Человеческий капитал как экономический ресурс (трудовые, предпринимательские ресурсы и ресурсы знаний в мире).
Заказать уникальный реферат- 31 31 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 09.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Сущность понятия человеческий капитал 4
2. Виды и уровни человеческого капитала 8
3. Мировой опыт формирования и развития человеческого капитала 12
4. Институционное обеспечения развития человеческого капитала 24
Выводы 28
Список литературы 31
Для анализа такого неравенства используют Индекс гендерного неравенства (англ .. TheGenderInequalityIndex), который оценивает неравенство в возможностях достижений между мужчинами и женщинами в трех измерениях: репродуктивном здоровье, расширении прав и возможностей, а также на рынке труда[5, c. 76].Среднее значение мирового индекса гендерного неравенства составляет 0,463, то есть определяется 46,3% потерь от неравенства между мужчинами и женщинами в человеческом развития (табл.5). Наилучшее значение 0,045 характерно для Нидерландов. В пятерке стран-лидеров по ИГН стоят Швеция, Дания, Швейцария и Норвегия. Наихудшее значение наблюдается в Йемена (0,747). Для развитых стран-членов ОЭСР среднее значение индекса составляло 0,28, а для стран Южной Азии - 0,568.Таблица 5.Значение ИГН некоторых стран и групп за 2014 год [2]Значение ИГНРейтинг страны по ИГНУровень материн-скойсмер-тностиКоэффици-ент рож-даемости среди подростковДоля мест в парламенте (% женщин)Количество населения со средним образованиемУровень экономической активности населенияженщины мужчиныженщины мужчиныНидерланды0,045164,337,887,590,458,371,3Швеция0,055246,544.784,485,559,468,1Великобритания0,205341229,722,199,699,855,668,5Китай0,23135379,121,354,870,467,780,1США0,256422127,417,094,794,357,570,1Россия0,312513423,211,193,596,256,371,0Европа и Центральная Азия0,280___2823,116,781,485,849,669,0Страны с высоким ИЧР0,376___4745,918,562,965,246,875,3Общемировой ИГН0,463___14551,220,352,362,951,377,2Итак, глобализационные процессы обусловливают необходимость повышения конкурентоспособности персонала, улучшение качества человеческого капитала. При этом активизация инновационных составляющих устойчивого развития стран на основе разработки и внедрения информационных технологий, обеспечивает возможности повышения конкурентоспособности национальной экономики, подготовку высококвалифицированных специалистов. Интеграционные процессы и углубление международного разделения труда непосредственно влияют на процесс производства, модернизацию социально-трудовых отношений, что обусловливает необходимость адаптации национальной экономики к мировому рынку.4.Институционное обеспечения развития человеческого капиталаРазвитие мировой экономики в XXI веке характеризуется появлением таких новых явлений, как «новая» экономика, так называемая «экономика знаний», информационное общество, конвергенция доходов, сопровождающихся углублением сотрудничества международных организаций и координации международной экономической политики, определению общих для всей глобальной сообщества задач. Среди этих целей следует отметить формирование качественного человеческого капитала, а именно создание условий для накопления человеком определенных знаний, навыков, умений, используемых в различных сферах общественного воспроизводства, способствуют росту производительности труда и тем самым обеспечивают повышение качества жизни человека (согласно теории человеческого капитала).Многочисленные теоретические и эмпирические исследования показывают, что благоприятное макроэкономическая среда - необходимое, но недостаточное условие для рационального использования человеческого капитала, что свидетельствует о важной роли институциональной инфраструктуры. Несмотря на то, что построение информационного общества, «новой» экономики и повышения качества человеческого капитала является задачей глобальной экономики, институциональная среда нужно создавать и на макро-, так и на мезоуровне.Не вдаваясь в глубокое изучение методологических подходов к толкованию сути социальных институтов, отметим, что в этом контексте считаем целесообразным рассматривать их не только как совокупность правил, норм и инструментов, а прежде всего как государственные и негосударственные организации, учреждения и другие структурные единицы, призванные обеспечивать благоприятную среду для развития человеческого капитала.В широком смысле, согласно теории государственного управления, эти институты выполняют управленческие (контролирующие, координирующие и другие) функции[2]. Спектр их достаточно широк - от традиционных (органы законодательной и исполнительной власти, системы образования и науки, здравоохранения, профсоюзы и т.п.) до новейших (телекоммуникационная инфраструктура, инновационные кластеры), роль которых в нашем государстве в целом еще недостаточно оценена, хотя значимость ее доказана зарубежным опытом (табл.6).Таблица 6Институциональная инфраструктура развития человеческого капиталаНазвание (характеристика) института Основные функцииГосударственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; местные органы исполнительной власти: органы самоуправления; центры занятости (областные, районные, городские) управления статистики, управления труда и социальной защиты; управления образования и науки; управления здравоохранения; финансовое управление органы самоуправления (Совета) территориальные подразделения центральных органов исполнительной власти: Фонд государственного имущества; Антимонопольный комитет и др.Формирование правового поля: законодательная база; постановления органов местного самоуправления (постановления сессий областного, городского, районных советов и т.п.); мониторинг демографической ситуации и занятости населения; формирование целей, задач и инструментария реализации региональной политики содействия занятости, социальной защиты населения, повышение образовательного уровня и здравоохранения; контроль за качеством образовательных услуг; координационные функции; финансовая и организационная поддержка инициатив структур микроуровня и общественных организаций; обеспечения основных прав и свобод человека; контроль за уровнем экологии.Общественные и религиозные организации; общество защиты прав потребителей; информационно-консультативные центры; общественно-рабочие группы; фонды; церковь (околоцерковные общины, религиозные образовательные учреждения); ассоциации, объединения, творческие союзы, малые академии и т.д.Обеспечение социально-общественного диалога; содействие гендерному равенству; обеспечение психологической поддержки реэмигрантов (бывших работников); предоставление бизнес-консультаций; создание и обеспечение функционирования благотворительных организаций и благотворительных фондов, защита прав и свобод человекаОбразование и наука: дошкольные; средние, средние - специальные и высшие учебные заведения; научно-исследовательские институты; учебные агентства, агентства по повышению квалификации и профессиональной переориентации; управления образования и наукиПодготовка специалистов высокой квалификации, создание возможностей для всех граждан реализовать свои способности и знания и повысить таким образом свой уровень жизни; координация деятельности образовательных учреждений; методическая помощь учебным заведениям; контроль качества образовательных услуг; повышение квалификации и переквалификация работающего населенияПродолжение табл. 6Название (характеристика) институтаОсновные функцииСистема здравоохранения: государственные и частные лечебные учреждения; санаторно-курортные учреждения; управления здравоохранения.Повышение качества жизни граждан, а именно уровня здоровья, увеличение продолжительности жизни и продолжения трудоспособного возраста; уменьшение показателей детской смертности; применения мер по пресечению распространения эпидемий туберкулеза, ВИЧ / СПИДа и других опасных заболеваний, распространение информации о тяжелых заболеваниях; реализация региональных целевых программ; контроль за использованием бюджетных средствИнновационная инфраструктура: инновационные центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные кластеры: научно-образовательные учреждения - бизнес-структуры - государствоОбеспечение инновационного развития, эффективного использования человеческого «технологического» капитала; институциональное обеспечение связи образования, науки и бизнеса; содействие поступлению частных финансовых ресурсов в образование и наукуИнституты, обеспечивающие доступ населения к информации: телекоммуникационная инфраструктура; общественно-рабочие группы; фонды; СМИ; пресс-службы местных органов исполнительной власти и самоуправления.Информационное обеспечение, в том числе обеспечение доступа к Интернет-ресурсам, различных источников правдивой информации о политических, экономических, культурных и др. новости, возможности трудоустройства; права и свободы граждан; связи с общественностью; формирование имиджа страны для международной продвижения.Финансовые институты: банки, небанковские учреждения: кредитные союзы; страховые компании; областные, районные и городские финансовые управленияАккумулирования и координация финансовых потоков; обеспечение доступа населения к кредитным ресурсам и страховых услуг; субсидирование, дотации, субвенции для отдельных слоев населения, на поддержку инновационного развития и т.д.; обеспечение прозрачности межбюджетных отношенийПрофсоюзные организацииРегулирование рынка труда; обеспечение соблюдения работодателями норм трудового законодательства; содействие повышению безопасности труда; контроль за соблюдением социальных гарантийКак показало исследование, в рамках социального инвестирования на государственном и региональном уровнях приоритетными направлениями являются финансирование масштабных социальных проектов в сфере обеспечения человеческого развития, реализация которых возможна только при условии государственной поддержки и имеет определяющее социальное значение как для региона, так и для государства в целом. Прежде всего, это инвестиции в образование, здравоохранение, инвестиции, направленные на развитие региональных рынков труда и инвестиции в культурное развитие населения. На уровне предприятий приоритетными направления социального инвестирования являются инвестиции в развитие персонала, развитие социальной сферы предприятия, реализацию стратегии социальной ответственности, социальных программ и общественно значимых социальных проектов, разработанных с учетом интересов основных заинтересованных сторон. На личностном уровне для обеспечения человеческого развития наибольшее значение имеют инвестиции в образование, здоровье, отдых, физическую культуру и спорт, а также духовная, благотворительная деятельность.Выводы Человеческий капитал как основа интеллектуального достояния организации является краеугольным камнем формирования производственного капитала постиндустриального общества. Развитие рыночной экономики сегодня связано с созданием добавленной стоимости в результате широкого внедрения инноваций, движущей силой которых становится высокоинтеллектуальная и творческая личность. Через ныне государственное регулирование в постиндустриальных странахнаправлено на расширенное воспроизводство интеллектуальной составляющей национального богатства.Формирование человеческого капитала является следствием разветвленной структуры индустриализованнойэкономики и значительных инвестиций, то есть владение им является характерным признаком среднего классаэкономически развитого общества. По определению средний класс - стабилизатор общества игарант его демократического развития, доказывает достоверность прогнозов относительно международной миграции «владельцев» человеческого капитала в рамках «фрикционного» уровня, при котором количество желающихизменить страну трудоустройства будет незначительной и мало зависит от экономических факторов.Для активации и использования интеллектуального потенциала конкурентоспособности национальной экономики решения требуют прежде всего такие проблемы: реформирование национальной системы высшего образования в соответствии с мировыми и европейскими стандартами с целью устранения диспропорции между новым технологическим укладом и устаревшей системой подготовки кадров и, как следствие, неадекватной качеству трудовых ресурсов; значительное усиление мотивации кадрового потенциала науки; внедрение государственных мероприятий, которые обусловливают активизацию спроса на инновации со стороны предприятий; содействие совершенства стратегического управления в научно-технологической среде; формирование и развитие на уровне предприятий стратегии управления интеллектуальной собственностью; распространение института партнерства при выполнении НИОКР как на взаимодействие субъектов реального сектора экономики, так и за его пределами (прежде всего на взаимодействие предприятий с субъектами секторов высшего образования и академической науки); оптимизация политики государственного финансового содействия развитию образования и науки; устранение неблагоприятного направленности миграционных потоков, которая сейчас ориентирована не на ввоз интеллектуального капитала, а на вывоз.Список литературыГапоненко А. Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А. Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. – М. :Эксмо, 2008. – 400 с.Гильтман М.А. К вопросу о методологии теории человеческого капитала. / М.А. Гильтман – Проблемы современной экономики. – 2009. – режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2607Иванюк И. А. Воспроизводство интеллектуального капитала [Электронный ресурс]: монография / И. А. Иванюк. – Режим доступа : http://creativeconomy.ru/library/prd218.php.Ильина Н.Е. Научные подходы к поня-тию человеческого капитала // Вестник- Экономист. — 2011. — № 2. — С. 36-42.Заде Ф., Корчагин Ю. А. Эффективность и качество на-циональных человеческих капиталов стран мира [Текст] / Ю. А. Корчагин. - Воронеж, 2011. – 207 с.Касаееа Т.В. Роль трудового ресурса человека в общественной производительной комбинации// Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. -Тамбов, 2012. Вып. 1. – С. 45-52.Корицкий А.В. Человеческий капитал как фактор экономического роста регионов России: монография / науч. ред. Т.В. Гри-горова; Сибирский университет потреби- тельской кооперации. — Новосибирск, 2010. — 368 с.Корчагин Ю. Широкое понятие человеческого капитала // ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики [Электронный ресурс]. URL: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=22.Радионова И. Экономический рост с участием человеческого капитала / И. Радионова // Экономика Украины. – 2009. - № 1. – С. 19-30.Романтеев П.В. Аналитический обзор методик оценки человеческого капитала // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — 02. — С. 25-37.Супрун В. А. Интеллектуальный капитал:Главный фактор конкурентоспособности экономики в ХХІ веке / В. А. Супрун. – М. :КомКнига, 2006. – 192 с.Цапенко И.В. Проблема эффективного воспроизводства человеческого капитала и инвестиционные подходы к ней // Инновации. – 2010. – № 4. – С. 34-41.Human Development Report 2015. Режимдоступа: http://hdr.undp.org/hdr5press/press/report/index.htmlMayo A. The Value of the Enterprise: Valuing People as Assets – Monitoring, Measuring, Managing. London: Nicholas Brealey Publishing. -2001. 238 р.www.hdirussia.ru- Интернет-портал «ЧеловеческийпотенциалРоссии»
1. Гапоненко А. Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А. Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. – М. : Эксмо, 2008. – 400 с.
2. Гильтман М.А. К вопросу о методологии теории человеческого капитала. / М.А. Гильтман – Проблемы современной экономики. – 2009. – режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2607
3. Иванюк И. А. Воспроизводство интеллектуального капитала [Электронный ресурс]: монография / И. А. Иванюк. – Режим доступа : http://creativeconomy.ru/library/prd218.php.
4. Ильина Н.Е. Научные подходы к поня- тию человеческого капитала // Вестник- Экономист. — 2011. — № 2. — С. 36-42.
5. Заде Ф., Корчагин Ю. А. Эффективность и качество на- циональных человеческих капиталов стран мира [Текст] / Ю. А. Корчагин. - Воронеж, 2011. – 207 с.
6. Касаееа Т.В. Роль трудового ресурса человека в общественной производительной комбинации// Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - Тамбов, 2012. Вып. 1. – С. 45-52.
7. Корицкий А.В. Человеческий капитал как фактор экономического роста регионов России: монография / науч. ред. Т.В. Гри- горова; Сибирский университет потреби- тельской кооперации. — Новосибирск, 2010. — 368 с.
8. Корчагин Ю. Широкое понятие человеческого капитала // ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики [Электронный ресурс]. URL: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=22.
9. Радионова И. Экономический рост с участием человеческого капитала / И. Радионова // Экономика Украины. – 2009. - № 1. – С. 19-30.
10. Романтеев П.В. Аналитический обзор методик оценки человеческого капитала // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — 02. — С. 25-37.
11. Супрун В. А. Интеллектуальный капитал:Главный фактор конкурентоспособности экономики в ХХІ веке / В. А. Супрун. – М. : КомКнига, 2006. – 192 с.
12. Цапенко И.В. Проблема эффективного воспроизводства человеческого капитала и инвестиционные подходы к ней // Инновации. – 2010. – № 4. – С. 34-41.
13. Human Development Report 2015. Режим доступа: http://hdr.undp.org/hdr5press/press/report/index.html
14. Mayo A. The Value of the Enterprise: Valuing People as Assets – Monitoring, Measuring, Managing. London: Nicholas Brealey Publishing. -2001. 238 р.
15. www.hdirussia.ru - Интернет-портал «Человеческий потенциал России»
Вопрос-ответ:
Что такое человеческий капитал?
Человеческий капитал - это экономический ресурс, представленный навыками, знаниями и опытом человека, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг.
Какие виды и уровни человеческого капитала существуют?
Виды человеческого капитала включают образование, профессиональные навыки и здоровье. Уровни человеческого капитала могут быть различными у разных людей, в зависимости от их образования, опыта работы и других факторов.
Каков мировой опыт формирования и развития человеческого капитала?
Мировой опыт формирования и развития человеческого капитала включает различные подходы к образованию, профессиональной подготовке и здравоохранению. Разные страны имеют разные системы образования и программы подготовки, которые направлены на развитие человеческого капитала.
Как институциональное обеспечение влияет на развитие человеческого капитала?
Институциональное обеспечение, такое как правительственные политики и программы, законы о труде и образовании, может оказывать значительное влияние на развитие человеческого капитала. Наличие эффективных и доступных систем образования и здравоохранения, а также возможностей для профессионального роста и развития, играет важную роль в формировании и совершенствовании человеческого капитала.
Каким образом используется Индекс гендерного неравенства для анализа неравенства?
Индекс гендерного неравенства или The Gender Inequality Index используется для оценки неравенства между мужчинами и женщинами. Он учитывает различные показатели, включая достаток, образование и здоровье, и позволяет анализировать и сравнивать уровень гендерного неравенства в разных странах.
Что такое человеческий капитал?
Человеческий капитал - это экономический ресурс, представленный знаниями, навыками, образованием и опытом работников. Он является основным фактором, определяющим продуктивность и экономический рост.
Какие виды и уровни человеческого капитала можно выделить?
Виды и уровни человеческого капитала могут быть разнообразными. Основными видами являются физический и интеллектуальный капитал. Уровни можно разделить на индивидуальный, организационный и национальный.
Каким образом развивается человеческий капитал в мире?
Развитие человеческого капитала в мире происходит через инвестиции в образование, повышение квалификации работников, развитие научно-технического прогресса и развитие инноваций. Также важным является социальное обеспечение и содействие здоровью и благосостоянию населения.
Как институциональное обеспечение развития человеческого капитала влияет на экономику?
Институциональное обеспечение развития человеческого капитала играет ключевую роль в экономике. Это включает в себя создание устойчивой системы образования и поддержку научных исследований, а также разработку законов и политик, способствующих улучшению условий для работы и развития людей.
Как оценивается неравенство в показателях гендерного неравенства?
Для анализа гендерного неравенства используется Индекс гендерного неравенства, который оценивает неравенство в различных областях, таких как здоровье, образование и экономическая активность. Этот индекс позволяет оценить уровень дискриминации и неравноправия между мужчинами и женщинами.
Что такое человеческий капитал?
Человеческий капитал - это экономический ресурс, представляющий собой совокупность навыков, знаний, образования и опыта, которыми обладают работники и могут использовать для создания ценности и улучшения производительности.