Система работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у школьников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 75 75 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 12.06.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения фонетико-фонематической стороны речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 5
1.1. Закономерности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме 5
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 19
1.3. Особенности фонетико-фонематической стороны речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 21
Глава 2. Организация констатирующего эксперимента 23
Глава 3. Результаты констатирующего эксперимента 34
3.1. Анализ медико-педагогической документации 34
3.2. Обследование моторной сферы: общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика 36
3.3. Результаты обследования звукопроизношения 40
3.4. Характеристика недоразвития фонематического слуха 44
Глава 4. Система работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 50
4.1. Анализ методической литературы 50
4.2. Индивидуальное планирование коррекционной работы для обследованных детей 53
4.3. Приёмы коррекционной работы 56
Заключение 69
Список литературы 71
Фрагмент для ознакомления

Дифференциация звуков группы свистящих.8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.У ребенка нарушен навык звукоразличения.Перспективный план коррекционной работы для Алины Ш.№ п/пНаправления работыСодержание коррекционной работы1.Укрепление соматического состоянияСогласование лечения с педиатром. 2.Укрепление нервной системы ребенкаСогласование лечения с невропатологом.3.Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных ординат по средством специальных упражнений.4.Развитие произвольной моторики пальцев рукВыполнение специальной гимнастики для пальцев рук, тем самым совершенствуя динамический праксис движений пальцев обеих рук. 5.Развитие моторики речевого аппаратаУпражнения на формирование правильного речевого дыхания. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата ( артикуляционные гимнастики).6.Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.7.Формирование правильного звукопроизношенияПостановка и дальнейшая автоматизация звуков [c], [з], [ц]. Постановка звуков [ч], [р], [л]. Также их дальнейшая автоматизация. Дифференциация звуков группы свистящих и шипящих.8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.У ребенка грубо нарушен навык звукоразличения.Перспективный план коррекционной работы для Миши Т.№ п/пНаправления работыСодержание коррекционной работы1.Укрепление соматического состоянияСогласование лечения с педиатром. 2.Укрепление нервной системы ребенкаСогласование лечения с невропатологом.3.Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных ординат по средством специальных упражнений.4.Развитие произвольной моторики пальцев рукВыполнение специальной гимнастики для пальцев рук, тем самым совершенствуя динамический праксис движений пальцев обеих рук. 5.Развитие моторики речевого аппаратаУпражнения на формирование правильного речевого дыхания. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата ( артикуляционные гимнастики).6.Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.7.Формирование правильного звукопроизношенияПостановка и автоматизация звуков [с], [з]; [ш], [ж]. Дальнейшая их дифференциация.8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.У ребенка грубо нарушен навык звукоразличения.Перспективный план коррекционной работы для Никиты С.№ п/пНаправления работыСодержание коррекционной работы1.Укрепление соматического состоянияСогласование лечения с педиатром. 2.Укрепление нервной системы ребенкаСогласование лечения с невропатологом.3.Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных ординат по средством специальных упражнений.4.Развитие произвольной моторики пальцев рукВыполнение специальной гимнастики для пальцев рук, тем самым совершенствуя динамический праксис движений пальцев обеих рук. 5.Развитие моторики речевого аппаратаУпражнения на формирование правильного речевого дыхания. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата ( артикуляционные гимнастики).6.Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.7.Формирование правильного звукопроизношенияПостановка и автоматизация звуков [ш], [ж]. Дальнейшая их дифференциация. Постановка и автоматизация звука [р]. Дифференциация звуков [к], [г].8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.У ребенка нарушен навык звукоразличения.Перспективный план коррекционной работы для Артёма К.№ п/пНаправления работыСодержание коррекционной работы1.Укрепление соматического состоянияСогласование лечения с педиатром. 2.Укрепление нервной системы ребенкаСогласование лечения с невропатологом.3.Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных ординат по средством специальных упражнений.4.Развитие произвольной моторики пальцев рукВыполнение специальной гимнастики для пальцев рук, тем самым совершенствуя динамический праксис движений пальцев обеих рук. 5.Развитие моторики речевого аппаратаУпражнения на формирование правильного речевого дыхания. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата ( артикуляционные гимнастики).6.Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.7.Формирование правильного звукопроизношенияПостановка и автоматизация звуков [с], [з], [ц]. Дальнейшая их дифференциация. Постановка и автоматизация звука [ч]. Постановка и дальнейшая автоматизация звуков [р], [л].8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.У ребенка нарушен навык звукоразличения.4.3. Приёмы коррекционной работыОпираясь на данные о специфике проявления мелкой моторики младших школьников, полученных в констатирующем эксперименте, можно составить комплексную коррекционную работу, направленную на преодоление недостатков мелкой моторики. При определении содержания занятий, при отборе методов, приемов и средств коррекции были использованы труды отечественных логопедов, психологов, педагогов, физиологов (В.П. Дудьев; О.Н. Громова; И.В. Мальцева; В.В. Цвынтарный; Г.В. Беззубцева; Г.А Османова).Направления работыСодержание коррекционной работыРазвитие двигательной памяти«Почувствуй и запомни позу». «Замри». «Двигательная память». Упражнения для развития пространственных представлений. «38 попугаев»«Зеркало»«Телевизор»«Найди клад»Графические диктанты на листочках в клеточку.Копирование нарисованных фигур разной степени сложности.Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.)Развитие мелкой моторикиКомплекс упражнений:1. Большой палец левой руки поочередно касается кончиков пальцев правой руки: указательного, среднего, безымянного, мизинца (пальчики здороваются).2. То же самое только с правой рукой.3. Вытянуть указательный и мизинец правой руки (коза).4. Обеими руками (козлята).5. Поднять обе руки ладонями к себе и широко расставить пальцы (деревья).6. Пальцы обеих рук поднять к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз (птички летают и машут крыльями).Формирование графо-моторных навыков и зрительно-моторной координацииГрафические диктанты«Дорисуй фигуры». «Дорисуй узоры». «Обведи по точкам». «Заштрихуй фигуры». Развитие кинетического компонента двигательного актаПластические этюды:«Листья падают»«Снег кружится»«Сосулька плачет»«Бегут ручьи»В целом, основная цель коррекции - формирование высококоординированных действий пальцев рук; расширение двигательных возможностей пальцев рук; увеличение скорости при выполнении поочередных и одновременных движений; совершенствование зрительно-пространственной координации движений, развитие графо-моторных навыков, овладение приемами самомассажа и расслабления.Развитие общей моторикиСлушай хлопки!Процедура: Дети двигаются по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10-20 секунд).Количество хлопковПоза детей1Поза «аиста» (ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую)2Поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки между ногами на полу)3Дети возобновляют движение (ходьбу)«Зеваки»Процедура: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. «Давайте поздороваемся»Процедура: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:1 хлопок — здороваемся за руку; 2 хлопка — здороваемся плечиками; 3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.Слушай сигналПроцедура: Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу учителя(свисток) быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. При повторном сигнале (свистке) снова берутся за руки и продолжают ходьбу. ВоротикиПроцедура: Дети распределяются на пары, каждая пара идёт друг за другом, не держась за руки. По хлопку дети останавливаются, берутся за руки и поднимают их вверх. Последняя пара опускает руки, пробегает под образовавшимися воротиками и становится впереди всех. Дети отпускают руки вниз и продолжают ходьбу до следующего хлопка.Быстро по местамПроцедура: Дети стоят в колонне по одному. По хлопку разбегаются по всему залу, берут любые игрушки и выполняют с ними произвольные движения. По двойному хлопку кладут игрушки на то место, где они находились, и возвращаются на своё место в колонну. Проигрывает тот, кто занял своё место последним в колонне. Меняйтесь местамиПроцедура: В центре зала кладётся длинный шнур. Дети распределяются на две команды. Каждая занимает свою половину площадки. По свистку все дети врассыпную бегают на своей площадке. По сигналу (двойной свисток) команды меняются местами. Та команда, которая первой в полном составе перебежит на другую сторону, выигрывает.Зеваки.Процедура: Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего («Один свисток») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону.Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка. Они объявляются победителями и им все хлопают.Слушай сигналОписание игрыДети идут в колонне по одному. Ведущий дает заранее обговоренные сигналы – звуковые (хлопок ладонями). Например: когда ведущий хлопает в ладоши один раз, то дети бегут, когда хлопает два раза – дети садятся, когда три – дети идут.«Расставь посты»Процедура: Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.Все к своим флажкам!Дети образуют небольшие кружки (по 3-5 человек). В центре каждого кружка находится цветной флажок (желтый, красный, синий). По первому сигналу взрослого дети разбегаются по всему залу. По второму сигналу останавливаются, приседают и закрывают глаза, а взрослый меняет флажки местами. На сигнал (два свистка) дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета и вновь образуют круг.Побеждает та группа, которая собралась в круг первой.ПутаницаОписание игрыДети встают вкруг и берутся за руки. Водящий отворачивается, и игроки начинают запутываться, перелезая, как только можно, друг через друга. Затем водящий должен распутать этот клубок, не размыкая круг.ПовториПроцедура: Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. У кого большеПроцедура: По всему залу разложены разные предметы (кегли, кубики, мячи, обручи). Дети бегают врассыпную по залу, не задевая предметы и не наталкиваясь друг на друга. По сигналу учителя быстро собирают нужные предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов. Вариант 1. Собрать как можно больше любых предметов. Вариант 2. Собрать как можно больше кубиков любого цвета. Вариант 3. Собрать как можно больше кубиков одного цвета. Вариант 4. Собрать как можно больше кубиков (тройками, парами, по цвету). Броуновское движениеПроцедура: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.Найди свой кубикПроцедура: На полу разложено несколько обручей (7-12). В каждом обруче стоит ребёнок и лежит один кубик. По команде учителя дети разбегаются по всему залу. По сигналу «хлопок» быстро останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель в это время меняет кубики местами. По сигналу «два хлопка» дети открывают глаза и каждый должен добежать до обруча, где лежит его кубик, впрыгнуть в него, пролезть через него и поднять обруч вверх. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание. Развитие фонематических функцийРазличение слов близких по звуковому составуОбучение детей дифференцировать слова, отличающиеся несколькими звуками, находить заданное слово, находить отличающееся слово в ряду словИгра «Незнайка заблудился»Игра «Лишнее слово»Обучение детей придумывать слова, близкие по звучанию, на слух определять похожие словаИгра «Мое слово»Игра «Придумай слово»Обучать детей на слух определять разницу в произношении слов, близких по звучанию, находить отличающееся слово в ряду словИгра «Незнайка заблудился»Игра «Лишнее слово» (второй вариант)Дифференциация слоговНаучить детей дифференцировать слоги, различающиеся гласными и согласными акустически далекими и акустически близкими звукамиИгра «Эхо»Научить детей дифференцировать слоги, различающиеся гласными и согласными акустически далекими и акустически близкими звукамиИгра «Эхо»Игра «Какой отличается?»Научить детей дифференцировать слоги, различающиеся одним или несколькими звукамиИгра «Телефон»Научить детей дифференцировать слоги, различающиеся одним или несколькими звукамиИгра «Телефон»Игра «Какой отличается?»Дифференциация фонемНаучить детей различать фонемы родного языка; дифференциации звуков, несмешиваемых в произношенииИгра «Угадай, кто (что) это был(о).»Игры-упражнения со словами квазиомонимамиНаучить детей дифференцировать акустически далекие и близкие звуки; различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речиИгра «Какой звук лишний?»Игра «Как правильно сказать?»Научить детей дифференциации звуков, смешиваемых в произношении; различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речиИгры-упражнения со словами квазиомонимамиИгра «Недовольный Саша»Научить детей различать фонемы родного языка, различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речиИгра «Различай и повторяй» Игра «Будь внимателен»Научить детей различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речи, различать фонемы родного языкаИгра «Озорные звуки»Игра «Угадай, кто (что) это был(о).»Различение слов близких по звуковому составуЗадачи: •обучение детей дифференцировать слова, отличающиеся несколькими звуками;•обучение детей дифференцировать слова, отличающиеся только одним звуком;Примеры игр и упражнений:Игра «Незнайка запутался»Процедура. Рассказ про Незнайку, который не может отобрать нужные ему картинки. Дети должны помочь.- выбрать картинки, на которых изображены предметы с похожим произношением- выбрать предмет, который нужен Незнайке (предметы называет педагог)Речевой материал: лук, жук, сук, рак, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка, коса, коза, малина, калина,лак, мак, сок, дом и др. Инструкция: рассмотрите предметные картинки. Разложите их на две группы, которые произносятся похоже. Из первой группы найдите слово матрешка.Игра «Придумай слово»Процедура. Детям предлагается прослушать какое-либо слово и назвать слово, которое звучат похоже Речевой материал: мишка, крышка, мышка—миска, шишка, коза—коса, пышка, фишка; оса, лиса.Инструкция: Я буду вам называть слова, вы должны придумать слово, которое звучит похоже или отличается одним звуком.Игра «Чем отличаются слова»Процедура. Детям предлагается рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы. При помощи наводящих вопросов объяснить различие в произношении предложенных слов.Речевой материал: кит—кот, шар—шарф, жук—сук, горка— норка, Маша—каша и т.д.Инструкция: рассмотрите пары картинок. Назовите слова, изображенные на этих картинках. Чем они отличаются?Игра «Лишнее слово»Процедура. Детям предлагается прослушать группу слов и назвать слово, которое отличается от других:Речевой материал: канава, какао, канава, канава;котенок, утенок, утенок, утенок;ком, кот, ком, ком;монета, минута, минута, минута;винт, винт, винт, бинт;букет, буфет, буфет, буфет;будка, будка, дудка, будка и т.д.Инструкция: Я буду называть вам ряды (группу) слов. Вы слушайте внимательно. Назовите слово, которое отличается от других. Почему?Игра «Лишнее слово»(второй вариант проводится аналогично первому варианту). Процедура. Детям предлагается прослушать группу слов и назвать слово, которое отличается от других:бак, так, мак, банан;ком, индюк, сом, дом;вагон, кот, лимон, бутон;мак, бак, веник, рак;гном, венок, совок, каток;ватка, лимон, пятка, кадка;диван, клетка, ветка, сетка;моток, каток, дом, поток и т. д.Дифференциация слоговЗадачи: •научить детей дифференцировать слоги, различающиеся одним или несколькими звуками;•научить детей дифференцировать слоги, различающиеся гласными и согласными акустически далекими и акустически близкими звуками. 1. «Эхо». Процедура. Необходимо повторить слоги с общим гласным звуками и с разными согласными звуками. Речевой материал: ка-на-па, ба-да-га, па-ка-па, га-ба-да, ма-на-ва, и т.д.То же самое с гласными звуками о, ы, у.Инструкция: Я буду называть ряды слогов, слушай внимательно и повторяй за мной.Все последующие варианты проводятся аналогично.Различие по звонкости-глухости: по-бо, пу-бу, са-за, та-да, ка-га, фа-ва, и т.п.по-бо-по, пы-бы-пы, та-да-та, да-та-да, ва -фа-ва, са-за-са и т.п.Различие по мягкости-твердости: ма-мя, ва-вя, та-тя, по-пё, мо-мё, во-вё, то-тё, пу-пю, му-мю, ву-вю, ту-тю, пы-пи, мы-ми, вы-ви и т.п.С наращиваниемстечения согласных звуков: та-пта, та-фта, на-пна, на-фна, ма-кма, ка-фка, ка-тка, фа-тфа, на-кна, ка-пка и т.п.То же с другими гласными звуками.Стечение двух согласных звуков и разных гласных: фта-фто-фту-фты, пта-пто-пту-пты,тпа-тпо-тпу-тпы, кта-кто-кту-кты и т.п.Смена позиции согласных звуков в стечении: пка-кпа пта-тпа фпа-пфа и т.п.2. Игра «Телефон».Процедура. Детям называют слог или серию слогов (например: се, су—су—со, па—па—са и т.п., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.Речевой материал: се, су—су—со, па—па—са и т.п.Инструкция: поиграем в игру «Телефон». Я на ухо шепотом назову ребенку серию слогов. То, что услышал первый ребенок, сообщает второму на ухо. Второй – третьему и т.д. последний вслух произносит то, что он услышал.3. Игра «Какой отличается?»Процедура. Детям предлагается серия слогов (например: ну—ну—но, сва— ска—сва, са—ша—са и т.д.). Дети должны определить, какой слог отличается от других и чем.Речевой материал: ну—ну—но, сва— ска—сва, са—ша—са и т.д.Инструкция: Я буду называть цепочку слогов. Слушайте внимательно. Ваша задача определить, какой слог лишний.Дифференциация фонемЗадачи:•научить детей различать фонемы родного языка;•научить детей дифференцировать акустически далекие звуки;•научить детей дифференцировать акустически близкие звуки; •дифференциация звуков несмешиваемых в произношении;•дифференциация звуков, смешиваемых в произношении;•научить детей различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речи;Примеры игр и упражнений:1. Игра«Лишний звук». Речевой материал: а, у; э, ы, и, о и др.Инструкция: я произнесу звуки, вы их должны запомнить. Потом я произнесу другие звуки, вы должны будете поднять флажок, если услышите звук, которые первоначально запоминали. 2. Упражнение на дифференциацию звуков, не смешиваемых в произношении. Процедура. Логопед называет слова-квазиомонимы, а ребенок в это время должен показывать их изображение на картинке. Речевой материал: почка-бочка; мошка-ножка; банка-банька; мышка-мишка; корка-горка и др.Инструкция: Я буду называть похожие слова, вы должны их показать на картинке.3. Упражнение на дифференциацию звуков, смешиваемых в произношении.Процедура. Логопед называет слова-квазиомонимы, а ребенок в это время должен показывать их изображение на картинке.Речевой материал: рак-лак; гроза-глаза; угорь-уголь; суп-зуб; коса-коза; лиса-лица; кочка-кошка; миска-мишка; речка-редька.Инструкция: Я буду называть похожие слова, вы должны их показать на картинке.В дальнейшем детей учат различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речи, для этого использую игры и упражнения:1. Игра «Недовольный Саша». Процедура. Детям предлагается прослушать ряд слогов, слов или фразы. Если звук произнесён неправильно, то дети поднимают картинку, на которой изображён недовольный Саша.Речевой материал: сушить, сушка, сапка, троллейбус, снековик, сыска, стройка, мусорчик, лезать, шкаблить.Инструкция: Я буду вам называть слова, если услышите неверно произнесенный звук – поднимите картинку с изображением недовольного Саши.2. Игра «Как правильно сказать?». Процедура. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести, оторым был правильным.Речевой материал: зуб-жуб, лампа-рампа, табурет – табулет, шоколад – шохорад, заострить – саострить, цапля-чапля-сапля, мышиный – мызиный, красный-касный.Инструкция: Буду называть слова, в которых все звуки произнесены правильно и неправильно. Сравните произнесенные слова. Назовите правильный вариант.3. Игра «Будь внимателен». Процедура. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать: если картинка названа правильно, ребенок поднимает зеленый флажок, если картинка названа неправильно — красный флажок. Речевой материал:1.Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т.д.2.Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.3.Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т.д.Инструкция: Рассмотри картинки. Я буду называть слова. Если я правильно назвала слово, которое изображено на картинке, подними зеленый флажок. Если слово произнесла неверно – подними красный флажок.Таким образом, развитие звуковой стороны речи осуществляется поэтапно с постепенным усложнением речевого материала.ЗаключениеФонематический слух формируется у детей в норме к двум годам как начальная стадия фонематического восприятия, когда различению слов способствует накопление определённого количества эталонов в речедвигательной и слуховой памяти ребёнка.По мере фонематического развития у детей появляются более сложные формы фонематического восприятия, основанные не только на сукцессивном восприятии слова со всеми его признаками, но и симультанном, одномоментном их сопоставлении. Первые простейшие операции звукового анализа возникают у ребёнка вслед за формированием фонематического слуха, фактически опираясь на него. Более сложные – отрабатываются в процессе обучения и являются высшим уровнем фонематического развития детей.У школьников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии фонематическое развитие осуществляется медленно и неполноценно. При этом нарушение фонематического восприятия проявляется не только на уровне простейших операций звукового анализа, но и фонематического слуха.Констатирующая часть нашего исследования, в процессе которой велось специальное изучение фонематического слуха у школьников лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, позволила нам прийти к некоторым выводам. Организация экспериментального обучения предполагает:-деление детей на группы в зависимости от уровня сформированности у них фонематических функций на основе констатирующего эксперимента.-разработка обучающего эксперимента с учётом особенностей фонематических функций школьников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, обнаруженных в констатирующем эксперименте.Таким образом, теоретический анализ литературных источников подтвердил сложность проблемы фонематического развития школьников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии и актуальность её изучения.Для формирования фонематических функций у этих детей необходимо:- использовать вспомогательные невербальные и вербальные приемы, облегчающие дифференциацию фонем и фонематический анализ (материализацию, моделирование процесса анализа звуковой структуры слова, интонирование и др.). Оптимальной слоговой структурой для первоначальной работы в этом направлении являются звукоподражательные слова из одной -двух гласных, а затем трехзвуковой слог равный слову;- использовать в работе с иллюстративным материалом не только изобразительную наглядность, но и аудиовизуальную технику, активизирующую речевую мотивацию детей и способствующую коррекции их фонематических функций.Список литературыАрхипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей – М., 2007. – 331 с.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) – М., 1977. – 176 с.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). – СПб., 2005. – 196 с.Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (нейролингвистический анализ). - М., 1971. – 216 с.Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга // Невропатология и психиатрия, 1977., № 9. – С. 1347 – 1351Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2007. – 472 с.Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов и пути их преодоления: автореф. дисс. канд. пед. наук. - Л., 1979. - 21 с.Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств.// Обучение и воспитание детей с нарушениями речи./ Под ред. В.И. Селивёрстова и др. – М., 1982. – С. 27 – 37.Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М., 2005. – 141 с.Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958. - 370 с.Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи //Вопросы языкознания. - 1964. - № 6. - С. 26-38Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982. -160 с.Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М., 1990 – 239 с.Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М., 1974. - 152 с.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963. - С. 213 - 227Исенина Е.И. Различение и узнавание как механизмы фонематического слуха: автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1967. - 169 с. Касевич В.Б. О восприятии речи //Вопросы языкознания. 1974. -№4. - С. 71 – 80.Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств//Дефектология. 2000. №1. – С. 24 – 20.Киселёва В.А. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушения письма и чтения у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии: автореф. дисс.канд. пед. н. – М., 2001. – 16 с.Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. - СПб., 1995. – 96 с. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1998. – 224 с.Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961. - 311 с.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Внутренняя речь и понимание. В двух томах /Под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского.- М., 1983. -Т. II. - 318 с.Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности /Под ред.А.Н. Леонтьева. - М., 1973. - 368 с.Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия).// Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб., 2004. – 192 с.Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979. – 319 с.Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с.Орлова Д. И. Нарушения произношения и письма у учащихся вспомогательной школы: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1967. - 169 с. Орфинская В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии//Хрестоматия по логопедии/под ред. Волковой Л.С. - М. т. II, 1997. – С. 60 – 101.Орфинская В.К. Расстройства речи, связанные с недоразвитием фонематической системы // 5 научная сессия по дефектологии. - М., 1967. - С. 241 – 242.Понятийно-терминологический словарь логопеда // под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1997. – 400 с.Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973. – 272 с.Психологические основы речевой функции. С.С. Ляпидевский // Растройства речи у детей и подростков. — М., 1969. - С. 26 – 28.Пулатов А.М., Никифоров А.С. Неврологические симптомы и синдромы. – Ташкент, 1984. – 223 с.Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963. – 186 с.Соботович Е.Ф. Проявление косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1970. – 20 с.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – СПб., 1981. – С. 59 – 97.Соботович Е.Ф. Принципы дифференцированной работы по устранению недостатков фонематического развития у детей с неправильным произношением / /IVнаучн. сессия по дефектологи. – М., 1971. – С. 457 – 456.Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999. – 187 с.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. – М., 1980. – 126 с.Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. - С. 114 – 155.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Чиркина К.В. Основы логопедии. - М., 1989. – 103 с.Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М., СПб., 1996. – 240 с.Чистович Л.А. Звуковой анализ речи. Изд. 2-е. - М., 1966. - 207 с.Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. – М., 1948. - С. 101 – 133.Щерба Л.В.Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974. - 428 с.Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959. – 275 с.Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989. – С. 363 - 380Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа у детей дошкольного возраста // Докл. АПН РСФСР - вып.1 – 1957. – С. 107 - 110

Список литературы

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей – М., 2007. – 331 с.
2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) – М., 1977. – 176 с.
3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). – СПб., 2005. – 196 с.
4. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (нейролингвистический анализ). - М., 1971. – 216 с.
5. Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга // Невропатология и психиатрия, 1977., № 9. – С. 1347 – 1351
6. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2007. – 472 с.
7. Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов и пути их преодоления: автореф. дисс. канд. пед. наук. - Л., 1979. - 21 с.
8. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств.// Обучение и воспитание детей с нарушениями речи./ Под ред. В.И. Селивёрстова и др. – М., 1982. – С. 27 – 37.
9. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М., 2005. – 141 с.
10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958. - 370 с.
11. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи //Вопросы языкознания. - 1964. - № 6. - С. 26 - 38
12. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982. -160 с.
13. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М., 1990 – 239 с.
14. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М., 1974. - 152 с.
15. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963. - С. 213 - 227
16. Исенина Е.И. Различение и узнавание как механизмы фонематического слуха: автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1967. - 169 с.
17. Касевич В.Б. О восприятии речи //Вопросы языкознания. 1974. -№4. - С. 71 – 80.
18. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств//Дефектология. 2000. №1. – С. 24 – 20.
19. Киселёва В.А. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушения письма и чтения у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии: автореф. дисс.канд. пед. н. – М., 2001. – 16 с.
20. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. - СПб., 1995. – 96 с.
21. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1998. – 224 с.
22. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961. - 311 с.
23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Внутренняя речь и понимание. В двух томах /Под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского.- М., 1983. -Т. II. - 318 с.
24. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности /Под ред.А.Н. Леонтьева. - М., 1973. - 368 с.
25. Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия).// Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с.
26. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб., 2004. – 192 с.
27. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979. – 319 с.
28. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с.
29. Орлова Д. И. Нарушения произношения и письма у учащихся вспомогательной школы: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1967. - 169 с.
30. Орфинская В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии//Хрестоматия по логопедии/под ред. Волковой Л.С. - М. т. II, 1997. – С. 60 – 101.
31. Орфинская В.К. Расстройства речи, связанные с недоразвитием фонематической системы // 5 научная сессия по дефектологии. - М., 1967. - С. 241 – 242.
32. Понятийно-терминологический словарь логопеда // под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1997. – 400 с.
33. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973. – 272 с.
34. Психологические основы речевой функции. С.С. Ляпидевский // Растройства речи у детей и подростков. — М., 1969. - С. 26 – 28.
35. Пулатов А.М., Никифоров А.С. Неврологические симптомы и синдромы. – Ташкент, 1984. – 223 с.
36. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963. – 186 с.
37. Соботович Е.Ф. Проявление косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1970. – 20 с.
38. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – СПб., 1981. – С. 59 – 97.
39. Соботович Е.Ф. Принципы дифференцированной работы по устранению недостатков фонематического развития у детей с неправильным произношением / /IVнаучн. сессия по дефектологи. – М., 1971. – С. 457 – 456.
40. Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999. – 187 с.
41. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. – М., 1980. – 126 с.
42. Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. - С. 114 – 155.
43. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Чиркина К.В. Основы логопедии. - М., 1989. – 103 с.
44. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М., СПб., 1996. – 240 с.
45. Чистович Л.А. Звуковой анализ речи. Изд. 2-е. - М., 1966. - 207 с.
46. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. – М., 1948. - С. 101 – 133.
47. Щерба Л.В.Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974. - 428 с.
48. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959. – 275 с.
49. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989. – С. 363 - 380
50. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа у детей дошкольного возраста // Докл. АПН РСФСР - вып.1 – 1957. – С. 107 - 110

Вопрос-ответ:

Какие закономерности существуют в развитии фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме?

В норме развития фонетико-фонематической стороны речи у детей существуют определенные закономерности. Вначале дети начинают использовать простейшие звуки, затем они осваивают более сложные звуки и последовательности звуков в словах. Постепенно они улучшают свою артикуляцию и становятся все более грамотными в использовании разных звуков и звукосочетаний.

Как можно описать клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии?

Дети с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеют определенные клинические, психологические и педагогические особенности. Клинически они обычно показывают небольшие нарушения артикуляции, замедленное темпо речи, иногда возникают неконтролируемые речевые движения. Психологически дети с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии могут испытывать трудности в сфере коммуникации, самооценки, социализации. Педагогически нужно ориентироваться на индивидуальный подход к каждому ребенку, разрабатывать специальные методики обучения и коррекции речи.

Какие особенности существуют в фонетико-фонематической стороне речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии?

У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии могут быть некоторые особенности в фонетико-фонематической стороне речи. Это могут быть затруднения в артикуляции некоторых звуков, проблемы с формированием звукосочетаний и слов. Также дети могут испытывать трудности в различении некоторых звуков и смысловых пар слов. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому особенности могут проявляться по-разному в каждом конкретном случае.

Чем характеризуется фонетико-фонематическая сторона речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии?

Фонетико-фонематическая сторона речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии характеризуется нарушением звуковой стороны речи, а именно неправильным произношением звуков из-за недостаточного контроля мышц речевого аппарата. Это приводит к затруднениям в понимании и правильном произношении звуков, а также формирование нечёткой артикуляции.

Какие закономерности развития можно наблюдать у фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме?

У детей в норме фонетико-фонематическая сторона речи развивается последовательно и поэтапно. В начальном возрасте происходит освоение основных звуков родного языка. Затем происходит усовершенствование произношения звуков в словах и фразах, развитие звукового слуха и дифференциации звуков. В более старшем возрасте формируется правильное произношение звуков и умение объединять их в слоги и слова.

Как можно охарактеризовать детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии?

Дети с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии характеризуются нарушением фонетико-фонематической стороны речи, что проявляется в неправильном произношении звуков и нечеткой артикуляции. Они испытывают затруднения в понимании и правильном произношении звуков. Для таких детей важна специальная работа по развитию фонетико-фонематической стороны речи и коррекции артикуляции.

Какие особенности можно наблюдать в фонетико-фонематической стороне речи у детей с псевдобульбарной дизартрией?

У детей с псевдобульбарной дизартрией можно наблюдать особенности в фонетико-фонематической стороне речи. Они часто имеют затруднения в правильном произношении звуков, а также в понимании и различении звуков. Эти особенности связаны со слабым контролем мышц речевого аппарата, что требует специальной работы и коррекции для улучшения произношения звуков и формирования четкой артикуляции.

Какая степень псевдобульбарной дизартрии у школьников, которые изучались в данной работе?

В данной работе были изучены школьники с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Какие закономерности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей присутствуют в норме?

Закономерности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме включают овладение звуковым аппаратом, дифференциацию и корректное произношение звуков, формирование основных речевых навыков.

Как проявляется психолого-педагогическая характеристика детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии?

У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии наблюдается недостаточное формирование фонетико-фонематической стороны речи, затруднения в произношении звуков, плохая понятность речи, недостаточное развитие речевых навыков.

Какие особенности фонетико-фонематической стороны речи присутствуют у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии?

У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии присутствует неправильное произношение звуков, затруднения в дифференциации звуков, звуковые замены и искажения, нарушение ритма и интонации речи.