«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи метода моделирования».

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 35 35 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 06.07.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 4
1.1. Развитие связной речи детей дошкольного возраста 4
1.2. Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи 6
1.3. Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12
2.1. Методики формирования творческого рассказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12
2.2. Моделирование как метод развития умственных способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЯ 27

Фрагмент для ознакомления

Процесс создания модели способствует накоплению содержания будущего монолога, расширению «поля» речевых средств, диалоговому общению, практикованию в микромонологах по моделям.В процессе моделирования необходимо решить следующие задачи:Обучить детей внешним ориентировочным действиям при обследовании объекта и соотнесению их основных признаков с сенсорными эталонами (установить сходство и отличие путем прикладывания к реальным образам, сравнение с ними, обведение контуров и т.д.). Научить построению модели; расположению частей, их соотношению; пространственному варьированию частей.В ходе диалогового общения заложить основу речевых средств для будущего рассказа, постепенно расширяя «поле выбора» речевых средств за счет слов – сравнений, обозначающих сенсорные эталоны (голова словно круг, лапы словно овалы, уши как треугольники и т.д.). Научить слушать микромонолог педагога по модели. Предоставить возможность желающим детям рассказать свои микромонологи (с помощью педагога).Побудить детей к переживанию радостных эмоций, к рассматриванию моделей у других детей; вызвать желание замечать различное пространственное расположение частей, вступать в диалоговое общение.Процесс создания моделирующих ситуаций целесообразно разделить на три части.В первой части организуется восприятие объекта, его обследование, при котором используются удобные для последующего моделирования способы. Например, обведение пальцем по контуру (окружности) головы игрушки, для того чтобы в дальнейшем, предварительно обследовав объект, отобрать сенсорный эталон круга среди других эталонов. Таким образом, постепенно осуществляется поиск форм и обучение детей моделированию.Во второй части дети моделируют объект на листе бумаги (мини–фланелеграфах) с помощью вопросов и указаний педагога. Деятельность мотивируется просьбой игрового персонажа сделать, например, портрет кошки (котят), а также другими мотивами.После того, как дети смоделируют объект, организуется диалоговое общение. Так закрепляются в памяти основные признаки объекта, при этом дети постепенно овладевают сенсорными эталонами (формой, цветом, величиной и пространственным расположением) и осваивают речевые средства. Постепенно моделируя основные признаки объекта, можно научить детей видоизменению положения частей тела. Обыгрывание и пространственное видоизменение позволяет детям научиться свободному расположению и изменению форм на листе бумаги, подготавливает их к последующей речевой и изобразительной деятельности (аппликации и рисованию), а также позволяет накопить широкий арсенал разнообразных речевых средств.Третья часть моделирующей ситуации заканчивается микромонологом педагога по смоделированному объекту.Постепенно содержание моделирующей ситуации усложняется. Это связано с постепенно развивающимися познавательными возможностями детей. Например, вносятся два объекта, различных по некоторым сенсорным эталонам: по величине (большой и маленький мячик), по цвету (разные цветы).Таким образом, детям задаются более сложные познавательные задачи: по сочетанию предметов по цвету и величине; по пространственному расположению частей; по выражению «мордашки» (грустная, испуганная, веселая, озорная). Детям предоставляется возможность выбора их выполнения, что создает базу для интересного содержательного общения (диалога) и является мотивом, побуждающим детей делать попытки описывать смоделированных героев.Для освоения содержания объектов природы, времени года, места действия и т. п. можно использовать совместное моделирование их педагогом и детьми на фланелеграфе. Это дает возможность наблюдать видоизменение природных явлений и готовит детей как к статичному монологу – описанию, так и к повествовательному типу монологов. Например, для соединения в монологе времени года, места действия и смоделированного объекта дети выкладывают картинку на фланелеграфе.Умственное развитие дошкольника является важнейшей составной частью его общего психического развития, подготовки к школе и всей будущей жизни и представляет собой сложный процесс, включающий формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Большое значение имеет готовностьребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков и конструкций.Восприятие, мышление и воображение относятся к познавательным и творческим способностям. Главными средствами восприятия являются сенсорные эталоны. В области развития мышления основой является овладение действиями замещения и наглядного моделирования.Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Первоначально замещение возникает в детской игре, когда, например, кубик становится куском мыла, которым ребенок «стирает», а стул «превращается» в автомобиль – стоит только сесть и воспроизвести звук работающего мотора.Позднее не только одни предметы начинают заменять другие (палочка–термометр, ложку, ружье), но и сам ребенок, беря на себя роль, изображающую другого человека – доктора, маму, охотника.Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схем, рисунков и т.п.), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является одним из показателей высокого уровня развития умственных способностей.Трудность обучения состоит не в усвоении правил, по которым употребляются наглядные модели, а в том, чтобы научить разделять обозначаемое и обозначающее. Но понимание отдельных обозначений еще недостаточно для решения задач. Любая задача требует анализа условий, выявления отношений между предметами. Эти отношения и могут быть представлены в виде наглядных моделей.Наглядные модели – это специфические средства, позволяющие детям усваивать обобщенные знания о некоторых связях и закономерностях явлений действительности. Формирование наглядного моделирования осуществляется путем обучения детей выполнению действий замещения, построения и использования материальных (предметных и графических) моделей и создания условий для последующей интерпретации этих действий, их переноса во внутренний план и формирования модельных представлений.Использование предметов моделирования способствует развитию многих психических процессов: учит образно мыслить, благоприятствует развитию логического мышления, памяти, развитию связной речи. Использование модели ориентирует ребенка на понимание структуры мира, что в свою очередь раскрывает перед ним объективную логику строения предметов, действий, событий.Одной из основных форм обучения моделированию является игра. При этом обучение, как правило, проводится в несколько этапов. Например:1 этап. Благоприятные условия для отработки действий замещения создаются в сюжетно–ролевой игре, где широко используются заместители–предметы. Для этого часто проводятся специальные игры–упражнения, например: «На что похоже?».2 этап. Ближним к игровому замещению является замещение персонажей сказки при разыгрывании ее на плоскости. При этом у заместителей должны быть те же признаки, что и у персонажа (это может быть цвет, размеры).3 этап. Переход от предметов заместителей к знакам, часто условным, например, цветные фишки, для обозначения звукового состава слова.Дети в большинстве случаев без труда принимают предлагаемые виды заместителей, при помощи которых строится та или иная модель. Например, геометрическая фигура – мебель, модель группы сначала на кукольной комнате, затем мебель группы и, наконец, вся территория детского сада.Модели – заместители реальных предметов, явлений, природы, отражают их признаки, структуру, взаимосвязи между отдельными компонентами. Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, т. к. помогает лучше, чем другие средства наглядности абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения, полнее осознавать явления природы. С помощью моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе. Такие наглядные модели как наблюдения, рассматривание иллюстраций наглядного материала способствуют формированию у детей четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно–действенного и наглядно–образного мышления.Таким образом, обобщив изложенные в психолого-педагогической литературе взгляды на проблему формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР, можно сделать следующие выводы:На седьмом году жизни, нормально развивающиеся дети достигают достаточно высокого уровня речевого развития: имеют определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, свободно пользуются монологической речью, а также владеют навыками творческого рассказа.Связная речь формируется при специальном обучении к старшему дошкольному возрасту и требует большой предварительной подготовки.Фонетико–фонематические и лексико–грамматические нарушения в речи детей с ОНР, приводящие к снижению уровня различных психических процессов обусловливают недостаточную сформированность связной речи.У детей с ОНР к началу школьного обучения недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи.Организация коммуникативно-развивающих занятий, основанных на принципах игрового моделирования и коммуникативно-ориентированного обучения, оптимизирует процесс подготовки детей с ОНР к полноценному школьному обучению и способствует коррекции дефекта речи.ЗаключениеИсходя из актуальности выдвинутой проблемы можно прийти к выводу о недостаточном уровне сформированности навыков связной речи у детей с ОНР, обусловленном сложной структурой дефекта и выражающимся в нарушении композиционной целостности рассказа, отсутствии связности повествования, наличии большого количества аграмматизмов и ряде других особенностей.Предложенная система работы предполагает не только проведение специальных занятий, но и использование предложенных упражнений во всех видах деятельности детей, что обусловлено небольшим сроком нахождения ребенка в специализированной группе и необходимостью усвоения объемного программного материала.Для успешного формирования навыков связной речи можно выделить ряд педагогических условий:Системность работы в тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей группы (включение предложенных упражнений в разные виды занятий и режимные моменты). Это позволяет сформировать творческую направленность процесса обучения и лучше закрепить предложенный материал.Подбор упражнений, способствующих одновременной работе по всем предложенным направлениям, что повышает эффективность подготовки к формированию навыков связной речи.Постепенное усложнение предложенного материала, учет принципов индивидуального и деятельностного подхода.В результате проведенной работы можно сделать вывод:применение в работе по формированию навыков связной речи элементов моделирования способствует успешному овладению навыками и умениями связной речи детьми дошкольного возраста с ОНР.Список использованных источников

Список использованных источников
Однотомные издания
Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. – М.: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
Бурлакова М.К. Речь и афазия. – М.: Медицина, 1997. – 280 с.
Быховская А.М., Н.А. Казова. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 32 с.
Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. – СПб.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2009. – 224 с.
Вологодина Л.Г. Домашний логопед. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 288 с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – СПб.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2006. – 160 с.
Дедушка А.И. Как научить детей дружбе? Психологическая работа с подростками. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2009. – 160 с.
Загорная Е.В. Справочник школьного психолога. Тесты, упр

Вопрос-ответ:

Каким образом можно развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Существует метод моделирования, который позволяет развивать связную речь у детей с общим недоразвитием речи. В рамках этого метода используются специальные упражнения и игры, которые помогают детям улучшить свою способность к связной речи.

Какие особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Дети с общим недоразвитием речи часто испытывают трудности в формировании связной речи. У них может быть ограничен лексический запас, затруднения с грамматикой и пониманием связей между словами. Также у них может быть затруднение в выражении своих мыслей и идей.

Какие методики используются для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста?

В статье рассматривается метод моделирования, который активно применяется для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Этот метод основан на использовании специальных упражнений и игр, в которых дети могут учиться образцу связной речи и применять эти навыки в своей речи.

Какие преимущества может принести использование метода моделирования для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Использование метода моделирования может помочь детям с общим недоразвитием речи улучшить свою связную речь. Этот метод позволяет детям учиться на примере и развивать навыки связной речи через специальные упражнения и игры. Такой подход может быть эффективным для развития коммуникативных навыков и повышения уверенности в себе у детей.

Как развивается связная речь у детей старшего дошкольного возраста?

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста происходит через активное использование языка в общении с окружающими людьми. Они начинают формировать более сложные предложения, умеют рассказывать о прошлых событиях, строят небольшие рассказы и знают правила речевого этикета.

Как развивается связная речь у детей с общим недоразвитием речи?

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи требует особых подходов и методик. Основной задачей в таких случаях является понимание и использование речевой модели, которую дети могут запомнить и повторить. При помощи метода моделирования педагоги и родители помогают детям развивать связную речь и учитывать их индивидуальные особенности.

Какие особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи?

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются определенные особенности в связной речи. Они могут испытывать трудности в построении предложений, использовании связных слов и правильном употреблении грамматических форм. У таких детей также может наблюдаться ограниченный словарный запас и затруднения в выражении своих мыслей.

Какой метод используется для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи применяется метод моделирования. Этот метод предполагает создание и представление детям ярких моделей речевых образцов, которые они могут воспроизводить и использовать в своей речи. Это помогает детям улучшить понимание и использование связей между словами, правильное построение предложений и развитие словарного запаса.

Какие проблемы с развитием связной речи могут возникать у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста могут возникать проблемы с развитием связной речи, такие как недостаточная грамматическая правильность, ограниченный словарный запас, затруднение в построении логичной и связной мысли.