Значение православных образовательных мероприятий в России в к. 20 - н. 21 вв. для духовно-нравственного воспитания молодёжи
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 11.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Особенности взаимодействия государства и церкви в России 6
1.1. Православная религия как форма общественного сознания и компонент духовной сферы развития российского общества в к. XX-нач. XXI вв. 6
1.2. Специфика отношений между государством и церковью в Российской Федерации 9
2. Роль Русской Православной Церкви в формировании духовно-нравственных идеалов населения Российской Федерации 15
2.1. Укрепление роли Русской православной церкви в процессе духовно-нравственного воспитания молодежи к. XX- нач. XXI века 15
2.2. Формы православных воспитательно-образовательных мероприятий в России 18
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25
Необходимо отметить, что помимо изучения основ православной культуры как религиозного аспекта духовной жизни, немаловажное значение придается ознакомлению с народными промыслами, основами истории и права. Таким образом, внимание уделяется не столько повышению уровня религиозной культуры личности, но ее целостному всестороннему развитию4. Создание информационно-методических центров по вопросам православного и нравственного воспитанияВ настоящее время не в каждом регионе полностью удовлетворена потребность в создании православных образовательных учреждений. Выходом из сложившейся ситуации является внедрение в систему мероприятий по духовному православному воспитанию молодежи дистанционного инструмента — сети информационно-консультационных центров по вопросам православия и нравственного воспитания. На базе подобного рода центров с участием представителей духовенства проводятся различные семинары, конференции, встречи по вопросам духовно-нравственного образования. Необходимо отметить, что данные мероприятия имеют адресный характер, с учетом степени вовлеченности личности в систему преподавания основ православной культуры: отдельно проводятся встречи для преподавателей, для родителей и для детей. Также с целью привлечения интереса детей проводятся различные конкурсные мероприятия, устраиваются открытые чтения духовной литературы.5. Создание православных домов культурыМиссионерское и социальное служение в форме организации досуга всех без исключения категорий населения параллельно с их приобщением к традициям и ценностям русской культуры является эффективным способом преодоления общественных конфликтом и борьбы с нежелательными социальными явлениями. На базе православных домов культуры организовываются различные культурно-досуговые мероприятия с этнокультурным и православно-религиозным уклоном. Наиболее распространенными направлениями культурно-досуговой деятельности являются организация хоровых, театральных, художественных студий, школ-мастерских, православных библиотек.Кроме того, при православных домах культуры организуются медиа-центры, православные лектории и видео-лектории, центры семьи, катехизаторские службы. Каждое подразделение выполняет определенные функции. Так, например, катехизаторская служба ставит перед собой цель по духовному просвещению взрослого населения путем обучение основам православного вероучения, знакомства с уставом и содержанием церковных служб.Основной задачей создания центров семьи является оказание консультативной, медико-психологической, педагогической и юридической помощи детям, подросткам, будущим супругам, семьям, оказавшимся в жизненных кризисных ситуациях.6. Социальное служение при церквях и монастыряхОсобенность современной социальной ситуации в российском обществе такова, что зачастую государственные и муниципальные органы власти затрудняются оказать адресную социальную помощь. Миссия Русской Православной Церкви направлена на предоставление социальной поддержки в соответствии с традиционными представлениями о милосердии и сострадании. Настоящую помощь любому нуждающемуся человеку можно оказать только при нравственном подходе к оказанию социальной помощи и поддержки, а не при формальном выполнении стандартизированных инструкций.Социальное служение на современном этапе осуществляется по следующим направлениям:- оказание социальной помощи незащищенным категориям граждан (включая уход за тяжелобольными людьми, инвалидами);- духовно-нравственная и образовательно-воспитательная работа с молодежью;- преподавание дисциплин духовно-православного спектра.7. Создание летних православных лагерей труда и отдыхаПравославное и нравственное воспитание в рамках лагеря предусматривает просветительскую работу: знакомство с основами православного мировоззрения, с историей Русской Православной Церкви, с великими святыми с важнейшими церковными праздниками и таинством Церкви и их значение в жизни православного христианина.Знакомство с основами православного вероисповедания способствует формированию личностно значимых представлений о смысле и содержании веры, жизни в Церкви. Таким образом подготовленный ребенок не станет жертвой сектантов и сможет самостоятельно ориентироваться в пространстве псевдодуховных учений, получивших повсеместное распространение в современном обществе.Основная цель создания летних православных лагерей — воспитание у молодежи ощущения необходимости православной веры как руководства к действию в повседневной жизни, в труде, в учебе, в отношениях со сверстниками и взрослыми.Особое значение имеют православные центры, созданные на базе подростковых исправительных учреждений. Отбывая заслуженное неправомерным поведением наказание подростки нередко обращаются в подобного рода центры, где вновь знакомятся с категориями чести, справедливости, добра и милосердия. Создание православных центров при исправительных учреждениях способствует сохранению психического здоровья и предупреждению новых правонарушений.Многообразие форм воспитательных православных мероприятий позволяет охватить наибольшую молодежную аудиторию и эффективно исполнять социально-просветительскую миссию Русской Православной Церкви.ЗаключениеАнализ эволюции отношений между обществом, государством и церковью в России позволил сделать вывод о неразрывной связи между данными социальными институтами.Русская Православная Церковь по праву может быть признана оплотом и сосредоточием духовно-нравственного начала русского народа, способным сформировать у молодого поколения устойчивые поведенческие и моральные ориентиры, способствующие укреплению социальных связей в обществе, а также стабилизации и развитию общественно-политической жизни.Это становится возможным благодаря активному течению современного процесса политизации деятельности Русской Православной Церкви, берущему начало с 1988 года.С начала XXIв. государство активно руководствуется в своей деятельности православной идеологической доктриной, предложенной РПЦ, а также пользуется поддержкой политической деятельности со стороны высших церковных санов.В то же время церковь в России действует хоть и при поддержке государства, в том числе и законодательно закрепленной, но осуществляет свои основные функции независимо от вмешательства государственных и муниципальных органов власти. В наибольшей степени интеграция деятельности государства и церкви проявляется в сфере нравственного воспитания и образования.С конца XX в. по настоящее время роль церкви в формировании нравственно-духовных идеалов молодежи существенно возрастает, расширяется спектр воспитательно-образовательных мероприятий, осуществляемых Русской Православной Церковью. Проведение различных конференций, публичных чтений, создание специализированных центров православной культуры и кризисных центров способствуют популяризации православных ценностей среди населения, а внедрение дисциплины «Основы православной культуры» в систему общеобразовательных стандартов позволяет усилить значимость православной идеологии как средства поддержания социальной стабильности. Кроме того, массовый характер изучения российской молодежью данной дисциплины означает формирование определенного поведенческого этического стандарта российского гражданина в самой психически неустойчивой социальной группе — в среде подростков.Для полного раскрытия темы «Значение православных образовательных мероприятий в России в к. 20 - н. 21 вв. для духовно-нравственного воспитания молодёжи» был произведен анализ интеграции государства и церкви как основных социальных инструментов преодоления общественных кризисов. Изучены труды, посвященные проблемам проведения православных воспитательных мероприятий, значениям данного направления деятельности РПЦ для общества, государства и развития гармонично сложенной личности.В результате анализа источников удалось установить причины усиления влияния РПЦ на общественные процессы в рассматриваемый период, выявить основные формы воспитательных просветительских мероприятий РПЦ.Список использованных источников и литературыИсточники1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 43982. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 декабря 2012 г. N 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»)3. Федеральный закон от 5.04.10 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» / Российская газета, N 72, 07.04.2010, 4. Христианская этика и светское право // Основы социальной концепции Русской православной церкви. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?mid=183 (официальный сайт РПЦ)5. Церковь и государство // Основы социальной концепции Русской православной церкви. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?mid=183 (официальный сайт РПЦ).Исследования6. М.И. Безбородов. Русская православная церковь и государство: проблемы взаимодействия и приоритеты / Безбородов М.И. // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер.4, Ист, 2009 №1 (15). - с. 13-187. Л.О. Володина. Ценности воспитания в русской семье в контексте традиций Русской Православной Церкви / Володина Л.О. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2014. Вып.2 (33). - с. 42-528. М.В. Головушкина. Формирование основ Духовно-нравственного воспитания / Головушкина М.В. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки, педагогика, № 2 (22), 2012. - с.121 — 1279. Дьячкова М.А. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. Педагогические науки. 2008. No 4 (28).С. 23–2810. А.А. Исаев. Роль православия в духовно-нравственном воспитании молодежи / Исаев А.А. // Вестник Уфимского юридического ун-та, вып 3 (12), 2014 г. с. 34-3611. А.С. Панарин. Искушение глобализмом. Монография / Панарин А.С. – М.: Наука, 2012. – 254с.А.С. Панарин. Православная цивилизация в глобальном мире. / Панарин А.С. – М. : Алгоритм, 2012. 496 с12. Пантелеимон (Бердников) иером. «Общественно значимая составляющая современного духовного образования». - Материалы конференции "Роль духовного образования в становлении российского общества" [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/423.html13. Н.В. Саратовцева. Духовно-нравственные основы патриотического воспитания российской молодежи / Саратовцева Н.В. // Вестник Военного университета. №1 (21), 2010. - с. 15-20А.С. Свистухина. Православие как фактор современных российских трансформаций. / Свистухина А.С. – Ставрополь. : Издательство СГУ, 2009. 14. Е.Ю.Шеховцова, Ю.В. Вострова. Формы и методы сотрудничества органов государственной власти и Русской Православной Церкви в формировании духовно-нравственных основ у молодежи / Шеховцова Е.Ю. // Среднерусский вестник общественных наук. Социология и жизнь. №4, 2010. - с. 79-8415. Е.Ю. Шеховцова. Будем сильнее всякого кризиса / Шеховцова Е.Ю. // Наука и религия. 2009. № 6. С. 2 – 4.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 декабря 2012 г. N 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»)
3. Федеральный закон от 5.04.10 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» / Российская газета, N 72, 07.04.2010,
4. Христианская этика и светское право // Основы социальной концепции Русской православной церкви. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?mid=183 (официальный сайт РПЦ)
5. Церковь и государство // Основы социальной концепции Русской православной церкви. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?mid=183 (официальный сайт РПЦ).
Исследования
6. М.И. Безбородов. Русская православная церковь и государство: проблемы взаимодействия и приоритеты / Безбородов М.И. // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер.4, Ист, 2009 №1 (15). - с. 13-18
7. Л.О. Володина. Ценности воспитания в русской семье в контексте традиций Русской Православной Церкви / Володина Л.О. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2014. Вып.2 (33). - с. 42-52
8. М.В. Головушкина. Формирование основ Духовно-нравственного воспитания / Головушкина М.В. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки, педагогика, № 2 (22), 2012. - с.121 — 127
9. Дьячкова М.А. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. Педагогические науки. 2008. No 4 (28).С. 23–28
10. А.А. Исаев. Роль православия в духовно-нравственном воспитании молодежи / Исаев А.А. // Вестник Уфимского юридического ун-та, вып 3 (12), 2014 г. с. 34-36
11. А.С. Панарин. Искушение глобализмом. Монография / Панарин А.С. – М.: Наука, 2012. – 254с.
А.С. Панарин. Православная цивилизация в глобальном мире. / Панарин А.С. – М. : Алгоритм, 2012. 496 с
12. Пантелеимон (Бердников) иером. «Общественно значимая составляющая современного духовного образования». - Материалы конференции "Роль духовного образования в становлении российского общества" [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/423.html
13. Н.В. Саратовцева. Духовно-нравственные основы патриотического воспитания российской молодежи / Саратовцева Н.В. // Вестник Военного университета. №1 (21), 2010. - с. 15-20
А.С. Свистухина. Православие как фактор современных российских трансформаций. / Свистухина А.С. – Ставрополь. : Издательство СГУ, 2009.
14. Е.Ю.Шеховцова, Ю.В. Вострова. Формы и методы сотрудничества органов государственной власти и Русской Православной Церкви в формировании духовно-нравственных основ у молодежи / Шеховцова Е.Ю. // Среднерусский вестник общественных наук. Социология и жизнь. №4, 2010. - с. 79-84
15. Е.Ю. Шеховцова. Будем сильнее всякого кризиса / Шеховцова Е.Ю. // Наука и религия. 2009. № 6. С. 2 – 4.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеют православные образовательные мероприятия в России в 20-21 веке для духовно-нравственного воспитания молодежи?
Православные образовательные мероприятия имеют огромное значение для духовно-нравственного воспитания молодежи в России. Они помогают формировать и укреплять православные ценности, развивать духовное сознание и моральные установки у молодых людей. Такие мероприятия позволяют молодежи углубленно изучать православную религию, узнавать о ее истории и традициях, а также принимать участие в богослужениях, молитвах и церковных обрядах.
Какие особенности взаимодействия государства и церкви существуют в России?
В России существуют особенности взаимодействия государства и церкви. Государство признает православную религию одной из основных и традиционных религий страны. Оно поддерживает деятельность Русской Православной Церкви, содействует строительству и реставрации православных храмов, а также оказывает материальную и организационную поддержку православным образовательным учреждениям. Однако государство и церковь в России являются разными субъектами и взаимоотношения между ними основаны на принципе сотрудничества и взаимного уважения.
Какое значение имеет православная религия как форма общественного сознания и компонент духовной сферы развития российского общества в 20-21 веке?
Православная религия имеет огромное значение как форма общественного сознания и компонент духовной сферы развития российского общества в 20-21 веке. Она является одной из основных религий в России и оказывает сильное влияние на мировоззрение и ценностные ориентации россиян. Православие помогает формировать духовные ценности, укреплять моральные установки и воспитывать гражданские качества у населения. Кроме того, православная религия играет важную роль в сохранении и продвижении национальной и культурной идентичности России.
Какое значение имеют православные образовательные мероприятия в России?
Православные образовательные мероприятия в России имеют огромное значение для духовно-нравственного воспитания молодежи. Они позволяют распространять и углублять знания о православной религии, истории России и церковной культуре. Такие мероприятия способствуют формированию духовно-нравственных идеалов и ценностей среди молодежи, помогают развивать её духовные и творческие способности.
Какое значение имеют православные образовательные мероприятия в России в 20-21 веках для духовно-нравственного воспитания молодежи?
Православные образовательные мероприятия в России в 20-21 веках имеют огромное значение для духовно-нравственного воспитания молодежи. Они помогают молодым людям познакомиться с православной религией, приобщиться к истории и культуре России, укрепить веру и развить духовные и нравственные ценности. Такие мероприятия создают благоприятную обстановку для формирования личности и развития духовных и творческих способностей молодежи.
Какие особенности взаимодействия государства и церкви в России в 20-21 веках?
Взаимодействие государства и церкви в России в 20-21 веках имеет свои особенности. С одной стороны, государство признает важность и ценность православной религии для общественного сознания и духовной сферы развития российского общества. С другой стороны, государство обеспечивает религиозную свободу и равноправие всех вероисповеданий, включая православие.
Какую роль играет Русская Православная Церковь в формировании духовно-нравственных идеалов населения России?
Русская Православная Церковь играет важную роль в формировании духовно-нравственных идеалов населения России. Она содействует распространению православной веры, участвует в организации и проведении православных образовательных мероприятий, помогает развивать духовную и культурную жизнь общества. Церковь также активно поддерживает социальные и благотворительные инициативы, способствующие развитию традиционных ценностей и нравственных принципов.
Какое значение имеют православные образовательные мероприятия в России?
Православные образовательные мероприятия в России имеют большое значение для духовно-нравственного воспитания молодежи. Они направлены на пропаганду православных ценностей, развитие веры и моральных идеалов.
Какая роль Русской Православной Церкви в формировании духовно-нравственных идеалов населения?
Русская Православная Церковь играет важную роль в формировании духовно-нравственных идеалов населения России. Она проводит религиозные обряды, предлагает молитвенные практики, проповедует ценности семьи, моральные нормы и этику поведения.
Каковы особенности взаимодействия государства и церкви в Российской Федерации?
В Российской Федерации существует особая форма отношений между государством и церковью. Государство признает православную религию особым компонентом духовной сферы развития общества и поддерживает ее деятельность. Одновременно, церковь не вмешивается в политические процессы и подчиняется законам государства.
Как православная религия влияет на общественное сознание и духовную сферу развития российского общества?
Православная религия является одной из форм общественного сознания и важным компонентом духовной сферы развития российского общества. Она оказывает влияние на формирование нравственных ценностей, мировоззрения и культурных традиций населения. Православные церкви проводят богослужения, образовательные программы и социальные проекты.