Государственно-частное партнерство как инструмент преодоления финансового и экономического кризиса
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 22.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственно-частного партнерства 7
1.1 Нормативно-правовое регулирование проектов государственно-частного партнерства 7
1.2. Основные понятия, принципы и формы реализации государственно-частного партнерства в условиях финансового и экономического кризиса 9
Глава 2. Практика внедрения государственно-частного партнерства в Российской Федерации в условиях финансового и экономического кризиса 22
2.1 Проекты государственно-частного партнерства в в условиях финансового и экономического кризиса 22
2.2 Различия проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации и странах Евросоюза в условиях финансового и экономического кризиса 25
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение 48
Это усложняет оценку того, может ли быть выполнен этот проект ГЧП вообще.
Для создания единой площадки управления ГЧП можно использовать платформу уже сложившихся организаций, например, Российского союза промышленников и предпринимателей, либо создавать ее с нуля. Участниками этой площадки должны стать не только служащие профильных министерств, но и представители строительных, финансовых структур, грузоперевозчиков, представители общественности. В дальнейшем подобные площадки по отбору и управлению ГЧП должны появляться на региональном и муниципальном уровнях. Данные формы взаимодействия помогут решить проблемы по снижению нагрузки на государственную структуру без ее расширения, как, к примеру, было в случае с CanadianNational.
В соответствии с Транспортной стратегией до 2030 года, необходимое количество инвестиций в транспортную инфраструктуру составляет 170 триллионов рублей. Государство сможет вложить только треть этой суммы, а с учетом настоящего сокращения бюджетных расходов, и того меньше. Приоритетные проекты будут финансироваться, на остальные требуется привлечь инвестора. Для привлечения частного капитала государству стоит озаботиться целевым использованием инвестиций в проектах ГЧП.
Инвестирование приоритетных проектов путем облигационных займов госкомпаний, может отрицательно сказаться на финансовых показателях проектов и не будет обеспечивать должную прозрачность для инвесторов.
В железнодорожной сфере вопрос финансирования стоит еще более остро. Российское законодательство запрещает отчуждение или залог большей части железнодорожных сетей и инфраструктуры. Поэтому возможности привлечения инвестиций в эту сферу намного меньше, чем, например, в автомобильную или портовую.
«Рынку требуется новый набор инвестиционных инструментов, как с государственными гарантиями (обеспечения долговых обязательств, налоговых льгот по займам под строительство инфраструктуры, доходности инвестированного капитала (RAB)), так и основанных на привлечении внешних инвестиций (государственно-частное партнерство, проектные облигации). Также не стоит забывать, что помимо снижения долговой нагрузки на бюджет, участие частного капитала значительно улучшает качество управления проектами и их реализацию в срок и сообразно бюджету».
Один из основных вопросов – как распределять доходы, сформированные из платы пользователей объектом транспортной инфраструктуры, между всеми участниками концессии. Субъекты получения этих доходов разные в различных странах. По мнению ВарнавскогоВ.Г. , в России целесообразно иметь в получателях трех субъектов: федеральные и региональные органы власти и инвестора-концессионера. Дополнительно в число получателей могут входить другие государственные институты, в частности, профильные министерства или агентства. После возврата средств инвесторам, чистая прибыль должна оставаться преимущественно в регионах по следующим причинам:
транспортная инфраструктура, являющаяся объектом концессии, хоть и принадлежит федерации, но находится и обслуживается на региональном уровне. Для обеспечения заинтересованности и лояльности региональных правительств, они должны быть участниками получения прибыли;
население региона платит за концессионные объекты из своих доходов, после уплаты всех налогов. Справедливо было бы оставлять большую часть средств из прибыли объекта в регионе;
прибыли концессионера должны ограничиваться государством по достижении срока окупаемости проекта ГЧП. Если оставлять сверхприбыль концессионеру, то это ущемит интересы других участников проекта. Однако жесткие ограничения устанавливать нельзя, поскольку инвестор нес финансовые риски, помогая государству минимизировать затраты на проект и получить дополнительные поступления в бюджет после ввода объекта в эксплуатацию.
Соответственно, до достижения окупаемости проекта государство как инвестор получает прибыль, пропорционально своему вкладу, а собственник прибыли не получает. После достижения окупаемости и расчета инвестора с кредиторами основная часть прибыли, как указано выше, остается в регионах, часть уходит федерации и концессионеру.
Для бизнеса также интересны специальные условия, предоставляемые в рамках концессии, на использование полос отчуждения. Если концессионер сможет организовывать вдоль дороги сервисную инфраструктуру – заправки, мойки, ремонтные мастерские, то это значительно увеличит его прибыль от концессионного соглашения и сделает последнее более привлекательным.
Заключение
В ходе исследования были выявлены три возможные формы государственно-частного партнерства, закрепленные в российском законодательстве: концессия, соглашение о разделе продукции и сервисный контракт. Для каждой из этих форм существует отдельный нормативный акт.
Анализ мировых тенденций в области транспорта говорит о том, что потребность в транспортных услугах и их социальная роль будут только возрастать в связи с глобализацией. Транспортная отрасль живо реагирует на изменение макроэкономических показателей и их спады, поэтому в условиях сложившейся политической и экономической обстановки бессмысленно прогнозировать резкий скачок проектов ГЧП в транспортной отрасли, в лучшем случае будет медленный, поступательный рост их количества. Положительная сторона такой ситуации в том, что при ограниченной возможности привлечения инвестиций, можно надеяться на более четкое установление критериев отбора проектов, требований к ним, распределения рисков, что приведет к повышению качества их исполнения со всеми вытекающими положительными последствиями для социума.
Анализируя настоящие российские и зарубежные проекты ГЧП в транспортной отрасли, сделан вывод, что наиболее востребованными являются проекты в сфере автомобильных дорог, в частности строительства и эксплуатации технологически оснащенных автомагистралей высокого качества вокруг крупных городов. Повышающийся уровень урбанизации говорит о том, что и в ближайшем будущем данный тип проектов будет наиболее востребованным.
Железнодорожная сфера более консервативна, поэтому, в России, как и в большинстве стран, данная инфраструктура будет оставаться в собственности и в управлении государства либо государственных компаний. В мировой практике существуют успешные проекты железнодорожных концессий, однако пока неясна их доходность, связанная в высокой стоимостью эксплуатации, в долгосрочной перспективе. Концессионная деятельность в этой сфере наиболее привлекательна при строительстве и эксплуатации высокоскоростных железных дорог между мегаполисами.
Предполагается, что в дальнейшем будут востребованы проекты ГЧП по строительству автомобильных магистралей, портов, аэропортов и их инфраструктуры, высокоскоростных железных дорог, объектов транспортировки углеводородов, в том числе и межгосударственных.
Следует также отметить, что, в зависимости от уровня развития инфраструктурных объектов и стратегических целей, в каждой стране будут свои направления развития проектов ГЧП: авто- или железные дороги, их инфраструктура, социальные объекты и тому подобное. Государство будет привлекать инвесторов для государственно-частного партнерства в те отрасли, где государство хочет минимизировать бюджетные расходы, а объект или отрасль являются экономически и социально значимыми.
В заключении следует сказать, что, несмотря на несовершенство нормативной базы и высокие экономические риски, проекты ГЧП в России в области транспортной инфраструктуры являются прогрессивным направлением в стратегическом развитии страны и реализуются, заимствуя лучший мировой опыт.
Список литературы
Официальные документы РФ:
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 145 ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Другие официальные источники:
Барьеры развития механизма ГЧП в России. – М.; НПФ «Экспертный институт», 2010, с 27
http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/Analitika/ppp-Results_24_11_2010_Fin_1.pdf
Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации. – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2015, 68 с. – С.58-60
Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации / Под ред. П.Л.Селезнева – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014, с 6
http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf
Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах РФ // Центр развития ГЧП совместно с Министерством экономического развития РФ. Москва, 2013.
http://economy.gov.ru/minec/resources/85755497-434d-48d9-a486-2980e4982535/GChP-Recommend_web.pdf
Монографии:
Бик С.И., Радзиевский А.С. Концессии, изменившие мир М., 2014 г.
Варнавский В.Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. М.: Институт мировой экономики и международных отношений РАН. 2002г. 148 с.
Варнавский В.Г. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике: учебное пособие. М.: МГИМО (У) МИД России, 2013
Варнавский В.Г., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика / Науч.ред. А.В. Клименко. М.: ГУ-ВШЭ, 2010
Гришель В.М., Сачек А.Н. Экономическая сущность и роль государственно-частного партнерства в реализации инвестиционной политики региона // Стратегия инновационного развития регионов. –Гродно, 2010. Ч.1
Джеффри Д. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре: практическое руководство для органов государственной власти / Астана: ИЦ Апельсин, 2010, с. 6
Сазонов В.Е. Государственно-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово-правовые аспекты / Кафедра административного и финансового права Российского университета дружбы народов / Предисл. д.ю.н. Зеленцова А.Б. – М., 2012
Сильвестров С.Н. Государственно-частное партнерство в инновационных системах / под общей редакцией Сильвестрова С.Н. М.: Научная книга, 2008
Софронова В.В., Колин М.М. Использование механизмов государственно-частного партнерства для развития экономики // В кн.: под редакцией: Е. А. Сборник статей по материалам IX научно-технической конференции студентов и преподавателей НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «Современные проблемы в области экономики, менеджмента, бизнес-информатики, юриспруденции и социально-гуманитарных наук» Н. Новгород: Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2011, с. 69-76
Материалы периодических изданий:
Варнавский В.Г. Управление государственно-частными партнерствами за рубежом // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2012. – № 2, с. 140
Васильева А. Готовность регионов к ГЧП // ГЧП журнал №1(4), 2014, с 82
http://www.pppjournal.ru/assets/files/archive/9/gchp2014mart.pdf
Гагарин П.А. Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы развития // Финансовая газета, №14, 2013 http://www.gradient-alpha.ru/press-center/articles/2013/04/12/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-problemyi-i-perspektivyi-razvitiya/
Ерофеев А. Государственно-частное партнерство в российских условиях // Ведомости, 27.03.2013
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/10471921/kak_vklyuchit_gchp
Концессия соединила Ванкувер и Ричмонд// Концессии и инфраструктурные инвестиции Экспертный журнал http://www.investinfra.ru/mirovoy-opyt/18-koncessija-soedinila-vankuver-i-richmond.html
Кубарев Е.Н. Перспективы становления концессионных отношений на основе исторического Российского опыта // Российское предпринимательство – 2008 - №6 Выпуск 2 (113), с 36http://www.creativeconomy.ru/articles/12374/
Лучшая дорога России построена по концессии// Концессии и инфраструктурные инвестиции Экспертный журнал http://www.investinfra.ru/koncessii/40-koncessionnyy-proekt avtodorogi.html
Официальный сайт Государственной компании «Российские автомобильные дороги»// URL: http://www.russianhighways.ru/for_investor/investment_projects/promising_investment_projects/
Подлебецкий Я. ГЧП в жизни Европы // ГЧП журнал №3, 2013, с 54 http://www.pppjournal.ru/assets/files/archive/8/p3journal_issue03_new.pdf
Резниченко Н.В. Модели государственно-частного партнерства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. «Менеджмент» - 2010, выпуск 4, с 66
http://www.vestnikmanagement.spbu.ru/archive/pdf/486.pdf
Ромин П. Работа над ошибками // ГЧП Журнал №1(4), 2014, с 41http://www.pppjournal.ru/assets/files/archive/9/gchp2014mart.pdf
Русинова А. В процессе узаконивания // Эксперт Северо-Запад №42, 2013
http://expert.ru/northwest/2013/42/v-protsesse-uzakonivaniya/
Тимофеев А Развитие транспортной инфраструктуры России: игра на опережение/TheBostonConsultingGroup, Inc. 2012, 24 с. – С.20-21// http://www.pppi.ru/sites/all/themes/pppi/img/ppp_transport_sphere.pdf
Фернандо Гутьеррес де Вера Сомневаться не приходится: Западные компании устали ждать государственные заказы от своих правительств и надеются получить контракты в России// ГЧП журнал http://pppjournal.ru/article1
Фрейдин И.В. Государственно-частное партнерство как основополагающий элемент финансирования развития транспортной отрасли//Российское предпринимательство, 2011, №11 выпуск 1(195), с 15;
http://www.creativeconomy.ru/articles/14162
Холодная Н.Д. Государственно-частное партнерство – новый тип отношений в российской экономике// Вопросы государственного и муниципального управления, 2009, №2, с 42;
http://vgmu.hse.ru/data/2010/12/31/1208184321/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%2042-56.pdf
Справочная литература:
Государственно-частное партнерство в России. – М., Центр развития государственно-частного партнерства, 2013 год
Интернет ресурсы:
ГЧП: модная игрушка // Ведомости: [онлайн-издание]
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/448761/modnaya_igrushka
Бородычева И., Концессии как одна из форм партнерства в ЖКХ // Современная Россия [онлайн-журнал]
http://observer.materik.ru/observer/N9-10_2004/9-10_08.HTM
Гриценко П. Бюрократия мешает развитию государственно-частного партнерства в России, решили участники Петербургского форума // Ведомости: [онлайн-издание]
http://www.vedomosti.ru/politics/news/26918101/odno-iz-osnovnyh-prepyatstvij-na-puti-razvitiya-proektov
Ерофеев А. Государственно-частное партнерство в российских условиях // Ведомости: [онлайн-издание]
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/10471921/kak_vklyuchit_gchp
Лютова М. Минфин хочет знать, зачем регионам государственно-частное партнерство // Ведомости: [онлайн-издание]
http://www.vedomosti.ru/politics/news/8738391/glavnye_partnery_biznesa
Лютова М., Титов С., Более половины регионов не готовы к государственно-частному партнерству // Ведомости: [онлайн-издание]http://www.vedomosti.ru/finance/news/23839561/chastnye-partnery-regionam-ne-nuzhny
Шмелева Е. Проекты на триллион // Российская газета: [онлайн-издание]http://www.rg.ru/2014/03/18/gchp.html
Приложение
Объекты ГЧП в области транспортной инфраструктуры в стадии эксплуатации:
Скоростная автомобильная дорога М-11 «Москва – Санкт-Петербург» на участке км 15 – км 58 Скоростная автомобильная дорога М-11 «Москва – Санкт-Петербург» на участке км 258 – км 334 (обход г. Вышний Волочек) Автомобильная дорога М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 225.6 – км 633 Новый выход на МКАД с федеральной автодороги М-1 «Беларусь». Северный обход г. Одинцово Месторасположение Москва, Московская область Санкт-Петербург, Ленинградская область Тульская и Воронежская области Москва, Московская область Категория дороги 1А 1А 1Б 1Б Организационно-контрактная схема Концессионное соглашение (с прямым сбором платы) Долгосрочное инвестиционное соглашение Операторское соглашение о комплексном обустройстве для последующей эксплуатации на платной основе Концессионное соглашение Стоимость работ по соглашению (в ценах соответствующих лет) 59, 6 млрд. руб 49,6 млрд. руб. 6,6 млрд. руб. 25,5 млрд. руб. Частные инвестиции 36,6 млрд. руб. 5,2 млрд. руб. 6,6 млрд. руб. 14,5 млрд. руб. Срок действия соглашения 31 год 23 года 10 лет 31 год 6 месяцев Дата заключения соглашения Июль 2009 г. Декабрь 2011 г. Декабрь 2011 г. Июль 2009 г. Победитель конкурса Консорциум инвесторов ООО «Северо-Западная концессионная компания» - ООО «Объединенные системы сбора платы» ООО «Новое качество дорог» («Главная дорога»)
Стенограмма Медиафорума независимых региональных и местных СМИ от 28.04.2015
http://www.rg.ru/2015/04/28/mediaforum-site.html(дата обращения: 20.01.2016)
На прошедшем КЭФ подписано соглашений на общую сумму более 213 млрд рублей, 02.03.2015
http://www.krsk.aif.ru/money/1457747(дата обращения: 20.01.2016)
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Фрейдин И.В. Государственно-частное партнерство как основополагающий элемент финансирования развития транспортной отрасли//Российское предпринимательство, 2011, №11 выпуск 1(195), с 15;
http://www.creativeconomy.ru/articles/14162/(дата обращения: 20.01.2016)
Сильвестров. С.Н. Государственно-частное партнерство в инвестиционной сфере энергетикиhttp://www.koism.rags.ru/science/actions/silv2.php(дата обращения: 20.01.2016)
Варнавский В.Г., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика / Науч.ред. А.В. Клименко. М:ГУ-ВШЭ, 2010, с 6
Холодная Н.Д. Государственно-частное партнерство – новый тип отношений в российской экономике// Вопросы государственного и муниципального управления, 2009, №2, с 52; http://vgmu.hse.ru/data/2010/12/31/1208184321/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%2042-56.pdf (дата обращения: 20.01.2016)
Варнавский В.Г. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике: учебное пособие. М.: МГИМО (У) МИД России, 2013, с 27-28
Варнавский В.Г., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика / Науч.ред. А.В. Клименко. М.:ГУ-ВШЭ, 2010, с 7
Варнавский В.Г. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике: учебное пособие. М.: МГИМО (У) МИД России, 2013, с 29
Там же
Варнавский В.Г., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика / Науч.ред. А.В. Клименко. М:ГУ-ВШЭ, 2010, с 7
Варнавский В.Г., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика / Науч.ред. А.В. Клименко. М:ГУ-ВШЭ, 2010, с 12-13
Варнавский В.Г. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике: учебное пособие. М.: МГИМО (У) МИД России, 2013, с 38
Федеральныйзаконот21.07.2005 № 115-ФЗ «Оконцессионныхсоглашениях».http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166136(дата обращения: 20.01.2016)
Варнавский В.Г., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика / Науч.ред. А.В. Клименко. М.:ГУ-ВШЭ, 2010, с 25
Русинова А. В процессе узаконивания // Эксперт Северо-Запад №42, 2013 http://expert.ru/northwest/2013/42/v-protsesse-uzakonivaniya/(дата обращения: 20.01.2016)
Варнавский В.Г. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике: учебное пособие. М.: МГИМО (У) МИД России, 2013, с 41
Делмон Джеффри Государственно-частное партнерство в инфраструктуре: практическое руководство для органов государственной власти / Джеффри Делмон. – Астана: ИЦ Апельсин, 2010, с 6
Варнавский В.Г. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике: учебное пособие. М.: МГИМО (У) МИД России, 2013, с 19
Варнавский В.Г., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика / Науч.ред. А.В. Клименко. М.:ГУ-ВШЭ, 2010, с 16
Варнавский В.Г. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике: учебное пособие. М.: МГИМО (У) МИД России, 2013, с 141
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 145ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Лучшая дорога России построена по концессии// Концессии и инфраструктурные инвестиции Экспертный журнал URL: http://www.investinfra.ru/koncessii/40-koncessionnyy-proekt-avtodorogi.html (дата доступа: 20.01.2016 г.)
URL: http://www.russianhighways.ru/for_investor/investment_projects/promising_investment_projects/ (дата доступа: 20.01.2016 г.)
Гришель В.М., Сачек А.Н. Экономическая сущность и роль государственно-частного партнерства в реализации инвестиционной политики региона // Стратегия инновационного развития регионов. – Гродно, 2010 . Ч.1 с 26. http://www.elib.grsu.by/katalog/151468-309901.pdf?d=true (дата обращения: 20.01.2016)
Сазонов В.Е. Государственно-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово-правовые аспекты / Кафедра административного и финансового права Российского университета дружбы народов / Предисл. д.ю.н. Зеленцова А.Б. – М., 2012, с 24
Резниченко Н.В. Модели государственно-частного партнерства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. «Менеджмент» - 2010, выпуск 4, с 66http://www.vestnikmanagement.spbu.ru/archive/pdf/486.pdf(дата обращения: 20.01.2016)
Гришель В.М., Сачек А.Н. Экономическая сущность и роль государственно-частного партнерства в реализации инвестиционной политики региона // Стратегия инновационного развития регионов. –Гродно, 2010 . Ч.1 с 30.http://www.elib.grsu.by/katalog/151468-309901.pdf?d=true (дата обращения: 20.01.2016)
Подлебецкий Я. ГЧП в жизни Европы // ГЧП журнал №3, 2013, с 53 http://www.pppjournal.ru/assets/files/archive/8/p3journal_issue03_new.pdf(дата обращения: 20.01.2016)
Подлебецкий Я. ГЧП в жизни Европы // ГЧП журнал №3, 2013, с 54 http://www.pppjournal.ru/assets/files/archive/8/p3journal_issue03_new.pdf(дата обращения: 20.01.2016)
Варнавский В.Г. Управление государственно-частными партнерствами за рубежом // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2012. – № 2, с 140
Подлебецкий Я. ГЧП в жизни Европы // ГЧП журнал №3, 2013, с 57http://www.pppjournal.ru/assets/files/archive/8/p3journal_issue03_new.pdf(дата обращения: 20.01.2016)
Варнавский В.Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. М.2002, 146 с.- С.123-124
Варнавский В.Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. М.2002, 146 с.- С.127-129
Фернандо Гутьеррес де Вера Сомневаться не приходится: Западные компании устали ждать государственные заказы от своих правительств и надеются получить контракты в России// ГЧП журнал http://pppjournal.ru/article1 (дата обращения: 20.01.2016)
Тимофеев А Развитие транспортной инфраструктуры России: игра на опережение/TheBostonConsultingGroup, Inc. 2012, 24 с. – С.20-21// URL: http://www.pppi.ru/sites/all/themes/pppi/img/ppp_transport_sphere.pdf (дата доступа: 20.01.2016)
Варнавский В.Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. М.2002, 146 с.- С.118-119
Государственная компания «Российские автомобильные дороги»// URL: http://www.russianhighways.ru/for_investor/investment_projects/promising_investment_projects/ (дата доступа: 20.01.2016 г.)
3
Официальные документы РФ:
1) Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2) Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
3) Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 145 ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Другие официальные источники:
4) Барьеры развития механизма ГЧП в России. – М.; НПФ «Экспертный институт», 2010, с 27
http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/Analitika/ppp-Results_24_11_2010_Fin_1.pdf
5) Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации. – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2015, 68 с. – С.58-60
6) Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации / Под ред. П.Л.Селезнева – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014, с 6
http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf
7) Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах РФ // Центр развития ГЧП совместно с Министерством экономического развития РФ. Москва, 2013.
http://economy.gov.ru/minec/resources/85755497-434d-48d9-a486-2980e4982535/GChP-Recommend_web.pdf
Монографии:
8) Бик С.И., Радзиевский А.С. Концессии, изменившие мир М., 2014 г.
9) Варнавский В.Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. М.: Институт мировой экономики и международных отношений РАН. 2002г. 148 с.
10) Варнавский В.Г. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике: учебное пособие. М.: МГИМО (У) МИД России, 2013
11) Варнавский В.Г., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика / Науч.ред. А.В. Клименко. М.: ГУ-ВШЭ, 2010
12) Гришель В.М., Сачек А.Н. Экономическая сущность и роль государственно-частного партнерства в реализации инвестиционной политики региона // Стратегия инновационного развития регионов. –Гродно, 2010. Ч.1
13) Джеффри Д. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре: практическое руководство для органов государственной власти / Астана: ИЦ Апельсин, 2010, с. 6
14) Сазонов В.Е. Государственно-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово-правовые аспекты / Кафедра административного и финансового права Российского университета дружбы народов / Предисл. д.ю.н. Зеленцова А.Б. – М., 2012
15) Сильвестров С.Н. Государственно-частное партнерство в инновационных системах / под общей редакцией Сильвестрова С.Н. М.: Научная книга, 2008
16) Софронова В.В., Колин М.М. Использование механизмов государственно-частного партнерства для развития экономики // В кн.: под редакцией: Е. А. Сборник статей по материалам IX научно-технической конференции студентов и преподавателей НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «Современные проблемы в области экономики, менеджмента, бизнес-информатики, юриспруденции и социально-гуманитарных наук» Н. Новгород: Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2011, с. 69-76
Материалы периодических изданий:
17) Варнавский В.Г. Управление государственно-частными партнерствами за рубежом // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2012. – № 2, с. 140
18) Васильева А. Готовность регионов к ГЧП // ГЧП журнал №1(4), 2014, с 82
http://www.pppjournal.ru/assets/files/archive/9/gchp2014mart.pdf
19) Гагарин П.А. Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы развития // Финансовая газета, №14, 2013
http://www.gradient-alpha.ru/press-center/articles/2013/04/12/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-problemyi-i-perspektivyi-razvitiya/
20) Ерофеев А. Государственно-частное партнерство в российских условиях // Ведомости, 27.03.2013
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/10471921/kak_vklyuchit_gchp
21) Концессия соединила Ванкувер и Ричмонд// Концессии и инфраструктурные инвестиции Экспертный журнал http://www.investinfra.ru/mirovoy-opyt/18-koncessija-soedinila-vankuver-i-richmond.html
22) Кубарев Е.Н. Перспективы становления концессионных отношений на основе исторического Российского опыта // Российское предпринимательство – 2008 - №6 Выпуск 2 (113), с 36
http://www.creativeconomy.ru/articles/12374/
23) Лучшая дорога России построена по концессии// Концессии и инфраструктурные инвестиции Экспертный журнал http://www.investinfra.ru/koncessii/40-koncessionnyy-proekt avtodorogi.html
24) Официальный сайт Государственной компании «Российские автомобильные дороги»// URL: http://www.russianhighways.ru/for_investor/investment_projects/promising_investment_projects/
25) Подлебецкий Я. ГЧП в жизни Европы // ГЧП журнал №3, 2013, с 54 http://www.pppjournal.ru/assets/files/archive/8/p3journal_issue03_new.pdf
26) Резниченко Н.В. Модели государственно-частного партнерства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. «Менеджмент» - 2010, выпуск 4, с 66
http://www.vestnikmanagement.spbu.ru/archive/pdf/486.pdf
27) Ромин П. Работа над ошибками // ГЧП Журнал №1(4), 2014, с 41
http://www.pppjournal.ru/assets/files/archive/9/gchp2014mart.pdf
28) Русинова А. В процессе узаконивания // Эксперт Северо-Запад №42, 2013
http://expert.ru/northwest/2013/42/v-protsesse-uzakonivaniya/
29) Тимофеев А Развитие транспортной инфраструктуры России: игра на опережение/TheBostonConsultingGroup, Inc. 2012, 24 с. – С.20-21// http://www.pppi.ru/sites/all/themes/pppi/img/ppp_transport_sphere.pdf
30) Фернандо Гутьеррес де Вера Сомневаться не приходится: Западные компании устали ждать государственные заказы от своих правительств и надеются получить контракты в России// ГЧП журнал http://pppjournal.ru/article1
31) Фрейдин И.В. Государственно-частное партнерство как основополагающий элемент финансирования развития транспортной отрасли//Российское предпринимательство, 2011, №11 выпуск 1(195), с 15;
http://www.creativeconomy.ru/articles/14162
32) Холодная Н.Д. Государственно-частное партнерство – новый тип отношений в российской экономике// Вопросы государственного и муниципального управления, 2009, №2, с 42;
http://vgmu.hse.ru/data/2010/12/31/1208184321/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%2042-56.pdf
Справочная литература:
33) Государственно-частное партнерство в России. – М., Центр развития государственно-частного партнерства, 2013 год
Интернет ресурсы:
34) ГЧП: модная игрушка // Ведомости: [онлайн-издание]
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/448761/modnaya_igrushka
35) Бородычева И., Концессии как одна из форм партнерства в ЖКХ // Современная Россия [онлайн-журнал]
http://observer.materik.ru/observer/N9-10_2004/9-10_08.HTM
36) Гриценко П. Бюрократия мешает развитию государственно-частного партнерства в России, решили участники Петербургского форума // Ведомости: [онлайн-издание]
http://www.vedomosti.ru/politics/news/26918101/odno-iz-osnovnyh-prepyatstvij-na-puti-razvitiya-proektov
37) Ерофеев А. Государственно-частное партнерство в российских условиях // Ведомости: [онлайн-издание]
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/10471921/kak_vklyuchit_gchp
38) Лютова М. Минфин хочет знать, зачем регионам государственно-частное партнерство // Ведомости: [онлайн-издание]
http://www.vedomosti.ru/politics/news/8738391/glavnye_partnery_biznesa
39) Лютова М., Титов С., Более половины регионов не готовы к государственно-частному партнерству // Ведомости: [онлайн-издание]
http://www.vedomosti.ru/finance/news/23839561/chastnye-partnery-regionam-ne-nuzhny
40) Шмелева Е. Проекты на триллион // Российская газета: [онлайн-издание]
http://www.rg.ru/2014/03/18/gchp.html
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет государственно-частное партнерство в преодолении финансового и экономического кризиса?
Государственно-частное партнерство играет важную роль в преодолении финансового и экономического кризиса, так как позволяет привлечь частный капитал для реализации инфраструктурных проектов и создания новых рабочих мест, что стимулирует экономический рост и развитие страны.
Какие формы реализации государственно-частного партнерства существуют в условиях кризиса?
В условиях кризиса существуют различные формы реализации государственно-частного партнерства, включающие совместные предприятия, концессионные соглашения, арендные отношения, долевое участие и т.д. Каждая из этих форм имеет свои особенности и применима в определенных ситуациях.
Каким образом нормативно-правовое регулирование влияет на проекты государственно-частного партнерства?
Нормативно-правовое регулирование имеет важное значение для проектов государственно-частного партнерства, так как определяет правила и условия их реализации. Оно обеспечивает прозрачность и защиту интересов всех сторон, а также способствует привлечению частного капитала в проекты инфраструктурного развития.
Какие основные принципы лежат в основе государственно-частного партнерства?
Основными принципами государственно-частного партнерства являются прозрачность, конкурентность, эффективность, сохранение интересов государства и частного сектора, а также социальная ответственность. Эти принципы обеспечивают успешное взаимодействие между государством и частным сектором и достижение поставленных целей проектов.
Какие основные понятия связаны с государственно-частным партнерством?
Основными понятиями, связанными с государственно-частным партнерством, являются инфраструктурные проекты, инвестиции, риски, финансирование, совместная деятельность, передача прав и обязанностей, контроль и гарантии. Эти понятия определяют взаимоотношения и обязательства сторон в рамках государственно-частного партнерства.
Какое значение имеет государственно-частное партнерство в преодолении финансового и экономического кризиса?
Государственно-частное партнерство играет важную роль в преодолении финансового и экономического кризиса, поскольку позволяет объединить ресурсы государства и частного сектора для реализации различных проектов. Благодаря такому сотрудничеству можно привлечь дополнительные инвестиции, снизить бюджетные расходы и повысить эффективность реализации проектов.
Каковы основные принципы и формы реализации государственно-частного партнерства в условиях финансового и экономического кризиса?
Основными принципами государственно-частного партнерства в условиях кризиса являются прозрачность, эффективность, рентабельность и ответственность всех сторон. Формы реализации могут включать совместные предприятия, концессионные соглашения, аренду, долевое участие и др. Главное, чтобы выбранная форма соответствовала целям и задачам проекта и обеспечивала достижение положительных экономических результатов в условиях кризиса.
Как регулируется государственно-частное партнерство в Российской Федерации?
Государственно-частное партнерство в Российской Федерации регулируется нормативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве", другими федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, международными договорами и другими нормативными актами. Это обеспечивает установление правовых основ и процедур для реализации проектов государственно-частного партнерства.
Какие понятия важны при реализации государственно-частного партнерства в условиях финансового и экономического кризиса?
При реализации государственно-частного партнерства в условиях кризиса важными понятиями являются: инвестиции, эффективность использования бюджетных средств, риск, стимулы для участников проекта, социальная ответственность, контроль за исполнением договорных обязательств и другие. Правильное понимание и учет этих понятий помогут более эффективно использовать преимущества государственно-частного партнерства в условиях кризиса.
Какое значение имеет государственно-частное партнерство в преодолении финансового и экономического кризиса?
Государственно-частное партнерство играет важную роль в преодолении финансового и экономического кризиса. Оно позволяет привлекать частные инвестиции и ресурсы для реализации инфраструктурных проектов, таких как строительство дорог, аэропортов, энергетических объектов и других. Благодаря сотрудничеству государства и частного сектора удается ускорить реализацию проектов, улучшить качество предоставляемых услуг и создать новые рабочие места. Таким образом, государственно-частное партнерство способствует стимулированию экономического роста и развитию страны.
Какие формы реализации государственно-частного партнерства применяются в условиях финансового и экономического кризиса?
В условиях финансового и экономического кризиса используются различные формы реализации государственно-частного партнерства. Одной из них является концессия, при которой частное предприятие получает право на предоставление определенных услуг или эксплуатацию объектов инфраструктуры на определенный срок. Также применяются формы публично-частного партнерства, при которых государство и частная компания совместно инвестируют в проект и разделяют ответственность за его реализацию. В условиях кризиса активно применяются такие формы государственно-частного партнерства, как бот или бут, при которых государство передает право собственности на объект инфраструктуры частной компании в обмен на выполнение строительных работ или предоставление услуг.