Нехватка тренерского мастерства в фигурном катании
Заказать уникальную дипломную работу- 72 72 страницы
- 41 + 41 источник
- Добавлена 22.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕНЕРСКОГО МАСТЕРСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО НЕХВАТКИ 9
1.1. Профессионально-педагогические требования к процессу обучения будущих специалистов – тренеров по фигурному катанию 9
1.2. Характерные черты деятельности и профессиональные функции тренера-преподавателя по фигурному катанию на коньках 15
1.3. Приоритетные тенденции профессиональной направленности процесса обучения будущих тренеров-преподавателей по фигурному катанию на коньках 25
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СТРУКТУРЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФИГУРИСТОВ 38
2.1. Анализ процесса подготовки будущих тренеров-преподавателей в высших учебных заведениях 38
2.2. Показатели, определяющие структуру предлагаемой подготовки квалифицированных фигуристов и закономерности их взаимосвязи 43
2.3. Структура и основные направления совершенствования современной системы подготовки квалифицированных фигуристов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Данные взаимосвязи определены на основании изучения особенностей и тенденций развития фигурного катания на коньках и его соревновательной деятельности, определяет структуру и содержание системы подготовки в виде спорта. Учитывая, количество и степень установленных взаимосвязей, рассмотрены звена были распределены по значимости, обусловленные их показателями и характерным признакам.В первой подсистеме, что касается содержания видов подготовки фигуристов, рассматриваются основы спортивной техники, проблемы психологической подготовленности, особенности тактической подготовки фигуристов.Наиболее важным и актуальным направлением для практики спорта в этой подсистеме является построение и совершенствование соревновательных композиций, которые в первую очередь, обусловливают готовность фигуриста к соревнованиям. Корреляционная связь данных показателей (4 и 6 звено) составляет (r = 0,511; r = 0,444).В следующей подсистеме, включающей в себя виды различных двигательных качеств - скоростных возможностей, гибкости, силы, координации, выносливости, а также и показатели, определяющие уровень их развития, для фигуристов высокой квалификации первостепенное значение имеет совершенствование специальных способностей и специализированных восприятий. Особенностью двигательной деятельности фигуристов есть специфические виды восприятия: чувство льда, чувство времени и пространства, чувство партнера. В их основе лежат мышечные, зрительные, слуховые и вестибулярные ощущения, которые развиваются и совершенствуются параллельно с физическими и психическими качествами, двигательными навыками.В результате проведенных исследований установлено, что третье звено исследуемых показателей с корреляционными связями (r = 0,508;r = 0,555; r = 0,388) определяет развитие и совершенствование именно специальных способностей и специализированных восприятий.Количество соревнований, что увеличилось в последнее время, осложнения программ, правил соревнований и судейство, определяющих техническую и исполнительское мастерство фигуристов выдвигают более жесткие требования к развитию и совершенствованию данных способностей и специфических чувств.В подсистеме «Структура и методика построения процесса подготовки фигуристов» рассматриваются основы построения многолетней и годовой подготовки. Несмотря на значительное увеличение количества престижных коммерческих соревнований, годовой макроцикл в фигурном катании на коньках остался без существенных изменений, только увеличилась продолжительность соревновательного периода, заставляет тренеров и спортсменов сконцентрировать свое внимание на построении, главным образом, мезо и микроциклов, а также непосредственной подготовки к главным соревнованиям. Об этом свидетельствуют результаты корреляционного анализа первой и второй звена (r = 0,753; r = 0,622).В подсистеме «Комплексный контроль в системе подготовки фигуристов» наиболее существенным является определение степени подготовленности фигуриста в процессе использования специфических для фигурного катания нагрузок, требующих предельной мобилизации функциональных возможностей.Волевые качества фигуристов больше устойчиво проявляются в том случае, когда цель и мотивы волевых действий определяются взглядами спортсмена, его твердыми убеждениями и моральными установками.Оценка уровня технической, психологической, функциональной и физической подготовленности фигуристов позволит вносить своевременную коррекцию в дальнейшем их план и ход подготовки. Это подтверждают результаты корреляционного анализа пятой звена (r = 0,489).Главной задачей подсистемы «Отбор и ориентация фигуристов в системе многолетней подготовки» является всесторонне изучение и выявление задатков и способностей, в наибольшей мере, соответствующие требованиям фигурному катанию на коньках. Однако, структура дальнего прогноза спортивного совершенствования юных спортсменов должна ориентироваться не только на успешность их обучения, но и на обеспечение их спортивного совершенства до уровня мастерства. Поэтому, основное направление совершенствования подготовки в данной подсистеме обусловливают показатели третьей и пятой звена (r = 0,388; r = 0,489).Особая роль отводится тактической подготовке фигуристов. Техническая, психологическая, специальная подготовленность фигуристов высокой квалификации на высоком уровне, вот почему при прочих равных условиях победа на крупнейших соревнованиях определяется зрелостью тактического мастерства фигуриста.В связи с тем, тактика спортсмена в фигурном катании на коньках заключается в оптимальном прокате соревновательных программ и стремлением спортсмена к завоеванию лучшего места, что соответствует его реальным возможностям.Наличие подсистемы «Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки и соревновательной деятельности фигуристов» обусловлена стремлением к поиску дополнительных резервов повышения эффективности системы подготовки спортсменов в фигурном катании на коньках, в первую очередь, профилактике травм и заболеваний спортсменов.Результаты взаимосвязи установленных показателей, обусловливающих особенности и тенденции развития фигурного катания на коньках, его соревновательную деятельность дают основание для использования всех указанных параметров при количественном и качественном анализе структуры современной системы подготовки квалифицированных фигуристов.Таким образом, нами были установлены факторы, определяющие основные направления совершенствования системы подготовки квалифицированных фигуристов, где первое место по количественному взноса занял фактор, обусловливающий технико-тактическое мастерство фигуристов и совершенствования соревновательных композиций с факторным вкладом 23,66%, затем фактор, определяет специальную подготовленность квалифицированных фигуристов и совершенствования специальных способностей и специализированных восприятий (факторный вклад 17,78%), со значением взноса в 11,84% выделился фактор, характеризующий структуру процесса подготовки квалифицированных фигуристов, и, наконец, с факторными весами 9,23 % и 8,78% выделились факторы, обусловливающие комплексный контроль и отбор, ориентацию фигуристов на его основном и заключительном этапах. Вклад 28,71% составляют неучтенные факторы, к которым по праву можно отнести позатренувальни и внесоревновательного факторы в системе подготовки и соревновательной деятельности фигуристов, а также управления, прогнозирования и т.д..Таким образом, современная система подготовки квалифицированных фигуристов должна основываться на учете установленных показателей, характеризующих особенности и тенденции вида спорта, его соревновательную деятельность и включать следующие основные направления ее совершенствования, в каждой из рассматриваемых подсистем:1 - совершенствование построения и методики тренировки соревновательных композиций с учетом современных требований правил соревнований, включающих оценку за выполнение предложенных элементов и их представление о сбалансированности произвольной композиции, по техничность и художественное впечатление и т.д. (Подсистема «Виды подготовки»);2 - совершенствование специальных способностей и специализированных восприятий (подсистема «Двигательные качества и специальная подготовка фигуриста»;3 - совершенствование структуры и содержания мезо и микроциклов, а также непосредственной подготовки фигуристов к соревнованиям согласно календарю международных и национальных соревнований (подсистема «Структура и методика построения процесса подготовки»;4 - совершенствование методик комплексной оценки специальной, психологической и функциональной подготовленности квалифицированных фигуристов (подсистема «Комплексный контроль в системе подготовки фигуристов)5 - совершенствование основных методов отбора и ориентации квалифицированных фигуристов на основном и заключительном этапах (подсистема «Отбор и ориентация в системе многолетней подготовки»);6 - совершенствование дополнительных резервов повышения эффективности системы подготовки, профилактика травм (подсистема «Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки фигуристов»).Тренер для развития своего педагогического мастерства обязательно должен это учитывать в своей работеЗАКЛЮЧЕНИЕВысшие учебные заведения являются органической составной частью системы непрерывного физкультурного образования, определяет главное направление подготовки профессионала для отрасли физической культуры и спорта.Процесс обучения студентов - будущих тренеров в высших педагогических учебных базируется на основе профессиональной направленности, приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки квалифицированных спортсменов, способных реализовать себя в спорте высших достижений.Теоретические основы процесса обучения будущих тренеров-преподавателей со сложнокоординационных видов спорта заключаются в овладении ими профессиональными знаниями, умениями и навыками, обусловливающих особенности современной подготовки квалифицированных фигуристов, которые получены на основе учета тенденций развития вида спорта, его соревновательной деятельности и судейских требований.Новые элементы знаний и результаты их практической реализации могут рассматриваться как на уровне обобщенных характеристик групп видов спорта, так и на уровне избранного вида спорта, его дисциплины или вида соревнований.Совершенствование процесса обучения будущих тренеров - преподавателей по фигурному катанию в педагогических университетах предусматривает внедрение кредитно - модульной системы в их учебный план в соответствии с основными положениями Болонского процесса, разработку концептуально - методических основ преподавания дисциплин профессиональной направленности с использованием инновационных технологий, построенных на основе знаний о современной подготовкеквалифицированных фигуристов, тенденциях развития современного спорта и особенностей его соревновательной деятельности.Анализ процесса обучения будущих специалистов, тренеров - преподавателей по фигурному катанию на коньках с позиции современной системы подготовки квалифицированных фигуристов свидетельствует о необходимости научно - методического обновление содержания обучения и внедрения в этот процесс инновационных технологий обучения. Изучение истории развития вида спорта и особенностей его становления, организация управления указанным видом спорта в мире, на основе данных опроса специалистов высокой квалификации, судей, тренеров и спортсменов позволило определить тенденции развития фигурного катания на коньках, основными компонентами которых являются: повышение социальной значимости и популярности этого вида спорта, осложнения соревновательных программ, увеличение количества престижных коммерческих соревнований, ежегодные изменения и дополнения правил соревнований, субъективная система судейства.Выявленные факторы определяют динамичность современной системы подготовки спортсменов в фигурном катании на коньках и предусматривают ее своевременную коррекцию и совершенствование, тем самым обуславливает требуется обновление содержания обучения будущих тренеров - преподавателей и его научно - методического обеспечения.При разработке модели профессиональной подготовленности тренеров - преподавателей по фигурному катанию на коньках учитывались современные требования к этой профессии, социальный заказ общества на должность тренера-преподавателя способного заниматься подготовкой спортсменов в спорте высших достижений, вооруженного современными знаниями и методиками совершенствования мастерства квалифицированных спортсменов.Полученные результаты исследований позволили представить обобщенную модель профессиональной подготовленности тренера - преподавателя по фигурному катанию на коньках, построенная на основе современной подготовки квалифицированных спортсменов и направлений ее совершенствования и которая составляется с учетом следующих положений:спортивная квалификация тренера, его собственная подготовленность;педагогические способности будущего тренера: академические, организационные, дидактические, комуникативные, мажорные, перцептивные, экспрессивные, конструктивные, авторитарные, специальные;особенности личности: перцептивные, интеллектуальные, характерологические;специальные знания, умения и навыки, связанные с особенностями и тенденциями развития фигурного катания на коньках;профессиональные функции: мировоззренческая, культурологическая, целеустремленная, мотивационная, инновационная, коммуникативная, квалификационная.Установлено, что приоритетные тенденции профессиональной направленности подготовки тренеров - преподавателей определяются основными направлениями, которые базируются на обосновании методологии современной системы подготовки квалифицированных фигуристов и оговариваются следующими структурными направлениям тренировочного процесса, а именно совершенствованием: построения и методики тренировки соревновательных композиций; специальных способностей и специализированных ощущений; структуры процесса подготовки квалифицированных фигуристов; основных методов отбора квалифицированных фигуристов на основном и заключительном этапах подготовки; методик комплексной оценки специальной, психологической, функциональной и других видов подготовленности квалифицированных фигуристов; дополнительных резервов повышения эффективности системы подготовки спортсменов, профилактика травматизма.Установленные исследованием приоритетные тенденции профессиональной направленности процесса обучения будущих тренеров - преподавателей предусматривают разработку и внедрение в их учебный процесс программы «Спортивно - педагогическое совершенствование», которая предусматривает формирование профессионально - педагогических знаний, умений и навыков, необходимых тренеру по избранному виду спорта. Программа разработана с учетом современных требований Болонского процесса и включает в свое содержание вопроса, которые определяют спортивную и педагогическое мастерство будущих тренеров-преподавателей.Исследованием доказано, что в связи с современными требованиями к профессии тренера, который способен воспитать спортсменов высокой квалификации и необходимостью совершенствования приобретенных им в процессе обучения в вузе профессиональных знаний и навыков, возникла потребность в создании курсов повышения квалификации тренеров - преподавателей.Деятельность тренеров на этапах многолетней подготовки квалифицированных спортсменов направлена на достижение высоких спортивных результатов и требует углубленного профессионального подхода к методике педагогического обучения и тренировки, организации отбора и ориентации спортсменов, изучению всех компонентов педагогической и спортивного мастерства квалифицированных спортсменов. Проведенный анализ программ по спортивно-педагогического совершенствования подтвердил необходимость разработки концептуально-методических основ преподавания этой дисциплины, построенной с учетом тенденций развития избранного вида спорта и особенностей его соревновательной деятельности.Современная система подготовки квалифицированных фигуристов представляет собой процесс, построенный на основе изучения особенностей и тенденций развития фигурного катания на коньках, его соревновательной деятельности как системообразующего фактора.В результате проведенных исследований были выявлены особенности развития фигурного катания на коньках. К ним относятся: техника исполнения элементов фигурного катания на коньках; специальные способности и чувство фигуриста; соревновательные композиции; многообразие форм передвижения фигуриста; необычная опора лезвия конька на ледовую поверхность; виды фигурного катания на коньках.Основными характеристиками, определяющими соревновательную деятельность в фигурном катании на коньках являются: внутренние факторы - мотивация, соревновательные композиции, готовность, соревновательный опыт, соревновательное нагрузки, к внешним факторам относятся судейство, организация и условия функционирования соревнований.В результате проведенного факторного анализа показатели, характеризующие особенности и тенденции развития вида спорта, его соревновательную деятельность, было обнаружено пять статистически значимых фактора, вклад которых в обобщенную дисперсию выборки составил - 71,3%. Первым фактором был установлен фактор вызывая технико-тактическое мастерство фигуристов и совершенствования соревновательных композиций (с факторным взносов 23,66%), затем фактор, определяющий специальную подготовленность квалифицированных спортсменов и усовершенствования их специальных способностей (факторный вклад 17,78%), со значением взноса в 11,84% выделился фактор, характеризующий структуру процесса подготовки квалифицированных фигуристов и с факторными весами 9,23% и 8,78% оказались факторы, обусловливающие комплексный контроль и отбор фигуристов на основном и заключительном этапах.Установленные звена и обусловливающие их факторы определяют основные направления совершенствования современной системы подготовки квалифицированных фигуристов, которую необходимо взять за основу формирования тренерского мастерства у условиях острой его нехватки.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАбсалямова И.В. Обоснование и разработка режима тренировки при обучении и совершенствовании обязательных упражнений в фигурном катании на коньках: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки»/И.В. Абсалямова.— М., 1973.— 17 с.Абсалямова И.В., Богданова Е.В. Фигурное катание: Комментарии к судейству./И.В. Абсалямова, Е.В. Богданова. — М.: Физкультура и спорт, 1981.— 142 с. – (Библиотека Российской Государственной академии физической культуры).Абсалямова И.В., Ирошникова Н.И. Фигурное катание: учебное пособ./И.В. Абсалямова, Н.И. Ирошникова.— М.: ГЦОЛИФК, 1981.— 71 с.Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов./В.Г. Алабин, А.В. Алабин, В.П. Бизин. - Харьков: Основа, 1993.- 242 с.Алексеев А.В. Педагогико-психологические методы оптимизации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности./ А.В. Алексеев // Теория и практика физ. культуры.— 1993.— №2.— С.33—38.Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей физической культуры./Б.А. Ашмарин.— М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учебн. пособ. для вузов./ В.А. Бодров – М.: ПЕР СЕ, 2001. – 511 с.Вайнштейн А.Л., Жур В.П. Взаимосвязь общей и специальной подготовки в начальном периоде обучения./А.Л. Вайнштейн, В. П. Жур //Теория и практика физ. культуры.— 1974.— №6.— С.43—44.Великая Е. А. Программные основы тренировки юных фигуристов на этапе предварительной подготовки : автореф. дис. . канд. пед. наук / Великая Елена Анатольевна ; Ом. гос. ин-т физ. культуры. Омск, 1990. -23 с.Верхошанский Ю.В. Исследование закономерностей процесса становления спортивного мастерства в связи с проблемой оптимального управления тренировкой (на материале скоростоно-силовых видов спорта): автореф. дис. на соискание учен. степени доктора. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки»/Ю.В. Верхошанский.— М., 1973.— 29 с.Гандельсман А.Б. Фигурное катание на коньках./А.Б. Гандельсман.— М.: Физкультура и спорт, 1972.— 182 с. – (Библиотека Российской Государственной Академии физической культуры).Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта./Г.Д. Горбунов.— М.: Физкультура и спорт, 1986.— 208 с. – (Библиотека Российской Государственной академии физической культуры).Гришина М.В. Теоретико-методические основы управления тренировочным процессом в фигурном катании на коньках: автореф. дис. на соискание учен. степени доктора пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки» .М.В. Гришина. - М., 1991.- 50 с. 2.Гришина М.В. Подготовка фигуристов: основы управления./М.В. Гришина.— М.: Физкультура и спорт, 1986.— 142 с.Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера./А.А. Деркач, А.А. Исаев.— М.: Физкультура и спорт, 1981.— 220 с. – (Библиотека Российской Государственной Академии физической культуры).Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера./А.А. Деркач, А.А. Исаев.— М.: Физкультура и спорт, 1982.— 238 с. – (Библиотека Российской Государственной академии физической культуры).Друзь В.А. Моделирование процесса спортивной тренировки./В.А. Друзь.— Киев: Здоров’я, 1978.— 176 c.Жгун Е. В. Фигурное катание на коньках (физкультурно-педагогическое совершенствование) / Е. В. Жгун ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. М.: РИО РГУФК, 2006. - 16 с.Иванов В.В. Современные тенденции и приоритетные направления развития технологий и технических средств подготовки спортсменов высокой квалификации./В.В. Иванов // Теория и практика физической культуры.— 1993.— №9—10.— С.34—35.Кондаков А. А. Профессиональная подготовка специалистов по фигурному катанию на коньках на основе моделирования соревновательных программ дисс. – Москва, 2011. – 136 с.Корешев И. А. Распределение тренировочных нагрузок у фигуристов-танцоров высокой квалификации в подготовительном периоде / И. А. Корешев, В. С. Рубин // Теория и практика физ. культуры. — 1983. — № 10. -С. 7-9.Корешев И. А. Структура тренировочных нагрузок предсоревновательного этапа квалифицированных фигуристовтанцоров : автореф. дис. . канд. пед. наук / Корешев Игорь Анатольевич ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1986. — 24 с.Красовская С.В. Соотношение тренировочных нагрузок разной направленности в подготовке спортсменов высокой квалификации в циклических видах спорта: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки»/С.В. Красовская.— М., 1992.— 23 с.Кубашевская Л.И. Фигурное катание на коньках: программа для ДЮСШ, СДЮШОР/Л. И. Кубашевская.— М.— 1977.— 70 с.Кузнецов Ю.Л. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов в сложнокоординационных видах спорта./Ю.Л. Кузнецов // «Проблемы и подготовка перспективных юных спортсменов»: научн.-практ. конференция, Ярославль, 10—13 окт. 1989 г. тезисы докл.— М., 1989.— С.36—37.Лисицкая Т.С. Теоретические основы тренировки: Художественная гимнастика / Под. Ред. Т.С. Лисицкой.— М.: Физкультура и спорт, 1982.— С.132—146.Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте./Н.А. Масальгин.— М.: Физкультура и спорт, 1974.— 151 с.Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной підготовки./Л.П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры.— 2000.— № 2.— С.28—37.Медведева И.М. Профессинально-педагогические требования к подготовке специалистов в сложнокоординационных видах спорта /Наукові записки: [ збірник наукових статей] // М-во освіти і науки України; Нац. пед. ун-т імені М.П.Драгоманова; укл.Л.Л.Макаренко.-К.: Вид-во НПУ імені М.П.Драгоманова, 2006.-Випуск LХІІ-(61).-С.97-104.Мишин А.Н. К вопросу об одноопорном скольжении конькобежца-фигуриста.— В кн.: Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта по материалам методико-биологических, социально-психологических исследований: Сб. науч. тр. под ред. проф. В.Г. Стрельцова.— Л.: ГЦОЛИФК, 1978.— С.171—172.Мишин А.Н. Совершенствование методики обучения обязательным упражнениям фигуриста.— В кн.: Научные основы физического воспитания и спорта: Сб. науч. тр. под. ред. В.Г. Стрельцова.— Л.: ГЦОЛИФК, 1979.— С.127—128.Мишин А.Н. Техника исполнения и методика обучения много-оборотным прыжкам конькобежца-фигуриста: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки»/А.Н. Мишин.— Л., 1973.— 21 с.Мишин А.Н. Школа в фигурном катании./А.Н. Мишин.— М.: Физкультура и спорт, 1979.— 174 с. – (Библиотека Российской Государственной Академии физической культуры).Москвина Т.Н. Техника исполнения и методика обучения обязательным упражнениям конькобежца-фигуриста: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки»/Т.Н. Москвина.— Л., 1971.— 28 с.Петров П. К. Возможности и перспективы использования современных информационных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту // Прикладная информатика. 2009. №4 С.14-21.Петров П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. Петров П. К. Теоретические и методические основы подготовки специалистов физической культуры и спорта с использованием современных информационных и коммуникационных технологий: монография. М.; Ижевск: Удмуртский университет, 2003. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. – К.: Олимпийская литература. 2004. – 808 с.Сингина Н. Ф. Проблемы совершенствования образовательной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в сфере физического воспитания / Н. Ф. Сингина, М. М. Никитаев ; Рос. гос. ун-т физ. культуры. М., 2007. - 150 с.Тимошенко А. В., Медведева И. М. Дидактические основы создания учебных модульных программ по практическим дисциплинам в процессе подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту/Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Наукова монографія /О.В.Тимошенко,І.М. Медведєва; За ред. проф. С.С. Єрмакова.- Х.: ХДАДМ (ХХПІ),2007. - № 7. – С. 133 – 136.Хрущев С.В., Круглый М.Н. Тренеру о юном спортсмене./С.В. Хрущев, М.Н. Круглый.— М.: Физкультура и спорт, 1982.— 158 с. – (Библиотека Российской Государственной Академии физической культуры).Шаменко В.П. Начальная подготовка фигуристов./В.П. Шаменко.— М.: Физкультура и спорт, 1961.— 67 с. – (Библиотека Российской Государственной Академии физической культуры).Шапошникова В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте./В.И. Шапошникова.— М.: Физкультура и спорт, 1984.— 159 с. – (Библиотека Российской Государственной Академии физической культуры).ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1№ содержательных модулейНазвание модулей и содержательных модулейВремя прохождения материалакредиты / часвсего часовсамостоятельная работааудиторная работаТекущаяИтоговаяметодические занятияпрактическиезанятияУчебнаяпракти ка12345678МОДУЛЬ 1СПОРТИВНАЯ МАСТЕРСТВО324727216108561.1.Техническая подготовленность и техническая подготовка спортсменов841818430141.2.Тактическая подготовленность и тактическая подготовка спортсменов801818426141.3.Психологическая подготовленность и психологическая подготовка спортсменов801818426141.4.Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов80181842614МОДУЛЬ 2Педагогическое мастерство14432321234342.1.Теоретические основы совершенствования двигательных навыков521212414102.2.Психолого-педаго гическая характеры стыка деятельности тренера-преподавателя.461010410122.3.Совершенствование знаний, умений и навыков в судействе соревнований в избранном виде спорта46101041012всего:4681041042814290Приложение 2Таблица 2.1. Система соревновательной деятельности спортсменов в видах спорта с сложнокоординационных структурой движенийРезультатыБиологический / ПедагогическийПсихологический / СоциальныйВнутренние подсистемы и их показателиКонкретная соревновательная нацеленность и мотивация - Потребность достижения; - Атрибуция (мотивационные признаки) - достижение целиСтруктура соревновательной деятельности- Сложность программы; - Техника выполнения элементов; - Ритмическая структура элементов; - Композиция программ; - Выразительность движенийготовность- Функциональная; - Техническая; - Специальное; - Психическая; - тактическаясоревновательные нагрузки- Физиологические; - Психические; - физическиеповедение- Соревновательная адаптация; - Предыдущий опыт; - Соперники; - Судьи; - Партнеры; - Тренер; - зрителиВнешние подсистемы и их показателиорганизация соревнований - Подготовительные; - Подводные; - Контрольные; - Отборочные; - главныесудейство - Правила соревнований; - Положение о соревнованиях; - Судейская коллегия; - Формирование судейских бригадусловия функционирования - Государственные и общественные организации; - Материально-техническая база; - Особенности места проведения; - Медицинское обеспечение; - Режим жизни; - Питание; - Восстановление; - Материальное стимулирование Приложение 3Таблица 3. Анкетирование специалистов, тренеров и спортсменов высокой квалификации по фигурного катания на коньках№ п / псодержание опросапредставленные показателираспределение показателей по рангуПозитив. ответНегатив. ответ1. Согласны ли Вы с представленными факторами?2. Определите их по рангуIОсобенности вида спорта1.Необычная опора лезвия конька на ледовую поверхность2.Многообразие форм передвижения на коньках3.Техника выполнения элементов4.5.6.Виды фигурному катанию на конькахСпециальные способности, специализированные восприятия фигуристаСоревновательные композиции - сочетание технического мастерства, выразительности и артистичности, выполненные под музыку определенного ритмаII1.2.3.4.5.6.Тенденции развития спорта на современном этапеРост популярности, зрелищности, социальной потребностиОсложнения соревновательной композицииУвеличение количества престижных коммерческих соревнованийУсовершенствование правил соревнованийОсложнения программ соревнованийСубъективная оценка судействаIII1.2.3.4.5.6.7.соревновательная деятельность в фигурном катание на конькахвнутренние подсистемымотивацияготовностьсоревновательные композициисоревновательные нагрузкиСоревновательный опыт, поведенческие особенностивнешние подсистемыОрганизация соревнований, условия их функционирования и рангсудейство соревнованийIV1.2.3.4.5.6.готовность- функциональная- техническая- физическое- хореографическая- психическая- тактическаяПриложение 4Таблица 4. Определение средних величин и ранжирования установленных показателей, характеризующих особенности и тенденции развития фигурного катания на коньках, соревновательную деятельностьособенности вида спортареспонденты1234567891011121314151. Необычная опора лезвия конька на лед4314342332311222. Многообразие форм передвижения6146623413132443. Техника выполнения элементов1255456521223334. Виды фигурного катания2631511245664115. Специальные способности3523165156555656. Соревновательные композиции546223466444656Тенденции развития вида спорта1. Рост популярности4131113152112142. Осложнения соревновательных композиций5215544531221233. Увеличение количества престижных соревнований2542231263544424. Совершенствование правил соревнований1356625425433315. Осложнения программ3623352644365656. Субъективная оценка646446631665656Соревновательная деятельность в фигурном катании1. Мотивация3221122122112232. Соревновательные композиции1342231214444143. Готовность2113314331231314. Соревновательные нагрузки4434443443323425. Соревновательный опыт5321111112132116. Организация соревнований и условия их функционирования6113323321311227. Судейство соревнований723223223322333готовность1. Функциональная3331112122222112. Техническая4223661313133643. Физическая2554336461365254. Хореографическая1666443655451325. Психическая511255453464453Таблица 5. Взаимосвязь установленных показателей, обусловливающих особенности и тенденции развития фигурного катания на коньках, соревновательную деятельностьособенности вида спорта (а)респондентыХкорреляция161718Авсd1. Техника выполнения элементов1122,33310,068-0,11-0,11-0,322. Специальные способности2213,05620,5080,3880,5550,3363. Соревновательные композиции3333,2223-0,45-0,2-0,380,2974. Многообразие форм передвижения4543,38940,1490,150,2215. Необычная опора лезвия конька на лед5664,44450,3810,1026. Виды фигурного катания6454,55660,050,253Тенденции развития (в)1. Осложнения соревновательных композиций1111,88910,5110,070,1872. Увеличение количества престижных соревнований2242,94420,4890,7530,363. Осложнения программ6333,38930,2170,150,0394. Совершенствование правил соревнований4423,540,2210,455. Рост популярности3664,33350,0096. Субъективная оценка5554,94460,361Соревновательная деятельность в фигурном катании (с)1. Мотивация2231,88910,4440,1722. Соревновательные композиции3342,7783-0,33-0,033. Готовность1111,94420,441-0,094. Соревновательные нагрузки4423,38940,1615. Соревновательный опыт3231,88910,6226. Организация соревнований и условия их функционирования1122,11120,1687. Судейство соревнований2312,6673-0,19Готовность (d)1. Функциональная4211,88912. Техническая3163,22223. Физическая2423,77834. Хореографическая1533,88945. Психическая6353,94456. Тактическая5644,2786
2. Абсалямова И.В., Богданова Е.В. Фигурное катание: Комментарии к судейству./И.В. Абсалямова, Е.В. Богданова. — М.: Физкультура и спорт, 1981.— 142 с. – (Библиотека Российской Государственной академии физической культуры).
3. Абсалямова И.В., Ирошникова Н.И. Фигурное катание: учебное пособ./И.В. Абсалямова, Н.И. Ирошникова.— М.: ГЦОЛИФК, 1981.— 71 с.
4. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов./В.Г. Алабин, А.В. Алабин, В.П. Бизин. - Харьков: Основа, 1993.- 242 с.
5. Алексеев А.В. Педагогико-психологические методы оптимизации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности./ А.В. Алексеев // Теория и практика физ. культуры.— 1993.— №2.— С.33—38.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей физической культуры./Б.А. Ашмарин.— М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
7. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учебн. пособ. для вузов./ В.А. Бодров – М.: ПЕР СЕ, 2001. – 511 с.
8. Вайнштейн А.Л., Жур В.П. Взаимосвязь общей и специальной подготовки в начальном периоде обучения./А.Л. Вайнштейн, В. П. Жур //Теория и практика физ. культуры.— 1974.— №6.— С.43—44.
9. Великая Е. А. Программные основы тренировки юных фигуристов на этапе предварительной подготовки : автореф. дис. . канд. пед. наук / Великая Елена Анатольевна ; Ом. гос. ин-т физ. культуры. Омск, 1990. -23 с.
10. Верхошанский Ю.В. Исследование закономерностей процесса становления спортивного мастерства в связи с проблемой оптимального управления тренировкой (на материале скоростоно-силовых видов спорта): автореф. дис. на соискание учен. степени доктора. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки»/Ю.В. Верхошанский.— М., 1973.— 29 с.
11. Гандельсман А.Б. Фигурное катание на коньках./А.Б. Гандельсман.— М.: Физкультура и спорт, 1972.— 182 с. – (Библиотека Российской Государственной Академии физической культуры).
12. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта./Г.Д. Горбунов.— М.: Физкультура и спорт, 1986.— 208 с. – (Библиотека Российской Государственной академии физической культуры).
13. Гришина М.В. Теоретико-методические основы управления тренировочным процессом в фигурном катании на коньках: автореф. дис. на соискание учен. степени доктора пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки» .М.В. Гришина. - М., 1991.- 50 с. 2.
Гришина М.В. Подготовка фигуристов: основы управления./М.В. Гришина.— М.: Физкультура и спорт, 1986.— 142 с.
14. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера./А.А. Деркач, А.А. Исаев.— М.: Физкультура и спорт, 1981.— 220 с. – (Библиотека Российской Государственной Академии физической культуры).
15. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера./А.А. Деркач, А.А. Исаев.— М.: Физкультура и спорт, 1982.— 238 с. – (Библиотека Российской Государственной академии физической культуры).
16. Друзь В.А. Моделирование процесса спортивной тренировки./В.А. Друзь.— Киев: Здоров’я, 1978.— 176 c.
17. Жгун Е. В. Фигурное катание на коньках (физкультурно-педагогическое совершенствование) / Е. В. Жгун ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. М.: РИО РГУФК, 2006. - 16 с.
18. Иванов В.В. Современные тенденции и приоритетные направления развития технологий и технических средств подготовки спортсменов высокой квалификации./В.В. Иванов // Теория и практика физической культуры.— 1993.— №9—10.— С.34—35.
19. Кондаков А. А. Профессиональная подготовка специалистов по фигурному катанию на коньках на основе моделирования соревновательных программ дисс. – Москва, 2011. – 136 с.
20. Корешев И. А. Распределение тренировочных нагрузок у фигуристов-танцоров высокой квалификации в подготовительном периоде / И. А. Корешев, В. С. Рубин // Теория и практика физ. культуры. — 1983. — № 10. -С. 7-9.
21. Корешев И. А. Структура тренировочных нагрузок предсоревновательного этапа квалифицированных фигуристовтанцоров : автореф. дис. . канд. пед. наук / Корешев Игорь Анатольевич ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1986. — 24 с.
22. Красовская С.В. Соотношение тренировочных нагрузок разной направленности в подготовке спортсменов высокой квалификации в циклических видах спорта: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки»/С.В. Красовская.— М., 1992.— 23 с.
23. Кубашевская Л.И. Фигурное катание на коньках: программа для ДЮСШ, СДЮШОР/Л. И. Кубашевская.— М.— 1977.— 70 с.
24. Кузнецов Ю.Л. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов в сложнокоординационных видах спорта./Ю.Л. Кузнецов // «Проблемы и подготовка перспективных юных спортсменов»: научн.-практ. конференция, Ярославль, 10—13 окт. 1989 г. тезисы докл.— М., 1989.— С.36—37.
25. Лисицкая Т.С. Теоретические основы тренировки: Художественная гимнастика / Под. Ред. Т.С. Лисицкой.— М.: Физкультура и спорт, 1982.— С.132—146.
Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте./Н.А. Масальгин.— М.: Физкультура и спорт, 1974.— 151 с.
26. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной підготовки./Л.П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры.— 2000.— № 2.— С.28—37.
27. Медведева И.М. Профессинально-педагогические требования к подготовке специалистов в сложнокоординационных видах спорта /Наукові записки: [ збірник наукових статей] // М-во освіти і науки України; Нац. пед. ун-т імені М.П.Драгоманова; укл.Л.Л.Макаренко.-К.: Вид-во НПУ імені М.П.Драгоманова, 2006.-Випуск LХІІ-(61).-С.97-104.
28. Мишин А.Н. К вопросу об одноопорном скольжении конькобежца-фигуриста.— В кн.: Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта по материалам методико-биологических, социально-психологических исследований: Сб. науч. тр. под ред. проф. В.Г. Стрельцова.— Л.: ГЦОЛИФК, 1978.— С.171—172.
29. Мишин А.Н. Совершенствование методики обучения обязательным упражнениям фигуриста.— В кн.: Научные основы физического воспитания и спорта: Сб. науч. тр. под. ред. В.Г. Стрельцова.— Л.: ГЦОЛИФК, 1979.— С.127—128.
30. Мишин А.Н. Техника исполнения и методика обучения много-
оборотным прыжкам конькобежца-фигуриста: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки»/А.Н. Мишин.— Л., 1973.— 21 с.
31. Мишин А.Н. Школа в фигурном катании./А.Н. Мишин.— М.: Физкультура и спорт, 1979.— 174 с. – (Библиотека Российской Государственной Академии физической культуры).
32. Москвина Т.Н. Техника исполнения и методика обучения обязательным упражнениям конькобежца-фигуриста: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки»/Т.Н. Москвина.— Л., 1971.— 28 с.
33. Петров П. К. Возможности и перспективы использования современных информационных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту // Прикладная информатика. 2009. №4 С.14-21.
34. Петров П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб. пособие. М.: Академия, 2008.
35. Петров П. К. Теоретические и методические основы подготовки специалистов физической культуры и спорта с использованием современных информационных и коммуникационных технологий: монография. М.; Ижевск: Удмуртский университет, 2003.
36. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. – К.: Олимпийская литература. 2004. – 808 с.
37. Сингина Н. Ф. Проблемы совершенствования образовательной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в сфере физического воспитания / Н. Ф. Сингина, М. М. Никитаев ; Рос. гос. ун-т физ. культуры. М., 2007. - 150 с.
38. Тимошенко А. В., Медведева И. М. Дидактические основы создания учебных модульных программ по практическим дисциплинам в процессе подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту/Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Наукова монографія /О.В.Тимошенко,І.М. Медведєва; За ред. проф. С.С. Єрмакова.- Х.: ХДАДМ (ХХПІ),2007. - № 7. – С. 133 – 136.
39. Хрущев С.В., Круглый М.Н. Тренеру о юном спортсмене./С.В. Хрущев, М.Н. Круглый.— М.: Физкультура и спорт, 1982.— 158 с. – (Библиотека Российской Государственной Академии физической культуры).
40. Шаменко В.П. Начальная подготовка фигуристов./В.П. Шаменко.— М.: Физкультура и спорт, 1961.— 67 с. – (Библиотека Российской Государственной Академии физической культуры).
41. Шапошникова В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте./В.И. Шапошникова.— М.: Физкультура и спорт, 1984.— 159 с. – (Библиотека Российской Государственной Академии физической культуры).
Вопрос-ответ:
Какие профессионально-педагогические требования предъявляются к тренерам по фигурному катанию?
Тренер по фигурному катанию должен обладать глубоким знанием техники катания, разбираться в психологических аспектах тренировок, иметь навыки планирования и организации занятий, уметь работать с разными возрастными группами и уровнями подготовки, быть ответственным и аккуратным в работе с детьми, а также постоянно совершенствоваться в своей профессии.
Какие характерные черты деятельности и профессиональные функции тренера по фигурному катанию?
Тренер по фигурному катанию должен быть внимательным, терпеливым, эмоционально уравновешенным, коммуникабельным и лидером. Он должен уметь объяснять сложные движения и корректировать технику катания, мотивировать и поддерживать спортсменов даже в трудных ситуациях, а также руководить тренировками и участвовать в планировании соревнований.
Какие проблемы возникают из-за нехватки тренерского мастерства в фигурном катании?
Недостаток тренерского мастерства может приводить к неправильной технике катания, проблемам с травмами, несбалансированному развитию спортсменов и их недостаточной мотивации. Также неквалифицированный тренер может не уметь правильно планировать тренировки и прогрессию спортсменов, что может отрицательно сказываться на их результативности.
Какие тенденции профессиональной направленности процесса обучения будущих тренеров по фигурному катанию можно выделить?
Среди приоритетных тенденций профессиональной направленности процесса обучения будущих тренеров по фигурному катанию можно выделить: развитие общекультурных знаний и навыков, повышение уровня технической подготовки, обучение методике преподавания и психологическим аспектам тренировок, овладение навыками работы с различными группами спортсменов и формирование профессиональной этики.
Какие требования предъявляются к процессу обучения будущих тренеров по фигурному катанию?
Процесс обучения будущих тренеров по фигурному катанию должен отвечать профессионально-педагогическим требованиям, которые включают в себя развитие основных компетенций, умений и навыков, необходимых для успешной работы в данной сфере. В частности, требуется овладение методикой преподавания фигурного катания, знание правил и требований, умение работать с детьми разного возраста и уровня подготовки, а также грамотное планирование и организация тренировок.
Какие характерные черты деятельности и профессиональные функции тренера по фигурному катанию на коньках?
У тренера по фигурному катанию должны быть определенные характеристики и умения, чтобы эффективно выполнять свои профессиональные функции. Он должен обладать высокой спортивной квалификацией, лидерскими качествами и уметь организовывать тренировочный процесс. Тренер также отвечает за планирование и контроль тренировок, анализ прогресса учеников, психологическую поддержку спортсменов и умение работать с командой.
Какие проблемы связаны с нехваткой тренерского мастерства в фигурном катании?
Нехватка тренерского мастерства в фигурном катании может привести к различным проблемам. Например, плохому подготовленностью таких тренеров, неспособных качественно обучать спортсменов, а также недостаточной информацией о последних тенденциях и методиках тренировок. Это может приводить к недостаточному развитию учеников, низким результатам на соревнованиях и неэффективности тренировочного процесса в целом.
Какими должны быть профессионально-педагогические требования к процессу обучения будущих тренеров по фигурному катанию?
Профессионально-педагогические требования к процессу обучения будущих тренеров по фигурному катанию должны включать в себя не только спортивные аспекты, но и педагогическую подготовку. Важно развивать навыки планирования, организации и контроля тренировок, а также умение работать с разными возрастными группами и способность адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого ученика. Также требуется знание правил и требований фигурного катания, а также актуальных методик и техник тренировок.
Какие требования предъявляются к процессу обучения будущих тренеров по фигурному катанию?
Процесс обучения будущих тренеров по фигурному катанию должен отвечать профессионально-педагогическим требованиям. Это включает в себя развитие специальных навыков в области техники катания, педагогического мастерства и психологической подготовки. Также важно формирование у студентов понимания основных теоретических аспектов фигурного катания и методик обучения.