Образовательные программы детей дошкольного возраста

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 20 20 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 05.06.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВЕДЕНИЕ 3
РАЗНООБРАЗИЕ ПРОГРАММ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 5
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО» 9
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ» 13
СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ДОСТОИНСТВ И СПОРНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРОГРАММЫ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК 20

Фрагмент для ознакомления

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ДОСТОИНСТВ И СПОРНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРОГРАММЫПрограмма «Истоки» в принципе по своему составу тесно связана с традиционной советской системой. Одновременно с этим, в ней нет столь заметной стандартности и единообразия в способах работы с детьми. Программа «Истоки» не обязывает использовать методические приемы и не дает непременных установок к проведению данных занятий. В этом плане программа предлагает море возможностей для творчества воспитателя.В последнем разделе программы отмечены общие условия ее использования, предлагаются примерные подходы к планированию и организации жизнедеятельности детей в детском саду, составляются задачи работы психолога с детьми, воспитателями и родителями, ставятся условия сотрудничества педагога с родителями, замечается их специфика в зависимости от возраста ребенка.Что касается организации педагогического процесса, программа «Детство» предлагает воспитателям соединять фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы воспитания. Авторы программы подталкивают воспитателей показывать творческое отношение к планированию: педагог лично выбирает из выборного содержания то, что может быть использовано через самостоятельную детскую деятельность, через деятельность связанную парой с педагогом, а что имеет смысл включить в содержание игр, занятий, развлечений. Данные педагогические задачи разрешаются на основе накопления ребенком эмоционально-практического опыта в игре, в общении, экспериментировании, предметной, речевой, изобразительной и театральной деятельности. Авторы программы постоянно обращают наше внимание на то, что деятельность воспитателя все время должна быть нацелена на развитие максимальной активности детей.Инновационные компоненты программы «Детство» тесно соединены с переструктурированием и заменой знаний и представлений об окружающем мире. Состав этих знаний лишен дидактичности и идеологизации, что характерно для традиционной программы. Все внимание обращено на человека. Человек видится как творец предметного мира, как незыблемая часть и одновременно «хранитель» природы, как носитель моральных и нравственных норм поведения и т. д. Знания и представления об окружающем мире плотно переплетаются с собственной деятельностью детей. [4, c. 77] В программе «Истоки» отсутствует базис программы, направляющий современный стандарт дошкольного уровня образования и дающий комплексное развитие ребенка, что наносит огромный вред педагогической практике. В последнее время в нашейстранеслучилисьсерьезные политические и экономические изменения, которые охватили все сферы жизни,и, конечно же, систему образования. Изменения в дошкольном воспитании – на первой ступени системы образования – включают в себя как положительные, так и отрицательныестороны.К положительным относим создание гибкой многофункциональной системы различных дошкольных учреждений, в которой, вместе с измененными традиционными их видами, возникли новые: комплексы «Детский сад – школа», прогимназии, «Дошкольные центры» и др. Положительным сторонам также относится стремление практиков заниматься по новым вариативным программам, а не лишь по одной, как это было раньше. Новые программы разрабатываются отдельными авторами и коллективами.Название программы – «Истоки» – отражает естественноесостояние дошкольного детства как удивительного возраста, в котором прививаются основы всего будущего развития человека.В программе «Истоки» ребенок, его личность считаются центральной фигурой воспитательного процесса. Цель программы – разностороннее развитие ребенка; развитие у него универсальных, а также творческих способностей до уровня, равного возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей одинакового старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.Гуманистическая по направленности программа поможет воспитателю, оглядываясь на возрастные критерии, обратить внимание разный темп развития детей и воплотить индивидуально-ориентированный подход к ним.Содержание программы рассчитано на три возраста: ранний – 0-3 лет, младший дошкольный – 3-5 лет и старший дошкольный –5-7 лет. Это деление объясняется тем, что на границах вышеназванных возрастов протекают существенные качественные перемены в развитии ребенка, обнаруженные во многих психологических исследованиях и практическом опыте воспитания.Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе создано содержательная взаимосвязь детского сада и семьи.Базисная программа, предлагающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, по идее должна стать основой будущих вариативных и специальных программ.ЗАКЛЮЧЕНИЕОптимальной базой для организации оздоровительной работы являются дошкольные учреждения, где ребенок проводит практически все дневное время и где предлагаются наиболее удобные возможности для проведения лечебно-профилактических мероприятий в привычной для детей обстановке.Основной задачей любого дошкольного учреждения считается воспитание и обучение ребенка, нацеленное на формирование гармонично развитой личности.Правильная организация воспитательно-образовательной и оздоровительной работы ДОУпредполагает строгое соблюдение возрастного режима занятий, проведение занятий с оглядкой на динамику работоспособности детей, правильное использование наглядных пособий, неприменное выполнение гигиенических и санитарных требований, предъявляемых к помещениям образовательных учреждений (режимы - световой, звуковой, воздушный, цветовое оформление).В данной работе мной был приведен список разнообразных образовательных программ для детей дошкольного возраста, проведена их классификация.Две образовательные программы были рассмотрены отдельно («Детство» и «Истоки»), а так же были выделены их сильные и слабые стороны.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОКАлиева Т.И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошкольника. Алиева Т.И., Антонова Т.В, Арнаутова Е.П. М., 2003.- 313с.Бычкова С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Бычкова С.С. – М.: АРКТИ, 2001. - 64 с.Логинова В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. Логинова В.И. СПб., 2002.- 227с.Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство-Пресс, 2001.Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». СПб.: Детство-Пресс, 2005. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т. И. Ерофеевой. – М., 1999.

1. Алиева Т.И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошкольника. Алиева Т.И., Антонова Т.В, Арнаутова Е.П. М., 2003.- 313с.
2. Бычкова С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Бычкова С.С. – М.: АРКТИ, 2001. - 64 с.
3. Логинова В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. Логинова В.И. СПб., 2002.- 227с.
4. Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство-Пресс, 2001.
5. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». СПб.: Детство-Пресс, 2005.
6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т. И. Ерофеевой. – М., 1999.

Вопрос-ответ:

Какие основные положения программы "Детство"?

Программа "Детство" предлагает комплексный подход к образованию детей дошкольного возраста, основанный на принципах развивающего обучения. Она учитывает возрастные особенности и потребности детей, а также обеспечивает разнообразие форм и методов обучения.

Каким образом программа "Истоки" связана с советской системой?

Программа "Истоки" имеет определенные схожие черты с традиционной советской системой образования, такие как акцент на коллективной деятельности, использование совместной игры и упражнений, а также некоторые элементы методики Монтессори. Однако она отличается от стандартной системы и предлагает более гибкий и индивидуальный подход к обучению детей дошкольного возраста.

Как можно классифицировать образовательные программы для детей дошкольного возраста?

Образовательные программы для детей дошкольного возраста могут быть классифицированы по разным критериям, например, по методике (например, Монтессори, Домана), по основным направлениям (например, разностороннее развитие, подготовка к школе), по форме организации (например, групповые занятия, индивидуальные занятия), по наличию субъектов образования (например, родители, педагоги, дети), и т.д.

Какие достоинства и спорные положения имеет программа "Истоки"?

Одним из достоинств программы "Истоки" является ее гибкий подход, позволяющий адаптировать занятия под индивидуальные потребности каждого ребенка. Однако многие спорные позиции относятся к ее связи с традиционной советской системой и недостаточной стандартности. Также возможна критика относительно использования элементов методики Монтессори и необходимости более детальной документации и оценки прогресса детей.

Какие принципы лежат в основе программы "Детство"?

В основе программы "Детство" лежат принципы учета возрастных особенностей и потребностей детей, создание разнообразных образовательных ситуаций, использование развивающих игр и упражнений, развитие творческого мышления и самостоятельности, формирование коммуникативных навыков и социализации детей, а также сотрудничество с родителями и обмен опытом с педагогами.

Какие основные положения программы "Детство"?

Основные положения программы "Детство" направлены на развитие когнитивных, социально-эмоциональных и физических навыков у детей дошкольного возраста. Программа уделяет особое внимание индивидуальным потребностям каждого ребенка, его творческому и эстетическому развитию. Также программа акцентирует внимание на воспитании у детей нравственных ценностей и формировании здорового образа жизни.

Чем отличается программа "Истоки" от традиционной советской системы образования?

Программа "Истоки" имеет свою специфику, которая отличается от традиционной советской системы образования. В программе "Истоки" отсутствует стандартность и единообразие, что позволяет более свободно развивать творческие и интеллектуальные навыки у детей. Одновременно с этим, программа сохраняет некоторые черты советской системы, что влияет на ее состав и содержание.

Какова классификация образовательных программ для детей дошкольного возраста?

Классификация образовательных программ для детей дошкольного возраста основана на различных подходах и теориях обучения. Одна из распространенных классификаций включает в себя программы по типу развивающего обучения, игровое обучение, проектное обучение, технологическое обучение и др. В каждой программе уделяется особое внимание определенным аспектам развития ребенка, что позволяет более эффективно формировать его навыки и знания.

Какие программы образования для детей дошкольного возраста можно назвать разнообразными?

В области образования для детей дошкольного возраста существует множество разнообразных программ, которые отличаются своим подходом и методикой обучения. Некоторые из них включают в себя элементы искусства и творчества, другие программы акцентируют внимание на развитии физических навыков и здорового образа жизни, есть также программы, которые ориентированы на развитие интеллектуальных и когнитивных способностей ребенка.

Чем характеризуются образовательные программы детей дошкольного возраста?

Образовательные программы детей дошкольного возраста характеризуются разнообразием программ и их классификацией.