Теория управления: проблемы становления и развития

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория управления
  • 21 21 страница
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 17.07.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1 Понятие и сущность теории управления 5
2 Предпосылки становления и эволюция управленческой мысли 10
3 Основные проблемы образования и развития теории управления в России 14
Заключение 20
Список использованных источников 21

Фрагмент для ознакомления

С 1967 года развитие управленческой науки носило формализованный характер в связи с экономической обстановкой.Управления экономикой в годы горбачевской перестройки принято подразделять на три этапа:ускорение социально-экономического развития (1986– 1987года.);радикальная экономическая реформа (1988 – 1989 года.);переход к рыночным отношениям (с 1990 года).С начала 1990-х годов в России формируется организованная структура рыночной экономики как альтернатива вертикально-командным структурам[5, с. 28].Значимым явлением в процессе перехода от планового управления экономикой к рыночному регулированию явилась либерализация цен. В нашей стране реализации процесса управления в условиях рыночных отношений имеется законодательная, юридическая база, а также созданы и проработаны десятки нормативных документов.Большое значение в развитииуправления как философии бизнеса в России имеет принятый в 1995 г. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации». В характерных условиях российской экономики выбор приоритетов социально-экономических преобразований является ключевым и сложнейшим вопросом теоретической и практической разработки современной системы управления. С середины 1980-х годов особое внимания теоретиков и практиков привлекла проблема развития инновационного менеджмента. Быстрые темпы научно-технического и социального прогресса выдвинули на первый план те системы управления, которые оказались в состоянии быстро и эффективно усваивать результаты научно-технической революции. Основная задача управления – создание и разработка организационной культуры, творческойобстановки, стимулирующих работников на нововведения. Решить данную проблему возможно только благодаря созданию более гибкой и комплексной системы управления инновационными процессами, нового хозяйственного механизма, ориентированного на разработку перспективной продукции, на перестройку организационных форм и функций управления, а также стиля управления [5, с. 29-30].Модель, отвечающая российским традициям и культуре, должна органически сочетать в себе основы национального опыта с передовой управленческой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных социально-экономических задач в передовых странах мира. Копирование уже разработанных и реализованных моделей управления в зарубежных странах неэффективно и требует пересмотрения и доработки или использования в российской модели управления какой-либо части данной модели.Основа западной модели – индивидуализм. На Западе индивидуализм является основой и главной составляющей экономики, способствует активному развитию науки. Коллективизм является основоположником жизненного и хозяйственного уклада, он неприемлем для Запада, в определенной степени настораживает и пугает. В отличие от стран Запада коллективизм, соборность, общинность веками являлись основным цементирующим материалом в конструкции хозяйственной и управленческой модели в России [2, с. 18].За рубежом платформой для развития и становлениятеоретических основ процесса управления стало промышленное производство XIX в. НачалоXXв. можно назватьпериодом раннего развития идей научного управления производством. Главные принципы и основы теории управления были разработаны и сформулированы Ф.У. Тейлором и его единомышленниками, но их методы применялись только на отдельных предприятиях. Развитие капиталистического производства приводило к необходимости внедрения управления, основанного не на интуиции, а на точном исследовании и расчете.В первой половине XXв.за рубежом активное развитие и становление получили различные управленческие школы:1. Школа «научного управления» (1885-1920 гг.).2. Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.).3. Школа психологии, которая подразделялась на два ответвления: школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук» (1930-1950 гг.).4. Школа «Науки управления» – количественные (экономико-математические) методы, исследование операций (с 1950-х г. по настоящее время).Как и любая научная школа, ни одна из них не может претендовать на открытие совершенного механизма управления. Из исторической практики стало известно, что многие учения и выводы этих школ являются частично правильными и могут применяться к ограниченному ряду ситуаций. Следует отметить, что каждая из этих школ внесла немаловажный вклад в становление теории и практики науки управления [5, с. 31].Следует отметить тенденция, которая появляется в 60-е годы в Америке. Американский социолог Р.Е. Майлз ввел такое понятие как «менеджмент человеческих ресурсов». В его понимании человеческие ресурсы являются основой деятельности любой организации.Современное американское управление основывается на таких исторических предпосылках:наличие рынка;индустриальный способ организации производства;корпорация как основная форма предпринимательства[7, с. 44].Большой интерес представляет и японская модель управления. Япония за всю свою историю приобрела определенные методы и приемы поведения, которые опираются на исторические основы и национальные особенности. Сложившаяся в Японии система хозяйствованиябазируется на исторически сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции.Основой японской теории управления считается управление людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей [7, с. 45-46].Западноевропейские ученые также внесли свой вклад в развитие и становление теории управления. Их подход позволяет изучать и рассматривать человеческое поведение с точки зрения воздействия на них группового поведения и сознания. Основоположниками социологического подхода к управлению принято считать: М. Вебера, Э. Дюркгейма и В. Парето.В разработанной европейской моделисуществует три неотъемлемых условия эффективного управления:• положительный настрой руководителя;• верно выбранный тон коммуникации;• выбор правильной периодичности влияния.Многие ученные и исследователей полагают, что в США теория и практика управления имеютнаиболее высокий уровня развития, чем в остальных странах мира. Они полагают, что высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства и процесса управления [7, с. 52].ЗаключениеЧеловеческому обществу присуще желание к управлению, ведь практически каждый человек в этой жизни сталкивается с тем, что ему необходимо управлять чем-либо: финансовыми средствами, личным автотранспортом, режимом дня и т.д. Однако, не каждый человек способен справиться с данной задачей, это объясняется нехваткой необходимых знаний и умений, недостаточный уровень образования, отсутствие предрасположенности к управлению.В настоящее время роль управления очень велика и значима, т.к. управление присутствует в каждой сфере общественной, экономической и трудовой жизни человека. Управлениестановитсяобособленной и самостоятельной отраслью со своими принципами, подходами, методологиейи закономерностями.В процессе рассмотрения вопроса возникновения и развития управления, были изучены и рассмотрены такие положения, как теоретические основы теории управления, предпосылки становления управления и непосредственно проблемы и история развития управления. Все это способствует лучшему пониманию и усвоению профессиональных знаний. Каждому специалисту необходимо знать исторические предпосылки изучаемого предмета. Знание процесса становления, эволюционного развития теории управления помогут специалистам совершенствоваться в своей деятельности, не допустить возможных ошибок.Список использованных источниковБурганова Л. А.Теория управления: Учебное пособие / Л.А. Бурганова. - 2-e изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 153 сГапоненко, А. Л. Теория управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 336 с.Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления.Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА • М), 2001. – 528 с.Коробко, В. И. Теория управления : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации» / В.И. Коробко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 383 с.Пивнев Е.С. Теория управления. Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – 246 с.Рой О.М. Теория управления: учебное пособие / О.М. Рой. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС,2016.– 234 с.Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 556 с.Теория управления: Учебник /Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И.Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. –608 с.

Список использованных источников

1 Бурганова Л. А. Теория управления: Учебное пособие / Л.А. Бурганова. - 2-e изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 153 с
2 Гапоненко, А. Л. Теория управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 336 с.
3 Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА • М), 2001. – 528 с.
4 Коробко, В. И. Теория управления : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации» / В.И. Коробко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 383 с.
5 Пивнев Е.С. Теория управления. Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – 246 с.
6 Рой О.М. Теория управления: учебное пособие / О.М. Рой. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС,2016. – 234 с.
7 Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 556 с.
8 Теория управления: Учебник /Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608 с.

Вопрос-ответ:

Что такое теория управления?

Теория управления - это научное направление, изучающее принципы, методы и закономерности организации и управления различными системами.

Какие предпосылки привели к становлению и эволюции управленческой мысли?

Становление и эволюция управленческой мысли были обусловлены изменениями в обществе и экономике, появлением новых организационных форм и технологий, а также необходимостью эффективного управления развивающимися системами.

Какие основные проблемы возникают при образовании и развитии теории управления в России?

Основные проблемы включают отсутствие единой методологии, недостаточное развитие научных школ, низкую качество и практическую значимость исследований, а также слабую связь с реальными потребностями и вызовами современного менеджмента.

Какие этапы можно выделить в развитии управленческой науки в России?

Управленческая наука в России прошла три основных этапа: первый - до 1917 года, второй - советский период с 1917 по 1991 год, и третий - период после распада СССР с 1991 года по настоящее время.

Какие источники были использованы при написании статьи?

При написании статьи были использованы различные источники, включая научные статьи, книги, исследования и публикации преподавателей и ученых в области управления.

Что такое теория управления?

Теория управления - это наука, которая изучает принципы, методы и законы, которыми руководится управление в организациях. Она помогает понять, как организовывать и контролировать деятельность людей, чтобы достичь поставленных целей.

Какие предпосылки способствовали становлению и эволюции управленческой мысли?

Становление и эволюция управленческой мысли были обусловлены рядом предпосылок. Во-первых, развитие промышленности и возникновение больших организаций требовали эффективного управления. Во-вторых, развитие науки и технологий привело к появлению новых подходов и методов управления. В-третьих, социально-экономические изменения вызывали необходимость в поиске новых управленческих решений.

Какие основные проблемы существуют в образовании и развитии теории управления в России?

В России существует ряд проблем в образовании и развитии теории управления. Одна из них - недостаток системного подхода к управлению. Также есть проблема низкого уровня практической применимости управленческих концепций и моделей. Еще одной проблемой является отсутствие единой методологии и стандартов в управлении.

Какой прогресс достигнут в управлении экономикой в годы горбачевской перестройки?

В годы горбачевской перестройки произошел значительный прогресс в управлении экономикой. Были приняты ряд реформ, направленных на развитие рыночных отношений и децентрализацию управления. Введение новой экономической политики способствовало развитию частного предпринимательства и созданию новых форм собственности.

Какие источники использовались при написании статьи?

При написании статьи использовались следующие источники: [список использованных источников]. Они предоставили достоверную информацию и позволили провести анализ развития теории управления в России.