Советская пропаганда и массовое сознание в конце 20х-30х годах

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 28 28 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 23.07.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Массы в 20-30 года XX века 9
1.1 Процесс становления советской идеологии 9
1.2Понятие массового сознания 14
ГЛАВА 2 Способы пропаганды в 20-30 года XX века 16
2.1 СМИ как оружие в борьбе за идеологию 16
2.2 Культура как средство становления личности И.В. Сталина 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления

Все деятели культуры в обязательном порядке должны были быть объединены в союзы. Утверждался единообразный художественный метод социалистического реализма. Особую роль сыграл в этом Максим Горький, который был противником авангарда. В 1929 году Сталин пригласил его с докладом на первом съезде писателей, где Горький провозгласил социалистический реализм единственно верным методом советского искусства. Отныне задача искусства была в идеализировании системы, «Поэтому она должна была быть окрашена оптимизмом, выражающим радость сталинской эпохи, поэтому каждый писатель и публицист в своём творчестве должны руководствоваться чувством любви к народу, Родине, партии, Сталину и духом ненависти к их врагам. Это сочетание любви - ненависти Горький назвал подлинным, новым, социалистическим гуманизмом»Главный же принцип художественной идеологии тоталитаризма в партийности искусства. То есть художник был обязан смотреть на действительность глазами партии и изображать эту «реальность» в самом идеальном проявлении. Литература, театр, наука все стало нести в себе отпечаток мышления и личности Сталина. Культ личности развивался постоянно, а культура находилась под надзором ЦК. Основными документами для историков, философов становятся написанные Сталиным книги и статьи. В периодике появляются методологические указания вождя. Появился даже такой литературный жанр, как «письмо вождю».В 30-е года начинает появляться телевидение, которое моментально стало огромным средством в массовых коммуникациях и влияния на массы. Кинематограф, как новый вид искусства также работал на создания светлого будущего куда ведет народ Сталин. Большевики прекрасно понимали, что с помощью кино можно не просто рассказать о том как величественно создается новая жизнь, но и показать это наглядно воодушевив людей. 30-е годы достаточно плодотворны в идеологическом кинопроизводстве, создаются такие фильмы как «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», знаменитая трилогия о Максиме, «Депутат Балтики», «Мы из Кронштадта» и т.д.Социалистический реализм был направлен именно на агитационную и пропагандистскую задачу. Жизнь показывалась приукрашено и безконфликтно. Искусство должно было создать живой культ личности Сталина, обессмертить его. «Метод соцреализма предписывал деятелям культуры изображать реальность в её революционном развитии, воспевать «наших героев» и «наше завтра»» Сам Сталин очень любил кино и следил за тем что снимают, так как кинематограф мог показать не только светлое будущее, но и не лучшие стороны прошлого. Кино тем не менее стало одним из главных средств пропаганды. Оно показывало во всей красе прогресс советского народа, а Сталин показывался как великий вождь и «отец народа». Кино воодушевляло, показывая как будут жить потомки, рисуя картины счастливого безоблачного будущего. Почти во всех фильмах обязательным был сюжет о борьбе с саботажниками и инакомыслием. Даже в лирических комедиях, так или иначе были сцены с поимкой диверсанта или вредителя. Создавая в кино различный перечень конфликтов с неугодными элементами, кино показывало методы борьбы с ними. По видимому предлагаемые модели поведения должны были укрепляться в подсознании зрителей. Каждый фильм вне зависимости от жанра, должен был содержать мотив борьбы с пережитками прошлого.Нельзя не отметить такую кинокартину как «Чапаев». В этом фильме сюжет как и музыка должны были вдохновлять зрителя на героизм, удерживать его внимание вызывая личную, эмоциональную привязку к героям фильма. Повсюду и всеми средствами внедрялся социальный оптимизм. Партия понимала что через организацию культуры для своих нужд, можно широко ее использовать в качестве влияния на массы. Влияние идеологии отразилось также и в архитектуре получив название «сталинский ампир». Характерная черта этого направления в связи между предметом и явлением, причем сам предмет был символом какого-либо явления. Такая архитектура ввела в моду пышную лепнину, колонны с псевдоклассическими капителями, гербы СССР, мозаичные панно. Со всех сторон людей окружала идеологическая пропаганда. Пятиконечная звезда, серп и молот, стилизованные барельефы рабочих, все от газет до архитектуры должно было влиять на массы. Исходя из вышесказанного, правомерно сделать вывод о том, что архитектура периода тоталитаризма была направлена на минимализацию роли личности в советском государстве. Монументальность построек подавляла человека, делала его незначительным на фоне высотных домов и гигантских государственных зданий. Сталинская архитектура - уникальное явление. Он сам становится её создателем, выступает в качестве организатора, заказчика и, очень часто, соавтора самых важных для режима (то есть, для него самого) зданий. Так же, как и литература, СМИ, кино, архитектура выступала средством партийной идеологии, подсознательно вселяя в советского гражданина коммунистические установки на «торжество коммунизма», «нерушимость государства» и «светлое будущее».Можно с уверенностью сказать, что в период 20-30 гг. XX века советская власть не только при помощи пятилеток выдвинула страну в лидеры по производству. Советская власть смогла взрастить целое поколения преданных людей, вложить в них нужные им ценности и идеалы. И делалось это при помощи газет, кино, литературы, архитектуры, даже на рабочих местах в самом процессе работы была пропаганда. Влияние на массы происходило в огромных масштабах и не прекращалось. Любое инакомыслие или неудобство для политики партии строго каралось. Существенную роль в давлении на массы сыграла личность Сталина. Так как упор делался на рабочих и крестьян, которые привыкли к самодержавию, то Сталин стал для них тем же царем, просто на других условиях. В сущности для них ничего не изменилось. Они верили в светлого, мудрого царя, который обещал им новый мир, если они будут трудится. Когда имена кого-то из деревни, кто перевыполнил план появлялись в газете, этот человек становился примером для подражания. Фактически такое широкое влияние удалось только благодаря необразованности населения и отсутствию у нее общественной культуры.ЗАКЛЮЧЕНИЕИзображение положительных героев, активно участвующих в жизни страны, ежедневно трудящихся на производстве, верной дорогой идущих в светлое будущее – всё это становится элементами пропаганды идеологии советской власти, что всё советское искусство в целом – сферой господства политических законов и главным средством влияния на массы.В 20-30-х гг. происходит значительный количественный рост и увеличение тиражей газет и журналов. Если в 1928 г. в стране выходило около 2 тыс. газет, разовый тираж которых составлял 9,5 млн. экз., то в 1940 г. их стало около 9 тыс., а тираж превысил 38 млн. экз.Нужно отметить, что значительное место в отечественной журналистике 30-х гг. заняли материалы, рассказывавшие о мужестве и героизме советских людей, их любви к своей Родине, преданности ей. Героями публикаций были люди, своими подвигами прославлявшие СССР.Очень часто пресса становилась инициатором незаконных акций, арестов, выселений тысяч и тысяч семей. Особенно усердствовали политотдельские газеты, созданные в начале 1933 г. Они окончательно превратили политическое доносительство в негласную функцию советской печати, пронизавшую все звенья периодики.День каждого советского гражданина начинался с газеты, гимна по радио, агитационного плаката на рабочем месте. Пропаганда была на каждом его шагу.В искусстве, как уже говорилось, формируется идея светлого будущего куда советская власть ведет народ. Власть трактуется как единственный проводник, верность ей – залог будущего. Только труд и служение государству приведут людей к счастью. Акцент при этом делается на народность, появляется образ «простого русского человека», который живет советскими идеалами.Целью нашей работы мы поставили попытку понять каким образом советская власть влияла на массы. Этот вопрос прямо или косвенно затрагивается во многих исследованиях той эпохи. Особое внимание мы уделили влиянию СМИ и искусства на формирование общественного мнения и культа личности Сталина. Сам период также был выбран не случайно. Именно тогда закладываются основы, принципы нового мира – социалистического. Общество заново дифференцируется, меняется его отношение ко всему окружающему миру. Правительству в то время было необходимо совершить рывок во всех сферах экономики и развития. Сделать это можно было только при условии веры народа в идеологию, ради которой они добровольно бы шли на жертвы, лишения.Несмотря на произвол и террор происходивший буквально везде, благодаря пропаганде Сталин был «великим вождем и учитилем». Его именем и именами ближайших соратников называли города, заводы, военную технику. Его имя стояло в одном ряду с Маркосом, Энгельсом и Лениным. Сталин, будучи олицетворением всего на что была направлена пропаганда, становится практически центральным образом в советской литературе. Его образ присутствовал в живописи, и даже в скульптуре. Можно с уверенностью сказать, что личность Сталина была одним из основных средств влияния на массы.Столь масштабное использование социальной коммуникации в личных целях вождя повлекло за собой ряд негативных последствий для отечественного искусства и для страны в целом. Оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества, в котором человек становился тотально вовлечённым в общественные структуры. Нестабильность положения человека в обществе заставляла ещё больше дорожить своим социальным статусом, безоговорочно поддерживать официальные взгляды на политику, идеологию, культуру. Тотальная цензура привела к массовому уничтожению элиты русской интеллигенции. Множество великих литературных произведений были забыты на десятилетия и целые поколения потеряли возможность ощутить на себе их эстетическое влияние. Отечественная архитектура понесла невероятные потери при сносе красивейших храмов и других построек, не вписывающихся в идеологические представления партии.Существенную роль в давлении на массы сыграла личность Сталина. Так как упор делался на рабочих и крестьян, которые привыкли к самодержавию, то Сталин стал для них тем же царем, просто на других условиях. В сущности для них ничего не изменилось. Они верили в светлого, мудрого царя, который обещал им новый мир, если они будут трудится. Когда имена кого-то из деревни, кто перевыполнил план появлялись в газете, этот человек становился примером для подражания. Фактически такое широкое влияние удалось только благодаря необразованности населения и отсутствию у нее общественной культуры.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеева Л. История инакомыслия в СССР. М., 1992Бабиченко, Д.Л. Писатели и цензоры. Советская литература 1940-х годов под политическим контролем ЦК / Д.Л. Бабиченко. - М.: ИЦ Россия молодая, 1994.Батенев Л.М. История горного Урала: 1901-1940 гг.: научное издание / Л.М. Батенев, Урал.гос. горный ун-т. – Екатеринбург: изд-во УГГУ, 2009.Блюм, А.В. За кулисами «Министерства правды». Тайная история советской цензуры. 1917-1929 / А.В. Блюм. - СПб.: Академический проект, 1994. Блюм, А.В. Запрещённые книги русских писателей и литературоведов. 1917-1991: Индекс советской цензуры с комментариями / А.В. Блюм. - СПБ.: Санкт - Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, 2003. Блюма А.В. Советская цензура в эпоху тотального террораВолкогонов, Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина.кн. II ч. 2 / Д.А. Волкогонов. - М.: Изд. - во АПН, 1989. Герман, М.Ю. Политический салон тридцатых. Корни и побеги / М.Ю. Герман // Суровая драма народа: учёные и публицисты о природе сталинизма. - М.: Политиздат, 1989. Голомшток, И.Н. Тоталитарное искусство /И.Н. Голомшток. - М.: Галарт, 1994. Губарева, О.В. Тоталитарное общество и искусство: проблема взаимодействия / О.В. Губарева. - Белгород: ИПЦ Политерра, 2005. Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. -М.: Политиздат, 1977Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. Пособие / В.Б. Кашкин. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. Латышев, А.Г. Сталин и кино / А.Г. Латышев // Суровая драма народа: учёные и публицисты о природе сталинизма. - М.: Политиздат, 1989. Матвиенко С. Ведущие публицисты советской прессы в годы первой пятилетки (1928-1932).М., 1977.Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов / А.И. Морозов. - М.: Галарт, 995. Овсепян, Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало 90-х годов) / - М.: МГУ, 1996. Почепцов, Г.Г. Информационные войны / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл - бук, К.: Ваклер, 200. Пузиков, А.И. книга в СССР / А.И. Пузиков, Е.С. Лихтенштейн, Н.М. Сикорский. - М.: Искусство, 1975. Ратьковский, И.С. История Советской России: учебник для вузов / И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. - СПб.: Лань, 1999. Соколов, А.В. Социальные коммуникации. Часть II. - учебно-методическое пособие / А.В. Соколов. - М.: ИПО Профиздат, 2003. Такер, Р. Сталин. История и личность / Р. Такер. - М.: Весь мир, 2006. Чегодаева М.А. Социалистический реализм. Мифы и реальность / М.А. Чегодаева. - М.: Захаров, 2003. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: учебник для вузов / Ф.И. Шарков. - М.: ИД «Социальные отношения», 2004.

1. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. М., 1992
2. Бабиченко, Д.Л. Писатели и цензоры. Советская литература 1940-х годов под политическим контролем ЦК / Д.Л. Бабиченко. - М.: ИЦ Россия молодая, 1994.
3. Батенев Л.М. История горного Урала: 1901-1940 гг.: научное издание / Л.М. Батенев, Урал.гос. горный ун-т. – Екатеринбург: изд-во УГГУ, 2009.
4. Блюм, А.В. За кулисами «Министерства правды». Тайная история советской цензуры. 1917-1929 / А.В. Блюм. - СПб.: Академический проект, 1994.
5. Блюм, А.В. Запрещённые книги русских писателей и литературоведов. 1917-1991: Индекс советской цензуры с комментариями / А.В. Блюм. - СПБ.: Санкт - Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, 2003.
6. Блюма А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора
7. Волкогонов, Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина.кн. II ч. 2 / Д.А. Волкогонов. - М.: Изд. - во АПН, 1989.
8. Герман, М.Ю. Политический салон тридцатых. Корни и побеги / М.Ю. Герман // Суровая драма народа: учёные и публицисты о природе сталинизма. - М.: Политиздат, 1989.
9. Голомшток, И.Н. Тоталитарное искусство /И.Н. Голомшток. - М.: Галарт, 1994.
10. Губарева, О.В. Тоталитарное общество и искусство: проблема взаимодействия / О.В. Губарева. - Белгород: ИПЦ Политерра, 2005.
11. Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. -М.: Политиздат, 1977
12. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. Пособие / В.Б. Кашкин. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.
13. Латышев, А.Г. Сталин и кино / А.Г. Латышев // Суровая драма народа: учёные и публицисты о природе сталинизма. - М.: Политиздат, 1989.
14. Матвиенко С. Ведущие публицисты советской прессы в годы первой пятилетки (1928-1932).М., 1977.
15. Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов / А.И. Морозов. - М.: Галарт, 995.
16. Овсепян, Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало 90-х годов) / - М.: МГУ, 1996.
17. Почепцов, Г.Г. Информационные войны / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл - бук, К.: Ваклер, 200.
18. Пузиков, А.И. книга в СССР / А.И. Пузиков, Е.С. Лихтенштейн, Н.М. Сикорский. - М.: Искусство, 1975.
19. Ратьковский, И.С. История Советской России: учебник для вузов / И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. - СПб.: Лань, 1999.
20. Соколов, А.В. Социальные коммуникации. Часть II. - учебно-методическое пособие / А.В. Соколов. - М.: ИПО Профиздат, 2003.
21. Такер, Р. Сталин. История и личность / Р. Такер. - М.: Весь мир, 2006.
22. Чегодаева М.А. Социалистический реализм. Мифы и реальность / М.А. Чегодаева. - М.: Захаров, 2003.
23. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: учебник для вузов / Ф.И. Шарков. - М.: ИД «Социальные отношения», 2004.

Вопрос-ответ:

Какие процессы происходили со сформированием советской идеологии в конце 20-х - 30-х годов XX века?

Процесс становления советской идеологии был сложным и многоэтапным. В это время происходили ожесточенные борьбы за власть, где идеология играла важную роль. Установление советской идеологии происходило на фоне борьбы с изменившимся массовым сознанием, захваченным новыми идеями и под разными влияниями. В результате установления советской идеологии была образована партийная система, контроль за образованием, культурой и СМИ.

Каким образом пропаганда влияла на массовое сознание в конце 20-х - 30-х годов XX века в Советском союзе?

Пропаганда в конце 20-х - 30-х годов XX века в Советском союзе была мощным инструментом формирования и контроля массового сознания. Через СМИ и образование массам подавалась единственно правильная интерпретация событий, а также формировались новые ценности и идеалы. Культура также использовалась для контроля и становления личности, в частности, культ личности И.В. Сталина был активно пропагандирован и влиял на сознание масс.

Какую роль играли СМИ в конце 20-х - 30-х годов XX века в Советском союзе?

СМИ в конце 20-х - 30-х годов XX века в Советском союзе играли роль мощного оружия в борьбе за идеологию. Газеты, радио и кино использовались для публикации и распространения пропаганды и информации, которая соответствовала официальной идеологии и политическим целям. Через СМИ массам подавались правильные интерпретации событий и формировались новые ценности, что помогло усилить контроль над массовым сознанием.

Каким была процесс становления советской идеологии в конце 20-х - 30-х годах XX века?

Процесс становления советской идеологии в конце 20-х - 30-х годах XX века был связан с активным пропагандистским воздействием со стороны советской власти. Власть стремилась установить контроль над массовым сознанием, формируя новые идеологические ценности и убеждения. Советская идеология, основываясь на принципах коммунизма и марксизма-ленинизма, пропагандировала коллективизм, равенство, борьбу с буржуазным образом жизни и пролетариат. Основными инструментами пропаганды были СМИ и культура, которые активно использовались для внушения массам новых идей.

Что такое массовое сознание и как оно формировалось в СССР в 20-х - 30-х годах XX века?

Массовое сознание - это совокупность установок, представлений, ценностей и идей, характерных для большей части общества. В СССР в 20-х - 30-х годах XX века массовое сознание формировалось под влиянием советской пропаганды. Через СМИ и культуру массам внушались идеологические установки, которые становились общепринятыми. Было пропагандировано коллективистское мышление, вера в коммунизм и пролетариат, борьба с буржуазным образом жизни и пропаганда равенства. Таким образом, массовое сознание формировалось под диктат советской идеологии.

Какие способы пропаганды использовались в СССР в 20-х - 30-х годах XX века?

В СССР в 20-х - 30-х годах XX века для пропаганды были использованы различные способы. Основными инструментами пропаганды были СМИ и культура. СМИ, как государственные органы, были полностью контролируемы властью и пропагандировали советскую идеологию. Газеты и журналы публиковали артикли, статьи, рекламы, которые внушали массам правильное мышление и верность коммунистическим ценностям. Культура также была инструментом пропаганды, через художественные произведения внушались идеологические установки. Все деятели культуры обязательно должны были быть объединены в союзы, чтобы контролироваться властью и публиковать только то, что соответствует советскому идеалу.

Что представляет собой массовое сознание в 20-30 годах XX века?

Массовое сознание в 20-30 годах XX века представляло собой способ мышления и восприятия информации, который был формируем и контролируем советской пропагандой и идеологией. Это было сознание, ориентированное на коллектив и воспринимающее сообщественные ценности и идеалы. В рамках массового сознания общественные мнения, верования и представления становились единственно правильными и доминирующими.

Какие способы пропаганды использовались в 20-30 годах XX века в СССР?

В 20-30 годах XX века в СССР были использованы различные способы пропаганды, чтобы формировать и контролировать массовое сознание. Один из основных способов - использование СМИ (средств массовой информации) как оружия в борьбе за идеологию. Газеты, журналы, радио и кино являлись средствами массовой пропаганды, через которые распространялись идеи и воззрения советской власти. Кроме того, культура также использовалась как средство становления личности и формирования советской идеологии. Художественные произведения, фильмы, литература создавали идеализированный образ советского человека и пропагандировали ценности и идеалы коммунистической системы.