Приграничное сотрудничество ФРГ и Франции через Еврорегионы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Регионоведение
  • 35 35 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 24.06.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава I. Правовые основы приграничного сотрудничества ФРГ и Франции 6
1.1 Общеевропейский уровень правовой базы приграничного сотрудничества 6
1.2. Внутригосударственная база приграничного сотрудничества ФРГ и Франции 10
Глава II. Еврорегионы с участием ФРГ и Франции 13
2.1.Формирование еврорегионов с участием регионов ФРГ и Франции 13
2.2.Характеристика деятельности еврорегионов на примере ФРГ и Франции 21
Заключение 31
Список источников и литературы 33

Фрагмент для ознакомления

В экономической системе Германии выделяется несколько специфических черт.Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армаком в 1947—1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ.Данная модель представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование экономического роста.В последнее время Германия испытывает определённые трудности в реализации модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда и на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг значительных размеров. Так, если в США на налоги тогда отчислялось около 32 % нераспределенной прибыли, в Великобритании — 45 %, то в Германии этот показатель достигал 65 %. На сегодняшний день ставка налога на нераспределённую прибыль в ФРГ составляет 50 %.Высокий уровень старения населения также обуславливает значительные расходы на социальное обеспечение пенсионеров. Во время экономического роста в 2010 и 2011 годах процент безработицы упал до 6,9 %.Второй особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому они активно вмешиваются в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.Также для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность – основное направление специализации ФРГ в мировой экономике.В Германии, в силу исторически обусловленных причин, наблюдается неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны.Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100млрд долларов.Ещё одной особенностью немецкой экономики является её экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. По данным Международного валютного фонда, с 1997 года экспорт товаров и услуг рос сильнее, чем объёмы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда объём мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2004г. сюда было экспортировано товаров и услуг на сумму 75млрд. евро) и Великобритания (61 млрд евро), также США, Индия, Китай и страны Восточной Европы в связи с расширением ЕС на Восток.В настоящее время Франция и Германия ведущими странами мировойцивилизации, как в целом, так в частности для европейских стран. Так Германия является мощным экономическим лидером стран Европейского союза, причем в экономике Европейского Союза доля экономики Германии составляет более тридцати процентов, а доля вложений в экономику Европейского Союза Франции находится на уровне двадцати процентов.В современных условиях Германия для большинства стран Европейского Союза является лидером, а также торговым партнером и инвестором. В свою очередь Франция играет не мало важную роль в экономике Германии, так как выступает прямым инвестором в экономике Германии не смотря на не большую ее роль в доле инвестирования.Федеративную Республику Германии является важным «локомотивом» в мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую "большую восьмерку". ФРГ относится к тем странам мира, которые, не располагая большими запасами полезных ископаемых и особо благоприятными условиями для сельскохозяйственного производства, сумели добиться национального экономического успеха благодаря использованию таких факторов экономического роста, как достижения научно-технического прогресса, высокое качество человеческого капитала, активное участие в мировых хозяйственных связях, разумная внутренняя экономическая политика.В целях обеспечения высоких производственных показателей и достижения оптимального размера предприятий в последнее время значительно расширились операции по реструктуризации и слиянию-приобретению предприятий. В результате проводимой политики Франции удалось сохранить в Европе роль лидера в таких областях как авиастроение, атомная промышленность, телефонное оборудование и связь, существенно повысить конкурентоспособность в области черной металлургии, улучшить качество в машиностроении и автомобильной промышленности. Кроме того, существенные выгоды от европейской интеграции получило французское сельское хозяйство. В результате проведения общей сельскохозяйственной политики странами ЕС Франция стала 4-й в мире по производству зерновых и мяса.Таким образом, мы видим, что роль Германии и Франции в Европейском союзе очень велика; 50% экономик этих двух стран составляют экономику Европейского Союза.ЗаключениеВ современном мире вопросы межрегионального, и более того трансграничного сотрудничества занимают все более значимую роль. Ее усиление идет по двум направлениям. С одной стороны, в условиях глобализации, трансграничные образования (еврорегионы) «размывают» границы, объединяют государства и выстраивают сотрудничество между ними на локальном уровне. В тоже время, еврорегиональное сотрудничество выводит регионы на новый уровень, они получают большую самостоятельность от Центра, расширяют свою внешнеэкономические и внешнеполитические функции, и превращаются во все более значимых факторов политического процесса. Изменяется их статус-кво а, следовательно, и то, какую роль они играют в нынешнем политическом пространстве.Значение и роль еврорегионов, как наиболее успешных примеров реализации приграничного сотрудничества активно используется Европейским Союзом. Характерно, что первый трансграничный регион получил символическое название Euregio. Именно в его честь были названы все последующие факторы локальной интеграции. В Европейском Союзе их использование осуществляется во всех сферах: экономических, политических, гуманитарных, экологических и т.д. Есть отдельные еврорегионы, созданные исключительно под реализацию той или иной сферы. В тоже время, понятие еврорегион не имеет четкого определения. Большинство исследователей в нем видят трансграничное объединение регионов – партнеров с наполнением, нужным для реализации тех или иных целей. В виду этого на примере Европейского Союза можно наблюдать как еврорегионы, объединяющие соседние села на границе Франции и Германии, так и еврорегиональные 157 объединения, интегрирующие пространства Европы и островов Атлантического и Тихого океанов.В современных условиях страны Германии и Франции сотрудничают по многим вопросам, охватывающие различные сферы жизни общества: экономические, политические и социальные вопросы.Германия и Франция находятся в центре рынка, насчитывающего 500 миллионов потребителей, и кроме того, являются двумя сильнейшими промышленными государствами Европы. Они производят половину валового внутреннего продукта еврозоны. Между двумя странами иммется огромное число контактов в торговле, в промышленности и в частной сфере.Объем торговли между двумя странами достигает впечатляющего показателя в 168 миллиардов евро.Германия – крупнейший импортер французских товаров, одновременно она большинство экспортирует во Францию. Франция же со своей стороны, крупнейший потребитель германских товаров, но в структуре германского импорта занимает третье место.Список источников и литературыАрсентьева И.И., Михайленко А.Н. Приграничное сотрудничество в программе Европейского союза «Восточное партнерство» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. – Саратов, 2014. – № 3. – С. 71-76Ассоциация Европейских Приграничных Регионов (Association of European Border Regions, AEBR. Официальный сайт: http://www.aebr.netБабурин С.Н. Территория государств: правовые и геополитические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 480 с.Байков А.А Библиография сравнительной интеграции в 2000-х годах // Международные процессы – 2010. – № 1. – С. 58-73.Барыгин И.Н. Международное регионоведение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер. – 2009. – 384 с.БирюковС. В. – Германия-Франция: спор о "Европе регионов". – Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – №10. – С.42-50.Буданова И. А. Еврорегионы как акторы мировой политики // Материалы 4-го Конвента РАМИ Пространство и время в мировой политике и международных отношениях – 2007 – (Т. 1), С. 2–7.Бусыгина И.М. Концептуальные основы европейского регионализма. Европа: Вчера, сегодня, завтра.// в кн.: Регионы и регионализм на Западе и в России, М., Институт Европы, 2002. – С. 542-589.Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. Серия: Учебники МГИМО. – М. РОССПЭН, 2006. – 280 с.Гаджиев К.С. Введение в геополитику. – М.: Логос, 2003. – 336 с.Галкин Ф.А. Еврорегиональное сотрудничество в контексте экономических и интеграционных отношений России и ЕС. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. – СПбГУЭФ, 2006. – 23 с.Декларация о трансграничном сотрудничестве, принятая Комитетом Министров Совета Европы 6 ноября 1989 г. по случаю 40-й годовщины основания Совета ЕвропыЕвропейская конвенция общих принципов трансграничного сотрудничества различных объединений и органов территориальной власти (Мадрид, 21 мая 1980 г.)Единый Европейский Акт (С заключительным актом и декларациями; подписан в г. Люксембурге 17.02.1986 и в г. Гааге 28.02.1986)КузнецовА.В. Еврорегионы: полвека «малой» интеграции [Текст] / А.В. Кузнецов //Современная Европа,2008. – № 2. – С. 48–59.Кузнецов А.В. Региональная политика стран ЕС М.: ИМЭМО РАН, 2009 – 230 с.Мицкевич П.А. Трансграничное сотрудничество регионов в социально-экономическом развитии приграничных территорий: теория и практика Дис… доктора.экон. наук. – Польша: Щецин, 2004. 335 с.Плотникова О.В. Международное сотрудничество регионов: концептуальные подходы – СО РАН, 2005. – С. 56-83Полуденная М. В. Некоторые особенности приграничного сотрудничества в рамках еврорегионов // Сборник материалов научно-технической конференции МГТУ, 2010. – № 8. – С. 42-44.Пронин А.В. Международно-правовые основы региональной интеграции в Европейском союзе. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право, 2015. - № 2 (21). – С. 239-251.Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М.: Международные отношения, 2003. 400 с.Яровой Г.О. Регионализм и трансграничное сотрудничество в Европе. – СПб: Норма, 2007. – С. 178-198.Borchardt K.-D. European Integration. TheoriginsandgrowthoftheEuropeanUnion. — Brussels, 1995.–P. 41-43“TheCommitteeofTheRegions-Five Questions, Five Answers”, European Union Committee of the Regions official website, Retrieved on January 4, 2001 - [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.cor.eu.int/5q5a/5q_en_intro.html.Официальный сайт ЕС, раздел региональной политики. - [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http:// www.ec.europa.eu/ regional_policy/ index_en.htm.

Список источников и литературы

1. Арсентьева И.И., Михайленко А.Н. Приграничное сотрудничество в программе Европейского союза «Восточное партнерство» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. – Саратов, 2014. – № 3. – С. 71-76
2. Ассоциация Европейских Приграничных Регионов (Association of European Border Regions, AEBR. Официальный сайт: http://www.aebr.net
3. Бабурин С.Н. Территория государств: правовые и геополитические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 480 с.
4. Байков А.А Библиография сравнительной интеграции в 2000-х годах // Международные процессы – 2010. – № 1. – С. 58-73.
5. Барыгин И.Н. Международное регионоведение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер. – 2009. – 384 с.
6. Бирюков С. В. – Германия-Франция: спор о "Европе регионов". – Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 10. – С.42-50.
7. Буданова И. А. Еврорегионы как акторы мировой политики // Материалы 4-го Конвента РАМИ Пространство и время в мировой политике и международных отношениях – 2007 – (Т. 1), С. 2–7.
8. Бусыгина И.М. Концептуальные основы европейского регионализма. Европа: Вчера, сегодня, завтра. // в кн.: Регионы и регионализм на Западе и в России, М., Институт Европы, 2002. – С. 542-589.
9. Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. Серия: Учебники МГИМО. – М. РОССПЭН, 2006. – 280 с.
10. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. – М.: Логос, 2003. – 336 с.
11. Галкин Ф.А. Еврорегиональное сотрудничество в контексте экономических и интеграционных отношений России и ЕС. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. – СПбГУЭФ, 2006. – 23 с.
12. Декларация о трансграничном сотрудничестве, принятая Комитетом Министров Совета Европы 6 ноября 1989 г. по случаю 40-й годовщины основания Совета Европы
13. Европейская конвенция общих принципов трансграничного сотрудничества различных объединений и органов территориальной власти (Мадрид, 21 мая 1980 г.)
14. Единый Европейский Акт (С заключительным актом и декларациями; подписан в г. Люксембурге 17.02.1986 и в г. Гааге 28.02.1986)
15. Кузнецов А.В. Еврорегионы: полвека «малой» интеграции [Текст] / А.В. Кузнецов // Современная Европа, 2008. – № 2. – С. 48–59.
16. Кузнецов А.В. Региональная политика стран ЕС М.: ИМЭМО РАН, 2009 – 230 с.
17. Мицкевич П.А. Трансграничное сотрудничество регионов в социально-экономическом развитии приграничных территорий: теория и практика Дис… доктора. экон. наук. – Польша: Щецин, 2004. 335 с.
18. Плотникова О.В. Международное сотрудничество регионов: концептуальные подходы – СО РАН, 2005. – С. 56-83
19. Полуденная М. В. Некоторые особенности приграничного сотрудничества в рамках еврорегионов // Сборник материалов научно-технической конференции МГТУ, 2010. – № 8. – С. 42-44.
20. Пронин А.В. Международно-правовые основы региональной интеграции в Европейском союзе. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право, 2015. - № 2 (21). – С. 239-251.
21. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М.: Международные отношения, 2003. 400 с.
22. Яровой Г.О. Регионализм и трансграничное сотрудничество в Европе. – СПб: Норма, 2007. – С. 178-198.
23. Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. — Brussels, 1995. – P. 41-43
24. “The Committee of The Regions-Five Questions, Five Answers”, European Union Committee of the Regions official website, Retrieved on January 4, 2001 - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cor.eu.int/ 5q5a/ 5q_en_intro.html.
25. Официальный сайт ЕС, раздел региональной политики. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.ec.europa.eu/ regional_policy/ index_en.htm.

Вопрос-ответ:

Какова основная цель приграничного сотрудничества между ФРГ и Францией?

Основной целью приграничного сотрудничества между ФРГ и Францией является укрепление экономических, социальных и культурных связей между приграничными регионами двух стран. Это сотрудничество направлено на развитие туризма, транспортных связей, обмена опытом в различных областях, а также на совместное решение проблем, возникающих на границе.

Какие положения правовой базы регулируют приграничное сотрудничество между ФРГ и Францией на общеевропейском уровне?

Правовая база приграничного сотрудничества между ФРГ и Францией на общеевропейском уровне основывается на Европейской конвенции о исходящем и входящем пассажирском движении и на Европейской конвенции о трансграничном сотрудничестве между государствами-членами Европейского союза. Эти документы определяют основные принципы сотрудничества в области транспорта, туризма и защиты границы.

Какие меры сотрудничества были предприняты на внутригосударственном уровне для развития приграничного сотрудничества между ФРГ и Францией?

На внутригосударственном уровне были приняты меры по созданию специальных структур, отвечающих за развитие и координацию приграничного сотрудничества в области экономики, транспорта, культуры и других сферах. В частности, в ФРГ созданы зоны свободной торговли на границе с Францией, что способствует развитию экономических связей.

Какие регионы ФРГ и Франции участвуют в формировании еврорегионов?

В формировании еврорегионов участвуют различные приграничные регионы ФРГ и Франции, такие как Рейнланд-Пфальц, Баден-Вюртемберг, Иль-де-Франс, Гранд-Эст и другие. Эти регионы активно сотрудничают между собой, проводят различные совместные проекты и мероприятия.

Каковы основные правовые основы приграничного сотрудничества между ФРГ и Францией?

Правовая база приграничного сотрудничества между ФРГ и Францией включает общеевропейские нормативные акты, такие как Европейская конвенция о транскордонном сотрудничестве и рамочная конвенция о межрегиональном сотрудничестве, а также внутригосударственные законы и соглашения, регулирующие сотрудничество на местном уровне.

Какие общеевропейские документы регулируют приграничное сотрудничество между ФРГ и Францией?

Одним из ключевых документов является Европейская конвенция о транскордонном сотрудничестве, которая устанавливает основные принципы и формы сотрудничества между государствами-членами Европейского Союза. Также важную роль играет рамочная конвенция о межрегиональном сотрудничестве, которая определяет правовые основы сотрудничества на региональном уровне.

Какие внутригосударственные законы и соглашения регулируют приграничное сотрудничество между ФРГ и Францией?

Внутригосударственная база приграничного сотрудничества включает различные законы и соглашения, принятые на уровне регионов и муниципалитетов. Например, в Германии существует Закон о сотрудничестве на региональном уровне, а во Франции такими документами являются законы о межрегиональном сотрудничестве и соглашения между региональными органами власти.

Как формируются еврорегионы с участием ФРГ и Франции?

Еврорегионы с участием ФРГ и Франции формируются на основе соглашений и договоров между соответствующими региональными органами власти. Обычно формирование еврорегионов осуществляется на основе общих интересов и потребности в сотрудничестве в конкретных областях, например, в экономике, туризме или культуре.

Какие основы лежат в основе приграничного сотрудничества ФРГ и Франции через еврорегионы?

Правовые основы приграничного сотрудничества ФРГ и Франции через еврорегионы состоят из общеевропейского уровня и внутригосударственной базы сотрудничества. Общеевропейский уровень включает различные международные договоры и соглашения, например, Шенгенское соглашение. Внутригосударственная база представлена законами и нормативными актами каждой из стран.

Как формируются еврорегионы с участием ФРГ и Франции?

Еврорегионы с участием ФРГ и Франции формируются на основе договоров между регионами обеих стран. Важным фактором является географическая близость и схожие интересы сотрудничающих регионов. Регионы также могут объединяться для решения конкретных задач, например, развития инфраструктуры или обмена опытом в определенной отрасли.

Какие задачи решаются еврорегионами, в которых участвуют ФРГ и Франция?

Еврорегионы с участием ФРГ и Франции занимаются решением различных задач, например, развитием туризма, обменом в области образования и культуры, сотрудничеством в транспортной сфере и другими областями. В рамках еврорегионов проводятся совместные проекты, мероприятия и инициативы, способствующие взаимовыгодному сотрудничеству и укреплению связей между регионами.

Какие источники правовой базы используются для приграничного сотрудничества ФРГ и Франции?

Правовая база приграничного сотрудничества ФРГ и Франции включает общеевропейские договоры и соглашения, такие как Шенгенское соглашение, а также внутригосударственные законы и нормативные акты каждой из стран. Это позволяет регулировать вопросы безопасности и сотрудничества на границе, в том числе в сфере экономики, образования, культуры и других областях.