Общая физическая подготовка дошкольников возраста 6-7 лет с учетом сдачи нормативов Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 23.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 5
1.1 Особенности развития организма дошкольников 6-7 лет 5
1.1.1. Особенности физических качеств, сенситивный период 9
1.1.2. Этапы в развитии физических способностей 11
1.2. Обзор положения комплекса ВФСК «ГТО» 13
1.2.2. Дошкольное образование – первая ступень к решению вопросов по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) 16
1.2.3. Реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» в системе дошкольного образования 17
Заключение 20
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Цель, задачи 22
2.3. Организация исследования 27
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Результаты анкетирования (по выявлению состояния здоровья детей, физической подготовленности и информативности родителей о ВФСК «ГТО») и их обсуждение 30
3.2. Экспериментальные блоки физических упражнений 34
3.3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение 38
Выводы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 52
Нами предложены для выполнения детьми экспериментальной группы следующие упражнения:
1.Физические упражнения для развития силовых качеств:
А) для развития динамической силы: прыжки (на двух, на одной, врозь -вместе, присед + выпрыгивание вверх) и с различными движениями рук (вперед, вверх, в стороны), прыжки в длину через предметы (веревки, подушки); прыжки через скакалку (двумя ногами, с высоким подниманием бедра, с подпрыгиванием на двух ногах).
Б) для развития силовой выносливости мышц плечевого пояса: вис на низкой перекладине с согнутыми руками на 45грдс прямым хватом (удержание); подтягивания с фиксацией; поочередное сгибание рук.
В) для развития мышц рук и плечевого пояса и укрепления мышц брюшного пресса и спины: сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамейку; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; сгибание и разгибание рук с фиксирующими «точками»; сгибание и разгибание туловища (и с утяжелителем (мяч 1кг)), в парах (передача мяча в подъеме); подъем туловища в упоре лежа на животе (руки в разных положениях: вперед, в стороны, за головой), с подъемами ног.
Г) для развития гибкости и подвижности суставов: наклон туловища сидя (с прямыми ногами); наклон туловища стоя, (с прямыми ногами (до касания пола ладонями)); «пружинистые» наклоны, наклоны с фиксацией (удержание позы), с физической помощью; стретчинг с дыханием; махи ногами у гимнастической стенки (с увеличением амплитуды).
Д) для развития умения использовать и регулировать беговой шаг: бег с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном, уменьшенном); ходьба скрестным шагом по обручам.
Е) для развития способности в короткое время увеличивать темп движения: бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад; бег с ускорением; сделать как можно больше движений за 5, 10, 15 сек (число шагов при беге на месте, подскоки на месте на заданную высоту, прыжки со скакалкой, приседания).
Ж) для развития быстроты реакции: старты из разных исходных положений: стоя (спиной), сидя, лёжа, из упора на коленях; чередование основных движений: ходьба - прыжки, прыжки – приседания; изменение направления движений при ходьбе и беге по сигналу; ходьба, бег по кругу. По неожиданному сигналу (свистку, хлопку) максимально быстро выполнить какое-либо упражнение (приседания, повороты, хлопки руками и т.д.). Каждое движение выполняется 2 – 3 раза на скорость. Броски мячей в цель на скорость по сигналу; изменение интенсивности движений: ходьба - бег интенсивный, бег -медленный - бег с ускорением; выполнение общеразвивающих упражнений (движения рук и ног, приседания, повороты и наклоны туловища) с -предметами и без предметов по сигналу; -эстафеты.
На заключительном этапе педагогического эксперимента решалась третья задача: апробировать и экспериментально доказать эффективность применяемых физических упражнений (с учетом тестов ГТО).
Сравнительный анализ по критерию Стьюдента был проведен по показателям развития физических качеств между контрольной и экспериментальной группой, где была внедрена методика тренировок со спортивными принципами. Между группами после эксперимента в преобладающем большинстве наблюдаются статистически достоверные различия.
Проведенный анализ на достоверность различия по критерию Стьюдента (tгр =2,1) позволил сравнить конечные результаты в каждой группе.
В контрольной группе уровень развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста находится на средней отметке (3 балла). Во всех тестах полученный критерий Стьюдента меньше граничного (t <2,1), что указывает на статистическую недостоверность результатов тестирования.
Таким образом, различия между полученными в педагогическом эксперименте показателями в тестах у занимающихся в контрольной группе до проведения и по окончанию проведения педагогического эксперимента считаются недостоверными, а, значит, недостаточно оснований говорить об улучшении показателей в контрольной группе.
В экспериментальной группе уровень развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста находится на высоком (5 баллов) и выше средней отметки (4 балла). Во всех тестах полученный критерий Стьюдента меньше граничного (t >2,1), что указывает на статистическую достоверность результатов тестирования.
Таким образом, различия между полученными в педагогическом эксперименте показателями в тестах у занимающихся в экспериментальной группе по окончанию проведения педагогического эксперимента считаются достоверными, а, значит, достаточно оснований говорить об улучшении показателей в экспериментальной группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В теоретической части исследования проанализировано 40 литературных источников, что позволило сделать следующие заключения: разнообразные средства физического воспитания наиболее эффективны в развитии физических качеств у детей в возрасте 6-7 лет при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО. Уровень развития физических качеств влияет на координацию движений, быстроты, выносливости у старших дошкольников. Для повышения уровня развития физических качеств используются комплексы упражнений: многократно выполняемых упражнений в прыжках, беге, приседаниях, отжиманиях, подтягиваниях.
Анализ уровней развития физических качеств у детей в возрасте 6-7 лет свидетельствует о нерешенности ряда вопросов, связанных с методическим и психолого-педагогическим сопровождением учебного процесса по физическому воспитанию при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО. В частности, в литературных источниках отмечается, что дети в возрасте 6-7 на занятиях физической культурой в общей группе малоактивны, скованны.
В экспериментальной части исследования нами предложена специальная серия упражнений из арсенала спортивной тренировки, с использованием на занятиях следующих средств: многократно выполняемых упражнений в прыжках, беге, приседаниях, отжиманиях, подтягиваниях. Акцент направлен на развитие физических качеств. Занятия физической культурой проводились 2 раза в неделю по 30 минут. Комплексы упражнений применялись в течение трех месяцев. Общее количество тренировок с применением предложенных комплексов составило 16.
Каждое занятие состояло из разминки (10 мин.), основной части (15 мин.), заключительной (5 мин.).
Анализ показателей уровней развития физических качеств в исследуемых группах на этапе констатирующего эксперимента показал, что при сравнении показателей, отражающих развитие физических качеств, статистически значимых различий не выявлено.
После выполнения программы педагогического эксперимента в повторном тестировании показатели развития физических качеств у занимающихся в экспериментальной группе существенно отличались от показателей уровней развития физических качеств у детей в возрасте 6-7 лет из контрольной группы.
Так, средний показатель в тестах на определение уровней развития физических качеств в контрольной группе остался на прежнем уровне, а в экспериментальной группе повысился в два раза или 60%.
Следовательно, предложенный комплекс упражнений оказался эффективным, и мы можем рекомендовать разнообразные средства физического воспитания, как эффективные для развития физических качеств у детей в возрасте 6-7 лет при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО.
Занятия, проводимые в игровой форме, являются эффективным средством повышения качеств физического развития детей старшего дошкольного возраста. Дети занимающиеся комплексами упражнений в течение 3-х месяцев достигли того спортивного уровня, который позволяет говорить о подготовленности дошкольников к сдаче нормативов комплекса ГТО.
Данный факт нашел подтверждение в результатах исследования. Следовательно, цель работы достигнута, задачи решены, исследование проведено, гипотеза подтверждена.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для специалистов в сфере физического воспитания детей старшего дошкольного возраста по итогам исследования разработаны методические рекомендации, касающиеся методики организации занятий.
Дополнительные занятия физическими упражнениями для занимающихся детей старшего дошкольного возраста – это комплекс направленности практических движений, которые объединяются с внутренними органами для функционального выполнения двигательных действий. Движения, связанные с подготовкой к сдаче нормативов комплекса ГТО, несут большую эмоциональную и лечебно-оздоровительную нагрузку.
Включая в себя комплекс упражнений различных видов спорта: гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, которые воздействуют на развитие координационных и кондиционных способности, позволяют освоить технический арсенал, а так же содействуют обогащению двигательного опыта, развитию физических качеств, совершенствованию функциональных возможностей организма, формированию психических способностей старших дошкольников.
Структура занятий состоит из следующих компонентов:
– разминка (подготовка мышц к упражнениям);
– работа над техникой выполнения упражнений;
– игры на преодоление двигательного автоматизма;
– комплекс гимнастических упражнений;
– релаксационный комплекс.
Вид занятий носит учебно-тренировочный характер. Все представленные в программе комплексы упражнений отличаются четкостью и конкретикой установок. Дошкольники выполняют упражнения в несколько подходов – физические и физиологические особенности детей 6-7 летнего возраста не позволяют длительное время концентрироваться на одном виде физических упражнений.
Работа на занятиях может проходить как в индивидуальном режиме, так и в парах, и тройках, а так же малых группах.
Так, например, в программе представлены такие упражнения, в которых как общее, так и избирательное воздействие на мускулатуру оказывают упражнения: приседания, прыжки, наклоны и т.п.
Особенная ценность таких упражнений заключается в том, что дети, выполняя их, проявляют волевые усилия, соревнуются в умении использовать силу, упорство, настойчивость и т.п.
При организации работы с детьми 6-7 летнего возраста следует учитывать тот факт, что дошкольники ориентируются на четкость формулировок в задании, выдержанность темпа занятия, конкретную терминологию при выполнении упражнений, специально подобранный комплект оборудования (скакалки, мячи, гимнастические палки).
Занятия проводятся по классической структуре: подготовительная, основная, заключительная части.
В подготовительной части решаются задачи организации тренирующихся, мобилизация их к учебно-тренировочному процессу и подготовка к упражнениям основной части занятия.
Указанные задачи решаются следующими средствами: разновидностями ходьбы и бега, общеразвивающими упражнениями, специальными упражнениями комплекса ГТО. Такие упражнения подготавливают сердечно - сосудистую систему, дыхательную, разогревают мышцы, связки, суставы и готовят их к дальнейшим упражнениям, а так же способствуют мобилизации внимания для предстоящей работы.
В этой части занятия выполняются комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств у детей 6-7 летнего возраста, занимающихся дополнительно в группе.
Главные задачи решаются в основной части занятия, требующие для своего решения продолжительного отрезка времени:
1) обогащение, занимающихся специальными знаниями;
2) обучение новым видам движений;
3) обогащение двигательным опытом;
4) развитие способностей, необходимых для успешного овладения новым упражнениям различной сложности;
5) развитие физических качеств
Рекомендуется опираться на следующие методологические положения: основную часть занятия следует начинать с разучивания координационно-сложных действий, требующих концентрации внимания и высокой работоспособности, при этом задачи по воспитанию физических качеств и закреплению ранее сформированных навыков могут решаться в дальнейшем на фоне утомления. В зависимости от применяемых средств основную часть занятия можно представить в различных вариантах. Данное деление является условным, поскольку различные средства подготовки обогащаются, взаимно проникая друг друга, так же применяются смешанные варианты, в различных сочетаниях которых чередуются всевозможные средства двигательной активности.
Форма основной части занятия трехчастная, так как ее продолжительность составляет 20 минут.
В заключительной части занятия решаются следующие задачи:
- постепенное снижение физической и психологической нагрузки;
- подведение итогов тренировки;
- задание для самостоятельной работы.
Для восстановления после физической нагрузки могут быть использованы следующие виды упражнений: на расслабление, растягивание, игры и игровые упражнения, повышающие эмоциональное состояние.
Физические упражнения должны быть простыми и понятными. Упражнения не должны быть продолжительными, необходимы короткие паузы для отдыха.
Чтобы дошкольник быстрее освоил двигательный навык необходимо изучаемое упражнение повторять 15 – 20 раз в каждом занятии.
Больше внимания в этом возрасте следует уделять общеразвивающим и специальным физическим упражнениям, выполняемых детьми в игровой форме.
Для развития физических качеств (скорости, гибкости, ловкости) у детей старшего дошкольного возраста следует выделить два метода упражнений: стандартно-повторный и вариативный.
Стандартно - повторный метод необходим в работе с детьми старшего дошкольного возраста, однако по мере того как юные спортсмены начнут уверено выполнять осваиваемые двигательные действия, он должен уступить вариативному методу.
Первое обязательное условие построения занятий - четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений тренера. Так как запас двигательных умений и навыков, особенно у детей старшего дошкольного возраста, весьма ограничен. Второе условие - обеспечение преемственности при освоении новых двигательных действий. Наконец, третье - строгое соблюдение общих дидактических принципов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014. № 2.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Алямовская, В.Г. «Материалы курса «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении»: инновационный аспект: лекции 1–4» - М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010.
Бальсевич В.К. Спортивный вектор формирования здоровья детей и подростков / В.К. Бальсевич // Дети России образованны и здоровы: материалы III Всероссийской научно- практической конференции (г. Москва, 28-29 октября 2005 г.). – М., 2005. – С.13-18.
Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/под редакцией З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера – 2005. – 32с.
Бычкова, С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2002. 64 с.
Вавилова, Е.Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: Скрипторий 2003, 2008. – 160 с.
Ветошкина, Е.А. Оптимизация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.А. Ветошкина // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всероссийской научной конференции / Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. – Хабаровск, 2005. – С. 52-59.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс: история, развитие, перспективы: учеб.-метод. пособ. / Под ред. Л. А. Рапопорта. – Екатеринбург: СОК ОГ ФСО «Юность России»; Изд-во АМБ, 2013. – 300 с.
Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Старший возраст. – М.: Гуманит. ВЛАДОС, 2001. – 264 с.
Дворкина, Н.И. Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию физических качеств и психических процессов у детей дошкольного возраста / Н.И. Дворкина // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 8. - С. 52-54.
Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 10-14.
Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учеб. пособие / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России – 2006 – 96 с.
Евстратова Т. В., Перова Е. И., Петров В. К., Кабачков В. А. Комплекс ГТО в 21 веке. Оценка физической подготовленности учащихся по результатам выполнения нормативов комплекса ГТО ‒ 2010 ‒ №2 с. 47-50
Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, инициативного, не болеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: программно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Владос, 2003. – 304 с.
Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред. С.А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
Колесникова, Е.С. Способности детей 6-7 лет к дифференцированию мышечных усилий и система средств для их развития / Е.С. Колесникова, Е.А. Земсков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - N 6. - С. 68-70.
Константинов, О.В. Комплекс ГТО в современных образовательных организациях / О.В. Константинов. – Набережные Челны, Информационно- методический центр, 2010. – 18 с.
Малышев, А.А. Регионально-ориентированная программа физического развития детей дошкольного возраста в условиях Большого Сочи / А.А. Малышев, В.В. Мякотных, С.М. Рябцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. – №6. – С. 52–54.
Максачук, Е.П. Спортивное воспитание как неотъемлемое условие гармонизации личностного развития юного атлета / Е.П. Максачук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - N 2. - С. 78-79.
Матвеева, А.В. Формирование физической культуры личности детей старшего дошкольного возраста с учётом их половых различий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Матвеева – Санкт-Петербург 2008, 26с.
Мелехина, Н.А., Колмыкова Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
Мельникова, М.Ю. Возрождение норм ГТО в современном формате физической культуры в образовательных учреждениях / М.Ю. Мельникова, О.В. Бабич // Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения : сборник материалов 10-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. – 2014. – 201-203 с.
Мухина, М.П. Концентрированное обучение основным движениям в процессе физического воспитания детей среднего и стершего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук / М.П. Мухина – М.: 2003. – 176с.
Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. /И.М. Новикова//– М.: Мозаика-Синтез – 2009 – 96 с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Попов, Г.Г. Зависимость эффективности физкультурной деятельности дошкольников от уровня ее интенсивности / Г.Г. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4. - С. 55-57.
Соломенникова, О.А. Разработка программных документов для ДОУ на разных этапах развития дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. Мозаика-синтез. 2009. № 6. С. 21–23.
Суханова Е.В. Формирование оценки, самооценки и техники двигательного действия у старших дошкольников / Е.В. Суханова, А.М. Тихонов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: журнал в журнале. - 2014. - N 2. - С. 37-39.
Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду / Э.Я. Степаненкова. - М.: «Мозаика синтез» 2008 – 262 с.
Стрельцов, В.П. Спортивно-оздоровительная тренировка старших дошкольников: проблемы и решения / В.П. Стрельцов, Т.А. Банникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 3. - С. 46-48.
Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О. Филипповой. – М., 2007.– 224 с.
Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М.: Физиология и спорт.-2008. – 218 с.
Хамидуллина, М.А. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью // Инструктор по физкультуре. – 2011. – №4
Харченко, Т.Е. «Организация двигательной деятельности детей в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2010, - 238 с.
ГТО: база данных — Режим доступа : http://www.gto-normy.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Готов_к_труду_и_обороне_СССР
http://fizvosp.ru/ Официальный сайт Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
http://www.kremlin.ru/news/20636#sel=
http://www.akvobr.ru/gto_perezagruzka.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 1.
Виды испытаний (тесты)
№ п/п Виды испытаний (тесты) Нормативы Мальчики Девочки Бронзовый знак Серебряный знак Золотой знак Бронзовый знак Серебряный знак Золотой
знак Обязательные испытания (тесты) 1. Челночный бег 3х10 м (с) 10,4 10,1 9,2 10,9 10,7 9,7 или бег на 30 м (с) 6,9 6,7 5,9 7,2 7,0 6,2 2. Смешанное передвижение (1 км) Без учета времени Без учета времени Без учета времени Без учета времени Без учета времени Без учета времени 3. Подтягивание
из виса на высокой перекладине (количество раз) 2 3 4 - - - или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз) 5 6 13 4 5 11 или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) 7 9 17 4 5 11 4. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу Касание пола пальцами рук Касание пола пальцами рук Достать пол ладонями Касание пола пальцами рук Касание пола пальцами рук Достать пол ладонями Испытания (тесты) по выбору 5. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 115 120 140 110 115 135 6. Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (количество раз) 2 3 4 2 3 4 7. Бег на лыжах на 1 км (мин, с) 8.45 8.30 8.00 9.15 9.00 8.30 Бег на лыжах на 2 км(мин, с) Без учета времени Без учета времени Без учета времени Без учета времени Без учета времени Без учета времени или смешанное передвижение на 1,5 км по пересеченной местности* Без учета времени Без учета времени Без учета времени Без учета времени Без учета времени Без учета времени 8. Плавание без учета времени (м) 10 10 15 10 10 15 Количество видов испытаний (тестов) в возрастной группе 8 8 8 8 8 8 Количество видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее- Комплекс)** 6 6 7 6 6 7
Приложение 2
АНКЕТА
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас, принять участие в опросе, проводимом в Национальном Государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, в рамках исследования, с целью определить уровень заинтересованности в физической культуре и уровень информированности о комплексе «ВФСК ГТО».
Просим дать ответ, с которым Вы согласны, выделить или дописать свой вариант ответа.
Благодарим за участие!
Возраст и пол ребенка___________
Возраст и пол родителя__________
1. Как вы считаете, должен ли человек заниматься физической культурой?
а) да, обязательно
б) не всегда
в) нет, не обязательно
2. Любит ли ваш ребенок занятия физической культурой?
а) да, очень
б) по настроению
в) нет, не любит
3. Занимаетесь ли вы какой-либо физической активностью? Если да, то чем?
а) не занимаюсь
б) да, занимаюсь:
- делаю зарядку;
- бегаю самостоятельно;
- хожу в фитнес клуб;
- катаюсь на велосипеде, лыжах, роликах;
- хожу в бассейн;
- другое________________________
4. Занимается ли ваш ребенок дополнительно физической культурой вне детского сада?
Если да, то чем?
а) не занимается
б) занимается:
- делает зарядку;
- бегает самостоятельно;
- ходит в фитнес клуб;
- катается на велосипеде, лыжах, роликах;
- ходит в бассейн;
- другое__________________________
5. Какой режим дня соблюдает ваш ребенок?
а) да, соблюдает четкий режим дня
б) строгого режима нет, как получается
в) для нас не важен режим
6. Делает ли ваш ребенок зарядку? Если да, то где именно?
а) нет, не делает
б) делает:
-дома по утрам;
- в детском саду;
- дома по выходным;
- везде
7. Как часто болеет простудными заболеваниями ваш ребенок?
а) 1-2 раза в год
б) 1-2 раза в полгода
в) 1-2 раза в месяц
г) чаще
8. Есть ли какие хронические заболевания у вашего ребенка?
а) да (какие)__________________
б) нет
в) не знаю
9. Какие проблемы со здоровьем встречаются у вашего ребёнка?
а) лишний вес
б) зрение
в) ОРЗ, ОРВИ
г) нарушение осанки (плоскостопие)
д) сердечно-сосудистая система
е) пищевой тракт
ж) задержки психического развития
з) нет таких
10. Сколько часов гуляет ваш ребенок при хорошей погоде в выходные дни?
а) 1 час в день
б) 2 часа в день
в) 3-4 часа в день
г) редко и мало
11. Какие дополнительные занятия посещает ваш ребенок?
а) художественную или музыкальную школу
б) танцы
в) спортивные кружки (какие)_________
в) никакие
12. Какой вид спорта нравится вашему ребенку?
а) легкая атлетика
б) плавание
в) спортивные игры
г) никакой
д) другое_________________________
13. Владеете ли вы какой-нибудь информацией о ГТО? Если да, то откуда узнали?
а) да, видел по телевизору
б) да, читал в газете, журнале
в) да, слышал от знакомых
г) да, увидел в интернете
д) нет, ничего не знаю
ж) другое_______________________________
14. Знаете ли вы нормативы, правила проведения соревнований по комплексу ГТО?
а) да
б) нет
в) не много
15. Какой отдых вы предпочитаете с вашим ребенком?
а) больше находиться на природе, заниматься различной физической активностью
б) делать ремонт, заниматься дачей, огородом
в) навещать родственников
г) другое____________________________________________________
16. Ведение здорового образа жизни помогает…(продолжите фразу)
а) улучшить здоровье
б) вести интересную жизнь
в) чувствовать себя бодрым
г) иметь хорошие физические кондиции
17. Есть ли у вас какие-либо вредные привычки, какие?
а) нет вредных привычек
б) да:
- курю
- употребляю алкоголь
- увлекаюсь компьютерными играми
-употребляю много лекарств
- переедаю
- много смотрю телевизор
- мало двигаюсь (малоподвижный образ жизни)
- другое______________________
18. Какие вредные привычки есть у вашего ребенка?
а) нет вредных привычек
б) да:
- увлекается компьютерными играми
- употребляет много лекарств
- переедает
- много смотрит телевизор
- мало двигается (малоподвижный образ жизни)
- другое__________________________
19. На ваш взгляд достаточно ли уделяется внимание физической культуре в вашем детском саду?
а) да
в) не знаю
б) нет
20. Что на ваш взгляд можно добавить, чтобы повысить интерес к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни?
а) больше бесед о физической культуре, спорте, ГТО
б) больше физкультурных праздников, дней здоровья
в) больше детских и совместных с родителями соревнований
г) больше спортивных секций в детском саду
Спасибо за участие!
Приложение 3
Таблица 3
Физические упражнения для детей 6 — 7 лет для повышения физической подготовленности
Вид испытания
ВФСК «ГТО» Направленность Часть
занятия Дози-ровка Упражнения 1 Челночный бег 3х10м (сек) Для развития быстроты реакции
1,2 8-10 сек -Старты из разных исходных положений: стоя (спиной), сидя, лёжа, из упора на коленях;
-чередование основных движений: ходьба - прыжки, прыжки – приседания;
-изменение направления движений при ходьбе и беге по сигналу;
-ходьба, бег по кругу. По неожиданному сигналу (свистку, хлопку) максимально быстро выполнить какое-либо упражнение (приседания, повороты, хлопки руками и т.д.). Каждое движение выполняется 2 – 3 раза на скорость;
-броски мячей в цель на скорость по сигналу;изменение интенсивности движений: ходьба - бег интенсивный, бег -медленный - бег с ускорением;
выполнение общеразвивающих упражнений (движения рук и ног, приседания, повороты и наклоны туловища) с -предметами и без предметов по сигналу;
-эстафеты Для развития способности в короткое время увеличивать темп движения 5-15 сек - бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад;
- бег с ускорением;
- сделать как можно больше движений за 5, 10, 15 сек (число шагов при беге на месте, подскоки на месте на заданную высоту, прыжки со скакалкой, приседания) Для развития умения использовать и регулировать беговой шаг 20-30 сек - бег с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном, уменьшенном);
- ходьба скрестным шагом по обручам; 2 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) Для развития динамической силы 1,2 5-6 раз -прыжки (на двух, на одной, врозь — вместе, присед + выпрыгивание вверх) и с различными движениями рук (вперед, вверх, в стороны), прыжки в длину через предметы (веревки, подушки);
-прыжки через скакалку (двумя ногами, с высоким подниманием бедра, с подпрыгиванием на двух ногах) 3 Подтягивание из виса на низкой перекладине (кол-во раз) Для развития силовой выносливости мышц
плечевого пояса 2 10-15 раз -вис на низкой перекладине с согнутыми руками на 45грдс прямым хватом (удержание);
-подтягивания с фиксацией;
-поочередное сгибание рук; 4 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) Для развития мышц рук и плечевого пояса и укрепления мышц брюшного пресса и спины 1,2 10-15 раз -сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамейку;
-сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
-сгибание и разгибание рук с фиксирующими «точками»;
-сгибание и разгибание туловища (и с утяжелителем (мяч 1кг)), в парах (передача мяча в подъеме);
-подъем туловища в упоре лежа на животе (руки в разных положениях: вперед, в стороны, за головой), с подъемами ног. 5 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами Для развития
гибкости и подвижности суставов 1,2,3 10-15 раз -наклон туловища сидя (с прямыми ногами);
-наклон туловища стоя, (с прямыми ногами (до касания пола ладонями));
-«пружинистые» наклоны, наклоны с фиксацией (удержание позы), с физической помощью;
-стретчинг с дыханием;
-махи ногами у гимнастической стенки (с увеличением амплитуды);
1* Подготовительная часть
2* Основная часть
3* Заключительная часть
Научный руководитель:
к.п.н., Лаврухина Г.М.
доцент кафедры менеджмента
Михайлова Елена Янверовна
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
3. Алямовская, В.Г. «Материалы курса «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении»: инновационный аспект: лекции 1–4» - М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010.
4. Бальсевич В.К. Спортивный вектор формирования здоровья детей и подростков / В.К. Бальсевич // Дети России образованны и здоровы: материалы III Всероссийской научно- практической конференции (г. Москва, 28-29 октября 2005 г.). – М., 2005. – С.13-18.
5. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/под редакцией З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера – 2005. – 32с.
6. Бычкова, С.С. Современные программы по физиче¬скому воспитанию детей дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2002. 64 с.
7. Вавилова, Е.Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: Скрипторий 2003, 2008. – 160 с.
8. Ветошкина, Е.А. Оптимизация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.А. Ветошкина // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всероссийской научной конференции / Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. – Хабаровск, 2005. – С. 52-59.
9. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс: история, развитие, перспективы: учеб.-метод. пособ. / Под ред. Л. А. Рапопорта. – Екатеринбург: СОК ОГ ФСО «Юность России»; Изд-во АМБ, 2013. – 300 с.
10. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Старший возраст. – М.: Гуманит. ВЛАДОС, 2001. – 264 с.
11. Дворкина, Н.И. Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию физических качеств и психических процессов у детей дошкольного возраста / Н.И. Дворкина // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 8. - С. 52-54.
12. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 10-14.
13. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учеб. пособие / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России – 2006 – 96 с.
14. Евстратова Т. В., Перова Е. И., Петров В. К., Кабачков В. А. Комплекс ГТО в 21 веке. Оценка физической подготовленности учащихся по результатам выполнения нормативов комплекса ГТО ‒ 2010 ‒ №2 с. 47-50
15. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, инициативного, не болеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: программно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Владос, 2003. – 304 с.
16. Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред. С.А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
17. Колесникова, Е.С. Способности детей 6-7 лет к дифференцированию мышечных усилий и система средств для их развития / Е.С. Колесникова, Е.А. Земсков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - N 6. - С. 68-70.
18. Константинов, О.В. Комплекс ГТО в современных образовательных организациях / О.В. Константинов. – Набережные Челны, Информационно- методический центр, 2010. – 18 с.
19. Малышев, А.А. Регионально-ориентированная программа физического развития детей дошкольного возраста в условиях Большого Сочи / А.А. Малышев, В.В. Мякотных, С.М. Рябцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. – №6. – С. 52–54.
20. Максачук, Е.П. Спортивное воспитание как неотъемлемое условие гармонизации личностного развития юного атлета / Е.П. Максачук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - N 2. - С. 78-79.
21. Матвеева, А.В. Формирование физической культуры личности детей старшего дошкольного возраста с учётом их половых различий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Матвеева – Санкт-Петербург 2008, 26с.
22. Мелехина, Н.А., Колмыкова Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
23. Мельникова, М.Ю. Возрождение норм ГТО в современном формате физической культуры в образовательных учреждениях / М.Ю. Мельникова, О.В. Бабич // Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения : сборник материалов 10-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. – 2014. – 201-203 с.
24. Мухина, М.П. Концентрированное обучение основным движениям в процессе физического воспитания детей среднего и стершего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук / М.П. Мухина – М.: 2003. – 176с.
25. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. /И.М. Новикова//– М.: Мозаика-Синтез – 2009 – 96 с.
26. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
27. Попов, Г.Г. Зависимость эффективности физкультурной деятельности дошкольников от уровня ее интенсивности / Г.Г. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4. - С. 55-57.
28. Соломенникова, О.А. Разработка программных доку¬ментов для ДОУ на разных этапах развития дошколь¬ного образования // Современное дошкольное обра¬зование. Теория и практика. Мозаика-синтез. 2009. № 6. С. 21–23.
29. Суханова Е.В. Формирование оценки, самооценки и техники двигательного действия у старших дошкольников / Е.В. Суханова, А.М. Тихонов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: журнал в журнале. - 2014. - N 2. - С. 37-39.
30. Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду / Э.Я. Степаненкова. - М.: «Мозаика синтез» 2008 – 262 с.
31. Стрельцов, В.П. Спортивно-оздоровительная тренировка старших дошкольников: проблемы и решения / В.П. Стрельцов, Т.А. Банникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 3. - С. 46-48.
32. Физическое воспитание и развит¬ие дош¬кольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О. Филипповой. – М., 2007.– 224 с.
33. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Воз¬растные основы физического воспитания - М.: Физиология и спорт.-2008. – 218 с.
34. Хамидуллина, М.А. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью // Инструктор по физкультуре. – 2011. – №4
35. Харченко, Т.Е. «Организация двигательной деятельности детей в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2010, - 238 с.
36. ГТО: база данных — Режим доступа : http://www.gto-normy.ru/
37. https://ru.wikipedia.org/wiki/Готов_к_труду_и_обороне_СССР
38. http://fizvosp.ru/ Официальный сайт Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
39. http://www.kremlin.ru/news/20636#sel=
40. http://www.akvobr.ru/gto_perezagruzka.html
Вопрос-ответ:
Какие физические качества развиваются у дошкольников 6-7 лет?
У дошкольников в этом возрасте развиваются такие физические качества, как выносливость, координация движений, гибкость, быстрота и сила.
Какие особенности развития организма у дошкольников имеются в возрасте 6-7 лет?
В этом возрасте дошкольники проходят так называемый сенситивный период, когда организм особенно подвержен развитию физических качеств. Также происходит активное формирование мышечно-скелетной системы и развитие сердечно-сосудистой системы.
Какие этапы развития физических способностей проходят дошкольники 6-7 лет?
У дошкольников в этом возрасте проходят следующие этапы развития физических способностей: начальный, предметно-манипулятивный, игровой и спортивный. На каждом этапе развиваются разные физические качества и умения.
Что входит в комплекс ВФСК ГТО для дошкольников?
Комплекс ВФСК ГТО для дошкольников включает в себя такие элементы, как бег, прыжки, метания, баскетбол, плавание, спортивная ходьба, гимнастика и другие упражнения. Дошкольники проходят специальные нормативы на каждое упражнение.
Какая роль дошкольного образования в решении вопросов по внедрению комплекса ВФСК ГТО?
Дошкольное образование является первой ступенью на пути к решению вопросов по внедрению комплекса ВФСК ГТО. В рамках дошкольного образования проводятся занятия физической культурой и спортом, где дети развивают необходимые физические качества и учатся выполнять требуемые упражнения.
Какие особенности развития организма у детей 6-7 лет?
Дети 6-7 лет находятся в периоде активного физического развития. Они быстро растут, улучшается координация движений, сила и выносливость. В этом возрасте формируются основные физические качества, такие как гибкость, сила, выносливость и быстрота.
Какие физические качества важны для детей 6-7 лет?
Для детей 6-7 лет важны следующие физические качества: гибкость, сила, выносливость и быстрота. Правильное развитие этих качеств поможет им справляться с различными физическими нагрузками и улучшит их общую физическую подготовку.
Что такое Всероссийский физкультурно спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ВФСК ГТО) и какое место он занимает в дошкольном образовании?
ВФСК ГТО - это комплекс физических нормативов, которые разработаны для оценки уровня физической подготовки населения. Они включают различные упражнения и задания, которые проверяют силу, гибкость, выносливость и координацию движений. В дошкольном образовании ВФСК ГТО играет важную роль, поскольку помогает развивать физические качества у детей и формировать их основы здорового образа жизни.