Логопедическая помощь по устранению органической открытой ринолалии у детей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 30 30 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 01.07.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие и классификация ринолалии 6
2. Особенности планирования логопедической помощи при органической открытой ринолалии 11
3. Направления коррекционной работы при органической открытой ринолалии 19
Заключение 31
Список использованной литературы 33



Фрагмент для ознакомления

Первый этап - этап доречевых упражнений - включает такие виды работ:1) дыхательные упражнения;2) артикуляционная гимнастика;3) артикуляция изолированных звуков или квазиартикуляция;4) составляющие упражнения.На этом этапе в основном формируют моторные навыки на основе безусловно-рефлекторных движений.Второй этап - этап дифференциации звуков, то есть воспитания фонематических представлений на основе кинестетических образов речевых звуков.Третий этап - этап интеграции, то есть обучение позиционных изменений звуков в связном высказывании.Четвертый этап - этап автоматизации, то есть превращение правильного произношения в нормативную, обычную настолько, что она не требует специального контроля. Коррекционная работа при ринолалииПервый этап. Активизация мягкого неба, небно-глоточной смыканияЦель: подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию, предотвратив дистрофии мышц глотки, переместить язык в полости рта вперед, опустить его корень, укрепить кончик, активизировать губы, щеки, предотвратив закреплению ключичного типа дыхания, затормозить неэкономичный ускоренный языковой выдох, выработать направлен воздушный поток.1. Массаж мягкого неба:а) погладживающие, разминающие движения по средней линии твердого и мягкого неба от верхних резцов до Uvula для получения глотательный рефлекс;б) точечный массаж пальцем, языком;в) толчкообразно массаж пальцем, языком.2. Активная гимнастика мягкого неба:а) глотания воды маленькими порциямиб) имитация зевота;в) покашливание (воздух через рот, показать полоской бумаги) 2-3 раза в одномвыдоха; покашливание с паузами.3. Произнесение гласных на твердой атаке (язык у нижних резцов).Цель: перемещение спинки языка вперед, тренировки свойства сиюминутного подъема мягкого неба. Второй этап. Активизация артикуляционного аппаратаГигиенический массаж для снятия напряжения с мышц лица: легкие поглаживаемые движения кончиками пальцев лба, носа, щек, губ.Цель: тренировать подвижность губ, щек, перемещать язык вперед, укреплять кончик языка и опускать его корень.1. Движения челюстями:1) открывания-закрывания рта (фиксация пальцем под носом)2) боковые движения нижней челюсти;3) беззвучное произнесение гласных: [а], [э], [и], [о], [у].Гигиенический массаж.2. Движения губами:1) «трубочка» - «улыбка»;2) укрепление (укрепление) губ с беззвучного произнесения п-п-п, в-в и;3) содержание губами леденца (под счет с увеличением)4) втягивания обеих губ в рот.Гигиенический массаж.3. Артикуляционные упражнения для языка:1) высовывать язык - убирать его,2) поднимать - опускать;3) повороты вправо - влево;4) «блин» - «жало» (по очереди)5) дотянуться до носа - к подбородку;6) облизывание губ;7) поглаживать щеки изнутри;8) розслабление языка (массаж): покусывание, хлопанье шпателем, пальцем, ложкой; вылизывание тарелок.Артикуляционные упражнения для кончика языка:1) слизывание капель с вогнутой поверхности (уменьшать размер ложки, движения будут более точные, тонкие)2) почесать кончик языка о поверхности резцов;3) посчитать зубы;4) погладить щеки5) обвести по кругу преддверия полости рта;6) катать круглую конфету, прижимая ее кончиком языка к альвеолам.Массаж кончика языка:1) покусывание языка;2) присасывания кончика языка;3) проталкивание языка сквозь стиснутые зубыГигиенический массаж. Работа над дыханиемЦель: научить диафрагмально-реберного дыхания.1. Научить направленного дутья:1) «поплевывание» 3-4 раза в день, 6-8 раз;2) упражнения с ватой, пухом, полосками бумаги, задувания свечей;3) упражнения с карандашом (катание по столу), с легкими пластмассовыми игрушками, которые плавают в воде4) дутья через трубочку в бутылку с водой, мыльные пузыри;5) игра на детских духовых инструментах;6) надувания воздушных шариков.2. Непосредственные дыхательные упражнения в положении лежа на кушетке - вдох через нос, «полный живот», плавный выдох холодной струей.Обязательный контроль руками: одна на груди, вторая - на животе.Выполнять 3 раза в день, начиная с трех дыхательных циклов до 10-15 циклов за один раз.Последовательность выполнения упражнений на развитие дыхания: полулежа, сидя, стоя, при ходьбе.3. Дыхательные упражнения:1) вдох и выдох через нос;2) вдох через нос, выдох через рот;3) вдох через рот, выдох через рот;4) тренировка сильного ротового выдоха с произнесением: пш-ш-ш.основной этапI. Развитие высоты голоса1. Вокальные упражнения: [а е в в и] связно, плавно с ощущением движений диафрагмы.2. Пение гаммы: [а] (низко), [а] (выше), [а] (выше).3. Пение мелодии песен звуком [а] (например, «Два веселых гуся»).4. Игровые упражнения для развития высоты голоса (приложение 2).II. Развитие силы голоса (приложение 3)Произнесения с усилением и ослаблением звучания: а а а АА а а ао о о ОВ о о оау ау ау АУа в ав ав АвА в ав ав ав ауАУ АУ Ау ау ауааааээээауи_Ауи_АУи_АУИ_ а-а-аэ-э-эи-и-иае-ае-аееа-еа- еаЭИ-ЭИ-ЭИАЭИ-АЭИ-АЭИсамолет У-У-У У-У-Улаяав-ав-ав-авКомарс-з-з-з-зукачивания куклыа-а - а-а - а-а - а-а-а-ачасытик-так-тик-такпетушокку-ка-ре-ИКУгудокВ - громков - тихоу-у - от тихого до громкогоу-у - от громкого к тихомууууу - громко, без изменения силы звучаниямычание коровым - теленокГУ - коровам-М - теленок, короваМУ-м - корова, теленокм - средняя звучностьЛунаАУ-АУ-АУАУ-АУ-АУАУ-АУ-АУIII. Развитие тембра голоса1. Повышение, понижение голоса и длительное произнесение гласных [у], [о] и их сочетаний.2. Произнесение сочетаний БУМ-БУМ-БУМ, БОМ-БОМ в одной тональности и с повышением голоса, чтение стихотворных текстов во время произнесения сообщения БА-БА-БА.3. Произнесение возгласов.4. Пение песен различной сложности.5. Чтение стихотворных текстов на одних гласных звуках.6. Подражание голосом героев сказок, басен ( «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Слон и моська», «Волк и ягненок», «Стрекоза и муравей»).7. Чтение загадок, считалок, поговорок, скороговорок, басен, сказок, текстов.Формирование фонематического слухаВремя работы: 7-10 мин, на первом занятии 3-4 слова.1) Выделить звук с ряда звуков;2) определить наличие звука в слове;3) определить место звука в слове;4) различить правильный звук от искаженного;5) определить правильность произношения звука в слове, которое изучается.Работа с согласнымиНе отличается от работы при дислалии. Опыт доказал целесообразность работы над согласными в такой последовательности: в, в ', ф, ф'; п, б; т, д; х, г, к, г; с, з, ц; ш, ж, ч, щ; м, н; л, л ', j; г., р ', д', т '. Одновременно проводят работу по дифференциации звуков.Благодаря квалифицированной помощи в пределах общеобразовательного учреждения, под влиянием коррекции, обучения, дети проявляют способность к самосохранению и саморазвитию, к расширению пространства «Я». Развитие таких качеств помогает ребенку с ринолалией реализовать свой потенциал. Кроме того, такое решение вопроса по обучению и коррекции делает личность ребенка психически, духовно и социально здоровой, что положительно влияет на состояние физического здоровья. ЗаключениеВрожденные расщелины отрицательно влияют на формирование детского организма и развитие высших психических функций. Больные находят своеобразные пути компенсации дефекта, в результате чего формируется неправильная взаимосвязь мышц артикуляционного аппарата. Это – нарушение фонетического обрамления речи, и выступает в структуре дефекта как ведущее расстройство. Это влечет за собой ряд вторичных нарушений в речи и психическом статусе больного. Тем не менее, у этой группы больных имеются большие приспособленческие и компенсаторные возможности для реабилитации нарушенных функций.Наличие врожденных расщелин глубоко отражается на всем развитие ребенка: это дети болезненные, соматически ослабленные, у них часто отмечается снижение слуха. При ринолалии дефект речи может сопровождаться отклонениями в развитии высших психических функций. Эти больные характеризуются своеобразными особенностями развития личности и формирования деятельности.Речевой дефект ринолалика с самого рождения обусловлен рядом причин. В первую очередь обеспечение жизненно важных функций дыхания и питания приводит к специфическому положению языка (с чрезмерно поднятым корнем), что ведет к нарушению его функциональных возможностей с одной стороны, и к дефектной компенсации нарушения – с другой стороны (во время речи в артикуляцию вовлекаются мышцы лба, лица, возникают многообразные синкинезии). При ринолалии отмечается формирование атипичного специфического дыхания, развитие гипеназализации и дефекты артикуляции звуков. В картине речевй нарушения ведущим является дефектное звукопроизношение, вторично может страдать лексико-грамматический строй, фонематический слух, письменная речь.Коррекция дефекта осуществляется средствами медицинского, логопедического и психолого-педагогического воздействия.Система коррекционной работы по развитию фонетически правильной речи у детей с ринолалией обязательно должна обеспечить: развитие подвижности мягкого неба, устранение назального тембра голоса, воспитания правильной артикуляции всех звуков, развитие фонематического восприятия. Содержание логопедической работы по каждому разделу может варьировать в зависимости от того, прооперирована ли ребенок, работал ли с ним логопед к операции, насколько длительной была подготовительная работа, готова ли он психологически к логопедических занятий и тому подобное. После операции логопед должен помочь ребенку овладеть речью в анатомически новых условиях. Для всех пациентов логопедические занятия после уранопластики являются обязательными и проводятся с учетом предоперационной работы и эффективности операции. Методы работы модифицируют в зависимости от особенностей речи пациента с учетом его психического статуса. Однако неизменными остаются основные принципы, цели, задачи и требования к результатам логопедической коррекции.Список использованной литературыАлмазова Е. С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии. - М., 1975.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М.1973г.Бернадский Ю. И., Полеся Г. В., Макарена В. В. Медицинская реабилитация детей с несращениямы нёба. - М.: Здоровье, 1978.Булатовская Б.Я. Организация диспансеризации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. В кн. «Врожденные расщелины верхней губы и неба» – М.1965гВансовскаяЛ.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. - СПб, Гиппократ. 2000г.Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. – М.1990гВоронин Л.Г. и др.Физиология высшей нервной деятельности и психология: Учебное пособие.-Просвещение, 1984г.Герасимова А.С. и др. Уникальная методика развития речи дошкольников. - М. Олма – Пресс 2002г.Дубов М.Д. «Врожденные расщелины неба» – М. 1960гДубровина Е.А. Методики до - и послеоперационного логопедического обучения детей с врожденными несращениями неба // Дефектология. - 1999. - № 2.Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков: Кн. для логопеда / Под ред. С.Л. Тантаповой. - М .: Просвещение, 1984. - 143 с.Жинкин И.И. «Механизмы речи» – М.1958г.Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда» – М. Владос, 2000г.Ипполитова А. Г. Очерки по патологии речи и голоса. Открытая ринолалия. - М., 1983.Коноплястый С.Ю. Врожденные щели неба и их влияние на психофизическое развитие ребенка // Педагогика и методики специальные: Сб. наук. ст. НПУ им. М.П. Драгоманова. - М .: Изд-во НПУ им .. М.П. Драгоманова, 2001. - Вып.1. - 193 с.Логвинова Л. Л. Лекции по логопедии. Ринолалия. - Славянск, 1997.Логопедия /Под.ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М. Владос, 2002г.Логопедия. Учебник / Под ред. М.К. Шеремет. - М .: Издательский Дом «Слово», 2010. - 672 с.Нарушения речи и голоса у детей / под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. - М.: Просвещение, 1975.Поваляева М.А. «Справочник логопеда» – Ростов-на-Дону, 2002г.Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми – ринолаликами в послеоперационный период – В кн. «Нарушения речи у дошкольников» – М. Просвещение, 1969г. стр.113-136.Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М. Школа – ПРЕСС, 1997г.Смирнова Л. А. Лекции по логопедии. Ринолалия. - М., 1981.Фролова Л.Е. Врожденные расщелины губы и неба. – М. 1973г.Харьков Л.В., Яковенко Л.Н. Эффективность логопедического обучения по раннему хирургическомувосстановлению неба // Дефектология. - 1998. - №4.Ходорковская В. А. Методика логопедического обучения детей до и после ураностафилопластика. - М.: Медицина, 1969.Хрестоматия по логопедии / Под. ред. Л.С. Волковой, А.И. Селиверстова. – М.1997г., часть 1.

1. Алмазова Е. С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии. - М., 1975.
2. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М.1973г.
3. Бернадский Ю. И., Полеся Г. В., Макарена В. В. Медицинская реабилитация детей с несращениямы нёба. - М.: Здоровье, 1978.
4. Булатовская Б.Я. Организация диспансеризации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. В кн. «Врожденные расщелины верхней губы и неба» – М.1965г
5. ВансовскаяЛ.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. - СПб, Гиппократ. 2000г.
6. Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. – М.1990г
7. Воронин Л.Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология: Учебное пособие.-Просвещение, 1984г.
8. Герасимова А.С. и др. Уникальная методика развития речи дошкольников. - М. Олма – Пресс 2002г.
9. Дубов М.Д. «Врожденные расщелины неба» – М. 1960г
10. Дубровина Е.А. Методики до - и послеоперационного логопедического обучения детей с врожденными несращениями неба // Дефектология. - 1999. - № 2.
11. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков: Кн. для логопеда / Под ред. С.Л. Тантаповой. - М .: Просвещение, 1984. - 143 с.
12. Жинкин И.И. «Механизмы речи» – М.1958г.
13. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда» – М. Владос, 2000г.
14. Ипполитова А. Г. Очерки по патологии речи и голоса. Открытая ринолалия. - М., 1983.
15. Коноплястый С.Ю. Врожденные щели неба и их влияние на психофизическое развитие ребенка // Педагогика и методики специальные: Сб. наук. ст. НПУ им. М.П. Драгоманова. - М .: Изд-во НПУ им .. М.П. Драгоманова, 2001. - Вып.1. - 193 с.
16. Логвинова Л. Л. Лекции по логопедии. Ринолалия. - Славянск, 1997.
17. Логопедия /Под.ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М. Владос, 2002г.
18. Логопедия. Учебник / Под ред. М.К. Шеремет. - М .: Издательский Дом «Слово», 2010. - 672 с.
19. Нарушения речи и голоса у детей / под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. - М.: Просвещение, 1975.
20. Поваляева М.А. «Справочник логопеда» – Ростов-на-Дону, 2002г.
21. Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми – ринолаликами в послеоперационный период – В кн. «Нарушения речи у дошкольников» – М. Просвещение, 1969г. стр.113-136.
22. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М. Школа – ПРЕСС, 1997г.
23. Смирнова Л. А. Лекции по логопедии. Ринолалия. - М., 1981.
24. Фролова Л.Е. Врожденные расщелины губы и неба. – М. 1973г.
25. Харьков Л.В., Яковенко Л.Н. Эффективность логопедического обучения по раннему хирургическому восстановлению неба // Дефектология. - 1998. - №4.
26. Ходорковская В. А. Методика логопедического обучения детей до и после ураностафилопластика. - М.: Медицина, 1969.
27. Хрестоматия по логопедии / Под. ред. Л.С. Волковой, А.И. Селиверстова. – М.1997г., часть 1.

Вопрос-ответ:

Что такое ринолалия?

Ринолалия - это нарушение произношения звуков, вызванное неправильным функционированием носовых резонаторов при речи. В результате этого звуки становятся за носом, носным или смешанным типом.

Как классифицируется ринолалия?

Ринолалия классифицируется на две основные формы: функциональную и органическую. Функциональная ринолалия обусловлена неправильным организационно-функциональным состоянием речевого аппарата, в то время как органическая ринолалия возникает из-за структурных изменений в носоглотке.

Как планируется логопедическая помощь при органической открытой ринолалии?

Логопедическая помощь при органической открытой ринолалии состоит из нескольких этапов. На первом этапе проводятся доречевые упражнения, включая дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, артикуляцию изолированных звуков или квазиартикуляцию, а также составляющие упражнения.

Какие направления коррекционной работы используются при органической открытой ринолалии?

При органической открытой ринолалии используются несколько направлений коррекционной работы. Одно из них - работа с дыханием и артикуляцией, включая анализ и устранение неправильных движений при речи. Также важными направлениями являются нормализация речевой среды, развитие слухового восприятия и усвоение новых звуков через различные упражнения.

Какие виды работ включает первый этап доречевых упражнений при органической открытой ринолалии?

Первый этап доречевых упражнений при органической открытой ринолалии включает дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, артикуляцию изолированных звуков или квазиартикуляцию, а также составляющие упражнения. Эти работы направлены на нормализацию работы дыхания и артикуляционного аппарата, а также на развитие координации этих процессов при речи.

Что такое ринолалия?

Ринолалия - это расстройство речи, при котором звуки, содержащие звук [р], [л], [р'] и [л'], не артикулируются правильно из-за открытого носового прохода.

Как классифицируется ринолалия?

Ринолалия классифицируется на функциональную и органическую. Функциональная ринолалия обусловлена неправильным артикуляционным органом и не связана с анатомическими дефектами, в то время как органическая ринолалия связана с анатомическими дефектами речевого аппарата.

Как планируется логопедическая помощь при органической открытой ринолалии?

Логопедическая помощь при органической открытой ринолалии планируется с учетом степени выраженности речевого дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. При органической открытой ринолалии необходимо провести дифференцированную диагностику и разработать индивидуальную коррекционную программу.

Какие виды работ включает первый этап доречевых упражнений при органической открытой ринолалии?

Первый этап доречевых упражнений включает дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, артикуляцию изолированных звуков или квазиартикуляцию, а также составляющие упражнения.

Какие направления коррекционной работы существуют при органической открытой ринолалии?

При органической открытой ринолалии существуют такие направления коррекционной работы, как работа над мышцами и движениями артикуляционного аппарата, артикуляционная практика, тренировка слухового восприятия и развитие связной речи.

Что такое ринолалия?

Ринолалия - это нарушение произношения звуков, вызванное дефектом в небном затылочном отросле или другими органическими причинами.

Какие виды работ включает первый этап коррекционной работы при органической открытой ринолалии?

Первый этап включает дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, артикуляцию изолированных звуков или квазиартикуляцию и составляющие упражнения.