Этика благоговения перед жизнью А. Швейцера
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 23.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР 5
ГЛАВА 2. ЭТИКА БЛАГОГОВЕНИЯ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Действительно, несколько веков назад, в колониальном обществе Запада такое высказывание не вызвало бы ничего, кроме смеха. Швейцеровская этика основывается на том, что единственное, в чем человек может быть полностью уверен — это факт его существования, вместе с тем фактом, что ему хочется, чтобы это существование продолжалось. Это осознание, воля к жизни, объединяет всех живых существ на земле, означая, что к каждому человеку, животному или растению мы должны относиться с тем же вниманием и заботой, что и к самим себе. Философ А. А. Гусейнов резюмирует: «Благоговение перед жизнью — больше, чем основной принцип нравственности, он по сути дела является ее единственным принципом, т.к. задает программу жизни индивидов в форме прямых действий, не требующих никаких конкретизирующих норм и промежуточных этических инстанций».Особое внимание Швейцер уделяет тому, что жизнь, благоговение перед которой следует испытывать, не ограничивается человеческой жизнью. Так, в главе «Этика самоотречения и этика самосовершенствования» он перечисляет западных философов, отрицающих возможность чувства сострадания по отношению к животным или принижающих значимость такого чувства: здесь и Декарт, и Кант, и Вундт, и Бентам: «европейское мышление признает в качестве догмы, что этика, собственно, имеет дело с отношением человека к человеку и обществу». Швейцера удивляет такая отсталость западных философов в сравнении с мыслителями Индии и Китая, которые рассматривали этику как концепцию благожелательного отношения ко всем живым существам. В своей работе «Мировоззрение индийских мыслителей» он признавал, что джайнистская философия ахимсы, «ненасилия», оказала на него некоторое влияние, но на самом деле любовь философа ко всему живому проявлялась еще в детстве, до того, как он начал читать философские тексты. В его автобиографическом эссе читаем: «Я не мог понять — это было еще до того, как я пошел в ш к о л у , — почему я в своей вечерней молитве должен упоминать только людей. Поэтому, когда матушка, помолившись вместе со мной и поцеловав меня на сон грядущий, уходила, я тайно произносил еще одну, придуманную мной самим молитву обо всех живых существах. Вот она: «Отец Небесный, защити и благослови всякое дыхание, сохрани его от зла и позволь ему спокойно спать!»Перечислив несколько случаев, когда ему доводилось ударить собаку или лошадь, и описав, какое чувство стыда он испытывал после этого, Швейцер пишет, что уже тогда в его сознании сформировалось «непоколебимое убеждение, что мы можем нести смерть и страдание другому существу только тогда, когда у нас нет иного выхода, и что мы должны испытывать ужас, заставляя страдать и убивая по неразумию».Таким образом, этика Швейцера охватывает как человеческое общество, так и природу, являясь в некотором смысле универсальной. Его этическая концепция — не теоретический конструкт, а руководство к действию, являющееся, по мнению Швейцера, единственным способом преодолеть кризис культуры.ЗАКЛЮЧЕНИЕВеликий гуманист XX века, Альберт Швейцер остался в истории не только как автор этической концепции, но и как пример ее воплощения в действительности. Основы его этики благоговения перед жизнью — рационализм, индивидуализм, самоотречение, самосовершенствование, жизнь как бесконечное подвижничество, — всё это можно найти в его биографии. Что может быть более подвижническим, более этическим, чем сфера деятельности, так смело выбранная Швейцером в тридцатилетнем возрасте, — врачебное дело? Теоретические утвержденияШвейцера местами парадоксальны: необходимость мистического у него сочетается с предельной рациональностью, стоицизм — с эвдемонизмом, кантовская автономия (концепция воли, руководствующейся только собственным разумом) — с кантовской же гетерономией (суть которой в том, что волей руководит что-то извне). Тем не менее, все эти на первый взгляд противостоящие друг другу черты находят свое место, стоит только перенести их на практику, —примиренные с реальностью и друг с другом бесконечной внутренней нравственностью Альберта Швейцера, его милосердием, осознанием собственной ответственности и любовью ко всем живым существам. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГетгинг Г. Встречи с Альбертом Швейцером. — М.: Наука, 1967.Гусейнов А. А. Благоговение перед жизнью // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2010. — Т. 1. Гусейнов А. А. Великие моралисты. — М.: Республика; 1995.Иванюшкин А. Я. Альберт Швейцер: философ, музыкант и врач (три ипостаси гения) // Вестник МПГУ. Серия «Философские науки». №2 (6). — С. 110 – 120. Калягин А. Н., Блохина И. Н. «Благоговение перед жизнью» доктора Швейцера (к 130-летию со дня рождения) // Сибирский медицинский журнал. Т. 49, №8, 2004. — С. 92 – 95.Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем. / Сост. и посл. А. А. Гусейнова; Общ. ред. A. A. Гусейнова и М. Г. Селезнева. — М.: Прогресс, 1992. Швейцер А. Возникновение учения о благоговении перед жизнью и его значение для нашей культуры / Пер. с нем. А.А. Гусейнова // Философские науки. 1993. No 1 – 3. — С. 75 – 84.Швейцер А. Культура и этика / Пер. с нем. Н.А. Захарченко и Г.В. Колшанского. — М.: Прогресс, 1973.Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. — М.: Наука, 1988. Швейцер А. Письма из Ламбарене. — Л.: Наука, 1989. Шпилянский Э. М. Швейцер Альберт (1875 – 1965). Немецкий и французский врач, теолог, философ, музыкант. Лауреат Нобелевской премии мира // Клиническая геронтология. Т. 20, №9-10, 2014. — С. 54 – 57.
2. Гусейнов А. А. Благоговение перед жизнью // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2010. — Т. 1.
3. Гусейнов А. А. Великие моралисты. — М.: Республика; 1995.
4. Иванюшкин А. Я. Альберт Швейцер: философ, музыкант и врач (три ипостаси гения) // Вестник МПГУ. Серия «Философские науки». №2 (6). — С. 110 – 120.
5. Калягин А. Н., Блохина И. Н. «Благоговение перед жизнью» доктора Швейцера (к 130-летию со дня рождения) // Сибирский медицинский журнал. Т. 49, №8, 2004. — С. 92 – 95.
6. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем. / Сост. и посл. А. А. Гусейнова; Общ. ред. A. A. Гусейнова и М. Г. Селезнева. — М.: Прогресс, 1992.
7. Швейцер А. Возникновение учения о благоговении перед жизнью и его значение для нашей культуры / Пер. с нем. А.А. Гусейнова // Философские науки. 1993. No 1 – 3. — С. 75 – 84.
8. Швейцер А. Культура и этика / Пер. с нем. Н.А. Захарченко и Г.В. Колшанского. — М.: Прогресс, 1973.
9. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. — М.: Наука, 1988.
10. Швейцер А. Письма из Ламбарене. — Л.: Наука, 1989.
11. Шпилянский Э. М. Швейцер Альберт (1875 – 1965). Немецкий и французский врач, теолог, философ, музыкант. Лауреат Нобелевской премии мира // Клиническая геронтология. Т. 20, №9-10, 2014. — С. 54 – 57.
Вопрос-ответ:
Какие основные принципы этики благоговения перед жизнью Альберта Швейцера?
Основными принципами этики благоговения перед жизнью Альберта Швейцера являются осознание факта существования и воля к продолжению этого существования.
В чем основное отличие швейцеровской этики от других этических систем?
Основное отличие швейцеровской этики заключается в фокусе на благоговение перед жизнью и осознании воли к жизни как основного фактора в принятии этических решений.
Какой факт является основополагающим для швейцеровской этики?
Основополагающим фактом для швейцеровской этики является факт собственного существования и желание продолжить это существование.
На чем основывается этика благоговения перед жизнью Альберта Швейцера?
Этика благоговения перед жизнью Альберта Швейцера основывается на осознании факта существования и воли к жизни как основы для принятия этических решений.
Какие основные принципы лежат в основе швейцеровской этики благоговения перед жизнью?
Основными принципами швейцеровской этики благоговения перед жизнью являются осознание своего существования и желание продолжать это существование.
Что представляет собой этика благоговения перед жизнью Альберта Швейцера?
Этика благоговения перед жизнью Альберта Швейцера заключается в осознании факта существования и воли к жизни. Швейцер считает, что единственное, в чем человек может быть полностью уверен, - это его существование и его стремление продолжать жить.
Какой основой лежит Швейцеровская этика?
Основой Швейцеровской этики является осознание факта существования и воли к жизни. Швейцер утверждает, что это единственное, в чем человек может быть уверенным.
В чем заключается осознание воли к жизни по Швейцеру?
По Швейцеру, осознание воли к жизни означает осознание факта существования и стремления к продолжению этого существования. Человек желает сохранить свою жизнь и стремится к ее продолжению.
Какова была реакция на Швейцеровскую этику в колониальном обществе Запада несколько веков назад?
Несколько веков назад в колониальном обществе Запада высказывание о Швейцеровской этике вызвало бы смех. В ту эпоху идеи Швейцера могли показаться слишком наивными и идеализированными для просвещенного общества.