онтогенез поздней зрелости (после 60-70 лет)
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 14.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 5
Глава 1. Проблема онтогенеза поздней зрелости 5
Глава 2. Организация эмпирического исследования когнитивных функций в поздней зрелости 14
Глава 3. Результаты исследования и их анализ 19
Заключение 25
Глоссарий 27
Список использованных источников 29
Список сокращений 31
Приложения 32
И.Балл Время, с№Ф.И.Балл Время, сГруппа 60 летГруппа 70 лет1Г.А.261121А.Н.281792Е.Т.281262В.Т.251863Е.Х.331503Д.Б.372054И.А.29984Е.Р.151685И.Л.241255Ж.И.291496И.Т.311306И.М.191707К.А.361807К.Д.342268К.Ж.191608К.Т.311649К.О.381559Л.Н.2717510Л.Б.1812410Н.Р.2012811Н.Д.3513811Н.Ф.2914212Н.К.2316012О.Т.1713613О.И.2810213П.А.3617414О.П.2611014Р.С.2521615Р.М.3015415С.Г.2423816С.Б.1614816С.Н.3122017С.С.3213617Т.И.2915818У.У.2915418Т.К.2217419Ф.Н.279519Э.С.1818220Ю.Ч.2013620Я.Т.27162Хср.27,4134,7Хср.26,2177,6Ст. от. σ6,123,3Ст. от. σ6,230,2Результаты диагностики особенностей мышления показали, что в группе 60-летних испытуемых средний уровень умений сравнивать, анализировать иобобщать выделенные признаки. На выполнение заданий испытуемые тратят в среднем 2,2 минуты. У 20% испытуемых преобладает конкретно-ситуационный стиль мышления, у 30% - преобладает абстрактно-логический стиль. У большинства испытуемых (50%) конкретное и абстрактное мышление выражено примерно одинаково.В группе 70-летних испытуемых средний уровень умений сравнивать, анализировать иобобщать выделенные признаки. На выполнение заданий испытуемые тратят в среднем 3,0 минуты. У 25% испытуемых преобладает конкретно-ситуационный стиль мышления, у 25% - преобладает абстрактно-логический стиль. У большинства испытуемых (50%) конкретное и абстрактное мышление выражено примерно одинаково.Можно сказать, что в поздней зрелости достаточно хорошо сформированы умения сравнивать, анализировать иобобщать выделенные признаки.Но с возрастом мыслительные процессы замедляются, испытуемым необходимо больше времени на мыслительную деятельность.Для сравнительного анализа особенностей памяти, внимания и мышления у испытуемых двух групп был применен статистический анализ (t-критерий Стьюдента). Результаты представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты сравнительного статистического анализа особенностей памяти, внимания и мышления у испытуемых двух группМетодика Параметры сравнения tр«10 слов» А.Р. Лурия1 серия0,660,522 серия1,180,243 серия0,980,334 серия1,150,26Через час6,500,00Корректурная проба БурдонаКонцентрация 0,430,67Продуктивность3,800,00Точность2,930,01«Выделение существенных признаков»Балл 0,640,52Время5,030,00Сравнительные результаты показали, что имеются значимые различия в двух группах испытуемых по следующим показателям: долговременная память (t=6,50; р≤0,01), продуктивность внимания (t=3,80; р≤0,01), точность внимания (t=2,93; р≤0,01), время протекания мыслительных операций (t=5,03; р≤0,01).Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении периода поздней зрелости от его начала к его концу характерно снижение долговременной памяти, продуктивности внимания, работоспособности, точности внимания, снижается скорость протекания мыслительной деятельности. Под влиянием органических преобразований мозга, связанных со старением, происходят изменения в работе когнитивных процессов – снижение скорости умственных операций, в частности обработки перцептивной информации, механического запоминания на длительное время, времени реакции, скорость работы, требующей внимания.ЗаключениеДанное исследование было организовано с целью изучения проблем онтогенеза поздней зрелости и особенностейкогнитивных функций на протяжении поздней зрелости.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.При проведении теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто,что особенности психического развития человека в пожилом возрасте складываются из нескольких факторов, которые, хотя и относятся к разным категориям психологической науки, тем не менее, тесно взаимосвязаны в своем влиянии на каждый период жизни человека. Речь идет, прежде всего, о механизмах и движущих силах психического развития, его нормативности, в том числе и в критические периоды, в динамике когнитивных процессов и содержания отдельных структур личности, а также о социально-психологических параметрах, связанных с изменением социальных ролей и адаптацией к ним. Психическое развитие в период поздней зрелости связано с наложением двух факторов: изменение темпов развития и переориентация его механизмов совпадают по времени с критическим периодом, достаточно серьезным и эмоционально насыщенным. Важен и тот факт, что замедление темпа психического функционирования в этом возрасте совпадает с физическим угасанием, болезнями и соматическими отклонениями. По мере старения убывает психическая и физическая деятельность, нарастает интеллектуальная и соматическая несостоятельность, что может снижать адаптационный потенциал пожилых людей. Но каждый пожилой человек адаптируется по-своему, исходя из особенностей личности, индивидуальной линии жизни, стратегий совладания, а также социально - экономических факторов жизнедеятельности. Результаты эмпирического исследования показали, что уровень развития кратковременной и долговременной памяти на вербальном материале в группе 60-летних испытуемых – нормальный и составляет в среднем 6 объектов. В группе 70-летних испытуемых уровень развития кратковременной также нормальный и составляет в среднем 6 объектов, а уровень долговременной памяти – снижен и составляет в среднем 4 объекта.Таким образом, в поздней зрелости с возрастом объем кратковременной памяти практически не меняется, а объем долговременной памяти снижается.В группе 60-летних испытуемых средний уровень концентрации внимания, хорошая продуктивность внимания, точность внимания – средняя.В группе 70-летних испытуемых отмечается средний уровень концентрации внимания, низкая продуктивность внимания, точность внимания – средняя.Можно сказать, что людям в поздней зрелости характерна достаточно хорошая концентрация и точность внимания. Но с возрастом снижается скорость работы, требующей внимания.В поздней зрелости достаточно хорошо сформированы умения сравнивать, анализировать иобобщать выделенные признаки.Но с возрастом мыслительные процессы замедляются, испытуемым необходимо больше времени на мыслительную деятельность.При анализе данных выяснилось, что имеются значимые различия в двух группах испытуемых по следующим показателям: долговременная память, продуктивность и точность внимания, время протекания мыслительных операций.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: на протяжении поздней зрелости отмечается снижение когнитивных функций: памяти, внимания, мышления. Характерно снижение долговременной памяти, продуктивности внимания, работоспособности, точности внимания, снижается скорость протекания мыслительной деятельности. Результаты данного исследования могут быть использованы в психологии личности, геронтопсихологии, быть основой дальнейших исследований и служить основой для разработки рекомендаций и коррекционных программ для работы с людьми поздней зрелости.Глоссарий№ ПонятиеОпределение1Абстрактно-логическое мышлениеОсобый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций. 2АдаптацияПриспособление к окружающей среде. 3Биологический возрастСоответствие индивида определенному моменту жизни. 4Болезнь АльцгеймераВызывающее слабоумие заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, особенно корковых 5ВниманиеНаправленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.6ВозрастКонкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся общими закономерностями физиологических и психологических изменений для всех нормально развитых людей. 7ГеронтогенезОдин из возрастных периодов в жизни человека — период старения, который начинается после 60 лет. 8ГетерохронностьНеравномерность развития, разновременная последовательность в развитии различных функций как физиологических, так и психических. 9ДеменцияПриобретенное слабоумие, необратимая дезорганизация личности как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане. Она часто связана со старческим возрастом. 10Инволюция личности«Обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик. 11Когнитивные процессыСовокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания. 12МотивацияВся совокупность различных побуждений, что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще. 13МышлениеПроцесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. 14ПамятьПознавательный психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.15Психологический возрастХарактеристика степени адаптированности человека к условиям социума. 16Социальное развитие (социализация)Процесс усвоения человеком социальных норм, правил, опыта поколений, обусловленный совместной деятельностью и общением с другими людьми. 17Стереотипы в отношении старенияПредставления о пожилых людях в целом, вообще. Например, распространенным негативным стереотипом является представление, что старение – это процесс неуклонного ухудшения здоровья. Напротив, представление о пожилых людях как о мудрых и опытных – пример позитивного стереотипа. 18Я-концепцияОбобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности. Список использованных источников1Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 704 с.2Александрова Н. Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза: автореф. дисс… д-ра психол. наук. – М., 2000. – 170с.3Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2010. – 288с.4Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996. – № 6. Т. 17. – С. 60–71.5Ермолаева М.В. Организация обучения пожилых людей как социальный механизм противостояния стрессам позднего возраста // Мир психологии. – 2008. – № 4 (56). – С. 87–93.6Ковалёва Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социс. – 2001. – №7. – С. 73. – 76.7Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? (Теории и традиции западной социальной геронтологии) // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С. 80-96. 8Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Человек в системе наук / Ред. И.Т. Фролов. – М.: Наука, 1989. – С. 471–482.9Кондратьева М.В. Подражание в системе поведенческих паттернов взрослого человека // Материалы IV международной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Научный потенциал студенчества в ХХI веке». Т.2 Общественные науки. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. – С. 211-214. 10Краснова О.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями – СПб.: Речь, 2011. – 320 с. 11Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. – 1999. – № 3. – С. 13–17.12Наумова В.А. Оптимизация личностных ресурсов на этапе поздней зрелости: дисс. … канд. пс. н. – Петропавловск-Камчатский: КГУ, 2013. – 193 с. 13Практикум по возрастной психологии / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.14Прохорова Л.В. Самореализация пожилых людей как способ преодоления социальнойэксклюзии. Дисс…канд. филог. наук. – Новосибирск. – 2010. – 213 с.15Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.16Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.17Социальное самочувствие и положение пожилых людей в регионе / под общ.ред. Н. М. Байкова, Л. В Кашириной. – Хабаровск: ДВАГС, 2012. – 186 с.18Сурикова Я.А. Особенности временной перспективы пожилых, проживающих в условиях социальной изоляции // Вестник КРАУНЦ, серия «Гуманитарные науки». – 2011. – № 2 (18). – С. 90–97.19Филозоп А.А. Психолого-акмеологические аспекты становления личности на поздних этапах онтогенеза // Мир психологии. – 2008. – № 2. – С. 255– 261.20Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002. – 208 с.Список сокращенийВОЗ – всемирная организация здравоохранения;и др. – и другие;и т.п. – и тому подобное;Ф.И. – фамилия, имя испытуемого;Хср. – среднее значение показателя по группе;Ст. от. σ – стандартное отклонение показателя по группе;t – значение t-критерия Стьюдента;р – уровень значимости различий.ПриложенияАТест БурдонаСтимульный материалБМетодика «Выделение существенных признаков»Инструкция. В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.Бланк1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово).9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).11. Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).16. Лес (почва, грибы, охотник, деревья, волк).17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).Ключ к тесту: 1. Растения, земля 2. Берег, вода 3. Здания, улица 4. Крыша, стены 5. Углы, сторона 6. Делимое, делитель 7. Диаметр, округлость 8. Глаза, текст 9. Бумага, редактор 10. Игроки, правила 11. Сражение, солдаты 12. Бумага, текст 13. Голос, мелодия 14. Колебания почвы, шум 15. Книги, читатели 16. Почва, дерево 17. Состязания, победа 18. Врач, больные 19. Чувства, человек 20. Родина, человек
-
Психология пожилого человека
1. Общие характеристики: пожилых
пожилой возраст характеризуется ростом признаками старения и болезни, присущие этому возрасту.
Процесс старения - это генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными изменениями в организме.
В то же время, старение самом деле создает много психологических трудностей: это годы "вынужденной праздности", часто осуществляется в отрыве от работы с ощущением контраста "в" и "в этой жизни", которая многими воспринимается как унизительная. Вынужденное безделье часто становится фактором возбудитель в соматическом и психическом отношении, поэтому многие стараются остаться в трудоспособном возрасте, трудиться и приносить посильную пользу.
Выделение периода старения и старости связана с комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин.
Процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют три градации периода геронтогенеза: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Но современные исследования показывают, что в последние десятилетия процесс старения замедляется. Человек 55-60 лет может совершенно не чувствовать себя старой и социальных функций, может быть в когорте взрослых - зрелых. Так же и само старение внутри указанных фаз не является однородным: кто-то устал от жизни уже к 50 годам, а кто-то и в 70 может быть полным сил и жизненных планов.
Старение тела подвержены все органы и системы организма, даже при оптимальных генетических и средовых условиях. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительное физическое или нервное задача; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; теряется живость организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Если это происходит в костных сочленениях грудной клетки, затрудненное дыхание. Возраст обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам. Обезвоживание кожи, в свою очередь, препятствует потовыделению, которое регулирует поверхность температура тела. Из-за ослабления чувствительности нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры и поэтому больше подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и так далее