Приоритеты денежно-кредитной политика Российской Федерации в условиях посткризисного развития
Заказать уникальную дипломную работу- 74 74 страницы
- 43 + 43 источника
- Добавлена 30.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Понятие и цели денежно-кредитной политики 7
1.2. Рoль цeнтрaльнoгo бaнкa в рaзрaбoтки дeнeжнo-крeдитнoй пoлитики 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 28
2.1. Анализ денежно-кредитной политики после кризиса 20-х 28
2.2. Оценка реализации дкп в современных условиях 36
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОАНИЯ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 49
3.1. Проблемы реализации денежно-кредитной политики в РФ 49
3.2. Направления совершенствования денежно-кредитной политики 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
В настоящее время открытой методики определения верхней планки в объеме кредитных ресурсов ЦБ нет. Очевидно, что Банк России руководствуется какими-то своими принципами, которые должны стать прозрачными и достаточно понятными длякредитной системы, а с учетом необходимости перехода на новый тип развития экономики эти принципы могли бы носить отраслевой характер в кредитовании промышленности и приоритетного рефинансирования банков, кредитующих инновационные сектора. Поэтому следует признать необходимым создание эмиссионногомеханизма рефинансирования Банком России коммерческих банков под увеличение ихкредитных требований к предприятиям реального сектора и в меру роста финансовыхпотребностей развивающейся экономики.Как мировой, так и российский опыт позволяет сконструировать оптимальные механизмы денежного предложения, замкнутые на кредитование реального сектора экономики и приоритетные направления ее развития.Центральному банку РФ следует выдавать кредиты на рефинансирование коммерческих банков не до их предоставления конечным заемщикам, а после. В этом случае,чтобы получить кредит в Центральном банке РФ, коммерческий банк должен будетвначале предоставить кредит предприятию, и лишь затем под обязательство (вексель)он получит соответствующий заем в Центральном банке РФ. Ставка рефинансирования не должна превышать среднюю норму прибыли в обрабатывающей промышленности, а сроки предоставления кредитных ресурсов должны соответствовать типичной длительности научно-производственного цикла в реальном секторе экономики(3−7 лет) Во избежание перетока эмитируемых таким образом кредитов на финансовыйи потребительский рынок необходимо активное использование соответствующихнорм валютного регулирования и банковского контроля. В отсутствие валютныхограничений коммерческие банки направляют получаемые от денежных властей кредитные ресурсы на приобретение иностранной валюты, подрывая устойчивость рубляи тем самым лишая смысла государственную кредитную политику и поддержку банковской системы.Вывоз капитала за границу можно существенно снизить и осложнить путем восстановления основных норм валютного контроля. Как справедливо отмечает А. Д. Некипелов, «очевидно, что ограничения на вывоз капитала, возврат к практике стопроцентной продажи валютной выручки экспортерами, фиксация обменного курса рублястабилизировали бы ситуацию в денежно-кредитной сфере с минимальным расходованием валютных резервов. В этом случае не было бы необходимости и в проведенииполитики высоких процентных ставок».Концентрация денежной эмиссии на рефинансировании коммерческих банковпод обязательства промышленных компаний создаст условия для конкуренции междубанками за клиентов среди производственных предприятий, чтобы получить доступк рефинансированию со стороны ЦБ РФ. В итоге рынок кредитов из рынка продавца,монополизированного крупными коммерческими банками, станет рынком покупателя,конкурентная борьба на котором сможет привести к снижению процентных ставок.Основным является вопрос о способности существующей кредитно-финансовойсистемы предоставить экономике те же инструменты долгосрочного привлечения ресурсов в реальный сектор экономики, что и в других странах.Таким образом, важной предпосылкой формирования тесной взаимосвязи кредитной системы и реальной экономики является научно обоснованная деятельностифинансового регулятора российской экономики, основной целью которого должнабыть реструктуризация и модернизация последней. Он должен содержать: стратегии лидерства в тех направлениях, в которых российский научно-промышленныйкомплекс имеет технологическое превосходство; стратегию догоняющего развитияв направлениях со значительным отставанием и стратегию опережающей коммерциализации в остальных направлениях. И главное – он должен сформировать ключевуюроль кредитной системы как стимула развития и источника ресурсов для осуществления трансформации отечественной экономики. При формировании денежно-кредитной политики ЦБ следует больше внимания уделять оценке макроэкономическихпоследствий проводимых мероприятий, их влияния на производственную сферу какприоритету развития исходя из реальных зависимостей взаимодействия финансовойи производственной сфер экономики, а не сводить комплекс своих мер к коррекцииинфляции за счет сжатия денежного предложения и увеличения процентных ставок.Иными словами, Банк России совместно с другими структурами должен участвоватьв проведении единой политики по модернизации и реструктуризации отечественнойэкономики.Развитие банковской сферы без развития производства будет постоянно наталкиваться на ограничения и трудности. Чем больше в стране промышленных и сельскохозяйственных предприятий, которые пользуются банковскими продуктами, тем вышедоходность банковской системы при прочих равных условиях.Структурный разворот банковской системы в сторону кредитования проектов модернизации промышленности не может проходить без поддержки Банка России и Правительства РФ. Требуются определенные льготы коммерческим банкам, в кредитномпортфеле которых существенная доля приходится на финансирование капитальныхвложений предприятий реального сектора экономики. Данная проблема требует отдельной углубленной проработки.3.2. Направления совершенствования денежно-кредитной политикиРассматривая проблемы совершенствования денежно-кредитной политики в целях повышения заинтересованности банковского сектора в поддержке приоритетных отраслей экономики и инновационных проектов, необходимо определить направления регулирования банковского сектора в современных условиях.В период мирового финансового кризиса проявились такие проблемы банковского сектора России, как: неудовлетворительное управление рисками, в частности риском ликвидности и кредитным риском, недостоверность и "непрозрачность" отчетности, невысокий уровень капитализации, "бегство капиталов", высокий уровень процентных ставок по ссудам.В связи с этим в настоящее время в области регулирования деятельности банков перед Правительством РФ и Банком России стоят следующие задачи: - обеспечение конкуренции на банковском рынке, - стимулирование кредитования, в частности, направленного на модернизацию производства, - развитие системы регулирования банковских рисков, - повышение транспарентности кредитных организаций, - рост и диверсификация требований к капиталу банков, - стимулирование создания банками стабильной ресурсной базы.Для решения этих задач необходимо дальнейшее совершенствование системы регулирования деятельности российских банков.Во-первых, прошедший кризис показал, что риски банковской деятельности учитываются в современной отчетности не в полной мере, следовательно, необходимо ужесточение требований к банкам в области управления рисками.Во-вторых, для перехода российской экономики к инновационному развитию необходимо такое регулирование, которое было бы направлено на поддержку реального сектора экономики, а не только банковской системы и финансовых рынков, как в период кризиса.В рамках данного подхода можно определить следующие направления исследования:— определение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, являющихся фактором инновационного роста российской экономики и подлежащих поддержке со стороны государства;— определение понятия ссуды, предоставляемой на реализацию инновационных проектов (или ссуды инновационного характера);— определение направлений поддержки кредитных организаций, осуществляющих кредитование инновационных проектов (предоставление государственных гарантий, снижение процентных ставок, введение частично администрируемых процентных ставок (ограничение процентной маржи по рефинансированию центрального банка), либерализация нормативов, увеличение доли резервов, исключаемых из налогооблагаемой прибыли, реализация крупных проектов с участием центрального банка (целевое рефинансирование под низкий процент), реализация системы мер, направленных на формирование банками устойчивой ресурсной базы);— определение направлений ужесточения требований к банкам в области регулирования рисков (увеличение требований к величине собственных средств банка, ужесточение обязательных нормативов, их диверсификация в зависимости от вида банка, повышение требований к раскрытию банками информации по управлению рисками).В качестве стратегии инновационного развития направлений поддержки можно предложить либерализацию требований и условий рефинансирования для банков, осуществляющих кредитование инновационных проектов.Требования, предъявляемые к банкам, предоставляющим ссуды инновационного характера, вырабатываются в рамках АРБ и могут быть использованы для формирования нормативной базы после завершения работы.Разработчики считают необходимым выполнение банком следующих требований:• наличие структурного подразделения, специализирующегося на работе с заявками на инновационное кредитование и осуществляющего последующий мониторинг выданных кредитов;• принятие решения о предоставлении кредита инновационного характера коллегиальным органом, с участием руководителей: банка, специализированного структурного подразделения; службы рисков; юридической службы и подразделения безопасности;• обязательная оценка стоимости имущества кредитуемого предприятия;• оценка рисков на основе существующей в банке системы риск-менеджмента;• наличие методологии оценки по всем основным видам рисков (кредитный, операционный, фондовый, процентный, валютный, ликвидности, правовой, потери деловой репутации);• наличие в банке утвержденной советом директоров методики оценки кредитуемого проекта и кредитоспособности заемщика, содержащей набор показателей и их критериальные значений, по которым принимается решение о выдаче инновационного кредита.Банки, отвечающие предложенным критериям, имеют право на получение льготного рефинансирования от Банка России и других преференций. Предложенные требования могут выполнить все виды банков, независимо от размера капитала, что позволяет обеспечить кредитование как крупных предприятий, так и предприятий среднего и малого бизнеса, осуществляющих инновационную деятельность.В рамках поддержки банков, осуществляющих кредитование инновационных проектов, можно определить ряд мероприятий, повышающих заинтересованность кредитора. Это снижение процентных ставок, предоставление государственных гарантий по ссудам инновационного характера, либерализация обязательных нормативов деятельности банков, реализация крупных проектов с участием центрального банка, реализация системы мер, направленных на формирование банками устойчивой ресурсной базы, увеличение доли резервов, исключаемых из налогооблагаемой прибыли.Сегодня, когда Банком России продекларирована задача превращения процентной ставки в главный инструмент денежно-кредитной политики. Ему следует взять на вооружение мировой опыт проведения процентной политики, в частности, систему регулирования разновременных процентных ставок по: операциям рефинансирования (mainrefinancingoperations); долгосрочным операциям рефинансирования (longer-termrefinancingoperations); операциям тонкой настройки (fine-tuningoperations); операциям, связанным со структурными преобразованиями (structuraloperations); операциям льготного кредитования (marginallendingfacility).Для активизации долгосрочных инвестиций, необходимых для внедрения инновационных продуктов и технологий, в области денежно-кредитной политики следует разработать систему предоставления гарантий по инновационным ссудам, предоставляемым всеми видами кредитных организаций, применять льготные процентные ставки при предоставлении такого вида ссуд либо ввести частично администрируемые процентные ставки, предусматривающие установления ограничений процентной маржи по рефинансированию, предоставляемому Банком России на реализацию инновационных проектов.Программа инновационного развития экономики предполагает участие в ее реализации не только крупных, но и малых предприятий и организаций всех форм собственности. В современных условиях предприятия малого и среднего бизнеса имеют меньшую возможность получения кредитов в банковском секторе, чем крупные предприятия.К проблемам, снижающим возможность доступа малых предприятий к финансовым ресурсам банка, относят сложность предоставления залога и гарантий, высокие процентные ставки за пользование кредитом, сложность оформления соответствующих документов, короткие сроки предоставления. При этом на цели расширения и обновления производства малые предприятия получают около 40% общего объема выданных ссуд.Малые предприятия, так же как и средние и крупные, участвуют в инновационном процессе и нуждаются в дешевых долгосрочных ресурсах. В отличие от системы кредитования предприятий крупного и среднего бизнеса к элементам системы кредитования малых предприятий включаются международные финансовые организации, такие как ЕБРР, Всемирный банк, а также специальные фонды поддержки малое предпринимательство. Эти участники кредитования используют банки в качестве посредников. Такой состав участников кредитования малых предприятий обусловлен как стадией развития, на которой находится сегодня малое предпринимательство в нашей стране, так и тем, что развитие малого предпринимательства невозможно без прямой или косвенной поддержки. При этом все предлагаемые меры рассчитаны на предприятия всех видов, независимо от сферы деятельности и размера капитала.Международный опыт показывает, что для развития малого и среднего бизнеса недостаточно создания фондов поддержки и предоставления государственных гарантий, необходимо развитие кредитно-финансовых институтов, осуществляющих предоставление мелких кредитов: ломбардов, кредитных кооперативов, институтов микрофинансирования и т.д. Однако, деятельность подобных организаций сегодня регламентируется очень слабо, что повышает риски их деятельности. Для стимулирования роста малого бизнеса необходимо осуществлять поддержку таких финансово-кредитных институтов, в том числе в области регулирования их деятельности — создание дополнительной законодательной и нормативной базы и контрольного органа.Стратегия развития банковского сектора предполагает передачу функции по надзору и проверке деятельности финансово-кредитных организаций саморегулируемым организациям в сфере кредитной кооперации и микрофинансирования при сохранении права проведения избирательных проверок государственным регулятором. С нашей точки зрения, перевод институтов микрофинансирования и кооперативов на принципы саморегулировая в краткосрочной перспективе не обоснован, так как в работе таких организаций еще много проблем: недостаточная капитальная база, отсутствие конкуренции, сложности при привлечении дополнительных ресурсов, отсутствие опыта управления рисками деятельности.Таким образом, для развития малого и среднего предпринимательства необходима работа по нескольким направлениям: создание новых фондов поддержки, предоставление государственных гарантий по кредитам, упрощение процедуры предоставления банковских ссуд, развитие кредитной системы в области регулирования институтов микрофинансирования и кредитной кооперации.Для формирования российскими банками устойчивой ресурсной базы можно предложить совершенствование системы рефинансирования кредитных организаций и закрепление в законодательстве понятия "условные депозиты".С целью прогнозирования оттока средств российские банки давно выступают с инициативой введения понятия "условные депозиты" или "депозиты с предуведомлением об изъятии" применительно к вкладчикам банка — физическим лицам.В настоящее время понятия срочного вклада для физических лиц юридически ничтожно. В соответствии с действующим законодательством вкладчик может изъять долгосрочный вклад в любой момент. АРБ предлагает следующие варианты реализации "условного депозита":• с предуведомлением банка о досрочном изъятии вклада;• с уплатой штрафа в случае досрочного изъятия.Оба варианта приведут к стабилизации ресурсной базы банка и повышению доли долгосрочных ресурсов. Введение "условных депозитов" приведет к снижению оттока вкладов в период кризисов, когда панические настроения вкладчиков могут быть погашены регулятором в течение двух-трех недель.Другим источником долгосрочных ресурсов для российских банков могут стать кредиты Банка России.В настоящее время введение в систему рефинансирования долгосрочных инструментов ограничено рамками законодательства, запрещающего центральному банку предоставлять кредиты коммерческим банкам на срок более одного года. Но потребность в долгосрочном кредитовании экономики в настоящее время увеличивается.Сложившаяся в России структура ресурсов коммерческих банков, в которой доля привлеченных ресурсов сроком более трех лет составляет около 10%, не позволяет банкам осуществлять долгосрочное кредитование клиентов в необходимом объеме.Суть предлагаемого механизма состоит в том, чтобы Банк России осуществлял рефинансирование на срок от трех до пяти лет тех банков, которые, в свою очередь, будут кредитовать инновационные проекты, имеющие значимость для развития экономики регионов или страны в целом.Кредиты должны предоставляться под обеспечение прав требования по предоставленным на реализацию инновационных проектов кредитам на льготных условиях.Доступ к рефинансированию такого рода должны иметь все банки, отвечающие требованиям финансовой устойчивости, независимо от величины капитала.Реализация такого механизма рефинансирования позволит не только реализовать программу инновационного роста экономики и кредитовать социально значимые проекты регионального масштаба, но и быстро увеличить масштабы банковского бизнеса, содействовать развитию средних и мелких региональных банков.Необходимо отметить, что в современной России политика в области рефинансирования тесно связана с вопросами налогообложения.На практике взаимное влияние фискальных и денежно-кредитных инструментов оказывает существенное влияние на экономические показатели деятельности банков и предприятий.В области регулирования рисков банковской деятельности с целью повышения стабильности банковского сектора и заинтересованности российских банков в поддержке приоритетных отраслей экономики следует повысить требования к российским банкам.При этом ужесточение требований необходимо проводить по следующим направлениям:• увеличение требований к величине собственных средств банков;• ужесточение обязательных нормативов деятельности и их диверсификация в зависимости от вида банка;• повышение требований к раскрытию банками информации по управлению рисками.Реализация подобных мер приведет к большей стрессоустойчивость российских кредитных организаций в условиях финансовой нестабильности, выравниванию возможностей средних и мелких коммерческих банков в конкурентной борьбе с государственными и иностранными банками, повышению инвестиционного потенциала банковского сектора. Рост капитальной базы позволит банкам размещать более крупные ссуды, осуществлять кредитование долгосрочных проектов.При этом необходимо помнить о проблемах развития и банковского обслуживания регионов. Не все региональные банки имеют возможность быстрого наращивания капитала. Возможно, для повышения уровня конкуренции банков в российских регионах следует создать многоуровневую банковскую систему. Для мелких и средних региональных банков установить менее жесткие требования к величине собственных средств, более высокое значение норматива достаточности капитала и ограничение на круг выполняемых операций.При росте капитала кредитной организации необходимо предусмотреть постепенное расширение круга осуществляемых операций и услуг.В настоящее время Банком России проводится работа по внедрению в кредитных организациях подхода, базирующегося на самостоятельных внутрибанковских оценках параметров кредитного риска (подход, основанный на внутренних рейтингах, или /КВ-подход).При этом подход будет реализован только в крупных банках. Это связано с высокими требованиями к банкам по состоянию баз данных и внутрибанковских систем управления рисками.В рамках реализации международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержания необходимого уровня ликвидности предусматриваются пересмотр структуры регулятивного капитала путем выделения "базового" (акционерного) капитала; установление требований к достаточности "базового" капитала; установление требования к формированию "буферов" капитала ("буфера консервации" и "контрциклического буфера"), которые станут источником покрытия убытков банков в условиях стресса; введение в дополнение к риск-ориентированному показателю достаточности капитала показателя "леверидж", а также двух нормативов ликвидности, определяемых с учетом стресс-сценариев: показателя краткосрочной ликвидности и показателя чистого стабильного фондирования.Уроки финансово-экономического кризиса показали, что еще одной из проблем российской банковской системы является отсутствие транспарентности в деятельности банков, которая приводит к невозможности реальной оценки банковских рисков.В части предоставления информации о деятельности кредитных организаций уже многое сделано, банки предоставляют сведения о состоянии баланса, информацию о прибылях и убытках, расчет собственных средств, информацию по обязательным нормативам.Однако, для повышения стабильности банковского сектора предполагается ввести требования по раскрытию кредитными организациями и банковскими холдингами информации об аффилированных лицах, профессиональной квалификации руководителей, величине и структуре капитала, уровне и видах принимаемых банками рисков, организации системы управления рисками. Предполагается, что разработку стандартов по раскрытию кредитными организациями информации будут проводить банковские ассоциации во взаимодействии с Банком России.В целях обеспечения устойчивости банковской системы и повышения заинтересованности российских банков в поддержке приоритетных отраслей экономики и инновационных проектов можно предложить:1) более четко определить перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, подлежащих поддержке со стороны государства;2) выработать и закрепить в нормативных документах Центрального банка направления поддержки кредитных организаций, предоставляющих ссуды на развитие инноваций, в частности, предоставление государственных гарантий, снижение процентных ставок по кредитам Банка России, либерализация нормативов, увеличение доли резервов, исключаемых из налогооблагаемой прибыли;3) для банков, осуществляющих кредитование инновационных проектов, снизить требования к предельным значениям нормативов ликвидности и достаточности капитала и либерализовать методику их расчета при общем ужесточении требований к ликвидности и достаточности капитала банков;4) увеличить сроки рефинансирования кредитных организаций Банком России до трех лет в случае кредитования ими инновационных проектов; — ускорить внедрение в банковскую практику возможность заключения с вкладчиком — физическим лицом, договора банковского вклада, предусматривающего предварительное уведомление банка при досрочном востребовании суммы вклада;5) использовать дифференцированные нормативы обязательного резервирования с целью формирования стабильной ресурсной базы кредитных организаций и обеспечения ликвидности банковского сектора;6) ужесточить требования к банкам в области регулирования рисков: повысить требования к минимальной величине собственных средств кредитной организации, ужесточить обязательные нормативы деятельности банков, в частности, нормативы ликвидности и достаточности капитала, повысить требования к раскрытию банками информации по осуществлению операций и управлению рисками.ЗАКЛЮЧЕНИЕКредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка -рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: - политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; - изменение денежного предложения меняет процентную ставку; - изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.На сегодняшний день направления денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть а при высоких ценах на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, причем цифры по укреплению рубля называются до 14%, далее может последовать кризисная ситуация.Однако, явных свидетельств того, что банковская система справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.Что нужно, для того чтобы лучше вписаться в международную систему расчетов, в международные финансовые потоки? Банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности.Когда речь идет о выделении надзорных функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой.Второе, с моей точки зрения, важное направление - это сближение системы российского банковского учета с международными стандартами банковской отчетности.В настоящее время имеющиеся различия просто фантастические и порождают непрозрачность банковской отчетности и недоверие к ней. На официальном сайте центрального банка РФ могут быть публикованы взаимоисключающие данные, что ставит под сомнение достоверность банковской отчетности. Возьмем Внешторгбанк. Первый квартал 2006 года Результат деятельности по российским бухгалтерским стандартам - минус миллиард рублей. В течение второго квартала банк имел положительное значение прибыли и по российской системе бухгалтерского учета. Такое положение делает невозможным объективный анализ.К сожалению, и доля кредитов реальному сектору в обшей структуре активов банков снизилась, и этот показатель, исчисленный как процент от ВВП, также снизился и составляет около 12 %. Если сравнить этот уровень с показателями других стран, даже европейских стран с переходной экономикой (около 100%), то окажется, что мы находимся в самом начале пути к эффективному финансовому посредничеству, только обретаем банковскую систему, которая должна ответить на финансовые потребности растущей экономики, уже достаточно острые и требующие активности финансовых посредников.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые источникиКонституция РФ 1993 г. – М.: Изд-во «Юрайт», 2010Гражданский кодекс РФ. – М.: Изд-во «Юрайт», 2010Бюджетный кодекс РФ. – М.: Изд-во «Юрайт», 2010Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». – М.: Изд-во «Юрайт», 2010Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». – М.: Изд-во «Юрайт», 2010Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им М. В. Ломоносова, изд-во «Дело и сервис», 2006. Анализ трансмиссионных механизмов денежно-кредитной политики в российской экономике/ Дробышевский С.М., Трунин П.В., Каменских М.В. – М.: ИЭПП, 2008.Андрюшин С.Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис: вопросы методологии и уроки для России // Вопросы экономики. - 2008. - № 11. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. И др. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. Ивашковский С.Н.Макроэкономика. – М.: Изд. Дело 2007. Мау В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски // Вопросы экономики. - 2008. - № 2. Основные направления Единой государственной кредитно – денежной политики на 2009 и период 2010 и 2011 годов // «ГАРАНТ».Программа антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 г. Сайт Правительства России. «Российская газета» 20 марта 2009г. // «ГАРАНТ» Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2008.Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 30). / Под ред. Е.Гайдара, С. Синельникова-Мурылева, Н.Главацкой. – М.: ИЭПП, 2009. Учебники, монографии, брошюрыАлехин Б.И. Государственный долг. – М., 2012. Бородянский В.И. Государственные финансы: учеб.пособие / В.И. Бородянский; под ред.Н.М. Коршунова. - М.: Кн. мир, 2011Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. – М., Университетская книга, 2007.БулатоваА.С.. Экономика: учебник/ под ред. д-ра экон. наук, проф.– 4-е изд., переаб. И доп. – М.: Экономистъ, 2012.Ермасова, Н.Б. Финансы и кредит. - М.: Юрайт, 2009.Суэтин, А.А. Международный финансовый рынок. Учебное пособие - М.: КНОРУС, 2008.Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2012Финансы: Учебник. Под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, 2011Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2012Периодические изданияБабаев С.С Куда ведут долги России. // Вопросы экономики, 2012 №3 - С. 44Вавилов А., Трофимов Г., Стабилизация и управление государственным долгом России // Вопросы экономики, 2012 г., № 8 -С. 34Вавилов А. Внутренние проблемы внешнего долга РФ // Деньги и кредит. 2012 №11 -С. 18-25с.Греф Г., Юдаева К. Управление государственным долгом в условиях глобального кризиса.// Вопросы экономики. 2012 № 7- С. 41Севрук В.Т. // Внешний долг РФ: экспортный вариант пирамиды или ресурс для экономического возрождения страны?». 2013, № 2 -С.11.Селезнёв А. Государственный долг: иллюзии и реальность// Экономист. - 2012.- №3. – С.39Устинова Д. А., Ушницкая Л. Е. Особенности долговой политики РФ в условиях кризиса // Молодой ученый. — 2016. — №2.Шенаев В.Н. Проблемы внешней задолженности России// Вопросы экономики, 2012 №4 –С.51Шенаев В.Н. //О методах управления государственным долгом России. Вопросы экономики, 2012 №5- С.23-25с.Интернет-ресурсыwww.mifin.ru - Сайт Министерства Финансовwww.cbr.ru – Официальный сайт Центрального банка РФWikipedia.ruhttp://www.politika.su/raznoe/vnesdolg.htmlhttp://global-finances.ru/vneshniy-dolg-rossii-2016/http://www.nice-economic.ru/mecos-158-1.htmlhttp: //www.budgetrf.ruhttp://www.standardandpoors.com/ru_RU/web/guest/homehttp://21russia.ru/article/economics/2015-03-10/vneshnem-dolge-rf-perspektivakh http://global-finances.ru/vyiplatyi-rossiey-vneshnego-dolga-2016/
1. Конституция РФ 1993 г. – М.: Изд-во «Юрайт», 2010
2. Гражданский кодекс РФ. – М.: Изд-во «Юрайт», 2010
3. Бюджетный кодекс РФ. – М.: Изд-во «Юрайт», 2010
4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». – М.: Изд-во «Юрайт», 2010
5. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». – М.: Изд-во «Юрайт», 2010
6. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им М. В. Ломоносова, изд-во «Дело и сервис», 2006.
7. Анализ трансмиссионных механизмов денежно-кредитной политики в российской экономике / Дробышевский С.М., Трунин П.В., Каменских М.В. – М.: ИЭПП, 2008.
8. Андрюшин С.Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис: вопросы методологии и уроки для России // Вопросы экономики. - 2008. - № 11.
9. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. И др. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.
10. Ивашковский С.Н.Макроэкономика. – М.: Изд. Дело 2007.
11. Мау В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски // Вопросы экономики. - 2008. - № 2.
12. Основные направления Единой государственной кредитно – денежной политики на 2009 и период 2010 и 2011 годов // «ГАРАНТ».
13. Программа антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 г. Сайт Правительства России. «Российская газета» 20 марта 2009г. // «ГАРАНТ»
14. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2008.
15. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 30). / Под ред. Е.Гайдара, С. Синельникова-Мурылева, Н.Главацкой. – М.: ИЭПП, 2009.
Учебники, монографии, брошюры
16. Алехин Б.И. Государственный долг. – М., 2012.
17. Бородянский В.И. Государственные финансы: учеб.пособие / В.И. Бородянский; под ред.Н.М. Коршунова. - М.: Кн. мир, 2011
18. Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. – М., Университетская книга, 2007.
19. БулатоваА.С.. Экономика: учебник/ под ред. д-ра экон. наук, проф.– 4-е изд., переаб. И доп. – М.: Экономистъ, 2012.
20. Ермасова, Н.Б. Финансы и кредит. - М.: Юрайт, 2009.
21. Суэтин, А.А. Международный финансовый рынок. Учебное пособие - М.: КНОРУС, 2008.
22. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2012
23. Финансы: Учебник. Под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, 2011
24. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2012
Периодические издания
25. Бабаев С.С Куда ведут долги России. // Вопросы экономики, 2012 №3 - С. 44
26. Вавилов А., Трофимов Г., Стабилизация и управление государственным долгом России // Вопросы экономики, 2012 г., № 8 - С. 34
27. Вавилов А. Внутренние проблемы внешнего долга РФ // Деньги и кредит. 2012 №11 - С. 18-25с.
28. Греф Г., Юдаева К. Управление государственным долгом в условиях глобального кризиса.// Вопросы экономики. 2012 № 7- С. 41
29. Севрук В.Т. // Внешний долг РФ: экспортный вариант пирамиды или ресурс для экономического возрождения страны?». 2013, № 2 -С.11.
30. Селезнёв А. Государственный долг: иллюзии и реальность// Экономист. - 2012.- №3. – С.39
31. Устинова Д. А., Ушницкая Л. Е. Особенности долговой политики РФ в условиях кризиса // Молодой ученый. — 2016. — №2.
32. Шенаев В.Н. Проблемы внешней задолженности России// Вопросы экономики, 2012 №4 –С.51
33. Шенаев В.Н. //О методах управления государственным долгом России. Вопросы экономики, 2012 №5- С.23-25с.
Интернет-ресурсы
34. www.mifin.ru - Сайт Министерства Финансов
35. www.cbr.ru – Официальный сайт Центрального банка РФ
36. Wikipedia.ru
37. http://www.politika.su/raznoe/vnesdolg.html
38. http://global-finances.ru/vneshniy-dolg-rossii-2016/
39. http://www.nice-economic.ru/mecos-158-1.html
40. http: //www.budgetrf.ru
41. http://www.standardandpoors.com/ru_RU/web/guest/home
42. http://21russia.ru/article/economics/2015-03-10/vneshnem-dolge-rf-perspektivakh
43. http://global-finances.ru/vyiplatyi-rossiey-vneshnego-dolga-2016/
Вопрос-ответ:
Какие цели преследует денежно-кредитная политика в России?
Целями денежно-кредитной политики в России являются обеспечение стабильности национальной валюты, контроль инфляции, поддержание финансовой устойчивости банковской системы, стимулирование экономического роста и развития.
Какую роль играет Центральный банк в разработке денежно-кредитной политики?
Центральный банк играет важную роль в разработке денежно-кредитной политики. Он отвечает за определение основных направлений и инструментов этой политики, контролирует денежный рынок, регулирует объем денежной массы, устанавливает процентные ставки, проводит операции на открытом рынке. Все эти меры помогают Центральному банку влиять на экономику и достигать поставленных целей.
Какие проблемы возникают в реализации денежно-кредитной политики в посткризисный период и на современном этапе?
В реализации денежно-кредитной политики в посткризисный период и на современном этапе возникают такие проблемы, как неопределенность внешних условий, влияние мировой экономической конъюнктуры на российскую экономику, неэффективное использование инструментов денежно-кредитной политики, нарушение финансовой дисциплины банков и др.
Как анализируется денежно-кредитная политика после кризиса?
Анализ денежно-кредитной политики после кризиса проводится на основе изучения ее основных механизмов, принятых мер и инструментов, их эффективности, результатов их воздействия на экономику. Такой анализ позволяет оценить, насколько успешно была проведена политика и какие уроки можно извлечь для будущих решений.
Как оценивается реализация денежно-кредитной политики в современных условиях?
Оценка реализации денежно-кредитной политики в современных условиях проводится на основе анализа таких показателей, как уровень инфляции, стабильность курса национальной валюты, состояние банковской системы и финансового рынка, объемы кредитования, инвестиций и т.д. Эти показатели позволяют сделать выводы о том, насколько эффективно проводится политика и достигаются цели, поставленные перед денежно-кредитной политикой.
Понятие и цели денежно-кредитной политики?
Денежно-кредитная политика - это комплекс мер, применяемых центральным банком для регулирования денежного обращения и кредитных отношений в стране. Главной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности денежной системы и поддержка экономического роста, а также контроль инфляции и обеспечение финансовой устойчивости.
Какую роль выполняет Центральный банк в разработке денежно-кредитной политики?
Центральный банк является основным исполнителем денежно-кредитной политики в стране. Он отвечает за формирование и реализацию мер по регулированию денежного обращения и кредитных отношений. Центральный банк также контролирует коммерческие банки и определяет основные параметры денежной политики, такие как уровень процентных ставок и денежного предложения.
Как происходит анализ денежно-кредитной политики в посткризисный период?
Анализ денежно-кредитной политики в посткризисный период включает в себя оценку результатов примененных мер и их влияния на финансовую и экономическую ситуацию в стране. Аналитики проводят исследование изменений в денежном обращении, уровнях инфляции, процентных ставках и других показателях, чтобы определить эффективность денежно-кредитной политики. На основе этих данных делается вывод о необходимости корректировки и усовершенствования политики.
Какова оценка реализации денежно-кредитной политики в современных условиях?
Оценка реализации денежно-кредитной политики в современных условиях предполагает анализ ее воздействия на экономику и финансовую систему. Это включает оценку достижения поставленных целей, таких как стабильность денежной системы, контроль инфляции и поддержка экономического роста. Кроме того, проводится оценка эффективности использования инструментов денежно-кредитной политики и их соответствия современным вызовам и требованиям.
Что такое денежно-кредитная политика?
Денежно-кредитная политика - это совокупность мер, применяемых Центральным банком для регулирования количества денег в обращении и ставок процента, а также для осуществления контроля и регулирования банковской системы. Основная цель денежно-кредитной политики - обеспечение стабильности цен и поддержание устойчивости финансовой системы.
Какую роль играет Центральный банк в разработке денежно-кредитной политики?
Центральный банк выполняет важную роль в разработке и осуществлении денежно-кредитной политики. Он определяет основные направления и приоритеты такой политики, устанавливает основные параметры ставок процента, контролирует объемы денежной массы в обращении, осуществляет операции на открытом рынке и проводит другие мероприятия для регулирования денежной системы.