Технический прогресс во второй половине XX века: достижения и проблемы
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 13.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Научно-техническая революция: позитивные и негативные аспекты 5
Глава 2.Наука как фактор развития общества: достижения и противоречия 8
Заключение 16
Список литературы 18
Действительно, возникает вполне определенный вопрос относительно того, благом ли стало для людей открытие законов механики. Однозначно ответить невозможно, поскольку не сказано, для чего они применяются. Ещё в древности рычаг использовали как для строительства храмов, так и для конструирования метательных машин, предназначенных, в частности, и для разрушения тех же храмов. Но вот что интересно — в поисковой системе Интернета количество гравюр, на которых показано применение рычага в мирных целях, несоизмеримо меньше числа изображений его военных применений! Но воспринимали ли в античности инженеров как творцов зла? Нет. Скорее, наоборот — Архимед, знаменитый изобретатель механических и оптических приспособлений для обороны Сиракуз, почитался как один из наиболее мудрых людей того времени.Военные применения - это ведущий стимул развития науки и в наши дни. В первой половине XX века потребность в наличии боевых отравляющих веществ сыграла определяющую роль в существенном прогрессе химии. Да и ядерная физика никогда бы не пользовалась такой сильной технической и финансовой государственной поддержкой, если бы отсутствовала перспектива получить бомбу, имеющую огромную разрушительную силу. Для её доставки к месту взрыва осуществлялось создание реактивных двигателей и баллистических ракет. Кроме того, успехи в области биологии также имеют связь с разработкой биологического оружия и защиты от него. А в результате люди обладают быстрым и комфортабельным авиатранспортом, телекоммуникациями, уютом жилищ, экстренной медицинской помощью и многим другим, что существенно повышает качество жизни.Как это ни парадоксально, но «логически оправдать развитие военных применений науки можно и тем, что совершенствование оружия приведёт в конце концов к невозможности его применения, а стало быть — к полной его бессмысленности. Действительно, во времена Первой и Второй мировых войн высшее командование было практически неуязвимо в ходе военных действий. Сегодня в крупномасштабном военном конфликте не выживет никто, в том числе и политическая элита, в результате правительства государств, развитых в экономической и военной областях, стали значительно более сдержанными в применении силы».Однако на данном этапе нельзя говорить о надежности сдерживающей силы супероружия, так как вызвать конфликт может как сбой в технике, так и человеческий фактор. Сейчас человечество находится под прямой угрозой глобального и разрушительного конфликта, а значит, нельзя однозначно сказать, стали ли человек более счастливым, имея возможность использовать все блага цивилизации. Чаще всего знание воспринимается как благо, поскольку знание истинного положения вещей дает возможность предвидения всех опасностей и неприятностей, которые нас ждут, по мере возможности человек может избежать данных опасностей. Таким образом, знание, в том числе и научное, обладает абсолютной ценностью. Тем не менее, открыт вопрос относительно того, можно ли добиваться знаний любой ценой, продолжать научные исследования, даже если знания несут в себе огромную опасность для всего человечества. И здесь крайне сложно сделать однозначный вывод. С одной стороны, есть одиозные исторические примеры, когда знания добывались ценой жизни людей, у которых и не спрашивали согласия на участие в чудовищных экспериментах. Но даже если не принимать во внимание такие примеры по причине их очевидной безнравственности и апеллировать к обычным людям, не лишённым нравственного чувства и голоса совести, всё равно остаётся вопрос, добро или зло делает исследователь своим открытием. Ведь это только в теории научное исследование завершается установлением какого-либо факта или закона, написанием статьи или монографии. А в истории оно продолжается применением открытого на практике. Если же такого применения нет, то и сам учёный будет неудовлетворён своей деятельностью, поскольку в конечном итоге все мы работаем не для того, чтобы просто насытить своё любопытство. При этом совершенно невозможно гарантировать, что какое-то применение на практике наших знаний всем однозначно принесёт добро.ЗаключениеНаучно-техническая проблема стала фактором обновления общества на разных уровнях. На современном этапе развития общества мы сталкиваемся с признанием факта существования двух разных культур, сформированных под влиянием научно-технической революции 20 века – естественнонаучной и гуманитарной. Современное естествознание ведет общество к тому, чтобы познавать мир, формировать личностное мировоззрение. Без науки невозможно себе представить процесс развития общества и человека. Успехи в науке способствовали смене картины миры, улучшению качества жизни, но вместе с тем, общий научный прогресс стал причиной ухудшения экологической ситуации. Но современное естествознание прикладывает все усилия для решения экологических проблем. Современное естествознание приближено к человеку, оно пронизывает все сферы человеческой деятельности.Научно-технический прогресс 20 века привела к началу формирования так называемого постиндустриального общества.Что же принесёт Третья волна человечеству, каковы перспективы постиндустриального общества? Она может принести коренные трансформации, даже серьёзные катаклизмы, ядерные катастрофы, угрозу терроризма, однако можно с уверенностью сказать, что это будет совершенно другая эпоха, отличная от индустриальной. Меняющаяся производительность труда влияет и на его содержание, увеличивается мощь человеческого интеллекта за счёт микроэлектронной революции, социальная структура общества испытывает сильнейшее влияние технологических новшеств, в общем, техника стремительно возвышается как фактор глубоких социальных преобразований в обществе.Крайне сложно однозначно ответить, являлась ли научно-техническая революция добром или злом. Скорее всего, современное человечество нуждается в усилении этики в науке, повышении уровня нравственности научного сообщества. Каждый ученый должен понимать высокую степень ответственности за свою деятельность. Ученый должен ориентироваться не на получение знаний любой ценой, а то, чтобы полученные им знания приносили человечеству пользу и процветание, в противном случае наука не сможет выполнять свою нравственно-духовную миссию.Список литературыАлякринская М. Особенности развития культуры XX века. Культура и цивилизация. – СПб., 1998.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/alyakr/index.phpВасильев Н.В. Наука и общество в XXI веке.//Сибирский медицинский журнал. № 3, 2008. Вып. 1.Гусейханов М., Раджабов О. Концепции современного естествознания.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/guseihan/21.phpЛапина С.В. Культурология. Курс лекций.// http://do.gendocs.ru/docs/index-364987.html?page=14Морозова С.В., Семенов Л.Н., Кудрявцева Т.В., Якушкина Н.В. Культурология. Часть 2: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУП, 2000. Чуличков А. Наука на весах добра и зла. Режим доступа: http://www.manwb.ru/articles/science/natural_science/science/
2. Васильев Н.В. Наука и общество в XXI веке.//Сибирский медицинский журнал. № 3, 2008. Вып. 1.
3. Гусейханов М., Раджабов О. Концепции современного естествознания.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/guseihan/21.php
4. Лапина С.В. Культурология. Курс лекций.// http://do.gendocs.ru/docs/index-364987.html?page=14
5. Морозова С.В., Семенов Л.Н., Кудрявцева Т.В., Якушкина Н.В. Культурология. Часть 2: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУП, 2000.
6. Чуличков А. Наука на весах добра и зла. Режим доступа: http://www.manwb.ru/articles/science/natural_science/science/
Вопрос-ответ:
Каковы были достижения технического прогресса во второй половине XX века?
Во второй половине XX века достижения технического прогресса были огромными. Были созданы первые компьютеры, разработана электронная почта, изобретены лазеры, развита энергетика и авиация, создан первый спутник Земли и человек высадился на Луну. Это лишь некоторые из множества достижений, которые имели огромное влияние на развитие общества.
Какие проблемы были связаны с техническим прогрессом во второй половине XX века?
Вместе с достижениями технического прогресса возникли и некоторые проблемы. Например, с развитием автоматизации и компьютеризации возникали вопросы о замещении людей машинами и потере рабочих мест. Также с развитием ядерной энергетики возникли проблемы безопасности и сохранения окружающей среды.
Какие положительные аспекты принесла научно-техническая революция во второй половине XX века?
Научно-техническая революция во второй половине XX века принесла множество положительных аспектов. Она способствовала развитию общества, экономики и науки, улучшению условий жизни людей. Благодаря техническому прогрессу были созданы новые технологии, которые повысили производительность труда, ускорили коммуникации, улучшили медицину и транспортную систему.
Как наука стала фактором развития общества во второй половине XX века?
Наука сыграла значительную роль в развитии общества во второй половине XX века. Благодаря научным открытиям были разработаны новые технологии, которые повлияли на многие сферы жизни людей. Научные исследования способствовали развитию медицины, энергетики, информационных технологий и других областей, что привело к улучшению качества жизни и экономическому росту.
Какие достижения в техническом прогрессе были во второй половине XX века?
Во второй половине XX века были достигнуты значительные прорывы в различных областях технического прогресса. Некоторые из них включают разработку компьютеров, развитие космических исследований и создание Интернета.
Какие проблемы возникли во второй половине XX века в связи с техническим прогрессом?
С ростом технического прогресса возникли и некоторые проблемы. Некоторые из них включают угрозу ядерной войны, экологические проблемы и социальное расслоение.
Какие позитивные аспекты научно-технической революции можно выделить?
Научно-техническая революция принесла с собой множество позитивных аспектов. Некоторые из них включают улучшение медицинской диагностики и лечения, повышение уровня коммуникации и расширение возможностей производства.
Какую роль играет наука в развитии общества?
Наука играет важную роль в развитии общества. Она помогает расширять наши знания, находить решения для различных проблем и обеспечивать технологический прогресс.
Какие противоречия возникают в развитии общества из-за научного прогресса?
Научный прогресс иногда может вызывать противоречия в обществе. Некоторые из них включают этические вопросы, например, связанные с использованием генной инженерии, а также социальные проблемы, такие как неравенство доступа к новым технологиям.
Какие достижения были в области технического прогресса во второй половине XX века?
Во второй половине XX века были достигнуты значительные прорывы в области технического прогресса. В течение этого периода были разработаны и введены в эксплуатацию такие новые технологии, как компьютеры, интернет, сотовая связь, спутниковая навигация, искусственный интеллект и множество других. Также произошли значительные разработки в области медицины, промышленности, транспорта и энергетики.
Какие проблемы возникли во второй половине XX века в связи с техническим прогрессом?
Вместе с прогрессом возникли и ряд проблем. Одной из них является рост безработицы в некоторых отраслях промышленности, так как автоматизация и использование роботов привели к сокращению рабочих мест. Также возникли проблемы с экологией и загрязнением окружающей среды, так как развитие промышленности привело к увеличению выбросов вредных веществ и потреблению природных ресурсов. Еще одной проблемой стало растущее неравенство в обществе из-за того, что технический прогресс преимущественно имел пользу для богатых стран и слоев населения, оставив за бортом многие развивающиеся регионы и социально уязвимые группы.