ЭСТЕТИКА ЦВЕТОПИСИ ПРИ СОЗДАНИИ КОНТЕКСТА ОБРАЗА В РОМАНЕ Б.ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО».

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 29 29 страниц
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 13.07.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения цветописи 7
1.1. Изученность категории цветописи в искусстве, психологии, филологии 7
1.2. Изученность категории цветописи на материале художественной литературы 12
Глава 2. Символика цветообозначений в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» 16
2.1. Частотность цвета в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» 16
2.2. Номинативная цветовая картина мира в контексте природы 19
2.3. Номинативная картина мира в контексте образов главных героев Юрия и Лары 21
2.4. Цветовой материал как образный материал 22
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Снежная стихия еще не раз появляется в романе, но из символа уже произошедшей утраты она перерастает в символ грядущих потерь. Эти перемены всегда трагичны. Все образы воды связаны с черным, темным цветом. Другой символический ряд романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» связан с растительным миром. Следует отметить, что особой любовью в романе пользуются деревья. Они же имеют особый символический смысл. Традиционно в мифологии растение, дерево является осевым центром мира, это Мировое дерево. В исследуемом романе неоднократно возникает образ липы. При этом примечательно, что Б.Л Пастернак описывает именно цветущую липу и особое внимание уделяет ее медовому, чуть пряному, дурманящему благоуханию. Не случайно в разговоре Лары и Юрия в госпитале Пастернак будто случайно упоминает о липе за окном: «Окна в сад были отворены. В буфетной пахло липовым цветом…». Шелест листьев, тени деревьев постоянно сопровождают героя, оберегая его, иногда предупреждая о беде, отдаваясь в душе доктора «лесным эхом». Лес в романе – модель большого и тайного мира, отражение мыслей и чувств героя. Природная символика романа во многом основывается на равноценности понятий: природа и жизнь. 2.3. Номинативная картина мира в контексте образов главных героев Юрия и ЛарыВ романе Б. Пастернака цветовые обозначения используются, в основном, для описания природы. Описывая людей, главный герой говорит: «Странно потускнели и обесцветились друзья». В романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» прилагательное «красный» использовано в номинативном значении. Присутствует метафоризация на основе красного цвета в художественных деталях романа. Красный противопоставлен белому цвету, в романе описана Гражданская война. Кроме того, красный цвет связан с кровью и военными событиями, с агрессией и враждебностью.Такие цвета, как красный и оливковый при описании интерьера связаны с семантикой пошлости мещанского мира. Главный герой – врач Юрий Живаго, напротив, находится в пространстве – больницы, госпиталя, ординаторской, которые связаны с белым цветом. Белые стены в ординаторской связаны с семантикой солнца, света, прозрачности, чистоты. Такова была и душа героя в начале романа. Революция сближает Юрия Живаго с Ларой Гишар. С первой встречи она заронила в него «свет очарования». Образ Ю.А. Живаго связан с образом света. Описывая героиню Лару, герой вспоминает ее форму «кофейного» цвета. Для описания можно было бы использовать нейтральный «коричневый» цвет (коричневый цвет у Пастернака обладает семантикой старого), но повествователю было важно подчеркнуть необычность и особенность героини, выделить ее из не примечательных других людей. 2.4. Цветовой материал как образный материалМногие исследователи (Л.А. Колобаева, М.Г. Павловец, Р.О. Якобсон) отмечали, что роман «Доктор Живаго» – попытка создать эпос лирическими средствами. Писателюважны не столько зримые облики, сколько духовные.Среди разнообразных пастернаковских образовнаибольший интерес представляют символы суггестивные и иррациональные. В романе это символика природы.Душевное состояние лирического героя также преломляется через пейзаж. Природа в творчестве Б.Л. Пастернака занимает особое место, частотны образы метели, пурги, бурана, дождя, снега, льда (черный, белый, серый цвет). Благоприятным номинативным значением обладаю образы деревьев (золотистый, липовый). Зеленый цвет у Пастернака связан со сном, черный – с душой человека и неблагодарностью, синий – с тусклым неестественным неживым цветом фонарных столбов. Таким образом, можно сделать вывод, что у Пастернака главными цветами в романе являются белый и черный. Они показывают конфликт, царящий в мире, хаос, войну, борьбу, разрушение. Белый цвет имеет как положительные, так и негативные номинации. Белый цвет связан с образом чистоты, любви, непорочности, обновления, света, но в то же время смерти, застывания, сна. В этом плане Б. Пастернак следует традициям А.С. Пушкина («Бесы», «Метель», «Зимний вечер») и А. Блока («Двенадцать»). Его представления близки произведению Б. Лавренева «Ветер», «Голый год» Б. Пильняка, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Белой гвардии» М. Булгакова. Природа отражает душевное состояние героев и показывает неуютность, враждебность мира по отношению к человеку. ЗаключениеКурсовая работа посвящена эстетике цветописи при создании контекста образа в романеБ. Пастернака «Доктор Живаго». В работе решены следующие задачи: - дано теоретическое обоснование цветописи в искусстве, психологии, лингвистике,- показано изучение цветописи на материале художественной литературы,- рассмотрена символика цветообозначений в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»,- выявлена частотность употребления цветов, проведен качественный и количественный анализ, выявлены функциональные значения цвета,- проанализирована номинативная цветовая картина мира в контексте природы,- проанализирована номинативная картина мира в контексте образов главных героев, - проанализирован цветовой материал как образный материал. Полученные результаты исследования позволяют придти к следующим выводам: наиболее частотны в романе черный, белый и пограничный между ними серый цвет. Эти ахроматические цвета характеризуют борьбу, вражду, конфликт, царящий в мире и пограничность места человека, который оказывается в центре стихии. Белый цвет имеет как положительную окраску и связан со значением чистоты, невивнности, света, так и с негативной семантикой – смертью, засыпанием, забвением. Люди в романе показаны «бесцветными», «безликими». В отличие от них главные герои Ю. Живаго и Лара обладают цветом. Красный цвет в романе связан с агрессией, войной. Наиболее благоприятный цвет – золотой, характеризующий красоту природы и божественное проявление. В работе только намечены пути исследования цветообозаначения в романе, поэтому исследование цветописи при создании центральных образов романа должно быть продолжено. Список используемой литературы1. Алимпиева Р.В. Семантическая структура слова белый // Вопросы семантики. – Л., 1976. Вып. 2. – С. 13–27. 2. 3. Алимпиева Р.В., Сотниченко Ю.А. Цветообозначения как средство реализации концепта «жизнь» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2013. – № 8.4. Базима Б.А. Цвет и психика. Монография. – Харьков, 2001. – 150 с.5. Бахилина Н. Б. Румянец. Из истории цветообозначений // Рус. речь. – 1974. – № 6. – С. 83-86. 6. Бекова С.В. Семантико-стилистический анализ слов со значением цвета у М. Горького // Уч. зап. Тартуского ун-та. – Прага, 1977.– №64. – С.25-95.8. Беляева Н. Д. Цвет в произведениях И. Ильфа и Е. Петрова / Н. Д. Беляева // Рус. речь. – 1983. – № 6. – С. 40-43. 9. Белякова, С.М. Цветовая картина мира И.А. Бунина (на материале романа «Жизнь Арсеньева» и цикла рассказов «Темные аллеи») // И.А. Бунин: Диалог с миром. – Воронеж: Полиграф, 1999. – С. 146–151.10. Брагина А.А. Цветовые определения и формирование новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография. – М., 1997. – С.73-105.11. Брагина Н. В. Краски-слова в рассказах Чехова // Рус. речь. – 1984. – № 1. – С. 28-32.12. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. 1903.– С. 874.13. Быков Л.Д. Б. Пастернак. Жизнь замечательных людей. – М.: Молодая гвардия, 2016. 220 с.14. Гете И.В. Учение о цвете. 1810 / И.В. Гете. Теория познания. – М.: Либроком, 2011. – 200 с.15. Гумилев Н. Избранное. – М.: Панорама, 1995. 120 с.16. Гусарова Н.П. Белый цвет в произведениях И.Бунина // Вопросы теории и истории языка. – СПб., 1993. – С. 198-203.17. Донец Н. А. Элементы цветописи у М. Горького // Вопросы грамматики и стилистики. – Рига: Изд-во Латвийского гос. ун-та, 1967. – С. 57-78.18. Донецких Л. И. Семантическое своеобразие и стилистические функции имен прилагательных в трилогии К. Федина: автореф. дисс. . канд. филол. наук. / Л. И. Донецких Л., 1966. – 24 с.19. Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1981. 164 с.20. Иванова Н. Смерть и воскресение доктора Живаго // Юность. 1988. № 5.21. Кокорина Н.В. Цветообозначения в «Китайской истории» М. Булгакова // Литературный текст: проблемы и методы исследования. – Тверь, 1988. – С.85-89.22. Кочетова И.В. О динамике цветообозначений в поэтической картине мира Н. Гумилева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2008. № 2. С. 52-56.23. Лилич Г.А. Развитие обобщенно-символического значения у слов "грязь", "грязный" в произведениях М.Горького // Словоупотребление и стиль М.Горького. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.24. Лонго А.П. Язык цвета в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Русский язык за рубежом. 1992. – № 1.25. Макеенко И.В. Семантика цвета в разноструктурных языках (универсальное и национальное): автореферат канд. дисс. – Саратов, 1999. – 20 с.26. Меньчева С. И. Цветообозначение в произведениях Е. Замятина : семантика, грамматика, функция : автореф. дис. ... канд. фил. наук / С. И. Меньчева. – Тамбов, 2004. – 12 с.27. . Миллер-Будницкая Р. 3. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики Блока // Изв. Крым, пед. ин-та. Симферополь, 1930. – Т. 3. – С. 78-144.28. Мостепаненко Е.М. Свет в природе как источник художественного творчества // Художественное творчество. – М., 1986. – С. 76.30. Пастернак Б. Доктор Живаго. М.: Профиздат, 2006. – 592 с.31. Перелыгин П.В. Цветообразная поэтика в творчестве С.А. Есенина и Н. Рубцова: опыт сравнительного анализа. – Тамбов, 2008. – 200 с.32.Полищук Г.Г. Цветовые прилагательные в рассказах К. Паустовского // Очерки по рус. яз. и стилистике. – Саратов, 1967. – С.46-51.33. Роу К. Концепция цвета и цветовой символизм в Древнем мире. М., 2001.34. Седова О. В. Поэтика цвета в прозе Е. И. Замятина : автореф. дис. ... канд. фил. наук / Елец, 2006. – 22 с.35.Серов Н.В. Эстетика цвета. Методические аспекты хроматизма. – СПб, 2001.36. Соколова Л.В. Природа – искусство – человек в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»:дис. ... канд. филол. наук / Чебоксары, 2000.37. Соловьева Л.Ф. Поэтика цветописи в сборниках Анны Ахматовой "Вечер", "Четки", "Белая стая", "Anno Domini", "Подорожник" :Психологический аспект: дис… канд. фил. наук по спец. 10.01.01. / Л.Ф. Соловьева. Ижевск, 1999. 208 с.38. Стефанов С.И. Энциклопедия полиграфия от А до Я. М., 2009. 200 с.39. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А.А. Митькин, Н.Н. Корж. - М.: Наука, 1993. С. 5-53.40. Флоренский П.А. Иконостас. // Избранные труды по искусству. – СПб.: Мифрил-Русская книга, 1993. – С.309-316.41. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингвистического анализа /Ред. В.Н. Телия; АН СССР. Ин-т языкознания. – М.: Наука, 1984. – 174с.42. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984.– С. 50.

1. Алимпиева Р.В. Семантическая структура слова белый // Вопросы семантики. – Л., 1976. Вып. 2. – С. 13–27.
2.
3. Алимпиева Р.В., Сотниченко Ю.А. Цветообозначения как средство реализации концепта «жизнь» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2013. – № 8.
4. Базима Б.А. Цвет и психика. Монография. – Харьков, 2001. – 150 с.
5. Бахилина Н. Б. Румянец. Из истории цветообозначений // Рус. речь. – 1974. – № 6. – С. 83-86.
6. Бекова С.В. Семантико-стилистический анализ слов со значением цвета у М. Горького // Уч. зап. Тартуского ун-та. – Прага, 1977.– №64. – С.25-95.
8. Беляева Н. Д. Цвет в произведениях И. Ильфа и Е. Петрова / Н. Д. Беляева // Рус. речь. – 1983. – № 6. – С. 40-43.
9. Белякова, С.М. Цветовая картина мира И.А. Бунина (на материале романа «Жизнь Арсеньева» и цикла рассказов «Темные аллеи») // И.А. Бунин: Диалог с миром. – Воронеж: Полиграф, 1999. – С. 146–151.
10. Брагина А.А. Цветовые определения и формирование новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография. – М., 1997. – С.73-105.
11. Брагина Н. В. Краски-слова в рассказах Чехова // Рус. речь. – 1984. – № 1. – С. 28-32.
12. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. 1903.– С. 874.
13. Быков Л.Д. Б. Пастернак. Жизнь замечательных людей. – М.: Молодая гвардия, 2016. 220 с.
14. Гете И.В. Учение о цвете. 1810 / И.В. Гете. Теория познания. – М.: Либроком, 2011. – 200 с.
15. Гумилев Н. Избранное. – М.: Панорама, 1995. 120 с.
16. Гусарова Н.П. Белый цвет в произведениях И.Бунина // Вопросы теории и истории языка. – СПб., 1993. – С. 198-203.
17. Донец Н. А. Элементы цветописи у М. Горького // Вопросы грамматики и стилистики. – Рига: Изд-во Латвийского гос. ун-та, 1967. – С. 57-78.
18. Донецких Л. И. Семантическое своеобразие и стилистические функции имен прилагательных в трилогии К. Федина: автореф. дисс. . канд. филол. наук. / Л. И. Донецких Л., 1966. – 24 с.
19. Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1981. 164 с.
20. Иванова Н. Смерть и воскресение доктора Живаго // Юность. 1988. № 5.
21. Кокорина Н.В. Цветообозначения в «Китайской истории» М. Булгакова // Литературный текст: проблемы и методы исследования. – Тверь, 1988. – С.85-89.
22. Кочетова И.В. О динамике цветообозначений в поэтической картине мира Н. Гумилева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2008. № 2. С. 52-56.
23. Лилич Г.А. Развитие обобщенно-символического значения у слов "грязь", "грязный" в произведениях М. Горького // Словоупотребление и стиль М.Горького. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
24. Лонго А.П. Язык цвета в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Русский язык за рубежом. 1992. – № 1.
25. Макеенко И.В. Семантика цвета в разноструктурных языках (универсальное и национальное): автореферат канд. дисс. – Саратов, 1999. – 20 с.
26. Меньчева С. И. Цветообозначение в произведениях Е. Замятина : семантика, грамматика, функция : автореф. дис. ... канд. фил. наук / С. И. Меньчева. – Тамбов, 2004. – 12 с.
27. . Миллер-Будницкая Р. 3. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики Блока // Изв. Крым, пед. ин-та. Симферополь, 1930. – Т. 3. – С. 78-144.
28. Мостепаненко Е.М. Свет в природе как источник художественного творчества // Художественное творчество. – М., 1986. – С. 76.
30. Пастернак Б. Доктор Живаго. М.: Профиздат, 2006. – 592 с.
31. Перелыгин П.В. Цветообразная поэтика в творчестве С.А. Есенина и Н. Рубцова: опыт сравнительного анализа. – Тамбов, 2008. – 200 с.
32. Полищук Г.Г. Цветовые прилагательные в рассказах К. Паустовского // Очерки по рус. яз. и стилистике. – Саратов, 1967. – С.46-51.
33. Роу К. Концепция цвета и цветовой символизм в Древнем мире. М., 2001.
34. Седова О. В. Поэтика цвета в прозе Е. И. Замятина : автореф. дис. ... канд. фил. наук / Елец, 2006. – 22 с.
35. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методические аспекты хроматизма. – СПб, 2001.
36. Соколова Л.В. Природа – искусство – человек в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»: дис. ... канд. филол. наук / Чебоксары, 2000.
37. Соловьева Л.Ф. Поэтика цветописи в сборниках Анны Ахматовой "Вечер", "Четки", "Белая стая", "Anno Domini", "Подорожник" :Психологический аспект: дис… канд. фил. наук по спец. 10.01.01. / Л.Ф. Соловьева. Ижевск, 1999. 208 с.
38. Стефанов С.И. Энциклопедия полиграфия от А до Я. М., 2009. 200 с.
39. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А.А. Митькин, Н.Н. Корж. - М.: Наука, 1993. С. 5-53.
40. Флоренский П.А. Иконостас. // Избранные труды по искусству. – СПб.: Мифрил-Русская книга, 1993. – С.309-316.
41. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингвистического анализа / Ред. В.Н. Телия; АН СССР. Ин-т языкознания. – М.: Наука, 1984. – 174 с.
42. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984.– С. 50.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет цветопись при создании образа в романе "Доктор Живаго"?

Цветопись играет важную роль при создании образа в романе "Доктор Живаго". Автор Б. Пастернак использует цветовые описания для передачи настроений, эмоций и символизма, что помогает читателю лучше погрузиться в атмосферу произведения.

Как изучена категория цветописи в искусстве и науке?

Категория цветописи достаточно хорошо изучена в искусстве, психологии и филологии. Исследователи обратили внимание на использование цвета в работах художников и писателей, а также на его влияние на психику и эмоции человека.

Какая цветовая символика присутствует в романе "Доктор Живаго"?

В романе "Доктор Живаго" Б. Пастернак использует разнообразную цветовую символику. Некоторые цвета, такие как белый и серый, символизируют нейтральность или отсутствие чувств, в то время как другие, такие как красный и зеленый, имеют глубокий символический смысл, связанный с любовью, страстью или природой.

Какова частотность цвета в романе "Доктор Живаго"?

В романе "Доктор Живаго" разные цвета встречаются с разной частотностью. Например, белый и серый цвета упоминаются чаще всего, что может указывать на отсутствие чувств и нейтральность в произведении. Наоборот, цвета как красный и зеленый появляются реже, но имеют большее значение и символическую нагрузку.

Какова номинативная цветовая картина мира в романе "Доктор Живаго"?

В романе "Доктор Живаго" Б. Пастернак создает номинативную цветовую картина мира, отражая через цвета различные аспекты природы. Например, зеленый цвет связывается с жизненной силой и природой, а синий — с тишиной и спокойствием. Эта цветовая картина помогает читателю лучше понять и ощутить окружающую среду героев и создает определенную атмосферу в романе.

Какое место занимает категория цветописи в искусстве, психологии и филологии?

Категория цветописи занимает важное место искусстве, психологии и филологии. Она изучается как в контексте художественного творчества, так и в рамках исследований психологии восприятия цвета, а также в анализе лингвистической символики цветописи.

На каких материалах изучена категория цветописи?

Категория цветописи изучена на материале художественной литературы. Особенно интересным является анализ романа Б. Пастернака "Доктор Живаго", в котором цвета играют значительную роль в создании образов и контекста произведения.

Какая символика связана с цветообозначениями в романе "Доктор Живаго"?

В романе "Доктор Живаго" Б. Пастернака цвета имеют свою символику. Например, белый цвет ассоциируется с чистотой и светом, красный - с любовью и страстью, зеленый - с жизнью и природой. Эти символы помогают создать определенную атмосферу и передать эмоциональное содержание произведения.

Какие цвета чаще всего встречаются в романе "Доктор Живаго"?

В романе "Доктор Живаго" Б. Пастернака особенно часто встречаются белый, красный и зеленый цвета. Это связано с тем, что они имеют особую символическую нагрузку и используются для передачи эмоционального содержания произведения.

Какую цветовую картину мира создает Б. Пастернак в романе "Доктор Живаго"?

Б. Пастернак создает в романе "Доктор Живаго" номинативную цветовую картину мира, где каждый цвет имеет свою символическую нагрузку и отражает определенные эмоции и состояния героев и окружающей их природы. Эта цветовая картина помогает читателю воспринять и понять глубину и содержание произведения.