Развитие способностей детей младшего школьного возраста

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 20 20 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 09.06.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Понятие о способностях и их природе 5
Психолого-возрастные особенности развития младших школьников 9
Условия развития способностей младших школьников 14
Заключение 18
Библиографический список 20


Фрагмент для ознакомления

В некоторых ситуациях ребенок может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это наблюдается из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, тех или иных проявлений темперамента.Помимо общих способностей к учению, каждому ученикуприсуща возможность развития и специальных способностей. Ни к чему не способных детей нет. Надо только помочь ребенку найти свое место, показать ему его возможности. Здесь нельзя недооценить роль учителя. Это он закладывает способности и таланты учеников и правильно направляет их развитие.Способности закладываются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому-то ни было труду, в основном и будет считаться неспособным. Упорный труд всегда будетбазисом развития как общих, так и специальных способностей. Без большого и напряженного труда способности не формируются, будут лишь потенциальные возможности для их положительного формирования.Но не любая деятельность, в которую включают ребенка, сразу жезакладывает и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность успешно влияла на развитие способностей, она должна соответствовать некоторым условиям:Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Уребенкадолжно быть чувство радостного удовлетворения от деятельности, лишь тогда у него появится стремление по своему желанию, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу как можно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней – непременные условия для того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.Деятельность ребенка должна быть максимально творческой. Как пример, для развития литературных способностей хорошо постоянно и систематически заниматьсянаписанием очерков, рассказов и стихотворений с их дальнейшим детальным разбором; полезны специализированные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с дальнейшим красочным и выразительным описанием увиденного и слышанного. Если же деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она все время заставляет его размышлять и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, нахождением для себя нового знания, внахождении в самом себе новых возможностей. Такая деятельность закрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, прививает уверенность в себе и чувство удовлетворения от достигнутых успехов.Важно организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы он ставил цели, всегда чуть превосходящие его возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Очень нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже заметными способностями.Если выполняемая деятельность расположена в зоне оптимальной трудности, т. е. на максимуме возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития.Развитию способностей детей помогают различные формы внеклассной и внешкольной работы. Это различные математические, музыкальные, литературные, технические кружки. Необходимо развивать склонность к ручному труду, которая характерна, в частности, всем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети создают несложные изделия из пластилина, картона, бумаги, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность и творчество. На этих занятиях у школьников формируется умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля. Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Раннее проявление способностей у школьников часто бывает предпосылкой развития большого таланта, но, если проявившиеся способности в дальнейшем не развиваются и не воспитываются, они угасают. Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма.ЗаключениеНа основании проведенного теоретического анализа психологической литературы можно сделать следующие выводы.Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов деятельности. Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. То есть, человек не рождается способным к той или иной деятельности, а участием в деятельности формирует у себя способности к ней.Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей с задатками, интересом и склонностями. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. Но задатки – лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Благоприятная среда, воспитание и обучение способствуют раннему пробуждению задатков. Интерес проявляется в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Интерес проявляется в склонности человека к деятельности, по преимуществу связанной с предметом интереса. Для младших школьников предметом интереса является учебная деятельность. Однако для того чтобы учебная деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:Эта деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции.Деятельность школьника должна быть по возможности творческой.Важно организовать деятельность школьника так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности. В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, какие же факторы оказывают влияние на развитие способностей младших школьников. На основе анализа литературы можно выделить следующие факторы: Исходная предпосылка – врожденные задатки.Время выявления способностей.Развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес.Сотрудничество учителя и ребенка.Педагогическая задача состоит в том, чтобы учитывать данные факторы в развитии способностей младших школьников, и их личности в целом.Библиографический список:Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. – 1998, - №4. - 21с.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1981. – 345с.Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возраст / В.В. Давыдов. – М.,1973. – 451с.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.,1986. – 321с.Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: «Академия», 2001 – 203с.Ильичев, Л.Ф. философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев, Н.Н. Федосеев. – М., 1983. – 234с.Крутецкий, В.Н. Психология / В.Н. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – 531с.Немов, Р.С. Психология: Кн. 1 / Р.С. Немов. – М.:ВЛАДОС, 1997. – 467с.Немов, Р.С. Психология: Кн.2 / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 641с.Петрунек, В.П. Младший школьник / В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. – М., 1981. – 410с.Шадриков, В.Д. Развитие способностей // Начальная школа. -№5, 2004. – 210с.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989. – 547с.

1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. – 1998, - №4. - 21с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1981. – 345с.
3. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возраст / В.В. Давыдов. – М.,1973. – 451с.
4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.,1986. – 321с.
5. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: «Академия», 2001 – 203с.
6. Ильичев, Л.Ф. философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев, Н.Н. Федосеев. – М., 1983. – 234с.
7. Крутецкий, В.Н. Психология / В.Н. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – 531с.
8. Немов, Р.С. Психология: Кн. 1 / Р.С. Немов. – М.:ВЛАДОС, 1997. – 467с.
9. Немов, Р.С. Психология: Кн.2 / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 641с.
10. Петрунек, В.П. Младший школьник / В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. – М., 1981. – 410с.
11. Шадриков, В.Д. Развитие способностей // Начальная школа. -№5, 2004. – 210с.
12. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989. – 547с.


Вопрос-ответ:

Какие психолого-возрастные особенности развития младших школьников?

Основные психолого-возрастные особенности развития младших школьников включают быстрое развитие когнитивных способностей, формирование элементарных навыков самостоятельности и социализации, рост самооценки и умения контролировать свои эмоции.

Что такое способности и какова их природа?

Способности - это индивидуальные склонности и таланты, которые позволяют человеку эффективно решать определенные задачи или области деятельности. Природа способностей связана с уникальным сочетанием генетических предпосылок и стимулирующей внешней среды.

Какие условия необходимы для развития способностей у младших школьников?

Для развития способностей у младших школьников необходимы следующие условия: наличие мотивации и интереса к определенной деятельности, поддержка со стороны родителей и учителей, создание благоприятной обучающей среды, доступ к разнообразным образовательным ресурсам и методикам.

Почему в некоторых ситуациях ребенок может казаться неспособным к учебному предмету?

Это может быть связано с отсутствием у ребенка необходимых знаний и умений в данной области, недостаточной мотивацией или интересом к предмету, а также различными факторами, включая темперамент и индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

Какие общие способности к учению присущи каждому младшему школьнику?

Основные общие способности к учению, присущие каждому младшему школьнику, включают возможность восприятия, анализа и синтеза информации, логическое мышление, память, внимание и эмоциональную стабильность. Однако степень развития этих способностей может варьироваться у разных детей.

Что такое способности и какова их природа?

Способности – это индивидуальные склонности и возможности человека в определенных сферах деятельности. Они могут быть различной природы, например, умственные, физические, творческие и т. д. Природа способностей может быть как врожденной, так и приобретенной под воздействием окружающей среды.

Какие психолого-возрастные особенности развития младших школьников влияют на их способности?

Младшие школьники находятся в периоде интенсивного формирования когнитивных способностей. Именно в этом возрасте они начинают осваивать базовые навыки чтения, письма и математики. Развитие способностей у них напрямую связано с их возрастными особенностями, такими как развитие памяти, внимания, мышления и творческого потенциала.

Какие условия влияют на развитие способностей младших школьников?

Для развития способностей младших школьников важны следующие условия: поддержка со стороны родителей и учителей, наличие стимуляции и интересного учебного материала, соответствующего возрастным особенностям детей, обеспечение возможности самостоятельного творческого проявления и успешного исполнения заданий, а также создание благоприятной и безопасной образовательной среды.

Почему некоторые дети могут казаться неспособными к определенным учебным предметам?

Некоторые дети могут казаться неспособными к определенным учебным предметам из-за отсутствия необходимых знаний и умений, недостаточной поддержки и мотивации, а также из-за неприспособленности к определенному стилю обучения. Также различные проявления темперамента могут влиять на способность ученика к определенным предметам.