Логопедическая помощь по устранению дисграфии у детей младшего школьного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 28.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста путем компьютерных технологий 5
1.1. Дисграфия как специальное нарушение письма 5
1.2. Особенности проявления дисграфии у младших школьников 9
1.3. Организация логопедической работы по преодолению дисграфии у детей школьного возраста 11
Глава 2. Эмпирическое исследование дисграфии у детей младшего школьного возраста 14
2.1. Методы и организация исследования 14
2.2. Выявление уровня сформированности навыка письма у младших школьников 17
2.3. Составление методических рекомендаций для педагогов и родителей по коррекции дисграфии у младших школьников путем компьютерных технологий 22
Заключение 25
Литература 27
Приложения 29
В письме школьников обоих классов наблюдались смешения букв, обозначающих гласные звуки [а] - [о], [о] - [у], [а] - [э] в сильной позиции.
Анализ письменных работ показал, что в 1 классе количество пропусков и смешений гласных (14% от общего числа ошибок) равно количеству пропусков и смешений согласных (16% от общего числа ошибок). У школьников 2 класса преобладающими были пропуски и смешения согласных над пропусками и смешениями гласных (25% и 10% соответственно) (рис. 3).
Рисунок 3. Пропуски и смещения гласных и согласных букв детьми 1 и 2 класса.
Психолого-педагогическое обследование устной речи младших школьников с дисграфией обнаружило у 69% учащихся системное нарушение, затрагивающее лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую стороны. Однако это расстройство не носило тяжелого характера. У 21% школьников имелись только фонетико-фонематические нарушения, у 10% детей каких-либо нарушений устной речи обнаружено не было. Полученные результаты свидетельствовали, что по состоянию устной речи, отобранные нами школьники с дисграфией, не являлись гомогенной группой.(рис 4.)
Рисунок 4. Нарушение речи у обследуемых детей с дисграфией.
2.3. Составление методических рекомендаций для педагогов и родителей по коррекции дисграфии у младших школьников путем компьютерных технологий
В младшем школьном возрасте наиболее результативно игровое обучение, помогающее формированию новых знаний, умений и навыков, способствующих вовлечению детей в мир игр, это вывод, сделанный на психофизиологических особенностях младшего школьника. Этот тип обучения возможен при использовании компьютерных обучающих программ.
Чтобы применение компьютерных технологий на предметных уроках имело позитивные результаты, необходимо правильно организовать работу в учебном процессе:
Урок должен проводить учитель начальных классов, т.к. он обучен методике преподавания предметов в начальной школе, знает предметный материал и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Санитарные правила и нормы).
Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. При разработке компьютерной поддержки конкретного предмета необходимо определить:
какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
какие уроки целесообразно делать компьютерными;
как организовать компьютерные занятия.
Можно выделить следующие этапы разработки компьютерной поддержки:
Выбор учебного предмета или конкретного его раздела и учебной программы.
Анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения компьютерных уроков.
Проектирование набора заданий для компьютерных уроков.
Выбор программных средств для разработки заданий.
Разработка компьютерных заданий с использованием использованных программных средств.
Экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных заданий.
Разработка методических рекомендаций для учителя - предметника и учащегося.
Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики.
Заключение
Актуальным направлением современной коррекционной педагогики является изучение анализа механизмов, которые являются основой затруднений в обучении младших школьников. Это является последствием возросшего в последние годы числа учащихся, неуспевающих по программе общеобразовательной школы. Одна из наиболее распространенных причин отставания детей – дисграфия.
В России дисграфия отмечается у 10-25% младших школьников.
Сегодня разработано два главных пути при изучении специфических нарушений письма: нейропсихологический и психолого-педагогический.
Представители психолого-педагогического подхода объясняют возникновение дисграфии нарушением или несформированностью высших психических функций, которые обеспечивают процесс письма.
Дисграфия, по мнению таких исследователей, как Левина Р.Е., Пикашина Н.А., Спирова Л.Ф., Ястребова А.В., Грушевкая М.С. – следствие нарушений в устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза, лексико-грамматического строя. Присутствие оптических и оптико-пространственных трудностей у школьников с нарушениями письма отмечаются М.Е. Хватцевым, О.А. Токаревым, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой. У школьников с дисграфией некоторыми авторами описываются также нарушения моторики, слухо-моторной и оптико-моторной координации.
В литературных источниках отмечены следующие структурные компоненты функциональной структуры письма: регуляция и контроль акта письма, переработка слухоречевой, кинетической, зрительной и полимодальной информации.
Начальные этапы обучения не полностью позволяют реализовать перечисленные звенья функциональной системы письма. Остальные звенья в дальнейшем автоматизируются.
Под дисграфией понимаются стойкие нарушения письма, которые на связаны с незнанием правил грамматики, а обусловлены частичным повреждением или недоразвитием мозговых механизмов, обеспечивающих сложный процесс письма.
Задержка формирования разнообразных функций спосбствует появлению дисграфии: пространственных и временных представлений зрительного анализа и синтеза, недоразвития лексических, фонематических и грамматических представлений. Названные проблемы возможно выявлять задолго до школьного обучения и провести коррекцию. Необходимо начинать бороться с дисграфией задолго до начала обучения в школе, когда начинают проявляться ошибке в письме, а до начала обучения ребенка грамоте – в дошкольном возрасте, чтобы побороть причины возникновения ошибок.
Главными отличительными чертами дисграфии является наличие специфических ошибок, не связанных с применением правил орфографии, так как такие ошибки являются очень стойкими и многократно повторяющимися.
Новое перспективное средство для борьбы с нарушениями речи и письма представляют собой новые информационные технологии (НИТ). Широкое использование компьютеров дает возможность использовать современные, еще не открытые варианты обучения.
С целью проведения коррекционно-воспитательной работы с детьми с дисграфией, применяются специфические адаптированные компьютерные программы. Результаты их применения напрямую зависят от профессионализма учителя-логопеда, умения создать правильную мотивацию и психологический комфорт.
Литература
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [Текст] / Под ред. Л. С. Цветковой. - Москва - Воронеж, 2011.
Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев // Начальная школа. 2009.
Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика [Текст] /Т. В.Ахутина// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции.- Москва - Воронеж, 2001.
Воронова, А.П. Нарушение письма у детей. [Текст]/ А.П. Воронова / – СПб., 2004.
Выготский, Л. С. Собрание сочинений. [Текст]/ Выготский Л. С. / Т. 2, 3, 5. - М., 2003.
Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. [Текст] /Е. В. Гурьянов/- М., 2009.
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. [Текст] / Н.И. Гуткина /- М., 2000.
Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. [Текст] / Л. Н. Ефименкова / - М., 2001.
Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов[Текст]: Пособие для логопеда. /Л. Н. Ефименкова /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Ефименкова, Л.Н., Садовникова, И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст]. / Л. Н. Ефименкова / – М.:Просвещение, 2012.
Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект). [Текст]/ С.Ф. Иваненко // Дефектология. – 2004.
Иншакова, О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма. [Текст]/ О.Б.Иншакова / – СПб., 2007.
Колповская, И. К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи. [Текст] / И. К. Колповская /- Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 2010.
Колповская, И.К., Спирова, Л.Ф. Характеристика письма и чтения. [Текст]/ / И. К. Колповская / – М., 2008.
Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. [Текст] /Корнев А.Н. /– СПб.: Речь, 2003.
Коррекция нарушений письменной речи [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО, 2004.
Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. [Текст] / Р.И. Лалаева /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи. [Текст] / Р.И. Лалаева /– М., 2009.
Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. [Текст] / Р.И. Лалаева / – Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2004.
Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. [Текст] - / Р. Е. Левина /М., 2003.
Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб., 2004.
Логопедия в школе: Практический опыт [Текст]/ Под ред. В.С.Кукушина. – М., Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004. – 325 с. – ISSN 5-94462-196-1.
Приложения
Приложение 1
Схема обследования детей с расстройствами письма
1. Анкетные данные и изучение медико-педагогической документации.
2. Анамнез.
3. Строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата.
4. Речевая моторика.
5. Слуховая функция.
6. Состояние звукопроизношения.
7. Состояние фонематического анализа, синтеза и представлений.
8. Фонематическое восприятие (дифференциация фонем).
9. Особенности словарного запаса и грамматического строя речи.
10. Особенности динамической стороны речи.
11. Состояние зрительной функции: биологическое зрение, зрительный гнозис, мнезис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления.
12. Состояние процесса чтения (значение букв, характер чтения слогов, слов, предложений, текста различной трудности); скорость и способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение).
13. Состояние различных видов письма (списывание, письмо под диктовку, изложение и сочинение, письмо текстов с дефектно произносимыми звуками, с недифференцируемыми на слух звуками, с графически сходными буквами).
Приложение 2
Методика «Срисовывание фигур»
Приложение 3
Методика «Срисовывание фигур»
3
2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев // Начальная школа. 2009.
3. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика [Текст] /Т. В.Ахутина// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции.- Москва - Воронеж, 2001.
4. Воронова, А.П. Нарушение письма у детей. [Текст]/ А.П. Воронова / – СПб., 2004.
5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. [Текст]/ Выготский Л. С. / Т. 2, 3, 5. - М., 2003.
6. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. [Текст] /Е. В. Гурьянов/- М., 2009.
7. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. [Текст] / Н.И. Гуткина /- М., 2000.
8. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. [Текст] / Л. Н. Ефименкова / - М., 2001.
9. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов[Текст]: Пособие для логопеда. /Л. Н. Ефименкова /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
10. Ефименкова, Л.Н., Садовникова, И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст]. / Л. Н. Ефименкова / – М.:Просвещение, 2012.
11. Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект). [Текст]/ С.Ф. Иваненко // Дефектология. – 2004.
12. Иншакова, О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма. [Текст]/ О.Б.Иншакова / – СПб., 2007.
13. Колповская, И. К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи. [Текст] / И. К. Колповская /- Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 2010.
14. Колповская, И.К., Спирова, Л.Ф. Характеристика письма и чтения. [Текст]/ / И. К. Колповская / – М., 2008.
15. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. [Текст] /Корнев А.Н. /– СПб.: Речь, 2003.
16. Коррекция нарушений письменной речи [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО, 2004.
17. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. [Текст] / Р.И. Лалаева /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
18. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи. [Текст] / Р.И. Лалаева /– М., 2009.
19. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. [Текст] / Р.И. Лалаева / – Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2004.
20. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. [Текст] - / Р. Е. Левина /М., 2003.
21. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб., 2004.
22. Логопедия в школе: Практический опыт [Текст]/ Под ред. В.С.Кукушина. – М., Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004. – 325 с. – ISSN 5-94462-196-1.
Вопрос-ответ:
Что такое дисграфия?
Дисграфия - это специальное нарушение письма, которое проявляется у детей. Она характеризуется трудностями в формировании и автоматизации письменной речи.
Как проявляется дисграфия у младших школьников?
Дисграфия у младших школьников проявляется различными способами: ошибки в написании букв и слов, проблемы с расположением текста на странице, неправильное согласование окончаний и другие. Она может сопровождаться плохим почерком, медленной и неаккуратной письменной речью.
Как организована логопедическая работа по преодолению дисграфии у детей школьного возраста?
Организация логопедической работы по преодолению дисграфии у детей школьного возраста включает в себя различные методы и подходы. Логопеды используют компьютерные технологии, игры, упражнения, развивающие материалы и другие методики для помощи детям в освоении правильного письма и развитии письменных навыков.
Что такое эмпирическое исследование дисграфии у детей младшего школьного возраста?
Эмпирическое исследование дисграфии у детей младшего школьного возраста - это научное исследование, проводимое с целью изучения особенностей и причин дисграфии у детей данной возрастной группы. В ходе исследования собираются данные, анализируются результаты и делаются выводы, которые могут помочь в разработке эффективных методик коррекции дисграфии.
Как компьютерные технологии могут помочь в коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста?
Компьютерные технологии могут быть использованы в коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с помощью специальных программ и игр. Эти программы могут предложить ребенку интерактивные упражнения на развитие письменных навыков, тренировки по правильному написанию букв и слов, а также улучшить мелкую моторику и координацию движений руки. Все это поможет ребенку улучшить свои письменные навыки и исправить дисграфию.
Какие теоретические основы проблемы коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста используются в данной статье?
В данной статье используются компьютерные технологии для коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста. Она основывается на предположении, что компьютерные технологии могут помочь в устранении данного нарушения письма.
Какие особенности проявляются при дисграфии у младших школьников?
При дисграфии у младших школьников проявляются следующие особенности: трудности в овладении письменными навыками, ошибки в написании букв и слов, нечеткое и неровное письмо, слабая координация движений руки при письме и другие симптомы.
Как организована логопедическая работа по преодолению дисграфии у детей школьного возраста?
Логопедическая работа по преодолению дисграфии у детей школьного возраста организована с использованием компьютерных технологий. В работе используются специальные программы и игровые задания, которые помогают детям улучшить свои письменные навыки.
Какие методы используются для коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста?
Для коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста используются различные методы, такие как использование компьютерных программ, тренировки на координацию движений руки, игровые задания, логопедические занятия и другие специальные упражнения.
Какие особенности имеет дисграфия как специальное нарушение письма?
Дисграфия - это специальное нарушение письма, которое характеризуется трудностями в овладении письменными навыками. У детей с дисграфией часто наблюдаются ошибки в написании букв и слов, нечеткое и неровное письмо, слабая координация движений руки при письме и другие особенности.
Что такое дисграфия?
Дисграфия - это специальное нарушение письма, которое проявляется у детей младшего школьного возраста.