Правотворческий процесс как форма принятия государственных решений.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственная служба
  • 32 32 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 20.06.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность, принципы и виды правотворческого процесса 6
1.1. Понятие и сущность правотворчества 6
1.2. Принципы правотворчества 8
1.3. Виды правотворчества 10
1.4. Органы, наделённые правом на правотворчество (Субъекты правотворчества) 12
Глава 2. Стадии правотворческого процесса и систематизация законодательства 15
2.1. Стадии правотворческого процесса 15
2.2. Особенности систематизации законодательства 18
Глава 3. Особенности правотворческого процесса в Российской Федерации и её субъектах 22
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Основным содержанием законов должны быть права и обязанности - как материальные, так и процессуальные. Практика допускает внесение в законы общих деклараций, хотя возможность «вывода» из них посредством толкования прав и обязанностей является спорной.
Следует отметить, что правотворчество осуществляется и на уровне субъектов Федерации. Целью данного правотворчества является обеспечение проведения экономических реформ, равноправия форм собственности и прочее.
стоит заметить, что правотворчество в субъектах Федерации происходит не совсем равномерно. Имеют место определенные проблемы и недостатки.
Недостатки в правотворчестве связаны с тем, что отсутствуют квалифицированные кадры.
Кроме того, одной из проблем регионального правотворчества в российском государстве является рост объема подзаконных актов по сравнению с законами.
В тоже время, имеют место случаи, когда происходит принятие правовых актов на уровне субъектов Федерации, которые противоречат федеральному законодательству (в частности, Конституции Российской Федерации, федеральным законам). Соответствие законодательства субъектов Федерации федеральному законодательству выступает в качестве необходимого условия упрочнения российской государственности, обеспечения ее единства, а также территориальной целостности.
Таким образом, рассмотрев и исследовав особенности правотворческого процесса в Российской Федерации и её субъектах, можно сказать, что в настоящее время правотворческий процесс в росийском государстве имеет свои специфические особенности.
Данный процесс имеет определенные недостатки. В частности, в большинстве случаев принятый нормативный правовой акт имеет длинные, непонятные для обычного лица формулировки, наличие ненужного материала и прочее.
Довольно часто принятие нормативных правовых актов, которые впоследствии подлежат постоянному изменению из-за большого количества пробелов, связано с тем, что принятие таких нормативных правовых актов осуществляется без глубокого анализа действующей обстановки в российском государстве.
Кроме того, нормативные правовые акты принимаются лицами, которые не обладают необходимым объемом знаний в определенной области, иными словами, не обладают профессиональными навыками, которые необходимы для принятия нормативных правовых актов.
Для решения существующих проблем необходимо модернизировать правотворческую деятельность в российском государстве. Это может осуществляться различными средствами и способами, например, на законодательном уровне.
Кроме того, имеют место и проблемы организации правотворчества на региональном уровне. Это связано с тем, что принимается достаточно большое количество подзаконных актов, в отличие от законов.
Также многие правовые акты противоречат федеральному законодательству, в частности Конституции Российской Федерации, что является не допустимым в Российской Федерации.


























Заключение

Таким образом, рассмотрев и исследовав правотворчество как форму принятия государственных решений, можно подвести итоги и сделать определенные выводы.
Следует отметить, что цели и задачи данной курсовой работы были достигнуты и выполнены.
В процессе написания данной курсовой работы было установлено, что правотворчество представляет собой деятельность, которая связана с принятием, изменением и отменой юридических норм.
Правотворческая деятельность осуществляется соответствующими субъектами и только в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Поскольку происходят постоянные изменения в различных сферах общественной жизни (политическая, экономическая, социальная и другие), то необходимо в соответствии с такими изменениями преобразовывать и нормативную базу российского государства. В процессе осуществления правотворчества данная задача как раз и выполняется.
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, среди которых можно выделить: законность, демократизм, профессионализм и другие. Существуют различные виды правотворчество: принятие нормативных правовых актов органам власти, референдум и другие.
Действующее законодательство Российской Федерации четко устанавливает, какие именно органы и должностные лица имеют возможность осуществлять правотворчество (например, глава государства, парламент и другие).
Правотворческий процесс состоит из определенных стадий. Данные стадии сменяют друг друга в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
При этом каждая из стадий самостоятельна и имеет определенную направленность (на каждой стадии существуют свои задачи, круг участников и прочее)
Правотворческий процесс берет свое начало с правовой инициативы, которая осуществляется субъектами, предусмотренными российским законодательством.
Далее происходит рассмотрение и принятия соответствующего нормативного правового акта. Рассмотрение предполагает изучение правового акта, определение его достоинств и недостатков. Если имеют место недостатки, то могут быть устранены.
В качестве последней стадии выступает непосредственно подписание и опубликование в предусмотренных в российском государстве источниках (например, среди таких источников можно выделить Российскую газету, Собрание законодательства и другие).
Систематизация осуществляет устранение различного рода пробелов, а также ликвидацию тех нормативных правовых актов, которые являются неэффективными на сегодняшний день.
Современная юридическая литература выделяет следующие виды систематизации:
1) инкорпорация,
2) консолидация,
3) кодификация.
Необходимо отметить тот факт, что каждый из видов систематизации имеет свои специфические особенности (то есть субъектов, порядок осуществления и другие).
Кроме того, при написании данной курсовой работы были исследованы особенности правотворческого процесса в российском государстве, проблемы и пути их решения.
Так, проблемы связаны с принятием нормативных правовых актов, которые имеют определенные недостатки. В частности, в большинстве случаев принятый нормативный правовой акт имеет длинные, непонятные для обычного лица формулировки, наличие ненужного материала. Решение проблем необходимо решать на законодательном уровне.























Список использованной литературы
Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30. – Ст. 4202.
2. Федеральный закон от 14.06.1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 25.12.2012 № 254-ФЗ) // Российская газета. – 1994 – № 111; // Российская газета. – 2012. – № 301.
3. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 14.10.2014 № 668) // Российская газета. – 1996. – № 99; // Российская газета. – 2014. – № 235.

Монографии, комментарии, учебные пособия, учебники

1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник / М.И. Абдуллаев. - М.: Финансовый контроль, 2010. - 396 с.
2. Беляева О.М. Теория государства и права: учебник / О.М. Беляева. - М.: Юрист, 2012. - 328 с.
3. Гончаров И.А. Конституционное право: учебник / И.А. Гончаров. - М.: Норма, 2015. - 360 с.
4. Дмитриев Ю.А. Конституционное право: учебник / ЮА. Дмитриев. - М.: Инфра, 2014. - 612 с.
5. Жинкин С.А. Теория государства и права: учебное пособие / С.А. Жинкин. - М.: Эксмо, 2013. - 318 с.
6. Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебное пособие / В.Л. Кулапов. - М.: Норма, 2012. - 426 с.
7. Малько А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Малько. - М.: Норма, 2012. - 451 с.
8. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник / Р.Т. Мухаев. - М.: Юрайт, 2010. - 539 с.
9. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие / Г.В. Назаренко. - М.: Юрайт, 2015. - 376 с.
10. Нечаева А.М. Конституционное право: учебник / А.М. Нечаева. - М.: Юристъ, 2012. - 327 с.
11. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник / В.Д. Перевалов. - М.: Инфра-М, 2014. - 508 с.

Научные статьи и публикации

1. Белоконь Н.В. Экспертиза как фактор повышения демократизации законодательного процесса / Н.В. Белоконь // Юридическая техника. - 2014. - № 18. - С. 87-90.
2. Белоусова М.С. Правотворческая функция российского государства / М.С. Белоусова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 19. - С. 11-13.
3. Бузун Е.В. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы и перспективы / Е.В. Бузун // Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С. 269-271.
4. Гдалевич И.А. Институциональные искажения в российской правотворческой политике / И.А. Гдалевич //Философия права. - 2010. - № 3. - С. 79-83.
5. Деев С.В. Механизм правотворческого процесса: основные стадии и динамика развития / С.В. Деев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 58. - С. 109-114.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30. – Ст. 4202.
Федеральный закон от 14.06.1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 25.12.2012 № 254-ФЗ) // Российская газета. – 1994 – № 111; // Российская газета. – 2012. – № 301.
Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 14.10.2014 № 668) // Российская газета. – 1996. – № 99; // Российская газета. – 2014. – № 235.
Жинкин С.А. Теория государства и права: учебное пособие / С.А. Жинкин. - М.: Эксмо, 2013. - С. 223.
Малько А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Малько. - М.: Норма, 2012. - С. 362.
Беляева О.М. Теория государства и права: учебник / О.М. Беляева. - М.: Юрист, 2012. - С. 231.
Нечаева А.М. Конституционное право: учебник / А.М. Нечаева. - М.: Юристъ, 2012. - С. 255.
Жинкин С.А. Указ. Соч. С. 224.
Белоконь Н.В. Экспертиза как фактор повышения демократизации законодательного процесса // Юридическая техника. - 2014. - № 18. - С. 87
Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник / В.Д. Перевалов. - М.: Инфра-М, 2014. - С. 381.
Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебное пособие / В.Л. Кулапов. - М.: Норма, 2012. - С. 337.
Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник / М.И. Абдуллаев. - М.: Финансовый контроль, 2010. - С. 283.
Деев С.В. Механизм правотворческого процесса: основные стадии и динамика развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 58. - С. 109.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30. – Ст. 4202.
Гончаров И.А. Конституционное право: учебник / И.А. Гончаров. - М.: Норма, 2015. - С. 263.
Дмитриев Ю.А. Конституционное право: учебник / ЮА. Дмитриев. - М.: Инфра, 2014. - С. 496.
Федеральный закон от 14.06.1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 25.12.2012 № 254-ФЗ) // Российская газета. – 1994 – № 111; // Российская газета. – 2012. – № 301.
Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 14.10.2014 № 668) // Российская газета. – 1996. – № 99; // Российская газета. – 2014. – № 235.
Жинкин С.А. Указ. Соч. С. 226.
Дмитриев Ю.А. Указ. Соч. С. 498.
Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие / Г.В. Назаренко. - М.: Юрайт, 2015. - С. 287.
Белоусова М.С. Правотворческая функция российского государства // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 19. - С. 11.
Гдалевич И.А. Институциональные искажения в российской правотворческой политике //Философия права. - 2010. - № 3. - С. 83.


Бузун Е.В. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С. 270.
Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник / Р.Т. Мухаев. - М.: Юрайт, 2010. - С. 402.
Жинкин С.А. Указ. Соч. С. 228.












2




Список использованной литературы
Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30. – Ст. 4202.
2. Федеральный закон от 14.06.1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 25.12.2012 № 254-ФЗ) // Российская газета. – 1994 – № 111; // Российская газета. – 2012. – № 301.
3. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 14.10.2014 № 668) // Российская газета. – 1996. – № 99; // Российская газета. – 2014. – № 235.

Монографии, комментарии, учебные пособия, учебники

1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник / М.И. Абдуллаев. - М.: Финансовый контроль, 2010. - 396 с.
2. Беляева О.М. Теория государства и права: учебник / О.М. Беляева. - М.: Юрист, 2012. - 328 с.
3. Гончаров И.А. Конституционное право: учебник / И.А. Гончаров. - М.: Норма, 2015. - 360 с.
4. Дмитриев Ю.А. Конституционное право: учебник / ЮА. Дмитриев. - М.: Инфра, 2014. - 612 с.
5. Жинкин С.А. Теория государства и права: учебное пособие / С.А. Жинкин. - М.: Эксмо, 2013. - 318 с.
6. Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебное пособие / В.Л. Кулапов. - М.: Норма, 2012. - 426 с.
7. Малько А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Малько. - М.: Норма, 2012. - 451 с.
8. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник / Р.Т. Мухаев. - М.: Юрайт, 2010. - 539 с.
9. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие / Г.В. Назаренко. - М.: Юрайт, 2015. - 376 с.
10. Нечаева А.М. Конституционное право: учебник / А.М. Нечаева. - М.: Юристъ, 2012. - 327 с.
11. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник / В.Д. Перевалов. - М.: Инфра-М, 2014. - 508 с.

Научные статьи и публикации

1. Белоконь Н.В. Экспертиза как фактор повышения демократизации законодательного процесса / Н.В. Белоконь // Юридическая техника. - 2014. - № 18. - С. 87-90.
2. Белоусова М.С. Правотворческая функция российского государства / М.С. Белоусова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 19. - С. 11-13.
3. Бузун Е.В. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы и перспективы / Е.В. Бузун // Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С. 269-271.
4. Гдалевич И.А. Институциональные искажения в российской правотворческой политике / И.А. Гдалевич //Философия права. - 2010. - № 3. - С. 79-83.
5. Деев С.В. Механизм правотворческого процесса: основные стадии и динамика развития / С.В. Деев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 58. - С. 109-114.

Вопрос-ответ:

Какая роль играет правотворческий процесс в принятии государственных решений?

Правотворческий процесс является формой принятия государственных решений. Он позволяет создавать законы и нормативные акты, которые регулируют отношения между государством и его гражданами, а также между различными субъектами права.

Что означает понятие "правотворчество"?

Правотворчество - это процесс создания и принятия законов и нормативных актов государством. Целью правотворчества является установление правил и норм поведения, которые обязательны для всех субъектов права.

Какие принципы лежат в основе правотворчества?

Основные принципы правотворчества включают принцип законности, принцип верховенства права, принцип прогрессивного развития права, принцип справедливости и принцип демократии.

Какие существуют виды правотворчества?

Виды правотворчества включают законодательное правотворчество, подзаконное правотворчество и международное правотворчество. Законодательное правотворчество осуществляется парламентом или другими законодательными органами, подзаконное правотворчество - исполнительными и подчиненными им органами, а международное правотворчество - международными организациями и государствами.

Какие органы обладают правом на правотворчество?

Правом на правотворчество обладают органы законодательной власти, такие как парламент и законодательные собрания. Они принимают законы и нормативные акты, которые становятся обязательными для исполнительной и судебной власти, а также для всех граждан и организаций.

Какова сущность правотворчества?

Правотворчество - это процесс принятия государственных решений, направленных на создание и внесение новых нормативных актов или изменение существующих для регулирования отношений в обществе. Основная цель правотворчества заключается в обеспечении правосудия, защите прав и свобод граждан, установлении порядка и стабильности в обществе. В нем участвуют различные органы государственной власти и другие субъекты.

Какие принципы лежат в основе правотворчества?

В правотворчестве существуют определенные принципы, которые являются основой процесса принятия государственных решений. Это принципы законности, верховенства права, свободы воли граждан, ответственности за правонарушения, справедливости и равенства перед законом, публичности и демократии. Эти принципы гарантируют законность принимаемых нормативных актов, защиту прав и интересов граждан, а также обеспечивают активное участие общества в процессе принятия решений.

Какие виды правотворчества существуют?

Существуют различные виды правотворчества, в зависимости от органов и субъектов, участвующих в этом процессе. К ним относятся: законодательное правотворчество, которое осуществляется органами законодательной власти и направлено на принятие законов; подзаконное правотворчество, осуществляемое органами исполнительной власти и направленное на принятие нормативных актов нижестоящего уровня; судебное правотворчество, которое осуществляется судами и направлено на разъяснение и применение нормативных актов; нотариальное правотворчество, которое осуществляют нотариусы и направлено на официальное удостоверение документов и сделок. Каждый вид правотворчества имеет свои особенности и цели.