Кинематограф в поэзии Серебряного века

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 25 25 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 10.08.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 4
1.1. Поэзия Серебряного века 4
1.2. Влияние кино на литературу и поэзию 7
1.3. Синефилы и антисинемисты 10
ГЛАВА 2. ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА О КИНЕМАТОГРАФЕ 14
2.1. «В электрическом сне наяву» 14
2.2. Нарративная сторона: доктор Мабузе, доктор Калигари 15
2.3. Техническая сторона: приемы монтажа в поэзии 16
2.4. «Ваши пальцы пахнут ладаном...» Поэзия и актерская игра 18
2.5. «Роскошное воображенье самоуверенного пошляка» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23



Фрагмент для ознакомления

Так, батальные сцены окрашивались красным, ночь и день обозначались соответственно синим и светло-розовым, а зеленый цвет символизировал что-то фантастическое или страшное [4]).Тот же «монтаж» можно увидеть у Александра Блока:«В кабаках, в переулках, в извивах,В электрическом сне наявуЯ искал бесконечно красивыхИ бессмертно влюблённых в молву.Были улицы пьяны от криков.Были солнца в сверканьи витрин.Красота этих женственных ликов!Эти гордые взоры мужчин!» [2, c. 108]Вот как харатеризовал манеруБлока А. Белый: «без связи, без цели, без драматического смысла, мягко струит на нас гибнущая душа ряд своих образов: символизм — ряд синематографических ассоциаций, бессвязность — вот смысл блоковской драмы» [1, c. 98].2.4. «Ваши пальцы пахнут ладаном...» Поэзия и актерская играПоэзия Серебряного века, безусловно, много потеряла бы, не вдохновляй поэтов своей игрой актеры, которым те посвящали стихи. Речь о, например, Чарли Чаплине, о котором Мандельштам писал: «Две гляделки, полные чернилИ прекрасных удивлённых сил.Чарли Чаплин — заячья губа,Две подмётки — жалкая судьба.Как-то мы живём неладно все — чужие, чужие…» [14, c. 263]Образ Чарли Чаплина, смешного и трогательного бродяги, занимает огромное место в культуре ХХ века. Илья Эренбург писал о нем: ««Шарло наш, то есть новый, левый, ФУТУРИСТ <…> Мы видим, что Шарло не артист настроений, не вдохновенный комик, но строгий КОНСТРУКТОР, тщательно разрабатывающий схему движений, как средневековый жонглер. Он смешит не безыскусным движением, но применением точной ФОРМУЛЫ» [8, c. 127].И, конечно, нельзя не упомянуть посвящения Вере Холодной — звезде российского кинематографа десятых годов. Именно ей посвящены лучшие романсы А. Вертинского, уже сотню лет не теряющие своей чарующей свежести:«Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?Куда ушёл Ваш китайчонок Ли?..Вы, кажется, любили португальца,А может быть, с малайцем Вы ушли.В последний раз я видел Вас так близко,В пролёты улиц Вас умчал авто,Мне снилось, что теперь в притонах Сан-ФранцискоЛиловый негр Вам подаёт манто» [5, c. 18-19].2.5. «Роскошное воображенье самоуверенного пошляка»Последняя (хотя и не по значимости) тенденция, характерная для столкновения кинематографа и поэзии — это, конечно, ирония. Иронический тон был естественной реакцией образованного меньшинства на вкусы необразованного большинства, которое — впервые — начало задавать тон в искусстве. Именно поэтому множество стихотворений высмеивают шаблонность, стереотипность, лубочность первых кинофильмов. Набоков в 1928 году пишет:«Люблю я световые балаганывсё безнадёжнее и всё нежней.Там сложные вскрываются обманыпростым подслушиваньем у дверей.Там для распутства символ есть единый —бокал вина, а добродетель — шьёт.Между чертами матери и сынаострейший глаз там сходства не найдёт.И со своей подругою приказчик,встречая ветра влажного напор,держа ладонь над спичкою горящей,насмешливый выносит приговор» [16, c. 595 - 596].Ирония здесь чувствуется не только в высмеивании незатейливых визуальных кодов (бокал вина — порок, вышивание — добродетель), но и в том, как та самая публика, на которую рассчитан этот фильм (приказчика в начале ХХ века можно, пожалуй, сравнить с офисным работником ХХI), обсуждает фильм с насмешкой, то есть, сознательно или бессознательно понимая, как нелестно выглядит аудитория, на которую этот фильм рассчитан, пытается дистанцироваться от этой аудитории; автор иронизирует над иронизирующими героями, оставляя читателя размышлять, насколько искренна его собственная ирония (из многочисленных мемуаров, впрочем, следует, что Набоков в кино бывал, и довольно часто).Другой прекрасный пример иронии — «Кинематограф» Осипа Мандельштама, уже цитировавшийся в начале этой работы. Один из тонких ходов здесь — игра на двузначности слова «роман»: «Не удержать любви полёта:Она ни в чём не виновата!Самоотверженно, как брата,Любила лейтенанта флота.А он скитается в пустыне,Седого графа сын побочный.Так начинается лубочныйРоман красавицы-графини» [13, c. 30 - 31].Лубочный роман — это массовое и крайнедешевое издание, зачастую с картинками, довольно примитивное и рассчитанное на самого невзыскательного читателя; в качестве эпитета перед «романом» как романтической связью слово «лубочный» начинает, конечно, играть новыми красками.Впрочем, нужно отметить, что и у Набокова, и у Мандельштама, и даже у Набатова (Блондинка Мери / Скучает у балконной двери, (...) Являясь лакомым кусочком / Для нижеследующих лиц: / Калигари и Мабузе, / Два испанца, три француза, / Чарли Чаплин, Гарри Пиль, / Грузовой автомобиль...» [15]) насмешка звучит совершенно не зло; очевидно, что каждый из них, иронизируя над вкусом большинства, понимает и принимает значимость кино как нового вида искусства.ЗАКЛЮЧЕНИЕГлубокая сеть взаимовлияний, пронизывающая поэзию и кинематограф начала ХХ века, несомненна, но, кроме «чувства фильма», являющегося фоном эпохи, существует ряд конкретных черт, свойственных поэзии и возникших как результат ее взаимодействий с кинематографом. Это особый, кинематографический ритм, другое, новое чувство времени, равно как и сама возможность оперировать временем, — и ее логическое следствие, прием монтажа, которым поэты пользовались не менее блестяще, чем режиссеры и операторы. Кроме этого, поэзия заимствовала у кино ряд сюжетов и персонажей, как выдуманных, так и настоящих: докторовМабузе и Калигари, Чарли Чаплина и МаксаЛиндера.Ирония в поэзии была неизбежной реакцией на вкусы массового зрителя, диктующего продюсерам и режиссерам свою волю.В целом, кинематографический контекст литературы стал культурной доминантной на очень долгое время: приемы, сюжеты и персонажи фильмов эпохи немого кино до сих пор востребованы, получая новые воплощения в современной культуре так же, как они получали их в поэзии Серебряного века.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБелый А. Обломки миров // Александр Блок: Pro et Contra. Антология. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. Блок А. А. ***. 1904 // Блок А. А. Полное собрание сочинений и писем в 20-ти томах. —М.: Наука, 1997 — 2010. —Т. 2. С. 108 — 109.Блок А. А. Жизнь моего приятеля. 1914 // Блок А. А. Полное собрание сочинений и писем в 20-ти томах. —М.: Наука, 1997 — 2010. —Т. 3. С. 29 — 34. Бурмистрова Ю. Цветное кино. Становление // Частный корреспондент, 2009. — URL: http://www.chaskor.ru/article/tsvetnoe_kino_stanovlenie_6092  (дата обращения: 05.06.2016).Вертинский А. Лиловый негр. 1916 // Вертинский А. То, что я должен сказать (нотное издание). Романсы и песни для голоса в сопровождении фортепиано. Выпуск 1. —М: Музыка, 1990. —С. 18 — 19. Гуральник У. Связь литературы и кино // Электронный ресуср Litena.ru. — URL: http://litena.ru/literaturovedenie/item/f00/s00/e0000261/index.shtml(дата обращения: 05.06.2016).Долинин А. Три заметки о романе Владимира Набокова «Дар» // В. В. Набоков: Pro et Contra. Антология. — СПб.: Изд-вл РХГИ, 1997.Илья Эренбург. А все-таки она вертится. — М.; Берлин, 1922. История отечественного кино. Хрестоматия / Рук. проекта Л. М. Будяк. Авт.-сост. А. С. Трошин, Н.А. Дымшиц, С. М. Ишевская, В. С. Левитова. — М.: Канон, 2011.Кузмин М. А. Новый Гуль. 1924 // Кузмин М. А. Собрание стихов в трех томах.— München: WilhelmFinkVerlag, 1977. —Т. 2. С. 419.Кузмин М. А. Форель разбивает лед. Десятый удар. 1927 // Кузмин М. А. Собрание стихов в трех томах. —München: WilhelmFinkVerlag, 1977. —Т. 2. С. 458.Ликок С. Гувернантка Гетруда. Пер. А. Вышемирского. Цит. по: Электронный ресурс. — URL: http://snark-i-drugie.narod.ru/subdir/gertruda_text.htm(дата обращения: 05.06.2016).Мандельштам О. Э.  Кинематограф. 1913 // Мандельштам О. Э. Собрание сочинений в 4-х томах. —М.: Терра, 1991. —Т. 1. С. 30 — 31. Мандельштам О. Э.  Чарли Чаплин. 1937 // Мандельштам О. Э. Собрание сочинений в 4-х томах. —М.: Терра, 1991. —Т. 1. С. 263 — 265. Набатов И. Пародия на фильмы. 1926. Цит. по статье: Киреева  Л. А.  «Освобождена в связи с закрытием немого кино». Воспоминания пианиста-иллюстратора // Киноведческие записки, №60, 2002.Набоков В. В. Кинематограф. 1928 // Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений в пяти томах. —М.: Симпозиум, 2004 — 2009. —Т. 2. С. 595 — 596. Перцов В. По литературным водоразделам // Анна Ахматова: Pro et Contra. Антология. Т. 1. — СПб.: Изд-вл РХГИ, 2001. Судьбы литературы Серебряного века и русского зарубежья. Сборник статей и материалов: (Памяти Л. А. Иезуитовой: К 80-летию со дня рождения). — СПб., Издательский Дом «Петрополис», 2010.Чулков Г. И. Живая фотография. 1908 // Чулков Г. И. Сочинения. Т. 4: Стихи и драмы. —СПб.: Шиповник, 1911.Янгиров Р. М. «Синефилы» и «антисинемисты». Полемика русской эмиграции о кинематографе в 1920-х гг. (По страницам эмигрантской прессы) // Ежегодник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына, 2010. Цит. по: Электронный ресурс «Русский Путь». — URL: http://www.rp-net.ru/book/articles/ezhegodnik/2010/19-Yangirov.php (дата обращения: 05.06.2016).Янгиров Р. М. «Чувствофильма». Заметки о кинематографическомконтексте в литературерусскогозарубежья 1920 — 1930-ых годов // Империя N. Набоков и наследники. Сб. ст. / Ред.-сост. Ю. Левинг, Е. Сошкин. — М.: Новоелитературноеобозрение, 2006.

1. Белый А. Обломки миров // Александр Блок: Pro et Contra. Антология. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2004.
2. Блок А. А. ***. 1904 // Блок А. А. Полное собрание сочинений и писем в 20-ти томах. — М.: Наука, 1997 — 2010. — Т. 2. С. 108 — 109.
3. Блок А. А. Жизнь моего приятеля. 1914 // Блок А. А. Полное собрание сочинений и писем в 20-ти томах. — М.: Наука, 1997 — 2010. — Т. 3. С. 29 — 34.
4. Бурмистрова Ю. Цветное кино. Становление // Частный корреспондент, 2009. — URL: http://www.chaskor.ru/article/tsvetnoe_kino_stanovlenie_6092 (дата обращения: 05.06.2016).
5. Вертинский А. Лиловый негр. 1916 // Вертинский А. То, что я должен сказать (нотное издание). Романсы и песни для голоса в сопровождении фортепиано. Выпуск 1. — М: Музыка, 1990. — С. 18 — 19.
6. Гуральник У. Связь литературы и кино // Электронный ресуср Litena.ru. — URL: http://litena.ru/literaturovedenie/item/f00/s00/e0000261/index.shtml (дата обращения: 05.06.2016).
7. Долинин А. Три заметки о романе Владимира Набокова «Дар» // В. В. Набоков: Pro et Contra. Антология. — СПб.: Изд-вл РХГИ, 1997.
8. Илья Эренбург. А все-таки она вертится. — М.; Берлин, 1922.
9. История отечественного кино. Хрестоматия / Рук. проекта Л. М. Будяк. Авт.-сост. А. С. Трошин, Н.А. Дымшиц, С. М. Ишевская, В. С. Левитова. — М.: Канон, 2011.
10. Кузмин М. А. Новый Гуль. 1924 // Кузмин М. А. Собрание стихов в трех томах. — München: Wilhelm Fink Verlag, 1977. — Т. 2. С. 419.
11. Кузмин М. А. Форель разбивает лед. Десятый удар. 1927 // Кузмин М. А. Собрание стихов в трех томах. — München: Wilhelm Fink Verlag, 1977. — Т. 2. С. 458.
12. Ликок С. Гувернантка Гетруда. Пер. А. Вышемирского. Цит. по: Электронный ресурс. — URL: http://snark-i-drugie.narod.ru/subdir/gertruda_text.htm (дата обращения: 05.06.2016).
13. Мандельштам О. Э. Кинематограф. 1913 // Мандельштам О. Э. Собрание сочинений в 4-х томах. — М.: Терра, 1991. — Т. 1. С. 30 — 31.
14. Мандельштам О. Э. Чарли Чаплин. 1937 // Мандельштам О. Э. Собрание сочинений в 4-х томах. — М.: Терра, 1991. — Т. 1. С. 263 — 265.
15. Набатов И. Пародия на фильмы. 1926. Цит. по статье: Киреева Л. А. «Освобождена в связи с закрытием немого кино». Воспоминания пианиста-иллюстратора // Киноведческие записки, №60, 2002.
16. Набоков В. В. Кинематограф. 1928 // Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений в пяти томах. — М.: Симпозиум, 2004 — 2009. — Т. 2. С. 595 — 596.
17. Перцов В. По литературным водоразделам // Анна Ахматова: Pro et Contra. Антология. Т. 1. — СПб.: Изд-вл РХГИ, 2001.
18. Судьбы литературы Серебряного века и русского зарубежья. Сборник статей и материалов: (Памяти Л. А. Иезуитовой: К 80-летию со дня рождения). — СПб., Издательский Дом «Петрополис», 2010.
19. Чулков Г. И. Живая фотография. 1908 // Чулков Г. И. Сочинения. Т. 4: Стихи и драмы. — СПб.: Шиповник, 1911.
20. Янгиров Р. М. «Синефилы» и «антисинемисты». Полемика русской эмиграции о кинематографе в 1920-х гг. (По страницам эмигрантской прессы) // Ежегодник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына, 2010. Цит. по: Электронный ресурс «Русский Путь». — URL: http://www.rp-net.ru/book/articles/ezhegodnik/2010/19-Yangirov.php (дата обращения: 05.06.2016).
21. Янгиров Р. М. «Чувство фильма». Заметки о кинематографическом контексте в литературе русского зарубежья 1920 — 1930-ых годов // Империя N. Набоков и наследники. Сб. ст. / Ред.-сост. Ю. Левинг, Е. Сошкин. — М.: Новое литературное обозрение, 2006.

Вопрос-ответ:

Влияние кино на литературу и поэзию - это главная тема статьи?

Да, статья рассматривает влияние кино на литературу и поэзию в период Серебряного века.

Каким образом кино влияло на литературу и поэзию в Серебряном веке?

Кино оказало существенное влияние на литературу и поэзию через использование новых технических и художественных приёмов, а также через создание нового типа культурного образа.

Что такое синефилы и антисинемисты в контексте данной статьи?

Синефилы - это люди, положительно относящиеся к кино и его влиянию на культуру, а антисинемисты - те, кто негативно относится к кинематографу и считает его негативным явлением.

Какие поэты Серебряного века упоминаются в статье и их связь с кинематографом?

В статье упоминаются различные поэты Серебряного века, которые в своих произведениях отражали влияние кино. Они использовали мотивы кино, техники монтажа и актерской игры в своих стихах.

Какое значение имеет актерская игра в поэзии Серебряного века?

Актерская игра имеет важное значение в поэзии Серебряного века, так как поэты использовали образы актеров и методы их выразительности для создания эмоциональной и визуальной силы своих стихов.

Что такое Серебряный век русской культуры?

Серебряный век русской культуры - это период в истории России с конца 19-го века до революции 1917 года, когда происходило множество культурных и интеллектуальных достижений. В этот период сформировались и процветали различные художественные направления, включая литературу и поэзию, а также кинематограф.

Какое влияние оказал кинематограф на литературу и поэзию?

Кинематограф оказал огромное влияние на литературу и поэзию. Это новое искусство стало источником вдохновения для многих творцов, которые видели в кино новые формы и приемы изображения и хотели внести их в свои произведения. Кинематографические техники и сюжеты были использованы в поэтических произведениях, а также появилось много стихотворений, посвященных самому кино.

Кто такие синефилы и антисинемисты?

Синефилы - это люди, которые преклонялись перед кино и смотрели на него как на высокое искусство. Они были восхищены возможностями кино и стремились внести его элементы в другие формы искусства, включая поэзию. Антисинемисты, напротив, относились скептически к кинематографу и полагали, что это искусство менее достойное и важное, чем литература.

Какие приемы монтажа использовались в поэзии Серебряного века?

В поэзии Серебряного века были использованы различные приемы монтажа, которые заимствованы из кинематографа. Это включало использование фрагментов текста или отдельных слов, смешение различных стилей и жанров, а также насыщение произведений визуальными образами и ассоциациями.

Какое взаимодействие было между поэзией и актерской игрой?

Поэты Серебряного века не только использовали кинематографические техники в своих произведениях, но и исследовали взаимодействие поэзии с актерской игрой. Они видели в актере символическое воплощение поэтического текста и стремились передать эмоции и настроения через свои стихи, также как актер передает их через свое тело и жесты.

Какое влияние кино оказало на литературу и поэзию в Серебряном веке?

Кино оказало значительное влияние на литературу и поэзию в Серебряном веке. Кинематограф стал новым источником вдохновения для поэтов, он внес в литературу новые приемы и тематику. Киносъемка и монтажные приемы начали переходить в поэтические тексты.