Понятия и общая характеристика государственного регулирования ВЭД
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 07.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. 5
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Внешнеэкономическая деятельность: понятийно-категориальная сущность 5
1.2. Виды, формы и типы государственного регулирования ВЭД 7
ГЛАВА 2. 12
ГЛОБАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ГОСУДАСРТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
2.1. Современные формы государственного регулирования в международной торговой практике 12
2.2. Скрытый протекционизм как инструмент современной внешнеэкономической деятельности 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Наличие институциональных барьеров для свободной торговли делает невозможным реализацию вполном объеме международного разделения труда между странами.Среди институциональных барьеров существуют различные инструменты, которые используют правительства стран для содействия политике протекционизма, что приводит к формированию новой экономической категории - скрытого протекционизма.Скрытый протекционизм - это применение страной институциональных препятствий во внешней торговле без формального нарушения международных обязательств относительно других стран с целью отстаивания собственных геополитическихи социально-экономических интересов. Распространение использования политики скрытого протекционизма создает существенные препятствия для развития мировой торговли и реализуется правительствами стран через систему государственного регулирования экономикой противоречит объективным экономическим законам и принципам [10, c. 42].Для анализа использования инструментов скрытого протекционизма и их влияния на международную торговлю целесообразно проанализировать инструменты скрытого протекционизма, которые используются в отдельных странах в международной торговле (таблица 2.1).Исследование торговых барьеров отдельных стран в международной торговле было проведено на основе данных правительств стран, а также Европейской комиссии и GlobalTradeАlert [2]. В результате исследования установлено, что:в последние годы страны активно применяют институциональные инструменты как элементы скрытого протекционизма для защиты отечественных рынков от иностранной конкуренции;использование института в создании торговых барьеров присущи как странам с высоким уровнем дохода, так и странам со средним и низким уровнями дохода;институциональные инструменты страны используют как торговые барьеры для защиты как одной отрасли, так и всего национального рынка;Таблица 2.1.Инструменты скрытого протекционизма в международной торговле Инструмент скрытогопротекционизмаДата введенияСтранаТоварная группаПримечание(цели политики)экспортные пошлины14.06.2013Беларусьнеобработанные шкуры крупного рогатого скотастимулирование экспортаэкспортные пошлины07.06.2010МароккоСельское хозяйство и рыболовствоподдержка отраслиэкспортная пошлина10.11.2011УругвайМясо, молоко, шерстьстимулирование экспортаФискальная препятствие (определение страны происхождения продукта как ЕС, нужны дополнительные подтверждения страны происхождения товара)07.04.1997СШАвсеЗащита внутреннего рынка, уменьшениеобъемов импортатоваров из ЕСквотирование10.12.2008ВенесуэлаСахар из тростникаПоддержка национальных производителейквотирование11.06.2012ЭквадорМобильные телефонырегулирование рынкафитосанитарный контроль2013РоссияРыба и рыбные продуктыполитические целифитосанитарный контроль2013РоссияМясо, молочные продуктыполитические целиСтандарты маркировки, стандарты энергосбережения05.08.2013СШАПотребительские товары, промышленное оборудованиеСдерживания импорта некачественных товаров, регулирование рынкаЭкспортные субсидии (возврат налога)30.11.2009УругвайОборудование для производства ортопедических матрасовСтимулирование развития отраслиЭкспортные субсидии11.09.2009КолумбияБананы, цветы, креветкиподдержка экспортеровТребования госзакупок в национальных производителей10.04.2010Вьетнампотребительские товары и оборудованиеПоддержка национальных производителейДевальвация национальной валюты до 1,2 евро за франк06.09.2011Швейцарияэкспортные товарыстимулирование экспортаДевальвация нацио-нальной валюты на 25% к другим валютам02.2009Казахстанэкспортные товарыподдержка экспортеровраспространенным является использование институты как торговых барьеров для решения экономико-социальных или геополитических конфликтов между странами;инструменты скрытого протекционизма в виде институтов имеют совершенно разный характер. Среди них наибольшее распространение получили: экспортные пошлины, административные препятствия, технические барьеры, квотирование, маркировка, экспортные субсидии, требования государственных закупок, валютная политика страны, фитосанитарный контроль, утилизационный сбор и др.Многообразие институциональных барьеров обусловлено интересами страны и ее положением в политико-правовом и экономическом пространствах [8, c. 27]. При этом интенсивность применения торговых барьеров для содействия политике скрытого протекционизма имеет различную частоту. По проведенному анализу институциональных барьеров и использования политики скрытого протекционизма в мировой экономике в 2011 - 2014 гг. годах был сформирован рейтинг применения странами торговых барьеров, приведен на рис. 2. 3.Рис. 2.3. Количество примененных странами торговых барьеров в международной торговле за 2011 - 2014 гг., ед.Среди стран, использующих большое количество институциональных барьеров и активно способствуют политике скрытого протекционизма, наиболее развитые страны мира, имеющие значительные размеры внутреннего рынка, срединих рынки: ЕС, США, Китая, Индии, России и др. Ведущие позиции в использовании инструментов скрытого протекционизма в виде институциональных барьеров для препятствования свободному доступу товаров и услуг собственными рынки принадлежат ЕС. За последние годы ЕС инициировал 69 торговыхбарьеров, а США - 57 барьеров. Создание торговых барьеров наиболее развитых экономик мира значительно влияет на торговлю, замедляя ее рост, и сокращает экспорт товаров и услуг. При формальном доминирование и поддержания принципов «свободной торговли» развитыми странами происходит подмена понятий.Вместе с пропагандой свободной торговли и вымогательствомсвободного доступа на рынки других стран ЕС, США, Китай,Индия, Россия и другие страны активно препятствуют доступуиностранных товаров на собственные рынки.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенные исследования дают основания полагать, что механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - это совокупность экономических и административных методов, рычагов и инструментов, в сочетании осуществляют регулирующее и стимулирующее влияние на внешнеэкономическую деятельность предприятий путем создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности предприятий и их продукции на основе внедрения инноваций с целью эффективного использованияих экспортного потенциала и расширения внешних рынков сбыта отечественной продукции.Современный мировой рынок характеризуется активным развитием скрытого протекционизма и отстаиванием собственных экономических интересов ведущими странами мира с нарушением принципов свободной торговли и объективных экономических законов, в том числе международного разделения труда. Данные действия негативно влияют на развитие международной торговли, сокращая объемы мирового экспорта. Рассмотрены теоретические аспекты регулирования и обоснованный на их основемеханизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий, его цель, цели, задачи, принципы и составляющие позволяют четко определять приоритетные направления и необходимые рычаги и инструменты государственного воздействия на международные товарные потоки путем стимулирования к производству предприятиями конкурентоспособной продукции.Современное состояние внешнеэкономической деятельности в России требует совмещения функций государственного и негосударственного ее регулирования с целью развития коммерческой дипломатии, что предусматривает создание системы институтов, направленной на обеспечение национальных коммерческих интересов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВлияние либерализации сферы услуг на производительность отрасли, экспорт и развитие: эмпирические исследования в странах с переходной экономикой / [Г. Берулава и др.]; под ред. Дэвида Г. Тарра. — М.: Весь мир, 2012. — XIII, - 200 с.Всемирный банкРеестр торговых мер, февраль 2014 Антидемпинговые дела не учтены [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldbank.orgГорчаков В.Ю. Формирование организационно-экономического механизма управления внешнеэкономической деятельностью крупной компании: [монография] / В.Ю. Горчаков. – НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. – Донецк, 2007. – 182 с.Джабиев А. П. Институт таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности как фактор развития национальной экономики //Вестник Российского государственного торгово- экономического университета. – 2014. – № 3 (83). – С. 27–42.Идрисова В. Оценка адвалорных эквивалентов нетарифных мер регулирования внешней торговли для Российской Федерации // Экономическая политика. 2011. № 2. С. 108–127.Ларионова М.В. Новые измерения сотрудничества «Группы двадцати»: саммит в Лос-Кабосе // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2012. – № 3.– С. 25–41.Масленников А.А. Мировойфинансовыйкризис: что дальше? // Деньги и кредит. - 2011. - №6. - С.8 - 15.Михневич С. И.Международная торговля сельскохозяйственными товарами в условиях либерализации мировых рынков / С. И. Михневич; под науч. ред. В. Ф. Медведева; Ин-т экономики НАН Беларуси. — Минск: Право и экономика, 2009. — 199 с. Оболенский В. П. Протекционизм и свобода торговли в современном мире / Владимир Петрович Оболенский // Мировая экономика и международ. отношения. — 2013. — № 12. — С. 14-23.Петросян А. Стратегическое управление развитием внешней торговли в России / А. Петросян // Экономические стратегии. — 2012. — № 6/7. — С. 42-47.Райзберг Б. А. Государственное управление социальными и экономическими процессами : учеб.пособ. / Б. А. Райзберг. – М. : Инфра-М, 2010. – 384 с.Сахаров А.Г. Сдерживание протекционистских мер в условиях кризиса // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2012. – № 3. – С. 120–131.СтратфорДж.Ф. Глобальный кризис легитимности. Третий этап кризиса в Европе, отличие кризиса в Америке и Европе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://google stratfor.com/weekly/20100503_global_crisis_ legitimacyХалевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА- М, 2013. - 400 c.ЮНКТАД. Мировое экономическое положение и перспективы, 2014. – URL: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wesp/ index. ShtmlChristiaans T. International trade and industrialization in a non-scale model of economic growth // Structural Change and Economic Dynamics 19 (2008). – P. 221–236.Lamy P. WTO Doha Development Agenda: Building on the Uruguay Round towards a freer, fairer world trading system [Электронныйресурс]. – Режимдоступа : http://www.wto.orgWorldTradeReport 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtr14_e.htm
2. Всемирный банк Реестр торговых мер, февраль 2014 Антидемпинговые дела не учтены [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldbank.org
3. Горчаков В.Ю. Формирование организационно-экономического механизма управления внешнеэкономической деятельностью крупной компании: [монография] / В.Ю. Горчаков. – НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. – Донецк, 2007. – 182 с.
4. Джабиев А. П. Институт таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности как фактор развития национальной экономики //Вестник Российского государственного торгово- экономического университета. – 2014. – № 3 (83). – С. 27–42.
5. Идрисова В. Оценка адвалорных эквивалентов нетарифных мер регулирования внешней торговли для Российской Федерации // Экономическая политика. 2011. № 2. С. 108–127.
6. Ларионова М.В. Новые измерения сотрудничества «Группы двадцати»: саммит в Лос-Кабосе // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2012. – № 3.– С. 25–41.
7. Масленников А.А. Мировой финансовый кризис: что дальше? // Деньги и кредит. - 2011. - №6. - С.8 - 15.
8. Михневич С. И. Международная торговля сельскохозяйственными товарами в условиях либерализации мировых рынков / С. И. Михневич; под науч. ред. В. Ф. Медведева; Ин-т экономики НАН Беларуси. — Минск: Право и экономика, 2009. — 199 с.
9. Оболенский В. П. Протекционизм и свобода торговли в современном мире / Владимир Петрович Оболенский // Мировая экономика и международ. отношения. — 2013. — № 12. — С. 14-23.
10. Петросян А. Стратегическое управление развитием внешней торговли в России / А. Петросян // Экономические стратегии. — 2012. — № 6/7. — С. 42-47.
11. Райзберг Б. А. Государственное управление социальными и экономическими процессами : учеб. пособ. / Б. А. Райзберг. – М. : Инфра-М, 2010. – 384 с.
12. Сахаров А.Г. Сдерживание протекционистских мер в условиях кризиса // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2012. – № 3. – С. 120–131.
13. Стратфор Дж.Ф. Глобальный кризис легитимности. Третий этап кризиса в Европе, отличие кризиса в Америке и Европе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://google stratfor.com/weekly/20100503_ global_crisis_ legitimacy
14. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА- М, 2013. - 400 c.
15. ЮНКТАД. Мировое экономическое положение и перспективы, 2014. – URL: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wesp/ index. Shtml
16. Christiaans T. International trade and industrialization in a non-scale model of economic growth // Structural Change and Economic Dynamics 19 (2008). – P. 221–236.
17. Lamy P. WTO Doha Development Agenda: Building on the Uruguay Round towards a freer, fairer world trading system [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.wto.org
18. World Trade Report 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtr14_e.htm
Вопрос-ответ:
Какова сущность внешнеэкономической деятельности?
Внешнеэкономическая деятельность - это совокупность экономических отношений, связанных с внешней торговлей, инвестиционной деятельностью, международными финансовыми операциями и другими видами экономической сотрудничества между государствами.
Какие виды формы и типы государственного регулирования ВЭД существуют?
Существуют различные виды и формы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, такие как тарифное регулирование (установление тарифов на импортные и экспортные товары), немитарифное регулирование (например, технические стандарты и требования), квотирование (установление пределов на объемы импорта и экспорта) и другие инструменты.
Какие глобальные факторы влияют на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности?
Современное государственное регулирование внешнеторговой деятельности зависит от многих факторов, таких как международные торговые организации (например, ВТО), политические отношения между странами, экономические интересы и цели государства, международные финансовые институты и другие глобальные детерминанты.
Какие современные формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности существуют?
Современные формы государственного регулирования внешнеторговой деятельности включают такие инструменты, как таможенные пошлины и сборы, валютные контроли и ограничения, антидемпинговые меры, санкции и другие меры, направленные на защиту экономических интересов страны и регулирование внешнеторговых потоков.
Каковы основные понятия и характеристики государственного регулирования внешнеэкономической деятельности?
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) включает в себя совокупность мер, которые принимаются государством для регулирования экономических отношений с другими странами. Основными понятиями и характеристиками государственного регулирования ВЭД являются: внешнеэкономическая деятельность, формы и типы регулирования, международная торговля, таможенное дело, валютные отношения и т. д.
Что такое внешнеэкономическая деятельность и какова ее сущность?
Внешнеэкономическая деятельность – это сфера экономических отношений государства на международном уровне, включающая в себя все виды торговли, экспорт и импорт товаров и услуг, инвестиционные операции, транспортно-логистическую деятельность, финансовые операции и т. д. Сущность внешнеэкономической деятельности заключается в установлении и развитии экономических отношений с другими странами в целях улучшения экономического положения государства.
Какие виды формы и типы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности существуют?
Существуют разные виды формы и типы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Это может быть таможенное регулирование, валютное регулирование, антидемпинговые меры, торговля по квотам, налоговое регулирование, лицензирование, санитарные и фитосанитарные меры и др. Каждый вид регулирования направлен на решение определенных задач и достижение определенных целей внешнеторговой политики государства.
Что такое государственное регулирование внешнеэкономической деятельности?
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - это система мер, принимаемых государством для контроля и влияния на процессы и отношения в сфере международной торговли и внешнего экономического сотрудничества. В рамках данного регулирования государство определяет политику по взаимодействию с другими странами, устанавливает правила для ведения бизнеса с иностранными партнерами, формирует систему таможенного, валютного и торгового контроля.
Что такое государственное регулирование внешней экономической деятельности?
Государственное регулирование внешней экономической деятельности (ВЭД) представляет собой систему мер, которые принимаются государством для контроля и управления внешнеэкономическими процессами с целью защиты национальных интересов и достижения определенных экономических и политических целей.