Особенности овладения образными средствами языка дошкольниками с общим недоразвитием речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 45 45 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 11.07.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Тема курсовой работы: Особенности овладения образными средствами языка дошкольников с ОНР.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 5
1.1 Лингвистические аспекты образных средств языка 5
1.2 Онтогенез образных средств языка 8
1.3 Специфические особенности усвоения образных средств языка у дошкольников с ОНР 15
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ ОБРАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 20
2.1 Задачи, организация и методика исследования 20
2.2 Первичная диагностика владения образными средствами языка 22
2.3 Основные направления коррекционной работы 30
2.4 Описание результатов коррекционной работы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖНЕНИЯ 45



Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим основные направления коррекционной работы.Первый этап включает три направления:I. Восприятие образных средств языка в соответствующих когнитивно- речевых ситуациях.Задачи:1. Обогащать фоновые знания, являющиеся базой для использования образных выражений.2. Расширять запас образных средств.В начале обучения работа педагога направлена на формирование у дошкольников представлений об образных средствах, раскрытии их функций в речи. Для этого детям предлагается прослушать стихотворение, сказку, рассказ, в которых встречаются сравнения (олицетворения, фразеологические обороты). Внимание дошкольников при этом акцентируется на образных словах, далеепедагог предлагает найти их в тексте на основе слухового восприятия. Обучение детей умению выделять сравнения в художественных произведениях проводится на занятиях по развитию речи и художественной литературе.Приведем фрагмент занятия.1.Логопед читает стихотворениеР.Сефа:На свете все на все похоже: Змея - на ремешок из кожи, Луна – на круглый глаз огромный, Журавль – на тощий кран подъемный, Кот полосатый – на пижаму, Я – на тебя, а ты – на маму. 3. Анализ содержания стихотворения, включает вопросы детям по содержанию (табл.1).Таблица 1 – Анализ содержания стихотворенияВопросы:Предполагаемые ответы:1.Какие похожие предметы нашел поэт? «Змея и ремешок, луна и глаз, полосатый кот и пижама». 2 .Чем похожи эти предметы? «Змея длинная и ремешок длинный, луна круг-лая и глаз круглый, кот полосатый и у пижа-мы полоски». 3. Вводится понятие «сравнение». Логопед обращает внимание детей на то, что поэт нашел много общего между предметами и сравнил их. Далее вводится определение сравнения и предлагается найти отличие между предметами.Предполагаемые ответы: «Змея живая, а ремешок неживой; луна как большой круг, а глаз как маленький». 4.Выделение сравнений из текста загадок на основе слухового восприятия. Речевой материал (отгадывание загадок):Кругла, как шар, Красна, как кровь, Сладка, как мед, На дереве живет. (Черешня) Злая, как волчица, Жжется, как горчица! Что это за диво? Это же… (Крапива) Кафтан на мне зеленый, А сердце как кумач На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч. (Арбуз)Обсуждается содержание загадок при помощи ответов дошкольников на следующие вопросы (табл. 2).Таблица 2 – Обсуждение загадокВопросы: Предполагаемые ответы: 1Какие сравнения вы услышали? «Как шар, как мед, как кровь». 2Почему автор сравнивает черешню с этими предметами? «Они похожи по форме и по цвету». 3На что похож арбуз? «Арбуз похож на мяч». 4Какой арбуз по цвету и по вкусу? «Он сверху зеленый, внутри красный; ар-буз сладкий». 5Как говорится в загадке о крапиве. Она как волчица – какая? Крапива злая, как волчица. II. Понимание образных выражений Задачи: 1. Научить детей различать устойчивые и свободные сочетания. 2. Развивать умение понимать смысл образных выражений. При обучении детей пониманию сравнений (олицетворений, фразеологических оборотов) используются упражнения на идентификациюобразных слов и узнавание их среди других лексических единиц. По анному направлению работа проводится по следующим разделам:Раздел актуализации нескольких признаков, на основании которых происходит сопоставление (на примере речевой ситуации «Скажи о том, какой предмет»). Раздел объективации характерного признака (на примере речевой ситуации «Угадай-ка»). Раздел актуализации действий, на основании которых осуществляется сравнение предметов (на примере речевой ситуации «Подбери слово-действие»).Раздел связанный с отнесением к денотату (на примере речевой ситуации «Подбери и назови»).Раздел «Отнесение к ситуации» (на примере речевой ситуации «Когда так говорят?»).Раздел связаноый с противопоставлением образных слов (речевая ситуация «Выбери слова - неприятели» (на примере речевой ситуации «Выбери слова - неприятели»).Раздел имплицитного разъяснения (на примере речевой ситуации «Узнай и угадай»).Речевые ситуации представлены в приложении 2.IIIРепродуктивное использование образных средств Задачи: 1. Учить употреблять образные средства языка к новым когнитивно - речевым ситуациям 2. Учить использовать образные средства языка с различными образными сопоставлениями. Разделы работы: 1.Раздел«Репродуктивное использование образных слов в контексте предложения, содержащего элементы реконструирования» (с опорой на картинный материал, на примереречевой ситуации«Помоги Мальвине» ). 2. Раздел«Репродуктивное использование образных слов в контексте предложения, содержащегоэлементыреконструирования без наглядного материала» (на примереречевой ситуации «Про что еще можно так сказать?»).3. Раздел «Употребление вторичных наименований в новых ситуациях» (на примереречевой ситуации «Когда так говорят?»).Речевые ситуации приведены в приложении 2IV. Овладение семантическими особенностями образных слов и выражений Задачи: 1. Конкретизировать семантическое содержание образных средств языка. 2. Развивать осознанное восприятие и использование слов, имеющих переносное значение. Разделы работы:1.Раздел «Осознание образов, которые передаются вторичными наименованиями на основе использования невербальных изобразительных опор» (на примереречевой ситуации «Подбери и назови?»). 2. Раздел «Уточнение значения образного выражения (на примереречевой ситуации «О каком человеке или предмете так говорят?») 3. Раздел «Употребление вторичных наименований в новых ситуациях» (на примереречевых ситуаций «Исправь ошибку», «Когда так говорят?»).3. Раздел «Подбор лексических единиц, которые раскрывают значение образных выражений» (на примереречевой ситуации «Выбери – не ошибись»).4. Раздел «Объяснение значения с помощью толкования» (на примереречевой ситуации «Объясни, что это значит»)5. Раздел «Осознание антонимических отношений образных выражений» (на примереречевых ситуаций «Скажи наоборот», «Сравни и назови»)6. Раздел «Синонимическое сопоставление»(на примереречевой ситуации «Скажи по-другому»)7. Раздел «Семантизация образных слов и выражений посредством мысловых замен (на примереречевой ситуации «Скажи по-другому», рассматриваем замену переносного значения прямым и наоборот, заменупереносного значения переносным).Речевые ситуации приведены в приложении 2. V.Контекстуализация образных слов и выражений Задачи: 1. Расширить область применения образных средств. 2. Совершенствовать умения включать образные средства в самостоятельное высказывание. Разделы работы: 1. Раздел «Подбор образных выражений для речевых ситуаций» (на примереречевой ситуации «Раз, два, три - назови»).2. Раздел «Включение образных выражений в предложение» (на примереречевой ситуации «Подскажи Петрушке слово»).3. Раздел «Пересказ текста, используя образные выражения» Для активизации образной лексики дошкольников обучают пересказу текстов, которые предусмотрены программой обучения и воспитания в детском саду. Дошкольникам предлагается прослушать сказку С.Топелиуса «Сампо-Лопаренок», которая содержит большое количество сравнений и после повторного чтения выполнить пересказ (литературный текст сказки представлен в приложении 2).3. Раздел «Использование образных средств в диалогической речи» Обучение старших дошкольников самостоятельному употреблению образных выражений начинают с составления диалогов между логопедом и ребенком. Детям для этого предлагается картинный ряд, который обозначает предмет, образ или признак сравнения. Деятельность осуществялется на примере речевой ситуации «Похвалюшки» (см. прил.2).4. Раздел «Придумывание фантастических историй по данному началу или концу на основе атрибутов-предметов». Дети составляют историю или сказку , используя личный опыт или конструируя сюжет из 2-3 знакомых художественных произведений. Логопед рассказывает детям начало сказки, а дети должны придумать ее окончание.2.4 Описание результатов коррекционной работыДля проверки эффективности проведенной коррекционной работы была проведена повторная диагностика, которая решала следующие задачи: 1. Оценить возможность понимания и употребления дошкольниками с ОНР образных языковых средств.2. Проанализировать умения включать образные выражения в собственные высказывания.Содержательную основу составили те же задания, которые предлагались на первом этапе исследования. Анализ полученных результатов проводился по ранее выделенным критериям, которые представлены в п. 2.2.Результаты повторной диагностики показали, что после проведения коррекционной работы 33,3% дошкольников (6 чел), отнесенных ранее ко второму, среднему уровню,показали преимущественно оптимизирующие результаты. Для 50% детей, имеющих третийуровень после коррекционного обученияпоказалив понимании иупотреблении образных средств языка преимущественно результаты удовлетворяющего характера (17%) и были отнесены по результатам диагностики к уровню ниже среднего. Для этих дошкольников были характернысочетания (оптимизирующего, удовлетворяющего и неудовлетворяющего подходов к реализации образных языковых средств. Дошкольников с низким уровнем развития образных средств языка не было.Сравнительные данные усвоения образных средств языка приведены втаблице 3 и рис.4.Таблица 3– Сравнительные показатели усвоения образных средств языка детьми с ОПРпо результатам коррекционной работыУровниКоэффи-циент образностиДошкольники с ОНР до корр-ой работыКоэффи-циент образностиДошкольники с ОНР после корр-ой работыкол-во%кол-во%Высокий 0,9633Средний0,410540,6950Ниже среднего0,3317Низкий0,2846--Рисунок 3– Динамика усвоения образных средств языка детьми с ОНР по результатам коррекционной работыВыводы по второй главе:1. Проведенное мпирическое исследование состояло из 3- этапов:1 этап – проведение первичной диагностики, направленной на выявление уровня исследование особенностей овладения образными средствами языка дошкольниками с общим недоразвитием речи.2 этап – проведение коррекционной работы на основе методических рекомендаций по овладению детьми с ОНР образными средствами языка3 этап – проведение повторной диагностики с целью проверки эффективности проведенной коррекционной работы2. Диагностическую методику обследования составили три серии заданий (автор Е.В. Белобородова): первая серия заданий была направлена на исследование особенностей понимания и употребления сравнений; вторая серия заданий предполагала выявление особенностей понимания и употребления олицетворений; третья серия заданий была направлена на исследование понимания и семантизации фразеологических оборотов3. Анализ результатов исследованияпредполагал применение оптимизирующих, удовлетворяющих и неудовлетворяющих ответов детей4. Усредненные сравнительные показатели понимания и семантизациисравнений, олицетворений, фразеологических оборотов показали в основном невысокий уровень владения ими детьми, коэффициент образности показателей состасвил от 0,2до 0.6 при максимальном значении 0,9.5. По результатам выполнения заданий были выделены три группы дошкольников,имеющие высокий, средний и низкий уровень выполнения заданий.I уровень – высокий, к нему относятся дети, которые дают ответы оптимизирующего характера. В группе испытуемых таких детей нет. II уровень – средний, к нему относятся дети, у которых преобладают ответы удовлетворяющего характера. В эту группу вошло более половины дошкольников (66,7% или 12 чел. из 18). III уровень – низкий, к этому уровню относятся дети, ответы которыхимели неудовлетворяющийхарактер или дети вообще отказывались отвечать. Таких детей на этапе первичной диагностики было 33.3% (6 чел.)Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы.6. Цель коррекционной работы повысить уровень усвоения детьми образных средств языка. Коррекционная работа состояла из трех этапов:Первый этап – подготовка к усвоению сравнений, олицетворений, фразеологических оборотов дошкольниками. Цель: вызвать интерес к образным средствам и создать готовность к использованию их в речи. Второй этап предполагал использование иллюстративных, закрепительных и повторительно-обобщающих упражнений.Цель: усвоение семантики образных языковых средств. Третий этап – детям предлагались творческие задания.Цель: расширение активного словаря детей за счет введения в него вторичных наименований. Коррекционная работа проводилась в виде занятий с использованием речевого материала.7. Результаты повторной диагностики показали положительную динамику в овладении образными средствами языка. 33,3% дошкольников (6 чел), отнесенных ранее ко второму, среднему уровню, показали преимущественно оптимизирующие результаты. Для 50% детей, имеющих низкий уровень после, коррекционное обучениедало результаты удовлетворяющего подхода (17%), эти были отнесены по результатам диагностики к уровню ниже среднего. Дошкольников с низким уровнем развития образных средств языка не былоЗАКЛЮЧЕНИЕОвладение образными средствами языка дошкольниками с ОНР  является актуальной проблемой психологии, методики развития речи, коррекционной педагогики.Целью курсовой работы является поиск оптимальных путей овладения образными средствами языка.В результате проведенного исследования сформулируем следующие выводы:2. В результате исследования было установлено, что для дошкольников с ОНРосновными овладения образными средствами языка являются сравнения, олицетворения и фразеологические обороты. При этом усвоение понятий может иметь результаты оптимизирующего характера, удовлетворяющего характера и неудовлетворяющего характера. 3. Трудности овладения образными средствами язвка дошкольниками с ОНР характеризуются следующими факторами: ограничение объективации переносного значения и семантического структурирования образных средств языка, затруднения в определении скрытого смысла образных выражений, автоматизированностьобразных средств в речи невысокая, узкий спектр вариативности использования образных средств, снижена возможностьпарадигматического и синтагматического языкового ассоциирования, коэффициент образностинизкий, дети испытывают затруднения в контекстуализациии семантизацииполисемантичных выражений, слов.4. Трудность в усвоении дошкольниками с ОНРобразных средств языка заключается в недостаточной сформированности таких механизмов как метафоризация, инференция, генерализация, смысловые замены, языковый контроль.5. Анализ диагностических данных позволил выделить три уровня дошкольников нарушенной речевой деятельностью по степени владения образными средствами:I уровень (высокий) - преимущественно используетсяоптимизирующий подход в понимании и употреблении образных средств языка.II уровень (средний) - преимущественно используется удовлетворяющий подход в употреблении, понимании образных средств языка.III уровень (низкий) - преимущественно используетсянеудовлетворяющий подход в употреблении и понимании.6. Коррекционная работа по развитию речи дошкольников с ОНР направленная на формирование механизмов использования образных средств языка, позволяет повысить эффективность процесса усвоения образных средств языка.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и общения родному языку дошкольников. – М.: Просвещение, 1997– 342c.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.– 84 с.Белобородова Е.В. Использование сравнений детьми старшего дошкольного возраста с ОНР/ Е.В. Белобородова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.– 2006.–Выпуск № 25 .– том 8.- С. 26-28.Белобородова Е.В. Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис./ Е.В. Белобородова. М.: б.и., 2007.-25 с.Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня/ О.М. Вершинина // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40Выготский Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. - 504 с.Гайдук Н.А. Образность как категория современной лингвистики: трактовки и подходы к исследованию образных средств языка / Н.А. Гайдук.– Мариуполь: Изд-во Мариупольского ГУ,2013. – 25 с.Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. [Текст]/ И. Р. Гальперин. - М..Наука, 1981. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов.– М.: ACT: Астрель, 2005. – 351 с.– (Высшая школа).Глухов В.П. Межвузовский сборник научных трудов // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики/ В.П. Глухов // Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. –М. 1985. - 145 с.Голева Н.М. Сравнение в детской речи: Дис..канд.фил.наук. Белгород, 1997.-142 с.Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. - М., 1980. Детинина О.Б. Устойчивые словосочетания в детской речи/ О.Б. Детинина // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л., 1987. - С. 91-97Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи/А.В. Захарова. – Новосибирск, 1975. – С.3–5.Использование в речи многозначных слов и омонимов. Упражнения по стилистике русского языка [электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.e-reading.club/Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с.Куликова И.С., Обучающий словарь лингвистических терминов / И.С. Куликова. Д.В. Салмина.– СПб. – М., 2009 - 144 с. Ладыженская Т.А. Речь. / Т. А. Ладыженская. -М.:Педагогика, 1990. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. -152 с.Лосев А.Ф. Проблемы художественного стиля / А. Ф. Лосев. – К.: Перун, 1994. – 275 с.Лингвистический энциклопедический словарь.– М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2008. – 5987 стр.Малетина Н., Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н. Малетина,Л. Пономарева // Дошкольное воспитание.– 2004.– №6.– С.64-68Ольховиков Д. Б. «Образность» как категория филологического описания текста /Д.Б. Ольховников // ResLinguistica. – М.: Знание, 1999. – 341 с.Постникова О.В. Особенности метафоры у детей 4-5 лет//Проблемы детской речи. – СПб, 1996. – С.56–58.Потебня А. А. Слово и миф / А. А. Потебня. – М. : Наука, 1989. – 203 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-415 с.Упражнения по теме «Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение» [электронный ресурс].– Режим доступа: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/327-vyrazitelnyesredstvaleksikiupragneniyaitest.htmlУшакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. 2-е издание, переработанное и дополненное / О. С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 98 с.Ушакова О.С. Развитие речи детей 6-7 лет. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры. ФГОС / О.С. Ушакова, Е.М. Струина. –М.: Вентана-Граф, 2015.– 288 с.Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детскогосада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальныхучреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Альфа, 1993.– 346с.Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка / Н.М. Шанский.-М: Ленанд, 2015.–310 с– («Лингвистическое наследие XX века»)Шахнарович А.М. Семантика детской речи: Дис. .докт. пед. наук. М., 1985. -141 с.ПРИЛОЖНЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и общения родному языку дошкольников. – М.: Просвещение, 1997– 342c.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.– 84 с.
3. Белобородова Е.В. Использование сравнений детьми старшего дошкольного возраста с ОНР/ Е.В. Белобородова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.– 2006.–Выпуск № 25 .– том 8.- С. 26-28.
4. Белобородова Е.В. Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис./ Е.В. Белобородова. М.: б.и., 2007.-25 с.
5. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня/ О.М. Вершинина // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40
6. Выготский Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. - 504 с.
7. Гайдук Н.А. Образность как категория современной лингвистики: трактовки и подходы к исследованию образных средств языка / Н.А. Гайдук.– Мариуполь: Изд-во Мариупольского ГУ,2013. – 25 с.
8. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. [Текст]/ И. Р. Гальперин. - М..Наука, 1981.
9. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов.– М.: ACT: Астрель, 2005. – 351 с. – (Высшая школа).
10. Глухов В.П. Межвузовский сборник научных трудов // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики/ В.П. Глухов // Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. –М. 1985. - 145 с.
11. Голева Н.М. Сравнение в детской речи: Дис..канд.фил.наук. Белгород, 1997.-142 с.
12. Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. - М., 1980.
13. Детинина О.Б. Устойчивые словосочетания в детской речи/ О.Б. Детинина // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л., 1987. - С. 91-97
14. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи/А.В. Захарова. – Новосибирск, 1975. – С.3–5.
15. Использование в речи многозначных слов и омонимов. Упражнения по стилистике русского языка [электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.e-reading.club/
16. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с.
17. Куликова И.С., Обучающий словарь лингвистических терминов / И.С. Куликова. Д.В. Салмина.– СПб. – М., 2009 - 144 с.
18. Ладыженская Т.А. Речь. / Т. А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1990.
19. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. -152 с.
20. Лосев А.Ф. Проблемы художественного стиля / А. Ф. Лосев. – К.: Перун, 1994. – 275 с.
21. Лингвистический энциклопедический словарь.– М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 5987 стр.
22. Малетина Н., Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н. Малетина, Л. Пономарева // Дошкольное воспитание.– 2004.– №6.– С.64-68
23. Ольховиков Д. Б. «Образность» как категория филологического описания текста /Д.Б. Ольховников // Res Linguistica. – М.: Знание, 1999. – 341 с.
24. Постникова О.В. Особенности метафоры у детей 4-5 лет//Проблемы детской речи. – СПб, 1996. – С.56–58.
25. Потебня А. А. Слово и миф / А. А. Потебня. – М. : Наука, 1989. – 203 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-415 с.
27. Упражнения по теме «Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение» [электронный ресурс].– Режим доступа: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/327-vyrazitelnyesredstvaleksikiupragneniyaitest.html
28. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. 2-е издание, переработанное и дополненное / О. С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 98 с.
29. Ушакова О.С. Развитие речи детей 6-7 лет. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры. ФГОС / О.С. Ушакова, Е.М. Струина. – М.: Вентана-Граф, 2015.– 288 с.
30. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Альфа, 1993.– 346с.
31. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка / Н.М. Шанский.- М: Ленанд, 2015.–310 с– («Лингвистическое наследие XX века»)
32. Шахнарович А.М. Семантика детской речи: Дис. . докт. пед. наук. М., 1985. -141 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности овладения образными средствами языка наблюдаются у дошкольников с общим недоразвитием речи?

У дошкольников с ОНР наблюдается задержка в развитии образных средств языка. Они испытывают трудности в понимании и использовании метафор, аллегорий, сравнений и других образных выражений. Это связано с их специфическими особенностями усвоения языка.

Какие лингвистические аспекты образных средств языка важны для овладения ими дошкольниками с ОНР?

Для овладения образными средствами языка дошкольникам с ОНР важны понимание семантики и контекстуальных особенностей образных выражений, а также способность к ассоциативному мышлению. Они должны уметь распознавать и интерпретировать метафоры, сравнения, аллегории и другие образности в речи.

В чем заключаются специфические особенности усвоения образных средств языка у дошкольников с ОНР?

Специфические особенности усвоения образных средств языка у дошкольников с ОНР связаны с их недоразвитием речи. У них часто отсутствует ясное представление о переносном значении слов, проблемы могут возникать с дифференциацией образных выражений от прямых, а также с пониманием метафорических отношений.

Какой вклад онтогенез образных средств языка вносит в овладение ими дошкольниками с ОНР?

Онтогенез образных средств языка вносит важный вклад в овладение ими дошкольниками с ОНР. С ростом возраста и развитием речи у детей появляется способность к ассоциативному мышлению, пониманию переносного значения слов и использованию метафорических отношений. Онтогенез способствует развитию образности в речи детей с ОНР.

Какие особенности овладения образными средствами языка наблюдаются у дошкольников с общим недоразвитием речи?

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются специфические особенности овладения образными средствами языка. Они могут испытывать трудности в понимании и использовании метафор, аллегорий, сравнений и других образных выражений. Это связано с их ограниченным словарным запасом, затрудненным пониманием абстрактных понятий и недостаточным развитием речи в целом.

Какие лингвистические аспекты образных средств языка важны для понимания и использования дошкольниками с ОНР?

Для понимания и использования образных средств языка дошкольниками с общим недоразвитием речи важны такие лингвистические аспекты, как семантика, синтаксис и метафорическая перспектива. Они должны понимать значения метафорических выражений, осознавать их связь с конкретными объектами и событиями, а также уметь использовать образные выражения в речи.

Какие особенности усвоения образных средств языка можно выделить у дошкольников с ОНР?

У дошкольников с общим недоразвитием речи можно выделить несколько особенностей в усвоении образных средств языка. Во-первых, они могут испытывать трудности в запоминании и узнавании метафорических выражений. Во-вторых, у них может быть затрудненное понимание абстрактных понятий, которые часто используются в образных выражениях. В-третьих, они могут иметь ограниченный словарный запас, что затрудняет использование образных средств в речи.

Какой онтогенез образных средств языка наблюдается у дошкольников с ОНР?

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается определенный онтогенез образных средств языка. Сначала они начинают осваивать простые образные выражения, связанные с конкретными объектами и действиями. Постепенно они начинают понимать и использовать более сложные метафорические выражения, которые связаны с абстрактными понятиями и эмоциями. Онтогенез образных средств языка у них может занимать больше времени и требовать дополнительной поддержки и помощи.