влияние занятий ациклическими видами спорта на функцианальное состояние опорно-двигательного апарата

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 105 105 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 10.07.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ВЛИЯНИЕ НА НЕГО ЗАНЯТИЙ АЦИКЛИЧЕСКИМИ ВИДАМИ СПОРТА
1.1. Понятие функционального состояния опорно-двигательного аппарата и его параметры
1.2. Морфофункциональные характеристики детей среднего школьного возраста
1.3. Особенности влияния занятий самбо на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ САМБО НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Исходные показатели функционального состояния опорно- двигательного аппарата детей среднего школьного возраста на констатирующем этапе
3.2. Методические особенности развития функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей среднего школьного возраста на занятиях самбо
3.3. Исследование динамики результатов как оценка эффективности применяемой методики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ



Фрагмент для ознакомления

Атакующийприэтомсадитсянаногусоперника,чтоможетпривестиктравме.Подсечкусбоку.Вусловияхсоревнованийегоприменять эффективно.Подводныеупражнения:маховыедвиженияногами(правой,вой),тожесамоесповоротомна180°;тожесамоеспротивоположно направленнымидвижениямируками.захваты;зарукавиобшлага(одноименнуюиразноименную)зарукавиворотник;зарукавипояс(сзади,сбоку),рукавов;заобшлага;заногиизвне:Тактическаяподготовка.1.Угрозазацеплениемизнутри.Соперникотводитатакованногуназадипереноситнанеевестела.ЕговтораяноганамгновениеостаетсявИ.опорномсостояниииливположениисминимальнойнагрузкой.Можновыполнятьподсечкусбоку.Эффект атакиповышаетсявследствиепопыткисоперникараспределитьвестеланаобеногивмомент,вподсечке.2.Угрозавыводомизравновесиятолчкомилирывком.Атакующийсоздаетусоперникавпечатлениеатакивыводомизравновесия,аегозащитныедействиянавосстановлениеравновесияиспользуетдлянастоящейатаки.Этотвариантсамыйэффективныйдляпроведенияподсечкибокового.Рывкомслева-впередатакующийугрожаетсоперникувыводомизравновесия.Чтобыустоять,последнеепереноситвестеланалевуюногуидлякомпенсациипотериустойчивостипереставляетправуювперед.Неиспользуетатакующийивыполняетрывоксправа-вперед.Чтобынеупасть,соперникпереставляетправуюногунаковреближекатакующему.Именновэтотмоментпоследнийосуществляетподсечкуеговыполняютмаховымдвижениемногислева-вверхподошвеннойчастьюстопысодновременнымрывкомрукамивнизиразворотомсоперникаспинойкковру.Возможныеошибки:подсечкавыполняютсопозданием,когданогасоперникаужестоитнаковре;атакующийнаходитсядалекоотсоперника,чтоможетпривестикпотереравновесия;вовремяподсечкиопорнаяногаатакующеговыпрямлена;отсутствуетконечноеусилияатакующегорукамивниз,чтосказываетсяначеткостипадениясоперника;отсутствуетрывок,чтокорректируетполетиприводиткпадениюсоперниканабок.элементы;тактическаяподготовка-рывоксправа-вперединачалоосновногодвиженияатакующегоногойпродолжениерывкавнизиподсечки.Защиты:наклонитьсявперед,согнутьногувколенеиперенестиеечерезатакующуюногусоперника,переступитьчерезатакующуюногу;согнутьногивколенях,оперетьсяправойрукойв​​плечоатакующего,согнутьсявперед,прижатьногу,которуюатакуетсоперник,кковру,оттолкнутьсоперникаизахватитьегоногу.Контрприемы:выведениеизравновесиярывком;подсечекбоковое;бросокчерезспину;передняяподножка;зацеплениястопой;подхватизнутри;подсадитебедромизвне;охват;содержание;рычаглоктязахватомрукиногами.Варианты.И.Бросоквовремяпередвижениясоперникавсторону.Подсечкуосуществляютподопорнуюногу.2.Подсечказаведениемсоперниказасебя.3.Подсечкабоковаясопернику,который4.Подсечкабоковаясопернику,которыйвстает8колени.5.Подсечкабоковаяпризаводкенакрест.6.Подсечкабоковаявовремяпересеченияног,7.Подсечкабоковоепринаступлениисоперника.8.Подсечкабоковоеприотступлениисика.9.Подсечкабоковоевтемпшагов(подскоков).Последнийприемоченьсложный,требуетвысокойкоординациииловкости..Основноетребованиедлявыполненияподсечкибоковойвтемпшагов(подскоков)-потеряустойчивостисоперником.Лучшеприбегатькэтомуприему,когдасоперникнаходитсявбезопорномуположении,тоесть,когдаонпереноситвестеласоднойногинадругую.Самыйраспространенныйзахват:левойрукойодеждыподправымлоктем,правой-отворотынагруди.Тактическаяподготовка.К.Угрозазацеплениемизвне.Соперникунеобходимодлязащитыотставитьатакованногу.Началоперестановкиноги-благоприятноеусловиедляатаки.Праваяногаатакующегососкальзываетнаковре,левойвыютподсечку.2.Выведениеизравновесиязаведением.Атакующийусилиямруксправа-внизповорачиваетсоперниканаклоняяего.Соперник,теряяустойчивость,выпрямляется,стремяськомпенсироватьутраченноеравновесиеделаетшагправойногойвлево.Атакующийиспользуетмоментдляпроведенияприема.3.ОбратныйвызовИмитируяотсутствиежеланияатаковать,борецделаетшагправойвлево.Таконотвлекаетсоперника.Тотделаетшаглевойвтомженаправлении.Шагправойатакующегодолженбытьдлиннеешаглевойсоперника,начальномфазаотрываправойногисоперникасовпадаетснекоторымдополнительнымсгибаниемправойногиатакующего.Затем,втемпначалапередвижениясоперника,атакующийвыполняетрывокрукамисправа-вверх.Левойногойонделаетмаховоедвижениеквнешнейнижнейчастиправоййогисоперника.Началоподсечка-срывкомлевойрукойвниз;праваярукапродолжаетатакующеедвижениевпрежнемнаправлении.Почувствовав,чтосоперникокончательнопотерялравновесие,атакующийвыполняетрывоксправа-вниз.Рывкомкбеатакующийсмягчаетпадениесоперника.Возможныеошибки:передначаломатакиборецнаклоняется ксопернику.Этоможетпривестикпотере собственного равновесия;шагвсторонуброскакороткий.Контрприемы:боковаяподсечкавтемпшагов;под-садбедромстороны,задняяподножка.Варианты.1.Бросокможетбытьвыполнен;передвиженияпоковру.Дляэтогонеобходимоприготовитьсяэтимприемомзаранее.Рывокруками("движение)должен бытьоченьсильный.2.Выполнениеброскаприпередвижении:по диагонали.Дляэтогорывкомотсебявнаправлениидвижениязаставитьсоперникавернутьсянемногобоком.Подсечкаосуществляетсяприставлениемвнутреннейчастистопысбоку-сзадиногисоперника.Выведениеизравновесиярывком.Подводныеупражнения:имитацияприемасвоображаемымсоперником,выполнениерывковсрезиновымжгутом(вобестороны).Захваты:зарукавиворотник;зарукавилацканнагруди(одноименныйиразноименную)зарукавипояс,зарукава;заобшлага,заголову;из-подрукисоперника;Иипроймы.Тактическаяподготовка:толчокслеваи,используяобратноедвижениесоперника,рывкомвперед-справа-засебясповоротомголовывсторонусоперника ишагомправойногойвсоперникалишаетеегоравновесия,заставляяперенестивестелананосокноги,стоящейвпереди.Дляпродолженияатакииактивногоусилиярукамилевуюногуставитьназад,освобождаяместодляпадениясоперника.Элементезахват,тактическаяподготовка,рывок;перестановканог,продолжениедвижения,страхованиесоперникалевойрукой.Возможнынизкаястойкаатакующего;отталкиванияпартнеранедостаточнаяпостановкалевойногиназад.Варианты.1.Вместошагалевойксоперникувыполняютпрыжокэтойногойсодновременнымтолчкомвсторонуброска.2.Преждечемвыполнитьтолчок,атакующийосуществляетзаведения.Отставляялевуюногунемноговсторону,онзаводитсоперникаподугеслеваквыводуегоизравновесиянаправуюпяткуивыполняеттолчок.3.Бросокспадением.4.Задняяподножкасколена.Тактическаяподготовка-рывоквперед-влево.Длясохраненияравновесиясоперниквынужденсделатьнебольшойшагвзаданномнаправлении,атуловищеподатьназаднаправо.Этимнадовоспользоватьсядляатаки.Выполнившаглевойкпартнеру,атакующийсильнымтолчкомназад-справа,выводитегоизравновесиянапятки,особеннонапяткуправойноги.Продолжаятолчоквтомженаправленииивниз,атакующийстановитсяналевоеколено,правуюногуставитнастопувсторону.Втакойситуациипартнеруженеможетсохранитьравновесиеипадаетчерезногуатакующегонаспину,Захваты:зарукавиворотник,зарукавиобшлага(одноименнуюиразноименную),полацканипоясаспередистороны,сзади),заворотникипояс,зарукав,заотвороты.Тактическаяподготовка:рывоквперед-влевопродолжаядвижениесоперника,толчокназаднаправокпереносунимвесателапятогоноги,чтонаходитсявпереди.Чтобызавершитьбросок,продолжайтетолчоксшагомлевойвсторонусоперника.Припроведениибросканазад– влево тактическуюиготовкаосуществляетсявсоответствиирывкомвперед-вправо,затемтолчкомназад-слевакпереносувесателасоперниканапятуюноги,чтонаходитсясзади.Падениесоперникапроисходитвследствиедальнейшегодвижениярукаминазад-внизсшагомправойногойвсторонусоперника.Методикаизученияэтогоприематакаяже,какипредыдущего.Возможныеошибки:тактическуюподготовкувыполняютсбольшейсилойискоростью,чемосновноедвижение;потерясобственнойустойчивостииз-занедостаточногошагправой;отсутствиезаключительноготолчкавниз,которыйобеспечиваетпадениесоперника.Элементы:тактическаяподготовка-толчокназад-вправо;продолжениетолчканазад-справакпереносувесателасоперниканапятуюноги,икнаходитсявпереди;завершенияброска.Защиты:отставитьногуназадивыполнитьтолчоксоперникаотсебя,наклонитьсявперед.Контрприемы:выведениеизравновесиярывком;передняяподножка;подхват;рычаглоктязахватомрукиногами.варианты:1.Выведениеизравновесиятолчкомспадением.2.Выведениеизравновесиятолчком,выполняемоебезпредварительнойтактическойподготовки.3.Выводизравновесиятолчком,которыйвыполняютвсторонуатакисоперника,атакжепослеудачнойзащиты.Бросокзахватомног.Подводныеупражнения:ходьбасвыпадами(туловищепрямое)наклонытуловищавразныхнаправлениях;имитацияприемасвоображаемымсоперником.Бросокзахватомногчащевсегоприменяютсдальнейдистанции,когдаборцыустали.Тактическаяподготовка;отведениеруксоперникавверх,одновременновыполняяшагсогнутойвколенеправойногойксоперникуизахватегобедер(рис.28).Туловищедолжнобытьпрямой.Подставляялевуюногукправойивыпрямляяих,поднимаютсоперника.Чутьнаклонившисьназад,изменения-захват-левойрукойзахватитеодеждунаспинесоперника,правой-егоодноименноебедроизнутри.Затем,выполнивтолчокправойрукойотсебя,алевой-рывокксебевверх,бросьтесоперниканалей.Вмоментпадениясоперниказахватправойрукойосвобождают,левой-страхуютего.Возможныеошибки:шаготсоперникавыполненосизогнутымвпередтуловищемнапрямыхногах,вследствиечеговыотталкиваетеегообратно;изменениезахватаосуществленонечетко.Элементыброска:тактическаяподготовка-шагподпартнераизахватног;шаглевойногойкправойсоперникасподнятиемего;изменениезахватаисброса.Защиты:толчок,отставитьногивприпрыжку,наклонитьсявперед,уперетьсявплечосоперника,отставитьногуназад.Контрприемы:бросокчерезголовуподсадомго:кой;бросокчерезголовуупоромстопывживот;подхватизнутрииснаружи;бросокчерезспину;бросокчерезголовуупоромголеньювногусоперника;зацепленияисоперника;выведениеизравновесиярывком;содержание,рычаглоктяспомощьюногирычаглоктязахватомрукиногами.Варианты.1.Бросок раздельнымзахватомног.2.Бросокобратнымзахватомног.3.Бросокзахватомногразнохватом.4.Бросокзахватомзадвепятки.Боковаяподножка.еечастоприменяют,когдасоперникдвижетсявсторону(вправо,влево).Подводныеупражнения:ходьбавприседе;имитацияприемасвоображаемымсоперником;упражнениясрезиновымжгутом.Захваты:зарукавспередиилацкан(одноименную,разноименную)зарукавиворотник;зарукавипояс(сбоку,сзади)рукавов;заобшлага.Благоприятнаяситуация-соперникдвижетсявправо.Тактическаяподготовка:подшагправойногойвсторонудвижениясоперникавыполнитерывокрукамивверх-влево.Пытаясьустоять,соперникдействуетвпротивоположномнаправлении.Тактическийрывокзаканчиваетсяначаломболеесильногорывка-право-вниз,квыведениесоперникаизравновесиянаносокправойноги.Леваяногаатакующегосогнутавколенеи,приближаяськправой,разворачиваетсяноскомнаружу.Подставляяправуюногунаносоккбоковойчастиодноименнойногисоперника,продолжайтерывокрукамивниз).Чтобыэффективнеевыполнитьбросок,атакующийвмоменттянетсоперникаксебеитотпадаетнаспину.Возможныеошибки:бросоквыполняютподугломк​​движениюсоперника-удругихсторону;силатактическогорывкабольшесилыосновного;отсутствиерывкавнизвзаключительнойфазеброска;опорнаяноганеприближенакправой,носокнеразвернутонаружу;опорнаяноганесогнутавколене.Элементы:тактическаяподготовка-рывоквправо внизиперемещенияног;продолжениерывкапонаправлениювнизкпадениюсоперника.Защиты:выполнитьрывоквсторонутактическойподготовкиатакующего;согнутьногивколенях,податьвпередтаз,вестелаперенестиналевуюногу;уперетьсярукамивсоперника;переступитьчерезатакующуюНоиКонтрприемы:выведениеизравновесиярывком;задняяподножка;бросокчерезспину;содержаниесбокурычаглоктязахватомрукиногамиохват.Варианты.И.Боковаяподножкасопернику,чтоскрестилноги.2.Боковаяподножкасподсадомголени3.Боковаяподножкасброскомчерезспину.Бросокчерезспинусзахватомрукиподплечо.Подводныеупражнения:упражненияскоростно-силовогохарактера-сгибаниеиразгибаниеруквупоре,тожесамоесволнообразнымидвижениямитуловищем(по15-20раз)выполняютвбыстромтемпесполнойамплитудой.Упражнениядляукреплениямышцшеиисвязьколенныхсуставовнаклонывперед,которыевыполняютсрезиновымжгутом,поворотытуловища(вправо,влево)снаклономвперед.Защитныедействиясамбиста,которыйхочетизбежатьзацеплениястопой,можноиспользоватьдляброскавпротивоположномнаправлении.Этоодноизусловийпостроениякомбинаций.Тактическаяподготовка:атакующийугрожаетзацеплениемстопой.Вответно отставление левойногиназадинаклонавпередонотпускаетзахваченныйимлацканнагрудисоперника,поворачиваетсяспинойкнему,правойногойсноскомвнутрьперекрываетегоодноименнуюногу.Леваяногаатакующегосильносгибаетсявколене(рис.36).Рывоклевойрукойвперед- влевоопережаетпостановкуправойруки,азатемвыполняетсяодновременносней.Продолжаярывоклевойвперед-вправо-вниз,помогаяеймаховымдвижениемправойруки,котораязахватываетрукусоперникаподплечо,бросьтеегонаспину.Эффективностьброскаповышаетсявследствиеподведениябедромиповоротаголовывлево.Возможныеошибки:началоброскадомоментадвижениясоперникавперед;постановкуправойногикодноименнойногисоперникаосуществляютбезпредварительноговыведенияегоизравновесиявсторонуброскарывкомлевой;слабоевыполнениерывкавперед-влево.Элементы:угрозазацеплениястопой(тактическаяподготовка),рывоквперед-влево,повернутьсяспинойксоперникуиперекрытьегоногу;продолжениерывкавперед-влево-внизкпадениюсоперника.Защиты:оттолкнетсоперникавмоментначалаатаки;переступитьчерезегоатакующуюногу;выполнитьрывокнасебя;уперетьсясвободнойрукойв​​плечо,туловище,тазбедросоперника;согнутьногивколенях.Контрприемы:подсадитебедромсзади,задняяподножка;передняяподножка;выведениеизравновесиярывком;переднееподсечки;бросокчерезгрудь;содержаниесбокурычаглоктязахватомрукиногами.3.3.ИсследованиединамикирезультатовкакоценкаэффективностиприменяемойметодикиПосле проведенного 4-х месячного цикла занятий была повторно проведена диагностика с тем, чтобы оценить влияние занятиями самбо на опорно-двигательную систему.Таблица 2. Результаты контрольного этапа исследованияПараметрыАнтропометрическиепоказателивгруппахЮноши,14летРазницав%Длинателастоя,см167,81±0,725,83Длинателасидя,см64,8±1,242,47Диаметры,см:Плеч40,12±0.212,29Таза28,54±0,241,78Длина,см:Корпуса88.43±0.441,32Туловища52,18±0,492,11Руки80.11±0.442,18Плеча32,71±1,222,57Предплечья28,33±0,192,61Кисти19,99±0,210,10Ноги94,22±0,721,04Бедра44,55±0,380,20Голени43.19±0,261,46Высотастопы,см6,52±0,12-0,15Силамышцлевойкисти,кг42,28±0,5431,14Силамышцлевойкисти,кг46,77±0,6932,34Экскурсиягруднойклетки,см8,44±0,37-9,44Массатела,кг64.79+1.43-3,66ИндексБрока-Бругша,кг69,6±1,483,26ИндексКетле,г322±9,44-1,53Индексмассытела,кг/м221,6±2,3316,13Коэффициентпропорциональности,%133±12,20,76Показателькрепостисложения37±1,972,78Рисунок 5. Диаграмма прироста показателейОцениваярезультатымывидим,чтонаибольшийприростполучилизначениясилымышцрук,особенноправой,чтосвидетельствуетопозитивномвлияниизанятийсамбонасиловыепоказатели(напримереприведенныхупражнений,см.3.2.).Такжемынаблюдаемзначительноеувеличениеиндексамассытела(на16%)присамомприростемассыоколо4%,чтоможетговоритьобобщемразвитиииулучшениисостояниятелаприсохраннойконституциииприростемассыбольшем,чемэтопредполагаетсяприравномерномразвитииюношескогоорганизма,отсюдавозникаеммысльотолчкевнаращиваниимышечноймассы.Оцениваядлиновыепараметрытеласпортсменовмыотметили,чторостувеличилсяна5.83%,чтосоответствуетнормаза4месяцаприданномвозрасте,увеличениедлиныконечностейиихокружностейбылонеравномерным,так,длинарукиувеличиласьболеечемна2%,нодополнительныеизмерениясвидетельствуют,чтокистьпочтинеизмениласвоихразмеров,анаиболеедлиннымсталопредплечье(2,61%отконстатирующегоэтапа),сходнаякартинанаблюдаетсявудлиненииног,здесьосновнойвкладтакжеосуществилаголень(какипредплечье).Показателивысотыстопынеизменились.Изменениеизмеренныхобъемовтелаявляетсясравнительнонебольшим(около2%)ивосновномсвязаносприростоммассы.Следуетотметить,чтоэкскурсиягруднойклеткивыросланапочти10%,чтосвидетельствуетолучшейтренированностиспортсменов,можетуказыватьнаувеличениеихвыносливости,посколькудоказано,чтотренировкиувеличиваютэкскурсию,этооченьважно,чтобнесбивалосьдыхание.Коэффициентпропорциональностиизменилсянесильно,чтосвидетельствуеторавномерномразвитии(массабыланабрананемногобыстрее,чемувеличивалсярост),телосложениесталоболеекрепким,чтооченьважнодляданногоспорта.Вцелом,какмывидим,занятиясамбоспособствуютнебольшомунаборумассызасчетнаращиваниямышц,преимущественномуудлинениюпредплечийиголенейвсравненииснормальнымравномернымразвитием,увеличиваетсяэкскурсия,телосложениеулучшается,телоизменяетсяпропорционально.Насамомделе,вданныйпериодоченьтрудноотделитьвозрастныеизмененияопорно-двигательногоаппаратаотизменений,которыеобусловленызанятиямисамбо,но,темнеменее,исходяизравномерностиразвитияростовыхимассовыхпараметровисличениислитературнымиисточникамимывидим,чтоперечисленныепараметрывыразительноувеличились,чтодаетнамвозможностьсвязатьихименносзанятиямисамбо,особенноэтокасаетсямассытелаиэкскурсии,атакжесходногоувеличенияпредплечийиголенейувсехспортсменов.Оченьважноуказатьнаулучшениефизическойподготовленности.Так,мыотмечаемулучшениегибкостииособенносилы(отраженовтаблицеввидединамометрии),такжеулучшилиськоординационныекачестваспортсменов(онисталиболееумелымивгруппировке).Итак,мыможетоднозначноговоритьовлияниисамбонафизическиепараметрыопорно-двигательногоаппаратадетей,ноболеедостоверномыможемэтовыяснитьлишьприлонгитюдном(длительном)исследовании.ЗАКЛЮЧЕНИЕОпорно-двигательнаясистемаявляетсяосновоположнойдляреализацииосновныхдвиженийчеловека,скелетимышцыформируютопорно-двигательныйаппаратнашеготела.Систематические физические нагрузки приводят к существенным изменениям состояния опорно-двигательного аппарата. Эти изменения зависят от характера нагрузки. Движения большой амплитуды с усилением в конце возможного диапазона движения обусловливают повышение гибкости в суставах движения по сравнению небольшой амплитуды, но со значительными, часто максимальными усилиями увеличивают мышечную массу и силу мышц, быстрые движения с умеренной нагрузкой, которые охватывают почти все мышцы, работающих в динамическом режиме, способствуют всестороннему гармоничному развитию мышц.Самбо представляет собой ациклический вид спорта, в котором нагрузка распределяется не симметрично, а поэтому актуальным вопросом является изучения влияния данного вида спорта на состояние опорно-двигательного аппарата с тем, чтобы выяснить травматический потенциал, составить программы упражнений, уменьшающих нагрузку и оптимизирующих ее для высоких спортивных достижений.Так, мы провели исследование влияния занятий самбо на детей среднего школьного возраста, группы начальной подготовки и было выявлено, что наибольшее влияние оказывается на прирост массы, экскурсию и длины предплечий и голеней, приросты сравнительно небольшие, но тем не менее они позволяют выделить наиболее значительные и связать их с занятиями самбо, однако мы считаем, что для достоверности данных результатов следовало бы провести лонгитюдное исследование.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАмосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов – 2-е изд., перераб. и доп. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1987. – 176 сБароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / В. А. Бароненко. — 2-е изд., перераб. — М.: Альфа-М, 2010. 9. Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов.-М, 1996.Висковатова Т. П. Проблема адаптации детей в современных условиях //. — 2001. — № 4. — С. 8–11.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций /Л.С. Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 500с.Давиденко Е. В. Адаптивное физическое воспитание в системе специального отделения вуза / Е. В. Давиденко, И. И. Вржесневский, С. Г. Сесюнин // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. — ХГАДИ (ХХПИ). — Харьков, 2003. — № 1. — С. 90–94.Дерябин В.Е. Морфологическая типология телосложения мужчин и женщин: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. М., 1993. Доронин Б.М., Щедрина А.Г., Филатов О.М. и др. Краткое практическое руководство по соматотипированию в медицинской антропологии. Новосибирск, 1998.Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2005. — 240 с.; Жбанков, О.В. Система контроля психофизического состояния человека как инструмент управления процессом адаптации в спорте и учебном процессе / О.В. Жбанков, Д.С. Петров, В.А. Головина // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. - С. 20-23. Каражанов, Б.К. Моторная адаптация человека : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Беклеу Камильевич Каражанов. - Москва, 1992. - 71с.Козлов Д. В. Двигательная активность и здоровье студентов /Д. В. Козлов/ Физическая культура и спорт в системе образования: мат. всерос. Научно-практической конф.- Красноярск: СФУ, 2007. — С. 113–115. Корельская Н. Г. «Особенная» семья — «особенный» ребенок: Книга для родителей детей с отклонениями в развитии. — М.: Советский спорт, 2003. — 224 с. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания / Учебник под ред. Т. Ю. Круцевич.: „Олимпийская литература”, 2003. — Том 2. — 377 с. Корженевский, А.Н. Диагностика тренированности борцов / А.Н. Корженевский, В.С. Дахновский, Б.А. Подливаев // Теория и практика физ. культуры, 2004. - № 2. - С. 28-32.Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: учебник для студ. вузов физ. воспитания и спорта / под ред. Т.Ю. Круцевича. - Т. 1. - Киев : Олимпийская литература, 2003. - 424 с. Куликов, Л.М. Спортивная тренировка: управление, систематичность, адаптация, здоровье / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, Е.А. Великая // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7. - С. 26-31. Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999. - 374с. Леонтьева, Н.Н., Спорт и внутренняя секреция. М., "Физкультура и спорт", 1954,-48 с. Литвинов, Е.Н. Методика физического воспитания: учебник / Е.Н. Литвинов. - М. : Просвещение, 1996. - 264 с.Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры : учебник / А.М. Максименко. - М. : Просвещение, 1991. - 374 с.Мартыцин, О.В. Система средств формирования специальной подготовленности юных спортсменов на этапах многолетней тренировки / О.В. Мартыцин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. - С. 12-14.Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки, Москва, «Физкультура и спорт», 1977 г. Матвеев С. Ф., Наухатько О. К. Самбо: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, Киев,2001 г. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев, М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 сМежман И. Ф., Перепечин А. А. Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональное состояние спортсменов // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 425-427.Никитюк Б.А., Корнетов Н.А. Интегративная биомедицинская антропология. Томск: Изд-во ТГУ, 1998.Николаев В.Г. Актуальные вопросы интегративной антропологии. Рос. морфологические ведомости. 2001; 1–2: 219–221.Новиков, А.А. Основы спортивного мастерства: учебник / А.А. Новиков. - М. : ВНИИФК, 2003. - 208 с. Рогозкин, В.А. Генетические маркеры физической работоспособности человека / В.А. Рогозкин, И.Б. Назаров, В.И. Казаков // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 12. - С. 34-36 Сафошин, А.В. Восточные единоборства как средство физического воспитания детей школьного возраста в урочных и внеурочных формах (на примере карате) : автореф. дис. … канд. пед. наук / Александр Викторович Сафошин. - Москва, 1998. - 30 с.Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта : учебник / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте: метод. пособие / В.Ф. Сопов. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 120 с. Туманян, Г.С. Спортивная борьба: теория, методика и организация тренировки. В 4 - х книгах: учебное пособие / Г.С. Туманян. - М. : Советский спорт, 2000. - 384 с.Тхазепалов, А.М. Прогнозирование и отбор в спорте : учебно-методические материалы / А.М. Тхазепалов. - Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2002. - 50 с. Фарфель, В.С. Двигательные способности. «Теория и практика физической культуры.», 1977, № 12. – 27с.Филин В.П., Н.А. Фомин Основы юношеского спорта, Москва, 1980 Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания : учеб. пособие / Н.А. Фомин, В.Е. Фолин. - М. : Физкультура и спорт, 2008. - 421 с Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2003. - 480 с. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: МГУ, 2005.Чудная, Р. В. Адаптивное физическое воспитание / Р. В. Чудная. — К.:Наукова думка, 2000. — 360 с.Шапкова Л. В. Характеристика субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре / Л. В. Шапкова // Адаптивная физическая культура. — 2002. — № 1. — с. 16–20.Шварц В.Б., Хрущев С.В., Медико – биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 151 с. Ил – (Наука – спорту. Спортивная медицинаПРИЛОЖЕНИЯСоматоскопияПоложениеголовы.Оцениваетсярасположенияголовысогласновертикальнойлинии,направленностьвзгляда,расположениеподбородкаилинии,соединяющейнижнийкрайглазницинаружногослуховогопрохода.Принарушенияхосанкиголоваможетбытьнаклоненавправо,влево,отброшенаназадподанавпередПлечевойпояс.Приосмотреопределяетсяуровеньрасположениянадплечийиплечотносительнодругкдругу,симметричностьшейно-плечевыхуглов(углов,образованныхмеждубоковойповерхностьюшеиинадплечья)положенияисимметричностьлопатокпоотношениюкпозвоночнику,уровеньнижнихугловлопаток.Крометого,обращаетсявниманиенаналичиекрыловидныхлопаток.Приосмотревпрофильотмечается,развернутыеплечиподанывперед.Правоеилевоеплечомогутбытьподанывпереднеодинаково.Состояниепозвоночникаиформаспины.Позвоночникобеспечиваетопорную,рессорную,двигательнуюизащитнуюфункции.Нормальныйпозвоночникимеетчетырефизиологическиеизгибы:шейныйипоясничныйлордоз-изгибы,направленныевыпуклостьювперед,груднойикрестцово-копчиковыйкифозы-изгибы,направленныевыпуклостьюназад(рис.2.2).Глубинаизгибовпозвоночникавпередне-заднемнаправлениииприбоковыхискривленияхможетбытьизмеренакифосколиозометром(рис.2.3а,б)илиспомощьюобычногоростомераилинейки.Внормеглубинашейноголордозаигрудногокифозаколеблетсявпределах2-3см,апоясничноголордоза-3-5см.Восноверазличныхизмененийосанкилежитнарушениеправильногосоотношенияивыразительностифизиологическихизгибовпозвоночникавсагиттальнойплоскости,влияетнаформуспины.Различаютнормальнуюипатологическиеформыспины.Нормальнаяспина-этоспинасналичиемнормальновыраженныхфизиологическихизгибовпозвоночника,приосмотреонаимеетхорошуюволнообразнуюформу.Наиболеевыступающиеучасткигрудногоикрестцово-копчиковойкифозоввнормерасполагаютсянаоднойвертикали.Кпатологическихформспиныотносятся:круглая,плоская,кругло-вогнутаяиплоско-вогнутаяформы:круглаяспина-характеризуетсясущественнымувеличениемгрудногокифозаиотсутствиемкомпенсациивпоясничномотделе,остистыеотросткиввидетотальнойдугиотклоняютсяназад,особенночеткоопределяетсяприосмотревпрофиль.спинаможетбытьтотальнокруглой,есликифозвыраженныйотшейныхкпоясничныхпозвонков,исутулой,есликифозвыраженныйпреимущественновверхнихотделахпозвоночника.Иногдавспортсменов,особенновгребцов,боксеровиборцов,сочетаниерезкоподанныхвпередплечссильноразвитоймускулатуройспиныможетсоставлятьвпечатлениеложной(ложной)сутуловатости,котораяНЕсвязанасизменениямикривизныпозвоночника.плоскаяспина-Определяетсявслучаях,когдафизиологическиеизгибыпозвоночникавсагиттальнойплоскостисглажены,едвазаметные,либоотсутствуют,особенногруднойкифоз(«дошкоподибнаспина»),поясничныйлордозтожесглажен,лопаткикрыловидные,нижниеихуглырезковыпираютназад.Кругло-вогнутая(седловидная)спина-Характеризуетсяувеличениемгрудногокифозаипоясничноголордоза,которыекомпенсируютдругдруга.Плоско-вогнутаяспина-определяется,когдагруднойкифозсглаженныйилиотсутствует,апоясничныйлордоззначительновыражен.Приисследованиисостоянияпозвоночникаопределяюттакжеегоискривленийвофронтальнойплоскости.Дляэтогоисследовательвозвращаетобследуемогоспинойксебе,проситегонаклонитьголовуслегкавпередисвестиплечи.Приэтомостистыеотросткипозвонковхорошоконтурируютподкожей.Приосмотрепозвоночникаиспиныобращаетсявниманиенасимметричностьтакназываемых«треугольниковталии»-пространств,которыенаходитсямеждусвободноопущеннымирукамиибоковымиповерхностямитуловищасверхушкойнауровнеталии.Есливеличинаихнеодинаковасправаислева,этосвидетельствуетоналичиинарушенияосанкиибоковыеискривленияпозвоночника.Формагруднойклетки.Формагруднойклеткизависитотнаклонаребер,ширинымежреберныхпромежутков,соотношениееепоперечногоипередне-заднегоразмеров(науровневосьмогогрудногопозвонка)иформыэпигастральнойугла.Дляопределенияэпигастральнойугланеобходимоположитьладонирукнанижнийкрайгруднойклеткитак,чтобыбольшиепальцыруклегливдольреберныхдуг,акончикипальцевсталкивалисьвобластиверхушкимежребернойугла(рис.2.5).Внормеусловноразличаютцилиндрическую(преимущественноуженщин),коническую(преимущественноумужчин)исплющенную(преимущественноуастеников)формыгруднойклетки.Прицилиндрическойформегруднойклеткиобеполовиныеесимметричные,равномерноразвитывсреднеминижнемотделах,ребраумереннонаклонены,поперечныйразмергруднойклеткинауровненаиболеевыпуклыхбоковыхчастейна1/3большеотпередне-заднего,эпигастральнойугол,какправило,прямой(90º).Приконическойформеребрарасположеныпочтигоризонтально,межреберныепромежуткиширокие,поперечныйипередне-заднийразмерыпрактическиодинаковы,нижняяапертураширокая,эпигастральнойугол-тупой(больше90º).Длясплющеннойформыхарактернонекотороеопущениеребер(онинаходятсяякобывсостояниивыдоха),межреберныепромежуткисужены,груднаяклеткаспередисплющенаипередне-заднийразмергораздоменьшепоперечный,эпигастральнойуголострый(менее90º).Кпатологическимформамотносятся:плоская,куриная,воронкообразная,эмфизематозных,асимметричная(рахитическая)идругиеформы(рис.2.6),чащевсегоонисвязанысперенесеннымизаболеваниямиилитравмамивдетстве.Плоскаяформаформируетсявследствиемышечнойслабости,груднаяклеткаприэтомспередисплющена,удлиненнаяисуженная,эпигастральнойуголострый.Куринаяформачащевсеговстречаетсяприкифосколиотичнихискривленияхпозвоночника(особеннорахитическогопроисхождения),нередкоимееткилевиднымформуихарактеризуетсязначительнойвыпуклостьюгрудинывперед,увеличениемпереднеприводнойзаднегоразмера,сплющиваниембоковыхокругленияребер.Воронкообразная(запала)формачащенаблюдаетсяумужчинихарактеризуетсязападаниемгрудиныимечевидногоотростка,приэтомзападениеможетбытьоченьвыразительнымисвидетельствоватьозначительнойаномалиюразвития.эмфизематозныхформавстречаетсяпризаболеванияхоргановдыханияихарактеризуетсятем,чтопереднее-заднийразмергруднойклеткиувеличен,ребранесколькоприподнятыинередкопринимаютгоризонтальноеположение,надиподключичныеямкисглажены,эпигастральнойуголприближаетсяктупому,межреберныепромежуткирасширены;эмфизематозныхформаможетбытьцилиндрической,когдарасширенавсягруднаяклеткаилибочкообразной,когдарасширенапреимущественноееверхняячасть.Формаживота.Животвнормесимметричныйиможетбытьплоским,втянутымилислегкавыпуклым.Принарушенияхфизическогоразвитияилиприпатологиионможетрезковыступатьвперед,бытьобвислымилиасимметричным.Положениетаза.Тазсоединяетпозвоночникснижнимиконечностямииобеспечиваетпрямохождение.Гребниподвздошныхкостейдолжныбытьсимметричнымиирасполагатьсянаодномуровне.Таздолженнаходитьсяподопределеннымугломкпоясничногоотделапозвоночника,обеспечиваетнормальныйлордозиосанку.Принарушенияхосанкиуголнаклонатазаможетувеличиватьсяилиуменьшатьсяпосравнениюсоптимальным.Еслионувеличивается,этоприводиткнарушениюположенияифункцийвнутреннихорганов.Еслионуменьшается,этоприводитсглаживанияпоясничноголордозаидругихизгибовпозвоночника,делаетпозвоночныйстолбменееустойчивымксотрясениямпридвиженияхивыполнениифизическихнагрузок.Нарушениеосанкимогутвозникатькаквсагиттальнойплоскости-приизмененияхфизиологическихизгибовпозвоночника;такивофронтальнойплоскости-прибоковыхискривленияхпозвоночника(которых,дажемалейших,внорменебывает).Внекоторыхслучаяхнарушенияосанкивсагиттальнойифронтальнойплоскостяхмогутбытьсовмещенными.Формарук.Приопределенииформырукобследуемый,ненапрягаяруки,вытягиваетихвперед(ладонямивверх),исоединяеткистисосторонымизинцев.Рукисчитаютсяпрямыми,еслипредплечьясплечомсоздаютпрямуюлиниюинесталкиваютсявобластилоктей.Когдалоктисходятся-рукиХ-образные.Форманог.Форманогопределяютстоя,пяткивместе,носкислегкаразведены.Мышцыногприэтомнедолжныбытьнапряжены.Ногимогутбытьравны(прямые),Х-образныеиО-образные(рис.2.12).Еслиосибедериголенейсовпадают,авнутренниеповерхностиколенныхиголеностопныхсуставовсталкиваются-ногисчитаютравными(прямыми).Есливнутренниеповерхностиколенныхсуставовсталкиваются,амеждуголеностопногосуставаявляетсярасстояние-ногиХ-образные,и,наоборот,еслиприсомкнутыхголеностопныхсуставахколенинесоприкасаются,ноги-О-образные.СтепеньХилиО-образногонарушениеформыногможноизмеритьсантиметровойвстречнойилиспециальнойлинейкойнауровнеколен(величинаВ-подобия)илимеждувнутреннимилодыжкамиголеностопныхсуставов(величинаХ-сходства)(рис.2.13).Расстояниеболее5смуказываетназначительнуюстепеньотклоненияотнормы.ХилиО-образныеформыногмогутбытьследствиемперенесенногорахита.Стопы.Внорместопаимеетсводчатуюстроение(продольноеипоперечноесвода),чтообеспечиваетейоченьважныефункции-опоры,удержанияравновесияиамортизации.Удетейприрождениистопыплоские,сразвитиемребенкапроисходитпроцессформированиясводовстопы,окончательнозавершаетсяввозрасте7-9лет.Приисследованиистопоцениваетсяихформа,состояниепродольногоипоперечногосводов,ширинаперешейка,которыйсоединяетучастокпяточнойкостиспереднейчастьюстопы,формапальцев,положение(установка)пяток.Деформациистопы,прикоторыхеесводыопускаютсяисплющиваютсяназываютсяплоскостопием.Существуют2формыплоскостопия:продольнаяипоперечная.Внекоторыхслучаяхобеформысочетаются.Приосмотрестопысеевнутреннейстороныможнооценитьсостояниепродольногосводастопы.Внормеонохарактеризуетсяналичиемнишисконцапервойплюсневуюкостидопятки,вкоторуюможносвободноввестикончикипальцев(рис.2.14,а).Приналичиипродольнойплоскостопиявысотанишиуменьшается(рис.2.14,б)илионаполностьюотсутствуетивсяповерхностьподошвысоприкасаетсясполом(рис.2.15).Приэтом,какправило,длинастопыувеличивается.Поперечныйсводстопывизуально(видспереди)внормеимеетвидаркисопоройна1и5головкиплюсневуюКитоко(рис.2.16,а).Приналичиипоперечногоплоскостопияопределяетсяуплощениепоперечногосводастопы,еепереднийотделопираетсянаголовкивсехпятиплюсневуюкостей(рис.2.16,б),стопавыглядитширокая,якобыраспластанная,поформенапоминает«лапоть».Приэтомдовольночастонаблюдаетсявеерообразныеразведенияплюсневуюкостей,отклоненияголовкипервойплюсневуюкостинаружу,апервого(большого)пальцавнутрьстопы(halluxvalgus)(рис.2.17),нередкоформируетсятакжеМОЛОТКООБРАЗНОЙдеформациясреднегопальцастопы,врезультатечегодлинаееуменьшается.Вположении«наколенях»приосмотреопорнойчастистопыимеющиесянатоптышиилимозолиподголовкой2-йплюсневуюкости(рис.2.18).Взависимостиотсостоянияпродольногоипоперечногосводов,стопымогутбыть:нормальныеипатологические,средипоследнихвыделяют-полую,уплощеннуюиплоскуюстопу(рис.2.19).Нормальнаястопаоставляетотпечаток(«след»),накоторомучастокпяткис"соединяетсяспереднейчастьюузкимперешейком(примерно1/3всейшириныстопы).Полая(лошадиная)стопа:участкиотпечаткапереднейчастистопыипяткивовсенесоединяютсямеждусобой.Уплощеннаястопа:наотпечаткеперешеекгораздоширенормального(более1/3).Плоскаястопа:наплантограммеотражаетсявсяподошва,участокпятки,расширяясь,переходитвпереднюючастьстопы.Состояниегрыжевыхворот.Умужчинвовремяпроведениясоматоскопиитакжеисследуютсостояние«слабыхмест»-грыжевыхворот(дляисключенияналичияпаховойгрыжи).Внормепаховыекольцанебольшие,пропускают1-1,5пальца.Наличиегрыжевоговыпячиванияприпокашливаниеинатуживаниесчитаетсяпротивопоказаниемкзанятиямсиловымивидамиспорта.АнтропометрияДлинутела(стояисидя)-измеряютспомощьюростомера(рис.2.23).Ростомерпредставляетсобойукрепленнуюнаплощадкевертикальнуюстойкуспередвижнойпланкойиоткиднойлавкой.Вертикальнаястойкаимеетдвешкалы:светлуюдляизмеренияростастоя(отсчетведетсяотуровняплощадки)итемнуюдляизмеренияростасидя(отсчетведетсяотуровняскамейки).Приизмерениидлинытеластояисследуемыйвстаетнаплощадкуростомерабосикомспинойкстойкесошкалойикасаетсяеетремяточками-пятками,крестцомимежлопаточнымучастком.Голованедолжнакасатьсяростомера,адолжнабытьслегканаклоненатак,чтобыверхнийкрайнаружногослуховогопроходаивнешнийуголглазаразмещалисьнаоднойгоризонтальнойлинии.Приизмерениидлинытеласидяисследуемыйсадитсянаоткидноесиденьевыпрямившись,аголовадолжнабытьрасположенатак,какиприизмерениистоя.Бедрадолжныбытьгоризонтальнымикполу.Еслиногикороткие(например,приобследованиидетей),поднихподкладываютдеревянныеопорысоответствующейтолщины.Измерениепроизводитсясточностьюдо0,5см.Длинунижнихконечностейопределяютспомощьювычитанияиздлинытеластоядлинутеласидя,послечегоможнорассчитатьсоотношениедлинытуловищаинижнихконечностей(индекспропорциональностителосложения).Массутелаизмеряютнаобычныхстандартныхдесятинныхмедицинскихвесах,чувствительностьюдо50г,которыепередприменениемнеобходимовыверитьиотрегулировать.Исследуемыйбезодежды(кроменижнегобелья)иобувьосторожностановитсянасерединуплатформывесов,вовремявзвешиваниястоитспокойно,недвигается.Окружностьгруднойклеткииееэкскурсиюизмеряютсантиметровойлентойввертикальномположенииобследуемого.Сантиметровуюлентунакладываютсзадиподнижнимиугламилопаток,спереди-умужчинидетейобоегополадо12-13лет-поднижнимсегментомбилясосковихкругов,уженщин-надмолочнойжелезой,науровнеприкрепленияИVребракгрудине(рис.2.24).Приналожениисантиметровойлентыобследуемыйразводитрукивстороны,авовремяизмеренияопускаетих.Тот,ктоисследуетоднойрукой,удерживаяленту,второйпроверяетправильностьееналожения(дляудобстварекомендуетсяпроводитьизмеренияпередзеркалом,вкотороеобследуемыйвозвращенспиной.Окружностьгруднойклеткиизмеряется(неотрываялентыотобследуемого)втрехположениях:вовремяпаузы,вовремямаксимальноговдохаиполноговыдоха.Приэтомследуетобращатьвниманиенато,чтобыобследуемыйпривдохеНЕзгибавспинуинеподнималплеч,апривыдохе-несводилихвперединенаклонялся.Разницамеждувеличинамиокружностейвфазевдохаивыдохаопределяетстепеньподвижностигруднойклетки-экскурсию(размах)-важныйфункциональныйпоказатель.Внормеэкскурсиягруднойклеткивзависимостиотдлинытелаиобъемагруднойклеткиравнаувзрослыхмужчин6-8см,уженщин-3-6см.Окружностьизмеряют2-3разаизаписываютлучшийрезультат.Точностьизмерениядо1см.Врезультатерегулярныхзанятийфизическимиупражнениямииспортом,экскурсиягруднойклеткиможетзначительноувеличиватьсяидостигать12-15см.Жизненнуюемкостьлегких(ЖЕЛ)определяютспомощьюспирометра(водногоиливоздушного)илиприспирографии.Приспирометрииобследуемыйсначаладелает1-2глубокихвдоховивыдохов,затембыстроделаетмаксимальныйвдох,захватуегубамимундштукспирометраиделаетунегомедленныйиплавныйвыдохдоотказа.Припроведенииизмеренияобследуемыйоднойрукойудерживаетмундштукспирометра,адругой(илиспециальнымзажимом)сжимаетнос.Выполняется3попыткиподряд,засчитываетсялучшийрезультат.СредниепоказателиЖЕЛдлявзрослыхмужчинсоставляют3500-4000мл,дляженщин-2500-3000мл.Жизненнаяемкостьлегкихзависитоттелосложенияифизическогоразвития.Предложенрядформул,которыепозволяютопределитьнадлежащуювеличинуЖЕЛчеловека:НадлежащаяЖЕЛ(чел.)=(40хдлинутелавсм)+(30хмассутелавкг)-4400мл.НадлежащаяЖЕЛ(жен.)=(40хдлинутелавсм)+(10хмассутелавкг)-3800мл.Силумышцопределяютспомощьюдинамометрии.Чащевсегоприпервичныхмедицинскихосмотрахопределяютсилумышцкистейиспины.Силумышцкистейопределяютручным(кистевым)динамометром.Исследуемыйвположениистояберетврукудинамометр,потомбезнапряжениявплечевомсуставеотводитрукувсторонуибезрывковиликаких-либодополнительныхдвиженийвсжимаетдинамометрсмаксимальнойсилой(приэтомнеразрешаетсясходитьсместаисгибатьрукувлоктевомсуставе).Исследованиепроводят2-3разадлякаждойруки,фиксируютлучшийрезультатсточностьюдо2кг.Средниепоказателисилыправой(рабочей)кистидлявзрослыхмужчинсоставляют40-45кг,дляженщин-30-35кг.Еслиразделитьполученныйрезультатдинамометрии(вкг)насобственнуюмассутела(вкг),можнооценитьсоответствиефактическойсилывозрастаипола.Среднийпоказательсилыправойкистидлявзрослыхмужчинсоставляет60-70%,дляженщин-45-50%массытела.Средниепоказателилевойкистиобычнона3-5кгменьше.Сословнуюсилуилисилумышцспины(разгибателей)измеряютстановымдинамометром(рис.2.25).Исследуемыйстановитсянаплатформуспривинченноепланкукрюком(такимобразом,чтобыкрюкнаходилсянасерединестоп),затем,согнувшисьвпояснице,беретобеимирукамирукояткудинамометрипостепенно,плавно,безрывков,неразгибаяколен,сусилиемвыпрямляетспинукотказу.Приизмерениирукояткадинамометрудолжнанаходитьсянауровнеколен,чтодостигаетсярегулированиемспомощьюспециальногопланкиицеписословногодинамометру.Измерениепроводится2-3раза,учитываетсянаибольшаявеличина.Точностьизмерениядо5кг.Противопоказаниямидляизмерениястановойсилыявляются:менструация,беременность,наличиегрыж,отсутствиеоднойкистиилинесколькопальцев,наличиегрыжиШморля,заболеванияпозвоночника,выраженныйостеохондроз.Становаясилаувзрослыхмужчинвсреднемсоставляет130-150кгили190-200%собственноймассытела,уженщин-80-90кгили140-150%массытела.Другиеизмерения.Принеобходимости,внекоторыхвидахспорта,объемисследованийможетбытьрасширенивключатьдополнительно:измерениедлинаиокружностинижнихиверхнихконечностей(илиотдельноплеча,предплечья,бедра,голени),окружностишеи,талии,живота,диаметровплеча,груднойклетки,тазастепениотложенияжира(толщинуподкожнойжировойскладки)фракционированиямассытела(расчетжирового,мышечногоикостногокомпонентовмассытела),определениеподвижностисуставовидр.Длинанижнихконечностейизмеряетсясантиметровойлентойилилучшеантропометротбольшоговертелабедракплоскостиопоры.Исследуемыйстановитсяпостойке«смирно».Точностьизмерениядолжнабытьдо0,5см.Длинаверхнихконечностейтакжеизмеряетсясантиметровойлентойилиантропометротверхнегокраяакромиальногоотросткалопаткидоконцасреднегопальцаопущенныхруксвыпрямленнымипальцами.Точностьизмерениядо0,5см.Ширинаплеч,диаметрыгруднойклеткиитазаизмеряютсяантропометрическим(акушерским)циркулем*(рис.2.26)илиантропометрвопределенныхантропометрическихточках,согласноправиламантропометрии.Окружностителаизмеряютсантиметровойлентой,котораядолжнадостаточноплотноприлегатьктелу.Окружностьшеиизмеряетсясантиметровойлентойвнижнейчастишеиподкадыком.Приизмеренииокружноститалиисантиметровуюлентунакладываютгоризонтальнонаталии-на3-4смвышегребнейподвздошныхкостейичутьвышепупка.Вовремяизмеренийобследуемыйнедолженвтягиватьиливыпячиватьживот.Окружностьплеча(рис.2.30,а)определяетсявнапряженномирасслабленномсостоянии.Сначалаокружностьплечаизмеряетсявнапряженномсостоянии,длячегообследуемыйснапряжениемсгибаетрукивлокте.Сантиметровуюлентунакладываютвместенаибольшегоутолщениябицепса.Затемрукувыпрямляютисвободноопускаютвниз,приэтомлентунеснимаютинесдвигают,чтобысделатьизмерениевтомжеместе.Вычисляютизаписываютразницумеждувеличинамиизмерений.Окружностибедраиголени(рис.2.30,б)измеряютсявспокойномсостоянии,ногиобследуемогорасставленынаширинуплеч.Вестеларавномернораспределеннаобеноги.Лентунакладываютгоризонтальноподягодичнойскладкойивокругнаибольшегообъемаголени.Кожно-жироваяскладкаизмеряетсяспециальнымустройством-калиперметром.Дляэтогопальцамиберетсяучастоккожисподкожнойклетчаткойширинойв5смизахвачуетьсякалиперметром.Онпозволяетосуществлятьдозированныйстандартноедавлениенаскладку,чтооченьважнодляточностиизмерения.Измеряюттолщинукожно-жировойскладкивразныхчастяхтела,ночащевсегонаспинеподугломлопаткиинаживотенауровнепупкапосреднейключичнойлинии.Измеренияосуществляютсточностьюдо0,1мм.Средней(нормальную)принятосчитатьтолщинукожно-жировойскладки(подугломлопатки)умужчин0,8-1,0см;уженщин-1,8-2,0см.Наоснованииданныхизмерениякожно-жировойскладкивнесколькоразныхточкахможнорассчитатьтакназываемуюжировуюмассутела(ЖМТ)(Приложение3).ОпределениеЖМТприобретаетвсебольшеезначениевпоследнеевремя.Жироваямассамоделируетформутела,предоставляяемупризнаки,присущиеконкретномувозраста,пола,нации.Жировойкомпонентмассыотражаетиндивидуальныйгормональныйстатус,типнервнойдеятельности,особенностиобменавеществ.Жироваямассателавлияетнатемпыстаренияорганизма.Всемдолгожителям,например,присущаминимальнаястепеньжировидкладень.Однако,следуетотметить,чтопроцентжираворганизмедолженбытьоптимальным.Поскольку,какнедостаточнаятакичрезмерноеегоколичествомогуточеньнегативновлиятьнасостояниездоровьячеловека.Недостаточнаяжироваямассавызываетзамедлениеростаинарушениянормальногоразвитияудетей,приводиткформированиюнеправильногоморфотипу,нарушениерепродуктивнойфункцииуженщин(вплотьдополнойбесплодия),приводиткзамедлениюметаболизма,развитиюдистрофическихпроцессоввтканях(следствиемчегоявляетсявыпадениеволос,ломкостьногтей,дряблостькожи,атрофиямышцит.д.),приводиткзначительномуослаблениюиммуннойсистемыиснижениеработоспособности.Избыточнаямассателаповышаетрискразвитияартериальнойгипертензии,сахарногодиабета,атеросклероза,можетспособствоватьвозникновениюинфарктов,инсультов,венозноготромбоза,онкологическихзаболеваний,пораженийсуставовипозвоночника(деформацийстопы,артроз,остеохондрозаидр.),Патологиижелчногопузыряидругихзаболеваний.Улицпожилоговозрастаизбыточныйвесповышаетвероятностьсмертностина20-40%.Определениедвиженийвсуставах.Припланированииоздоровительныхилиспортивныхтренировок,атакжевпроцессефизическойреабилитациицелесообразноопределениеподвижностисуставов.Исследованиеамплитудыактивныхипассивныхдвиженийвсуставахпозволяетсудить,какобихнарушении,такиовосстановлении.Дляопределенияамплитудыдвиженийвсуставахобследуемомупредлагаютпродемонстрироватьстепеньмаксимальновозможногоихсгибаниеиразгибание.Приэтомнеобходимоотмечать:а)чрезмерноеразгибание(«переразгибания»)суставов,особенноколенногоилоктевого,чточащебываетуженщин;б)уменьшениеамплитудыдвижений,чтоможетбытьсвязаносиндивидуальнымианатомическимиособенностями,повышеннымтонусоммышцилиналичиемконтрактур;в)«разболтанность»суставов,сопровождающеесячастымипривычнымиподвывихамиивывихами.Приограниченииподвижностиамплитудадвиженийвсуставахизмеряется,какправило,спомощьюуниверсальногоугломераилигониометра.Онсостоитизтранспортирасошкалойдоот0до1800,ккоторомуприкрепленыдвебраншидлинойпо30-40см(рис.2.31).Однаизбраншподвижная.Приизмерениивотугломерасовмещаетсясосьюсустава,абранширасполагаютсяпоосипроксимальногоидистальногосегментовсоединяются.


1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов – 2-е изд., перераб. и доп. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1987. – 176 с
2. Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / В. А. Бароненко. — 2-е изд., перераб. — М.: Альфа-М, 2010. 9. Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов.-М, 1996.
3. Висковатова Т. П. Проблема адаптации детей в современных условиях //. — 2001. — № 4. — С. 8–11.
1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций /Л.С. Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 500с.
4. Давиденко Е. В. Адаптивное физическое воспитание в системе специального отделения вуза / Е. В. Давиденко, И. И. Вржесневский, С. Г. Сесюнин // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. — ХГАДИ (ХХПИ). — Харьков, 2003. — № 1. — С. 90–94.
2. Дерябин В.Е. Морфологическая типология телосложения мужчин и женщин: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. М., 1993.
3. Доронин Б.М., Щедрина А.Г., Филатов О.М. и др. Краткое практическое руководство по соматотипированию в медицинской антропологии. Новосибирск, 1998.
5. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2005. — 240 с.;
4. Жбанков, О.В. Система контроля психофизического состояния человека как инструмент управления процессом адаптации в спорте и учебном процессе / О.В. Жбанков, Д.С. Петров, В.А. Головина // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. - С. 20-23.
5. Каражанов, Б.К. Моторная адаптация человека : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Беклеу Камильевич Каражанов. - Москва, 1992. - 71с.
6. Козлов Д. В. Двигательная активность и здоровье студентов /Д. В. Козлов/ Физическая культура и спорт в системе образования: мат. всерос. Научно-практической конф.- Красноярск: СФУ, 2007. — С. 113–115.
7. Корельская Н. Г. «Особенная» семья — «особенный» ребенок: Книга для родителей детей с отклонениями в развитии. — М.: Советский спорт, 2003. — 224 с. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания / Учебник под ред. Т. Ю. Круцевич.: „Олимпийская литература”, 2003. — Том 2. — 377 с.
6. Корженевский, А.Н. Диагностика тренированности борцов / А.Н. Корженевский, В.С. Дахновский, Б.А. Подливаев // Теория и практика физ. культуры, 2004. - № 2. - С. 28-32.
7. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: учебник для студ. вузов физ. воспитания и спорта / под ред. Т.Ю. Круцевича. - Т. 1. - Киев : Олимпийская литература, 2003. - 424 с.
8. Куликов, Л.М. Спортивная тренировка: управление, систематичность, адаптация, здоровье / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, Е.А. Великая // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7. - С. 26-31.
9. Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999. - 374с.
10. Леонтьева, Н.Н., Спорт и внутренняя секреция. М., "Физкультура и спорт", 1954,-48 с.
11. Литвинов, Е.Н. Методика физического воспитания: учебник / Е.Н. Литвинов. - М. : Просвещение, 1996. - 264 с.
12. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры : учебник / А.М. Максименко. - М. : Просвещение, 1991. - 374 с.
13. Мартыцин, О.В. Система средств формирования специальной подготовленности юных спортсменов на этапах многолетней тренировки / О.В. Мартыцин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. - С. 12-14.
14. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки, Москва, «Физкультура и спорт», 1977 г.
15. Матвеев С. Ф., Наухатько О. К. Самбо: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, Киев,2001 г.
16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев, М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с
8. Межман И. Ф., Перепечин А. А. Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональное состояние спортсменов // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 425-427.
17. Никитюк Б.А., Корнетов Н.А. Интегративная биомедицинская антропология. Томск: Изд-во ТГУ, 1998.
18. Николаев В.Г. Актуальные вопросы интегративной антропологии. Рос. морфологические ведомости. 2001; 1–2: 219–221.
19. Новиков, А.А. Основы спортивного мастерства: учебник / А.А. Новиков. - М. : ВНИИФК, 2003. - 208 с.
20. Рогозкин, В.А. Генетические маркеры физической работоспособности человека / В.А. Рогозкин, И.Б. Назаров, В.И. Казаков // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 12. - С. 34-36
21. Сафошин, А.В. Восточные единоборства как средство физического воспитания детей школьного возраста в урочных и внеурочных формах (на примере карате) : автореф. дис. … канд. пед. наук / Александр Викторович Сафошин. - Москва, 1998. - 30 с.
22. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта : учебник / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.
23. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте: метод. пособие / В.Ф. Сопов. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 120 с.
24. Туманян, Г.С. Спортивная борьба: теория, методика и организация тренировки. В 4 - х книгах: учебное пособие / Г.С. Туманян. - М. : Советский спорт, 2000. - 384 с.
25. Тхазепалов, А.М. Прогнозирование и отбор в спорте : учебно-методические материалы / А.М. Тхазепалов. - Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2002. - 50 с.
26. Фарфель, В.С. Двигательные способности. «Теория и практика физической культуры.», 1977, № 12. – 27с.
27. Филин В.П., Н.А. Фомин Основы юношеского спорта, Москва, 1980
28. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания : учеб. пособие / Н.А. Фомин, В.Е. Фолин. - М. : Физкультура и спорт, 2008. - 421 с
29. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2003. - 480 с.
30. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: МГУ, 2005.
9. Чудная, Р. В. Адаптивное физическое воспитание / Р. В. Чудная. — К.:Наукова думка, 2000. — 360 с.
10. Шапкова Л. В. Характеристика субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре / Л. В. Шапкова // Адаптивная физическая культура. — 2002. — № 1. — с. 16–20.
31. Шварц В.Б., Хрущев С.В., Медико – биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 151 с. Ил – (Наука – спорту. Спортивная медицина

Опубликовано

Министерство образования и науки

Государственное учреждение высшего образования

Забайкальский Государственный Университет

Факультет Физического воспитания и Спорта

Кафедра медико-биологические основы ФК и С

Выпускной квалификационной работы

Специальности "032102" - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Организация и проведение занятий физической культурой со студентами специального медицинского отделения (например, смешанные группы)

Чита 2016 год

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы методика занятий по физическому воспитанию со студентами специального медицинского отделения

1.1 современное состояние проблемы физического воспитания студентов с нарушениями здоровья

1.2 Комплектование групп студентов специального медицинского отделения

1.3 Основные формы современных велнес-центр физической культуры

Глава 2. Методы и организация исследования

2.1 Методы исследования

2.2 Организация и этапы исследования

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1 Методика занятий по физическому воспитанию со студентами специального медицинского отделения

3.2 Обсуждение экспериментальных результатов эффективности построения педагогического эксперимента

Вывод

Выводы

библиография

Запрос

Введение

Актуальность темы

Студенчество представляет собой социальную группу с характерными специфическими условиями жизни, находящуюся в зоне действия многих неблагоприятных факторов. В этот период жизни происходит изменение социального статуса и старый стереотип поведения, мышления, организации учебной деятельности. Это требует интенсификации психологических, физиологических процессов и физической мобилизации резервов организма, особенно в первый раз лет образования в учреждениях высшего образования (Евсеев С. П., 2002).