Романы-антиутопии Гюнтера Грасса («Камбала», «Крысиха»).
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 10.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Поэтика романов 6
2. Роман-утопия «Камбала» 8
3. Роман – утопия «Крысиха» 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Автор рассказывает удивительную историю, которую он или пережил наяву, или увидел во сне. Ему подарили крысу в клетке, он поставил ее на рабочий стол. Все дальнейшее - это монологи с крысой, которая умеет говорить. Она рассказывает историю крысиного рода, сравнивает особенности людей и крыс. Причем делает это в пользу крыс - сплоченных, трудолюбивых, готовых делать выводы из своего и чужого опыта, стойких, умных, смелых. Ужас и отвращение, который крысы с древности вызывают в людях, по мнению крыс, глупые предрассудки, которые вообще присущи человеческому роду. В перспективе времени бессмысленное, неспособное к умной жизни человечество истребит само себя. Грандиозная атомная катастрофа оставит на земле несколько живых существ, которые смогут жить дальше и размножаться.Среди них и высокоразвитые крысы. Из-за того, что история мира развивается по кругу и повторяется, после почти полного уничтожения человеческой цивилизации возникнет новая - цивилизация крыс. Или, точнее, новый улучшенный вид этих существ, которых Грасс по фамилиям двух Нобелевских лауреатов - Ватсона и Крика - называет «ватсонкриками» (оба ученые-генетики). Эти крысолюди, созданные путем генных манипуляций, объединяют, по романисту, лучшие свойства большого мышиного рода и Homosapiens.Какая-либо незначительная, на первый взгляд, деталь оживает и пробуждает творческое воображение, позволяющее «видеть гораздо больше, чем простые смертные» и не только сохранять, реконструировать, воссоздавать прошлое, но и прогнозировать будущее. Вместо подаренной писателю на Рождество одной крысы на снимках мы наблдаемцелые крысиные племена и даже существа, как из фильма ужасов: полулюди-полукрысы». Наконец, атмосфера старинного дома вВевельсфлете, где все дышало историей, дала повод Г. Грассу в романе«Крысиха», задуматься над тем, в каком направлении развивается европейская цивилизация.Связующим звеном между пространством дома как в понимании Семейный очаг, мы будем называть его домашнее пространствои домом как творческим пространством является, небольшое личное пространство Гюнтера Грасса, его постоянными атрибутами являются пишущая машинка фирмы «Оливетти» иконторка Главное и единственное условие его существования – полная гармония и покой. В «Крысихе», во многом сохраняется принципиальная для художественной прозы Грасса структура повествования,в основе которой лежит различениеповествователя и автора произведения.В «Крысихе», как и в «Камбале нашло отражение отношения Грасса к феминистскому движению на Западе. Об этом свидетельствует описание женских образов в романе.Роман «Крысиха» как и другие великие произведения Грасса, но в еще более концентрированной и наступательной форме, в еще большей мере посвящен главным проблемам и конфликтам современности, «Крысиха» есть «сумма» и квинтэссенция всех прежних произведений Грасса.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе работы над рефератом, нами был изучени проанализирован отечественный и зарубежный опыт исследования романов «Камбала» и «Крысиха», накопленный в ХХ и XXI веках, рассмотрено своеобразие поэтики Гюнтера Грасса в немецкой литературе второй половины ХХ в.Мы можем сделать вывод об огромном значении автобиографической поэтики Г. Грасса для истории европейской литературы вообще и современной немецкой литературе в частности. Мы приходим к выводам о том, что Г. Грасс в своих произведениях выстраивает такую модель персонального повествования, где акцентируется именно историческая картина мира, а личная картина мира, служит инструментом моделирования Истории. При этом «грассовское» эпическое трансформировано в духе ХХ века подвержено влиянию документального, «фотографического» мышления, отображающего, с одной стороны, доверие технике, с другой стороны, преодоление субъективно-личностного начала в искусстве и историографии в пользу «объективного», документального.В произведениях Г. Грасса зрелого периода прослеживаются многие черты формирующейся постмодернистской ситуации. Это находит своё выражение в выборе «игровых», карнавальных диффузных субъектов в качестве протагонистов и приверженности автора особой постмодернистской этике. Для последней характерны примат эстетического мировосприятия, плюрализм этических систем, критика стратегий насильственного «перевоспитания» человека. Но, проповедуя этику постмодернизма, Грасс в целом остается писателем «ортодоксально» модернистского толка.Необходимо отметить, что все значимые работы Грасса, даже последняя, вызвавшая к себе повышенный интерес, книга коротких рассказов «Мое столетие», вызывали много споров в критической литературе, и ни одна из них не превратилась в такое явление в литературе, как «Камбала» или «Крысиха». Эти произведения несомненно занимают особое место в творчестве писателя.Гюнтер Грасс был человеком с активной общественной и жизненной позицией, он не был намерен останавливаться в своей творческой деятельности. Однако печальные события 2015 года вынуждают нас признать, что для всего мирового сообщества останется обширный литературный и публицистический опыт, который еще до конца не изучен, и нам еще предстоит погрузиться в творчество Г. Грасса и узнать, почувствовать, пропустить через себя его образы, примеры, сравнения, отсылки, аллегории и метафоры, понять систему художественной мысли писателя.Нам остается объемный литературный опыт, завещанный Г. Грассом и его Нобелевский девиз: «Продолжение следует…».СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБондарь, И. А. Данцингский текст Гюнтера Грасса / И. А. Бондарь // Вестник Московского государственного университета печати. 2013. - № 1. – С. 20-30.Бондарь, И. А. Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Иван Александрович Бондарь ; Московский гос.ун-т. – М., 2015. – 219 л.Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В трех книгах / Г. В. Ф. Гегель. - СПб.: Изд-во Наука, 1993-1994. —352; 432; 584 с.Гладилин, Н. В. «Женская версия» истории в романе Г. Грасса «Камбала» / Н. В. Гладилин // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения. – 2009. - №2. – С. 1463-168.Гладилин, Н. В. Этика постмодернизма в произведениях Г. Грасса 1959-1972 гг. / Н. В. Гладилин // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - 2011- № 6. – С. 94.Грасс, Г. Продолжение следует. Речь по случаю присуждения Нобелевской премии / Г. Грасс // Иностранная литература. – 2000.- № 5.- С. 323.Добряшкина, А. В.Гротеск в творчестве Гюнтера Грасса / А. В. Добряшкина. - М. : Изд-во ИМЛИ РАН, 2010. – 173 с.Карельский, A. B. Учение шоком (Проза Гюнтера Грасса) / A. B. Карельский // От героя к человеку. – М. : Изд-во Советский писатель, 1990. - С. 357-386Млечина, И. В. Урок немецкого. Век XX / И. В. Млечина. - М.: Изд-во Прогресс, 1994.- 240 с.Успенский, Б. А. Избранные труды. Том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры / Б. А. Успенский ;2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Школа «Языки русской культуры», 1996. - 608 с.Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондарь, И. А. Данцингский текст Гюнтера Грасса / И. А. Бондарь // Вестник Московского государственного университета печати. 2013. - № 1. – С. 20-30.
2. Бондарь, И. А. Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Иван Александрович Бондарь ; Московский гос.ун-т. – М., 2015. – 219 л.
3. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В трех книгах / Г. В. Ф. Гегель. - СПб.: Изд-во Наука, 1993-1994. —352; 432; 584 с.
4. Гладилин, Н. В. «Женская версия» истории в романе Г. Грасса «Камбала» / Н. В. Гладилин // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения. – 2009. - №2. – С. 1463-168.
5. Гладилин, Н. В. Этика постмодернизма в произведениях Г. Грасса 1959-1972 гг. / Н. В. Гладилин // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - 2011- № 6. – С. 94.
6. Грасс, Г. Продолжение следует. Речь по случаю присуждения Нобелевской премии / Г. Грасс // Иностранная литература. – 2000.- № 5.- С. 323.
7. Добряшкина, А. В.Гротеск в творчестве Гюнтера Грасса / А. В. Добряшкина. - М. : Изд-во ИМЛИ РАН, 2010. – 173 с.
8. Карельский, A. B. Учение шоком (Проза Гюнтера Грасса) / A. B. Карельский // От героя к человеку. – М. : Изд-во Советский писатель, 1990. - С. 357-386
9. Млечина, И. В. Урок немецкого. Век XX / И. В. Млечина. - М.: Изд-во Прогресс, 1994.- 240 с.
10. Успенский, Б. А. Избранные труды. Том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры / Б. А. Успенский ;2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Школа «Языки русской культуры», 1996. - 608 с.
11. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
Вопрос-ответ:
О чем рассказывает роман "Камбала" Гюнтера Грасса?
Роман "Камбала" Гюнтера Грасса рассказывает удивительную историю, которую автор либо пережил наяву, либо увидел во сне. Главный герой получает в подарок крысу, которая умеет говорить, и начинает с нею вести диалог. Крыса рассказывает о крысином роде, а также сравнивает его особенности со свойствами людей.
Какие особенности родственства крыс и людей рассказывает крыса в романе "Камбала" Грасса?
В романе "Камбала" Грасса крыса сравнивает особенности крысиного рода с особенностями людей. Она подчеркивает сплоченность и солидарность крыс, в то время как люди порой действуют эгоистично и неразумно. Также крыса отмечает, что люди могут быть жестокими и уничтожительными, в отличие от крыс, которые приспосабливаются к различным условиям среды и выживают.
Какие события происходят в романе "Крысиха" Гюнтера Грасса?
В романе "Крысиха" Гюнтера Грасса рассказывается история, связанная с крысами. Главный герой получает в подарок крысу, которая может говорить, и начинает вести с ней диалог. Крыса рассказывает о крысином роде и его истории, а также сравнивает его с людьми. Она высказывает свою точку зрения о том, что крысы более сплоченные и выживают лучше, чем люди.
В чем заключается поэтика романов антиутопии Гюнтера Грасса?
Поэтика романов антиутопии Гюнтера Грасса состоит в изображении фантастического мира, где развиваются антиутопические сюжеты и идеи. Грасс создает свои романы в жанре антиутопии, чтобы предостеречь читателей от возможных негативных последствий развития общества. В своих произведениях автор обращается к проблемам власти, тоталитаризма, экологии и другим актуальным темам.
О чем рассказывает роман "Камбала Крысиха" Гюнтера Грасса?
Роман "Камбала Крысиха" Гюнтера Грасса рассказывает удивительную историю, которую автор либо пережил наяву, либо увидел во сне. Он рассказывает о том, как ему подарили крысу в клетке, которую он поставил на свой рабочий стол. Дальше весь роман состоит из монологов с этой крысой, которая умеет говорить. Она рассказывает историю крысиного рода и сравнивает особенности людей и крыс, часто делая это в пользу крыс.
Какова поэтика романов антиутопии Гюнтера Грасса?
Поэтика романов антиутопии Гюнтера Грасса отличается особым стилем и подходом к представлению своих идей. В "Камбала Крысиха" он использует необычный прием, представляя историю через монологи говорящей крысы. В своих романах Грасс часто использует метафоры и символы, чтобы подчеркнуть свои идеи и создать глубокий психологический портрет героев. Его произведения характеризуются богатством языка и отчетливой художественной выразительностью.
Какие особенности есть в романе "Камбала"?
В романе "Камбала" Гюнтера Грасса особенностью является использование крысы в качестве говорящего персонажа. Крыса рассказывает историю своего рода, а также высказывает свое мнение о людях, сравнивая их с крысами. Автор также использует метафоры и символы, чтобы подчеркнуть свои идеи и комментировать социальные явления. Роман затрагивает тему сплоченности и выживания, а также отображает проблемы взаимодействия между человеком и природой.
Какова тема романа "Крысиха" Гюнтера Грасса?
Тема романа "Крысиха" Гюнтера Грасса заключается в сравнении особенностей людей и крыс. Крыса, являющаяся говорящим персонажем, рассказывает историю своего рода и делает выводы о человеческой натуре. Роман затрагивает такие темы, как сплоченность, выживание, отношения между людьми и природой. Он вносит размышления о том, как люди ведут себя в экстремальных условиях и как они могут быть похожи на крыс.
Какую историю рассказывает автор в статье?
Автор рассказывает удивительную историю, которую он или пережил наяву или увидел во сне. История связана с крысой.