Формирование эстрадной манеры пения в классе вокала
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 29.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития вокального искусства 5
1.1. История возникновения академического и эстрадного вокала 5
1.2. Современные музыкальные стили 8
1.3. Вокальные приёмы 11
1.4. Постановка голоса в классе сольного пения 16
1.5. Психологическая характеристика юношеского возраста 19
Глава II. Методика работы с вокалистом в классе сольного пения 22
2.1. Методика проведения распевок 22
2.2. Методика анализа произведения 26
2.3. Методика работы над песней 30
2.3.1. Работа с партиями 30
2.3.2. Работа над мелодией, текстом, интонацией, дикцией 34
2.3.3. Эстрадная манера 37
Заключение 40
Список источников и литературы 41
Многоголосие включает в себя художественный, психологический, акустический и музыкально-исполнительский компонентыИсполнение многоголосных сочинений требует определенного уровня развития слуха и мышления певцов, кропотливой работы по приобретению необходимых навыков. Главное в многоголосном пении – это умение певцов самостоятельно вести свою партию и вдумчиво вплетать её в общее хоровое звучание.Главное, чтобы в партиях были равномерно распределены хорошо интонирующие и слабо интонирующие певцы, с яркими и тихими голосами. Такое распределение помогает эффективной работе всех певцов.Многоголосием следует заниматься уже с самого начала работы с ансамблем, сочетая многоголосное пение с унисоном. Можно придумать очень простые задания, лишь бы они были интересны.Схематично этот длительный и сложный процесс обучения можно разделить на три этапа:Первый этап – накопление слушательского опыта – очень важен для развития навыка многоголосного пения. С первых занятий необходимо учить элементарному анализу прослушиваемых и исполняемых произведений (причем, не только вокальных, но и инструментальных): строение и направление мелодии, роль партии сопровождения, регистры и тембр инструментов, и т.д. Умение слышать музыкальную ткань будет развиваться, и совершенствоваться на всем протяжении обучения пению в ансамбле. Работая над многоголосным произведением, нужно постоянно обращать внимание певцов на ведущее значение того или иного голоса, на их самостоятельность или, наоборот, полную слитность.Второй этап. В исполнительскую подготовительную деятельность включается, прежде всего, выработка интонационно устойчивого унисона всего ансамбля при самых разнообразных условиях и, особенно при пении без сопровождения. Очень полезно освоить игру на простейших музыкальных инструментах (ложках, колокольчиках, трещотке, барабане). Это прекрасная база для развития многоголосного слуха, чувства ансамбля.И третий этап. Непосредственное формирование навыка пения на два голоса начинается с подготовительных различных упражнений (например: пение гаммы, и пение гаммы с каноном, упражнение «нотная песенка» и др.).Наибольшую сложность для певцов представляют произведения с двухголосием параллельными терциями. Различная краска терцовых созвучий, тембральная и регистровая близость голосов вносит определенные сложности в работу. Здесь поможет поддержка фортепиано, умение вслушиваться в его звучание. Важно научить певцов точно попадать на первые звуки каждого начального построения. Главная трудность в терцовойфактуре – ансамблевая слитность голосов в динамике, характере звуковедения, фразировке, в уравновешенном звучании каждой партии. Такие произведения очень полезны для развития чуткости певцов.Подводя итог, выделим основные принципы работы над двухголосиемв ансамбле:1. Очень важна предварительная работа по подготовке слуха будущих певцов к восприятию многоголосия. Необходимо слушать больше музыки и анализировать. 2. Грамотное и постоянное распределение певцов по партиям: равномерно в количественном и качественном отношении.3.Музицирование на доступных разнообразных инструментах, создание из них небольших ансамблей, оркестров, этот метод не только заинтересовывает, но и служит прекрасной базой для развития многоголосного слуха, чувства ансамбля, а так же учит элементам музыкальной грамотности (ведь вначале играем по слуху, а затем по партитурам).4. Включать в репертуар многоголосные произведения сначала с сопровождением фортепиано. Гармоническая поддержка инструмента, ненавязчивое дублирование голосов помогут на первых этапах освоения двухголосия, добавят ему качества и выразительности.5. Вводить в репертуар двухголосные произведения по принципу «от простого к сложному». Сначалаэпизодическоедвухголосие – произведения, где партии поют попеременно, чередуясь друг с другом, и лишь иногда соединяются в полноценное двухголосие. Позднее вводить устойчивое двухголосие.6. Основная трудность в художественном исполнении канонов – это единообразие партий. Выучивая мелодию в один голос необходимо добиваться выразительности, выпуклости фразировки, характера звуковедения, особенностей в преподнесении текста, чтобы потом, при пении на несколько голосов, сохранять всё это и передавать из голоса в голос. Здесь очень полезно петь по принципу «эха» - пение одной и той же фразы, предложения, периода разными партиями по очереди. Задача повторяющих – в точности передать исполнительскую манеру предыдущего исполнения.7. Приёмы работы над двухголосным произведением:- пение всего ансамбля дуэтом с педагогом (в итоге, подготавливать слух к новому непривычному звучанию, совершенствуя при этом гармонический слух, умение слышать других, чувство ансамбля);- начинать разбор нового произведения с унисонного исполнения всем ансамблем каждой партии отдельно;- петь с одной партией, например сопрано, закрытым ртом, а другой партией сольфеджио или со словами (доучиваем мелодию голоса, слыша при этом получаемые созвучия);- петь произведение поочередно партиями или предложениями.2.3.2. Работа над мелодией, текстом, интонацией, дикциейПрежде всего, происходит знакомствос музыкально-поэтическим содержанием песни. При этом нужны различные сведения, откуда эта песня, кто её исполнитель, если есть таковой. Т.е. необходимо изучить характер песни, настроение, основные образы, кто композитор и автор песен (если таковые имеются).Здесь нужно вызвать интерес у вокалиста к данной песне.После общего ознакомления с песней необходимо приступать к разбору её музыкального текста. Как показала практика, во всех случаях на начальной стадии работы не должно быть неряшливости, небрежного отношения к встречающимся ошибкам.Разбор песни происходит небольшими частями, останавливаясь при этом на более трудных моментах. На первом этапе разучивания особого внимания требует интонационная и метроритмическая точность исполнения. Вместе с тем с самого начала нельзя упускать из виду и другие моменты. В частности, необходимо, чтобы вокалист исполнитель чувствовал и осознавал направление музыкальной речи, фразировку, опорные точки, к которым устремляется мелодическое движение. Иначе пение будет представлять собой механический акт, формальное пение.Когда происходит работа по каждой отдельной части, необходимо стараться не терять ощущение целого во время всего периода разучивания.От содержания песни, её характера и формы, напрямую зависит, какие нужно применять методы работы над песней. Такие песни как героические или протяжные, их исполнение происходит без особых движений и театрализации. Здесь главным является показать именно своё умение вокального исполнения. А если происходит исполнение песен, хороводных, игровых, плясовых, то здесь соответственно нужно применять элементы сценического движения.В народном пении достаточно большим значением обладает роль жеста. Большое количество песен исполняется с сопровождением движения рук, головы, это помогает выразить характер и эмоциональность песни.Положение рук, головы, движения ног и вся мимика могут стать подлинно художественным средством исполнения. Работа над песнями с элементами движения основана на изучении живой народной исполнительской традиции. Здесь важно учитывать движения и мизансцены, которые могли бы естественно сформироваться при исполнении этих песен в быту, на гулянье и в народной игре. В хороводах и игровых песнях движение подчинено содержанию действия и часто иллюстрирует его. Исполнение хороводных песен происходит с сопровождением движения по кругу, периодически перестраиваясь. В игровых песнях движения связаны с самим содержанием песни. Что касается плясовых песен, то здесь движения во время исполнения не отображают текст, а важен общий ритм и характер. В частушках приплясы, или «проходки», используются для того, чтобы подчеркнуть её смысл. Они ведут свое начало от народно-бытовых методов исполнения частушек, это когда по очереди из большого хоровода отделяются частушечницы - запевалы, а после частушки обязательно приплясывают с дробями. Процесс разучивания песни основывается на внутренней эмоциональной активности певцов, которой необходимо добиваться уже на первых репетициях, т.е. при каждом исполнении, переживать песню заново.При составлении плана исполнения какого-либо произведения, прежде всего, необходимо учитывать не только своё понимание образов в песне, но и учитывать чувства и творческую инициативу самого певца. Важно чтобы у вокалиста, который будет исполнять песню, пробудились искренние чувства, правильное внутреннее действие, вызванное творческим воображением.Особо внимательно нужно поработать над фразами, которые определяют звучание каждого куплета.Всегда определяется содержанием произведения, характер исполнения и звуковой динамический образ. Самым главным выразительным средством песенного мастерства, является слово. Исходя из слова, певцы и находят необходимые ему динамические краски при исполнении.Предпосылка педагогической целесообразности этого приёма состоит в том, что медленный темп даёт певцам больше времени для вслушивания в то или иное звучание, для контроля над ним и в какой-то степени даже для его анализа. Достаточно сложно управлять голосом. По сути, с помощью навыка и умения слушания, а также качественной оценки звучания самим певцом и происходит процесс звукового извлечения и интонирования. В связи с этим, становится понятным, что исполнение произведения в замедленном темпе лучше способствует осознанию исполнительских задач и свободному овладению необходимыми навыками. Если исполнив песню в замедленном темпе, и это не дало никакого нужного эффекта, то можно использовать полную остановку движения на звуках, которые составляют сложный оборот интонаций, то есть нужно ввести ферматы. Благодаря этому способу, становится возможным сосредоточить внимание на отдельной интонации, и эффективность будет гораздо выше.Важным и необходимым условием исполнения в полной мере, является его ритмичность. Часто встречающие нарушения ритма – это недопевание долгих длительностей при появлении коротких, и наоборот, ускорение мелких длительностей и замедление крупных. Для того чтобы не было таких недостатков, нужно использовать способусловного ритмического дробления крупных длительностей на более мелкие. Также проговаривание текста на одном звуке, является достаточно эффективным способом устранения такого рода трудностей. И тогда внимание певцов сосредотачивается на ритмической стороне исполнения, и способствует более быстрому освоению того или иного сложного оборота.Очень грубой ошибкой в процессе работы над произведением считается невнимательное отношение к паузам.Если во время работы случаются сложности в техническом плане, полезным и эффективным будет обратиться к упражнениям, которые построены на материале разучиваемого произведения, так и не связанным с ним.Также используются и упражнения над дикцией. Ими являются чаще всего, упражнения на различные слоги, целью которых является, активизации артикуляционного аппарата. Например,ды, ну, зы, та, ры, ле - упражнения для активации языка; ба, па, во, мА - для активации губ. В разное время работы над песней роль элементов художественного и технического начала неоднозначна: на стадии разучивания, естественно, в большей степени важным являюбтся, технические моменты, на стадии художественной отделки больше внимания уделяется выразительным средствам исполнения.2.3.3. Эстрадная манераСлово «эстрада» (от латинского strata) означает – настил, помост, возвышенность, площадка. Самое точное определение эстрады как искусства, объединяющего различные жанры, приводится в словаре Д.Н. Ушакова: «Эстрада – это искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене. Её специфика заключается в лёгкой приспособленности к различным условиям публичной демонстрации и кратковременности действия, в художественно-выразительных средствах, искусство, содействующее яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры, публицистики».Эстрада подразумевает вид сценического искусства, который представляет собой, как отдельный жанр, так и синтез жанров и содержит в себе пение, танец, цирковое искусство, иллюзии. Важной частью эстрадного искусства выступает эстрадная музыка, которая представляет такой вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой аудитории слушателей.В XX веке, такой вид музыки, получил достаточно широкое развитие. К нему обычно относят танцевальную музыку, различные песни, произведения для эстрадно-симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей.Современные технологии способствуют появлению новых выразительных приемов в пении. Микрофонное пение, как справедливо отмечает С.С. Клитин, позволяет ярче выявлять содержательность слов, не злоупотреблять силой вокального звука.Вокально-технические особенности эстрадного пения также отличают вокальную эстраду как самостоятельный жанр. Брылин Б.А. отмечает, что всеобщее увлечение форсированной громкостью, резкими электронными тембрами породило новые приемы вокализации, что привело к изменению традиционных (национальных и общеклассических) представлений о естественном диапазоне певческого голоса, эстетических критериях пения, иерархии выразительных возможностей певческих регистров. Сила естественного голоса как один из критериев его ценности потеряла свой статус уникальности, в связи с использованием микрофона.Увлечение современных эстрадных исполнителей тембровым разнообразием голосов «звезд» шоу-бизнеса побуждает к поискам новых оригинальных приемов вокальной техники.Спецификой эстрадного пения является особое внимание к слову и речевым интонациям, особенностью которых является экспрессивное и глубоко личностное произнесение музыкально-поэтического текста. В рамках жанра эстрадного вокала существует множество направлений, имеющих свои особенности с точки зрения способов звукообразования и использования различных звуковых эффектов.Основные стилевые черты вокальной эстрады выявил О.Я. Клипп.Среди них он выделил: импровизационность, своеобразие ритма, пение на русском и иностранных языках, повышенную экспрессивность и эмоциональную подача слова за счет артикуляции, виртуозное владение голосом, умение использовать различные звуковые эффекты (хрип, сип, рычание, фальцет, произвольное управление певческим вибрато). Исполнителю эстрады характерны обнажённость чувств, открытость мастерства. Учитывая то, что выступление является не большим, артистам приходится использовать достаточно быстрым способом влияние на зал, приёмы гротеска, буффонады. Они, как правило, отказываются от глубокой психологической разработки образа, стремятся создать определённую маску. В искусстве эстрады преобладают элементы юмора, сатиры и публицистики, которое формируется на современном, более того, злободневном материалеи использует свои специфические жанры: куплет, романс, монолог, мини-пьесу, акробатический танец, манипуляцию и др.Основным жанром эстрадного исполнителя является песня. Главным «имиджмейкером», то есть тем, что может сделать эстрадную песню модной и современной, является аранжировка. С ее помощью можно из, когда то забытой песни сделать шлягер, который надолго закрепится на современной эстраде. Можно изменить ритм, темп (сделать его быстрее или медленнее, в зависимости от того что востребовано современными слушателями), добавить украшения, бэк-вокал, а главное, голос эстрадного певца.Подведём итог того, что эстрадная песня – самостоятельный жанр современной популярно-массовой культуры, отличающийся лирической природой, особой эстрадной манерой пения и особым сценическим поведением исполнителя. Эстрадная песня отличается доступностью, что выражается веё легкой воспроизводимости (простая мелодия, гармония и куплетная форма).Музыкально-выразительная основа современной эстрадной песни включает в себя манеру исполнения, содержание поэтического текста, актерское мастерство, выразительные жесты, мимику, интонацию, несложные гармонизацию и оркестровку, насыщенную мелодическую основу и аранжировку. Эту основу необходимо учитывать в процессе работы над эстрадным номером.ЗаключениеВ итоге, после проведения исследования, можно сделать несколько выводов.Важной задачей современной педагогической деятельности, является формирование новой структуры, которая позволяет сделать процесс музыкально-вокального образования на базе дополнительного образования целенаправленным и последовательным.В данной работе мы достаточно широко рассмотрели все аспекты, которые касаются формирования манеры пения в вокальном классе.В работе достаточно точно описаны методы распевок, построения голоса, проведение анализа произведения, а также работа над песней.Также мы рассмотрели более детально некоторые упражнения, которые помогут развить музыкальные способности вокально-эстрадного пения.Установили, что современное эстрадное вокальное искусство во всем своём многообразии своих средств и форм оказывает большое влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к происходящему, развитие творческих качеств личности. И именно поэтому актуальной и значимой представляется проблема развития вокальных способностей певцов, формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием певцов, их индивидуальными потребностями.В результате становится понятным, что при обучении эстрадно-вокальному пению необходима основательная работа. При работе с эстрадным вокальным репертуаром нельзя сразу работать над динамикой, драматургией, звуком и т.д. Все должно происходить поэтапно. Такой подход обеспечивает качественный и скорейший результат.Список источников и литературы1. Литература:1. Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX - первой половины ХХ века. - М., 1995. – 328 с. (Глава II).2. Брылин Б.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников. – М., 1990. – 107 с.3. Калашникова С.А. Анализ структуры личностных ресурсов в период юношества: возрастно-психологические аспекты. Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. – С. 218-224.4. Клипп О.Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. – 25 с.5. Клитин С.С. Эстрада – проблемы теории, истории и методики. – Л., 1987. – 190 с.6. Кожевникова Н.О. Специфика эстрадного пения. Система ценностей современного общества. 2013. № 30. С. 72-74.7. Коловский О.П. Анализ вокальных произведений: Учебное пособие. – Л.: Музыка. 1988. – 352 с.8. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. – 175 с.9. Львов М.Л. Из истории вокального искусства. - М., 1964. – 225 с.10. Михайлова (Алёшина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: руководство по использованию. СПб.: ГП ИМАТОН, 1996. – 50 с.11. Назаренко И. «Искусство пения». Хрестоматия. – М.: «Музыка», 1968. – 622 с.12. Соколов В.Г. «Хороведение». Пособие для самостоятельного и заочного обучения руководителей хоров художественной самодеятельности. Издательство «Советская Россия», Москва, 1971 г. – С. 23.13. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – М., 2007.2. Интернет источники:14. Как правильно распеваться. URL: http://music-education.ru (дата обращения май 2016 г.).15. Как распевать голос. URL: http://www.kakprosto.ru (дата обращения май 2016 г.).16. Современные музыкальные жанры. URL: http://hitonline.ua (дата обращения май 2016 г.).17. Современные вокальные приёмы. URL: http://makerofhistory.com (дата обращения май 2016 г.).18. Что такое постановка голоса и с чего она начинается. URL: http://music-education.ru (дата обращения май 2016 г.)
Список источников и литературы
1. Литература:
1. Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX - первой половины ХХ века. - М., 1995. – 328 с. (Глава II).
2. Брылин Б.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников. – М., 1990. – 107 с.
3. Калашникова С.А. Анализ структуры личностных ресурсов в период юношества: возрастно-психологические аспекты. Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. – С. 218-224.
4. Клипп О.Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. – 25 с.
5. Клитин С.С. Эстрада – проблемы теории, истории и методики. – Л., 1987. – 190 с.
6. Кожевникова Н.О. Специфика эстрадного пения. Система ценностей современного общества. 2013. № 30. С. 72-74.
7. Коловский О.П. Анализ вокальных произведений: Учебное пособие. – Л.: Музыка. 1988. – 352 с.
8. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
9. Львов М.Л. Из истории вокального искусства. - М., 1964. – 225 с.
10. Михайлова (Алёшина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: руководство по использованию. СПб.: ГП ИМАТОН, 1996. – 50 с.
11. Назаренко И. «Искусство пения». Хрестоматия. – М.: «Музыка», 1968. – 622 с.
12. Соколов В.Г. «Хороведение». Пособие для самостоятельного и заочного обучения руководителей хоров художественной самодеятельности. Издательство «Советская Россия», Москва, 1971 г. – С. 23.
13. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – М., 2007.
2. Интернет источники:
14. Как правильно распеваться. URL: http://music-education.ru (дата обращения май 2016 г.).
15. Как распевать голос. URL: http://www.kakprosto.ru (дата обращения май 2016 г.).
16. Современные музыкальные жанры. URL: http://hitonline.ua (дата обращения май 2016 г.).
17. Современные вокальные приёмы. URL: http://makerofhistory.com (дата обращения май 2016 г.).
18. Что такое постановка голоса и с чего она начинается. URL: http://music-education.ru (дата обращения май 2016 г.)
Вопрос-ответ:
Какой исторический фон влиял на формирование эстрадной манеры пения?
Формирование эстрадной манеры пения было непосредственно связано с историческими событиями и изменениями в музыкальной культуре. Например, эстрадное пение начало развиваться в конце XIX - начале XX века, когда стала возрастать популярность массовой культуры и развиваться индустрия развлечений.
Какие современные музыкальные стили влияют на формирование эстрадной манеры пения?
Современные музыкальные стили, такие как поп-музыка, рок, джаз, соул и другие, оказывают влияние на формирование эстрадной манеры пения. Эти стили характеризуются особыми вокальными техниками и выразительностью, которые затем используются и в эстрадном пении.
Какая методика используется для развития эстрадной манеры пения?
Для развития эстрадной манеры пения в классе вокала используется методика, включающая проведение распевок и анализ произведений. Распевки помогают развивать технику вокала, работу с дыханием и выразительностью исполнения, а анализ произведений помогает понять стилистические особенности и эмоциональную передачу музыки.
Какие особенности присущи юношескому возрасту при развитии эстрадной манеры пения?
В юношеском возрасте происходят изменения в голосовых аппаратах, а также психологические и физические изменения. Поэтому важно учитывать особенности данного возраста при работе над формированием эстрадной манеры пения, сосредоточиваясь на развитии рабочего диапазона голоса, передаче эмоций и выражении своей индивидуальности через музыку.
Как проводятся распевки для развития эстрадной манеры пения?
Распевки проводятся с целью развития техники вокала и выразительности исполнения. Во время распевок вокалист работает над дыханием, артикуляцией, техникой фразировки и дикции. Также важно уделять внимание развитию музыкального слуха и внутреннему ритму вокалиста.
Какие аспекты вокального искусства освещаются в статье?
Статья освещает теоретические аспекты развития вокального искусства, историю возникновения академического и эстрадного вокала, современные музыкальные стили, вокальные приемы, постановку голоса в классе сольного пения и психологическую характеристику юношеского возраста.
Какая информация представлена в главе I статьи?
В главе I статьи представлена информация об истории возникновения академического и эстрадного вокала, современных музыкальных стилях, вокальных приемах, постановке голоса в классе сольного пения и психологической характеристике юношеского возраста.
Какие методики работы с вокалистом освещаются в главе II статьи?
В главе II статьи освещаются методики проведения распевок, анализа произведения и работы над эмоциональной интерпретацией.
Какие аспекты работы с вокалистом рассматриваются в главе II статьи?
В главе II статьи рассматриваются методики проведения распевок, анализа произведения, работы над эмоциональной интерпретацией и создания эстрадной манеры пения.
Какие методы используются для формирования эстрадной манеры пения в классе вокала?
Для формирования эстрадной манеры пения в классе вокала используются методики проведения распевок, анализа произведения, работы над эмоциональной интерпретацией и создания особого стиля пения, характерного для эстрадного жанра.
Какие теоретические аспекты развития вокального искусства рассматриваются в главе I?
В главе I рассматриваются история возникновения академического и эстрадного вокала, современные музыкальные стили, вокальные приемы, постановка голоса в классе сольного пения, а также психологическая характеристика юношеского возраста.
Какая методика работы с вокалистом рассматривается в главе II?
В главе II рассматривается методика работы с вокалистом в классе сольного пения, включающая проведение распевок, анализ произведения и работу над ритмикой и вокальным выразительным стилем.