Гражданско-правовые особенности, предпринимательской деятельности в особых экономических зонах.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Гражданское право
  • 80 80 страниц
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 11.06.2016
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИК ЗОНЫ: СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 7
1.1.Правовые аспекты и исторические предпосылки создания института особых экономических зон в Российской Федерации 7
1.2. Особая экономическая зона как объект государственного управления 16
1.3. Понятие и виды особых экономических зон 21
1.4. Предпринимательство как способ ведения бизнеса 26
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 36
2.1. Особенности правового статуса резидентов особых экономических зон 36
2.2. Особенность нормативного регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах 43
2.3. Особенность организационно-правового управления предпринимательской деятельностью в особых экономических зонах 53
2.4. Особенность ведение предпринимательской деятельности в особой экономической зоне 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72

Фрагмент для ознакомления

Для современной России этот вопрос также является весьма актуальным. В этом направлении сейчас делается немало и в области политики, и в области экономики, и в области законотворчества. Вместе с тем отчетливо видно, что не все сегменты открыты в равной степени. Государство определило для себя возможные направления и уровень проникновения иностранного капитала в экономику России.В настоящее время для России, преодолевающей последствия экономического кризиса, а также вступившей на путь модернизации, крайне необходимы инвестиции в экономику.Дж. Сакс отмечает, что инвестиции это расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем обеспечат подъём производственной мощи всей экономики. Указанный американский экономист инвестирование прежде всего связывает, во-первых, со сбережениями населения, а во-вторых, с появлением свободных капиталов, которые могут быть направлены не на удовлетворениепотребительских нужд, а на развитие определённой сферы производства.Американский учёный С. Хеннигер высказывает мнение, что инвестиции – это любые инструменты, с помощью которых можно разместить деньги, рассчитывая сохранить и приумножить их стоимость, обеспечивая положительную величину доходов.Существуют и другие определения рассматриваемого термина, содержащиеся в экономической литературе, каждое из которых характеризует тот или иной аспект инвестиций. Трактовки понятия «инвестиции»часто увязываются с конкретными целями исследования того или иного автора. Так, А.В. Воронцовский при оценке инвестиционных решений под инвестицией понимает «деятельность инвестора, направленную на достижение своих, как правило, долгосрочных, целей, не связанных с текущим потреблением, которая основывается на вложении (расходах) собственного и заемного капитала».Следует отметить, что инвестиционный процесс - это длящееся правоотношение между иностранным инвестором и получателем иностранных инвестиций. Иностранный инвестор обычно «физически» присутствует в стране - получателе иностранных инвестиций, тогда как экспортер вовлечен в торговлю с определенной страной-получателем на основе коммерческих сделок, осложненных иностранным элементом, и его присутствие в стране-получателе не является отличительной характеристикой складывающихся между сторонами отношений.Правовой режим инвестирования означает, установление определенных правил поведения для различных групп инвесторов, особенности, присущие конкретной группе инвесторов. Данные особенности предопределяют не только специфику регулирования, но и специфику применения мер защиты и ответственности.Следует отметить, что привлечение инвестиций - это один из способов нахождения дополнительных финансовых ресурсов. Рассматривая особые экономические зоны, следует отметить, чтоособая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации, кроме того, в ОЭЗ устанавливается особый льготный режим по сравнению с общим режимом инвестиций в производство бизнес-деятельности, включая внешнюю торговлю и инвестиции, включая иностранные. Особый режим ведения предпринимательской деятельности, связанные с выравниванием системы администрирования, налоговых льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в развитие особых экономических зон.Закон об ОЭЗ, учитывает два типа гарантий: от неблагоприятного изменения налогового законодательства и судебных гарантий для разрешения споров. Эти виды гарантий означают юридически гарантированную стабильность налоговых и иных льгот, предоставляемых резидентам ОЭЗ, и судебную защиту их прав и интересов. Кроме того, указанный законявляется определенной гарантией для инвесторов, включая иностранных, вкладывающих средства в развитие ОЭЗ, в качестве основы для создания и поддержания таких районов, посколькугарантии прав инвесторов, заложены на законодательном уровне и не могут быть произвольно отменены или изменены подзаконными нормативно-правовыми актами.Несмотря на разнообразие свободных экономических зон, есть несколько универсальных характеристик, присущих любой из них. 1. Использование различных видов льгот и стимулов, которые создают наиболее благоприятные условия для инвестиций, в том числе иностранных и ведения бизнеса. К ним относятся: таможенные льготы - уменьшение или устранение экспортно-импортных таможенных пошлин, упрощенный порядок внешнеторговых операций; налоговые льготы, например, специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ). Ускоренной амортизации предусмотрено для резидентов промышленно-производственной и туристско-рекреационной особой экономической зоны. В отношении собственных основных средств к общей норме амортизации, такие налогоплательщики могут применять специальный коэффициент, но не более двух (ст. 259 НК РФ). Кроме того, они имеют право переносить убытки предыдущего налогового периода на текущий год, в то время как остальные налогоплательщики могут понести убытки лишь в размере 50% налоговой базы. Кроме того, во всех ОЭЗ налогоплательщики могут экономить на расходах на исследования и разработки. В отличие от рядовых налогоплательщиков, для которых положительный результат научно-исследовательских расходы равномерно включаются в состав прочих расходов в течение двух лет, а для отрицательной - в течение трех (ст. ст. 262 НК РФ), зарегистрированным и действующим в ОЭЗ, организации, стоимость таких исследований включают в себя расходы в полном объеме в период реализации. Это правило распространяется не только на резидентов ОЭЗ, но и всех организаций, зарегистрированных и действующих на территории ОЭЗ. финансовые преференции, в том числе различных форм государственных субсидий, предоставляемых непосредственно за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно в виде более низких цен на коммунальные услуги, арендную плату за пользование земельными участками; административные привилегии. Упрощение процедур регистрации компаний и лицензирования на территории особой экономической зоны, льготного визового режима въезда и выезда иностранных граждан, минимизации проверок государственных контролирующих органов в течение первых 2-х до 3 лет деятельности предприятия в особой зоне. 2. Наличие локальной, относительно изолированной системы управления. 3. Всесторонняя поддержка проекта свободной экономической зоне как центральной,так и региональных и местных органов власти. 4. Максимальная открытость свободного притока в экономическую свободную зону иностранного капитала. 2.4. Особенность ведение предпринимательской деятельности в особой экономической зонеВо многих государствах одной из эффективных и перспективных форм привлечения инвестиций с целью развития экономического и научного потенциала становится создание экономических зон. Экономический феномен, именуемый оффшорным бизнесом, является международно-экономическим явлением, представляющим собой сложный и комплексный процесс. Основная идея оффшорного бизнеса строится на сложной концепции экономической сущности , которая основывается на извлечении прибыли.В силу важности привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, а также постольку, поскольку именно инвестирование иностранными инвесторами подвержено воздействию нескольких национальных правовых систем и международного права, ФЗ «Об иностранных инвестициях»направлен на установление гарантий для иностранных инвесторов. Часть таких гарантий общеприняты в мировой практике и их законодательное закрепление необходимо для создания благоприятного инвестиционного климата в стране (регионе, ОЭЗ) и положительного имиджа страны в международном экономическом сообществе.Кроме того, огромное значение для инвестора имеют гарантии защиты его прав. Условия для иностранных инвестиций и правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, с точки зрения инвестиций, чем режим деятельности российских инвесторов, кроме изъятий, которые установлены федеральными законами.По отдельным моментам иностранные инвестиции являются более защищенными, чем отечественные инвестиции. К иностранным инвестициям могут быть применены так называемые стабилизационные оговорки - то есть, применение нормативного акта, действующегонаначало реализации (инвестирования) проекта в течение определенного периода времени, в случае если в дальнейшем будет принят новый нормативный акт, ухудшающий положение иностранного инвестора.На 3-м Международномюридическом форуме, выступивший премьер-министр РФ Д.А. Медведев подтвердил иностранным гостям и приглашенным слушателям, что в последние годы значительно укрепляется корпоративное законодательство и усиливаются механизмы защиты и охраны инвестиций, вложенных иностранными компаниями в России.Д.А. Медведев подчеркнул, что «недостатком международного права можно считать ситуацию, когда внешний инвестор оказывается в наиболее привилегированном положении, чем внутренний». «Мы рассчитываем, - пояснил Д.А. Медведев, - в ближайшее время привести нормы гражданского права об инвестициях в соответствие с международными с тем, чтобы защита была равной.Инвестиционное законодательство направлено на создание благоприятных условий для инвестиций, предоставляя льготы игарантии для стабилизации экономической деятельности. Предоставление государственных гарантий инвесторам предполагает создание действенной системы гарантий прав инвесторам иразработку механизма урегулирования споров участниковинвестиционного пролцесса.Гарантии прав и законных интересов субъектов инвестиционных отношений являются частью механизма правового регулирования рынка инвестиционного капитала.Как отмечает А.В. Малько, механизм правового регулирования является системой правовых средств для преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права . Одним из таких средств является гарантии в области инвестиционной деятельности, которая выступают в качестве необходимого элемента эффективного функционирования капитала, инвестиций и экономического развития в целом, поскольку реализация субъектами инвестиционной деятельности своих прав зависит от системы гарантий прав и законных интересов инвестора.В современномэкономическом словаре дается следующее определение гарантии: «Гарантия - поручительство за выполнение определенным лицом денежных или вещественных обязательств, форма ответственности за выполнение принятых обязательств. Гарантом исполнения обязательств договора могут быть как участники сделки, так и третье лицо, принимающее на себя ответственность.В юридическом словаре понятие «гарантия»определяется как система обеспечения реальности прав, установленных законодательством.Следует отметить, что инвестиционное законодательство использует понятие «государственные гарантии инвестиционной деятельности». Государственные гарантии являются фиксированными, и закрепляются в законе, поэтому они являются правовыми. При этом, суть государственных гарантий в том, что государство выступает гарантом особого рода, персонифицирует себя в качестве ответчика пи обеспечении взятого обязательства. В то же время государственные гарантии адресуются, как правило, иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам. Так, например,в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»установленные виды гарантий предоставляются иностранным инвесторам и государствомподчеркивается, что оно является гарантом стабильности и осуществимости.Основной целью указанного закона является то, что он определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получение ими прибыли и доходов от инвестиционной деятельности.Отметим, что в правовой литературе высказывается позиция о том, что для создания благоприятного инвестиционного климата необходимо наличие двусторонних инвестиционных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, которые четко соблюдаются, а также участие в международных многосторонних соглашениях, в частности в Вашингтонской и Сеульской конвенциях.Российская Федерация в настоящее время является участницей многих двусторонних инвестиционных соглашений, которые гарантируют основные права иностранных инвесторов, в том числе на защиту инвестиций и безопасность. Россия также является участницей международных инвестиционных соглашений. Так, Россией была подписана и ратифицирована Сеульская конвенция, которая учредила Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. Россия также подписала Вашингтонскую конвенцию, которая предполагает возможность разрешения инвестиционного спора созданным ею Международным центром по разрешению инвестиционных споров, однако данная Конвенция пока не ратифицирована. Нельзя также не упомянуть двусторонние соглашения об отсутствии двойного налогообложения, которые подписаны Россией с некоторыми странами и оказывают благоприятное влияние на привлечение иностранного капитала в страну.Между тем, как отмечает А.Г. Богатырев, регулирование инвестиционной деятельности носит национальный государственно-правовой характер, а международно-правовое регулирование является составной и неотъемлемой частью национального регулирования. Также И.З. Фархутдинов указывает, что международно-правовые механизмы никак не заменяют национальные механизмы гарантий защиты прав инвестора, а только дополняют их.Иностранные инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством Российской Федерации и международными договорами, действующим на территории России.Закон об иностранных инвестицияхустанавливает достаточно обширный перечень (ст. ст. 5 - 17)гарантий и льгот для иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, которые призваны стимулировать приток иностранных инвестиций в Россию.При этом важен не только факт провозглашения гарантий, но и их реальное соблюдение. Среди гарантий, которые необходимы для создания благоприятного инвестиционного климата следует выделить:• гарантию неприкосновенности иностранных инвестиций;• гарантии защиты права собственности: гарантии от экспроприации, национализации, реквизиции, компенсационный порядок изъятия для государственных и муниципальных нужд;• гарантии права на репатриацию прибыли и капиталовложений;• гарантии возможности урегулирования инвестиционного спора посредством международного арбитража, обеспечение исполнимости арбитражных решений международных арбитражей. Система гарантий, предусмотренная указанным выше Законом, при ближайшем рассмотрении, не что иное, как отражение системы правовых гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации и гражданским законодательством. И если для функционирования гражданских правоотношений, правовые гарантии очевидны, и вытекают из положений гражданского права, то по отношению к иностранным инвесторам расшифровка гарантий обеспечивает устойчивость и правовую защиту инвестиций иностранных инвесторов, их субъективных прав и законных интересов, которые даются вспециальном законе, и несомненно, является важным и ключевым элементом правовой политики в этой области. Так, в частности, гарантии правовой защиты инвесторов, путем обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с инвестициями, являются проекцией ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, которая каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также положений ч. 1 ст. 1 ГК РФ, согласно которой гражданское законодательство основывается на признании равенства участников, регулирует их отношения, неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебную защиту.Например, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме капитальных вложений» в ч. 1 ст. 15 устанавливает, что государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от формы собственности:1)обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;2)гласность в обсуждении инвестиционных проектов;3)право обжалования в суд решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц;4)защиту капитальных вложений.Приведенные выше гарантийные обязательства являются общими для всех субъектов гражданских и деловых отношений. В связи с этим, представляется, важным развитие правового регулирования инвестиционной деятельности как обладающей определенной спецификой.Особое место среди гарантий прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности, относятся те, которые установлены в законодательстве об инвестиционной деятельности и непосредственно учитывать специфику конкретного вида инвестиций.Таким образом, важной частью системы юридических гарантий прав инвестиционной деятельности является надлежащее юридическое сопровождение их деятельности.Можно провести следующую классификацию групп гарантий прав и законных интересов иностранных инвесторов, при осуществлении инвестиционной деятельности: 1)Общие гарантии правовой защиты деятельности инвесторов; 2)Специальные гарантии правовой защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности, учитывающие специфику конкретного вида инвестиций.3)Дополнительные гарантии правовой защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности. К последним гарантиям, следует отнести гарантии предоставляемые законодателемрезидентам ОЭЗ от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ухудшающих положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ. В соответствии со ст. 38 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»эти гарантии защищают иностранных инвесторов и не допускают ухудшение их положения в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или о деятельности в портовой ОЭЗ. Так, например, Закон «О развитии Крымского федерального округа исвободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»предусматривает создание для участников ОЭЗ в течение 10 лет нулевую ставку налога на прибыль в части, подлежащих уплате в федеральный бюджет. По законодательству Крыма и Севастополя могут устанавливаться пониженные ставки налога, подлежащие уплате в их бюджеты, но не более чем 13,5 процента.Эти ставки применяются при условии сохранения налогоплательщиков ведения раздельного учета доходов (расходов) от операций, проводимых в качестве члена СЭЗ, и доходов (расходов) от других видов деятельности. Закон освобождает участников ОЭЗ от уплаты налога на имущество организаций в течение 10 лет и земельного налога в течение 3 лет, и позволяет им применять ускоренный коэффициент амортизации основных средств. Для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая ставка в 2015-2016 также может быть снижена с 6% до 0%. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов, если товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, необходимо будет представить договор с участником СЭЗ, или его копию, а также копию свидетельства о включении в реестр членов СЭЗ.Кроме того, представляется возможным, выделить гарантии в области инвестиционных отношений: организационные правовые гарантии инвестиционной деятельности, относящиеся к установленным требованиям к компаниям, их структуре, организационно-правовой форме, размере капитала и др., и правовые гарантии, направленные на защиту прав и законных интересов участников отношений инвестирования.В любом случае механизм защиты прав и интересов иностранных инвесторов в равной мере должен быть направлен на обеспечение их прав и интересов, интересов иных субъектов права, в том числе государства, принимающего иностранные инвестиции.Как ранее было отмечено, целью создания особых экономических зон является привлечение иностранных и российских инвестиций, для ускорения экономического роста экспортного потенциала, эффективного использования природных, материальных и трудовых ресурсов на определенной территории.Для достижения этих целей, в свободных экономических зонах, созданы льготный налоговый и таможенный режимы, а также упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, который должен создать благоприятные условия для укрепления и развития хозяйствующих субъектов особых экономических зон. Наряду с предоставлением льготных условий ведения бизнеса в ОЭЗ, гарантирующего заинтересованность иностранных компаний в осуществлении инвестиций в российскую экономику, необходимо совершенствовать их защиту. Поэтому улучшению инвестиционного климата в стране может способствовать совершенствование правового регулирования договорных отношений в сфере предоставления гарантий для защиты интересов иностранных инвесторов в особых экономических зонах.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение следует отметить, что целью создания особых экономических зон является привлечение иностранных и российских инвестиций, для ускорения экономического роста экспортного потенциала, эффективного использования природных, материальных и трудовых ресурсов на определенной территории.Развитие любого современногогосударства невозможно без привлечения определённых ресурсов, в том числе и инвестиций, в связи, с чем в России создаются и развиваются особые экономические зоны. Во многих государствах одной из эффективных и перспективных форм привлечения инвестиций с целью развития экономического и научного потенциала становится создание экономических зон. Экономический феномен, именуемый оффшорным бизнесом, является международно-экономическим явлением, представляющим собой сложный и комплексный процесс. Основная идея данного бизнеса строится на сложной концепции экономической сущности , которая основывается на извлечении прибыли.Первые шаги в России по созданию территорий, на которых действовал особый режим ведения предпринимательской деятельности, были сделаны в начале и середине 1990-х годов.В соответствии с происходящими в мире и в экономике России переменами изменились задачи социально-экономической политики государства, а также задачи налоговой политики.Для достижения этих целей, в свободных экономических зонах, созданы льготный налоговый и таможенный режимы, а также упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, который должен создать благоприятные условия для укрепления и развития хозяйствующих субъектов особых экономических зон. Однако, практика привлечения иностранных инвестиций в особые экономические зоны показывает, что принимаемые Правительством Российской Федерации меры недостаточны, а современная российская экономика испытывает серьезный дефицит финансовых ресурсов для реализации стоящих перед государством задач.При этом механизм защиты прав и интересов иностранных инвесторов в равной мере должен быть направлен на обеспечение их прав и интересов, интересов иных субъектов права, в том числе государства, принимающего иностранные инвестиции.Несмотря на разнообразие свободных экономических зон можно выделить следующие несколько универсальных характеристик, присущих любой из них. А.) Использование различных видов льгот и стимулов, которые создают наиболее благоприятные условия для инвестиций, в том числе иностранных и ведения бизнеса. Б). Наличие локальной, относительно изолированной системы управления. В). Всесторонняя поддержка проекта свободной экономической зоне как центральной, так и региональных и местных органов власти. Г). Максимальная открытость свободного притока в экономическую свободную зону иностранного капитала. Можно провести следующую классификацию групп гарантий прав и законных интересов резидентов, при осуществлении инвестиционной деятельности: 1)Общие гарантии правовой защиты деятельности резидентов; 2)Специальные гарантии правовой защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности.3)Дополнительные гарантии правовой защиты прав и законных интересов резидентов. К последним гарантиям, следует отнести гарантии предоставляемые законодателемрезидентам ОЭЗ от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ухудшающих положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые акты«Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Текст]// «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ[Текст]// «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон»об особых экономических зонах в Российской Федерации «и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[Текст]// «Собрание законодательства РФ», 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7043Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[Текст]// «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3127Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»[Текст]// «Собрание законодательства РФ», 21.12.1998, N 51, ст. 6273Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»[Текст]// Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4137; Парламентская газета. 2011. N 11.Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»[Текст] // Собрание законодательства РФ. 2010. N 40. Ст. 4970; 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7000.Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»[Текст]//СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[Текст]// «Собрание законодательства РФ», 01.03.1999, N 9, ст. 1096Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[Текст]// «Собрание законодательства РФ», 12.07.1999, N 28, ст. 3493Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа»[Текст]// «Собрание законодательства РФ», 26.12.2005, N 52 (3 ч.), ст. 5747Постановление Правительства РФ от 6 июля 2008 г. N 510 «О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации»[Текст]//СЗ РФ. 2008. N 28. Ст. 3382.Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 1243-р «Об утверждении перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критические технологии)»[Текст]// СЗ РФ. 2008. N 35. Ст. 4068. Книги, статьи, отдельные изданияАсосков А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте.[Текст] / М.: Статут, 2013. – С. 388Батяева Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие.[Текст] / М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 415 .Бессарабов Д.В. Правовое положение субъектов рынка ценных бумаг[Текст]: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. – С. 318; Богатырев А.Г. Государственно-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений (вопросы теории)[Текст]: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1996. – С. 310.Богуславский М.М. Международное частное право[Текст] / Учеб. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. – С. 368.Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс).[Текст] / М.: Волтерс Клувер, 2014.– С. 355.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. [Текст] /СПб.: Лань, 2002. – С. 200.Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития [Текст] /В.Г. Вишняков // Журнал российского права. 2003. N 1. – С. 45.Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). [Текст] /М.: ИНФРА-М; Контракт, 2011. – С. 113Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России: Монография.[Текст] / М.: Волтерс Клувер, 2011. – С. 126.Воронина А. М. Место и роль оффшорного бизнеса в современной мировой экономике[Текст]: автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. – М., 2008. – С. 8.Гонтмахер Е. Россия XXI века: образ желаемого завтра. Обзор актуальных новостей[Текст]/ Е. Гонтмахер // Налоги. 2013. N 12. – С. 25-30Довгополов А.А. Глобальные проблемы мировой экономики[Текст]/ А.А. Довгополов // Евразийский юридический журнал. 2010. N 2(21). – С. 17Дораев М.Г. Специфика государственного регулирования прямых иностранных инвестиций в Канаде (правовые вопросы) [Текст] /М.Г. Дораев // Предпринимательское право. 2012. N 1.– С. 22Доронина Н.Г. Особые экономические зоны во внешнеэкономической деятельности [Текст]/ Н.Г. Доронина // Журнал российского права. 2004. N 6. – С. 95.Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учеб. пособие.[Текст] / 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2010. – С. 282.Кирин А.В. Правовые основы отношений государства и инвесторов. – М.: Инфра-М, 2008. – С. 216.Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования.[Текст] / М., 2006. – С. 434.Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник.[Текст] / 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. – С. 419.Ручкина Г.Ф. Иностранное участие в предпринимательской деятельности: правовое регулирование требований и ограничений[Текст] / Г.Ф. Ручкина // Предпринимательское право. 2008. N 2. – С. 16 - 22;Щукин Б.М. Предпринимательский риск [Текст]// Основы предпринимательства. М., 2006. – С. 210Иностранные источникиSauvant K.P. A Backlash Against Foreign Direct Investment? // World Investment Prospects to 2010: Boom or Backlash. London. The Economist Intelligence Unit. 2006. P. 71 - 77.Sornarajah M. A Coming Crisis: Expansionary Trends in Investment Treaty Arbitration // Appeals Mechanism in International Investment / Ed. K. Sauvant and M. Chiswick Patterson. Oxford University Press, 2008. P. 39 - 45. Sornarajah M. «The international Law on Foreign Investment». Cambridge: CambridgeUniversityPress, 2010. P. 3 - 4.Интернет-ресурсыПослание Президента Федеральному Собранию, 12.12.2013 // Официальный сайт Президента России.URL: http://www.kremlin.ru/news/19825(дата обращения: 07.05.2016).Протокол о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/wto/indexdocs.(дата обращения: 07.05.2016).Цели, задачи и функции Агентства // НИА «Инвестируйте в Россию».URL: http://invest-rf.com/ru/ob-agentstve/tseli-i-zadachi/(дата обращения: 07.05.2016).Foreign Direct Investment (FDI) Confidence Index // A.T. Kearney.URL: http://www.atkearney.com/ru/research-studies/foreign-direct-investment-confidence-index(дата обращения: 07.05.2016).Quijada R.R. The «Survival Clause»in the Netherlands-Venezuelan BIT: A Salvation Gateway for Foreign Investment in the Oil Sector or a Curse for the Venezuelan Government? // CEPMLP Annual Review. June 4, 2009.URL: http://www.dundee.ac.uk. (дата обращения: 07.05.2016).Schil S.W. International Investment Law and Comparative Public Law: Ways out of the Legitimacy Crisis? Draft paper presented at the Investment Law Forum at New York University, 11 April 2011. URL: http://www.iilj.org/research/documents/IF2010-11.Schill.pdf(дата обращения: 07.05.2016).; ANNUAL INNOVATION REPORT 2012, Innovation, Research and Growth , URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/34805/12-p188-annual-innovation-report-2012.pdf(датаобращения: 07.05.2016).UNCTAD Series on Issues in International Investment Agreements II , SCOPE AND DEFINITION, UNITED NATIONSNew York and Geneva, 2011, URL: http://www.unctad.org/en/docs/diaeia20102_en.pdf(датаобращения: 07.05.2016).URL: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/business-english/multinational_1(дата обращения: 07.05.2016).URL: Parent Enterprise, http://www.unctad.org/Templates/Page.asp?intItemID=3155&lang=1(датаобращения: 07.05.2016).URL: Subsidiary Enterprise, http://www.unctad.org/Templates/Page.asp?intItemID=3155&lang=1(датаобращения: 07.05.2016).

Нормативно-правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Текст]// «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ[Текст] // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
3. Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон»об особых экономических зонах в Российской Федерации «и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Текст]// «Собрание законодательства РФ», 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7043
4. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Текст]// «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3127
5. Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» [Текст]// «Собрание законодательства РФ», 21.12.1998, N 51, ст. 6273
6. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [Текст]// Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4137; Парламентская газета. 2011. N 11.
7. Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» [Текст] // Собрание законодательства РФ. 2010. N 40. Ст. 4970; 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7000.
8. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» [Текст] //СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.
9. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Текст]// «Собрание законодательства РФ», 01.03.1999, N 9, ст. 1096
10. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [Текст]// «Собрание законодательства РФ», 12.07.1999, N 28, ст. 3493
11. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» [Текст]// «Собрание законодательства РФ», 26.12.2005, N 52 (3 ч.), ст. 5747
12. Постановление Правительства РФ от 6 июля 2008 г. N 510 «О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации» [Текст]//СЗ РФ. 2008. N 28. Ст. 3382.
13. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 1243-р «Об утверждении перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критические технологии)» [Текст]// СЗ РФ. 2008. N 35. Ст. 4068.

Книги, статьи, отдельные издания
14. Асосков А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. [Текст] / М.: Статут, 2013. – С. 388
15. Батяева Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. [Текст] / М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 415 .
16. Бессарабов Д.В. Правовое положение субъектов рынка ценных бумаг [Текст] : Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. – С. 318;
17. Богатырев А.Г. Государственно-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений (вопросы теории) [Текст] : Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1996. – С. 310.
18. Богуславский М.М. Международное частное право [Текст] / Учеб. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. – С. 368.
19. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс). [Текст] / М.: Волтерс Клувер, 2014. – С. 355.
20. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. [Текст] / СПб.: Лань, 2002. – С. 200.
21. Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития [Текст] / В.Г. Вишняков // Журнал российского права. 2003. N 1. – С. 45.
22. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). [Текст] / М.: ИНФРА-М; Контракт, 2011. – С. 113
23. Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России: Монография. [Текст] / М.: Волтерс Клувер, 2011. – С. 126.
24. Воронина А. М. Место и роль оффшорного бизнеса в современной мировой экономике [Текст] : автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. – М., 2008. – С. 8.
25. Гонтмахер Е. Россия XXI века: образ желаемого завтра. Обзор актуальных новостей [Текст]/ Е. Гонтмахер // Налоги. 2013. N 12. – С. 25-30
26. Довгополов А.А. Глобальные проблемы мировой экономики [Текст]/ А.А. Довгополов // Евразийский юридический журнал. 2010. N 2(21). – С. 17
27. Дораев М.Г. Специфика государственного регулирования прямых иностранных инвестиций в Канаде (правовые вопросы) [Текст] / М.Г. Дораев // Предпринимательское право. 2012. N 1. – С. 22
28. Доронина Н.Г. Особые экономические зоны во внешнеэкономической деятельности [Текст]/ Н.Г. Доронина // Журнал российского права. 2004. N 6. – С. 95.
29. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учеб. пособие. [Текст] / 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2010. – С. 282.
30. Кирин А.В. Правовые основы отношений государства и инвесторов. – М.: Инфра-М, 2008. – С. 216.
31. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. [Текст] / М., 2006. – С. 434.
32. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. [Текст] / 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. – С. 419.
33. Ручкина Г.Ф. Иностранное участие в предпринимательской деятельности: правовое регулирование требований и ограничений [Текст] / Г.Ф. Ручкина // Предпринимательское право. 2008. N 2. – С. 16 - 22;
34. Щукин Б.М. Предпринимательский риск [Текст] // Основы предпринимательства. М., 2006. – С. 210
Иностранные источники
35. Sauvant K.P. A Backlash Against Foreign Direct Investment? // World Investment Prospects to 2010: Boom or Backlash. London. The Economist Intelligence Unit. 2006. P. 71 - 77.
36. Sornarajah M. A Coming Crisis: Expansionary Trends in Investment Treaty Arbitration // Appeals Mechanism in International Investment / Ed. K. Sauvant and M. Chiswick Patterson. Oxford University Press, 2008. P. 39 - 45.
37. Sornarajah M. «The international Law on Foreign Investment». Cambridge: CambridgeUniversityPress, 2010. P. 3 - 4.



Интернет-ресурсы
38. Послание Президента Федеральному Собранию, 12.12.2013 // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/news/19825 (дата обращения: 07.05.2016).
39. Протокол о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/wto/indexdocs. (дата обращения: 07.05.2016).
40. Цели, задачи и функции Агентства // НИА «Инвестируйте в Россию». URL: http://invest-rf.com/ru/ob-agentstve/tseli-i-zadachi/(дата обращения: 07.05.2016).
41. Foreign Direct Investment (FDI) Confidence Index // A.T. Kearney. URL: http://www.atkearney.com/ru/research-studies/foreign-direct-investment-confidence-index(дата обращения: 07.05.2016).
42. Quijada R.R. The «Survival Clause»in the Netherlands-Venezuelan BIT: A Salvation Gateway for Foreign Investment in the Oil Sector or a Curse for the Venezuelan Government? // CEPMLP Annual Review. June 4, 2009. URL: http://www.dundee.ac.uk. (дата обращения: 07.05.2016).
43. Schil S.W. International Investment Law and Comparative Public Law: Ways out of the Legitimacy Crisis? Draft paper presented at the Investment Law Forum at New York University, 11 April 2011. URL: http://www.iilj.org/research/documents/IF2010-11.Schill.pdf(дата обращения: 07.05.2016).;
44. ANNUAL INNOVATION REPORT 2012, Innovation, Research and Growth , URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/34805/12-p188-annual-innovation-report-2012.pdf (дата обращения: 07.05.2016).
45. UNCTAD Series on Issues in International Investment Agreements II , SCOPE AND DEFINITION, UNITED NATIONS New York and Geneva, 2011, URL: http://www.unctad.org/en/docs/diaeia20102_en.pdf (дата обращения: 07.05.2016).
46. URL: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/business-english/multinational_1(дата обращения: 07.05.2016).
47. URL: Parent Enterprise, http://www.unctad.org/Templates/Page.asp?intItemID=3155&lang=1(дата обращения: 07.05.2016).URL: Subsidiary Enterprise, http://www.unctad.org/Templates/Page.asp?intItemID=3155&lang=1(дата обращения: 07.05.2016).


Вопрос-ответ:

Какие основные правовые аспекты и исторические предпосылки привели к созданию института особых экономических зон в Российской Федерации?

Основные правовые аспекты и исторические предпосылки создания института особых экономических зон в Российской Федерации связаны с необходимостью привлечения инвестиций, развитием регионов и улучшением экономического положения страны. В 1992 году был принят Закон "О особых экономических зонах" и началась активная работа по созданию таких зон. Правовые основы формирования и функционирования особых экономических зон были утверждены Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "О особых экономических зонах в Российской Федерации".

Каковы основные виды особых экономических зон?

Основные виды особых экономических зон включают промышленно-производственные зоны, технологические парки и вольные экономические зоны. Промышленно-производственные зоны предназначены для размещения промышленных предприятий и привлечения инвестиций. Технологические парки ориентированы на развитие и коммерциализацию новых технологий. Вольные экономические зоны обеспечивают особые условия для ведения внешнеэкономической деятельности.

Что представляет собой особая экономическая зона как объект государственного управления?

Особая экономическая зона является объектом государственного управления, в рамках которого осуществляется регулирование предпринимательской деятельности и привлечение инвестиций. Государство устанавливает особые правила для функционирования особых экономических зон, предоставляет льготы и привилегии предпринимателям, а также осуществляет контроль за выполнением установленных правил и условий.

В чем заключаются особенности предпринимательства в особых экономических зонах?

Особенности предпринимательства в особых экономических зонах заключаются в особых условиях и льготах, предоставляемых предпринимателям. Они включают налоговые льготы, освобождение от таможенных пошлин, упрощенные процедуры регистрации и лицензирования, а также инфраструктурную поддержку. Эти меры стимулируют развитие бизнеса, привлекают крупные инвестиции и способствуют созданию новых рабочих мест.

Для чего создаются особые экономические зоны?

Особые экономические зоны создаются с целью привлечения инвестиций, развития экономики региона, создания новых рабочих мест и улучшения инфраструктуры.

Какие правовые аспекты и исторические предпосылки существуют для создания особых экономических зон в Российской Федерации?

Создание особых экономических зон в Российской Федерации основано на правовых аспектах, таких как Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", который устанавливает порядок создания и функционирования этих зон. Исторические предпосылки связаны с необходимостью развития регионов и привлечения инвестиций для повышения уровня жизни населения.

Какие особенности связаны с предпринимательской деятельностью в особых экономических зонах?

Предпринимательская деятельность в особых экономических зонах имеет свои особенности. Во-первых, предпринимателям предоставляются налоговые льготы, что делает такие зоны привлекательными для инвестиций. Во-вторых, предприниматели в особых экономических зонах могут получить особые права и привилегии, такие как таможенные льготы и упрощенные процедуры регистрации и лицензирования. Кроме того, в зонах создаются специальные условия для развития определенных отраслей экономики.

Какую роль играет особая экономическая зона в государственном управлении?

Особая экономическая зона играет важную роль в государственном управлении. Она позволяет правительству регулировать экономическую активность в определенной территории, контролировать приток инвестиций и развитие предпринимательства. Также особая экономическая зона способствует улучшению инфраструктуры и созданию новых рабочих мест.