коррекция просодической стороны речи у детей с дизартрией
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 57 + 57 источников
- Добавлена 29.05.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Состояние проблемы изучения просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией 6
1.1. Современные представления о просодических компонентах речи 6
1.2. Овладение интонацией в процессе онтогенеза при нормальном речевом развитии 9
1.3. Этиология и механизмы стертой дизартрии 13
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. Исследование состояния просодических компонентов речи у детей со стёртой дизартрией 22
2.1. Цель, задачи, методы исследования 22
2.2. Организация исследования и характеристика детей 23
2.3. Методика исследования 31
Выводы по главе 2 38
ГЛАВА 3. Особенности просодических компонентов речи у дошкольников со стёртой дизартрией 39
3.1. Особенности восприятия и понимания интонации высказывания 39
3.2. Особенности восприятия и воспроизведения темпа речи 42
3.3. Особенности восприятия громкости речи 46
Выводы по главе 3 49
ГЛАВА 4. Методические рекомендации по развитию просодических компонентов речи детей со стёртой дизартрией 51
4.1. Цели, задачи логопедической работы по развитию просодической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией 51
4.2. Содержание логопедической работы по развитию просодической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ЛИТЕРАТУРА 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Интонация противопоставления. Эта интонация характерна для бессоюзных сложных предложений со смысловыми отношениями противительными, условными, временными; для сложносочиненного предложения с противительными союзами и союзом и со значением внезапности действия; для простого предложения с пропущенным членом, а также для предложения с составным именным сказуемым, в котором пропущена глагольная связка. На письме эта интонация обозначается тире.Ее приметы: деление фразы на две части, между которыми очень продолжительная пауза (задержка течения речи), резкое повышение тона на конце первой части фразы перед паузой; вторая часть фразы тоже начинается с высокой ноты, тон постепенно понижается к концу.Формирование ритмической организации высказывания.1.Развитие восприятия ритмических структур.Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) — громких и тихих, с короткими и длинными паузами:!!! --- ; !!--!!--; ! !! !!; !-!-!-; --- --- и т. д.Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.2. Воспроизведение ритмических структур.При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное упражнение по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.3. Формирование ритмической организации высказывания.1) односложные слова:-без стечения согласных — дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч -со стечением согласных — стул, гром, торт, соль, брат 2) двусложные слова:-без стечения согласных, с первым ударным слогом — мама, каша, море, мясо, зубы, мыло, руки, мыши;-без стечения согласных, с последним ударным слогом — оса, узор, диван, зима, замок, коза;-со стечением согласных, с ударением на первом слоге — краска, сабля, масло, марка, тряпка, дочка;-со стечением согласных, с последним ударным слогом — окно, доска, кирпич, матрос, очки;3) трехсложные слова:-без стечения согласных, с ударением на первом, среднем, последнем слоге — ягода, посуда, машина, сапоги, самолет, колесо;-со стечением согласных, с первым, средним, последним ударным слогом — яблоко, автобус, скамейка, колбаса;4) пары слов без перемещения ударного слога:-односложные (без стечения и со стечением согласных): гусь — гуси, зуб — зубы, стул — стулья, гвоздь — гвозди;-многосложные (без стечения и со стечением согласных): песня—песни, машина—машины, палец—пальцы, спица—спицы, спичка—спички;5) пары слов с перемещением ударного слога:-односложные (без стечения и со стечением согласных): дом — дома, сад — сады, столб—столбы, стол—столы;-многосложные (без стечения и со стечением согласных): доска—доски, дерево—деревья, окно — окна, колесо—колеса;6) словосочетания и фразы с различными комбинациями по месту ударения в словах: красивое платье, маленький мяч, высокое дерево; Мама пришла. Дома было тихо. Наступила весна.Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений:1. Восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка:2. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно).3. Подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре.ЗАКЛЮЧЕНИЕДанная работа представляет собой анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, а также сравнительный анализ экспериментальных данных по теме особенностей просодических компонентов речи у дошкольников со стёртой дизартрией. В результате проведения эксперимента по всем этапам получен большой фактический материал, дающий возможность сделать обоснованные выводы:- Стертая дизартрия является сложным речевым расстройством центрального генеза, которое характеризуется комбинаторностью стертых нарушений процесса моторной реализации речи (артикуляция, дикция, голос, дыхание, просодика, мимика).- Ведущий дефект - фонетическое расстройство. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения.- Основными клиническими признаками дизартрии являются: нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата нарушения голосообразования и дыхания.- Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.- Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.- Для речи дошкольников со стертой формой дизартрии характерны особенности развития выразительности их речи, что выражается в изменении всех интонационных характеристик. - У детей со стёртой дизартрией нарушаются все компоненты просодической стороны речи, отмечаются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур, что отличает их от дошкольников с нормальным речевым развитием.- У дошкольников со стёртой дизартрией, имеются выраженные нарушения просодической стороны речи, проявляющиеся в нарушении способности голоса к модуляции по силе и высоте, нарушении темпа речи, восприятии и воспроизведении ритмических структур, восприятии и воспроизведении ритма звуковых рядов. Нарушение интонационной стороны речи.Это объясняется тем, что при дизартрии на разных уровнях нарушения передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов, к мышцам не поступают нервные импульсы и, как следствие, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы). Основное поражение черепно-мозговых нервов связано, как правило, подъязычным нервом, что проявляется в ограничении подвижности языка (в стороны, вверх, вниз, вперёд), пассивности кончика языка, напряженности спинки языка, слабости половины языка. Это замедляет движение языка, нарушает чёткость и амплитуду движений.- Исследование просодических компонентов речи у дошкольников со стёртой дизартрией, позволило выявить расстройства характерные для данной группы детей.Фонетико-фонематические расстройства, проявляющиеся нечёткостью произношения речевого потока, просодическими, интонационными расстройствами. Наличие неврологической микросиптоматики, характеризующаяся нарушением мышечного тонуса языка (или отдельных его микромышц), губ, щёк, мягкого нёба и голосовых складок, мышц лица и шеи, сглаженность носогубных складок.Нарушение движений: особенности темпа, ритма, координации артикуляционных движений, дыхания. Отмечается недоразвитие общей и мелкой моторики. Характерны синкинезии.- При преодолении дизартрии работа над выразительностью речи занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи детей с легкой дизартрией и на их речь в целом.- Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в игровой деятельности детей.Практическая значимостьисследования определяется тем, что полученные данные могут способствовать совершенствованию логопедической работы по преодолению просодических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией.ЛИТЕРАТУРААрама Б.Е., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза модальности. – М., 1996.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М., 1989.Белова-Давид Р.А. Нарушения речи у дошкольников. - М., 1969.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) – М., 1977. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М., 2001.Бехтерева Н.П. О мозге человека. - М., 1994.Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. / Пер. с англ. – М., 1988Винарская Е.Н. Дизартрия. – М., 2005.Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент, 1989.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностика. - СПб., 2003.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевойпатологией//Дефектология. — 1995. — № 6. - С. 7 - 16.Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Маевская Р.И. Медико-педагогическая характеристика сложных форм патологии речи \\ Изучение и коррекция речевых расстройств. - Л., 1986.Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств.// Обучение и воспитание детей с нарушениями речи./ Под ред. В.И. Селивёрстова и др. – М., 1982.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М., 1958.Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.Зиндер Л.В. Общая фонетика. – М., 1979Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов, 1986Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.КудрявцевВ.Т. Субъект деятельности в онтогенезе / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева // Вопр. психологии. — 2001. — № 4. — с. 14—30Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие лексики в условиях сенсорных дефектов. — М., 1966.Левина Р.Е. Предмет логопедии. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2003. – С. 247 – 272.Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - СПб., 2001.Лопатина Л.В. К вопросу о стёртых формах дизартрии // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. – Л., 1989.Лопатина.Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2005.Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия).// Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стёртой дизартрией. Особенности механизмов, структуры нарушений и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб, 1996.Лопатина Л.С., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражения мозга. - М., 1962.Лурия А. Р. Язык и сознание. - М., 1979.Лурия А.Р. Основы нейроспихологии. - М., 1973.Мартынова Р. И, Мелихова И. В. Расстройство речи и методы устранения.// Дефектология. – 1975. – № 5.Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Подред. С. А. Мироновой. — М., 1987. Панченко И.И., Щербакова Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003. – С. 119 – 131.ПешковскийА. М. Русский синтаксис в научном освещении. - М., 1956Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973Правдина О.В. Тяжелая дизартрия детского возраста в логопедической практики// Афтореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1949.Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников. – М., 1970 Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Дизартрии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селивёрстова. – М., 1997.Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003. – С. 103 – 119.Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л., 1979.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – СПб., 1981.Соботович Е.Ф. Проявление косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1970Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики. // Дефектология, 1974. №4.Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984.Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999Тонкова-ЯмпольскаяГ. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни // Вопросы психологии. 1968. № 3Фридман Т.Л. Интонация детей в общении со взрослыми. – М., 1999. Халилова Л.Б. Вопросы теории обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом // Дефектология. – 1990. №1. –С. 53 – 59.Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2000 Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – М., 1948.Эйдинова М.Б., Правдина - Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. - М., 1959.Элъконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1969.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Занятие по теме «Птицы»Коррекционно – образовательные:- закрепление представления о зимующих птицах, образование сложных прилагательных, работа с прилагательными антонимами. Коррекционно – развивающие: - Развивать мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Развивать логическое мышление. Развивать связную речь.Коррекционно – воспитательные:- Воспитывать бережное отношение к природе, умение слушать друг друга. Создание положительных эмоций.Оборудование:Магнитная доска, предметные картинки с изображением зимующих птиц, магнитофон, запись «пение птиц», бумажные птички, «дерево», стихи для физкультминутки и пальчиковой гимнастики, карточки с разным количеством зимующих птиц, альбомные листы, цветные карандаши.№Этапы занятияСодержание1Организационный момент с элементом психотерапииЗвучит пение птиц. В: Ребята, послушайте, как поют птички. Где мы можем услышать их пение?Д: В лесу, в паркеВ: Хотели бы вы отправиться со мной в путешествие в зимний парк?Д: ДаВ: Все вы прекрасно знаете, что с наступлением холодов птички улетают на юг. Тем ни менее многие остаются на зимовку. 2Работа с загадками Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Чёрненькая шапочкаИ полоска шарфика. (Синица)Вот птичка так птичка,Не дрозд, не синичка,Не лебедь, не уткаИ не козодой.Но эта вот птичка,Хоть и невеличка,Выводит птенцовТолько лютой зимой. (Клёст)Красногрудый, чернокрылый,Любит зёрнышки клевать,С первым снегом на рябинеОн появится опять. (Снегирь)Маленький мальчишка в сером армячишкеПо двору шныряет, крохи собирает.Чик-чирик!К зёрнышкам прыг!Клюй, не робей!Кто это? (Воробей)По мере отгадывания загадок на доске появляются изображения птиц. 3Беседа о птицахВ: Какие это птички?Д: ЗимующиеВ: Что между птичками общего?Д: У всех есть туловище, крылья…В: А Вы знаете, как эти птицы подают голос?Д: Чирикают, каркают и т.д.В: Холодно птичкам зимой и для того, чтобы покормить их люди готовят кормушки. А чем питаются птички?Д: Семечками, зернышками и т.д.4Дыхательная гимнастикаДавайте возьмем бумажных птичек и попытаемся их отогреть своим дыханием (Дети дуют на птичек)5Физкультминутка Птички прыгают и летают по комнате6Дидактическая игра «Скажи наоборот» (усвоение подбора слов-антонимов)Воробей маленький, а ворона большая.У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.Голубь тяжёлый, а воробей легкий.У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.7Пальчиковая гимнастика Давайте покормим птичек. Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых крылышках. Всем хватило зернышек.8Игра «Назови одним слово» (образование сложных прилагательных)У сороки белые бока – белобокая сорока.У снегиря красная грудь – красногрудый снегирьУ вороны длинный клюв – длинноклювая воронаУ дятла красная голова – красноголовый дятел и т. д.9Закрепление материалаРебята, нам пора возвращаться в детский сад. Скажите, о ком мы сегодня говорили? 10Продуктивная деятельность Рисунки птичек, которых дети встретили в лесу11Оценка работы детей на занятииМолодцы вы хорошо работали. Стали и добрее и умнее.Занятие по теме «Животные»Коррекционно – образовательные:- получение знаний о домашних животных, закрепление знаний о том, какую пользу приносят домашние животные. Коррекционно – развивающие: - Развивать словарный запас по теме животные, развивать умение подбирать синонимыКоррекционно – воспитательные:- Воспитывать бережное отношение к природе, умение слушать друг друга. Создание положительных эмоций.Оборудование:Конверт с письмом, картонное изображение бабушки, дедушки, дома, деревьев, картинки домашних животных и их детенышей, фигурки домашних и диких животных, ноутбук и проектор№Этапы занятияСодержание1Организационный момент с элементом психотерапииРебята, посмотрите, какая на улице погода? Пасмурно. Но не будем грустить по этому поводу. Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня почтальон принес нам письмо из деревни. Давайте его прочтем: «Дорогие наши внуки, мы живем в деревне, у нас есть много верных друзей. Мы за ними ухаживаем, и наши друзья в долгу не остаются. Вы, наверное, уже поняли, что наши друзья – это животные. Но случилась беда: наши животные перепутались со зверями из леса. Помогите нам их разъединить»2Работа с фигурками (На столе стоят фигурки диких и домашних животных). Ребята, посмотрите, животные перепутались. Давайте поможем бабушке с дедушкой разобраться кого куда из зверей отправить – в лес или в дом (фронтальная работа). Скажите, те животные, которые находятся около дома как называются? Домашние3Работа с прилагательнымиА теперь расскажите мне про каждое животное отдельно. Какое оно?Дети рассматривают картинки с домашними животными и подбирают определения к каждому животному (собака, корова, свинья, кошка)- Кто это?Ребенок: Это корова.- Какая она? (большая, рыжая с черными пятнами, умная, дойная, рогатая.)- А это кто?Ребенок: Это собака.- Какая она? (Маленькая, коричневая, умная, пушистая.)Коза – маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая.Овца – маленькая, пушистая, кудрявая.Кошка – маленькая, пушистая, ласковая, усатая.Лошадь – большая, тонконогая, быстрая, скокавая.- Как можно назвать этих животных одним словом?Дети: Это домашние животные.- Какие они?Дети: Добрые, полезные, нужные.4ФизкульминуткаКошкины повадки»: Вам покажем мы немножко./ Как ступает мягко кошка. /Идут на цыпочках/ Еле слышно / Топ – топ – топ/ Хвостик вниз. /Оп – оп – оп/. Но, подняв свой хвост пушистый,/ Кошка может быть и быстрой./ Ввысь бросается отважно. /Прыгают/. Скок, да скок, ещё подскок,/ А потом мяукнет: «Мяу!/ Я в свой домик убегаю!» /Бегут на месте/5Дидактическая игра «Скажи наоборот» (усвоение подбора слов-антонимов)Теленок маленький, а корова большая.У козы хвост короткий, а у лошади длинный. И т.д.6Актуализация знанийДавайте представим, что я бабушка и звоню по телефону. Расскажите мне, что вы сегодня узнали. 12Оценка работы детей на занятииМолодцы вы хорошо работали. Стали и добрее и умнее.Приложение 2ТемаМатериалМетодика работыИгрушкиПетя-Петя-петушок, Золотой гребешок, Ранним-рано поутру Он поет... ку-ка-ре-ку!Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пройди по дорожке, Топни, Катя, ножкой -топ, топК нам пришла собачка,Умная собачка,С детками играет,Очень громко лает: ав-ав-авЯ козочка, ме-ме, Я гуляю на лужке. Острые рожки, Тонкие ножки.Ходит котик серенький, Хвост пушистый, беленький. Сидит, умывается, лапкой утирается: Мяу-мяу-мяу!Воспроизводить звукоподражанияОсеньНынче всюду блещут лужи: Эта — шире. Эта — уже. Через лужи прыгать нужно С бугорка на бугорок: Прыг-скок, прыг-скок.Воспроизводить слова.Слушать текст и выполнять игровые действия в соответствии с текстом.Овощи, фруктыКиска к (имя ребенка) подошла. Молочка просила. Молочка просила. «Мяу!» —говорила.Вот наш плюшевый медведь. Мишка очень хочет естьЗайчик к (имя) подошёлУмный зайка сел за стол.Попросил морковку, Взял и прыгнул в норку.Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашел,Капустку нашел, Сидит и грызет. Нас увидал — Быстро, быстро ускакал!Выполнять игровые действия.Воспроизводить звукоподражания и отдельные слова.ОдеждаГромко Ванечка рыдал — Он перчатки потерял. И не может рассказать, Где же их теперь искать.Громко Ванечка рыдал –Ваня шапку потерял. И не может рассказать, Где ее теперь искатьНазвания предметов одеждыДомашние животныеУходи с дороги, кот!Наша деточка идет, (выдвигайте куклу)Топ-топ, топ-топ.Наша деточка идет,Через киску упадет, (покажите, как кукла падает)Веселая киска у (имя ребенка) живет,Веселая киска песни поет:Мяу-мяу-мяу-мяу!Вместе с киской собачка живет,Веселые песни собачка поет:Ав-ав-ав-ав!Произносить слова, выполнять действия вместе со словами. Запомнить потешку.Издавать соответствующие звуки.Новогодний праздникЕлочка, елочка, Яркие огни! Бусами, бусами, Елочка, звени!Много на елочке Шариков цветных, Звездочек блестящих, Шишек золотых!Встанем под елочкой В дружный хоровод. Весело, весело Встретим Новый год!Понимание текстаЗимаКто мяукнул у дверей? — Открывайте поскорей!Очень холодно зимой! — Киска просится домойБаю-бай, баю-бай,Ты, собачка, не лай, (погрозите собаке пальцем)Белолапа, не скули,Мою Катю не буди.Произносить отдельные слова. Понимать интонацию, воспринимать ритм.Зимняя одеждаНадеваю малышу шубку зимнюю, Шапку зимнюю, Сапожки зимние. Хороши сапожки У (имя ребенка) на ножках!А баиньки-баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке. Будет наш сынок ходить, Новы валенки носитьУзнавать и выбирать предметы зимней одежды, произносить слова.Зимние развлеченияСнежок порхает, кружится, Белая вся улица. Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок.Покатились санки вниз. Крепче, куколка, держись! Ты сиди, не упади,— Там канавка впереди! Надо ездить осторожно! А не то разбиться можно!Произносить слова, ощущать ритм стиха, подражать игровым действиям.Дикие животныеЗайка серый умывается.Зайка в гости собирается.Вымыл носик,Вымыл хвостик.Вымыл уши, вытер сушеИ поскакал.Вокруг сада, вокруг сада С мишкой вместе мы идем, Поиграем, похохочем, Мишке лапку пощекочемВоспринимать ритм, синхронно совершать игровые движения, произносить простые слова.Наша мамаЛадушки, ладушки! Пекла мама оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала: Оладушек — Мане,Оладушек — Ване, Оладушек — Тане, Оладушек — Дане. Хороши оладушки У нашей матушки!Наша мама идет, Молочка нам несет. Будет кашку варить. Деток кашкой кормить.Кто любимей всех на свете? Это сразу Скажут дети. Мама, мамочка моя! Крепко я люблю тебя!заинтересованно слушать чтение художественного текста, активно его воспринимать; чувствовать ритмический характер потешки; воспроизводить отдельные словаТранспортПоезд едет, колеса стучат:«Так-так, так-так».А в поезде нашемДетишки сидят.«Ту-ту-у, ту-ту-у»,—Пыхтит паровоз.Далеко, далекоДетей он увез.внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания, воспроизводить отдельные словаВеснаСолнышко-ведрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись!Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей! Освети, обогрей — Телят да ягнят, Еще маленьких ребят!Дождик, дождик!Кап-кап-кап,Мокрые дорожки!Не пойдем сейчас гулять,А то промочим ножки.Дождик, дождик, Дождик, лей. Нам с тобою веселей. Не боимся сырости — Только выше вырастем!воспринимать и воспроизводить ритмический характер потешки, синхронно совершать игровые движения, правильно понимать словаОбувьВот они, сапожки: Этот — с правой ножки. Этот — с левой ножки.Хороши сапожки На наших ножках. Ножками — топ-топ-топЖил сапожник? Жил, жил. Шил сапожки? Шил, шил. Для кого сапожки? Для соседской кошкиГуси-гусята на ножки Красные надели сапожки. И пошли гуськом, вереницей,. Чтоб воды в корытце напиться. Напились воды гусята, Стали в корыте купатьсявоспроизводить звуковые комплексы, произносить слова, понимать прочитанноеЛетоМы в лес пойдем,Детей позовем:Ay, ay, ay!Никто не отзывается,Лишь эхо откликается:Ay, ay, ay!внимательно слушать слова потешки, чувствовать и воспринимать ритм, выполнять игровые действия, соответствующие текстуЦветы, деревьяГром по горам раскатился — Комар с дуба свалилсяВокруг розовых кустов, Среди трав и цветов Кружим, кружим хоровод. До того мы закружились, Что на землю повалились!понимать юмор, показывать читаемое по картинке.внимательно слушать и понимать содержание стихотворения, воспринимать ритм, произносить словаПосудаКот на печку пошел, Горшок каши нашел. На печи калачи,Как огонь, горячи, Пряники пекутся, Коту в лапки не даютсяСорока, сорока!Где была?— Далеко!Кашу варила,Деток кормила.Этому дала на блюдечке,Этому — на тарелочке,Этому — в чашечке,Этому — в мисочке.А этому ничего не дала!Ты дров не рубил,Воды не носил,Кашу не варил.Вот тебе ложка,Свари сам себе кашуМуха-горюха, Муха-цокотуха. По полю летала, Гостей созывала. Муха-горюха, Кашу варила,Кашу положила — Мишке — в миску. Зайке — в чашку. Кошке — в плошку. Гости поели, Спать захотеливнимательно слушать потешку, понимать прочитанное, показывать детали на картинкепроизносить отдельные словаИгры с водойКап-кап, как всегда, Из крана капает вода. Моем шею, Моем уши, Вытираемся посуше — Не спеша, не спеша. Мы и зубы чистим тоже Не спеша, не спеша.Водичка, водичка. Умой мое личико. Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щечки краснели. Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубокпонимать и воспринимать ритм стихотворения, произносить звукоподражания и слова, совершать игровые движенияДомашние животныеТам котик усатыйПо садику бродит,А козлик рогатыйЗа котиком ходит;И лапочкой котикПомадит свой ротик, А козлик седоюТрясет бородоюДай молока, буренушка. Хоть капельку — на донышко. Ждут меня котята, Малые ребята Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко. Всем дает здоровье Молоко коровье!Собака на кухне Пироги печет. Кот в углу Сухари толчет Кошка на окошке Рубашку шьет. Курочка в сапожках Избушку мететвоспроизводить слова и звуки.ПтицыКурочка моя, умница моя, Вот зерно, водичка, Дай ты мне яичко, Умница моя!Наши уточки с утра:Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!Наши гуси у пруда:Га-га-га! Га-га-га!А индюк среди двора:Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверхуГрру-грру-грру-у-у-у!Наши курочки в окно:Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!А как Петя-петушок,Золотой гребешок,Ранним-рано поутруНам споет: «Ку-ка-ре-ку!»воспроизводить слова и звукиДикие животныеЛягушонок маленький прыгал по дорожке,И об острый камешек он поранил ножку, «Ой-ой-ой»,— заплакал лягушонок,ногу)Как же голосок его был тонок!Он листочек к лапке приложилИ к лягушке-маме поспешил.Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку, Кому в шапочкуВот и люди спят, Вот и звери спят. Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайки спят на травушке, Утки на муравушке,Детки все по люлечкам...Спят-поспят,Всему миру спать велятПроизносить звукоподражания.ГрибыМы в лесок пришли. Мы грибок нашли. Маленький да складный, В шапочке нарядной.Ножки, ножки,Куда вы бежите?В лесок, в борок —Грибы, ягоды сбирать,Нашу Катю угощатьНа горе-то ива. Под горой-то диво: Ходят котики-коты, Коти — серые хвосты У них шапки с пером, Кушачки с серебром. Коти по лесу идут, Грибы, ягоды берутслушать и понимать содержание стихотворения, воспринимать ритм, произносить словаПриложение 3Решение сказочных задач, правильная интонацияЦель: развитие эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка. Материалы: бумага, цветные карандаши, карта с островами – эмоциями. Время: от 30 минут на каждую задачку.Технология работы:- Прочитать сказку и обсудить ее (что понравилось / не понравилось, на что обратили внимание, что запомнилось, какой смысл сказки и пр.).- Разрешить познавательную ситуацию, описанную в сказке.- Выделить основное «закодированное» чувство (обговорить характерные черты изучаемой эмоции: ее внешнее проявление, внутреннюю составляющую, то есть мысли и желания, возникающие во время чувствования). - Обсудить с детьми ситуации, в которых они испытывают такое же чувство. - Предложить группе придумать и нарисовать сказку, в которой они были бы главными героями, испытывающими аналогичное чувство (это поможет найти различные способы совладения с указанным эмоциональным состоянием, расширит возможности саморегуляции и пр.). Дети показывают свои рисунки и рассказывают свои сказки. - Обсудить, есть ли у нас помощники, которые подскажут, как справиться с чувством, если его становится очень много, и оно начинает нам мешать (это укажет детям возможные выходы из сложных жизненных обстоятельств). Создание игровой ситуации «Путешествие по островам» помогает поддержать интерес к занятиям, создать мотивацию у детей на продолжительную работу. Острова можно сделать из обычной бумаги с нарисованной пиктограммой эмоции и развесить в произвольном порядке на доске или приклеить на ватман (сделать настоящую «карту»). Отмечая пройденный путь условными знаками (о которых нужно договориться с детьми), мы формируем общее прошлое у детей («Помните, на этом острове у нас было ...»), объединяем их воспоминаниями и тем самым делаем ближе друг к другу, доброжелательнее, внимательнее. Можно раздать детям небольшие листочки для изображения своих сказок и в дальнейшем прикреплять их вокруг островов – эмоций. Вводная инструкция. Друзья! Я приглашаю вас в путешествие на маленькие острова, затерянные в океане. Нас ждут удивительные рассказы и интересные приключенияВы готовы совершать открытия? Тогда в путь! Нам поможет карта, на которой отмечены наши острова. Давайте рассмотрим ее подробнее. Что вы видите? Какой остров мы посетим первым?ЗАДАЧА 1. ИНТЕРЕСЖил – был Слоненок. У нег о был длинный хобот, он очень им гордился. Пошел Слоненок гулять и стал со всеми здороваться: с Тигренком, Львенком и Жирафиком. Поздоровавшись с друзьями, слоненок предложил им пойти в неведомые джунгли. Глазки у зверят сразу загорелись, стали большими – большими, они начали потирать лапки в предвкушении приключений. Радостные, вошли они в темную чащу джунглей. Тут они увидели, что по дереву ползет ... ветка! то было так неожиданно, что друзья сначала даже испугались. Но потом слоненок осторожно дотронулся до ивы ветки хоботом: — Это кто – то длинный, пятнистый, гладкий .... Глазки друзей загорелись интересом: — Кто же ты такой? Давай познакомимся! Длинный, пятнистый, гладкий и холодный ответил, что он — ... - Кто он, ребята? Обсуждение: Сколько друзей пошли гулять? Куда они пошли гулять? Что они чувствовали, когда увидели «живую ветку»? Какое чувство вы испытываете, когда видите, что – то необычное? Что необычное вы знаете? Сочините сказку, в которой вы будете главным героем, который увидел, что – то интересное. Что мы можем назвать интересным? Какой помощник у нас есть, позволяющий переключить на другое чувство? ЗАДАЧА 2. РАДОСТЬЖила – была Радость. Она была одна на всех и постоянно никуда не успевала: одного обрадует, а другой огорчится. Грустная, брела Радость к себе до мой. Навстречу ей попались три друга, и у каждого было огорчение. У самого высокого огорчение было самое маленькое, у самого маленького — больше, чем он, но меньше, чем у высокого. У последнего огорчение было самое большое. Радости до того захотелось помочь друзьям, что она взяла, да и ... Обсуждение: Что сделала Радость? У кого какое было огорчение? (Эта задача решается совместно с ведущим на фигурах – заместителях: условно обозначая друзей кружками, другой фигурой мы предлагаем детям обозначить огорчение, варьируя размер фигуры) Что это были за Огорчения? Как огорчение превратить в радость? Придумай сказку, в которой ты сначала был грустным, а потом стал веселым. Расскажи ее. Хватает ли одной радости на всех людей, или нужно много радостей? Какой помощник у нас есть, который позволяет переключиться на другое чувство? ЗАДАЧА 3. УДИВЛЕНИЕЖил – был маленький мальчик Саша. У него был аквариум с рыбками, которые любили плавать стайкой, играть в догонялки и пускать пузыри. Однажды Саша раскрашивал картинку, которую хотел подарить маме на день рождения. Вдруг он увидел, что все рыбки плывут в разных направлениях. Красная была грустной и плыла вверх, зеленая — веселой и ныряла вниз, желтая задумчиво направлялась влево, синяя казалась очень злой и двигалась направо. Саша, открыв рот, смотрел на такое необычное зрелище. От удивления он забыл раскрасить свою картинку, и мама осталась без подарка. Сашу волновало только одно: как снова подружить рыбок, сделать так, чтобы они плыли в одном направлении? Обсуждение: Что Саша может сделать, чтобы рыбки поплыли вместе? Нарисуйте, как плывут рыбки в аквариуме. Почему Саша оставил маму без подарка? Какое чувство он испытал, когда увидел рыбок? Когда ты бываешь удивленным? Что удивительного ты видел? Придумай и нарисуй сказку, когда ты был удивленным. Какой помощник есть у нас, позволяющий переключиться на другое чувство?ЗАДАЧА 4. СТРАДАНИЕЖили – были три Конфеты. Одна Конфета расстроилась и ушла. Но потом ей стало скучно, и она вернулась. Через минуту другая Конфетка расстроилась, начала плакать и тоже решила уйти от подруг. Но и ей вскоре стало скучно, и она пришла обратно. А потом и последняя Конфета начала страдать, плакать, жаловаться. Она ушла, но испугалась и пришла обратно. Обсуждение: Сколько конфет лежит сейчас в вазочке? Почему Конфетки страдали, плакали, расстраивались? Вспомните, когда и из – за чего вы расстроились в последнее время? Придумайте сказку, в которой вы были бы главным героем, который из – за чего – то страдает. Из – за чего можно страдать, плакать, огорчаться? Из – за чего может мама / папа огорчаться? Какой помощник есть у нас, позволяющий избавиться от страдания? ЗАДАЧА 5. ГНЕВГнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Дружили три мальчика: Вася, Петя и Миша. Однажды Петя говорит: — Не будем дружить с Васькой, он мне свою конфету не отдал! Так они и поступили. Кто с Петей стал дружить? Вася заплакал, но ничего не сказал. Потом Петя сказал Мише: — А ну - ка, отдай мне свою конфету! Миша разозлился и не отдал, а сам ее быстренько съел. Тогда Петя тоже разозлился, стукнул Мишу и сказал: — Ты жадный обжора! Не буду с тобой дружить! Обсуждение: с кем стал дружить Петя? Сколько конфет он хотел съесть? Кто вам больше всего понравился / не понравился из этого рассказа? Кто из мальчиков самый злой, а кто — самый добрый? Нарисуй мальчиков. (Это задание можно выполнять схематически, делая пиктограммы, ведущий должен обсудить с детьми, как графически изобразить очень злого, не совсем злого и пр.) С кем из рассказа вы хотели бы дружить? Вспомните случай, когда вы были очень злыми. Придумай – те сказку, в которой вы были бы главным героем и испытывали чувство злости. Какой помощник есть у нас, позволяющий избавиться от злости? ЗАДАЧА 6. ОТВРАЩЕНИЕ— Фу! — сказа л Слоненок, проходя мимо. — Фу – фу! — сказал Львенок, проходя мимо. — Фу – фу – фу! — сказал Ежик, проходя мимо. — Чего это вы фукаете? — спросила Хрюшка, доставая из грязной лужи капустный лист и съедая его. — Это же вкуснятина с соусом из грязюки! Что может быть лучше? Обсуждение: Почему «фукали» зверята? Какое чувство они испытывали? Нарисуй, кто сколько «фукал». (Это задание выполняется с рисованием фигур – заместителей, самый большой персонаж — большой кружок, например. Напротив, кружка нужно показать точками количество сказанных им слов). Что может у людей вызывать отвращение? Придумай сказку, в которой ты был бы главным героем и у тебя что – то вызывало бы отвращение. Какой помощник есть у нас, позволяющий избавиться от отвращения? ЗАДАЧА 7. ПРЕЗРЕНИЕЖила – была девочка. Она была очень аккуратная, красивая и вежливая, всегда мыла руки перед едой, говорила «спасибо» и никогда не дралась. У нее было много разных платьев: большое синее, маленькое красное, среднее желтое. Бантиков было еще больше: маленькие прямоугольные розовые, треугольные голубые большие, круглые средние оранжевые. Каждый день она меняла свои наряды, подбирая подходящие цвета. Все хотели с ней дружить, сидеть рядом за одним столом. Она очень мило улыбалась, помогала всем, кто ее просил. Она была хорошей, очень хорошей. Однажды в садик пришел новенький мальчик. Он был в грязной одежде, постоянно ломал игрушки, за столом ел неаккуратно, всюду летели крошки и капли. Как – то у девочки упала куколка и улетела под шкаф. Она долго не могла ее достать. Мальчик, хотя и был грязнулей, но все – таки был добрый. Он встал из–за стола и вытащил куколку из – под шкафа. Он схватил ее грязными руками, и белоснежное платье превратилось в какую – то грязную тряпку. «Фи, — сказала девочка, — с этой куколкой я уже не смогу играть!» Она двумя пальчиками взяла ее за платье и выкинула в мусорную корзину. Обсуждение: Нарисуй платья девочки и ее бантики, подбери подходящие. (Это задание выполняется следующим образом: детям по ходу чтения сказки предлагается слева на листе бумаги рисовать платья в виде треугольников соответствующего цвета и размера, справа — бантики, учитывая предложенное описание. Затем надо соединить подходящие платья и бантики стрелочками, объясняя свой выбор. Ведущий обязательно должен спросить у детей, по какому «правилу» действуют дети: одинаковые по размеру и подходящие по цвету). Какое чувство испытывала девочка? С кем вам хотелось бы дружить и почему? Когда вы чувствуете презрение? Придумайте сказку, в которой вы — главный герой, который чувствует презрение. Какой помощник есть у на, позволяющий перестать чувствовать презрение?
2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М., 1989.
3. Белова-Давид Р.А. Нарушения речи у дошкольников. - М., 1969.
4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) – М., 1977.
5. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М., 2001.
6. Бехтерева Н.П. О мозге человека. - М., 1994.
7. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. / Пер. с англ. – М., 1988
8. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М., 2005.
9. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент, 1989.
10. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностика. - СПб., 2003.
11. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
13. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевойпатологией//Дефектология. — 1995. — № 6. - С. 7 - 16.
14. Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Маевская Р.И. Медико-педагогическая характеристика сложных форм патологии речи \\ Изучение и коррекция речевых расстройств. - Л., 1986.
15. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств.// Обучение и воспитание детей с нарушениями речи./ Под ред. В.И. Селивёрстова и др. – М., 1982.
16. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
17. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М., 1958.
18. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.
19. Зиндер Л.В. Общая фонетика. – М., 1979
20. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов, 1986
21. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.
22. КудрявцевВ.Т. Субъект деятельности в онтогенезе / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева // Вопр. психологии. — 2001. — № 4. — с. 14—30
23. Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие лексики в условиях сенсорных дефектов. — М., 1966.
24. Левина Р.Е. Предмет логопедии. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968
25. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2003. – С. 247 – 272.
26. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - СПб., 2001.
27. Лопатина Л.В. К вопросу о стёртых формах дизартрии // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. – Л., 1989.
28. Лопатина.Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2005.
29. Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринола-лия).// Диагностика нарушений речи у детей и организация логопеди-ческой работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000
30. Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стёртой дизартрией. Особенности механизмов, структуры нарушений и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб, 1996.
31. Лопатина Л.С., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994.
32. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражения мозга. - М., 1962.
33. Лурия А. Р. Язык и сознание. - М., 1979.
34. Лурия А.Р. Основы нейроспихологии. - М., 1973.
35. Мартынова Р. И, Мелихова И. В. Расстройство речи и методы устранения.// Дефектология. – 1975. – № 5.
36. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.
37. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Под
ред. С. А. Мироновой. — М., 1987.
38. Панченко И.И., Щербакова Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003. – С. 119 – 131.
39. ПешковскийА. М. Русский синтаксис в научном освещении. - М., 1956
40. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973
41. Правдина О.В. Тяжелая дизартрия детского возраста в логопедической практики// Афтореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1949.
42. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников. – М., 1970
43. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Дизартрии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селивёрстова. – М., 1997.
44. Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003. – С. 103 – 119.
45. Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л., 1979.
46. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – СПб., 1981.
47. Соботович Е.Ф. Проявление косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1970
48. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики. // Дефектология, 1974. №4.
49. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984.
50. Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999
51. Тонкова-ЯмпольскаяГ. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни // Вопросы психологии. 1968. № 3
52. Фридман Т.Л. Интонация детей в общении со взрослыми. – М., 1999.
53. Халилова Л.Б. Вопросы теории обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом // Дефектология. – 1990. №1. –С. 53 – 59.
54. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2000
55. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – М., 1948.
56. Эйдинова М.Б., Правдина - Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. - М., 1959.
57. Элъконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1969.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования ритмоинтонационной стороны речи у детей с дизартрией
1.1 Лингвистические аспекты исследования ритмоинтонационной стороны речи
1.2 Освоение ритмоинтонационной стороны речи в онтогенезе
1.3 Особенности ритмоинтонационной стороны речи у детей с дизартрией
1.4 Роль говорил фольклора в коррекции ритмоинтонационной стороны речи у детей с дизартрией
Глава 2. Выявление уровня сформированности ритмоинтонационной стороны речи у детей дошкольного возраста
2.1 Методика выявления нарушений ритмоинтонационной стороны речи у детей дошкольного возраста
Глава 3. Методические рекомендации по формированию ритмоинтонационной стороны речи
3.1 Основные направления формирования ритмоинтонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией к средствам говорил фольклор
3.2 Анализ материалов констатирующего исследования
Вывод
библиография
Введение
Речь играет исключительную роль в жизни человека. Она является компонентом связи человеческого мышления и предназначен для общения людей. Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозге объективной реальности.
Проблема развития речи ребенка - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогики. Признается тот факт, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важным компонентом его личности, поведения, эмоционально-волевые процессы.
Актуальность нашей работы состоит в том, что интерес к проблеме в области формирования интонационных особенностей у детей с дизартрией связано, в первую очередь, важность этого компонента в процесс общения. "Интонации, фразовые ударения, паузы также важны для фонетической системы русского языка, как фонемы. Ребенок, усваивая русский язык, должен знать и эти средства, в первую очередь, чтобы узнать у него, как звуки распознавать различные значение выражения другим, но и освоить умение применять их на те же цели, то есть использовать их как фонологические средства языка" [38, c. 137].
Более тщательное изучение возможностей освоения детьми дошкольного возраста различных типов интонации и восприятие, идентификация трудности, с которыми сталкиваются дети дошкольного возраста, решает проблемы целенаправленной коррекции правильной интонации и ритма как важнейшего которые составляют элемент речи.