Сертифицированность специальной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях общего вида

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 24 24 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 18.08.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Понятия «образовательная среда» и «специальная образовательная среда» 5
Глава 2. Стандартизация и сертификация системы образования и качества образовательных услуг 11
Глава 3. Сертифицированность особой образовательной среды в общеобразовательном учреждении. Современное состояние проблемы 14
Заключение 20
Литература 22

Фрагмент для ознакомления

В качестве таких зон рассматриваются, к примеру, библиотеки, зоны отдыха и т.п. То есть, в данном случае, требования сводятся к организации предметной среды. А также создавать дополнительные внеклассные кружки, деятельность которых регулируется школьными нормативными актами. Особые требования выдвигаются к педагогу инклюзивного образования. Существуют профессиональный стандарт, который определяет личностные и учебные компетенции педагога. Следует отметить, что образовательный процесс реализует педагог общего образования, но он должен пройти переподготовку и действовать совместно с педагогом-дефектологом. Кроме Профессионального стандарта и Федеральных законов об образовании, существую еще и локальные нормативные акты, определяющие деятельность педагогов в отдельных регионах. [1],[2]Следует отметить, что в учреждениях, направленных на инклюзивное образование, если в нем обучаются более 6 детей с особенностями в развитии, могут быть введены дополнительные должности: -Методист (координатор по инклюзии) -0,5 ед.,–Учитель-дефектолог-1ед,–Педагог-психолог –0,5 ед.,-Тьютор–1 ед.Психо-дидактический компонент определяет выбор программы и средств обучения. В принципе, это самый разработанный на данный момент компонент образовательной среды инклюзивного обучения. Сертифицированность процесса на данном уровне определяется выбором учебной программы, прошедшей государственную сертификацию и аккредитацию.Обучение детей в классе идет по специальной коррекционной сертифицированной программе в классе общего образования. Эти программы разработаны на базе основных общеобразовательных программ, но направлены на учет психофизических особенностей и обучающихся В качестве базисного используется учебный план для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.02г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»В интегрированных классах по программе I-VI видов используют скорректированные программы общеобразовательной школы, для детей с ЗПР существуют программы, составленные С.Г. Шевченко, А. А. Вохмяниной. Для обучения детей с умственной отсталостью существуют программы В.В. Воронковой и сборник программ под редакцией И.М. Бгажноковой. Эти программы разработаны на основе специального образовательного стандарта и учитывают особенности развития детей с особыми потребностями. Кроме того, требования к данному компоненту изложены в ФГОС. Согласно этим требованиям, урок должен строится таким образом, чтобы у ученика появились умения добывать знания самостоятельно и решать проблемные задачи. Все эти требования должны реализовываться в поурочном планировании педагога. Таким образом,по результатам третьей главы можно сделать следующие выводы. Сертифицированность специальной образовательной среды общеобразовательной школы представляет собой проблемную область. Связано это с тем, что как таковых законодательных норм инклюзивного образования в настоящее время не разработано или они находятся в стадии формирования. Как правило, требования к организации образовательной среды носят характер методических указаний. Наиболее разработан дидактический компонент данного вопроса. ЗаключениеРазвитие отечественного образования не стоит на месте. В настоящее время предъявляются высокие требования к выпускникам школы. Образование приобрело более гуманную направленность, появляются школы инклюзивного обучения, задача которых заключается в обучении и социализации детей с особыми потребностями в обучении. Открытие таких школ и классов реализует конституционный принцип всеобщей доступности образования. Однако, в связи с их функционированием, стали предъявляться особые требования к управлению качеством образования. Реализация качества осуществляется через многие сферы. Одной из таких сфер является организация образовательной среды учреждения. Образовательная среда - это система влияний и условий педагогического, психологического, социального характера, которые направлены на формирования личности, а также особенности окружения личности, которые также направленны на ее развитие.Под качеством в системе образования понимается такое явление, которое включает в себя множество компонентов, относящихся к учебному процессу, педагогическим кадрам, образовательной программе, образовательной среде и т.п. Требования к этим качествам прописаны в государственных стандартах. Стандартизация и сертификация российского образования направлена на необходимость создания единого образовательного пространства на территории государства. Стандарты качества предъявляют требования и к результатам обучения ик самому образовательному процессу. Анализ сертифицированности специальной образовательной среды в условиях общеобразовательного учреждения показал, что в этой сфере очень много вопросов. Система инклюзивного образования находится в процессе разработки. Наиболее хорошо разработан дидактический компонент образовательной среды. Существуют специальные программы и методические рекомендации для детей с различными особенностями, позволяющие проводить их обучение в общем классе. Менее разработанными являются вопросы организации предметной среды. Даже для здоровых детей не всегда выдерживаются все нормы и правила, не все компоненты среды имеют сертификаты качества. А дети в особыми потребностями приходят обучаться в ту предметную среду, которая уже фактически существует в классе. Социальный компонент также требует дополнительной доработки. В настоящий момент вся работа по сертифицированности сводится или к организации дополнительных предметных зон, что приводит нас опять к первому компоненту, либо к регулированию деятельности внеучебных кружков и секций на уровне законодательных актов школы. Следует отметить, что планомерная работа в этих вопросах ведется, поэтому, можно надеяться, что спустя какой-то период времени, для организации специальной предметной среды в условиях образовательно учреждения будутЛитература1.Алёхина С.В., Подготовка педагогических кадров для инклюзивного Образования. [Текст]/ Алёхина С.В. // Педагогический журнал. -2013. -No 1 (44). -С. 26–32; 2.Андреева Л. В., Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: Аналитический обзор. [Текст]/ Андреева Л. В., Бойков Д. И., Войлокова Е.Ф., Елизарова Ю. Г., и др. Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007. — 81 с. ; 9-13-703.Бадил В. А.,Инклюзивное образование как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в школах Белгородской области. [Текст]/ Бадил В. А., Любимов М.Л. //Национальный психологический журнал. -2012. –№2. С. 132-135;4. Вопросы инклюзивного образования, часть 4. Медицинское и психолого-педагогическое обеспечение. Практическое пособие. [Текст]/Под редакцией Е.В. Коневой. –Ярославль: ГОУ ЯО «Центр помощи детям». -2013. -48 с.;5.Лошакова И.И., Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов. [Текст]/ Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. -Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ. - 2002.- С. 15-21.;6.Лапидус В.А., Введение в менеджмент качества: Учебное пособие по дисциплине «Управление качеством продукции». [Текст]/ Лапидус В.А., Серов М.Е. - Н.Новгород: СМЦ «Приоритет». -1997. -163 с.;7. Лапп Е. А., Экспертиза образовательной среды специального (коррекционного) учреждения.[Текст]/ Лапп Е. А., Шипилова Е. В.// Фундаментальные исследования. -2015.-№2. С. 145-148.; 8.Люхтер Д. Л., Проблемы инклюзивного образования. [Текст]/ Люхтер Д. Л. –СПБ. -2012г.;9. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования[Текст]//авт.сост. М.М.Панасенкова. –Ставрополь:СКИРО ПК и ПРО, 2012. –46с.;10. Назарова Н., Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения. [Текст]// Назарова Н. // Социальная педагогика. - 2010. - № 1.;11. Нефедова М.С., Психологические условия школьной образовательной среды. [Текст]/ Нефедова М.С.// Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: рег.сб.науч.тр.–2005.–Вып. 3. –С.18-20.;12. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ. - 2012. — 92 с.; 13. Профессиональныйстандартпедагога (Концепция и содержание). [Текст]// Вестник Образования России. -2013. -№15.;14. СанПиН 2.4.2.2821-10. Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях[Текст]/.15. Сунцова А.С., Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. [Текст]/ Сунцова А.С.− Ижевск: Удмуртский университет. - 2013. − 110 с. -4-6 с.;16. Улановская И. М., Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? [Текст]/Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В.// Вопросы психологии. - 1998. - № 9.;17. Щербакова Т. Н., К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений. [Текст]/ Щербакова Т. Н.// Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 545-548.;18.ЯковлеваН. Н., Педагогическиеусловияразвитиякоммуникативныхумений,учащихся4 - 5-х классов: Дис. ... канд. пед. наук [Текст] / ЯковлеваН. Н. -СПб.: Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования. – 2005. - 197 с.;19. Штейнберг В.Э., Теория и практика инструментальной дидактики. [Текст] /Штейнберг В.Э.// Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. -2009. -№ 7. P. 3–12.;20.http://valeologija.ru/knigi/posobie-po-omz/498-gigienicheskie-trebovaniya-k-shkolnoj-mebeli-i-oborudovaniyu-klassnyx-pomeshhenij-posadke-uchenika-za-partoj.;21.http://www.kspu.ru/upload/documents/2016/03/09/e7217f8e0b4c53ba697de7d3bab03509/teoriya-i-tehnologii-inklyuzivnogo-obrazovaniya.pdf.

.Алёхина С.В., Подготовка педагогических кадров для инклюзивного
Образования. [Текст]/ Алёхина С.В. // Педагогический журнал. -2013. -No 1 (44). -С. 26–32;
2.Андреева Л. В., Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: Аналитический обзор. [Текст]/ Андреева Л. В., Бойков Д. И., Войлокова Е.Ф., Елизарова Ю. Г., и др. Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007. — 81 с. ; 9-13-70
3.Бадил В. А., Инклюзивное образование как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в школах Белгородской области. [Текст]/ Бадил В. А., Любимов М.Л. //Национальный психологический журнал. -2012. –№2. С. 132-135;
4. Вопросы инклюзивного образования, часть 4. Медицинское и психолого-педагогическое обеспечение. Практическое пособие. [Текст]/Под редакцией Е.В. Коневой. –Ярославль: ГОУ ЯО «Центр помощи детям». -2013. -48 с.;
5. Лошакова И.И., Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов. [Текст]/ Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. -Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ. - 2002.- С. 15-21.;
6. Лапидус В.А., Введение в менеджмент качества: Учебное пособие по дисциплине «Управление качеством продукции». [Текст]/ Лапидус В.А., Серов М.Е. - Н.Новгород: СМЦ «Приоритет». -1997. -163 с.;
7. Лапп Е. А., Экспертиза образовательной среды специального (коррекционного) учреждения. [Текст]/ Лапп Е. А., Шипилова Е. В.// Фундаментальные исследования. -2015.-№2. С. 145-148.;
8. Люхтер Д. Л., Проблемы инклюзивного образования. [Текст]/ Люхтер Д. Л. –СПБ. -2012г.;
9. Методические рекомендации для педагогических работников
образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования
[Текст]/ /авт.сост. М.М.Панасенкова. –Ставрополь:
СКИРО ПК и ПРО, 2012. –46с.;
10. Назарова Н., Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения. [Текст]/ / Назарова Н. // Социальная педагогика. - 2010. - № 1.;
11. Нефедова М.С., Психологические условия школьной образовательной среды. [Текст]/ Нефедова М.С.// Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: рег.сб.науч.тр.–2005. – Вып. 3. –С.18-20.;
12. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ. - 2012. — 92 с.;
13. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание). [Текст]// Вестник Образования России. -2013. -№15.;
14. СанПиН 2.4.2.2821-10. Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [Текст]/.
15. Сунцова А.С., Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. [Текст]/ Сунцова А.С.− Ижевск: Удмуртский университет. - 2013. − 110 с. -4-6 с.;
16. Улановская И. М., Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? [Текст]/ Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. // Вопросы психологии. - 1998. - № 9.;
17. Щербакова Т. Н., К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений. [Текст]/ Щербакова Т. Н.// Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 545-548.;
18. Яковлева Н. Н., Педагогические условия развития коммуникативных умений, учащихся 4 - 5-х классов: Дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Яковлева Н. Н. -СПб.: Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования. – 2005. - 197 с.;
19. Штейнберг В.Э., Теория и практика инструментальной дидактики. [Текст] / Штейнберг В.Э.// Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. -2009. -№ 7. P. 3–12.;
20.http://valeologija.ru/knigi/posobie-po-omz/498-gigienicheskie-trebovaniya-k-shkolnoj-mebeli-i-oborudovaniyu-klassnyx-pomeshhenij-posadke-uchenika-za-partoj.;
21.http://www.kspu.ru/upload/documents/2016/03/09/e7217f8e0b4c53ba697de7d3bab03509/teoriya-i-tehnologii-inklyuzivnogo-obrazovaniya.pdf.

Вопрос-ответ:

Что такое специальная образовательная среда?

Специальная образовательная среда - это среда, созданная для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. В нее входят специальные классы, кабинеты, оборудование и методические материалы, а также особо подготовленные педагоги.

Какими должны быть требования к сертификации специальной образовательной среды?

Для сертификации специальной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях общего вида необходимы определенные требования. К ним относятся наличие специальных классов и кабинетов, наличие квалифицированных педагогов, разработка и внедрение индивидуальных образовательных программ для каждого ребенка с особыми потребностями, а также обеспечение доступности образовательных ресурсов и материалов для всех учеников.

Почему важна сертифицированность специальной образовательной среды?

Сертифицированность специальной образовательной среды важна, поскольку она гарантирует высокий уровень качества образования для детей с особыми образовательными потребностями. Ребенок может получить соответствующую поддержку и развитие, а педагоги имеют необходимые знания и навыки для работы с такими учениками. Кроме того, сертификация специальной образовательной среды позволяет родителям быть уверенными в том, что их ребенок получит соответствующее образование.

Каково состояние проблемы сертифицированности особой образовательной среды в общеобразовательных учреждениях?

Состояние проблемы сертифицированности особой образовательной среды в общеобразовательных учреждениях в настоящее время неоднозначно. Есть школы, которые успешно сертифицируют специальную образовательную среду и создают комфортные условия для детей с особыми потребностями. Однако есть и такие учебные заведения, в которых сертификация не проводится или не выполняются все необходимые требования.

Какие требования предъявляются к специальной образовательной среде в общеобразовательных учреждениях?

Специальная образовательная среда в общеобразовательных учреждениях должна быть сертифицирована и соответствовать определенным требованиям. В ней должны быть созданы условия для полноценного обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Среда должна быть доступной, безопасной и комфортной для всех учащихся.

Что означает сертифицированность специальной образовательной среды?

Сертифицированность специальной образовательной среды означает, что она прошла определенные процедуры проверки и соответствует установленным стандартам и требованиям. Это подтверждает ее качество и готовность предоставлять эффективные условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями.

Какие зоны могут рассматриваться в качестве специальной образовательной среды?

В качестве специальной образовательной среды могут рассматриваться различные зоны, такие как библиотеки, зоны отдыха, специализированные классы и лаборатории, помещения для индивидуальных и групповых занятий. Важно, чтобы эти зоны были оборудованы специальным оборудованием и материалами, соответствующими потребностям детей с особыми образовательными потребностями.

Какие проблемы связаны с сертифицированностью специальной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях?

В настоящее время существуют проблемы, связанные с сертифицированностью специальной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях. Одна из таких проблем - недостаточное финансирование на создание и поддержание качественной среды для детей с особыми образовательными потребностями. Также возникают проблемы с обучением и квалификацией педагогов, работающих в специальной образовательной среде.

Что такое сертифицированность специальной образовательной среды?

Сертифицированность специальной образовательной среды - это процесс оценки и подтверждения соответствия данной образовательной среды установленным стандартам качества. Сертификация позволяет учреждению общего образования получить официальное признание и документальное подтверждение того, что специальная образовательная среда соответствует требованиям и рекомендациям для обучения учащихся с особыми потребностями.

В чем заключается специфика сертифицированности особой образовательной среды в общеобразовательном учреждении?

Сертифицированность особой образовательной среды в общеобразовательном учреждении означает, что данное учреждение имеет сертификат, подтверждающий соответствие его образовательной среды требованиям и нормам для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Это включает в себя наличие специальных помещений, оборудования, программ и квалифицированных специалистов, способных обеспечить качественное обучение и развитие учащихся с особыми потребностями.

Насколько распространена проблема сертифицированности специальной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях?

Проблема сертифицированности специальной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях является актуальной и встречается на разных уровнях. Некоторые учреждения уже прошли процесс сертификации и имеют соответствующие сертификаты, в то время как другие еще не начали эту процедуру или столкнулись с проблемами при ее осуществлении. Однако, вследствие развития внимания к инклюзивному образованию, стремления к равным возможностям для всех учащихся, проблема сертифицированности особой образовательной среды является активно обсуждаемой и постепенно получает все большее внимание.