономики в Японии
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 18.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования экономики 5
1.1. Сущность и функции государственного регулирования экономики 5
1.2. Инструменты государственного регулирования экономики 10
1.3. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики 14
2. Анализ государственного регулирования экономики в Японии 17
2.1. Характеристика основных показателей экономики Японии 17
2.2. Оценка инвестиционной привлекательности японской экономики 20
2.3. Роль государственного регулирования экономики в Японии 26
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложение 37
Статистика ВВП, капиталовложений, промышленного производства и цен показывала начало подъёма. Он был обеспечен вспышкой потребительского спроса и политикой так называемого количественного смягчения, которая ведётся денежными властями Японии, начиная с апреля 2013 г. Повышение налога на продажи преследовало цель компенсировать растущие затраты на социальное страхование – на государственные пенсии и медицинское обслуживание стареющего населения. На них уходит 31,8% расходной части бюджета. Между тем государственный долг Японии эквивалентен 230% ВВП (чистый долг 3 – 143% ВВП), а на его обслуживание затрачивается 24,3% бюджетных расходов.Государственные капиталовложения в инфраструктуру до середины 2014 г. помогали увеличивать совокупный спрос; правда, затем было решено их сокращать (см. Приложение). На рынке труда ощущается нехватка рабочих многих строительных профессий. Численность полностью безработных совсем невелика – всего 3,5% экономически активного населения.Дефляция цен на потребительском рынке сменилась небольшой инфляцией.В середине года внезапно и очень резко сократились потребительский спрос населения и объёмы частных инвестиций. Эти компоненты составляют более 3/4 валового внутреннего спроса. Снизился объём промышленного производства. Из-за слабого спроса к началу сентября запасы непроданной промышленной продукции выросли на 16% по сравнению с апрелем, а загрузка мощностей упала на 6,9% 5. В глазах правительства Абэ всё это выглядело, как резкий и непредвиденный переход от подъёма к спаду.Курс иены в 2011–2012 гг. был завышен, в 2013 г. приблизился к паритету и в 2014 г. сильно отклонился вниз от паритета её покупательной силы, рассчитываемой ОЭСР. В III квартале произошла сильная девальвация иены из-за разницы в коротких (over№ight) ставках денежного рынка, применяемых центральными банками ведущих стран: ставка ФРС –0,25%, Банка Англии – 0,50%, Центрального Банка Еврозоны – 0,38% Банка Японии – 0,10%.Обычно удешевление иены обеспечивает японским товарам более высокую конкурентоспособность на внешних рынках. Но, похоже, экспорт товаров потерял свою, привычную для Японии, роль движущей силы экономического роста. Девальвация иены не произвела этого эффекта. Торговый дефицит в 5 трлн 427 млрд иен – это абсолютный рекорд для полугодия. Слабость экспорта была отчасти связана с низкой конъюнктурой на рынках США и Западной Европы (особенно Германии). Но главная причина слабости экспорта – это идущий уже несколько лет частичный переход товарных потоков из коммерческой торговли в оборот между головными компаниями и зарубежной сетью их производственных и сбытовых филиалов.Зарубежные активы за границей уже приблизились к стоимости основного капитала японских компаний внутри страны (см. табл. 2).Таблица 2Активы японских компаний за рубежом, иностранные активы в Японии и основной капитал частных корпораций в Японии, млрд иенГодыПрямые зарубежные активы частных японских компанийПрямые активы частных иностранных компаний в ЯпонииОсновной капитал частных японских компаний2010676,9175,11205,12011742,9175,51224,92012898,1179,01239,220131177,3179,81323,4Сильная иена и высокий налог на прибыли побудили почти половину (45,4%) промышленных корпораций в 2008–2012 гг. частично перевести производственную деятельность и сбыт за границу. К тому же в собственности крупных корпораций имеются технологии, которые востребованы не столько на внутреннем рынке, сколько за пределами Японии. В 2013 г. японские ТНК произвели 34,6% и продали 34,5% своей продукции за пределами своей страны. В некоторых отраслях намного больше: например, автомобильные компании выпускают 65% машин за рубежом. Но и теперь, когда иена слабеет, компании продолжают рассчитывать на зарубежный спрос и меньше доверяют рынку своей страны. Перевод прибылей от продаж зарубежных филиалов в 2013 г. на 34% перекрыл отрицательный баланс по коммерческой торговле и услугам.Удешевление иены при низких процентных ставках вызвало приток денежных средств на фондовую биржу. В декабре фондовый индекс Никкэй 225 достиг высокой точки в 17 000, вдвое выше, чем в конце 2012 г. когда кабинет Абэ пришёл к власти. Капитализация первой секции Токийской биржи, на которой торгуются акции крупных компаний, увеличилась с 300 трлн иен в конце 2012 г. до 510 трлн иен (4 трлн 26 млрд долл.) в ноябре 2014 г, т. е. на 70%. Операционные прибыли крупных корпораций увеличились в I квартале на 28,8% и во II квартале на 11,2% 9. Тем самым создаются финансовые ресурсы для нового экономического подъёма.Японские аналитики связывают растущие прибыли и капитализацию компаний с падением мировых цен на нефть. Это большое благо для экономики данной страны – импортёра энергоресурсов. В структуре японского импорта 34% приходится на минеральное топливо. По оценке Научно-исследовательского института при банке «Мидзухо», снижение цен на нефть на 20% привело к увеличению прибылей (до вычета налогов) более чем на 2 трлн иен. Почти на 1/3 упали цены на нефтехимические продукты, исходные для производства пластмасс. Началось снижение тарифов на электроэнергию и бытовой газ и, соответственно, начали понижаться издержки наземного транспорта. Бензин на бензоколонках с лета 2014 г. уже подешевел на 15%. Все шесть региональных электроэнергетических компаний снизили тарифы для домохозяйств.В 2015 г. в Японии начата программа, призванная освободить страну от вековой энергозависимости. В 10 точках морского дна, на шельфе возле острова Хоккайдо начинается бурение для добычи гидрата метана – соединения, которое при горении распадается на природный газ и воду. Для выполнения этой программы в дополнительном бюджете на 2014 фин. год ассигновано 2 млрд иен (16,4 млрд долл.). Этот «горючий лёд» к 2023 г. заменит импорт сжиженного природного газа и обеспечит Японии такую же энергетическую независимость, как сланцевый газ – Соединённым Штатам. Тем более, что антиядерные настроения в Японии очень сильны после катастрофы на северо-востоке Хонсю в 2011 г.В обычной для Японии послекризисной динамике вслед за экспортом с небольшим лагом росли частные капиталовложения, аккумулирующие прибыли от внешней торговли. Затем расширялся потребительский спрос, увеличивались прибыли корпораций и начинался новый раунд капиталовложений. Но теперь изменился самый ход цикла. В 2012 г. товарный экспорт сократился на 2,4%, в 2013 г.– на 10,3%, и в 2014 г. он снижался темпом в 3–5% в месяц.Сокращение объёма товарного экспорта – это часть долгосрочного тренда. Это результат развития японских корпораций по транснациональной модели. Товарный экспорт частично «уходит» в оборот между головными компаниями и заграничными филиалами. Правительство Синдзо Абэ к осени 2014 г. определило приоритетную задачу в условиях риска рецессии. У этой задачи короткий горизонт. Это должно быть восстановление потребительского спроса. Повышение ставки налога на розничные продажи до 10%, которое ещё в 2012 г. было намечено на апрель 2015 г., отложено до октября 2017 г. Кроме того, снижение ставки налога на прибыли корпораций начнётся в 2015 г., и постепенно, в течение двух лет эта ставка будет понижена с 35,6% до 20%. Готовится пакет бюджетных стимулов, он может быть принят в начале 2015 г., если позволит политическая ситуация.В программе кабинета Абэ второе повышение ставки налога на розничные продажи считается одной из ключевых мер для наведения порядка в государственных финансах. Премьер-министр счёл отсрочку этой меры необходимостью: для роста занятости и доходов населения нужно больше времени, чем казалось вначале.Государственный долг Японии составляет 1 квадриллион 197 трлн иен (8 трлн 230 млрд долл.). Его величина эквивалентна 227% годового ВВП. На обслуживание этого долга (выпуск новых облигаций, погашение вышедших в тираж и выплата процентов по ним) уходит 43% расходной части бюджета страны. Между тем социальные выплаты населению (пенсии, пособия, здравоохранение) обходятся в 31,8% расходной части бюджета.1 декабря 2014 г. международное рейтинговое агентство Moody’s понизило рейтинг государственных облигаций Японии с Аа3 до Аа1. Агентство привело три причины для принятия этого решения: во-первых, неопределённость по поводу обслуживания государственного долга, во-вторых, неуверенность по поводу политики экономического роста и преодоления инфляции, и в третьих, «эрозия эффективности экономической политики и потеря доверия к ней». Снижение рейтинга гособлигаций вызвало цепную реакцию рейтингов муниципальных и корпоративных долговых бумаг. Это может поднять их доходность и повысить цену их обслуживания, но лишь на короткое время, так как Банк Японии держит весь рынок облигаций под контролем.ЗаключениеРазвитие японской экономики в ХХ веке характеризуется интенсивной структурной перестройкой, для которой главным направлением является автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структурСтрана занимает третье место в мире по производству электроэнергии, у нее мощный научно-производственный комплекс. Это дает возможность рассматривать производство наукоемкой и технически сложной продукции как основное направление специализации страны в международном географическом разделении труда.Япония занимает одну из лидирующих позиций по качеству медицинских услуг и, как следствие, имеет одну из самых развитых систем здравоохранения, показатели высокой продолжительности жизни это подтверждают (мужчины - 79 лет, женщины - 86 лет). Один из самых важных пунктов в основные фонды японских больниц - это техническое оборудование (страна занимает первое место в мире по количеству аппаратов МРТ и КТ в пропорции на миллион человек).Пятнадцать процентов всех затрат на НИОКР фармацевтической промышленности Японии идет на исследования в области генной инженерии и около 1,5 тыс. фирм имеют собственные программы по разработке способов получения лекарств с помощью использования новейшей биотехнологии.Японские аналитики связывают растущие прибыли и капитализацию компаний с падением мировых цен на нефть. Это большое благо для экономики данной страны – импортёра энергоресурсов. В структуре японского импорта 34% приходится на минеральное топливо. По оценке Научно-исследовательского института при банке «Мидзухо», снижение цен на нефть на 20% привело к увеличению прибылей (до вычета налогов) более чем на 2 трлн иен. Почти на 1/3 упали цены на нефтехимические продукты, исходные для производства пластмасс. Началось снижение тарифов на электроэнергию и бытовой газ и, соответственно, начали понижаться издержки наземного транспорта. Бензин на бензоколонках с лета 2014 г. уже подешевел на 15%. Все шесть региональных электроэнергетических компаний снизили тарифы для домохозяйств.В 2015 г. в Японии начата программа, призванная освободить страну от вековой энергозависимости. В 10 точках морского дна, на шельфе возле острова Хоккайдо начинается бурение для добычи гидрата метана – соединения, которое при горении распадается на природный газ и воду. Для выполнения этой программы в дополнительном бюджете на 2014 фин. год ассигновано 2 млрд иен (16,4 млрд долл.). Этот «горючий лёд» к 2023 г. заменит импорт сжиженного природного газа и обеспечит Японии такую же энергетическую независимость, как сланцевый газ – Соединённым Штатам. Тем более, что антиядерные настроения в Японии очень сильны после катастрофы на северо-востоке Хонсю в 2011 г.В обычной для Японии послекризисной динамике вслед за экспортом с небольшим лагом росли частные капиталовложения, аккумулирующие прибыли от внешней торговли. Затем расширялся потребительский спрос, увеличивались прибыли корпораций и начинался новый раунд капиталовложений. Но теперь изменился самый ход цикла. В 2012 г. товарный экспорт сократился на 2,4%, в 2013 г.– на 10,3%, и в 2014 г. он снижался темпом в 3–5% в месяц.Курс иены в 2011–2012 гг. был завышен, в 2013 г. приблизился к паритету и в 2014 г. сильно отклонился вниз от паритета её покупательной силы, рассчитываемой ОЭСР. В III квартале произошла сильная девальвация иены из-за разницы в коротких (over№ight) ставках денежного рынка, применяемых центральными банками ведущих стран: ставка ФРС – 0,25%, Банка Англии – 0,50%, Центрального Банка Еврозоны – 0,38% Банка Японии – 0,10%.В программе кабинета Абэ второе повышение ставки налога на розничные продажи считается одной из ключевых мер для наведения порядка в государственных финансах. Премьер-министр счёл отсрочку этой меры необходимостью: для роста занятости и доходов населения нужно больше времени, чем казалось вначале.Государственный долг Японии составляет 1 квадриллион 197 трлн иен (8 трлн 230 млрд долл.). Его величина эквивалентна 227% годового ВВП. На обслуживание этого долга (выпуск новых облигаций, погашение вышедших в тираж и выплата процентов по ним) уходит 43% расходной части бюджета страны. Между тем социальные выплаты населению (пенсии, пособия, здравоохранение) обходятся в 31,8% расходной части бюджета.1 декабря 2014 г. международное рейтинговое агентство Moody’s понизило рейтинг государственных облигаций Японии с Аа3 до Аа1. Агентство привело три причины для принятия этого решения: во-первых, неопределённость по поводу обслуживания государственного долга, во-вторых, неуверенность по поводу политики экономического роста и преодоления инфляции, и в-третьих, «эрозия эффективности экономической политики и потеря доверия к ней». Снижение рейтинга гособлигаций вызвало цепную реакцию рейтингов муниципальных и корпоративных долговых бумаг. Это может поднять их доходность и повысить цену их обслуживания, но лишь на короткое время, так как Банк Японии держит весь рынок облигаций под контролем.Список использованной литературыНормативно-правовые материалы:Закон Японии от1949 г. № 228 «О валютном обмене и внешней торговле» (в редакции Закона Японии от 24.06.2009 г. № 59; Foreig№Excha№gea№dForeig№TradeLaw (Act № 228, December 1, 1949)Специальная литература:Асмус В.Ф. Логика: учебник. Изд. 2-е. – М.: УРСС, 2011. – 344 с.Байков А.И. Кредитно-финансовая система Японии после азиатского кризиса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2015. №1. – С. 99-107Гельбрас В.Г. Экономическая реформа в КНР: Очерки, наблюдения, размышления. – М.: Международные отношения, 2010.Данилов Б.Я. Россия и Япония в начале XXI в. // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. – 2015. № 2.Мусиченко В.В. Анализ направлений государственного регулирования экономики Японии//Международный студенческий научный вестник. – 2015. № 5-5. – С. 663-664.Тимонина И. Л. Инвестиционный климат в Японии и проблема привлечения прямых иностранных инвестиций // Мировое и национальное хозяйство. – 2012. № 2(21).Уянаев Б.Б., Газаева М.Ш., Энеева М.Н. Стратегия устойчивого развития региональных социально-экономических систем. – Нальчик: КБГАУ, 2013. – 562 с.Хузиятов ТД. Реформа финансовой системы Японии // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. – 2014. №5. – С. 112-115Швайко М.Л. Финансы зарубежных стран: учебно-методическое пособие. – Х.: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2016. – 133с.Японский статистический ежегодник «№iho№tokei№e№ka№ 2015». – Токио, 2015. – С. 477Электронные средства информации: Ведение бизнеса в условиях большей прозрачности 2012. Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк, с. 5-6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russia№.doi№gbusi№ess.org/reports/global-reports/doi№g-busi№ess-2012 Данные статистики Джетро. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.jetro.go.jpDoi№g Busi№ess/ Eco№omy Profile: Japa№. 2015 The I№ter№atio№al Ba№k for Reco№structio№ a№d Developme№t / The World Ba№k, p 8[Электронныйресурс]. — Режимдоступа:(http://www.doi№gbusi№ess.org/data/exploreeco№omies/japa№)http://ru.tradi№geco№omics.com/japa№/gdpTakahashi H. Japa№’s Eco№omic Relatio№s with the Russia№ Far East / Russia a№d East Asia: I№formal a№d Gradual I№tegratio№ / T. Akaha, A. Vassileva. - №Y: Routledge. 2014. – P. 109The№ikkei. December 11, 2014The №ikkei. Ja№uary 3, 2015The №ikkei. №ovember 1, 2014The №ikkei. №ovember 17, 2014www.jetro.org.jpПриложение
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Закон Японии от1949 г. № 228 «О валютном обмене и внешней торговле» (в редакции Закона Японии от 24.06.2009 г. № 59; Foreig№ Excha№ge a№d Foreig№ Trade Law (Act № 228, December 1, 1949)
II. Специальная литература:
2. Асмус В.Ф. Логика: учебник. Изд. 2-е. – М.: УРСС, 2011. – 344 с.
3. Байков А.И. Кредитно-финансовая система Японии после ази-атского кризиса // Вестник Российского университета дружбы наро¬дов. Серия: Экономика. – 2015. №1. – С. 99-107
4. Гельбрас В.Г. Экономическая реформа в КНР: Очерки, наблюдения, размышления. – М.: Международные отношения, 2010.
5. Данилов Б.Я. Россия и Япония в начале XXI в. // Восток. Аф¬ро-Азиатские общества: история и современность. – 2015. № 2.
6. Мусиченко В.В. Анализ направлений государственного регулирования экономики Японии//Международный студенческий научный вестник. – 2015. № 5-5. – С. 663-664.
7. Тимонина И. Л. Инвестиционный климат в Японии и проблема привлечения прямых иностранных инвестиций // Мировое и национальное хозяйство. – 2012. № 2(21).
8. Уянаев Б.Б., Газаева М.Ш., Энеева М.Н. Стратегия устойчивого развития региональных социально-экономических систем. – Нальчик: КБГАУ, 2013. – 562 с.
9. Хузиятов ТД. Реформа финансовой системы Японии // Из¬вестия Восточного института Дальневосточного государственного университета. – 2014. №5. – С. 112-115
10. Швайко М.Л. Финансы зарубежных стран: учебно-методиче-ское пособие. – Х.: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2016. – 133с.
11. Японский статистический ежегодник «№iho№ tokei №e№ka№ 2015». – Токио, 2015. – С. 477
III. Электронные средства информации:
12. Ведение бизнеса в условиях большей прозрачности 2012. Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк, с. 5-6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russia№.doi№gbusi№ess.org/reports/global-reports/doi№g-busi№ess-2012
13. Данные статистики Джетро. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.jetro.go.jp
14. Doi№g Busi№ess/ Eco№omy Profile: Japa№. 2015 The I№ter№atio№al Ba№k for Reco№structio№ a№d Developme№t / The World Ba№k, p 8 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
(http://www.doi№gbusi№ess.org/data/exploreeco№omies/japa№)
15. http://ru.tradi№geco№omics.com/japa№/gdp
16. Takahashi H. Japa№’s Eco№omic Relatio№s with the Rus¬sia№ Far East / Russia a№d East Asia: I№formal a№d Gradual I№tegra-tio№ / T. Akaha, A. Vassileva. - №Y: Routledge. 2014. – P. 109
17. The №ikkei. December 11, 2014
18. The №ikkei. Ja№uary 3, 2015
19. The №ikkei. №ovember 1, 2014
20. The №ikkei. №ovember 17, 2014
21. www.jetro.org.jp
Вопрос-ответ:
Какую роль играет государственное регулирование в экономике Японии?
Государственное регулирование в Японии играет важную роль. Оно направлено на стабильное развитие и поддержку экономики, обеспечение равномерного распределения ресурсов и стимулирование конкуренции.
Какие инструменты использует японское государство для регулирования экономики?
Японское государство использует различные инструменты для регулирования экономики, такие как налоговая политика, монетарная политика, торговая политика, финансовое регулирование, а также регулирование трудовых отношений.
Какие основные показатели характеризуют экономику Японии?
Основными показателями, характеризующими экономику Японии, являются ВВП, инфляция, безработица, объемы внешней торговли и инвестиций, уровень долговой нагрузки, индекс потребительских цен и прочие экономические показатели.
Каким образом японское государство привлекает инвестиции в экономику?
Японское государство привлекает инвестиции в экономику через различные меры, такие как налоговые льготы для инвесторов, создание специальных экономических зон, предоставление финансовой поддержки и содействие в развитии инфраструктуры.
Какова роль нормативно-правовой базы в государственном регулировании экономики в Японии?
Нормативно-правовая база играет важную роль в государственном регулировании экономики в Японии. Она определяет правила и порядок регулирования, устанавливает права и обязанности субъектов регулирования, а также гарантирует соблюдение законности в экономической деятельности.
Какие функции выполняет государственное регулирование экономики в Японии?
Государственное регулирование экономики в Японии выполняет ряд функций, таких как стабилизация экономики, поддержка конкурентоспособности отечественных предприятий, обеспечение социальной защиты и справедливости, поддержка инноваций и технического развития.
Какие инструменты государственного регулирования экономики применяются в Японии?
В Японии для государственного регулирования экономики используются различные инструменты, включая налоговую политику, монетарную политику, торговую политику, инвестиционную политику, прямые вмешательства государства в экономику, субсидии и льготы для определенных отраслей и предприятий.
Какие основные показатели экономики Японии?
Основные показатели экономики Японии включают ВВП (валовой внутренний продукт), инфляцию, безработицу, показатели внешней торговли, уровень развития научно-технического потенциала, инвестиции и другие показатели, отражающие общее состояние и развитие экономики страны.