Правовое регулирование усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации
Заказать уникальную дипломную работу- 81 81 страница
- 81 + 81 источник
- Добавлена 19.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Правовые основания усыновления (удочерения) детей 8
1.1. Порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, как основание возникновения правоотношений по усыновлению (удочерению) 8
1.2. Система российского законодательства регулирующего усыновление (удочерения) детей 12
1.3. Международные правовые нормы регулирующего усыновление (удочерения) детей 21
2. Участники усыновления (удочерения) детей и их правовой статус 28
2.1. Особенности правового статуса детей-сирот 28
2.2. Правовой статус усыновителей и кандидатов в усыновители 39
3. Порядок усыновления (удочерения) детей 49
3.1. Процедура усыновления (удочерения) детей и правовые последствия усыновления (удочерения) детей 49
3.2. Формы деятельности органов опеки и попечительства, по усыновлению (удочерению) детей 53
3.3. Вопросы усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами и коллизионное регулирование 62
Заключение 68
Список использованной литературы 72
Важность этих дел заключается в том, что их предметом является установление усыновления, то есть решение судьбы ребенка и поэтому определяется обязательность соблюдения заявителем досудебной процедуры, которая в свою очередь является достаточно сложной.
Следовательно, можно сделать вывод, что международное усыновление - это самостоятельный институт международного частного права, главной задачей которого является предоставление детям, которые остались без родительской опеки, семейных условий и долгожданных родителей. При этом:
- вопрос международного усыновления регулируется многими международными договорами и конвенциями, но все равно требует детального изучения и совершенствования, поскольку в различных государствах по-разному к этому относятся и существуют разные традиции и принципы.
- изначально регулирование института международного усыновления рассматривалось как такое, что опосредует выбор права и применения в определенных случаях ин. права к частноправовым отношениям с ин. элементом. Сегодня, во время применения международных норм и правил конвенций и договоров, ратифицированных РФ, в отношении прав и положения детей при межгосударственном усыновлении, возникают трудности, из-за того, что международные нормы, как правило, имеют декларативный, концептуальный характер и требуют разработки и принятия специальных НПА и, что очень важно, механизмов их реализации - без принятия соответствующего внутреннего законодательства международные нормы не воспринимаются гос. органами и лицами, на которых они распространяются. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Во время рассмотрения конкретного дела об усыновлении решение (преодоление) коллизии между нормой международного договора и нормой другого законодательного акта РФ относится к компетенции суда. Кроме того, существует приоритет международного договора РФ, над национальным законом и другими актами законодательства, кроме Конституции РФ. То есть, если таким международным договором установлены иные правила, чем те, что предусмотрены законодательством РФ, то применяются правила международного договора РФ. Важнейшим международным НПА в исследуемой сфере является Конвенция о юрисдикции 1965 г.
- согласно гл. 19 СК РФ, усыновление является принятием усыновителем в свою семью лица на правах дочери или сына, усыновление ребенка осуществляется в его наивысших интересах для удовлетворения стабильных и гармоничных условий его жизни - усыновление является принятием в семью чужого ребенка (или чужих детей), которые потеряли своих родителей (сирот) или которые не могут воспитываться ими по определенным причинам.
- в законодательстве РФ установлен ряд особенностей, которые следует учитывать во время осуществления усыновления с ин. гражданами:
- иностранцы могут усыновить ребенка только после исчерпания национальных возможностей его устройства в семью;
- преимущественное право на усыновление ребенка-гражданина РФ имеют иностранцы, которые являются родственниками ребенка или гражданами государств, с которыми РФ заключила договор о предоставлении правовой помощи; для осуществления усыновления иностранцами ребенок должен пробыть не менее одного года на учете в правительственном органе государственного управления по усыновлению и защите прав ребенка;
- иностранные граждане не могут усыновлять российских детей возрастом до одного года.
Таким образом, только при усыновлении ребенок приобретает все права, которые в семье имеет биологический ребенок. На сегодняшний день не прекращается дискуссия относительно того, обеспечиваются ли права ребенка, усыновленного за границу, есть ли коррупция в сфере международного усыновления, существует ли бизнес, связанный с торговлей детьми и использованием их в коммерческих целях. Стоит отметить, что эти вопросы являются достаточно закономерными, поскольку они не могут регулироваться исключительно национальным законодательством. Именно поэтому для решения важных вопросов, связанных с международным усыновлением, РФ и другим субъектам международного права необходимо плодотворно сотрудничать с мировым сообществом и международными организациями, стремясь при этом как можно эффективнее осуществлять защиту прав и интересов детей - граждан РФ. Следует взвешенно подойти к решению вопроса, связанного с присоединением к Гаагской Конвенции и аккредитации международных организаций по усыновлению на территории РФ, учтя при этом мнения ученых, практиков, опыт других государств.
При этом, считаем, что органы опеки и попечительства должны жестче проводить выбор кандидатов на роль иностранных усыновителей российских детей при передаче ребенка в приемную семью. Это необходимо сделать для того, чтобы впоследствии избежать ненадлежащего обращения усыновителей с детьми, а также жестокого обращения с ними.
Российское законодательство устанавливает только нормы в отношении самой процедуры усыновления, в то время как не проявляется необходимого внимания к личности усыновителя.
Также считаем целесообразным отразить в законодательстве РФ обязанность иностранным усыновителям проходить подготовку в условиях России. Это позволит узнать российский менталитет, культурные особенности и ценности. Все это должно позволить ребенку легче адаптироваться в новых для него условиях семьи
Заключение
Согласно гл. 19 Семейного кодекса РФ, усыновление является принятием усыновителем в свою семью лица на правах дочери или сына, усыновление ребенка осуществляется в его наивысших интересах для удовлетворения стабильных и гармоничных условий его жизни. То есть усыновление является принятием в семью чужого ребенка (или чужих детей), которые потеряли своих родителей (сирот) или которые не могут воспитываться ими по определенным причинам.
Усыновление необходимо рассматривать под разными углами зрения. Так, усыновление, как правовая форма воспитания детей, лишенных родительской опеки, является институтом семейного права, но одновременно, как способ охраны имущественных прав определенных категорий лиц, безусловно, является гражданско-правовым институтом.
В результате можем заключить, что усыновление является многоаспектным социально-правовым явлением, которое имеет несколько смысловых определений и может рассматриваться как: а) правовой институт; б) способ охраны (защиты) личных и имущественных прав несовершеннолетних детей; в) вид правовой помощи со стороны государства несовершеннолетним детям, поскольку они не могут самостоятельно осуществлять свои личные и имущественные права.
В свою очередь, международное усыновление - это самостоятельный институт международного частного права, главной задачей которого является предоставление детям, которые остались без родительской опеки, семейных условий и долгожданных родителей. Вопрос международного усыновления регулируется многими международными договорами и конвенциями, но все равно требует детального изучения и совершенствования, поскольку в различных государствах по-разному к этому относятся и существуют разные традиции и принципы, ярким примером этого служит усыновления ребенка однополыми парами.
На сегодняшний день не прекращается дискуссия относительно того, обеспечиваются ли права ребенка, усыновленного за границу, есть ли коррупция в сфере международного усыновления, существует ли бизнес, связанный с торговлей детьми и использованием их в коммерческих целях.
Стоит отметить, что эти вопросы являются достаточно закономерными, поскольку они не могут регулироваться исключительно национальным законодательством. Именно поэтому для решения важных вопросов, связанных с международным усыновлением, РФ и другим субъектам международного права необходимо плодотворно сотрудничать с мировым сообществом и международными организациями, стремясь при этом как можно эффективнее осуществлять защиту прав и интересов детей - граждан РФ. Следует взвешенно подойти к решению вопроса, связанного с присоединением к Гаагской Конвенции и аккредитации международных организаций по усыновлению на территории РФ, учтя при этом мнения ученых, практиков, опыт других государств.
При этом:
- вопрос международного усыновления регулируется многими международными договорами и конвенциями, но все равно требует детального изучения и совершенствования, поскольку в различных государствах по-разному к этому относятся и существуют разные традиции и принципы.
- изначально регулирование института международного усыновления рассматривалось как такое, что опосредует выбор права и применения в определенных случаях ин. права к частноправовым отношениям с ин. элементом. Сегодня, во время применения международных норм и правил конвенций и договоров, ратифицированных РФ, в отношении прав и положения детей при межгосударственном усыновлении, возникают трудности, из-за того, что международные нормы, как правило, имеют декларативный, концептуальный характер и требуют разработки и принятия специальных НПА и, что очень важно, механизмов их реализации - без принятия соответствующего внутреннего законодательства международные нормы не воспринимаются гос. органами и лицами, на которых они распространяются. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Во время рассмотрения конкретного дела об усыновлении решение (преодоление) коллизии между нормой международного договора и нормой другого законодательного акта РФ относится к компетенции суда. Кроме того, существует приоритет международного договора РФ, над национальным законом и другими актами законодательства, кроме Конституции РФ. То есть, если таким международным договором установлены иные правила, чем те, что предусмотрены законодательством РФ, то применяются правила международного договора РФ. Важнейшим международным НПА в исследуемой сфере является Конвенция о юрисдикции 1965 г.
- согласно гл. 19 СК РФ, усыновление является принятием усыновителем в свою семью лица на правах дочери или сына, усыновление ребенка осуществляется в его наивысших интересах для удовлетворения стабильных и гармоничных условий его жизни - усыновление является принятием в семью чужого ребенка (или чужих детей), которые потеряли своих родителей (сирот) или которые не могут воспитываться ими по определенным причинам.
- в законодательстве РФ установлен ряд особенностей, которые следует учитывать во время осуществления усыновления с ин. гражданами: иностранцы могут усыновить ребенка только после исчерпания национальных возможностей его устройства в семью; преимущественное право на усыновление ребенка-гражданина РФ имеют иностранцы, которые являются родственниками ребенка или гражданами государств, с которыми РФ заключила договор о предоставлении правовой помощи; для осуществления усыновления иностранцами ребенок должен пробыть не менее одного года на учете в правительственном органе государственного управления по усыновлению и защите прав ребенка; иностранные граждане не могут усыновлять российских детей возрастом до одного года.
Таким образом, только при усыновлении ребенок приобретает все права, которые в семье имеет биологический ребенок. На сегодняшний день не прекращается дискуссия относительно того, обеспечиваются ли права ребенка, усыновленного за границу, есть ли коррупция в сфере международного усыновления, существует ли бизнес, связанный с торговлей детьми и использованием их в коммерческих целях. Стоит отметить, что эти вопросы являются достаточно закономерными, поскольку они не могут регулироваться исключительно национальным законодательством. Именно поэтому для решения важных вопросов, связанных с международным усыновлением, РФ и другим субъектам международного права необходимо плодотворно сотрудничать с мировым сообществом и международными организациями, стремясь при этом как можно эффективнее осуществлять защиту прав и интересов детей - граждан РФ. Следует взвешенно подойти к решению вопроса, связанного с присоединением к Гаагской Конвенции и аккредитации международных организаций по усыновлению на территории РФ, учтя при этом мнения ученых, практиков, опыт других государств.
При этом, считаем, что органы опеки и попечительства должны жестче проводить выбор кандидатов на роль иностранных усыновителей российских детей при передаче ребенка в приемную семью. Это необходимо сделать для того, чтобы впоследствии избежать ненадлежащего обращения усыновителей с детьми, а также жестокого обращения с ними. Российское законодательство устанавливает только нормы в отношении самой процедуры усыновления, в то время как не проявляется необходимого внимания к личности усыновителя. Также считаем целесообразным отразить в законодательстве РФ обязанность иностранным усыновителям проходить подготовку в условиях России. Это позволит узнать российский менталитет, культурные особенности и ценности. Все это должно позволить ребенку легче адаптироваться в новых для него условиях семьи.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (Начало действия документа - 24.10.1945. Данный документ вступил в силу для СССР 24 октября 1945 года.)// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956, с. 14 – 47.
Венская Конвенция о праве международных договоров: (Заключена в Вене 23.05.1969) (В соответствии со ст. 84 данный документ вступил в силу с 27 января 1980 года. Для СССР документ вступил в силу с 29 мая 1986 года.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 67 – 87.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998
Европейская конвенция об усыновлении детей (пересмотренная) (CETS № 202) (Заключена в г. Страсбурге 27.11.2008). [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=55507.
Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ETS № 126) [рус., англ.] (Вместе с «Привилегиями и иммунитетами», «Пояснениями») (Заключена в г. Страсбурге 26.11.1987) // Собрание законодательства РФ. 7 сентября 1998 г. № 36. Ст. 4465.
Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 года) (Россия подписала Конвенцию 7 сентября 2000 года - распоряжение Президента РФ от 26.06.2000 № 241-рп)// Собрание законодательства РФ, 03.07.2000, № 27, ст. 2844.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
Конвенция об юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении (Заключена в г. Гааге 15.11.1965)// Международное частное право. Сборник документов.- М.: БЕК, 1997. С. 669 - 674.
Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016)// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)// Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Правительстве Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712.
Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2757.
Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об актах гражданского состояния»// Собрание законодательства РФ, 24.11.1997, № 47, ст. 5340.
Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 23.04.2001, № 17, ст. 1643.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, № 52, ст. 5880.
Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, № 17, ст. 1755.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.
Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»// Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, №1 (1 ч.), ст. 21.
Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»// Собрание законодательства РФ, 24.11.1997, № 47, ст. 5340.
Указ Президента РФ от 16.10.2001 № 1230 (ред. от 05.12.2014) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ, 22.10.2001, № 43, ст. 4071.
Указ Президента РФ от 03.04.1997 № 278 (ред. от 19.09.1997) «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)»// Собрание законодательства РФ, 07.04.1997, № 14, ст. 1608.
Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (С приложениями)// Собрание законодательства РФ, 25.05.2009, № 21, ст. 2572.
Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 (ред. от 21.07.2014) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»// Собрание законодательства РФ, 15.04.2002, № 15, ст. 1434.
Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 (ред. от 16.12.2014) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»// Собрание законодательства РФ, 13.11.2006, № 46, ст. 4801.
Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (ред. от 10.09.2015) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»// Собрание законодательства РФ, 10.04.2000, № 15, ст. 1590.
Приказ Минобрнауки России от 17.02.2015 № 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2015 № 36498): http://www.pravo.gov.ru.
Распоряжение Министерства образования МО от 18.05.2015 № 14 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также о гражданах, желающих принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью».: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MOB;n=219152.
Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (ред. от 10.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 21. Ст. 2572.
Судебная практика
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 1, 1996.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»// Российская газета, № 244, 02.12.2003.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»// Российская юстиция, № 2, 2004.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 (ред. от 17.12.2013) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 6, 2006.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 8, август, 2015.
Обзор практики рассмотрения в 2014 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2015)// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 9, сентябрь, 2015.
Учебная литература
Азарова Т.В., Тресцова Е.В. Роль органа опеки и попечительства в механизме охраны и защиты жилищных прав несовершеннолетних; оставшихся без попечения родителей // Вопросы ювенальной юстиции. - М.: Юрист, 2014, № 1 (51). - С. 18-22.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», «Теис», 1996. - С. 181.
Андреева Ю. А. К вопросу о соотношении понятий «контроль» и «надзор» // Административное право и процесс. 2009. № 2. - С. 6–8.
Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. 2-е изд. - М., 2000. С.230.
Еронина К.Н., Модникова Т.Н. Брачный договор в России//Актуальные проблемы гражданского права и процесса: Сборник материалов межвузовской студенческой научно-практической конференции / Под общ. ред.: Внуков Н.А., Щеголева Н.А. - Орел: ОРАГС, 2009. - С. 110-118.
Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.: Политиздат, 1977.С.33.
Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: Бек, 2007. - С. 233.
Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: монография. М., 2005. С.51-60
Биксмтова Ж.А. Проблемы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России // Детство без жестокости и насилия. Совершенствование федерального и регионального законодательства: материалы региональной научно-практической конференции. - М., Оренбург: Юстицинформ, 2012. - С. 132-139
Большакова О.Г., Снежковская И.В. Проблемы международного усыновления // Законодательное регулирование общественных отношений в отдельных отраслях российского права: сборник статей преподавателей и студентов. - М.: ФЦОЗ, 2014. - С. 150-153.
Головина О.М., Дабагян А.А. Договорной режим имущества супругов// Государство и право России: история - современность - перспективы развития. Материалы IV региональной межвузовской научно-практической конференции, 10 декабря 2008 года / Отв. ред.: Шмелев К.В. - Нижний Новгород: Нижегор. фил. Ин-та бизнеса и политики, 2009. - С. 40-44.
Диордиева О.Н. Органы опеки и попечительства - правоохранительные органы // Правовые и экономические особенности развития современного государства: сборник межкафедральных трудов. - М., 2014. - С. 25-37.
Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. - М. Гроссмедиа. Росбух. - 2008. / СПС «Консультант плюс»: комментарии законодательства, поиск по названию
Зепалов А.В. «Проблема метода» международного частного права // Международное публичное и частное право. – 2005. – № 3.
Касьянова И.Н. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, утратившими родительское попечение//Вопросы ювенальной юстиции. № 4 (48) - М.: Юрист, 2013. - С. 14-18.
Киреева С.А. Межгосударственная интеграционная деятельность как выражение внешней функции Российского государства / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005. - С. 12.
Кривошеева М.А. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Закон и правоприменительная практика: материалы II Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 30 июня 2013 г.). - Нижний Новгород: АНО "НОЦ "ЦЕЗИУС", 2013. - С. 205-211.
Кулебякина Т.В. Международная практика введения мораториев на усыновление детей гражданами другого государства // Международное право: прошлое, настоящее, будущее (взгляд молодых исследователей): сборник научных статей. - С.-Пб.: Астерион, 2014. - С. 129-132.
Макаренко И.Л. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (конституционно-правовой аспект). Автореф. дисс. ... к.ю.н. - М., 2010. - 29 c.
Максуров А.А. Координация - наиболее перспективный метод построения системы государственной власти в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 9.
Малеина М.Н. Средства защиты прав несовершеннолетнего, применяемые органом опеки и попечительства // Законы России: опыт, анализ, практика. - М.: Изд. Дом "Буквовед", 2013, № 4. - С. 14-19.
Морозова О.В. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти в зарубежных странах // Научная перспектива. – 2010. - №8. -С.5.
Национальное и международное усыновление: социальные, правовые, нравственные, религиозные и политические аспекты: материалы круглого стола студ. юрид. ф-та спец. «Социальная работа» (г. Пермь, 06 дек. 2013 г.) / Отв. ред.: Реутов С.И. - Пермь, 2014. - 116 c.
Нечаева А.М. Органы опеки и попечительства как участники гражданского процесса // Осуществление гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции и арбитражными (хозяйственными) судами в России и других странах СНГ: Материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 22-23 ноября 2012 г.. - М.: Проспект, 2014. - С. 377-384.
Оськина И. Лупу А. Внимание! Несовершеннолетний подозреваемый // ЭЖ-юрист №5, 2015. С.12.
Оськина И. Лупу А. Помощь беспомощным! // ЭЖ-юрист №47, 2013.
Оськина И.Ю., Лупу А.А. Конституционное право зарубежных стран. Краткий курс лекций. - М.: Дело и Сервис, 2013. - 96 с.
Пестрикова А. Международное усыновление и проблема легализации однополых союзов в РФ и мире // Права и свободы человека и эффективные механизмы их реализации в мире, России и Татарстане: материалы международной научно-практической конференции, 28-29 ноября 2013 г. - Казань: Познание, 2014. - С. 583-589.
Пешина И.Ю. К вопросу о полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления в сфере опеки и попечительства // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. - Курск: Изд-во Кур. ин-та гос. и муницип. службы, 2012, Вып. 8 (3). - С. 34-50.
Права человека: учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2009. С.381-409
Пчелинцева Л.М. Семейное право России. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. С.88.
Сапронов П.А. Власть как метафизическая и историческая реальность. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 422 с.
Сафронова С.С. Роль международных организаций в унификации права, регулирующего заключение и расторжение брака//Философская и правовая мысль. Альманах. Вып. 1. Саратов-Санкт-Петербург Изд-во «Стило», 2001. С. 67-78
Суйц В.П. Внутрипроизводственный контроль. - М.: Финансы и статистика, 1987.С.18.
Сухарев А.Я., В. Е. Крутских Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М. – 2015.
Тихомиров Ю.А. Современное публичное право: монографический учебник. М., 2008. С.362-369.
Тотьев К.Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве // Государство и право. 2002. № 9. - С. 24.
Черепанов В.А. Теория российского федерализма. М., 2005. - С. 91.
Черкасов К.В. Взаимодействие как принцип деятельности органов государственной власти субъекта РФ // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 2. - С. 63.
Ювенальное право / под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. - М.: ЗАО «Юстицинформ». - 2005. – 320 с.
Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. - М. Гроссмедиа. Росбух. - 2008. / СПС «Консультант плюс»: комментарии законодательства, поиск по названию
Биксмтова Ж.А. Проблемы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России // Детство без жестокости и насилия. Совершенствование федерального и регионального законодательства: материалы региональной научно-практической конференции. - М., Оренбург: Юстицинформ, 2012. - С. 132-139
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.; Кривошеева М.А. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Закон и правоприменительная практика: материалы II Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 30 июня 2013 г.). - Нижний Новгород: АНО "НОЦ "ЦЕЗИУС", 2013. - С. 205-211.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016)// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 23.04.2001, № 17, ст. 1643.
Ювенальное право / под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. - М.: ЗАО «Юстицинформ». - 2005. – 320 с. – С.285.
Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 (ред. от 21.07.2014) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»// Собрание законодательства РФ, 15.04.2002, № 15, ст. 1434.
Распоряжение Министерства образования МО от 18.05.2015 № 14 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также о гражданах, желающих принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью».: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MOB;n=219152.
Приказ Минобрнауки России от 17.02.2015 № 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2015 № 36498): http://www.pravo.gov.ru.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
Указ Президента РФ от 10.08.2000 № 1486 (ред. от 18.01.2010) «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 14.08.2000, № 33, ст. 3356.
Эбзеев Б.С. Конкретизация и актуализация норм Конституции Российской Федерации как условие и гарантия осуществления прав и обязанностей человека и гражданина // Российское правосудие. 2008. № 3.
Кокотов А.Н. О прямом действии Конституции Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 12.
Там же.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015)// Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, № 52, ст. 5880.
См., напр.: Оськина И.Ю., Лупу А.А. Конституционное право зарубежных стран. Краткий курс лекций. - М.: Дело и Сервис, 2013. - 96 с.
Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2757.
Венская Конвенция о праве международных договоров: (Заключена в Вене 23.05.1969) (В соответствии со ст. 84 данный документ вступил в силу с 27 января 1980 года. Для СССР документ вступил в силу с 29 мая 1986 года.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 67 – 87.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 1, 1996.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»// Российская газета, № 244, 02.12.2003.
Конвенция об юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении (Заключена в г. Гааге 15.11.1965)// Международное частное право. Сборник документов.- М.: БЕК, 1997. С. 669 - 674.
Ануфриева Л.П. Международное частное право. В 3 т. Том 1. Общая часть : учебник. – М. : Изда-
тельство БЕК, 2002. – 288 с. – С. 63-64.
Касьянова И.Н. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, утратившими родительское попечение//Вопросы ювенальной юстиции. № 4 (48) - М.: Юрист, 2013. - С. 14-18.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998
Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ETS № 126) [рус., англ.] (Вместе с «Привилегиями и иммунитетами», «Пояснениями») (Заключена в г. Страсбурге 26.11.1987) // Собрание законодательства РФ. 7 сентября 1998 г. № 36. Ст. 4465.
Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (Начало действия документа - 24.10.1945. Данный документ вступил в силу для СССР 24 октября 1945 года.)// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956, с. 14 – 47.
Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 года) (Россия подписала Конвенцию 7 сентября 2000 года - распоряжение Президента РФ от 26.06.2000 № 241-рп)// Собрание законодательства РФ, 03.07.2000, № 27, ст. 2844.
Сафронова С.С. Роль международных организаций в унификации права, регулирующего заключение и расторжение брака//Философская и правовая мысль. Альманах. Вып. 1. Саратов-Санкт-Петербург Изд-во «Стило», 2001. С. 67-78
Европейская конвенция об усыновлении детей (пересмотренная) (CETS № 202) (Заключена в г. Страсбурге 27.11.2008). [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=55507.
Пестрикова А. Международное усыновление и проблема легализации однополых союзов в РФ и мире // Права и свободы человека и эффективные механизмы их реализации в мире, России и Татарстане: материалы международной научно-практической конференции, 28-29 ноября 2013 г.. - Казань: Познание, 2014. - С. 583-589.
Зепалов А.В. «Проблема метода» международного частного права // Международное публичное и частное право. – 2005. – № 3.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Московский гос. ун;т им. М. В. Ломоносова / Cост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз; под ред. Н. А. Краше; нинниковой. — Т. 2: Современное государство и право. — М.: Норма, 2003. – С.303.
Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. Л. Окунькова. — М.: НОРМА, 2001. Т. 1. - С. 66.
Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. Л. . Окунькова. — М.: НОРМА, 2001. Т. 1. - С. 472-477.
Костюк В.Д. Нематериальные блага. Защита чести, достоинства и деловой репутации. - М.: Лекс- Книга, 2002. - 320 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
Касьянова И.Н. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, утратившими родительское попечение//Вопросы ювенальной юстиции. № 4 (48) - М.: Юрист, 2013. - С. 14-18.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.
Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. 2-е изд. - М., 2000. С.230. Цит.по: Еронина К.Н., Модникова Т.Н. Брачный договор в России//Актуальные проблемы гражданского права и процесса: Сборник материалов межвузовской студенческой научно-практической конференции / Под общ. ред.: Внуков Н.А., Щеголева Н.А. - Орел: ОРАГС, 2009. - С. 110-118.
Пчелинцева Л.М. Семейное право России. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. С.88. Цит.по: Головина О.М., Дабагян А.А. Договорной режим имущества супругов// Государство и право России: история - современность - перспективы развития. Материалы IV региональной межвузовской научно-практической конференции, 10 декабря 2008 года / Отв. ред.: Шмелев К.В. - Нижний Новгород: Нижегор. фил. Ин-та бизнеса и политики, 2009. - С. 40-44.
Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (ред. от 10.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 21. Ст. 2572.
Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (ред. от 10.09.2015) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»// Собрание законодательства РФ, 10.04.2000, № 15, ст. 1590.
Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 (ред. от 16.12.2014) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»// Собрание законодательства РФ, 13.11.2006, № 46, ст. 4801.
Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, № 17, ст. 1755.
Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»// Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, №1 (1 ч.), ст. 21.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Правительстве Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712.
См.: Указ Президента РФ от 16.10.2001 № 1230 (ред. от 05.12.2014) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ, 22.10.2001, № 43, ст. 4071.; Указ Президента РФ от 03.04.1997 № 278 (ред. от 19.09.1997) «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)»// Собрание законодательства РФ, 07.04.1997, № 14, ст. 1608, и др.
Черепанов В.А. Теория российского федерализма. М., 2005. - С. 91.
Черкасов К.В. Взаимодействие как принцип деятельности органов государственной власти субъекта РФ // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 2. - С. 63.
Максуров А.А. Координация - наиболее перспективный метод построения системы государственной власти в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 9.
Киреева С.А. Межгосударственная интеграционная деятельность как выражение внешней функции Российского государства / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005. - С. 12.
Макаренко И.Л. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (конституционно-правовой аспект). Автореф. дисс. ... к.ю.н. - М., 2010. - 29 c.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», «Теис», 1996. - С. 181.
Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: монография. М., 2005. - С.51-60.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 8, август, 2015.
Сапронов П.А. Власть как метафизическая и историческая реальность. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 422 с.
См., также: Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (С приложениями)// Собрание законодательства РФ, 25.05.2009, № 21, ст. 2572.
Суйц В.П. Внутрипроизводственный контроль. - М.: Финансы и статистика, 1987.С.18.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 (ред. от 17.12.2013) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 6, 2006.
Кулебякина Т.В. Международная практика введения мораториев на усыновление детей гражданами другого государства // Международное право: прошлое, настоящее, будущее (взгляд молодых исследователей): сборник научных статей. - С.-Пб.: Астерион, 2014. - С. 129-132.
Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об актах гражданского состояния»// Собрание законодательства РФ, 24.11.1997, № 47, ст. 5340.
А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. – 2015.
Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»// Собрание законодательства РФ, 09.09.2013, № 36, ст. 4577.
Тотьев К.Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве // Государство и право. 2002. № 9. - С. 24.; Морозова О.В. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти в зарубежных странах // Научная перспектива. – 2010. - №8. -С.5.
Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: Бек, 2007. - С. 233.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)// Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
Малеина М.Н. Средства защиты прав несовершеннолетнего, применяемые органом опеки и попечительства // Законы России: опыт, анализ, практика. - М.: Изд. Дом "Буквовед", 2013, № 4. - С. 14-19.
Диордиева О.Н. Органы опеки и попечительства - правоохранительные органы // Правовые и экономические особенности развития современного государства: сборник межкафедральных трудов. - М., 2014. - С. 25-37.
См., напр.: Оськина И. Лупу А. Помощь беспомощным! // ЭЖ-юрист №47, 2013.
См., напр.: Азарова Т.В., Тресцова Е.В. Роль органа опеки и попечительства в механизме охраны и защиты жилищных прав несовершеннолетних; оставшихся без попечения родителей // Вопросы ювенальной юстиции. - М.: Юрист, 2014, № 1 (51). - С. 18-22.
См. также: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»// Российская юстиция, № 2, 2004.
См., напр.: Нечаева А.М. Органы опеки и попечительства как участники гражданского процесса // Осуществление гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции и арбитражными (хозяйственными) судами в России и других странах СНГ: Материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 22-23 ноября 2012 г.. - М.: Проспект, 2014. - С. 377-384.
Пешина И.Ю. К вопросу о полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления в сфере опеки и попечительства // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. - Курск: Изд-во Кур. ин-та гос. и муницип. службы, 2012, Вып. 8 (3). - С. 34-50.
Большакова О.Г., Снежковская И.В. Проблемы международного усыновления // Законодательное регулирование общественных отношений в отдельных отраслях российского права: сборник статей преподавателей и студентов. - М.: ФЦОЗ, 2014. - С. 150-153.
Обзор практики рассмотрения в 2014 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2015)// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 9, сентябрь, 2015.
22
Нормативно-правовые акты
1. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (Начало действия документа - 24.10.1945. Данный документ вступил в силу для СССР 24 октября 1945 года.)// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956, с. 14 – 47.
2. Венская Конвенция о праве международных договоров: (Заключена в Вене 23.05.1969) (В соответствии со ст. 84 данный документ вступил в силу с 27 января 1980 года. Для СССР документ вступил в силу с 29 мая 1986 года.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 67 – 87.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998
4. Европейская конвенция об усыновлении детей (пересмотренная) (CETS № 202) (Заключена в г. Страсбурге 27.11.2008). [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=55507.
5. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ETS № 126) [рус., англ.] (Вместе с «Привилегиями и иммунитетами», «Пояснениями») (Заключена в г. Страсбурге 26.11.1987) // Собрание законодательства РФ. 7 сентября 1998 г. № 36. Ст. 4465.
6. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 года) (Россия подписала Конвенцию 7 сентября 2000 года - распоряжение Президента РФ от 26.06.2000 № 241-рп)// Собрание законодательства РФ, 03.07.2000, № 27, ст. 2844.
7. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
8. Конвенция об юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении (Заключена в г. Гааге 15.11.1965)// Международное частное право. Сборник документов.- М.: БЕК, 1997. С. 669 - 674.
9. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
10. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016)// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
14. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)// Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
15. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
17. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Правительстве Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712.
18. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2757.
19. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об актах гражданского состояния»// Собрание законодательства РФ, 24.11.1997, № 47, ст. 5340.
20. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 23.04.2001, № 17, ст. 1643.
21. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, № 52, ст. 5880.
22. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, № 17, ст. 1755.
23. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.
24. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.
25. Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»// Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, №1 (1 ч.), ст. 21.
26. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»// Собрание законодательства РФ, 24.11.1997, № 47, ст. 5340.
27. Указ Президента РФ от 16.10.2001 № 1230 (ред. от 05.12.2014) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ, 22.10.2001, № 43, ст. 4071.
28. Указ Президента РФ от 03.04.1997 № 278 (ред. от 19.09.1997) «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)»// Собрание законодательства РФ, 07.04.1997, № 14, ст. 1608.
29. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (С приложениями)// Собрание законодательства РФ, 25.05.2009, № 21, ст. 2572.
30. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 (ред. от 21.07.2014) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»// Собрание законодательства РФ, 15.04.2002, № 15, ст. 1434.
31. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 (ред. от 16.12.2014) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»// Собрание законодательства РФ, 13.11.2006, № 46, ст. 4801.
32. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (ред. от 10.09.2015) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»// Собрание законодательства РФ, 10.04.2000, № 15, ст. 1590.
33. Приказ Минобрнауки России от 17.02.2015 № 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2015 № 36498): http://www.pravo.gov.ru.
34. Распоряжение Министерства образования МО от 18.05.2015 № 14 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также о гражданах, желающих принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью».: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MOB;n=219152.
35. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (ред. от 10.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 21. Ст. 2572.
Судебная практика
36. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 1, 1996.
37. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»// Российская газета, № 244, 02.12.2003.
38. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»// Российская юстиция, № 2, 2004.
39. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 (ред. от 17.12.2013) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 6, 2006.
40. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 8, август, 2015.
41. Обзор практики рассмотрения в 2014 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2015)// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 9, сентябрь, 2015.
Учебная литература
42. Азарова Т.В., Тресцова Е.В. Роль органа опеки и попечительства в механизме охраны и защиты жилищных прав несовершеннолетних; оставшихся без попечения родителей // Вопросы ювенальной юстиции. - М.: Юрист, 2014, № 1 (51). - С. 18-22.
43. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», «Теис», 1996. - С. 181.
44. Андреева Ю. А. К вопросу о соотношении понятий «контроль» и «надзор» // Административное право и процесс. 2009. № 2. - С. 6–8.
45. Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. 2-е изд. - М., 2000. С.230.
46. Еронина К.Н., Модникова Т.Н. Брачный договор в России//Актуальные проблемы гражданского права и процесса: Сборник материалов межвузовской студенческой научно-практической конференции / Под общ. ред.: Внуков Н.А., Щеголева Н.А. - Орел: ОРАГС, 2009. - С. 110-118.
47. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.: Политиздат, 1977.С.33.
48. Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: Бек, 2007. - С. 233.
49. Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: монография. М., 2005. С.51-60
50. Биксмтова Ж.А. Проблемы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России // Детство без жестокости и насилия. Совершенствование федерального и регионального законодательства: материалы региональной научно-практической конференции. - М., Оренбург: Юстицинформ, 2012. - С. 132-139
51. Большакова О.Г., Снежковская И.В. Проблемы международного усыновления // Законодательное регулирование общественных отношений в отдельных отраслях российского права: сборник статей преподавателей и студентов. - М.: ФЦОЗ, 2014. - С. 150-153.
52. Головина О.М., Дабагян А.А. Договорной режим имущества супругов// Государство и право России: история - современность - перспективы развития. Материалы IV региональной межвузовской научно-практической конференции, 10 декабря 2008 года / Отв. ред.: Шмелев К.В. - Нижний Новгород: Нижегор. фил. Ин-та бизнеса и политики, 2009. - С. 40-44.
53. Диордиева О.Н. Органы опеки и попечительства - правоохранительные органы // Правовые и экономические особенности развития современного государства: сборник межкафедральных трудов. - М., 2014. - С. 25-37.
54. Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. - М. Гроссмедиа. Росбух. - 2008. / СПС «Консультант плюс»: комментарии законодательства, поиск по названию
55. Зепалов А.В. «Проблема метода» международного частного права // Международное публичное и частное право. – 2005. – № 3.
56. Касьянова И.Н. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, утратившими родительское попечение//Вопросы ювенальной юстиции. № 4 (48) - М.: Юрист, 2013. - С. 14-18.
57. Киреева С.А. Межгосударственная интеграционная деятельность как выражение внешней функции Российского государства / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005. - С. 12.
58. Кривошеева М.А. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Закон и правоприменительная практика: материалы II Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 30 июня 2013 г.). - Нижний Новгород: АНО "НОЦ "ЦЕЗИУС", 2013. - С. 205-211.
59. Кулебякина Т.В. Международная практика введения мораториев на усыновление детей гражданами другого государства // Международное право: прошлое, настоящее, будущее (взгляд молодых исследователей): сборник научных статей. - С.-Пб.: Астерион, 2014. - С. 129-132.
60. Макаренко И.Л. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (конституционно-правовой аспект). Автореф. дисс. ... к.ю.н. - М., 2010. - 29 c.
61. Максуров А.А. Координация - наиболее перспективный метод построения системы государственной власти в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 9.
62. Малеина М.Н. Средства защиты прав несовершеннолетнего, применяемые органом опеки и попечительства // Законы России: опыт, анализ, практика. - М.: Изд. Дом "Буквовед", 2013, № 4. - С. 14-19.
63. Морозова О.В. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти в зарубежных странах // Научная перспектива. – 2010. - №8. -С.5.
64. Национальное и международное усыновление: социальные, правовые, нравственные, религиозные и политические аспекты: материалы круглого стола студ. юрид. ф-та спец. «Социальная работа» (г. Пермь, 06 дек. 2013 г.) / Отв. ред.: Реутов С.И. - Пермь, 2014. - 116 c.
65. Нечаева А.М. Органы опеки и попечительства как участники гражданского процесса // Осуществление гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции и арбитражными (хозяйственными) судами в России и других странах СНГ: Материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 22-23 ноября 2012 г.. - М.: Проспект, 2014. - С. 377-384.
66. Оськина И. Лупу А. Внимание! Несовершеннолетний подозреваемый // ЭЖ-юрист №5, 2015. С.12.
67. Оськина И. Лупу А. Помощь беспомощным! // ЭЖ-юрист №47, 2013.
68. Оськина И.Ю., Лупу А.А. Конституционное право зарубежных стран. Краткий курс лекций. - М.: Дело и Сервис, 2013. - 96 с.
69. Пестрикова А. Международное усыновление и проблема легализации однополых союзов в РФ и мире // Права и свободы человека и эффективные механизмы их реализации в мире, России и Татарстане: материалы международной научно-практической конференции, 28-29 ноября 2013 г. - Казань: Познание, 2014. - С. 583-589.
70. Пешина И.Ю. К вопросу о полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления в сфере опеки и попечительства // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. - Курск: Изд-во Кур. ин-та гос. и муницип. службы, 2012, Вып. 8 (3). - С. 34-50.
71. Права человека: учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2009. С.381-409
72. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. С.88.
73. Сапронов П.А. Власть как метафизическая и историческая реальность. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 422 с.
74. Сафронова С.С. Роль международных организаций в унификации права, регулирующего заключение и расторжение брака//Философская и правовая мысль. Альманах. Вып. 1. Саратов-Санкт-Петербург Изд-во «Стило», 2001. С. 67-78
75. Суйц В.П. Внутрипроизводственный контроль. - М.: Финансы и статистика, 1987.С.18.
76. Сухарев А.Я., В. Е. Крутских Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М. – 2015.
77. Тихомиров Ю.А. Современное публичное право: монографический учебник. М., 2008. С.362-369.
78. Тотьев К.Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве // Государство и право. 2002. № 9. - С. 24.
79. Черепанов В.А. Теория российского федерализма. М., 2005. - С. 91.
80. Черкасов К.В. Взаимодействие как принцип деятельности органов государственной власти субъекта РФ // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 2. - С. 63.
81. Ювенальное право / под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. - М.: ЗАО «Юстицинформ». - 2005. – 320 с.
Вопрос-ответ:
Какие основания могут быть для усыновления или удочерения детей?
Одним из оснований для усыновления или удочерения детей является их оставление без попечения родителей. Это может произойти в случае, если родители умерли, лишились родительских прав, отказались от ребенка или его лишили. Также существует возможность усыновления ребенка по соглашению с его родителями, если они признаются недееспособными или ребенок является незаконно оставленным.
Как происходит выявление детей, оставшихся без попечения родителей?
Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, проводится по решению суда. В рамках этого процесса осуществляется расследование, включающее определение обстоятельств, которые привели к оставлению ребенка, проверку его правового статуса, а также поиск родственников или других лиц, готовых взять на себя опеку над ребенком. В результате расследования суд принимает решение о возникновении правоотношений по усыновлению или удочерению.
Какое законодательство регулирует усыновление и удочерение детей в России?
Усыновление и удочерение детей в России регулируются системой российского семейного законодательства. Главным законом, устанавливающим правила и условия для усыновления и удочерения, является "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" и "Семейный кодекс Российской Федерации". Кроме того, существуют другие законодательные акты и нормативные документы, которые детализируют процедуру усыновления и удочерения детей.
Существуют ли международные правовые нормы, регулирующие усыновление и удочерение детей в России?
Да, существуют международные правовые нормы, которые регулируют усыновление и удочерение детей в России. Одним из главных международных документов в этой области является Конвенция ООН о правах ребенка, которая определяет основные принципы и правила усыновления и удочерения. Россия является участником этой Конвенции и обязана соблюдать ее положения при регулировании процедуры усыновления и удочерения на своей территории.
Какие есть правовые основания для усыновления или удочерения детей?
Правовые основания для усыновления или удочерения детей могут быть разными. Одно из основных оснований - это наличие согласия родителей или лишение их родительских прав. Также основанием может быть то, что ребенок оказался без попечения родителей, например, в случае сиротства или отказа родителей от ребенка. Усыновление или удочерение также может осуществляться по решению суда в интересах ребенка.
Какой порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, как основание для усыновления или удочерения?
Порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, может варьироваться в зависимости от региона. Обычно он включает в себя работу комиссий по делам несовершеннолетних, которые занимаются выявлением и проверкой таких детей. Важно, чтобы эта процедура проходила с соблюдением всех требований законодательства и в интересах ребенка.
Какое законодательство регулирует усыновление или удочерение детей в России?
Усыновление или удочерение детей в России регулируется системой российского законодательства. В основе этой системы лежит семейное законодательство, которое определяет порядок и условия для усыновления или удочерения. Например, важными нормами законодательства являются требования к усыновителям, процедура согласия на усыновление со стороны родителей ребенка и так далее.
Какие международные правовые нормы регулируют усыновление или удочерение детей?
Усыновление или удочерение детей также регулируется международными правовыми нормами. В частности, существуют международные конвенции, которые заключены между различными государствами и определяют правила и процедуры усыновления. Важно, чтобы при усыновлении или удочерении детей соблюдались как национальное, так и международное законодательство в интересах защиты прав и благополучия ребенка.
Какие правовые основания регулируют усыновление и удочерение детей?
Правовые основания усыновления и удочерения детей в Российской Федерации регулируются семейным законодательством. Основными законодательными актами в этой сфере являются: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "Об акте гражданского состояния", Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правовой охраны детей в Российской Федерации" и другие.
Каков порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, как основание для усыновления и удочерения?
Порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, как основание для усыновления и удочерения, определен законодательством РФ. В первую очередь, родители покойного, лишенного родительских прав или умершего ребенка должны объявить об этом органам опеки и попечительства. Затем, органы опеки и попечительства проводят регистрацию дитяти и включают его в реестр детей, оставшихся без попечения родителей. После этого, возможны процедуры усыновления или удочерения.
Какую систему законодательства регулирует усыновление и удочерение детей в России?
Усыновление и удочерение детей в России регулируется системой российского законодательства. Основные законы, определяющие права и обязанности усыновителей и удочерителей, включают в себя Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "Об акте гражданского состояния", Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правовой охраны детей в Российской Федерации", и другие акты.
Какие международные правовые нормы регулируют усыновление и удочерение детей?
Усыновление и удочерение детей в России также регулируются международными правовыми нормами. Россия является участницей международных договоров, таких как Гаагская конвенция о гражданском праве (1961 г.), Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (1993 г.), и др. Эти документы устанавливают обязательства стран по установлению международных стандартов в сфере усыновления и удочерения детей.