Город как коммуникационная среда
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 24.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: ГОРОДСКИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ НА КОММУНИКАТИВНУЮ СФЕРУ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 10
2.1. Бесчувственное равнодушие (Георг Зиммель) 10
2.2. Рассеяное восприятие и массовая культура (Вальтер Беньямин) 12
2.3. Право на город (Анри Лефевр) 15
ГЛАВА 3. КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА 18
3.1. Улицы города как коммуникативное пространство 18
3.2. Коммуникативные практики городских жителей 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Уместно вспомнить практику фланерства: фланер— это гуляющий горожанин, праздный, но не бездельный, идущий по городу так, как иной идет по своему дому. Кроме логистической функции, городские улицы обладают другой, не менее важной: социально-коммуникативной. Улица должна быть местом общения жителей города; чтобы это стало возможно, проводится реновация улиц: изменение городского ландшафта с учетом социально-коммуникативных потребностей. Т. С. Дмух пишет: «Зарубежная практика показывает, интересные примеры решения данной проблемы в процессе реконструкции города. Зачастую она решается за счет увеличения тротуаров и сужения проезжей части. При этом сужение проезжей части осуществляется за счет уменьшения потока индивидуальных автомобилей и развития общественного транспорта. Другим примером реконструкции города с целью развития общественных пространств является Хай-Лайн (TheHighLine— букв. высокая линия) в Нью-Йорке. Хай-Лайн представляет собой своеобразный парк в Манхэттене на высоте порядка 10 метров от поверхности земли, основанный на заброшенной железнодорожной линии. Одним из путей увеличения системы общественных пространств в городе является превращение некоторых улиц в пешеходные, как, например, произошло при реконструкции ул. Бродвей в Нью-Йорке. Значительную часть ее отдали пешеходам, поставили столики, стулья, вазы с цветами».Пример того, как на лефевровский манер креативная молодежь предъявляет свое право на город — это бывшие заводы, в течение последнего десятилетия превратившиеся в культурные кластеры: московские Винзавод и Artplay, петербургские Этажи и множество других мест такого рода, сочетающих под одной крышей центры современного искусства, мастерские, книжные и дизайнерские магазины, хостелы, антикафе и множество разного рода третьих мест. 3.2. Коммуникативные практики городских жителейНеоднократно упоминавшиеся третьи места заслуживают более подробного рассмотрения. Это антикафе (также называемые тайм-кафе) — места, где посетителя платят за проведенное время, а чай, кофе и закуски предоставляются в неограниченном количестве. В таких местах проходят мастер-классы и лекции, воркшопы и просмотры фильмов; люди играют в настольные игры, иногда работают. Это сближает антикафе с коворкингом— «третьим местом», созданным как комфортное пространство для удаленной работы. Офисные помещения с компьютерами, принтерами и прочей техникой, среди прочего, помогают фрилансерамсконцентривраться (что зачастую не так-то просто сделать дома). Отдельно стоит упомянуть идущую полным ходом реновацию парков и библиотек: в Москве два самых ярких примера — это Парк имени Горького и Библиотека им. Ф. М. Достоевского. Библиотеки вообще обретают второе дыхание, становясь не столько местом хранения информации (за этим все чаще обращаются к интернету), сколько центром коммуникативных практик. В библиотеках появляется wi-fi, в них устраивают встречи, мастер-классы и разнообразные мероприятия. Кроме этого, существует множество нелокализованных городских коммуникативных практик: это буккроссинг (шкафы с книгами, где любой может взять понравившуюся книгу и оставить свою взамен), фримаркеты, спонтанные рождественские ярмарки и гаражныераспродажи (изначально американская практика yardsale, распродажи надоевшего хлама, затеваемая не столько ради прибыли, сколько как коммуникативная практика), ресторанные дни (фестивали еды, когда любой желающий может на один день открыть свой ресторан, бар или кафе), фудмаркеты и мероприятия вроде ночи музеев (когда множество музеев работают допоздна или даже до утра, а многие к тому же разрабатывают специальные праздничные программы) или библионочи (когда допоздна работают бибилиотеки и книжные магазины). Кроме этого, набирают популярность квесты: не городские, пик моды на которые пришелся на середину 2000-ых, а игры жанра «найди выход из комнаты», суть которых в том, чтобы выбраться из закрытого помещения. Все эти практики связаны с поствиртуальной волной городской культуры, заключающейся в синтезе реального и виртуального. Этот этап возник с популяризацией беспроводных средств связи (wi-fi, GPRS и т.д.), и самой популярной его идеей является «умный город» — город с полностью компьютеризованной средой. А. Квят пишет: «Новой нормативной моделью современного города становится «tertiumquidcity» (лат. tertiumquid— нечто третье, среднее, промежуточное; «город третьего типа»). Этот термин, предложенный в 2005 г. исследователями городской коммуникации Г. Гумпертом и С. Дракер, означает такой тип города, где физическая и электронная среда дополняют друг друга, а новые медиатехнологии гармонично сочетаются с традиционными формами межличностной коммуникации. Согласно образному определению Гумперта и Дракер, это сочетание дает возможность «одновременно наслаждаться цифровым ландшафтом и магией тротуара». Поскольку латинизм «tertiumquid» в русском языке используется редко, для обозначения этой урбанистической модели можно предложить более релевантный термин «город 3.0» — по аналогии с актуальным на сегодняшний день понятием «web 3.0», которое в одной из трактовок означает взаимодействие Интернета с физическим пространством».Именно черты «города 3.0» проявляют российские города, когда в них появляется множество третьих мест (антикафе, коворкинги, парки, библиотеки) и новых городских коммуникативных практик (ярмарки, квесты,буккроссинг, ресторанные дни и гаражные распродажи). Разумеется, эти черты пока не являются основополагающими для российской культуры, представляя скорее культуру альтернативную или локальную — но можно предположить, что лефевровское «право на город» будет продолжать осуществляться и дальше, делая города приятными и удобными местами не только для работы и семейной жизни, но и для жизни общественной: не в политическом, а в социальном плане. ЗАКЛЮЧЕНИЕРассмотрев с разных сторон концепцию города как коммуникационной среды, можно прийти к ряду выводов. Во-первых, ряд важных черт городских коммуникативных практик складывается еще в начале XX века и вырисовывается все четче на протяжении этого столетия, вместе с ростом урбанизации: это интеллектуальный, рационалистический характер городской жизни; характерный для горожанина тип восприятия— рассеянное внимание и умение декодировать язык современной массовой культуры; наконец, право и желание жителей города трансформировать этот город под свои нужды, присваивать его пространство, в чем бы это не выражалось: в создании культурных кластеров на месте бывших заводов, в пикниках посреди городских парков, в спонтанных гаражных распродажах или в участии в городских квестах. Пространство города пластично, социально-коммуникативное пространство города пластичнее вдвойне, и сейчас, в период поствиртуальных городских исследований, мы своими глазами наблюдаем, как оно изменяется с каждым днем.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБедаш Ю. А. Концепция социального пространства Анри Лефевра // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 11(126), 2012.Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. — М.: Культурный центр имени Гете, 1996.Вебер М. История хозяйства. — М.: Канон-Пресс-Ц. Кучково поле, 2001.Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Вирт Л. Избранные работы по социологии. — М.: ИНИОН РАН, 2005.Герои «Игры престолов» прорекламировали банк «Открытие» // Электронный ресурс: Проект sostav.ru. URL: http://www.sostav.ru/publication/geroi-igry-prestolov-proreklamirovali-bank-otkrytie-21882.html (дата обращения: 23.05.2016)Дмух Т. С., Моор В. К., Гаврилов А. Г. Городские улицы как социально-коммуникативные пространства города // Новые идеи нового века, т. 2, 2014. С. 78 — 80.Зеленцов М. В. Городские медиа: условия функционирования // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4. № 3. С. 262-272.Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос, 2002, 3-4. Цит. по: электронный ресурс «Журнальный зал», URL: http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/zim.html (дата обращения: 23.05.2016).Иванов К. Средневековые замок, город, деревня и их обитатели. — М.: Ломоносов, 2015.Квят А. Г. История зарубежных городских коммуникативных исследований // Медиаскоп. 2014. № 4. Квят А. Г. Кафе без еды, фастфуд как медиа, временный парк: поствиртуальность и город 3.0 в России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2014. № 3. С. 126-136.Маккуайр С. Медийный город. Медиа, архитектура и городское пространство. — StrelkaPress, 2014.Моисеева А. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Том. политехн. ун-т. — Томск, 2004. — 128 с. Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. — М.: Прогресс-Традиция, 2009.Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. — М.: Новое литературное обозрение, 2014.Парк Р. Э. Город как социальная лаборатория // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». — СПб., 2008. С. 29-43.Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2002.Харви Д. Право на город // Логос, 2008. С. 92 — 93.Черткова Г. С. Ж. Лефевр. Великий страх 1789 года // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. — М., 1996.Parker S. UrbanTheory & theUrbanExperience: EncounteringtheCity. — L.: Routledge, 2004.
1. Бедаш Ю. А. Концепция социального пространства Анри Лефевра // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 11 (126), 2012.
2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. — М.: Культурный центр имени Гете, 1996.
3. Вебер М. История хозяйства. — М.: Канон-Пресс-Ц. Кучково поле, 2001.
4. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Вирт Л. Избранные работы по социологии. — М.: ИНИОН РАН, 2005.
5. Герои «Игры престолов» прорекламировали банк «Открытие» // Электронный ресурс: Проект sostav.ru. URL: http://www.sostav.ru/publication/geroi-igry-prestolov-proreklamirovali-bank-otkrytie-21882.html (дата обращения: 23.05.2016)
6. Дмух Т. С., Моор В. К., Гаврилов А. Г. Городские улицы как социально-коммуникативные пространства города // Новые идеи нового века, т. 2, 2014. С. 78 — 80.
7. Зеленцов М. В. Городские медиа: условия функционирования // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4. № 3. С. 262-272.
8. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос, 2002, 3-4. Цит. по: электронный ресурс «Журнальный зал», URL: http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/zim.html (дата обращения: 23.05.2016).
9. Иванов К. Средневековые замок, город, деревня и их обитатели. — М.: Ломоносов, 2015.
10. Квят А. Г. История зарубежных городских коммуникативных исследований // Медиаскоп. 2014. № 4.
11. Квят А. Г. Кафе без еды, фастфуд как медиа, временный парк: поствиртуальность и город 3.0 в России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2014. № 3. С. 126-136.
12. Маккуайр С. Медийный город. Медиа, архитектура и городское пространство. — Strelka Press, 2014.
13. Моисеева А. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Том. политехн. ун-т. — Томск, 2004. — 128 с.
14. Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. — М.: Прогресс-Традиция, 2009.
15. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. — М.: Новое литературное обозрение, 2014.
16. Парк Р. Э. Город как социальная лаборатория // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». — СПб., 2008. С. 29-43.
17. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2002.
18. Харви Д. Право на город // Логос, 2008. С. 92 — 93.
19. Черткова Г. С. Ж. Лефевр. Великий страх 1789 года // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. — М., 1996.
20. Parker S. Urban Theory & the Urban Experience: Encountering the City. — L.: Routledge, 2004.
Вопрос-ответ:
Какие аспекты городской жизни могут влиять на коммуникативную сферу?
В городе существует множество коммуникативных практик, влияющих на общение людей. К таким аспектам можно отнести уличную среду, активность и насыщенность жизни в городе, массовую культуру, особенности коммуникации между жителями.
Какие теоретические концепции относятся к влиянию городской жизни на коммуникативную сферу?
Георг Зиммель разработал концепцию "бесчувственного равнодушия", указывая на своеобразную аномию и отчуждение в городской среде. Вальтер Беньямин сфокусировался на рассеянном восприятии и массовой культуре, отмечая ее важность для общения в городе. Анри Лефевр выдвинул идею "права на город", подчеркивая социальную значимость общественного пространства и его влияние на коммуникацию.
Каким образом улицы города могут быть коммуникативным пространством?
Улицы города служат местом встречи и общения людей. Они создают особую атмосферу, предоставляют возможность наблюдать окружающих, общаться с ними и получать информацию о происходящих событиях. Уличная среда играет важную роль в формировании коммуникативного пространства города.
Какие коммуникативные практики можно наблюдать в городе?
В городе существует множество коммуникативных практик, которые проявляются в повседневной жизни людей. К ним относятся, например, разговоры и диалоги между жителями, обмен информацией, использование невербальных средств коммуникации, таких как жесты или мимика, а также взаимодействие в социальных сетях и онлайн-платформах.
Какие факторы оказывают влияние на коммуникативное пространство в современном городе?
Многие факторы оказывают влияние на коммуникативное пространство в современном городе, такие как социальный статус людей, культурные различия, технологические инновации, особенности городской среды и шумовой фон. Все эти факторы формируют особую динамику в коммуникации горожан.
Какие аспекты городской жизни изучается в данной статье?
В данной статье изучается влияние городской жизни на коммуникативную сферу, а также рассматриваются различные теоретические концепции в этой области.
Какие главы содержит данная статья?
Статья состоит из трех глав. В первой главе рассматривается городская коммуникативная практика как предмет исследования. Во второй главе освещаются основные теоретические концепции, такие как бесчувственное равнодушие, рассеяное восприятие и право на город. В третьей главе рассматривается коммуникативное пространство современного города, в частности улицы города как коммуникативное пространство.
Какие теоретические концепции рассматриваются во второй главе статьи?
Во второй главе статьи рассматриваются следующие теоретические концепции: бесчувственное равнодушие Георга Зиммеля, рассеяное восприятие и массовая культура Вальтера Беньямина и право на город Анри Лефевра.
Что является предметом исследования в первой главе статьи?
Предметом исследования в первой главе статьи является городская коммуникативная практика.
Какое влияние городская жизнь оказывает на коммуникативную сферу?
Городская жизнь оказывает значительное влияние на коммуникативную сферу. В статье рассматриваются различные теоретические концепции, такие как бесчувственное равнодушие, рассеяное восприятие и право на город, которые помогают понять это влияние более подробно.
Что такое городская коммуникативная среда?
Городская коммуникативная среда - это совокупность всех коммуникационных процессов, которые происходят в городе между его жителями и влияют на формирование и развитие общественной жизни.