Искусство стран Дальнего Востока (Япония)
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 21.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Общая характеристика японского искусства и его принципов 4
Глава 2.Искусство скульптуры как наиболее совершенное воплощение художественных принципов японской культуры 9
Глава 3. Япония как центр садового искусства 15
Заключение 21
Список литературы 23
Отличительная черта мифологии синтоизма – вера в магию и при этом отсутствие мифа о творце мироздания.Синтоизм обращён к земной жизни, синтоистские ритуалы сопровождают земную жизнь человека, тогда как похороны и поминовение предков осуществляется по буддистским канонам. Буддизм оказал огромное влияние на культурную жизнь японского общества. Японский буддизм не был единым учением, он развивался различными школами – сектами. Школа дзен-буддизма получила широкое распространение не только в Японии, но и за рубежом. Он проповедует мистическое самоуглубление и внеразумное постижение истины. Эта школа оказала огромное влияние на духовную жизнь японского общества. Считалось, что достичь просветления – сатори можно путём мистического созерцания. Дзенские монахи перенесли внимание на эстетическое переживание как на возможность непосредственного постижения истины через произведения искусства. Следовательно, именно дзен-буддизм оказал огромное влияние на японскую эстетику и художественную культуру, внёс вклад в духовное возрождение Японии и формирование национальной психологии. Основные качества национального японского характера можно описать следующим образом: умение избегать соблазнов, отделять добро от зла, чувствовать истинную красоту и гармонию. Важное место в жизни японцев занимает традиционализм, который закрепляет национальные, культурные и бытовые обычаи японцев. Традиционализм помогает японцам сохранить самобытность своей национальной культуры. Однако в Японии поощряется привнесение нового в сферу культуры и образования, но при этом ведётся строгий отбор этих новшеств. Все элементы чужой культуры воспринимаются прагматично, с позиции потребностей Японии в данных элементах. Буддизм и синтоизм способствовали формированию чувства национальной исключительности, сдержанности и ответственности у японцев.В художественной жизни японцев мерой всех вещей является природа, каждое явление которой самоценно и божественно. В синтоизме не существует границы между богами и людьми. Этот принцип во многом обусловил одухотворённость японского искусства. Для японского искусства характерна склонность к эстетизации незначительных на первый взгляд природных явлений. Обрядовость традиционных праздников показывает, что действительно для японцев не характерно возводить непреодолимые барьеры между богами и людьми, между миром мертвых и миром живых. В идейном отношении влияние буддизма проявилось в том, что в синто появилась концепция достижения гармонии с ками через очищение, под которым понималось устранение всего лишнего, наносного, всего того, что мешает человеку воспринимать окружающий мир таким, какой он есть на самом деле. Сердце человека, который очистился, подобно зеркалу, оно отражает мир во всех его проявлениях и становится сердцем ками. Человек, обладающий божественным сердцем, живёт в гармонии с миром и богами, а страна, где люди стремятся к очищению, благоденствует. При этом, с традиционным для синто отношением к ритуалам, на первое место ставилось реальное действие, а не показное религиозное рвение и молитвы.Искусство в Японии направлено на то, чтобы достичь гармонии с божественным. И искусство создания садов не является исключением.Для выражения понимания окружающего, создания образа мироздания в садах дизайнер ландшафта японского сада использует природные материалы, тем не менее, их группировка, сопоставление осуществляются таким образом, чтобы посредством малого и единичного передать великое и всеобщее.Камни, кустарники, ручей являлись олицетворением величия гор, деревьев и бурлящих водных потоков, на площади в несколько квадратных метров возможно наблюдать драматическую картину противостояния между разными природными стихиями. В этом творчестве, как отмечают специалисты, наблюдается сочетание вдохновения и расчета, раскованной фантазии и владения символическим языком. Сад расположен под открытым небом сад, он всегда сохраняет свою связь с естественным окружением: сменой дня и ночи, солнечных дней и непогоды, чередованием времен года. В каждый следующий миг он меняется, и наиболее искусными мастерами строился сад четырех времен года, на основе выявления особенностей каждого сезона. Чтобы эмоциональное воздействие было максимально полным, осуществлялось использование и мерного шума искусственного водопада, и музыки капель дождя, падающего на специально высаженные растения с широкими листьями. Художники «учитывали то, как будет отражаться в пруду полная осенняя луна и как изменятся камни, когда выпадет снег. Их палитрой были краски природы, и они кропотливо учились пользоваться ими, передавая опыт из поколения в поколение».Композиция дизайна ландшафта японского сада включает в себя песок, камни, водоем, однако они также и наделены символическим смыслом, являются изображением чего-то большего и значительного: «Подобно тому, как слова в поэзии, свойственные обыденной речи, организуются ритмически, выстраиваются в строфы и получают при этом более емкий смысл, так и формы в культуре садов, созданные природой, лишь под рукой художника становятся высоким искусством. Несмотря на то, что многие композиции выполнялись определенными авторами, в целом это искусство типологическое, то есть каждое новое произведение, отличаясь от других в конкретных деталях, строилось по каноническим правилам. Видоизменения были связаны лишь с исторической эволюцией всей японской культуры, сменой философских и религиозных представлений, развитием архитектуры».Изначально японские сады создавались при дворцах влиятельных людей страны. Кроме того, известны также и сады, созданные при буддийских монастырях. Эти сады отличаются по своему функциональному назначению и структуре, художественному исполнению. Для аристократов создавались сады с прудом, по которому можно было кататься на лодке, любоваться красотой природы. Что же касается садов при буддийских монастырях, то они предназначались для медитативных практик соединения с природой, с Абсолютом, для созерцания и погружения в гармоничное состояние. Дизайн ландшафта сада, где учитывался каждый поворот дорожки, открывая взору новый вид, подразумевал иные приемы построения, чем миниатюрный пейзаж на подносе, помещенный в интерьере дома. Конечно же, садовое искусство Японии с веками подвергалось изменениям, тем не менее, его главные законы оставались неизменными.Заключение Искусство в Японии имеет большое эстетическое значение, оно очень ритуализировано и богато в духовном и нравственном плане. Высокое качество произведений японского искусства способствует культурному подъёму страны. Япония и на сегодняшний день может похвастаться целой плеядой выдающихся художников, архитекторов, музыкантов, которые в своём творчестве отражают традиции и культуру Японии. В последнее время культура и искусство Японии подвергаются западному влиянию, однако это не мешает сохранению национальных культурных традиций и воззрений. Япония всегда отличалась своим умением сочетать традиционные ценности с требованиями современного развития, умением бережно хранить традиции. Японский театр сегодня также активно развивается и находится в периоде расцвета. Увеличилось количество постановок в театре Но. Вместе с тем классические театры впервые в своей истории предприняли попытку отказаться от традиционных пьес и создать новые тексты на современном языке. 50-60-е годы стали временем так называемого движения «независимых», обусловивших развитие японского кинематографа. На эти годы приходится активная деятельность нескольких режиссеров, в том числе Куросава Акира, МидзогутиКэндзи, ИмаиТадаси, молодых режиссеров ИмамураСёхэй, МасумураЯсудзо и других. В Японии интенсивно развивается балетное и оперное искусство. В этом плане имеются проблемы, потому что постигать эти искусства молодым японцам приходится, как правило, за рубежом в силу того, что в Японии пока ещё не сложилась своя сильная балетная и оперная школа.Одним из самых популярных достижений японской культуры XX века стало искусство манги и анимэ. Многие артисты кино начинали с озвучивания анимэ, режиссеры — с создания анимэ, а художники-иллюстраторы — с создания манги. Анимэ и манга являются прекрасным пособием для тех, кто хочет познакомиться с особенностями японского менталитета. В этом искусстве также наблюдается повышенное внимание к деталям: любой штрих может сказать очень многое просвещенному зрителю.Архитектурное искусство Японии также своеобразно. Среди выдающихся архитекторов следует упомянуть МаэкаваКунио, СакакураДзюндзо, ТанигутиЁсиро, Того Мурано. Существенных успехов архитектурное творчество достигло в работах ТангэКэндзо.Все вышеперечисленные факты говорят о том, что художественное и эстетическое воспитание и образование в Японии идут по правильному пути, надеюсь, что и дальше деятели искусства будут стремиться сохранить национальное богатство и своеобразие своей культуры и искусства. Безусловно, не стоит откидывать новые культурные веяния, необходимо вести культурный диалог с другими странами. Япония своим примером доказывает, что можно осуществлять синтез различных культур в искусстве, и при этом не терять национальные культурные традиции. Список литературыВасильев Л.С. История Востока: в 2 т. - М., 1994.Всеобщая история искусств /Под ред. А.Д. Чегодаева. — М., 1960. Т. 2./Электронный ресурс// http://www.bibliotekar.ru/Iskuss2/33.htmВиноградова Н.А. Скульптура Японии. III – XIV вв. – М., 1981./Электронный ресурс// http://sculpture.artyx.ru/books/История мировой культуры – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. - М., 1994.Николаева Н. Японские сады.// http://www.5arts.info/japanese-gardens-philosophy/Оно С., Вудард У. Синтоизм: Древняя религия Японии. - София, 2007.Фомина А.И. Сад в японском стиле. Философия сада камней.// http://www.gardenia.ru/pages/sady_020.htmФоняков И.О. Япония в моём блокноте. – СПб.: Изд-во «Союз», 2003. – 192 с.
2. Всеобщая история искусств /Под ред. А.Д. Чегодаева. — М., 1960. Т. 2./Электронный ресурс// http://www.bibliotekar.ru/Iskuss2/33.htm
3. Виноградова Н.А. Скульптура Японии. III – XIV вв. – М., 1981./Электронный ресурс// http://sculpture.artyx.ru/books/
4. История мировой культуры – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000
5. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. - М., 1994.
6. Николаева Н. Японские сады.// http://www.5arts.info/japanese-gardens-philosophy/
7. Оно С., Вудард У. Синтоизм: Древняя религия Японии. - София, 2007.
8. Фомина А.И. Сад в японском стиле. Философия сада камней.// http://www.gardenia.ru/pages/sady_020.htm
9. Фоняков И.О. Япония в моём блокноте. – СПб.: Изд-во «Союз», 2003. – 192 с.
Вопрос-ответ:
Какие принципы лежат в основе японского искусства?
Японское искусство основывается на принципах простоты, естественности и ненавязчивости. Оно стремится передать гармонию с природой и уникальность каждого момента.
В чем особенности искусства скульптуры в японской культуре?
Искусство скульптуры в японской культуре считается наиболее совершенным воплощением художественных принципов. Оно отличается изящностью, мастерством и стремлением к передаче внутренней энергии объекта.
Почему Япония является центром садового искусства?
Япония является центром садового искусства благодаря своей особой философии, которая подчеркивает важность гармонии с природой. Японские сады отличаются тщательным планированием, использованием символических элементов и созданием атмосферы покоя и спокойствия.
В чем отличительные черты мифологии синтоизма в Японии?
Синтоизм, японская религия, отличается верой в магию и отсутствием мифа о творце мироздания. Она сосредоточена на земной жизни человека и связана с японскими ритуалами, которые сопровождают его жизненные пути.
Какие принципы лежат в основе японского искусства садового искусства?
Основные принципы японского садового искусства - это использование символических элементов, создание гармонической композиции, передача естественности и спокойствия. Цель японских садов - создать атмосферу покоя и спокойствия, где человек может слияние с природой.
Какие принципы характерны для японского искусства?
Японское искусство отличается своей уникальной эстетикой и особыми принципами. Одним из основных принципов является принцип упрощения и минимализма, который проявляется в четкой линии и простоте форм. Важными принципами являются также баланс, гармония и пропорции, которые выражаются в изящности и сдержанности японских произведений искусства.
Чем отличается японская скульптура от скульптуры других стран?
Японская скульптура является наиболее совершенным воплощением художественных принципов японской культуры. Она отличается глубоким символизмом, изящной простотой и естественностью форм. В японской скульптуре великое внимание уделяется деталям и текстуре поверхности, а также игре света и тени. Она выражает эмоции и духовное состояние автора и призвана передать зрителю гармонию и внутреннюю красоту.
Что представляет собой садовое искусство в Японии?
Япония славится своим садовым искусством, которое занимает особое место в культуре страны. Японские сады создаются с учетом принципов гармонии, баланса и простоты. Они могут включать различные элементы, такие как пруды, реки, водопады, камни и растения, и создают особую атмосферу покоя и спокойствия. Цель японского садового искусства - создать умиротворенное место, где человек может насладиться природой и найти внутренний покой.