Особенности дискурса художественного произведения

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 10 10 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 14.07.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 10
Список литературы 11
Фрагмент для ознакомления

Итак, можно сделать промежуточный вывод о неразрывной связи понятий художественного дискурса и художественного текста. Соответственно, если мы анализируем художественное произведение, то мы обязательно должны принимать во внимание обе категории. Художественный дискурс выступает в качестве социокультурного взаимодействия между читателем и писателем, вовлекающего в свою сферу культурные, эстетические, социальные ценности, личные знания, знания о мире и отношение к действительности, систему убеждений, представлений, верований, чувств и представляющеесобой попытку изменить «духовное пространство» человека и вызвать у него определенную эмоциональную реакцию.Когда читатель занимается прочтением художественного произведения, то на него оказывается определенное влияние, и не только посредством прямого воздействия на мысли и чувства. Здесь особую роль играют речевые акты репрезентативного типа, участвующие в моделировании художественной реальности, которая способна вызывать у читателей ассоциативные ряды, создавать контекст для того, чтобы читатель воспринимал посредством данного контекста определенные высказывания. Здесь уместно привести высказывание Джона Р. Серля: «Почти любое значительное художественное произведение передает «сообщение» или «сообщения», передаваемые посредством текста, но не присутствующие в самомтексте. Только в детских рассказах, содержащих заключительное «Мораль этой истории такова...», или у таких утомительно дидактических авторов, как Толстой, мы получаем эксплицитное представление осуществленных всерьез речевых актов, передать которые является целью (или главной целью) художественного текста». Данная особенность художественного дискурса находит свое выражение в том, что в художественном тексте используются концептуальные и языковые средства, служащие для того, чтобы осуществлять коммуникацию, эта коммуникация не только рассказывает читателям о событиях, но и влияет на внутренний мир. Если рассматривать в общем, что дискурсом или интердискурсом осуществляется впитывание в себя синтагматических, парадигматических сущностей слова, а литературный дискурс включает в себя когнитивные, эстетические, семиотические, коммуникативные качестве искусства. «Некоторые ученые связывают дискурс с сознанием. В этом случае текст предстает как соединение слов и синтагмов, а дискурс выходит логическим соединением различных точек зрения. Подытоживая, можно сказать, как бы не являлись текст и дискурс схожими понятиями, между ними существует большая разница, и их методы исследования совсем разные». Начало литературного дискурса берется с того момента, как в сознании автор происходит зарождение идеи, то есть идея проходит определенный путь оформления и появляется на счет. Тем не менее, задачи, функции и специфика дискурса не может окончиться после того, как появляется идея. Материализованный посредством текста дискурс начинает становиться частью социальной реальности. И вот тут начинается действие прагматических аспектов дискурса. ЗаключениеХудожественному произведению нужно пройти долгий путь развития от состояния идеи. Развитие дискурса, связанного с произведением искусства, с художественным произведением, осуществляется согласно законам и природе искусства. Здесь речь идет о проявлении синтагматических, парадигматических концептов искусства проявляются в компетенции дискурса. Все эти точки зрения и концепты способствуют пониманию идеи. Происходит своего рода цементирование всех моделей художественного произведения и знаковых, познавательных, коммуникативных, эстетических аспектов на уровне «идеи». Что касается структуры, стратегии, жанра, композиции и стиля художественного произведения, то их зарождение и образование осуществляется согласно дискурсивным основам. Дискурс является ядром художественного произведения, диалектической системой, включающей все этапы развития, начиная с вымысла, зарождения идеи, его социальное функционирование и заканчивая отдельным художественным материалом.

1. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.
2. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX-XX вв.). 2-е изд., испр. и доп. М.: Эдиториал УРСС, 2006.
3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
4. Манаенко Г. Н. Когнитивные основания информационно-дискурсивного подхода к анализу языковых выражений и текста // Язык. Текст. Дискурс: межвузовский научный альманах / под ред. Г. Н. Манаенко. Ставрополь: Изд-во ПГЛУ, 2005. Вып. 3.
5. Русакова О. Ф. Основные теоретико-методологические подходы к интерпретации дискурса [Электронный ресурс] // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2007. Вып. 7. С. 5-34. URL: www.ifp.uran.ru/files/ publ/eshegodnik/2007/2.pdf
6. Самарская Т.Б. Художественный дискурс: специфика составляющих и особенности организации художественного текста. journal.kfrgteu.ru
7. Степанов Ю. С. Альтернативный мир Дискурс, Факт и принципы Причинности [Электронный ресурс] //Язык и наука конца XX века: сб. статей. М.: РГГУ, 1995. С. 35-73

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет дискурс художественного произведения?

Особенности дискурса художественного произведения заключаются в его специфическом стиле и форме изложения, использовании литературных приемов, образов и символов, а также воздействии на эмоциональную сферу читателя.

Что такое художественный дискурс?

Художественный дискурс - это совокупность языковых, стилистических и жанровых особенностей, присущих художественному произведению. Он является инструментом передачи смысла, эмоций и идей автора.

Какова роль художественного дискурса во взаимодействии между читателем и писателем?

Художественный дискурс играет важную роль в социокультурном взаимодействии между читателем и писателем. Он позволяет вовлечь читателя в мир произведения, создать эмоциональную связь и передать авторские мысли и ценности.

Почему при анализе художественного произведения необходимо учитывать как художественный дискурс, так и художественный текст?

При анализе художественного произведения необходимо учитывать и художественный дискурс, и художественный текст, так как они взаимосвязаны и влияют друг на друга. Художественный дискурс помогает понять контекст, цели и задачи автора, а художественный текст передает эти идеи и позволяет читателю погрузиться в мир произведения.

Какие составляющие входят в художественный дискурс?

Художественный дискурс включает в себя различные составляющие, такие как стиль изложения, использование литературных приемов, мотивов и символов, а также воздействие на эмоциональную сферу читателя. Эти элементы помогают создать уникальный художественный образ и передать авторскую мысль.

Что такое художественный дискурс?

Художественный дискурс - это социокультурное взаимодействие между читателем и писателем в рамках художественного произведения.

Какие особенности имеет дискурс художественного произведения?

Дискурс художественного произведения характеризуется обширным использованием литературных средств и приемов, таких как образы, символы, метафоры, аллегории. Также в нем присутствует эмоциональная окраска, игра словами и интертекстуальные связи.

Какую роль играет художественный текст в анализе художественного произведения?

Художественный текст является основной составляющей художественного произведения и необходим для его анализа. В художественном тексте содержатся все элементы дискурса, такие как образы, сюжет, диалоги, описание, которые позволяют передать идеи и эмоции автора.

Что такое социокультурное взаимодействие в рамках художественного дискурса?

Социокультурное взаимодействие в рамках художественного дискурса подразумевает обмен культурными и эстетическими ценностями между читателем и писателем. Читатель воспринимает и интерпретирует художественное произведение с учетом своего личного опыта и культурного контекста, а писатель стремится создать произведение, отражающее определенные культурные и эстетические идеалы.

Какие элементы включает художественный дискурс?

Художественный дискурс включает в себя такие элементы, как стиль письма, выбор слов, использование литературных средств и приемов, конструкция предложений, ритм и звукорядность текста. Все эти элементы помогают создать особую атмосферу и передать авторское намерение читателю.