Женский образ у М. Горький
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 22.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Значение цикличности и понятие образа в русской литературе 5
1.1 Понятие цикличность в литературе и женские образы 5
2.1 Образ как часть художественного мира 9
Глава 2. Материнское начало как основа женских образов 14
2.1 Роль женщины в рассказе «Рождение человека» М.Горького 14
2.2 Женщина в рассказе «Страсти-мордасти» М.Горького 22
2.3 Рассказ М.Горького «Женщина». Основные темы и герои. 27
Заключение 30
Список литературы 37
Ему хочется сказатьлюдям какие-то слова, которые подняли бы головы им.Женщина всегда жалеет кого-то, может быть по-матерински, может быть по причине. Так и главная героиня думает, что ласка – особое в отношениях мужчины и женщины: «Бабья ласка - великое дело; баба и мужу и любовнику вместо материвстает» [1; 156]. Она предлагает идти с ней молодому человеку, который ей понравился. Ей его жалко. Ей ничего не надо, кроме этого. Она предлагает начать жить заново вместе. Парень вместо сердечных слов только начинает возню.Автору нестерпимо тяжело и тошно, хочется встать ивышвырнуть парня из хаты пинками. «На руки бы взять ее, как покинутого ребенка...» [1;156]. Парень называет ее распутницей. Женщина признается ему, что ей всех жалко. Через пять лет автор встретил Конева, от которого узнал о судьбе этой женщины. Сын попа жил вместе с ней. И их осудили за мошенничество по подделке монет. Дали ей шесть лет тюрьмы.В языке рассказа чувствуется отточенный стиль Горького. При описании женского образа автор использует проникновенные существительные, яркие прилагательные из народного просторечного языка. Писатель говорил, что язык создается народом, деление на литературный и народный значит только, что мы имеем, так сказать «сырой» язык и обработанный литературный материал. Недаром так важно и сегодня ценить фольклор, меткие пословицы Горького. В языке писателя мы видим пример народной мудрости, поэтической точности, напевности звучания родной речи.Каждый из героев ищет в жизни свое счастье. Судьба их случайно свела на южной земле и внезапно вскоре разведет по разным дорогам. Сегодняшнее и завтрашнее, нынешнее положение народа и его жизнь в будущем - на этом контрасте построен цикл «По Руси». Несомненно, что женский образ в классике и литературе, исполненный гуманистическими традициями, оказывает несомненное влияние на формирование духовности, упрочение нравственных, эстетических, социально-культурных ценностей.Мы увидели, что свои сокровенные мысли связывает писатель с образами беременной женщины, продажной женщины. Сила их чувств ничуть не уступает переживаниям просвещенных героев классических произведений. Условно можно сказать, что Горького в рассказах привлекает характер женщины, которая отчего-то страдает. Ее бывает жалко. Мужчины у такой женщины нет, и эта страдалица надолго отлучена от дома, сама себе глава семьи или одинока совсем. Она должна ухитряться выживать. Даже проявлять физическую силу, стойкость, терпение. И впервые в русской литературе женщины из народа оказались не среди второстепенных персонажей, а главными героями. В силу исторического времени судьба у каждой женщины трагична. Автор с пониманием и состраданием рисует каждую женскую судьбу. В то же время Горький выделяет в характере своих героинь человеческую суть: умение бороться, создавать семью, душевность.ЗаключениеЗначение творчества Горького трудно переоценить. Он истался сиротой. Его воспитывали дед и бабушка. Дед учил его грамоте по церковным книгам, а бабушка прививала любовь к народным сказкам и песням. С 11 лет дед отдал Алексея «в люди», чтобы он зарабатывал на жизнь сам. Он работал пекарем, «мальчиком» в магазине, учеником в мастерской по написанию икон, посудником в буфете на корабле. Жизнь была очень тяжёлой и, в конечном итоге Горький не выдержал и сбежал «на улицу». Он много бродил по Руси, повидал неприкрытую правду жизни. Но удивительным образом сохранил в себе веру в Человека и скрытые в нём возможности. Повар с корабля сумел привить будущему писателю страсть к чтению, и теперь Алексей всячески старался её развивать.В 1884 году пытается поступать в Казанский университет, но узнаёт, что с его финансовым положением это невозможно.В голове Горького зреет романтическая философия, согласно которой Человек идеальный и реальный не совпадают. Он впервые знакомится с марксистской литературой, начинает заниматься пропагандой новых идей.Писательскую карьеру Горький начал как провинциальный литератор. Псевдоним М.Горький впервые появится в 1892 году в Тифлисе, в газете «Кавказ» под первым печатным рассказом «Макар Чудра».Как такового образования Горький не получил. Он лишь окончил ремесленную школу и очень рано начал работать. Такая вынужденная ситуация закалила его характер, воспитала в нем бунтарский дух, о котором вскоре узнали многие. Алексей Максимович пытался поступить даже в Казанский университет, но попытка эта успехом не увенчалась. При этом он всегда демонстрировал живой ум и тягу к самообразованию, именно поэтому марксистская литература поддалась ему довольно легко.Свою литературную карьеру Максим Горький начал в провинциальной газете. Один из ранних псевдонимов писателя — Иегудиил Хламида. Известный всем псевдоним «Горький» появляется только в 1892 году: именно так было подписано произведение «Макар Чудра».Рассказы, объединённые под названием «По Руси», первоначально были напечатаны М.Горьким в различных периодических изданиях и сборниках.Первые одиннадцать рассказов печатались на протяжении 1912 - 1913 годов, остальные восемнадцать рассказов - в 1915 -1917 годах.О трёх рассказах, позднее получивших заглавия: «Ледоход», «Женщина», «Покойник», М.Горький в сентябре 1912 года писал редактору журнала «Вестник Европы» Д.Н.Овсянико-Куликовскому:«Не знаю, как озаглавить мне очерки, посланные вам. Я имел дерзкое намерение дать общий заголовок: «Русь. Впечатления проходящего», - но это будет, пожалуй, слишком громко.Я намеренно говорю «проходящий», а не «прохожий»: мне кажется, что прохожий не оставляет по себе следов, тогда как проходящий - до некоторой степени лицо деятельное и не только почерпающее впечатления бытия, но и сознательно творящее нечто определённое.Может быть, вы согласитесь дать заголовок «Впечатления проходящего», - откинув слишком широкое и требовательное слово «Русь»?Я затеял ряд очерков, подобных посланным, - мне хотелось бы очертить ими некоторые свойства русской психики и наиболее типичные настроения русских людей, как я понял их» [7;152].Вскоре после первой публикации в русских периодических изданиях очерки вышли двумя отдельными выпусками, под общим названием «Записки проходящего», в издательстве И.П.Ладыжникова, Берлин. В первый выпуск вошли рассказы «Ледоход», «Покойник», «Женщина», «Губин», «Калинин», «Кладбище», во второй - «Нилушка», «На пароходе», «В ущелье».В 1915 году первые одиннадцать рассказов настоящего издания были включены М.Горьким в девятнадцатый том собрания сочинений в издании «Жизнь и знание». Они были напечатаны под общим заглавием «По Руси». Остальные восемнадцать рассказов в 1918 году были собраны М.Горьким в одну книгу под названием «Ералаш и другие рассказы», изд. «Парус», Пгр. 1918.В 1923 году, подготавливая тексты для собрания сочинений в издании «Книга», М.Горький объединил все рассказы в один цикл, под общим заглавием «По Руси», с сохранением отдельных названий каждого произведения.Сборник «По Руси» создавался с 1912 по 1917 год. В этих рассказах о России М. Горький как бы возвращается к мотивам раннего творчества, к своим впечатлениям от странствий по России, но дает их в новом эстетическом преломлении. Цикл рассказов «По Руси» явился своеобразным «включением» Горького в те споры, которые в 10-е годы активно велись в писательской среде на тему, что такое русский национальный характер, каково его содержание. Горький выделяет в нем типические черты: активность, волевое, жизнедеятельное, творческое начало, способное преобразовать жизнь. Именно в этих качествах русского человека увидел Горький главное. Его прежде всего интересовали социальные мотивы раскрытия русского характера. Он считал, что русского человека из состояния инертности и пассивности могут вывести лишь идеи социализма, которые и приведут к социалистическому восприятию жизни.Мысли о России и о русском народе автор выражает устами героев рассказов и «проходящего», от имени которого ведется все повествование. Перед нами скромные труженики, простые люди, чья деятельность украшает жизнь на земле. Цикл «По Руси» открывает рассказ «Рождение человека», придающий оптимистическое звучание всему сборнику. Далее идут рассказы о неудавшихся жизнях многих русских, искалеченных российской действительностью: «Чубин», «Нилушка», «Кладбище», «На пароходе», «Женщина», «В ущелье», «Калинин», «Светло-серое с голубым», «Тимка», «Страсти-мордасти». В рассказе «Женщина» мы видим группу кочующих людей, пришедших из средней полосы на Кавказ и оказавшихся в одной из кубанских станиц.Пожалуй, ни в одном из рассказов Горького не сильны так контрасты прекрасного и уродливого, как в рассказе «Страсти-мордасти». Писатель не побоялся поставить рядом самое безобразное и самое прекрасное и показать, что душа способна жить под густыми пластами грязи. В I части описывается дикое и непристойное, а во II части - прекрасное и человеческое.В сборнике «По Руси» Горький находит всюду творцов прекрасного и доброго, собирает по крупинке подлинно человеческие чувства. Счастье человека, заблудившегося на просторах России, и наступившее разочарование, а чаще трагический поворот, происшедший в судьбе героя, - сюжет многих рассказов сборника «По Руси». Эстетическая основа всех этих рассказов - уродливое настоящее и мечта о прекрасном. Книга пленяет своим оптимизмом, хотя в ней так много рассказано о трагическом, горестном, мучительном. Вместе с тем в книге есть собирательный образ русского человека, покоряющего своей высокой духовной красотой.Задача анализа художественного произведения с точки зрения содержания образов – усилить его воздействие на чувства и мысли читателя и учащегося.В понятие цикличности вложеномножество объектов или действий с определенным порядком. В первой главе дано понятие женского образа в общем и в творчестве Горького.В цикле «По Руси» Горького содержится богатый материал для понимания его эстетических взглядов. Он говорит через эти рассказы о высокой гражданской ответственности человека перед другими людьми, перед женщиной, перед всем народом.Писатель лишь тогда, по мнению Горького, разберется в сложных явлениях жизни, поймет правду фактов, когда он будет руководствоваться «теоретической правдой века». Для Горького эта правда была в идеях компартии. Высокие требования Горький предъявлял к мастерству писателя, воспитанию его таланта. Талант – это стремление как можно больше знать, все знать, это любовь к делу, умение отдавать «всего себя», все силы избранному делу, умение видеть, слышать, чувствовать. И самое главное – высокая ответственность за свои дела перед временем.Рассказы «Страсти-мордасти», «Женщина», «Рождение человека» проникнуты мудрой любовью к человеку, верой в его величие разума и безграничность возможностей. Горький очень любил человека. «Люблю следить, как растет человек», «Человек все может сделать из себя» [1; 152].В этих рассказах автор предстает как отзывчивый и душевный человек. Автор откликался на каждую просьбу, всегда стремился поддержать женщин, воодушевлял их в начинаниях.С любовью и вниманием в рассказах «Страсти-мордасти», «Женщина», «Рождение человека» подчеркнуто женское начало. Образ героя может быть выражен через физический облик героя (иная внешность, черты лица и т. п.) или социокультурные признаки в произведении (иной язык, обычаи, традиции и т. п.), через поведение и поступки героя. В произведениях цикла «По Руси» М.Горькогоженские герои выраженыс помощью поисков нравственности и линии материнского начала, сюжетную и тематическую направленности.Русская литература в лице Горького помогает формировать мировоззрение человека, читателя. Женский образ в его произведениях истинно и становится рядом с такими понятиями, как «смысл жизни», «русская душа», «совесть», «справедливость».Евтушенко сказал, что Горький был вторым после Льва Толстого по общественной популярности. Не было человека в предреволюционной России, который не знал бы «Песни о Буревестнике». Однако революция, накликанная Буревестником-Горьким, оказалась совсем не такой, какой она ему виделась в молодых красивых пророчествах. Поддерживавший большевиков задолго до революции, Горький резко выступил против красного насилия, пришедшего на смену одряхлевшему, распадающемуся самодержавию. Его статьи, печатавшиеся в газете «Новая жизнь», составили книгу антибольшевистской, антиленинской публицистики «Несвоевременные мысли» (1918). Горький придумал метод социалистического реализма (хотя есть подозрения, что сам термин выдумал критик Кирпотин). Во время революции Горький, подставляя свою руку, когда били интеллигенцию, и он спас многих. Приехав в СССР, Горький затем хотел снова вернуться в Италию, но Сталин отказал ему в этом, не без мрачного юмора ссылаясь на то, что воздух нашего советского Крыма не хуже. Опубликованные согласно завещанию лишь через пятьдесят лет дневники Р. Роллана о поездке в СССР в тридцатые годы подтверждают политическое видение Горького. Евтушенко предположил, что Горький понял всю глубину происходящей в России трагедии. Даже на Соловки ездил чтобы впоследствии уехать и рассказать всему миру о сталинском тоталитаризме. Но вождь партии догадался чутьем о намерениях писателя, может быть, имел отношение к его смерти [35; 252].Список литературыИсточники:Горький М. Собрание сочинений в 30 томах, т. 30, Гослитиздат, М.,1955.Горький М. Избранное: Рассказы. Очерки. Пьесы / Послесл. и коммент. И.И. Вайнберга. – М. :Просевщение, 1983. – 288с. – (Школьная библиотека)Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.—М.: Худож. лит., 1982.—590с— (Б-ка классики. Сов. лит-ра)http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/proza/rasskaz/po-rusi-primechaniya.htmГорький М. Рождение человека. Рассказы. / Вступит. Статья Е. Б. Тагера; рис. К. В. Безбородова. – М.: Дет. лит., 1973. – 351с., ил. – (Школьная библиотека)Горький М. По Руси; Дело Артамоновых / Вступ. Ст. и примеч. Б. Бялика; худож. А. Таран, С. Герасимов. – М.: Худож. лит., 1986. – 559с. – (Библиотека классики. Советская литература)М.Горький. Материалы и исследования», издание Академии наук СССР, М. - Л. 1941, т. III, стр.152Литература:Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель)// Вопросы философии.- 1991.- N 8.Алексей Максимович Горький (1868 – 1936). Биография. // Шер Н. С. Рассказы о русских писателях. – М., 1982. – с. 449 – 502.Баранов В.И. Загадки Максима Горького// Ж. «Урал», 1991, №12.Басинский П.В. О Максиме Горьком – М., «Русская литература», 1959.Бялик Б.А. Судьба Максима Горького.- М., 1968.Волков А.А. А.М. Горький. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1975.Воронский А. О Горьком// Искусство видеть мир.- М., 1987.Горький М. // Смирнова Л.А. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века. – М., 1983. – с. 157 – 189Горький М. // Чуковский К. Собр. Соч. в 6-ти т. Т. 2. Современники/ Корней Чуковский. – М., 1965. – с. 123 – 172.Горький М. Полн. собр. соч. в 25 т.- М.: Наука, 1973.Груздев И. Горький.- М., 1958.Дикушина Н.Н. «... Я имею право говорить обидную и горькую правду...» (О позиции Горького в 1917-1921г.г.)// М.Горький и революция. Горьковские чтения - 90.-Н.Новгород, 1991.Долженков П.Н. «Существует только человек». // Литература в школе.- 1990.- N 5.Егорова Л.П. М.Горький и современность// Русская литература.- 1987.- N 4.Егорова Л.П. М.Горький и Ф.Ницше: к проблеме творческого метода// Горьковские чтения.-Н.Новгород, 1994.Жегалов Н. Искра жизни// М.Горький. На дне.- М., 1981.Киселева Л.Ф. Русский роман светской эпохи: Судьбы «большого стиля». АД.- М., 1992.Колобаева Л. Горький и Ницше// Вопросы литературы.- 1990.- N 10.Коломиец А.К. Наследие Горького и вопросы литературы// Русская литература, 2005, №3Корчагина Л. М. Сострадание и любовь в рассказе М. Горького «Страсти – мордасти». VII кл. // Литература в школе. – 2008. - №7. – с. 40 – 41.Лихачев Д.С., Макогоненко Т.П. История русской литературы. – Л.: Наука, 1980.М.Горький - сегодня: проблемы эстетики, философии, культуры.-Н.Новгород, 1996.М.Горький и его эпоха. Материалы и исследования. Вып. 1-4.- М., 1989-1995.Максим Горький // История русской советской литературы. – М., 1986. – с. 60 – 82Мамедов О.Ю. Современная экономика. М.: Феникс, 1996.Минакова А.М. МифопоэтикаМ.Горького в литературном процессе ХХ века// Горьковские чтения.-Н.Новгород, 1994.Нефедова И.М. Максим Горький. Биография писателя.- Л., 1979.Овчаренко А.И. Горький и литературные искания ХХ столетия.- М., 1982.Парамонов Б. Горький, белое пятно: (К творческой биографии А.М.Горького)// Октябрь.- 1992.- N 5.Петелин В. «Я – каторжник, который всю жизнь работал на других…» // Литература в школе. – 2008. - №7. – с. 18 – 24.Попова Е. «Человек все может..» Перечитывая драму Горького "На дне" // Литературная учеба.- 1987.- N 2.Ребель Г.М. К чему жалость? Размышления о пьесе А.М.Горького «На дне» и изучении ее в школе// Русский язык и литературе в средних учебных заведениях УССР.- 1990.- N 3.Русская литература XIX-XX веков. – М.: Просвещение, 1992.Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. – Издательство «Просвещение», М., 1966.Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. - Н.Новгород, 1992.Творчество М. Горького (1908 – 1917) // Соколов А. История русской литературы конца ХIХ начала ХХ в. – М., 1984. – с. 239 – 258.Телицина М. Рисуем ключевые схемы:[Схема системы образов к рассказу М. Горького «Страсти-мордасти»] // Литература. – 2007. - №20. – с. 12 - 13.Традиции А. М. Горького и современная литература. // Рюриков В. О русских классиках. – М., 1982. с. 504 – 526.Троицкий Вс. Исторические реалии в пьесе М.Горького «На дне»// Литература в школе.- 1980.- N6.Утро новой эры [М. Горький] // Кузьменко Ю. Советская литература вчера, сегодня, завтра. – М., 1984. – с. 56Философский словарь./Т.В.Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А.Карпунин и др.; Общ.ред., сост. и вст.ст. А.Ф.Малышевский. – М.: «Просвещение», 1995.Формирование метода социалистического реализма в творчестве М. Горького 1892 – 1907гг. // Соколов А. Г. История русской литературы конца ХIХ начала ХХ в. – М., 1984. – с. 91 – 124.Интернет-ресурсы:http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0018.shtmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Библиография_Максима_Горькогоhttp://www.lit-info.ru/articles/sites.htmhttp://referatwork.ru/refs/source/ref-57101.htmlhttp://www.rc-p.ru/biografii/maksim_gorkij.htmlhttp://literatura5.narod.ru/gorky_biblio.html
2. Горький М. Избранное: Рассказы. Очерки. Пьесы / Послесл. и коммент. И.И. Вайнберга. – М. : Просевщение, 1983. – 288с. – (Школьная библиотека)
3. Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.—М.: Худож. лит., 1982.—590с— (Б-ка классики. Сов. лит-ра)
4. http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/proza/rasskaz/po-rusi-primechaniya.htm
5. Горький М. Рождение человека. Рассказы. / Вступит. Статья Е. Б. Тагера; рис. К. В. Безбородова. – М.: Дет. лит., 1973. – 351с., ил. – (Школьная библиотека)
6. Горький М. По Руси; Дело Артамоновых / Вступ. Ст. и примеч. Б. Бялика; худож. А. Таран, С. Герасимов. – М.: Худож. лит., 1986. – 559с. – (Библиотека классики. Советская литература)
7. М.Горький. Материалы и исследования», издание Академии наук СССР, М. - Л. 1941, т. III, стр.152
Литература:
1. Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель)// Вопросы философии.- 1991.- N 8.
2. Алексей Максимович Горький (1868 – 1936). Биография. // Шер Н. С. Рассказы о русских писателях. – М., 1982. – с. 449 – 502.
3. Баранов В.И. Загадки Максима Горького// Ж. «Урал», 1991, №12.
4. Басинский П.В. О Максиме Горьком – М., «Русская литература», 1959.
5. Бялик Б.А. Судьба Максима Горького.- М., 1968.
6. Волков А.А. А.М. Горький. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1975.
7. Воронский А. О Горьком// Искусство видеть мир.- М., 1987.
8. Горький М. // Смирнова Л.А. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века. – М., 1983. – с. 157 – 189
9. Горький М. // Чуковский К. Собр. Соч. в 6-ти т. Т. 2. Современники/ Корней Чуковский. – М., 1965. – с. 123 – 172.
10. Горький М. Полн. собр. соч. в 25 т.- М.: Наука, 1973.
11. Груздев И. Горький.- М., 1958.
12. Дикушина Н.Н. «... Я имею право говорить обидную и горькую правду...» (О позиции Горького в 1917-1921г.г.)// М.Горький и революция. Горьковские чтения - 90.- Н.Новгород, 1991.
13. Долженков П.Н. «Существует только человек». // Литература в школе.- 1990.- N 5.
14. Егорова Л.П. М.Горький и современность// Русская литература.- 1987.- N 4.
15. Егорова Л.П. М.Горький и Ф.Ницше: к проблеме творческого метода// Горьковские чтения.- Н.Новгород, 1994.
16. Жегалов Н. Искра жизни// М.Горький. На дне.- М., 1981.
17. Киселева Л.Ф. Русский роман светской эпохи: Судьбы «большого стиля». АД.- М., 1992.
18. Колобаева Л. Горький и Ницше// Вопросы литературы.- 1990.- N 10.
19. Коломиец А.К. Наследие Горького и вопросы литературы// Русская литература, 2005, №3
20. Корчагина Л. М. Сострадание и любовь в рассказе М. Горького «Страсти – мордасти». VII кл. // Литература в школе. – 2008. - №7. – с. 40 – 41.
21. Лихачев Д.С., Макогоненко Т.П. История русской литературы. – Л.: Наука, 1980.
22. М.Горький - сегодня: проблемы эстетики, философии, культуры.- Н.Новгород, 1996.
23. М.Горький и его эпоха. Материалы и исследования. Вып. 1-4.- М., 1989-1995.
24. Максим Горький // История русской советской литературы. – М., 1986. – с. 60 – 82
25. Мамедов О.Ю. Современная экономика. М.: Феникс, 1996.
26. Минакова А.М. Мифопоэтика М.Горького в литературном процессе ХХ века// Горьковские чтения.- Н.Новгород, 1994.
27. Нефедова И.М. Максим Горький. Биография писателя.- Л., 1979.
28. Овчаренко А.И. Горький и литературные искания ХХ столетия.- М., 1982.
29. Парамонов Б. Горький, белое пятно: (К творческой биографии А.М.Горького)// Октябрь.- 1992.- N 5.
30. Петелин В. «Я – каторжник, который всю жизнь работал на других…» // Литература в школе. – 2008. - №7. – с. 18 – 24.
31. Попова Е. «Человек все может..» Перечитывая драму Горького "На дне" // Литературная учеба.- 1987.- N 2.
32. Ребель Г.М. К чему жалость? Размышления о пьесе А.М.Горького «На дне» и изучении ее в школе// Русский язык и литературе в средних учебных заведениях УССР.- 1990.- N 3.
33. Русская литература XIX-XX веков. – М.: Просвещение, 1992.
34. Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. – Издательство «Просвещение», М., 1966.
35. Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. - Н.Новгород, 1992.
36. Творчество М. Горького (1908 – 1917) // Соколов А. История русской литературы конца ХIХ начала ХХ в. – М., 1984. – с. 239 – 258.
37. Телицина М. Рисуем ключевые схемы:[Схема системы образов к рассказу М. Горького «Страсти-мордасти»] // Литература. – 2007. - №20. – с. 12 - 13.
38. Традиции А. М. Горького и современная литература. // Рюриков В. О русских классиках. – М., 1982. с. 504 – 526.
39. Троицкий Вс. Исторические реалии в пьесе М.Горького «На дне»// Литература в школе.- 1980.- N6.
40. Утро новой эры [М. Горький] // Кузьменко Ю. Советская литература вчера, сегодня, завтра. – М., 1984. – с. 56
41. Философский словарь./ Т.В.Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А.Карпунин и др.; Общ.ред., сост. и вст.ст. А.Ф.Малышевский. – М.: «Просвещение», 1995.
42. Формирование метода социалистического реализма в творчестве М. Горького 1892 – 1907гг. // Соколов А. Г. История русской литературы конца ХIХ начала ХХ в. – М., 1984. – с. 91 – 124.
Интернет-ресурсы:
1. http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0018.shtml
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Библиография_Максима_Горького
3. http://www.lit-info.ru/articles/sites.htm
4. http://referatwork.ru/refs/source/ref-57101.html
5. http://www.rc-p.ru/biografii/maksim_gorkij.html
6. http://literatura5.narod.ru/gorky_biblio.html
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет цикличность в литературе и как она связана с образами женщин в произведениях М. Горького?
Цикличность в литературе означает повторение определенных сюжетных мотивов, образов или тематических элементов. В произведениях М. Горького цикличность присутствует в женских образах, которые часто повторяются и образуют определенную систему. Женщины в произведениях Горького играют важную роль и являются неотъемлемой частью художественного мира автора.
Какое место занимает материнское начало в женских образах М. Горького?
Материнское начало является основой женских образов в произведениях М. Горького. Оно символизирует заботу, любовь и жертвенность, которые характерны для материнской роли. Эти черты присущи многим женским персонажам Горького и определяют их поведение и отношения с окружающими.
Какую роль играет женщина в рассказе "Рождение человека" М. Горького?
В рассказе "Рождение человека" женщина играет роль матери, которая благородно и самоотверженно заботится о своем герое, поддерживает его в трудные моменты и становится для него источником силы и вдохновения. Женская фигура в этом произведении воплощает все лучшие качества материнства и дает главному герою возможность расти и развиваться.
Как характеризуется женщина в рассказе "Страсти мордасти" М. Горького?
Женщина в рассказе "Страсти мордасти" М. Горького характеризуется как сильная и независимая личность. Она отличается стойкостью, смелостью и решительностью. Ее образ сочетает в себе черты любящей матери и борца за правду и справедливость. Важную роль в этом рассказе играет идея женского освобождения и борьбы за свои права.
Какое значение имеет цикличность в литературе и как она связана с женскими образами у М. Горького?
Цикличность в литературе означает повторение определенных мотивов, образов и сюжетных элементов. У М. Горького цикличность играет важную роль в создании женских образов. В его произведениях часто повторяются определенные черты и сюжеты, связанные с женщинами. Через цикличность Горький передает определенные идеи, образы и отношения, которые он связывает с женской судьбой и женской природой.
Каким образом образы женщин в рассказе "Рождение человека" М. Горького воплощают материнское начало?
В рассказе "Рождение человека" М. Горький использует образы женщин, чтобы показать важное значение материнского начала. Главная героиня, Матрена, является символом материнской любви и заботы. Ее жертвенность, отношение к детям и готовность пожертвовать собой делают ее примером идеальной матери. Другие женщины в рассказе также отображаются через материнскую роль, подчеркивая важность этой темы в произведении.
Каким образом женщина изображается в рассказе "Страсти мордасти" М. Горького?
Женщина в рассказе "Страсти мордасти" М. Горького изображается как сильная, независимая и властная личность, способная бороться за свою свободу и права. Главная героиня, Антонина, отвергает принятые обществом нормы и ожидания, идя своим путем. Она не боится высказывать свое мнение и отстаивает свои идеалы. Таким образом, Горький показывает силу и характер женщины в условиях социальной несправедливости.
Какие темы и герои основные в рассказе М. Горького "Женщина"?
В рассказе "Женщина" М. Горький основные темы связаны с женской судьбой, борьбой за права и свободу, а также социальной несправедливостью. Главная героиня, Варвара, выступает как символ сильной и смелой женщины, готовой бороться за свое место в обществе. Она сталкивается с различными трудностями и препятствиями, но не сдается. Кроме того, в рассказе присутствуют и другие женские персонажи, которые также отображают различные аспекты фемининности и социальной борьбы.
Какое значение имеет цикличность в литературе и как она проявляется в женских образах у М. Горького?
Цикличность в литературе подразумевает повторение определенных мотивов, образов или тем в разных произведениях или в одном произведении. В женских образах у М. Горького цикличность проявляется через повторение определенных черт и характеристик, а также схожие сюжетные траектории у разных героинь.